"Итоговая аттестация по русскому языку для выпускников начальной школы"
Автор: Короленко Людмила Петровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ Домодедовская СОШ № 9 Населённый пункт: Московская область, г.Домодедово Наименование материала: методическая разработка Тема: "Итоговая аттестация по русскому языку для выпускников начальной школы" Раздел: начальное образование
Контрольный измерительный материал по русскому языку,
используемый для оценки качества знаний выпускников 4 классов
1.
Составитель:
Короленко
Людмила
Петровна,
учитель
начальных
классов, МАОУ Домодедовская СОШ №9.
Электронная почта: korolenko64@mail.
ru
2.
Общеобразовательный предмет: русский язык
3.
Направление: контрольно-измерительный материал по теме «Итоговая
аттестация выпускников начальной школы по русскому языку» для 4
класса.
4.
Общее число заданий в комплекте: 25 заданий.
1
Список приложений
Наименование приложения
Вид материала
1.
Комплект
заданий
по
русскому
языку
Печатный вариант заявки
с 1 по 15 стр.
2
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольно-измерительных материалов к заданиям
по теме
«Итоговая аттестация выпускников начальной школы по русскому языку» для
4 класса
1. Назначение КИМов – оценить уровень качества подготовки по курсу
русский язык выпускников 4 х классов общеобразовательных учреждений с
целью установления соответствия их знаний требованиям государственных
образовательных стандартов.
2. Документы, определяющие содержание КИМов.
Содержание КИМов определяется на основе следующих документов:
1.
Обязательный минимум содержания начального общего
образования по предмету (приказ Минобразования России № 56 от
30.06.1999 г.).
2.
Федеральный компонент государственного стандарта начального
образования.
3. Структура КИМов.
КИМ состоит из 25 заданий по отдельным темам курса русского языка
в
форме
тестов
базового
уровня,
которые
позволят
выявить
уровень
подготовки выпускников начальной школы и установить соответствие (или
несоответствие) их знаний требованиям государственных образовательных
стандартов.
Каждое задание от 1 до 25содержат один верный ответ из четырех
предложенных. Задание 25 требует лаконичного ответа (указать порядок
следования предложений в тексте с помощью цифр).
4. Распределение заданий по основным содержательным блокам (темам
разделам) учебного предмета.
Содержательные
блоки
Число
заданий
Максимальный
первичный балл
Процент максимального
первичного балла за задания
данного блока содержания от
максимального
первичного балла за всю работу
Фонетика
4
4
16%
Лексика
1
1
4%
Морфемика и
словообразование
4
4
16%
Грамматика.
Морфология
6
6
24%
Орфография
6
6
24%
Синтаксис.
Пунктуация
3
3
12%
Речь
1
1
4%
Итого:
25
25
100%
3
5. Перечень учебно-методических пособий.
При разработке заданий были использованы следующие учебно-
методические пособия:
1.
Примерные программы по русскому языку для начальной школы (в
соответствии со стандартом 2004 г.).
2.
Русский
язык:
4
класс.
Тренировочные
упражнения
для
любой
системы обучения/ авт.-сост. Н.А.Зотьева. Изд.-Учитель, 2007.
3.
Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 4 класс/авт.-
сост. Л.Ю.Комиссарова. М.: Баласс, 2007.
4.
Русский
язык.
Сборник
проверочных
и
контрольных
работ:
1-4
классы. Шукейло В.А. Изд.:Вентакс-Граф, 2е издание, 2007 г.
5.
Русский язык. 4 класс. Тесты. Дидактические материалы/ авт. Сост.
Ракитина М.Г. Изд.: Айрис-Пресс, 2006 г.
6.
Русский язык. 1-4 классы: Тесты для обобщающего контроля/ авт.
Сост. Шевченко Г.Н. Изд.: «Учитель», 2008 г.
6. Время выполнения работы.
На выполнения тестовой работы отводится 45 минут.
7. План КИМов к заданиям по теме « Итоговая аттестация выпускников
начальной школы порусскому языку» для 4 классов общеобразовательных
учреждений.
Учащиеся каждого класса выполняют работу на два варианта (варианты различны).
Поряд
ко
вый
номер
задания
1
Обозначение
задания в
работе
Проверяемые
элементы
содержания
(разделы курса)
Код
контро-
лируем
ого
элемент
Проверяемые
умения
Макс.
балл за
выполне-
ние
задания
Примерное
время
выполнения
задания
(мин.)
1
А1
Фонетика
1.1
Звуки и буквы
1
1
2
А2
1.2
Согласные звуки
1
1
3
АЗ
1.3
Ударение
1
1
4
А4
1.4
Фонетический
анализ
1
1
5
А5
Лексика
2.1
Синонимы.
Антонимы
1
1
6
А6
Морфемика
3.1
Корень слова
1
1
7
А7
3.2
Значимые части
слова
1
3
8
А8
3.3
Состав слова
1
1
9
А9
3.4
Однокоренные
слова
1
2
10
А10
Грамматика
Морфология
4.1
Самостоятельные
и
служебные
части
речи
1
2
11
А11
4.2
Склонение
имён
существительных
1
2
4
12
А12
4.3
Правописание
падежных
окончаний
и м ё н
прилагательных
1
3
13
А13
4.4
Местоимение
1
1
14
А14
4.5
Глагол.
Основные
признаки.
1
3
15
А15
4.6
Спряжение глаголов
1
3
16
А16
Орфография
5.1
Правописание
безударной
гласной
в корне слова
1
2
17
А17
5.2
Правописание
разделительных ъ и
ь знаков
1
1
18
А18
5.3
Правописание
согласных
в
корне
слова
1
1
19
А19
5.4
Правописание
п р е д л о г о в
и
приставок
1
1
20
А20
5.5
Употребление
мягкого знака после
шипящих
на
конце
слова
1
1
21
А21
5.6
Правописание
орфограмм,
требующие
проверки
1
1
22
А22
Синтаксис
Пунктуация
6.1
Грамматическая
основа
предложения
1
3
23
А23
6.2
Однородные члены
предложения
1
3
24
А24
6.3
Знаки
препинания
при
одно р одны х
членах
1
3
25
А25
Речь
7.1
Текст
1
3
Итого:
25
7
25
45
5
8. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в
целом
При проверке работы считается общее количество набранных
учеником баллов (каждое задание имеет свой максимальный балл).
Набранное
количе ство
баллов
переводится
в
п р о ц е н т ы .
Ориентировочные критерии перевода в пятибалльную систему
«отлично» - 90-100 %,
«хорошо» - 70-89 %,
«удовлетворительно» - 50-69 %,
«не удовлетворительно» - менее 50 %.
Рекомендации по оцениванию работы.
Тестовая работа оценивается по пятибалльной системе. За каждое верно
выполненное задание от 1 до 25 один балл. Каждое из этих заданий содержат
один
верный
ответ
из
четырех
предложенных.
Задание
25
требует
лаконичного ответа (указать порядок следования предложений в тексте с
помощью цифр). Ориентировочные критерии оценки тестовой работы из 25
тестовых заданий:
«не удовлетворительно» - менее 10 баллов,
«удовлетворительно» -
10-15 баллов,
«хорошо» - 16 - 23 баллов,
«отлично» - 24 - 25 баллов
.
9.Дополнительные материалы и оборудование.
Не используются.
10.Условия проведения и проверки тестовой работы (требования к
специалистам).
Во время выполнения тестовых заданий в аудиторию не допускаются
специалисты по предмету, по которому проводится тестирование.
Использование единой инструкции по проведению тестовой работы
позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со
специальным образованием по данному предмету.
Проверку выполненных работ осуществляют учителя – предметники.
11. Матрица ответов.
Обозначение
задания в
работе
Номер верного ответа
I вариант
II вариант
А1
1
3
А2
4
1
АЗ
2
3
А4
2
1
А5
2
4
А6
4
2
А7
3
2
А8
2
3
А9
3
2
А10
3
4
А11
1
4
А12
2
1
6
А13
1
4
А14
3
1
А15
3
4
А16
3
4
А17
2
3
А18
3
1
А19
1
2
А20
2
1
А21
2
1
А22
3
4
А23
2
3
А24
1
4
А25
1
1
Кодификатор элементов содержания заданий по теме
«Итоговая аттестация выпускников начальной школы
по русскому языку» для 4 класса
В основе кодификатора обязательный минимум содержания начального
общего образования (приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999
г.) с учётом Федерального компонента государственного стандарта общего
образования (приказ Минобразования России от5 марта 2004 г. № 1089).
Код
раздела
Код
контролируемого
материала
Элементы содержания,
проверяемые контрольными
измерительными материалами
1
Фонетика
1.1
Звуки и буквы
1.2
Согласные звуки
1.3
Ударение
1.4
Фонетический анализ
2
Лексика
2.1
Синонимы. Антонимы
3
Морфемика
3.1
Корень слова
3.2
Значимые части слова
3.3
Состав слова
3.4
Однокоренные слова
4
Грамматика. Морфология .
4.1
Самостоятельные и служебные части речи
4.2
Склонение имён существительных
4.3
Правописание падежных окончаний имён
прилагательных
4.4
Местоимение
4.5
Глагол. Основные признаки.
4.6
Спряжение глаголов
5
Орфография
5.1
Правописание безударной гласной в корне
7
слова
5.2
Правописание разделительных ъ и ь знаков
5.3
Правописание согласных в корне слова
5.4
Правописание предлогов и приставок
5.5
Употребление мягкого знака после шипящих в
конце слова
5.6
Правописание орфограмм, требующие
проверки
6
Синтаксис. Пунктуация.
6.1
Грамматическая основа предложения
6.2
Однородные члены предложения
6.3
Знаки препинания при однородных членах
7
Речь
7.1
Текст
Проверочная тестовая работа
по теме «Итоговая аттестация выпускников начальной школы
по русскому языку» для 4 класса образовательных учреждений
Перечень учебно-методических пособий
7.
Примерные программы по русскому языку для начальной школы (в
соответствии со стандартом 2011 г.).
8.
Русский
язык:
4
класс.
Тренировочные
упражнения
для
любой
системы обучения/ авт.-сост. Н.А.Зотьева. Изд.-Учитель, 2007.
9.
Дидактический материал к учебнику «Русский язык» 4 класс/авт.-
сост. Л.Ю.Комиссарова. М.: Баласс, 2013.
10.Русский
язык.
Сборник
проверочных
и
контрольных
работ:
1-4
классы. Шукейло В.А. Изд.:Вентакс-Граф, 2е издание, 2007 г.
11.Русский язык. 4 класс. Тесты. Дидактические материалы/ авт. Сост.
Ракитина М.Г. Изд.: Айрис-Пресс, 2006 г.
12.Русский язык. 1-4 классы: Тесты для обобщающего контроля/ авт.
Сост. Шевченко Г.Н. Изд.: «Учитель», 2008 г.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение заданий проверочной тестовой работы по отдельным
темам курса русский язык отводится 45 минут. Тесты включают 25 заданий с
выбором ответа. Каждое задание от 1 до 25 содержат один верный ответ из
четырех предложенных. Задание 25 требует лаконичного ответа (указать
порядок следования предложений в тексте с помощью цифр)
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для
экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу,
и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас
останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ оценивается одним баллом в заданиях от 1 до 25.
Баллы,
полученные
вами
за
все
выполненные
задания,
суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно
больше баллов.
Желаем успеха!
8
Русский язык
4 класс
Вариант 1
При выполнении заданий теста выберите правильный на ваш взгляд
ответ. В бланке ответов, в столбике под номером задания (А1-А25),
поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру
выбранного вами ответа.
А1 . В каком слове согласных звуков больше, чем гласных?
1)
яхта
2)
олень
3)
море
4)
озеро
А2. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1)
окунь
2)
речка
3)
шинель
4)
щуки
А3. Значение, какого слова изменится при переносе ударения на другой
слог?
1)
валенок
2)
замок
3)
промок
4)
кулёк
А4. В каком двусложном слове звуков больше, чем букв?
1)
мальчик
2)
ёлка
3)
Юлия
4)
съезд
А5.
Какое
слово
является
противоположным
по
значению
к
слову
мощный ?
1) сильный
2) слабый
3) спокойный
4) могучий
А6. В каком слове корень стоит в начале слова?
1)
наборщик
2)
наклейка
3)
напильник
4)
надежда
А7. Укажите верное высказывание для приставки:
1)
Изменяемая
часть
слова,
которая
служит
для
связи
слов
в
предложении.
2)
Часть слова без окончания.
3)
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования
новых слов.
4)
Часть слова, которая является общей для родственных слов.
А8. Какое слово имеет следующий состав: приставка, корень, суффикс,
окончание?
1)
тропка
2)
беззаветный
3)
подходим
4)
походы
9
А9. В какой строчке все слова являются однокоренными?
1)
Гром, громкость, громадный
2)
Жалость, жалкий, жалоба, жалить
3)
Мышь, мышка, мышонок, мышиный
4)
Сдача, удачливый, сдавать.
А10 . Какой части речи отсутствует слово в данном предложении?
Кружится в воздухе листва.
1)
глагол
2)
существительное
3)
прилагательное
4)
предлог
А11. В какой строчке есть имя существительное в винительном падеже?
1) повесить зеркало
2) течение реки
3) расположение города
4) заряд бодрости
А12. В окончании какого прилагательного пропущена буква –и?
1)
в соседн.й роще
2)
за ближн.м лесом
3)
в утренн.м тумане
4)
с син.й лентой
А13. Какое из этих слов указывает на предмет, но не называет его?
1)
оно
2)
из
3)
окно
4)
прыгает
А14. В каком предложении заключено верное высказывание о глаголе?
1) От всех глаголов можно образовать три формы времени.
2) Глаголы употребляются с предлогами.
3) Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.
4) Число глагола можно определить в неопределённой форме.
А15. В какой строке находятся глаголы 2 спряжения?
1)
Думать, краснеть, тянуть.
2)
Решать, встречать, запрещать.
3)
Сеять, полоть, смотреть.
4)
Сочинять, белеть, зеленеть.
А16. В каком словосочетании пропущены обе буквы а ?
1)
в.сточная стр.на
2)
сах…рный тр…стник
3)
кр…сивый пл…ток
4)
д..ждливый …ктябрь
А17. В каком слове пропущен разделительный твёрдый знак ъ ?
1)
в…юга
2)
с…едобный
3)
сош…ют
4)
молодёж…
А18. Какие буквы пропущены в данных словах?
Ска…ка, опас…ный, грус…ный, моро…
1)
з – т – т – з
2)
с - _ - т – з
3)
з - _ - т – з
4)
з – т – т – с
А19. В каком варианте ответов указано слово с предлогом?
10
1)
(на)ветру
2)
(на)ходить
3)
(под)ставка
4)
(от)казать
А20. В какой строчке всех слов нужно писать мягкий знак на конце слова?
1)
сторож…, богач…, рож…
2)
мыш…, молодёж…, доч…
3)
мяч…, палач…, дич…
4)
манеж…, малыш…, клич…
А21. Укажите слово, к которому нужно подобрать проверочное слово.
1)
д…ставка
2)
в…лчица
3)
с…бака
4)
в…юга
А22. Укажите грамматическую основу предложения.
Тёмные тучи скрыли солнце.
1)
тёмные тучи
2)
скрыли солнце
3)
тучи скрыли
4)
скрыли тёмные
А23. В каком из предложений есть однородные сказуемые?
1)
Зима лютая хотела заморозить людей, зверей и птиц.
2)
Кот выгнул спину, зашипел и ударил лапой Жучку.
3)
Солнце горячими лучами жгло кожу на лице и руках.
4)
Близко от проталин скоро зазеленеют листочки и травка.
А24. В каком из этих предложений между однородными членами нужна запятая?
1)
Горы арбузов дынь, помидоров покрывали базарную площадь.
2)
Мороз заковал озеро и реки льдом.
3)
Всякому нужен завтрак, обед и ужин.
4)
Мир, счастье и труд рядом живут.
А25. Составьте из предложений текс.
1.
А какие они шалунишки!
2.
Очень смешно, когда они стараются забраться на мамину спину.
3.
Они ещё совсем маленькие.
4.
У нашей кошки недавно родились котята.
5.
То и дело затевают возню друг с другом.
1)4,3,2,1,5 2) 2,3,5,1,4 3) 3,1,2,5,4 4) 1,3,5,2,4
11
Русский язык
4 класс
Вариант 2
При выполнении заданий теста выберите правильный на ваш взгляд
ответ. В бланке ответов, в столбике под номером задания (А1-А25),
поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру
выбранного вами ответа.
А1 . В каком слове согласных звуков больше, чем гласных?
1)
осень
2)
небо
3)
ясень
4)
овощи
А2. В каком слове все согласные звуки мягкие?
1)
печать
2)
печка
3)
якорь
4)
житель
А3. Значение, какого слова изменится при переносе ударения на другой
слог?
1)
флажки
2)
снежки
3)
кружки
4)
пеньки
А4. В каком двусложном слове звуков больше, чем букв?
1)
ёжик
2)
пальчик
3)
отъезд
4)
Елена
А5. Какие из этих слов является близкими по значению?
1) ночь, звёзды
2) подземный, подводный
3) река, рыба
4) жара, зной
А6. В каком слове корень стоит в начале слова?
1)примерка
2) принцесса
3) прищепка
4) прибыль
А7. Укажите верное высказывание для суффикса:
1)
Изменяемая
часть
слова,
которая
служит
для
связи
слов
в
предложении.
2)
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования
новых слов.
3)
Часть слова без окончания.
4)
Часть слова, которая является общей для родственных слов.
А8. Какое слово имеет следующий состав: приставка, корень, суффикс,
окончание?
1)
пробег
2)
пробковый
3)
заморозки
4)
закат
А9. В какой строчке все слова являются однокоренными?
12
1)
Сыпь, сыпучий, сыпать, выспаться
2)
Лёгкий, легонько, легковой, облегчить
3)
Смышлёный, мышь, мышонок, мышка
4)
Дружок, дружки, подруга, подражать.
А10. Какой части речи отсутствует слово в данном предложении?
Пахнет сеном молодым и смолой вишнёвой.
1)
глагол
2)
существительное
3)
прилагательное
4)
предлог
А11. В какой строчке есть имя существительное в родительном падеже?
1) играть во дворе
2) помочь маме
3) читать о природе
4) отплыть от берега
А12. В окончании какого прилагательного пропущена буква –е?
1)
в утренн…м тумане
2)
с утрени… туманом
3)
за утренн…м поездом
4)
с утренн…м солнцем
А13. Какое из этих слов указывает на предмет, но не называет его?
5)
дверь
1)
читает
2)
через
3)
он
А14. В каком предложении заключено верное высказывание о глаголе?
1) Глаголы с частицей не пишутся раздельно.
2) Время глагола можно определить, если он стоит в неопределённой
форме.
3) В предложении глагол чаще всего является второстепенным членом
предложения.
4) Все глаголы можно изменить по родам.
А15. В какой строке находятся глаголы 1 спряжения?
1)
Любить, говорить, ходить.
2)
Бежать, летать, кружить.
3)
Молчать, кричать, получать
4)
Зеленеть, сгибать, брить.
А16. В каком словосочетании пропущены обе буквы о ?
1)
б…льшое сп…сибо
2)
к…роткие с…поги
3)
…втобусная …становка
4)
ст…рожевая с…бака
А17. В каком слове пропущен разделительный мягкий знак ь ?
1)
в…ехал
2)
с…езд
3)
ш…ют
4)
ноч…ной
А18. Какие буквы пропущены в данных словах?
Гла…ки, грус…ный, трос…ник, привё…
1)
з – т – т – з
2)
с - _ - т – з
3)
з - _ - т – з
4)
з – т – т – с
13
А19. В каком варианте ответов указано слово без предлога?
1)
(в)подвале
2)
(в)ходной
3)
(под)деревом
4)
(на)горизонте
А20. В какой строчке всех слов нужно писать мягкий знак на конце слова?
1)
помощ…, рож…, брош…
2) калач…, дич…, чертёж…
3) обруч…, молодёж…, мыш…
4) плач…, ноч…, ландыш…
А21. Укажите слово, к которому нужно подобрать проверочное слово к пропущенной
букве.
1)
н…сильщик
2)
п…бежал
3)
лист…я
4)
согр…ет
А22. Укажите грамматическую основу предложения.
В поле налилась золотистая рожь.
1)
налилась в поле
2)
рожь в поле
3)
рожь золотистая
4)
налилась рожь
А23. В каком из предложений есть однородные подлежащие?
1)
Солнце освещало поле, холмы, рощи.
2)
Дул тёплый ветер, и глыбы льда напирали друг на друга.
3)
Летом зреют рожь, пшеница, овёс и ячмень.
4) Алёша ловил в лесу снегирей, щеглов.
А24. В каком из этих предложений между однородными членами нужна запятая?
1)
Ветер срывает листья с лип, дубков, берёз.
2)
Диваны, столы и стулья были сделаны из красного дерева.
3)
Без соли и хлеба плохая беседа.
4)
Ребята смастерили кормушку повесили на дерево , насыпали корм.
А25. Составьте из предложений текс.
1.