Цели:
Обучение сравнительному описанию внешнего вида животных.
Развитие фонематического слуха.
Составление сложных предложений с противительным союзом «а».
Развитие логического мышления.
Оборудование: предметные картинки с изображением домашних животных и
их детенышей, сюжетная картинка «Сельский двор».
Ход урока.
Организационный момент.
Дидактическая игра «Узнай по голосу».
Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их
детенышей. Узнав животное по голосу, ребенок показывает картинку и
садится на место.
Основная часть.
Игра «Сельский двор»
Учитель показывает картинку «Сельский двор».
Учитель: Послушайте небольшой рассказ и ответьте на вопросы.
В деревне Сосновка жил- был крестьянин Иван Петров. У него были
большой двор и много домашних животных. За ними он хорошо ухаживал, и
животные были благодарны своему хозяину.
Учитель: Ребята, а теперь назовите, какие животные жили у Ивана Петрова?
Дети рассказывают опираясь на сюжетную картинку «Сельский двор»
Дети: Корова, лошадь, свинья, овца, собака, кошка.
Учитель: как вы думаете, каким образом они благодарили своего хозяина?
Дети: Корова давала молоко, лошадь возила грузы, овца давала шерсть,
собака сторожила дом, кошка ловила мышей.
Учитель: У всех животных был свой дом. Назовите, каких домах жили
животные Ивана Петрова?
Дети: Корова жила в коровнике, лошадь – в конюшне, овца –в хлеве, свинья –
в свинарнике, собака – в конуре, кошка –вместе с хозяином в доме.
Игра – упражнение «Угадай животное по описанию»
Учитель: Большая, лохматая, пятнистая, длинношерстная, злая, вислоухая.
Дети: Собака.
Один из детей показывает собаку, помещает ее в «Сельский двор» и
повторяет все слова- признаки. То же делается со всеми другими животными.
Учитель: Спокойная, большая, ласковая, грустная, рогатая, бодливая.
Дети: Корова.
Учитель: Сильная, резвая, быстроногая, выносливая, стройная, гривастая.
Дети: Лошадь.
Учитель: Толстая, неторопливая, жирная, ленивая, неприхотливая, грязная.
Дети: Свинья.
Учитель: Кудрявая, короткохвостая, глупая.
Дети: Овца.
Учитель: Пушистая, ласковая, игривая, длиннохвостая, мурлыкающая.
Дети: Кошка.
Учитель: Гладкошерстная, тонконогая, рогатая, бодливая, остромордая,
бородатая, спокойная.
Дети: Коза.
Физкультминутка
Учитель читает стихотворение, дети выполняют движения, соответствующие
тексту.
Учитель:
Осторожно, словно кошка,
От дивана до окошка
На носочках я пройдусь.
Лягу и в кольцо свернусь,
А теперь пора проснуться.
Распрямиться и проснуться.
Я легко с дивана спрыгну,
Спинку я дугою выгну,
И из блюдца молочко
Полакаю язычком.
Описание коровы и свиньи по плану
Учитель: Назовите, чем похожи корова и лошадь.
Дети: Свинья и корова – это большие (крупные) домашние животные. У них
продолговатая голова, сильные и крепкие ноги с копытами, длинный хвост и
хвост крючком, тело покрыто короткой, гладкой шерстью.
Учитель: А теперь скажите, чем корова и свинья отличаются друг от друга?
Дети: У коровы есть рога, а у свиньи их нет. У свиньи есть пятачок, а у
коровы –нет. У свиньи копыта сплошные, а у коровы – раздвоенные. У
лошади хвост похож на метлу, а у свиньи - крючком. Корова дает молоко.
Итог урока
Учитель: О каких животных говорили?
Дети: О домашних.
Учитель: Назовите домашних животных.
Дети: Корова, лошадь, кошка, овца, собака, свинья.