Автор: Аксенова Дарья Викторовна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МАОУ СОШ №36 Населённый пункт: г. Кемерово Наименование материала: Ролевая игра "Проба на роль" Тема: Профориентационная деятельность Раздел: дополнительное образование
«Психология профессионального выбора»
Д л я
с т а р ш е к л а с с н и ко в
а к т у а л ь н о й
я в л я е т с я
п р о б л е м а
профессионального
самоопределения.
Для
того,
чтобы
выпускники
были
готовы
соответствовать
этим
требованиям,
им
необходима
психолого-
педагогическая
поддержка.
Помочь
им
ориентироваться
в
сложном
мире
труда призвана программа «Психология профессионального выбора», которая
носит социально-педагогическую направленность и развивается в рамках
основного общего образования.
Цель
программы: формирование
готовности
выпускников
к
профессиональному самоопределению.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
-
сформировать
установку
на
профессиональное
и
лично стное
самоопределение;
-
способствовать
формированию
актуального
для
выпускников
«информационного
поля»:
теоретических
представлений
и
понятий,
связанных с миром профессий;
- обеспечить участников психодиагностическими средствами самопознания
личности, своих интересов и склонностей;
-
содействовать
развитию
у
выпускников
коммуникативной
культуры
(овладению
способам
и
приемам
конструктивного
взаимодействия
с
окружающими).
Данная образовательная программа отличается тем, что в процессе
обучения посредством самоанализа и практической деятельности (ролевых
игр,
творческих
заданий,
тренинговых
занятий)
школьники
познают
мир
профессий, соотносят свои индивидуальные особенности с требованиями,
которые предъявляет интересующая их профессия. Реализация программы
помогает
старшекласснику
в
выборе
профе ссии,
разрешению
1
психологических трудностей, развитию взаимного уважения и уверенности в
себе.
Возраст обучающихся и сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года, всего 532 часа, реализуется в системе
основного общего образования для обучающихся 16-17 лет.
З а н я т и я
н а 1-ом
году
обучения
направлены
на
получение
обучающимися представлений о себе как о личности, а также на расширение
возможностей
установления
контактов
в
различных
ситуациях
общения,
отработку навыков понимания себя и других людей.
Известно,
что
далеко
не
каждый
человек
способен
безошибочно
определить свои интересы и род будущей профессиональной деятельности.
Профессиональная
диагностика,
моделируемые
ситуации,
игровые
упражнения на занятиях 2-го года обучения позволяют старшеклассникам
изучить собственные интересы, проверить способности к тому или иному
виду профессиональной деятельности, сделать осознанный выбор.
Формы и режим занятий:
Занятия носят познавательный, творческий, развивающий характер, так
как
в
программу
включены
игровые
методы,
диагностические
методики,
тренинговые
занятия,
ролевые
игры,
видео-и
аудиоматериалы
по
теме,
встречи с представителями разных профессий. Занятия проводятся 2 раза в
неделю по 1 академическому часу.
Материально-техническое оснащение:
Просторный удобный кабинет, компьютер для показа видеоматериалов
и слайд-шоу, диктофон для воспроизведения аудиозаписей, мягкие модули
для проведения занятий.
Эффективность
изучаемого
курса
позволяют
оценить
такие
формы
подведения итогов как дидактические тесты, интеллектуальные игры, научно-
практические
конференции,
различные
творческие
фестивали,
а
также
экспертные оценки педагогов.
2
Профориентационная ролевая игра
Одним
из
традиционных
в
нашем
учреждении
я вл я е т с я
профориентационная ролевая игра «Проба на роль» .
Цель игры: формирование интереса к разным профессиям.
Задачи:
- дать базовые сведения о профессиональной деятельности;
-
смоделировать
основные
элементы
профессиональной
деятельности
в
сферах «Ч-Ч», «Ч-Т», «Ч-П», «Ч-З», «Ч-Х»;
-
методом
проб
выявить
интересы
учащихся
к
определенному
виду
практической деятельности;
- сформировать потребности в дальнейшем изучении и совершенствовании
профессиональной деятельности.
Возраст: обучающиеся 11 классов, 17 лет.
Этапы работы:
I.
Планирование
мероприятия.
Подготовка
методической
базы,
составление графика сотрудничества со специалистами, определение
путей подведения итогов мероприятия ( Понедельник ).
II. Проведение мероприятия.
1
этап:
Обучающиеся
закрепляются
за
специалистами
и
методами
наблюдения
и
интервью
пополняют
свои
знания
о
мире
профессий
( Вторник ).
Вопросы для интервью:
- Расскажите о своей профессии?
- Когда вы решили стать… и почему?
- Какие были ваши первые шаги в профессии?
- Что для вас было самым сложным в работе?
- Положительные и отрицательные стороны в вашей деятельности?
- Опишите свою рабочую обстановку.
- В чем секрет вашего успеха?
- Какие советы вы можете дать новичкам?
3
- По-вашему мнению, какими качествами должен обладать специалист в
данной области?
- Топ 5-ти наиболее эффективных тактик в работе?
2
этап: Ведение протокола наблюдения работы специалиста, частичное
выполнение обязанностей (под контролем специалиста) – среда, четверг.
Задания для работы.
Библиотекарь: выдача и комплектация литературного фонда.
Психолог:
участие
в
проведении
психологического
исследования,
его
количественный и качественный анализ.
Специалист
по
кадрам:
участие
в
приеме,
переводе
и
увольнении
человека.
Воспитатель ГПД: планирование режима дня и развивающих занятий для
детей.
Учитель начальных классов: помощь в создании конспекта урока и его
проведение.
Журналист: поиск, анализ и обработка информации для публикации по
теме.
Хореограф: отработка танцевальной комбинации.
Тренер: подбор комплекса упражнения для тренировки.
Переводчик: работа с языком, перевод текста.
Филолог: изучение текстов, проведение их смыслового анализа.
Химик-лаборант: участие в проведении исследований, ведение журнала
полученных результатов.
Врач: участие в осмотре больного под контролем специалиста, заполнение
электронной базы данных по пациенту.
Социальный педагог: участие в разработке мер по сплочению детского
коллектива.
Экономист: участие в расчетах данных.
Охранник:
ведение
журнала
учета
посетителей,
мониторинг
безопасности.
Повар: участие в контроле качества продукции.
4
Историк: изучение и анализ исторических данных.
Эколог: участие в разработке контроля и мер экологической безопасности.
Подведение итогов мероприятия.
Форма: фотоотчет
на
12
минут
для
10-ти
классников.
Обучающиеся
делятся на группы по типу профессий: человек-человек, человек-техника,
человек-природа, человек-знак, человек-художественный образ и делятся
проведенным
интервью
со
специалистом
(рассматривают
ключевые
вопросы), показывают фотоколлаж. Итого, подведение итогов длится для
каждого 10-го класса 1 час.
III.
Анализ
мероприятия
«Проба
на
роль». Проведенная работа
анализируется
специалистом
по
профориентации,
педагогическим
коллективом, родителями, самими обучающимися.
Показатель результативности:
- качество выполненных обязанностей деятельности;
- составление профессиограммы опробованной профессии (на начало и
окончание мероприятия).
5
Список литературы
1.
Боровская Л. Н. Анкеты по профориентации для старшеклассников.
// Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С. 56-59.
2.
Пиляй
Н.
В. Организация
профориентационной
работы
в
школе.
// Справочник классного руководителя. - 2007. - № 9. - С. 14-19.
3.
Пряжников
Н.
Лекции,
игры,
упражнения
и
другие
способы
заинтересовать
школьников
профессиональным
самоопределением.
// Директор школы. - 2008. - № 6. - С. 84-90.
4.
Резапкина
Г.В.
О б зо р
И н т е р н е т -р е су р с о в
п о
в о п р о с а м
профессионального самоопределения // Научно - методический журнал
заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2011. - № 7.
- С. 98-116.
5.
Соловцова
Е.
Профессиональная
ориентация,
деятельность
и
личностная одаренность. Что такое одаренность, способность и зачем
их надо учитывать при профориентации // Народное образование. –
2006. - № 8. - С.189-193.
6.
Тутубалина Н. В. Твоя будущая профессия. - Ростов н/Д.: Феникс,2006.
- 288 с.
7.
Чистякова
С.
Н. Практика
профессиональных
проб
в
российских
школах. Профориентация. // Школьные технологии. - 2007. - № 3. - С.
86-92.
6