Напоминание

Профориентационная деятельность


Автор: Аксенова Дарья Викторовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ СОШ №36
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Ролевая игра "Проба на роль"
Тема: Профориентационная деятельность
Раздел: дополнительное образование





Назад





Профориентационная ролевая игра

«Проба на роль»

в рамках образовательной программы

«Психология профессионального выбора»
Д л я с т а р ш е к л а с с н и ко в а к т у а л ь н о й я в л я е т с я п р о б л е м а профессионального самоопределения. Для того, чтобы выпускники были готовы соответствовать этим требованиям, им необходима психолого- педагогическая поддержка. Помочь им ориентироваться в сложном мире труда призвана программа «Психология профессионального выбора», которая носит социально-педагогическую направленность и развивается в рамках основного общего образования.
Цель

программы:
формирование готовности выпускников к профессиональному самоопределению. Достижение поставленной цели связывается с решением следующих
задач:
- сформировать установку на профессиональное и лично стное самоопределение; - способствовать формированию актуального для выпускников «информационного поля»: теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий; - обеспечить участников психодиагностическими средствами самопознания личности, своих интересов и склонностей; - содействовать развитию у выпускников коммуникативной культуры (овладению способам и приемам конструктивного взаимодействия с окружающими). Данная образовательная программа отличается тем, что в процессе обучения посредством самоанализа и практической деятельности (ролевых игр, творческих заданий, тренинговых занятий) школьники познают мир профессий, соотносят свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Реализация программы помогает старшекласснику в выборе профе ссии, разрешению 1
психологических трудностей, развитию взаимного уважения и уверенности в себе.
Возраст обучающихся и сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 2 года, всего 532 часа, реализуется в системе основного общего образования для обучающихся 16-17 лет. З а н я т и я н а
1-ом

году

обучения
направлены на получение обучающимися представлений о себе как о личности, а также на расширение возможностей установления контактов в различных ситуациях общения, отработку навыков понимания себя и других людей. Известно, что далеко не каждый человек способен безошибочно определить свои интересы и род будущей профессиональной деятельности. Профессиональная диагностика, моделируемые ситуации, игровые упражнения на занятиях
2-го года обучения
позволяют старшеклассникам изучить собственные интересы, проверить способности к тому или иному виду профессиональной деятельности, сделать осознанный выбор.
Формы и режим занятий:
Занятия носят познавательный, творческий, развивающий характер, так как в программу включены игровые методы, диагностические методики, тренинговые занятия, ролевые игры, видео-и аудиоматериалы по теме, встречи с представителями разных профессий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Материально-техническое оснащение:
Просторный удобный кабинет, компьютер для показа видеоматериалов и слайд-шоу, диктофон для воспроизведения аудиозаписей, мягкие модули для проведения занятий. Эффективность изучаемого курса позволяют оценить такие формы подведения итогов как дидактические тесты, интеллектуальные игры, научно- практические конференции, различные творческие фестивали, а также экспертные оценки педагогов. 2

Профориентационная ролевая игра
Одним из традиционных в нашем учреждении я вл я е т с я профориентационная ролевая игра
«Проба на роль»
.
Цель игры:
формирование интереса к разным профессиям.
Задачи:

-
дать базовые сведения о профессиональной деятельности; - смоделировать основные элементы профессиональной деятельности в сферах «Ч-Ч», «Ч-Т», «Ч-П», «Ч-З», «Ч-Х»; - методом проб выявить интересы учащихся к определенному виду практической деятельности; - сформировать потребности в дальнейшем изучении и совершенствовании профессиональной деятельности.
Возраст:
обучающиеся 11 классов, 17 лет.
Этапы работы:

I.

Планирование

мероприятия.
Подготовка методической базы, составление графика сотрудничества со специалистами, определение путей подведения итогов мероприятия (
Понедельник
).
II. Проведение мероприятия.

1

этап:
Обучающиеся закрепляются за специалистами и методами наблюдения и интервью пополняют свои знания о мире профессий (
Вторник
).
Вопросы для интервью:
- Расскажите о своей профессии? - Когда вы решили стать… и почему? - Какие были ваши первые шаги в профессии? - Что для вас было самым сложным в работе? - Положительные и отрицательные стороны в вашей деятельности? - Опишите свою рабочую обстановку. - В чем секрет вашего успеха? - Какие советы вы можете дать новичкам? 3
- По-вашему мнению, какими качествами должен обладать специалист в данной области? - Топ 5-ти наиболее эффективных тактик в работе?
2

этап:
Ведение протокола наблюдения работы специалиста, частичное выполнение обязанностей (под контролем специалиста) –
среда, четверг.

Задания для работы.

Библиотекарь:
выдача и комплектация литературного фонда.
Психолог:
участие в проведении психологического исследования, его количественный и качественный анализ.
Специалист

по

кадрам:
участие в приеме, переводе и увольнении человека.
Воспитатель ГПД:
планирование режима дня и развивающих занятий для детей.
Учитель начальных классов:
помощь в создании конспекта урока и его проведение.
Журналист:
поиск, анализ и обработка информации для публикации по теме.
Хореограф:
отработка танцевальной комбинации.
Тренер:
подбор комплекса упражнения для тренировки.
Переводчик:
работа с языком, перевод текста.
Филолог:
изучение текстов, проведение их смыслового анализа.
Химик-лаборант:
участие в проведении исследований, ведение журнала полученных результатов.
Врач:
участие в осмотре больного под контролем специалиста, заполнение электронной базы данных по пациенту.
Социальный педагог:
участие в разработке мер по сплочению детского коллектива.
Экономист:
участие в расчетах данных.
Охранник:
ведение журнала учета посетителей, мониторинг безопасности.
Повар:
участие в контроле качества продукции. 4

Историк:
изучение и анализ исторических данных.
Эколог:
участие в разработке контроля и мер экологической безопасности.
Подведение итогов мероприятия.

Форма:
фотоотчет на 12 минут для 10-ти классников. Обучающиеся делятся на группы по типу профессий: человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек-знак, человек-художественный образ и делятся проведенным интервью со специалистом (рассматривают ключевые вопросы), показывают фотоколлаж. Итого, подведение итогов длится для каждого 10-го класса 1 час.
III.

Анализ

мероприятия

«Проба

на

роль».
Проведенная работа анализируется специалистом по профориентации, педагогическим коллективом, родителями, самими обучающимися.


Показатель результативности:
- качество выполненных обязанностей деятельности; - составление профессиограммы опробованной профессии (на начало и окончание мероприятия). 5

Список литературы
1.
Боровская Л. Н.
Анкеты по профориентации для старшеклассников. // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С. 56-59. 2.
Пиляй

Н.

В.
Организация профориентационной работы в школе. // Справочник классного руководителя. - 2007. - № 9. - С. 14-19. 3.
Пряжников

Н.
Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников профессиональным самоопределением. // Директор школы. - 2008. - № 6. - С. 84-90. 4.
Резапкина

Г.В.
О б зо р И н т е р н е т -р е су р с о в п о в о п р о с а м профессионального самоопределения // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2011. - № 7. - С. 98-116. 5.
Соловцова

Е.
Профессиональная ориентация, деятельность и личностная одаренность. Что такое одаренность, способность и зачем их надо учитывать при профориентации // Народное образование. – 2006. - № 8. - С.189-193. 6.
Тутубалина Н. В.
Твоя будущая профессия. - Ростов н/Д.: Феникс,2006. - 288 с. 7.
Чистякова

С.

Н.
Практика профессиональных проб в российских школах. Профориентация. // Школьные технологии. - 2007. - № 3. - С. 86-92. 6


В раздел образования