Напоминание

ОСТРОВ БЕЗОПАСНОСТИ


Автор: Кальчугина Надежда Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДДТ города Белово
Населённый пункт: Беловский городской округ
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: ОСТРОВ БЕЗОПАСНОСТИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества города Белово» Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
«Остров безопасности»
Возраст детей 10-12 лет Срок реализации 1 год Составитель: Кальчугина Надежда Валерьевна педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ города Белово

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа внеурочной деятельности «Остров Безопасности» имеет спортивно-оздоровительное направление с элементами социального и общекультурного направлениям развития личности. Программа направлена на развитие физических, познавательных умений и навыков обучающихся, формирование умения обобщать полученные знания и использовать их на практике. Программа «Остров Безопасности» ориентирована на обучающихся 5 классов.
Новизна
данной программы заключается в том, что в ней заложены межпредметные связи и преемственность содержания образования: развивает физически активного обучающегося, основывается на знаниях и навыках, полученных на уроках физкультуры, природоведения, основ безопасности жизнедеятельности и дополняет их основные образовательные курсы.
Педагогическая целесообразность
программы состоит в том, что знания и умения, полученные на занятиях по программе, не только помогут физическому совершенствованию обучающегося, но и способствуют более глубокому изучению школьных дисциплин; учат самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем; позволяют подготовить обучающегося, способного гибко адаптироваться к меняющимся жизненным условиям. В ходе обучения по программе обучающиеся получают базовые знания и умения по основам туризма, ориентирования, краеведения овладевают практическими умениями выживания в природных условиях.
Цель программы:
Формирование, физических качеств, нравственных ценностей и коммуникативной компетентности обучающихся в процессе занятий спортивным туризмом, спортивным ориентированием, краеведением.

Задачи программы:

обучающие:
 научить практическим умениям и навыкам поведения в экстремальных ситуациях;  дать доступные знания по туризму, краеведению, спортивному ориентированию, экологии, медицине;
развивающие:
 развить физические и нравственные качества;  развить у обучающихся способность к целеполаганию, рефлексии, самосовершенствованию, самоопределению;  формировать сознательное и ответственное отношение к вопросам личной и общественной безопасности;
воспитательные:
 воспитать социально – активного обучающегося;  привить культуру здорового образа жизни;  привить интерес к путешествиям, любовь к родному краю и бережное отношение к природе;  воспитать толерантную и бесконфликтную личность.
Отличительными особенностями
данной образовательной программы являются:  расширенный спектр задач в соответствии с обозначенными направлениями; в программе органично сочетается изучение материала с включением регионального компонента. 
Режим работы:
Занятия проводятся 1 раз в неделю 1 час. 

Приемы и методы
Программа предполагает использование следующие методы обучения: 1. информационные - беседа, рассказ, консультация, демонстрация, обзор, объяснение; 2. операционные – работа с литературой, схемами, программами, карточками; 3. практические – упражнения, тренинги; фотосъемки, тренировки, походы выходного дня, и т. д. 4. творческие – выпуск газет, листовок, плакатов; 5. контроля и обратной связи – анализ и самоанализ; анкетирование, тестирование, викторина. На занятиях широко применяются разнообразные наглядные пособия: плакаты, памятки, фотографии, видеофильмы, схемы тренировок, спортивные и топографические карты и т.д. В обучении применяются техниче ские средства: теле- и видеоаппаратура, магнитофон, фотоаппараты, компьютер.
Планируемые результаты

освоение обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные:
У выпускника будут сформированы: - ориентации на понимание причин успеха в деятельности; - внутренняя позиция обучающегося, направленная на положительное отношение к учению; - положительная мотивация к учебной деятельности;
- понимание причины успеха в учебной деятельности; - способность к самооценке; - нравственное содержание личности. Выпускник получит возможность для формирования: - компетентности в реализации физических способностей; - устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; - адекватной самооценки; - компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; - взаимоуважительное этическое отношение партнеров.
Метапредметные:
1. Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник научится: - ставить учебную задачу; - планировать свои действия в связи с поставленной задачей; - контролировать результат; - вносить коррективы. Выпускник получит возможность научиться: - ставить познавательную задачу; - самостоятельно оценивать правильность выполнения действий по решению познавательной задачи;
- вносить необходимые коррективы как в ходе, так и после выполнения действия. 2. Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится: - использовать карты, схемы при решении познавательных и поисковых задач; - осуществлять анализ с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; - сравнивать и классифицировать; - строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. - приобретать и осуществлять практические навыки и умения. Выпускник получит возможность научиться: - строить речевое высказывание; - осуществлять выбор эффективного решения задачи в зависимости от условий; - осуществлять синтез, сравнение, классификацию; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. 3. Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе и несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - формировать собственное мнение; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: - учитывать мнения и интересы других людей, обосновывать собственную позицию; - продуктивно разрешать конфликты; - задавать вопросы; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно использовать речевые средства .
Предметные
Выпускник научится: -ориентироваться на местности с помощью компаса и карты, местным признакам; -пользоваться личным и групповым туристским снаряжением; -приёмами оказания первой медицинской помощи; -навыками разжигания костра, установки палатки, приготовления пищи в походных условиях; Выпускник получит возможность научится:
- мобилизации физических и умственных сил на осуществление поставленных задач для достижения цели; творческому подходу к объекту краеведения. - пользованию туристическим оборудованием. - сотрудничеству со своими сверстниками и принимать участие в коллективной работе, оказывать помощь товарищу, проявлять самостоятельность и принципиальность в оценке коллективной деятельности.
Формы подведения итогов.
В течение учебного года все обучающиеся проходят диагностику с целью проверки начальных, промежуточных итоговых знаний, умений навыков, которая осуществляется во время занятий посредством: - наблюдения педагога за практической работой обучающихся; - опросов по изученным темам; - участие в играх, эстафетах, соревнованиях. При оценке результатов деятельности, продемонстрированных обучающимся, необходимо и целесообразно соотносить результаты с оценками типа: «Зачет/незачет» («удовлетворительно/неудовлетворительно). т.е. с оценкой, свидетельствующей об освоении (либо неосвоении) системы метапредметных и предметных планируемых результатов.
Оценка результатов и способы их проверки
На занятиях используются следующие формы контроля: 1.
предварительный
– проводится в начале занятия путем ответов на вопросы по предыдущим темам; 2.
текущий
– проводится в процессе занятия;
3.
итоговый
– проводится в конце занятия для закрепления пройденного материала. Завершающим этапом процесса обучения является участие в соревнованиях внутри группы, в однодневном походе. В результате освоения программы, обучающиеся
знают:

умеют:

владеют:
 основные узлы и их применение;  основные топографическ ие знаки;  основы выживания в экстремальны х условиях - географию, достопримечательности Кемеровской области  ориентироваться на местности;  оказывать первую медицинскую помощь;  свободно ориентироваться по карте;  преодолевать естественные и искусственные препятствия. -приёмами оказания первой медицинской помощи. -навыками разжигания костра, установки палатки, приготовления пищи в походных условиях; -навыками ориентирования на местности с помощью компаса и карты.

Учебно – тематический план дополнительной образовательной

программы «Остров Безопасности»



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Основы туристкой подготовки

12

2

10
1.1
Техника преодоления естественных и

искусственных препятствий
2 2 1.2 Организация туристского быта, привалы и ночлеги. Экология туристического похода. 1 1 1.3 Подготовка к походу, путешествию. Питание в туристском походе. 1 1 1.4 Туристские узлы и их применение. 2 2 1.5 Автономное существование в природных условиях 2 1 1 1.6 Туристские соревнования. Поход 4 4
2

Спортивное ориентирование

10

2

8
2.1 Понятие о топографической и спортивной картах. Масштаб. Условные знаки. Топографические и знаки легенд 1 1 2.2 Ориентирование по горизонту, азимут, компас, работа с компасом 1 1 2.4 Способы ориентирования. Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки. 2 1 1 2.5 Лабиринт, соревнования по спортивному ориентированию 6 6
3

Краеведение

2

2
3.1 Кузбасс - жемчужина Сибири. Карты Кемеровской области. 1 1 3.2 Туристские возможности Кемеровской области, обзор экскурсионных объектов, музеи 1 1
4

Основы здорового образа жизни и первая

доврачебная помощь

6

1

5




п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика
4.1 Личная гигиена. Основные приемы оказания первой доврачебной помощи 4 1 3 4.2 Приемы транспортировки пострадавшего. Изготовление носилок и волокуш 2 2
5.

Общая и специальная физическая

подготовка

4

1

3
5.1 Краткие сведения о строении и функциях организма человека и влиянии физических упражнений. Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм. 1 1 5.2 Общая физическая подготовка 3 3
Итого:

34

8

26


Содержание дополнительной образовательной программы

1.Основы туристкой подготовки

1.1.

Техника

преодоления

естественных

и

искусственных

препятствий
Переправы через реки, овраги, склоны, лавины. Траверс. Опасности, возникающие при организации переправ. Определение возможности, времени и способа организации переправы на выбранном участке. Переправа с помощью плота, по кладям, бревнам, камням. Использование переправы по веревке с перилами, навесной переправы. Движение по снежникам. Оценка состояния снежного покрова. Выбор времени дня для прохождения снежного участка и выбор безопасного пути передвижения. Организация страховка при организации переправ. Практические занятия Отработка техники движения и преодоления препятствий. Организация наведения элементарных переправ.
1.2 Организация туристского быта. Привалы и ночлеги. Экология

туристического похода
. Привалы и ночлеги в походе. Продолжительность и периодичность привалов в походе в зависимости от условий (погода, рельеф местности, физическое состояние участников и т.п.). Выбор места для привала и ночлега (бивака). Основные требования к расположению привала и бивака. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров. Установка
палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Уборка места лагеря перед уходом группы. Типы костров. Правила разведения костра. Работа с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Организация ночлегов в помещении. Правила купания. Практические занятия Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Установка палатки на время. Разжигание костра.
1.4 Подготовка к походу, путешествию. Питание в туристском

походе.
Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Составление плана подготовки похода. Изучение района похода: изучение литературы, карт, отчетов о походах; обработка информации по запросам в местные образовательные и другие учреждения, сбор информации у туристов, ранее прошедших планируемый маршрут. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка личного и общественного снаряжения. Значение правильного питания в походе. Два варианта организации питания в однодневном походе: бутерброды и приготовление горячих блюд. Составление меню, списка продуктов. Фасовка, упаковка и переноска продуктов в рюкзаках. Приготовление пищи на костре. Питьевой режим на маршруте. Практические занятия Составление плана подготовки 1 дневного похода. Изучение маршрутов походов. Составление плана-графика движения в 1 дневном походе. Подготовка личного и общественного снаряжения.
Составление меню и списка продуктов для 1- дневного похода. Закупка, фасовка и упаковка продуктов. Приготовление пищи на костре
1.4Туристские узлы и их применение
Применение узлов в зависимости от погодных и др. условий. Узлы для связывания веревок разного диаметра. Узлы для связывания веревок одного диаметра. Практические занятия Вязка на время узлов веревкой одного и разного диаметра.
1.5 Автономное существование в природных условиях
Условия выживания в природных условиях в одиночку и в группе. Питание в аварийной ситуации. Съедобные растения Кемеровской области. Белковый баланс. Аварийная сигнализация. Знаки международной кодовой системы «Земля-воздух». Способы подачи знаков. Практические занятия Выкладывание знаков аварийной сигнализации.
1.6. Туристские соревнования. Поход
Практические занятия Соревнования внутри группы по технике преодоления препятствий. Технике вязания узлов. Поход выходного дня.

2. Спортивное ориентирование

2.1 Понятие о топографической и спортивной картах. Масштаб.

Условные

знаки.

Топографические

и

знаки

легенд.
Применение топографических знаков. Виды топографических карт и основные сведения о них. Определение масштаба карты. Спортивная карта, ее масштаб, условные знаки. Старение карт, изменения, происходящие на местности. Карты с различными формами рельефа. Особенности спортивной карты для зимнего ориентирования. Практические занятия Планирование маршрута похода на топографической карте. Копирование карт и схем. Составление схем и кроки. Занятия на местности со спортивными картами разных масштабов. Игры и упражнения на местности с использованием спортивных карт.
2.2

Ориентирование

по

горизонту,

азимут,

компас,

работа

с

компасом
Основные направления на стороны горизонта: Север, Восток, Юг, Запад. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. Азимутальное кольцо («Роза направлений»). Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут истинный и магнитный. Практические занятия Определение азимута на предмет. Азимутальный ход.

2.3

Способы

ориентирования.

Ориентирование

по

местным

предметам. Действия в случае потери ориентировки.
Ориентирование с помощью карты. Виды ориентиров: линейный, точечный, звуковой, ориентир-цель, ориентир-маяк. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Оценка скорости движения. Движение по азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Движение по легенде (с помощью подробного текстового описания пути). Протокол движения. Использование звуковой пеленгации, источников света в ночное время. Практические занятия Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, нахождению на карте сходных (параллельных) ситуаций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде. Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по Солнцу, Луне, Полярной звезде. Определение точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий по восстановлению местонахождения.
2.4. Лабиринт, соревнования по спортивному ориентированию
Правила соревнований на искусственном рельефе. Практические занятия Рисунок схемы лабиринта. Установка лабиринта. Тактика и техника прохождения. Соревнованиях по спортивному ориентированию.
3.
Краеведение

3 .

1 Кузбасс

-

жемчужина

Сибири.

Географическая

карта

Кемеровской области.
Географическое положение Кемеровской области. Кемеровская область на карте России (мира). Крайние точки (их координаты). Природные условия и ресурсы. Основные климатические характеристики. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Кузбасса. Основные орографические районы Кузбасса (Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж, Кузнецкая котловина и др.) Самая высокая и самая низкая точки над уровнем моря. Гидрогеологические условия края. Томь - главная «артерия» Кузбасса. Растительный и животный мир. Административное деление. Транспортные магистрали. Строительство Сибирской железной дороги. Основные промышленные объекты. Историческое прошлое Кузбасса. Исследователи земли Кузнецкой, первые остроги, города. Коренные жители (шорцы, телеуты), быт, народные промыслы. Памятники истории и культуры. Особенности географического положения, истории, экономики. Знакомство с физико-географической, административной, экономической картами Кемеровской области, г. Кемерово. Составление ребусов, кроссвордов «Тайна имен земли Кузнецкой». Проведение краеведческих викторин.
3.2 Туристские возможности Кемеровской области, обзор

экскурсионных объектов, музеи
Наиболее интересные места для проведения походов и экскурсий. Памятники истории и культуры, музеи края. Краеведческие и мемориальные музеи, народные и школьные музеи. Областной краеведческий музей Белово - культурный центр Музей под открытым небом с. Беково.
4. Основы здорового образа жизни и первая доврачебная помощь


4.1

Личная

гигиена.

Основные

приемы

оказания

первой

доврачебной помощи
Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, парная баня, душ, купание). Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков. Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем, водой. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов. Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания. Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка Практические занятия Способы обеззараживания питьевой воды. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренировочного
процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагноза, практическое оказание помощи).
4.2

Приемы

транспортировки

пострадавшего.

Изготовление

носилок и волокуш
Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации. Практические занятия Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.
5. Общая и специальная физическая подготовка

5.1 Краткие сведения о строении и функциях организма человека и

влиянии физических упражнений. Врачебный контроль, самоконтроль,

предупреждение травм.
Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен.
Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности. Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спортом. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях спортом. Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о «спортивной форме», утомлении, перетренировке.
5.2. Общая физическая подготовка
Основная задача общей физической подготовки - развитие и совершенствование физических, моральных и волевых качеств. Требования к физической подготовке, ее место и значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем физическом развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и тактикой. Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения. Ежедневные индивидуальные занятия членов группы. Практические занятия Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скакалкой, гантелями. Подвижные игры и эстафеты.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

«Остров Безопасности »

Раздел 1. Основы туристской подготовки

Беседы по темам:
 Туризм - средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, привития самостоятельности, трудовых и при- кладных навыков.  Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы), заготовка дров.  Будем культурными туристами
Памятки:
 Памятка о правилах поведение в лесу  Пожарная безопасность при проведении похода  Памятка о поведении во время купания  Санитарные нормы хранения продуктов
Тестовый материал
 Тесты по правилам техники безопасности в походе  Викторина «Истории развития туризма в Кузбассе»

Раздел 2. Спортивное ориентирование

Беседы по темам:
 Определение роли топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топографических карт для туристов.  Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (спе- циализация).
Памятки:
 Памятка о правилах поведение в лесу
Тестовый материал
 Тесты по правилам техники безопасности в лесу  Тест – Топографические знаки
Раздаточный материал
 Карты разные по масштабу  Топографические карты  Спортивные карты  Карточки-задания «Топографические знаки»
Раздел 3. Краеведение

Беседы по темам:
 Кемеровская область на карте России  Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Кузбасса  Основные орографические районы Кузбасса (Кузнецкий Алатау, Горная Шория, Салаирский кряж, Кузнецкая котловина и др.)

Тестовый материал
 Тест- Знаешь ли ты Кузбасс
Раздаточный материал
Карты Кемеровской области
Демонстративный материал
 Буклеты: «Мой город Белово», Беловский район  Набор открыток «Белово»  Книги: История Кузбасса, География Кузбасса  Книга – атлас «Белово и беловчане»  Литература по истории Кузбасса и города Белово
Раздел 4. Основы здорового образа жизни и первая доврачебная

помощь

Беседы по темам:
 Понятие о гигиене  Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособ- ности человека и увеличения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям  Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов
Тестовый материал
 Тесты по правилам оказания первой помощи
Раздаточный материал
 Карточки-задания «Первая медицинская помощь»
Демонстративный материал

 Плакаты «Первая медицинская помощь»  Тесты «I-я медицинская помощь»  Буклеты Общества Красного креста и Красного полумесяца  Памятки по оказании I-ой медицинской помощи
Раздел 5. Общая и специальная физическая подготовка

Беседы по темам:
 Показания и противопоказания к занятиям различными видами спорта и туризма  Органы пищеварения и обмен веществ
Тестовый материал
 Возрастные оценочные тесты
Демонстративный материал
 Плакаты «Спортивная разминка»
Диагностический материал:
 входной контроль «первичные знания, умения, навыки»;  текущий контроль: опросы, педагогическое наблюдение;  итоговый контроль: тесты.
Диагностирование результатов.
Выполняя образовательные задачи, проводится мониторинг уровня обученности, уровня навыков, личностного развития и воспитанности, а также мониторинг профориентационной информированности обучающихся.
Используются методы:

 наблюдение педагога за практической работой обучающихся;  опрос по изученным темам. Результаты фиксируются в диагностических картах.
Условия реализации программы
1. Наличие помещения со специальным оборудованием для занятий. 2. Обеспечение материальной базой, отвечающей современным требованиям. 3. Сотрудничество со специалистами по разделам программы (Управление ГО и ЧС). 4. Наличие методической литературы и литературы по предмету обучения. 5. Уровень подготовленности педагога.

Список литературы для педагога
1. Закон Российской Федерации «Об образовании». 2. Программа «Юные туристы – спасатели» – М.: ЦДЮТиК, 2000 – 62 с. 3. Программа «Юные судьи туристских соревнований» – М.:ЦДЮТиК,2000–64 с. 4. Программа «Юные туристы–многоборцы» – М.: ФЦДЮТиК, 2007 – 60с. 5.
Алешин, В. М.
Туристская топография [Текст] / В.М. Алешин. - М.: Профиздат, 1985.-285 с. 6.
Бардин, К.В.
Азбука туризма [Текст] / К.В.Бардин. - М.: Просвещение, 1981.-176 с. 7.
Баринов, А.В.
Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них [Текст] / А.В.Баринов. - М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003.- 496 с. 8.
Волович, В.Г.
С природой один на один [Текст] / В.Г.Волович - М.: Военное издательство, 1989. –260 с. 9.
Горбушина,

О.П.
Психологический тренинг. Секреты проведения [Текст] /
О.
П. Горбушина – СПб.: Питер, 2007. – 176 с. 10.
Драгачев,

С.П.
Туризм и здоровье [Текст] / С.П. Драгачев.- М.: Знание, 1984.-345 с. 11.
Дрогов, И. А.
Подготовка туристских общественных кадров [Текст] / И.А.Дрогов. - М.: Турист, 1982. - 86 с. 12.
Ильичев,

А.А.
Популярная энциклопедия выживания [Текст] / А.А.Ильичев - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 496 с.
13.
Кодыш, Э. Н.
Соревнования туристов [Текст] / Э.Н.Кодыш. - М.: Физкультура и спорт, 1990.- 175 с. 14.
Константинов,

Ю.С.
Детско - юношеский туризм [Текст]
/
Ю.С. Константинов – М.: ФЦДЮТиК, 2006. – 600 с. 15.
Коструб, А. А.
Медицинский справочник туриста [Текст] / А. А. Коструб. - М.: Знание, 1986. - 231 с. 16.
Лысогор Н.А
. Питание туристов в походе [Текст] / Н.А.Лысогор. - М.: Пищевая промышленность, 1980. - 156 с. 17.
Соловьев, Л.И.
География Кемеровской области [Текст] / Л.И. Соловьев – Кемерово.: Кемеровский полиграфический комбинат, 2006. – 280 с. 18.
Рощин, А. Н.
Ориентирование на местности [Текст] / А.Н.Рощин. - Киев: Высшая школа, 1982. - 311 с. 19.
Тыкул, В.И
. Спортивное ориентирование [Текст] / В.И.Тыкул. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с. 20.
Фадеева, Е
.
И.
Лабиринты общения [Текст] /Е. И. Фадеева. - М.:ЦГЛ,2003. - 96с.

Список литературы для обучающихся
1.
Власов, А. А
. Турист [Текст] / А.А.Власов. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 383 с. 2.
Ильичев, А. И.
География Кемеровской области [Текст] /А.И.Ильичев. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1994. - 366 с. 3.
Крайнева,

И.

Н
. Узлы. Простые, забавные, сложные [Текст] / И.Н.Крайнева. – С.Пб.: Кристалл, 1997. - 240 с. 4.
Минделевич,

С.А
. Пора в поход! [Текст] / С.А.Минделевич. - М.: Молодая гвардия, 1985.- 96 с. 5.
Соловьев,

Л.

И.
Живи, Кузнецкая земля! [Текст] / Л.И.Соловьев. – Кемерово: Кемеровская полиграфия, 1997. - 250 с.
Уваров, В. А.
В поход пешком [Текст] / В.А.Уваров. - М.: Советский спорт, 1989. – 65 с.

Понятийно-терминологический словарь программы

Азимут
– угол, между направлением на север и направлением на предмет.
Бахилы
– матерчатые чехлы, надеваемые во время лыжных походов на ботинки для защиты их от снега и влаги.
Бивак
– место размещения туристской группы для ночлега и отдыха.
Доврачебная медицинская помощь
- вид медицинской помощи, являющийся дополнением к первой медицинской помощи. Имеет своей целью устранение и предупреждение расстройств (кровотечение, асфиксии угрожающих жизни пораженных - больных), и подготовку их к дальней госпитализации. Оказывается фельдшером или медицинской сестрой.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвы-

чайных

ситуаций

-
государственная организационно-правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, по организации вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, р е г и о н а л ь н ы й , территориальный, местный, объектный.
Компас
– прибор для ориентирования на местности.

Кошки
- металлическое приспособление, надеваемые на обувь для удобства движения по льду.
Лавина
- снежный обвал, масса снега, соскальзывающая с крутых горных склонов.
Опасная ситуация
- условия, при которых создается возможность получения травм и увечий.
Первая врачебная помощь
- вид медицинской помощи, включающий комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами.
Поисково-спасательные работы
- оказание необходимой помощи туристам и экскурсантам при чрезвычайных происшествиях на маршруте, а также населению при стихийных бедствиях.
Перила
– закрепленная одним или обоими концами веревка, по которой осуществляется прохождение опасных участков маршрута.
Путь медицинской эвакуации
- маршрут, по которому осуществляется выход и транспортировка пораженных (больных) из очага поражения, до пунктов медицинской эвакуации.
Сигналы бедствия
- подаются туристской группой или отдельными туристами, крики, вспышки фонарика, зажигания спичек, отмашки руками или палкой, а также условные знаки, выкладываемые на открытом месте так, чтобы они хорошо просматривались с воздуха.
Спасатель
- гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ. Статус спасателя присваивается (в том числе персоналу Всероссийской службы медицины катастроф) соответствующими аттестационными комиссиями.
Страховка –
комплекс мер для обеспечения безопасности.

Траверс
– движение по склону горы, препятствию в горизонтальной плоскости без большого набора или потери высоты.


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники