Напоминание

"Океан, которого нет на глобусе и карте"


Автор: Скуратова Татьяна Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: Бюджетное образовательное учреждение города Омска"Средняя общеобразовательная школа№162"
Населённый пункт: Г.Омск
Наименование материала: Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс
Тема: "Океан, которого нет на глобусе и карте"
Раздел: начальное образование





Назад




Технологическая карта урока Автор: Скуратова Татьяна Анатольевна (учитель начальных классов I категории БОУ города Омска «СОШ №162») Предмет: Окружающий мир (3 класс) Н.Ф. Федотова, Г.А. Трафимова и др., УМК «Перспективная начальная школа» Тема урока:
«Океан, которого нет на карте и глобусе»
Планируемые результаты деятельности:
Личностные УУД
: - формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - формирование позитивной самооценки.
Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД

:
- умение формулировать, принимать и сохранять учебную задачу; - сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; - оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные УУД
: - умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; - извлекать необходимую информацию из различных источников (текст учебника, рисунок, словарная статья, источники Интернет); - исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) присутствие воздуха в твёрдых телах и воде. - проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении опытов, делать выводы на основе полученных результатов.
Коммуникативные УУД:
- формировать собственное мнение и позицию; - договариваться о распределении функций и ролей, приходить к общему решению в совместной деятельности; - строить понятные для партнёра высказывания.
Предметные УУД:
- уметь объяснять значение терминов «атмосфера», «метеорит»; - проводить опыты по определению наличия воздуха вокруг нас, в твёрдых телах и воде . Цель урока: Формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по формированию знаний о воздушной оболочке Земли – атмосфере, способам определения наличия воздуха в твёрдых телах и воде. Тип урока: Урок предъявления новых знаний и способов. Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.
Формы организации деятельности обучающихся: - фронтальная, - групповая, -индивидуальная Средства обучения: Учебник «Окружающий мир» часть 1 О.Н. Федотова, ТПО «Окружающий мир» №1 О.Н. Федотова, мультимедийная презентация, инструкции по проведению работы в группах, лабораторное оборудование, лист самооценки.
Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты Личност ные Метапре дметны е Предмет ные 1.Организа ционный момент Развитие умения самооценки готовности к уроку. Инициирует и регулирует действия оценки готовности к уроку. - Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуем их. Садитесь. Проверьте готовность к уроку. У всех на столах лежит учебник, ТПО, пенал, дневник? Оценивают свою готовность к уроку. Самоопре деление к деятельн ости. Способно сть к самооцен ке на основе критерия успешнос ти учебной деятельн ости. Предметн ая готовность к предстоящ ей деятельно сти. 2.Постановка учебной задачи Создание мотивации к новому учебному действию. - Над какой главой мы с вами работали? - Какие темы в этой главе были нами изучены? -Сегодня мы начинаем изучение новой главы. Прочитайте её название. - Озвучьте тему урока. - Откройте учебник на странице, где обозначена тема (стр.96). Рассмотрите рисунок заставки. - Предположите, о каком океане пойдёт речь на уроке? -Чудесные превращения воды в природе. - Круговорот воды в природе. Туман и облака. Осадки. Вода – растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь? - Воздух и его свойства. - Океан, которого нет на карте и глобусе.
(Слайд 1)
(Высказывания детей) - О воздушном океане Земли Смыслоо бразован ие РУУД: формулир овать и удержива ть учебную задачу; ПУУД: поиск и выделени е информа ции из содержан ия учебника; КУУД: Умение работать с оглавлени е учебника «Окружаю щий мир»
- Речь действительно пойдёт о необычном « шестом океане» Земли. - На какие вопросы нам надо ответить, чтобы получить представление об этом океане?
(Главные вопросы (задачи)

вывешиваю на доску)
-Что нам поможет в решении поставленных задач? -
Возьмите лист самооценки и

оцените свою работу на первом

этапе.
-
Что такое «воздушный океан

Земли»?
-Где находится «воздушный океан Земли»?
- Каково его значение для

нашей планеты?

- Как можно обнаружить воздух,

который окружает нас?
- Работа с текстом учебника, иллюстрациями, со словарём, проведение опытов.
Дети оценивают себя в листах

самооценки.
Формули ровать собственн ое мнение. 3. Актуализация знаний Через работу с различными источниками сформироват ь представлени е о воздушной оболочке Земли – атмосфере. - Обратите внимание на пиктограмму. Что она обозначает? - Прочитайте, о чём нас просят вспомнить? -Рассмотрите снимок Земли в учебнике и на экране и выскажите своё мнение. - Что делает Землю похожей на голубой шар? -А что ещё? - Повтори пройденное. - Как выглядит Земля на фотоснимках, сделанных из космоса
. (Слайд 2)
-Земля выглядит как шар голубого цвета. - Вода. Она занимает ¾ поверхности Земли. -Облака (воздушная оболочка Земли). Формиро вание познавате льного интереса к новому учебному материал у; Сотрудни чество в группе. Использо вание различны х способов поиска, сбора, обработк и, анализа, организац ии, передачи Работать с оглавлени ем и словарём учебника; проводить опыты по определен ию наличия воздуха в твёрдых телах и
-Вспомните, как называется воздушная оболочка Земли? - Атмосфера и есть «шестой голубой океан» Земли.
(Прикрепляю слово на доску)
Воздушная среда вокруг нашей планеты, вращающаяся вместе с нею. И дном этого воздушного океана является,… как вы думаете что? -Уточним значение слова «атмосфера» в словаре. -На какой вопрос мы уже с вами ответили? -Что же это за океан? -О каком значении атмосферы для нашей планеты вы узнали из словарной статьи? -Что такое метеориты? -Гоша уточнил значение этого слова в словаре. -Атмосфера. - Дном этого воздушного океана является сама Земля.
-Атмосфера Земли
– воздушная оболочка земного шара. Состоит из смеси газов – кислорода, азота, небольшого количества углекислого газа и других газов. Она защищает живые существа Земли от вредных действий некоторых излучений Солнца и метеоритов (стр.125). -Что такое воздушный океан Земли. - Воздушная оболочка Земли - атмосфера. - Атмосфера защищает всё живое от вредных действий излучений солнца и метеоритов. -Ответы детей. -
Метеорит
– физическое тело, представляющее собой каменно- и интерпре тации в соотвтст вии с коммуник ативными и познавате льными задачами; Готовност ь слушать собеседн ика, признават ь возможно сть существо вания различны х точек зрения и права каждого иметь свою; Договари ваться о распреде лении воде.
-Как атмосфера защищает Землю от метеоритов, расскажет Влад. металлическую массу, падающую на Землю из межпланетного пространства
(Слайд 3).
- (
Слайд

4)
На пути Земли в ко с м и ч е с ком п р о с т р а н с т в е встречается немало м е л к и х камней и огромных каменных глыб, которые движутся вокруг Солнца. Свернуть с дороги и и з б е ж а т ь с т о л к н о в е н и я невозможно. Когда метеоры (так называют небольшие камни) п р о л е т а ю т в б л и з и З е м л и , некоторые из них влетают в земную атмосферу со скоростью от 30 до 200 тысяч км в час
(Слайд

5).
Если мы сильно потрем ладони друг о дружку, то они разогреются (ребятам предлагается потереть ладони друг друга). Если потереть руку о ковёр, то она тоже разогреется. Это результат трения
. (Слайд 6)
То же происходит с камнями во время полёта в атмосфере. Они так сильно разогреваются, что сгорают в атмосфере, не достигнув поверхности Земли.
(Слайд 7)
Однако, некоторым наиболее крупным из небесных камней удаётся пробить «броню» функций и ролей, приходит ь к общему решению в совместн ой деятельн ости.
-О каком значении атмосферы вы узнали? -Для чего ещё нужна атмосфера Земли? -Смогли бы мы прожить без воздуха? -Итак, одно из самых главных значений воздушной оболочки Земли… -Обратимся к тексту учебника на странице 97. Прочитайте первый абзац и подумайте, о каком ещё значении атмосферы для нашей планеты в нём говорится. -Яна приготовила интересные факты, которые ещё раз убедят нас в важности атмосферы. Земли и достичь её поверхности. Камни, упавшие на Землю называют метеоритами.
(Слайд

8)
Если бы воздушной оболочки у Земли не было, небесные камни сыпались бы сплошным дождём. -Атмосфера защищает землю от метеоритов. - Для дыхания всего живого: растений, животных, людей. - Без воздуха жизнь на Земле не возможна.
(Слайд 9)
-Воздушная оболочка Земли нужна для дыхания всего живого на Земле.
-
Слой воздуха, как одеяло, удерживает тепло, не даёт Земле сильно нагреваться и охлаждаться до такой температуры, при которой всё живое гибнет. - У Луны и Меркурия нет атмосферы, оттого там резкие перепады жары и холода.
(Слайд

10)
Поверхность Луны, освещённая Солнцем, нагревается до +130 ®С, а ночью остывает до -180®С.
(Слайд 11)
-Днём на Меркурии поверхность
- Итак, ребята, на какой важный для нас вопрос, мы теперь сможем ответить? -Ответим на этот вопрос.
- Возьмите лист самооценки,

оцените работу на следующем

этапе(2).

Физминутка.
-Что мы уже знаем об атмосфере? -А где находится атмосфера? - Воздух всегда находится вокруг нас. Он заполняет все пустоты в земле, проникает в щели и трещины. Воздух содержится в почве, в живых организмах, в воде. раскаляется до + 420®С, с приходом ночи охлаждается до - 180®. -Какое значение имеет атмосфера для нашей планеты? -1. Для дыхания. 2.Защита от метеоритов. 3.Защита от сильного нагревания и охлаждения. 4.Защита от губительного излучения солнца.
Учащиеся оценивают себя,

используя лист самооценки.
-Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Знаем, какое значение она имеет для нашей планеты. -Воздух находится везде, вокруг нас.
Доказать опытным путём присутствие воздуха вокруг нас, в твёрдых телах и воде. -Тогда почему мы его не видим? -Хорошо. Тогда откуда мы знаем, что он существует? - Как доказать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твёрдых телах и воде? -Сейчас мы будем с вами исследователями. Какова цель наших исследований? -Для проведения опытов используйте памятку, текст учебника и план ответа для записи результатов. Время на выполнение 5 минут. - Мы не видим воздух, потому что он бесцветный и прозрачный. - Воздух можно обнаружить, если быстро двигаться. -Воздух можно почувствовать, если поднести руку к открытой форточке или к клапану надутой камеры. -Воздух можно почувствовать, когда дует ветер. -Провести опыты. -Доказать, что воздух находится вокруг нас, в твёрдых телах и воде. 1 группа. Опыт 1. Положите на стол несколько мелких кусочков бумаги. Взмахни над ними газетой. Кусочки бумаги перелетели на другое место. Почему? Посовещайтесь в группе и запишите вывод в план ответа. Приготовьте ответ по плану.
- Защита каждой группы. -Мы получили результаты исследований каждой группы. Сформулируйте вывод. -
Возьмите лист самооценки,

оцените свою работу в группах
2группа. Опыт 2. Опустите в стакан с водой комочек почвы. Что вы наблюдаете? Запишите вывод в план ответа. Приготовьте ответ по плану. 3 группа. Опыт 2. Опустите в стакан с водой кусочек мела. Что вы наблюдаете? Запишите вывод в план ответа. Приготовьте ответ по плану. 4группа. Опыт 2. Опустите в стакан с водой кусочек сухаря. Что вы наблюдаете? Запишите вывод в план ответа. Приготовьте ответ по плану. 5 группа. Опыт 3. Налейте в стакан холодную воду, поставьте его в тёплое место. Дайте воде нагреться. Что вы наблюдаете? Запишите вывод в план ответа. Приготовьте ответ по плану. Докладчики от каждой группы выступают, учащиеся с других групп записывают выводы в ТПО. -Мы доказали с помощью опытов, что воздух находится везде: вокруг нас, в твёрдых телах и в воде.
Работа с листами самооценки
.
4. Этап закрепления знаний Проверка усвоения темы урока. Формировани е коммуникати вных умений и навыков работы в группах. -Все ли задачи, поставленные на уроке, нам удалось решить? -Насколько хорошо мы с вами поработали, покажет тест. Время на выполнение -Поменяйтесь листками. Выполните взаимопроверку по образцу.
(Слайд 12)

-
Кто выполнил тест без ошибок? -У кого 1-2 ошибки? -У кого больше?
-Занесите результаты теста в

оценочный лист.
-Да. Выполнение теста. Дети меняются листками и выполняют взаимопроверку по образцу на доске.
Дети заносят результаты в

оценочный лист.
Самооцен ка на основе критерие в успешнос ти учебной деятельн ости. РУУД: овладени е способно стью принимат ь и сохранять цели и задачи учебной деятельн ости, поиска средств её осуществ ления. ПУУД: выполнят ь простейш ие инструкц ии и несложны е алгоритм ы, оформле Умение различать характерн ые свойства изученных объектов и явлений.
нные в письменн ом виде. КУУД: осуществ лять взаимный контроль. 5. Итог урока. Рефлексия. -Удалось ответить на поставленные вопросы? -Каким способом? -Так что же это за океан, которого нет на карте и глобусе? - Подсчитайте общее количество баллов в ваших оценочных листах. -Кто желает, чтобы его работу оценили, отметьте свой оценочный лист. -Какой момент урока показался вам наиболее интересным? - Что вызвало затруднения? -Да. - Работали с текстом учебника, словарём, слушали сообщения, проводили опыты, отвечали на вопросы. -Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Учащиеся подсчитывают общее количество баллов в своих оценочных листах. -Ответы учащихся.
6. Домашнее задание. Создание условий для появления познавательн ого интереса. Дифференцированное домашнее задание.
1 уровень
. Попробуйте найти другие доказательства того, что воздух находится вокруг нас, используя текст хрестоматии на стр. 67-68 «А воздух совсем ничего не весит?».
2 уровень
. Написать сочинение на тему «Жизнь на Земле без атмосферы»
3 уровень*.
Размышление на тему «Нужна ли атмосфере наша защита?»
(Слайд 13)
Развитие самостоят ельности. Удовлетво рение познавате льных интересо в, поиска дополнит ельной об изучаемо м предмете.

Лист самооценки

Фамилия, имя___________________

Дата______________
Хочу, чтобы меня оценили

2 балла
1 балл

0 0 баллов
Этапы урока:
1.
Самостоятельно определил тему и задачи урока. Определил тему и задачи урока с помощью учителя. Испытывал большие затруднения в определении темы и задач урока. (
0б.)

2.
Умею работать с оглавлением и текстом учебника, находить ответы на заданные вопросы. При выполнении данной работы испытываю небольшие затруднения. Не могу выполнить данную работу без помощи учителя или одноклассников.
3.
Справился со своей ролью в группе. Испытывал затруднения при работе в группе. Не справился со своей ролью в группе.
4.
Результаты теста в баллах.
Всего: 9 б.- отлично; 8-6 б. – хорошо; 5-4 б. – надо определить задачи для

коррекции; менее 4 баллов – нужна дополнительная консультация учителя по данной теме.
Приложение1.

Тест.

1.Какого цвета Земля из космоса?
⃝ белая; ⃝ зелёная; ⃝ голубая; ⃝ жёлтая.
2. Какого цвета воздух?
⃝ бесцветный; ⃝ синего; ⃝ голубого; ⃝ белого.
3. Для дыхания какого объекта не нужен воздух?
⃝ дуб; ⃝ мальчик; ⃝ гора; ⃝ собака.
4. Что является «дном» воздушного океана нашей планеты?
⃝ космос; ⃝ Земля; ⃝ Млечный путь; ⃝ облака.
5. Как наличие атмосферы влияет на изменение температуры на

планете?
⃝ Атмосфера охлаждает планету; ⃝ Атмосфера сохраняет тепло у поверхности планеты; ⃝ Атмосфера не проводит тепло.
6. В стакан налили воду и поставили в тёплое место. Что

появилось через некоторое время на стенках стакана?
⃝ капельки сиропа; ⃝ пузырьки воздуха; ⃝ мыльные пузырьки.
7. Результаты исследований позволили нам сделать вывод, что

воздух присутствует:
⃝ только в твёрдых телах; ⃝ только в воде; ⃝ вокруг нас, в твёрдых телах и воде. Нет ошибок – 3 балла; Результат: 1-2 ошибки – 2 балла; 3 ошибки - 1 балл; более 3 ошибок – 0 баллов.
Тест.

1.Какого цвета Земля из космоса?
⃝ белая; ⃝ зелёная; ⃝ голубая; ⃝ жёлтая.
2. Какого цвета воздух?
⃝ бесцветный; ⃝ синего; ⃝ голубого; ⃝ белого.
3. Для дыхания какого объекта не нужен воздух?
⃝ дуб; ⃝ мальчик; ⃝ гора; ⃝ собака.
4. Что является «дном» воздушного океана нашей планеты?
⃝ космос; ⃝ Земля; ⃝ Млечный путь; ⃝ облака.
5. Как наличие атмосферы влияет на изменение температуры на

планете?
⃝ Атмосфера охлаждает планету; ⃝ Атмосфера сохраняет тепло у поверхности планеты; ⃝ Атмосфера не проводит тепло.
6. В стакан налили воду и поставили в тёплое место. Что

появилось через некоторое время на стенках стакана?
⃝ капельки сиропа; ⃝ пузырьки воздуха; ⃝ мыльные пузырьки.
7. Результаты исследований позволили нам сделать вывод, что

воздух присутствует:
⃝ только в твёрдых телах; ⃝ только в воде; ⃝ вокруг нас, в твёрдых телах и воде. Нет ошибок – 3 балла; Результат: 1-2 ошибки – 2 балла; 3 ошибки - 1 балл; более 3 ошибок – 0 баллов.


В раздел образования