Автор: Казённая Светлана Васильевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ ДОД "Енисейский районный центр детского творчества" Населённый пункт: село Ярцево, Енисейский район, Красноярский край Наименование материала: рабочая программа Тема: "Волшебный квиллинг" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Енисейский районный центр детского творчества»
«Согласовано»
С методсоветом ЦДТ
Протокол № ___
от «__»__________2016 г.
«Утверждаю»
Директор ЦДТ
_____________/Паулене В.Г./
ФИО
Приказ № ___
от «__»__________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Казённой Светланы Васильевны,
педагога дополнительного образования,
первая квалификационная категория,
по образовательной программе дополнительного
образования детей « Волшебный квиллинг »
для воспитанников 9-13 лет
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая
программа
разработана
для
организации
кружковой
деятельности
в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС)
на
основе
учебного
курса
«Волшебный
квиллинг»
(составитель:
педагог
дополнительного
образования
Казённая
С.В.
2016г.)
с
учётом
возрастных,
психофизических и личностных особенностей обучающихся.
Данная программа предусматривает работу с детьми в возрасте от 9 до 13 лет,
первый год обучения. Учебная нагрузка – 2 раза в неделю по 3 часа с перерывами по 15
минут.
В
течение
первого
года
обучения
воспитанники
знакомятся
с
историей
возникновения
бумаги
и
техникой
бумагокручения
–
«квиллингом»,
составляют
композиции из цветов и животных, выполненных из основных форм квиллинга.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить образы своего
внутреннего мира ещё с раннего детства. Бумажный лист поможет маленькому человечку
ощутить
себя
безгранично
творческим
человеком.
Ведь
складывая
его,
ребёнок
фантазирует, представляет своё будущее изделие. Добавив немного красок, соединяя в
одной
форме
палитру
цветов,
воспитанник
получит
своё
индивидуальное
решение,
способствующее развитию фантазии, воображения.
С
помощью
бумаги
можно
смастерить
забавную
игрушку
или
коробочку
для
подарка
и
многое,
создать
неповторимую
открытку
к
любому
празднику,
изготовить
композицию или панно, как новое дизайнерское решение в интерьере многое другое, что
интересует ребенка.
Искусство бумагокручения позволит развить в детях усидчивость, терпеливость,
настойчивость. Особое
внимание
уделяется
созданию
в
детском
коллективе
доброжелательной
творческой
обстановки,
что
способствует
выявлению
индивидуальности каждого.
Цель
программы
– раскрыть
творческий
потенциал
каждого
ребенка
в
процессе
овладения элементарными приёмами работы с бумагой в технике квиллинга.
Задачи:
Образовательные
познакомить
с
основными
понятиями
и
принципами
в
области
композиции,
формообразования, цветоведения;
познакомить с историей возникновения бумаги;
познакомить с основными понятиями и базовыми формами квиллинга;
научить правильно пользоваться схемами и инструментами, необходимыми в работе;
обучить различным приёмам работы с бумагой;
расширять словарный запас новыми терминами и понятиями.
Развивающие
развивать внимание, память, пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев, развивать
глазомер;
развивать умения и навыки работы с инструментами для квиллинга;
развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные
воспитывать
художественно-развитую,
творческую
личность
через
искусство
квиллинга;
воспитывать
аккуратность,
бережное
и
экономное
использование
необходимых
материалов;
воспитывать умение добиваться максимальной самостоятельности в своём творчестве;
воспитывать умение работать сообща над одной темой, выполняя конкретное задание.
Ожидаемые результаты освоения воспитанниками данной программы
Освоение
программы
«Волшебный
квиллинг»
направлено
на
достижение
комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта.
Предметные УУД
Воспитанник:
познакомится
с
историей
возникновения
бумаги
и
техникой
бумагокручения,
как
одного из видов декоративно-прикладного искусства;
научится размечать и самостоятельно вырезать полоски для квиллинга;
познакомится
с
основными
формами
квиллинга:
«ролл»,
«капля»,
«листик»,
«прямоугольник» и др.
научится созданию композиций из цветов и животных;
научится сочетать цвета в отдельных деталях (формах квиллинга) и в композициях в
целом;
познакомится с принципами составления композиций из различных форм квиллинга;
научится изготавливать простейшие изделия в технике «квиллинг»;
научится
практическим
навыкам
и
умениям
в
художественном
творчестве
при
выполнении изделий в технике квиллинг;
Личностные УУД:
развитие любознательности и фантазии в поиске нового творческого решения задачи;
формирование добросовестного отношения к своему делу;
развитие умение трудиться сообща над одной темой;
развивать умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной
форме.
Метапредметные УУД:
умение
определять
и
формулировать
цель
выполнения
заданий
на
занятии
самостоятельно и под руководством педагога;
умение решать творческие задачи моделирования, конструирования и эстетического
оформления изделий;
умение решать художественные задачи с опорой на знания о цвете и форме, правил
композиций;
умение пользоваться и самостоятельно составлять инструкционные карты;
у м е н и е
п од б и р ат ь художественные
материалы,
средства
художественной
выразительности для создания творческих работ в технике бумагокручения;
умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение через сообщения в
устной и письменной форме;
умение
осуществлять
пошаговый
и
итоговый
контроль
в
индивидуальной
и
коллективной работе.
Тематический план
1-ый год обучения
Учебная нагрузка 6 часов в неделю
№
Тема
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие
3
-
3
2.
Материал - бумага
3
6
9
3.
Цветоведение
4
5
9
4.
Художественное моделирование
11
22
33
5.
Изготовление цветов в технике квиллинга
7
18
25
6.
Изготовление животных и насекомых в технике
квиллинга
11
33
44
7.
Составление композиции
13
53
66
8.
Выставочная
деятельность.
Оформление
и
подготовка работ к выставке
3
6
9
9.
Контроль знаний (промежуточный, итоговый)
6
6
12
10.
Заключительное занятие
3
-
3
Итого:
64
149
213
Содержание
курса
1. Вводное занятие
План работы. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.
2. Материал – бумага
История возникновения бумаги. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды.История
возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.
3. Цветоведение
Понятие
о
цвете.
Цветовой
круг.
Подбор
цвета
для
конкретного
изделия.
Цветовые
сочетания.
Основные
и
составные
цвета,
палитра
тёплых
и
холодных
цветов,
совместимость цветов, эмоциональная характеристика цвета.
4. Художественное моделирование
Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Разметка.
Изучение способов конструирования модели из заготовок.
5. Составление композиции
Понятие «композиция». Составление эскиза, подбор бумаги. Знакомство с простейшими
правилами составления и оформления композиций.
6. Изготовление цветов в технике квиллинга
Знакомство
с
простейшими
приемами
изготовления
цветов.
Изготовление
простых
несложных цветов. Составление цветочных композиций.
7. Изготовление животных в технике квиллинга
Знакомство
с
основными
базовыми
формами
для
изготовления
животных.
Создание
фигурок животных и птиц данным приёмом. Составление композиций из животных и
насекомых.
8. Выставочная деятельность
Основы выставочной деятельности. Подготовка и оформление выставочных работ.
Организация выставок к праздникам.
9. Контроль знаний
Промежуточный и итоговый контроль по итогам пройденного материала.
10. Заключительное занятие
Подведение итогов за год.
К концу первого года обучения воспитанники должны
знать:
историю возникновения бумаги и появление техники квиллинга;
условные обозначения в изготовлении простейших форм квиллинга;
виды материалов и инструментов, необходимых для работы;
что
такое
«композиция»,
способы
и
правила
составления
и
конструирования
композиций из форм квиллинга.
уметь:
различать базовые формы квиллинга;
подбирать цветовую гамму;
изготавливать простейшие цветы и животных в изученной технике.
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
Тема
Кол-во часов
Примечание
прове
-
дения
теори
я
практи
ка
1.Вводное занятие.
3
-
1
14.09
План работы. Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности.
3
2. Материал - бумага
3
6
2
16.09
История возникновения бумаги. Свойства
и виды бумаги
1
2
3
21.09
История
возникновения
квиллинга.
Изготовление инструмента для квиллинга
1
2
4
23.09
Бумага
для
квиллинга.
Разновидности
бумаги и картона для квиллинга
1
2
3. Цветоведение
4
5
5
28.09
Понятие о цвете. Цветовой круг. Цветовые
сочетания. Зарисовка
2
1
6
30.09
Цветовые
сочетания.
Основные
и
составные
цвета.
Палитра
тёплых
и
холодных цветов. Зарисовка
1
2
7
5.10
Сме ш и ва н и е
ц ве тов .
Н а бл юд е н и е
выразительных
особенностей
формы
и
цвета предмета
1
2
4. Художественное моделирование
11
22
8
7.10
Вырезание
полосок
для
квиллинга.
Основные правила работы
1
2
9
12.10
Изготовление основных форм «свободная
спираль»,
«тугой
ролл»,
« к а п л я » ,
«листик».
Конструирование
из
основных
форм
1
2
10
14.10
Изготовление
основных
форм
«квадрат»,
«прямоуголь ник»,
« т р е у г о л ь н и к » ,
«полуме сяц».
Конструирование
и з
основных форм
1
2
6. Изготовление животных и насекомых в технике
квиллинга
11
33
24
19.10
О с н о в н ы е
б а з о в ы е
ф о р м ы
д л я
изготовления
животных.
С о зд а н и е
фигурок данным приёмом
1
2
25
21.10
Гофрированный
картон.
Занимательные
игрушки-зверушки
1
2
13
26.10
Изготовление
основной
формы
«тугая
спираль».
Конструирование
из
основных
форм
1
2
14
28.10
Изготовление основной формы «завитки»
в
виде
стружки.
Конструирование
из
основных форм
1
2
15
2.11
Промежуточный
контроль
по
разделу
«Художественное моделирование». Опрос
в устной форме
2
1
5. Изготовление цветов в технике квиллинга
7
18
16
9.11
Изготовление листьев в виде бахромы.
1
2
17
11.11
Знакомство
с
простейшими
приёмами
изготовления цветов
1
2
18
16.11
Изготовление простых несложных цветов
1
2
19
18.11
Изготовление бахромчатых цветов
1
2
6. Композиции
13
53
11
23.11
Составление
эскиза,
подбор
бумаги.
Основные принципы составления
1
2
12
25.11
Создание
композиции
из
изученных
основных форм «Осенняя фантазия»
1
2
20
30.11
Создание цветочной композиции ко Дню
матери. Начало работы
3
21
2.12
Создание цветочной композиции ко Дню
матери. Окончание работы
1
2
22
7.12
Изготовление
роз
разными
способами.
Композиция «Голубая фантазия». Начало
работы
1
2
23
9.12
Изготовление
композиции
«Голубая
фантазия». Окончание работы
3
26
14.12
Настольная
композиция
«Звери
в
лесу».
Начало работы
1
2
27
16.12
Настольная
композиция
«Звери
в
лесу».
Окончание работы
3
28
21.12
Изготовление
композиции
«Новогодний
хоровод». Начало работы
1
2
29
23.12
Изготовление
композиции
«Новогодний
хоровод». Продолжение работы
3
30
28.12
Изготовление
композиции
«Новогодний
хоровод». Окончание работы
3
31
30.12
Промежуточный
контроль
по
разделу
« И з гото вл е н и е
ц в е то в
в
т е х н и к е
квиллинга». Беседа-викторина
1
2
32
11.01
Изготовление
основной
формы
«заячье
ухо»,
«лапки».
Конструирование
из
основных форм
1
2
33
13.01
Изготовление животных из мультфильмов.
Создание композиции. Начало работы
1
2
34
18.01
Изготовление животных из мультфильмов.
Продолжение работы
1
2
35
20.01
Изготовление животных из мультфильмов.
Окончание работы
1
3
36
25.01
Изготовление
простых
бабочек.
Начало
работы
1
2
37
27.01
И з г о т о в л е н и е
п р о с т ы х
б а б о ч е к .
Продолжение работы
1
2
38
1.02
Изготовление простых бабочек. Окончание
работы
3
39
3.02
Оформление
и
подготовка
работ
для
итоговой выставки
1
2
40
8.02
Изготовление сложных цветов
1
2
41
10.02
Изготовление сложных цветов
1
2
42
15.02
Изготовление основной формы «сердце».
Создание открытки ко Дню влюблённых
1
2
43
17.02
Конструирование
боевой
техники
из
гофрированного картона
1
2
44
22.02
Композиция «Папа-танкист»
1
2
45
24.02
Композиция «Во власти цветов». Начало
работы
1
2
46
1.03
Композиция
«Во
власти
ц в е т о в » .
Окончание работы
3
47
3.03
Открытка к 8 марта «Букет для мамы»
1
2
48
10.03
Оформление
работ
для
в ы с т а в к и .
Изготовление рамок
1
2
49
15.03
Изготовление
бабочек
сложного
уровня.
Начало работы
1
2
50
17.03
Изготовление
бабочек
сложного
уровня.
Продолжение работы
3
51
22.03
Изготовление
бабочек
сложного
уровня.
Окончание работы
3
52
24.03
Игрушки-зверушки
из
картона
«Лесной
дом». Коллективная работа
1
2
53
29.03
Промежуточный
контроль
по
разделу
«Изготовление
животных
в
технике
квиллинга». Опрос в устной форме
2
1
54
31.03
Изготовление
листиков
с
продольными
жилками.
Конструирование
из
основных
форм
1
2
55
5.04
Цветочная
композиция
« В е с е н н е е
настроение». Начало работы
1
2
56
7.04
Цветочная
композиция
« В е с е н н е е
настроение». Окончание работы
3
57
12.04
Изготовление объёмных животных
1
2
58
14.04
Изготовление объёмных животных
1
2
59
19.04
Коллективная
творческая
работа
«Мой
дворик». Начало работы
1
2
60
21.04
Коллективная
творческая
работа
«Мой
дворик». Окончание работы
3
61
26.04
Изготовление панно с пейзажами. Начало
работы
1
2
62
28.04
Изготовление
панно
с
пейз аж ам и.
Окончание работы
3
63
3.05
Изготовление гвоздик
1
2
64
5.05
Изготовление
основной
формы
«звезда».
Создание открытки к 9 мая
1
2
65
10.05
Изготовление
цветов
на
шарах
«Летнее
настроение». Начало работы
1
2
66
12.05
Изготовление
цветов
на
шарах
«Летнее
настроение». Окончание работы
3
67
17.05
Изготовление
мини-композиции
«Знаки
зодиака».
1
2
68
19.05
Итоговый
контроль.
Тестирование
по
разделу «Композиция»
8. Выставочная деятельность
3
9
69
24.05
Основы
выставочной
деятельно сти.
Подготовка и оформление работ
1
2
70
26.05
Выставка всех работ
3
71
31.05
Заключительное занятие
3
Итого:
213
Условия реализации
Учебный кабинет со стеллажами для демонстрации образцов и готовых изделий,
закрытые шкафы для хранения материалов.
Материалы для работы (бумага для квиллинга или цветная двухсторонняя офисная
бумага).
Дополнительные
материалы
(деревянные
рамки,
клей
ПВА,
картон
белый
и
цветной, гофрированная бумага и картон, салфетки, миллиметровая и разметочная
бумага).
Инструменты (ножницы, линейка, шило, пинцет, простые карандаши, кисточки для
клея, инструмент для накручивания бумаги или зубочистки, шаблон-линейка с
круглыми отверстиями, циркуль).
Методическое обеспечение
Методика
организации
работы
детей
с
бумагой
в
технике
«квиллинг»
предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть от простого к
сложному. Все задания в зависимости от степени сложности соответствуют возрасту
воспитанников.
Данная
программа
о снована
на
принципах
п р и р од о с о о б р а з н о с т и ,
последовательности,
наглядности,
целесообразности,
доступности
и
тесной
связи
с
жизнью.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические
задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
1-ый год обучения.
Практические занятия
являются основной формой работы
первого года обучения. Теоретический материал дается в форме беседы, рассказа и др.
Изучение техники квиллинга начинается с ознакомления учеников с необходимыми для
работы приспособлениями и материалами (инструменты для квиллинга, трафарет, иголки,
плотные
подушки
с
подставками,
бумага).
При
оценке
изделия
учитываются
технологические и художественные достоинства работ.
Овладение ремеслом кручения начинается с простых технических упражнений.
Постепенное усложнение практических заданий в сочетании с развитием творческой
фантазии
учащихся
необходимо
для
создания
самостоятельных
художественных
композиций.
Основными
методами
обучения
на
данном
этапе
являются
информационно-
рецептивный и репродуктивный.
Список литературы:
1.
Агапова И. А. «Поделки из бумаги»: - Лада, 2008
2.
Журнал «Коллекция идей», «Девчонки и мальчишки» и др.