Психолого - педагогический контакт педагога и ученика в детской музыкальной школе
Автор: Гречина Святослава Давидовна Должность: преподаватель специального фортепиано Учебное заведение: МБУ ДО "ДМШ №1 им. Э. Бакирова" ЕМР РТ Населённый пункт: Республика Татарстан г. Елабуга Наименование материала: Статья Тема: Психолого - педагогический контакт педагога и ученика в детской музыкальной школе Раздел: дополнительное образование
Психолого - педагогический контакт педагога и ученика в детской
музыкальной школе
Гречина Святослава Давидовна
преподаватель специального фортепиано Муниципального
бюджетного учреждения дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 1 им. Э. Бакирова»
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
Одним
из
важнейших
разделов
воспитания
учащихся
является
эстетическое воспитание - развитие у человека способностей эмоционально
реагировать
на
все
прекрасное,
правильно
понимать
и
испытывать
наслаждение от произведений искусств. Наиболее действенным средством
эстетического
воспитания
является
само
искусство.
Педагоги
детских
музыкальных
школ
призваны
воздействовать
силой
художественных
музыкальных образов на чувства, мысли и вкусы учащихся. Задачи педагога
не
только
научить
играть
на
музыкальном
инструменте,
но
и
развить
художественное
мышление,
научить
понимать
музыку,
наслаждаться
ею.
Добиться этих результатов можно благодаря налаженному контакту между
педагогом и учеником. Разносторонности и глубине воспитательной работы
педагога по фортепиано в музыкальной школе во многом способствует сам
метод
работы
в
специальных
классах
–
метод
индивидуальных
занятий,
предусматривающий постоянное общение с учащимися. Благодаря этому в
значительной мере под влиянием учителя формируются взгляды ученика, его
отношение
к
музыке,
к
занятиям,
к
окружающим,
складывается
его
моральный облик.
В процессе воспитания уже в начальных классах встают вопросы
музыкально-творческого и психологического контакта. Современная школа
видит
в
ученике
человека,
имеющего
свой
сложный
мир
отношений,
интересов,
стремлений
к
полноценной
жизни
уже
в
школьном
возрасте.
Между педагогом и учеником должна быть совместная деятельность. Только
в творческом сотрудничестве с педагогом ученик обеспечен необходимым
педагогическим
руководством,
принимает
его
как
условие
успешного
достижения
своих
целей,
решения
своих
проблем.
У
педагога
такое
сотрудничество
происходит
на
всех
этапах
его
работы
с
учеником
над
музыкальным произведением. Чем методически последовательно он подведет
ученика к секретам овладения произведением, тем активнее исполнительское
внимание ребенка включатся во все процессы работы. Без инициативность и
вялость
ученика
является
следствием
ремесленной
работы
педагога,
не
сумевшего пробудить у него интерес к музыке и её исполнению. Проблема
интереса
принадлежит
к
числу
наиболее
важных
для
практической
педагогике. Исследователи, занимающиеся ею, подчёркивают, что интерес
содействует
общему
психическому
и
умственному
развитию
ребёнка,
способствует
расширению
его
кругозора.
Знания,
приобретённые
с
интересом, оказываются более глубокими и разносторонними, они могут, с
большим
успехом
использованы
в
самых
разнообразных
условиях.
Увлечённость побуждает к самостоятельному приобретению новых знаний.
Под
его
влиянием
заметно
изменяется
весь
характер
деятельности.
Она
становится
активной,
творческой,
радостной,
углублённой.
Музыкальная
педагогика придаёт пробуждению желания заниматься музыкой огромное
значение. Его наличие - это залог подлинного музыкального воспитания, а
вместе с тем и формирование творческой личности.
Музыкальный интерес ребенка – это его осознанное положительное
отношение
к
музыке,
которое
проявляется
в
познавательной
активности
(знания,
умения),
эмоционально-волевой
характеристике
отношений
(мотивации), практическом освоении музыки как искусства (опыта) ученика
и выступает предпосылкой формирования основ его музыкальной культуры.
Развитие музыкального интереса зависит от многих факторов, среди которых
немаловажную
роль
играет
личность
преподавателя
и
межличностные
контакты преподавателя и ученика. Контакт преподавателя с учеником на
уроке наступает именно тогда, когда каждый из них начинает испытывать
интерес к занятиям.
Вовлечь ученика в активную работу является одной из главных задач. На
уроках фортепиано, если преподаватель недостаточно эмоционально ведет
урок
(особенно
в
младших
классах),
речь
его
монотонна,
объяснения
и
показы
невыразительны,
результат
таких
уроков –
нежелание
ребенка
продолжать заниматься данным предметом. У учащегося средних и старших
классов так же угасает интерес к предмету, домашние занятия становятся
несистематичными, нет искренности в отношениях ученика и преподавателя –
все это отбивает желание заниматься, а иногда и вообще посещать уроки
фортепиано.
И наоборот,
урок
будет
интереснее,
продуктивнее,
если
например,
исполняя
песню
или
музыкальное
произведение,
учитель
сам
воодушевляется
этим
настроением,
и
передает
это
настроение
и
воодушевление
ученику.
Такое
совместное
переживание
музыки
–
наиважнейший
контакт,
который
часто
бывает
решающим
для
успехов
ученика,
способствующий
быстрому
разбору
произведения
и
желанию
самому
сыграть,
донести
настроение
и
смысл
музыки,
побуждает
его
к
самостоятельной работе дома. Когда ученик увлечен все новыми и новыми
художественно-образными
переживаниями,
только
тогда
он
ясно
представляет себе стоящие перед ним логически-смысловые задачи. «Все это
становится стимулом для дальнейших занятий, – уверен Б.Е. Милич. – Придя
домой,
ребенок
стремится
все
услышанное
на
уроке
воспроизвести
и
закрепить»
Каждый ученик – явление неповторимое и уникальное, и потому требует
индивидуального
гибкого
педагогического
подхода.
Н.И. Голубовская
постоянно напоминала, что « никакая педагогика невозможна без теснейшей
связи
с
учеником;
вне
этого
контакта
любой
педагогический
метод
оказывается
бесплодным».
Педагог,
в
разработке
методов
преподавания
учитывает
не
только
индивидуальные
особенности
учащихся,
но
и
свои
собственные сильные и слабые стороны. Другой его важной чертой является
умение увидеть изучаемое не только со своей собственной позиции, но и со
стороны учащегося, понимая, что-то, что очевидно для него самого, может
быть
совершенно
непонятно
его
ученику.
Особенности
педагогов,
добивающихся больших успехов в обучении своих учеников, является то, что
они
умеют
одно
и
тоже
знание
предлагать
учащимся
по-разному,
в
зависимости от уровня их подготовки, психологических особенностей. На
уроках одних учеников нужно заинтересовать музыкой через относительно
самостоятельно выполняемые задания, а с другими, учитывая замедленное
эмоционально - слуховое и двигательное развитие, постепенно расширять
рамки изучаемого репертуара.
В процесс общения учителя и ученика ведущее значение приобретают
личностные
качества
педагога,
в
которых
главнейшими
оказываются
коммуникативные
и
организаторские
способности.
Умение
общаться
со
своими учениками включает в себя способность сопереживания духовного
мира ученика, умение тонко чувствовать его настроение в данный момент,
умение ясно и четко выражать, как содержание преподаваемого им предмета,
так
и
свои
собственные
чувства
и
настроения.
Искренно сть,
эмоциональность, интонационно богатое звучание голоса, выразительные,
но умеренные жесты и мимика – все это составляет основу для проявления
данной способности.
На уроках, педагог должен создавать доброжелательную, творческую
атмосферу,
общаться
с
учениками
на
профессиональные
и
разные
интересующие детей темы, уметь находить и разрешать трудные жизненные
ситуации. Общение с учениками по своему психологическому содержанию
должен иметь диалогический стиль, при котором сохраняется равноправие
между
учителем
и
учеником.
Ученик
не
просто
слушает
педагога,
а
постоянно сотрудничает с ним в диалоге, высказывает свои мысли. Ребенок
должен
почувствовать,
что
учитель
разговаривает
с
ним
как
с
равным,
рассуждает сам и серьезно выслушивает его рассуждения. Между педагогом
и
учеником
должна
быть
совместная
деятельность,
так
как
только
в
творческом
сотрудничестве
с
педагогом
ученик
обеспечен
необходимым
педагогическим
руководством.
Только
в
этом
случае
ученик
будет
испытывать доверие к педагогу и у него появится чувство ответственности,
стремление
оправдать
это
доверие. «Возможно
полное
взаимопонимание
учителя и ученика, – по глубокому убеждению Г.Г. Нейгауза,
–
одно
из
важных условий плодотворности педагогического процесса».
Использованная литература:
Милич
Б.
«Воспитание
ученика-
пианиста»
Киев
«Музычна
Украина»
1979 г.
Голубовская Н.И. - исполнитель и педагог. Л.: Музыка, 1978.С.86.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога.5-е изд.-
М.: Музыка, 1988.С.146.