Проектный метод в обучении младших школьников как один из способов реализации ФГОС
Автор: Колесникова Елена Яковлевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 Населённый пункт: город Ессентуки,Ставропольский край Наименование материала: статья Тема: Проектный метод в обучении младших школьников как один из способов реализации ФГОС Раздел: начальное образование
Проектный метод в обучении младших школьников как один из
способов реализации ФГОС
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 Колесникова Е. Я.
Исследовательская
деятельность
в
современной
образовательной
практике
рассматривается
как
один
из
эффективных
способов
познания
окружающего мира ребёнком.
Нынешние
младшие
школьники
более
свободны
в
с воих
высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира.
Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной
школе.Внутреннее
стремление
ребёнка
к
познанию
создает
условие
для
исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает
не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и
ориентирование на активные методы обучения.
Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в условиях
введения
ФГОС
является
привитие
первичных
научно-исследовательских
навыков
младших
школьников. Кроме
того,
проектно-исследовательская
деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного
обучения.Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может
проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал.
Проектно-исследовательская
деятельность
помогает
младшим
школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В
педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход
к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к
самостоятельному изучению окружающего мира.
Учебное
исследование
младшего
школьника,
так
же
как
и
исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает
основные
элементы:
выделение
и
постановку
проблемы
(выбор
темы
исследования);
выработку
гипотезы;
поиск
и
предложение
возможных
вариантов
решения;
сбор
материала;
анализ
и
обобщение
полученных
данных; подготовку и защиту итогового продукта (проекта).
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более
долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе
его
выполнения,
школьники
учатся
самостоятельно
приобретать
знания,
получать
опыт
познавательной
и
учебной
деятельности.
Проектная
деятельность действительно помогает научить детей учиться самостоятельно.
Метод
проектов
в
начальной
школе
требует
интеграции
знаний
учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий
мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и
экология, и технология, и русский язык.
Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным
содержанием,
поскольку
наглядно-образное
мышление,
характерное
для
данного возраста, любопытствоподталкивают учащихся к выбору темы на
основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего
опыта
и
своих
проблем.
Поэтому
значительная
часть
учебного
времени,
отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть
использована для организации проектной деятельности.
Одно дело познакомиться с теорией вопроса на занятиях, и другое –
самому
провести
наблюдение,
опрос,
сформулировать
гипотезу
исследования.
Исследование
с
точки
зрения
обучающегося
–
это
возможность
максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность,
которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать
свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично
достигнутый результат.
Исследование
с
точки
зрения
учителя
– это
интегративное
дидактическое
средство
развития,
обучения
и
воспитания
школьников,
которое
позволяет
формировать
и
развивать
универсальные
учебные
действия учащихся.
Начиная с первого класса, на уроках я использую специальные игры и
задания,
позволяющие
активизировать
исследовательскую
деятельность
ребёнка,
помогающие
осваивать
первичные
навыки
проведения
исследований.
В
первом
классе
школьники
учатся
задавать
вопросы,
планировать
действия,
наблюдать
и
обобщать;
знакомятся
с
приемами
рефлексии и самоконтроля.
Во
втором
классе
дети
знакомятся
с
другими
элементами
исследовательской
деятельности:
анализом
проблемной
ситуации,
целеполаганием, выдвижением гипотезы, формулированием вывода.
С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию
п о
п л а н у
( в ы я в л е н и е
п р о б л е м ы ;
о п р е д е л е н и е
о б ъ е к т а
исследования;постановка цели, задач, выбор методики исследования;отбор
материала;соотнесение
собранного
материала
с
темой
и
целью
исследования).
В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень
самостоятельности в проведении учебных исследований.
В
ходе
организации
проектно-исследовательской
деятельности
школьников
изменяется
и
позиция
учителя.
Учитель
постепенно
превращается
в
организатора
деятельности,
консультанта-помощника
и
коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний.
В процессе организации учебно-исследовательской деятельности очень
много достоинств:
есть
возможность
неоднократно
(в
разных
формах)
повторять
новый материал с целью его усвоения и систематизации;
процесс обучения приближен к реальной жизни;
развиваются
коммуникативные
навыки
(ведения
дискуссии;
доказывания и аргументирования);
воспитываются нравственные качества личности (сопереживание,
великодушие, терпение, трудолюбие, честность, доброта и др.).
На практике мной чаще всего используются следующие типы проектов:
исследовательско-творческие;
игровые;
информационно-практико-ориентированные.
Темы
детских
проектных
работ
лучше
выбирать
из
содержания
учебных предметов или из близких к ним областей.
Длительность
выполнения
проекта
целесообразно
ограничить
1-2
уроками или 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий.
Организуя работу над проектом важно соблюдать несколько условий:
1.Проблема,
предлагаемая
ученикам,
формулируется
так,
чтобы
ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний
и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех
учащихся
класса,
предложив
каждому
задания
с
учетом
уровня
его
подготовки.
2.Выполнение
проекта
связано
с
поиском
новой,
дополнительной
информации,
обсуждением
этой
информации,
и
ее
документированием,
выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки,
викторины, презентации и др.).
Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие
помощи со стороны учителя, создаются в классе.
Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к
любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный
выбор
содержания
и
способов
деятельности
способствует
развитию
эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.
Подводя итог, отмечу, что, организовав проектно-исследовательскую
работу, учитель сможет помочь учащимся своего класса ответить на вопрос:
«Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в
дальнейшем?», помочь учащимся сделать выбор в будущем и оценить свой
потенциал, чтобы услышать в ответ: «Я это делать умею, мне это интересно!»