Напоминание

Проектный метод в обучении младших школьников как один из способов реализации ФГОС


Автор: Колесникова Елена Яковлевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Ессентуки,Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Проектный метод в обучении младших школьников как один из способов реализации ФГОС
Раздел: начальное образование





Назад





Проектный метод в обучении младших школьников как один из

способов реализации ФГОС
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 Колесникова Е. Я. Исследовательская деятельность в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Нынешние младшие школьники более свободны в с воих высказываниях, готовы к принятию нового опыта и исследованию мира. Этого нельзя не учитывать при построении учебного процесса в начальной школе.Внутреннее стремление ребёнка к познанию создает условие для исследовательского обучения. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и ориентирование на активные методы обучения. Одной из ведущих задач учебно-воспитательной работы в условиях введения ФГОС является привитие первичных научно-исследовательских навыков младших школьников. Кроме того, проектно-исследовательская деятельность является одним из направлений личностно-ориентированного обучения.Она позволяет создать условия, в которых каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал. Проектно-исследовательская деятельность помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учёбе. В педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Учебное исследование младшего школьника, так же как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования); выработку гипотезы; поиск и предложение возможных вариантов решения; сбор материала; анализ и обобщение полученных данных; подготовку и защиту итогового продукта (проекта). Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности. Проектная деятельность действительно помогает научить детей учиться самостоятельно. Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и музыка, и окружающий мир, и изобразительное искусство, и литературное чтение, и краеведение, и экология, и технология, и русский язык. Темы проектов учащихся этого возраста тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытствоподталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего
опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности. Одно дело познакомиться с теорией вопроса на занятиях, и другое – самому провести наблюдение, опрос, сформулировать гипотезу исследования. Исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Исследование с точки зрения учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания школьников, которое позволяет формировать и развивать универсальные учебные действия учащихся. Начиная с первого класса, на уроках я использую специальные игры и задания, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения исследований. В первом классе школьники учатся задавать вопросы, планировать действия, наблюдать и обобщать; знакомятся с приемами рефлексии и самоконтроля. Во втором классе дети знакомятся с другими элементами исследовательской деятельности: анализом проблемной ситуации, целеполаганием, выдвижением гипотезы, формулированием вывода. С третьего класса начинается обучение коллективному исследованию п о п л а н у ( в ы я в л е н и е п р о б л е м ы ; о п р е д е л е н и е о б ъ е к т а исследования;постановка цели, задач, выбор методики исследования;отбор материала;соотнесение собранного материала с темой и целью исследования). В четвертом классе у обучающихся проявляется более высокий уровень самостоятельности в проведении учебных исследований. В ходе организации проектно-исследовательской деятельности школьников изменяется и позиция учителя. Учитель постепенно превращается в организатора деятельности, консультанта-помощника и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний. В процессе организации учебно-исследовательской деятельности очень много достоинств:  есть возможность неоднократно (в разных формах) повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации;  процесс обучения приближен к реальной жизни;  развиваются коммуникативные навыки (ведения дискуссии; доказывания и аргументирования);  воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, великодушие, терпение, трудолюбие, честность, доброта и др.). На практике мной чаще всего используются следующие типы проектов:
 исследовательско-творческие;  игровые;  информационно-практико-ориентированные. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить 1-2 уроками или 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Организуя работу над проектом важно соблюдать несколько условий: 1.Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки. 2.Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха». Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов. Подводя итог, отмечу, что, организовав проектно-исследовательскую работу, учитель сможет помочь учащимся своего класса ответить на вопрос: «Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?», помочь учащимся сделать выбор в будущем и оценить свой потенциал, чтобы услышать в ответ: «Я это делать умею, мне это интересно!»


В раздел образования