Напоминание

"Формирование УУД учащихся начальной школы средствами УМК "Начальная школа 21 века" с использованием проблемно – диалогической технологии"


Автор: Петрушина Елена Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа № 555 "Белогорье"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование УУД учащихся начальной школы средствами УМК "Начальная школа 21 века" с использованием проблемно – диалогической технологии"
Раздел: начальное образование





Назад





Опыт работы

учителя начальных классов Петрушиной Елены Юрьевны

ГБОУ школа № 555 «Белогорье»

по теме:

«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы

средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно –

диалогической технологии»

Урок – первая искорка, зажигающая факел любознательности.

В. А. Сухомлинский
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:  игровая деятельность;  создание положительных эмоциональных ситуаций;  работа в парах;  проблемное обучение. Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. Я работаю по УМК «Начальная школа 21 века». Признавая урок в качестве основной формы обучения, я постоянно ищу пути его дальнейшего совершенствования. Приоритетным направлением в новых стандартах образования лежит системно- деятельностный подход
.


Развитие личности ребенка на основе учебной деятельности - это задача моей работы. Поэтому в основе подачи нового материала я применяю технологию проблемно- диалогического обучения. Данная технология способствует развитию у учащихся познавательных умений, готовит ученика к поиску самостоятельного решения. Основная особенность технологии проблемно – диалогического обучения заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают эти знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему. Мне остаётся лишь направлять эту деятельность и в завершении подвести итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь; учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер. Технология проблемно – диалогического обучения отвечает всем требованиям стандарта второго поколения. Она, прежде всего, формирует
регулятивные
универсальные учебные действия, обеспечивая умения решать проблемы.
Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: -
коммуникативных
- за счёт использования прежде всего речевых, средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний, владение диалогической формой коммуникации;
- познавательных
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, делать выводы; -
личностных
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Технология проблемно – диалогического обучения универсальна, т.е. применима на любом предметном содержании и любой ступени, выступает важнейшим направлением реализации парадигмы развивающего образования. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия. УУД в широком значении условно называют «умением учиться», то есть речь идет о способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. УУД – это навыки, которые необходимо закладывать в начальной школе на всех уроках. Я считаю, что проблемно-диалогическое обучение (один из способов УУД) - это обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. При построении проблемно-диалогового урока я учитываю то, что диалог - это форма общения. Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится приоритетным принципом образовательного процесса. Ведь с помощью проблемного диалога формируются УУД: - регулятивные (я могу) – умение решать проблемы; - коммуникативные (мы вместе) – вести диалог; - познавательные (я учусь) – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.; - личностные (я сам) – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора.
Проблемно-диалогическая технология
даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала я прорабатываю два звена: - постановка учебной проблемы; - поиск её решения.
Постановка проблемы
– это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Я использую три основных метода постановки учебной проблемы.
3 метода постановки учебной проблемы ↓ ↓ ↓ побуждающий подводящий к теме сообщение темы от проблемной диалог с мотивирующим приёмом ситуации диалог Их сходство заключается в том, что все эти методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников.
Побуждающий диалог
обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников, развивает их речь и творческие способности;
подводящий
диалог и
сообщение

темы
с мотивирующим приёмом лишь имитируют творческий процесс, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся. Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от меня последовательного осуществления четырёх педагогических действий: 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формированию учебной проблемы; 4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречия, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения. В основу проблемных ситуаций с удивлением можно заложить противоречия между двумя (или более) положениями, которое создаётся приёмами, когда учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения, или сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. В основе проблемных ситуаций с затруднением лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях и разными приёмами, текст побуждения для каждого из шести приёмов будет свой. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: « Какова будет тема урока?» или «Какой возникнет вопрос?».
Подводящий к теме диалог
немного проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные, мыслительные. Но не все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Но если это происходит, то необходима принимающая реакция учителя: «Так, кто думает иначе?».
Сообщение темы с мотивирующим приёмом
состоит в том, что учитель сам
сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов. Первый приём заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве яркого пятна могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй приём - его актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Поиск решения
– этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность получения планируемых результатов: Четкое следование методике в организации проблемных диалогов, системность в работе приводит к тому, что дети привыкают идти к знаниям самостоятельно, им становится скучно, если это начинает делать учитель. Проблемные методы отличаются эффективностью, т.к. постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала большинством учащихся класса. Для поиска новых знаний каждым ребенком, я стараюсь на уроках организовать проблемный диалог посредством мультимедийных презентаций. В УМК «Начальная школа 21 века» предусмотрено знакомство учащихся с технологией проблемно-диалогического обучения. Этапы технологии обозначены в учебниках условными обозначениями: («Давай подумаем», «Тайны языка», «Обсудим вместе, выскажем предположение», «Работа в парах», «Работа в группах».). Однако реальный урок – это не только методы, но еще и формы обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения. Формы обучения ↓ ↓ ↓ групповая парная фронтальная Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом, работе в парах и групповой. Приведу примеры фрагментов уроков по УМК «Начальная школа 21 века» по формированию УУД с проблемно-диалогической технологии.
Урок русского языка в 3-м классе "Второстепенные члены предложения.

Обстоятельство"
Тип проблемной ситуации: с затруднением. Тип противоречия: между необходимостью и возможностью выполнить задание учителя. Приём создания проблемной ситуации: практическое задание, с которым ученики до настоящего времени не сталкивались.
Ход урока: I. Организационный момент II. Постановка учебной проблемы Учитель Ученики - Записать под диктовку три предложения: Маленькая птичка тихонько стучит в стекло. Зимняя гостья пожаловала к жилью человека. Синичка легко переживет холода около людей -Разберите предложения по членам и по частям речи. Стрелками укажите связь между словами. Надпишите над словами вопросы. (Два ученика работают у доски: они записывают предложения и выполняют задание. Остальные учащиеся класса выполняют это же задание на местах). Испытывают затруднения при работе со словами тихонько, в стекло, к жилью, легко. (Одни не выполнили задание, другие – подчеркнули, как дополнение, третьи - (самые любознательные), заглянув дома, «А какую тему будем проходить дальше?», подчеркнули правильно). -У всех так выполнено? - У кого какие варианты? - Мнения Ребята предлагают свои варианты, если они отличные от представленных на доске. Пытаются защитить свой вариант или вариант работающего у доски, если они совпадают. -Ребята, но задание-то было одно, а выполнили вы его почему-то по-разному. Возможно ли такое? -Чего же мы тогда не знаем? -Какая задача нашего урока? - Нет, конечно. -Какой это член предложения? -Узнать: как называется такой член предложения, который отвечает на вопросы куда? как? - Как его подчеркивать в предложении? - Чем бывает выражен в предложении?
Урок математики в 3-м классе «Умножение двухзначного числа на однозначное»


Тип проблемной ситуации: с затруднением.
Тип противоречия: между необходимостью и возможностью выполнить задание учителя. Приём создания проблемной ситуации: практическое задание, с которым ученики до настоящего времени не сталкивались. Ход урока: 1.Организационный момент 2. Постановка учебной проблемы Учитель Ученики - На доске дан ряд чисел: 4, 13, 45, 8, 27, 7, 2, 89, 34, 56, 5, 9 -Какие это числа? -Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. -Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. - Вы смогли выполнить мое задание? -Почему же это задание не получилось? -Чем оно отличается от предыдущего? (Двухзначные и однозначные) (Два ученика работают у доски. Обучающиеся легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен.). Обучающиеся испытывают затруднение. Нет. Мы не знаем алгоритма умножения. Здесь внетабличное умножение. Умножение двузначного на однозначное. -Какая задача нашего урока? Научиться умножать двузначное число на однозначное. Использование на мох уроках проблемно-диалогических методов в учебном процессе исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое начало в учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности. С самых первых уроков я детям предлагаю задания, которые, развивают не только ум, но и волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самооценку. Если ученику комфортно на уроке – тогда и результаты учения
будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Очень важно для меня на уроках сохранить не только физическое здоровье ребенка, но и психическое, и нравственное. Я считаю, применение на своих уроках и во внеурочной деятельности данную технологию результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной личности при сохранении здоровья учащихся.


В раздел образования