"Формирование УУД учащихся начальной школы средствами УМК "Начальная школа 21 века" с использованием проблемно – диалогической технологии"
Автор: Петрушина Елена Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ школа № 555 "Белогорье" Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: "Формирование УУД учащихся начальной школы средствами УМК "Начальная школа 21 века" с использованием проблемно – диалогической технологии" Раздел: начальное образование
учителя начальных классов Петрушиной Елены Юрьевны
ГБОУ школа № 555 «Белогорье»
по теме:
«Формирование универсальных учебных действий учащихся начальной школы
средствами УМК «Начальная школа 21 века» с использованием проблемно –
диалогической технологии»
Урок – первая искорка, зажигающая факел любознательности.
В. А. Сухомлинский
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в
концепции модернизации российского образования. Её реализация диктует необходимость
развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее
эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
игровая деятельность;
создание положительных эмоциональных ситуаций;
работа в парах;
проблемное обучение.
Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий
промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической
деятельности огромные объёмы информации.
Я работаю по УМК «Начальная школа 21 века». Признавая урок в качестве основной
формы обучения, я постоянно ищу пути его дальнейшего совершенствования.
Приоритетным направлением в новых стандартах образования лежит системно-
деятельностный подход .
Развитие личности ребенка на основе учебной деятельности - это задача моей
работы. Поэтому в основе подачи нового материала я применяю технологию проблемно-
диалогического обучения. Данная технология способствует развитию у учащихся
познавательных умений, готовит ученика к поиску самостоятельного решения.
Основная особенность технологии проблемно – диалогического обучения заключается
в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают эти знания сами в
процессе самостоятельной исследовательской деятельности: усваивают лучше то, что
открыли сами и выразили по- своему. Мне остаётся лишь направлять эту деятельность и
в завершении подвести итог. На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят,
активнее формируют мышление и речь; учатся отстаивать собственную позицию, рискуют,
проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
Технология проблемно – диалогического обучения отвечает всем требованиям
стандарта второго поколения. Она, прежде всего, формирует регулятивные
универсальные учебные действия, обеспечивая умения решать проблемы.
Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий:
- коммуникативных - за счёт использования прежде всего речевых, средств для решения
различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний, владение
диалогической формой коммуникации;
- познавательных – строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей, делать выводы;
- личностных – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учета позиций партнёров в общении, ориентации
на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям.
Технология проблемно – диалогического обучения универсальна, т.е. применима
на любом предметном содержании и любой ступени, выступает важнейшим направлением
реализации парадигмы развивающего образования.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные
действия.
УУД в широком значении условно называют «умением учиться», то есть речь
идет о способности личности к саморазвитию и самосовершенствованию посредством
сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
УУД - это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его
способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого
процесса усвоения.
УУД – это навыки, которые необходимо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Я считаю, что проблемно-диалогическое обучение (один из способов УУД) - это обучение,
которое обеспечивает творческое усвоение знаний учениками посредством специально
организованного учителем диалога.
При построении проблемно-диалогового урока я учитываю то, что диалог - это форма
общения.
Диалог выступает сегодня не просто педагогическим методом и формой, но и становится
приоритетным принципом образовательного процесса. Ведь с помощью проблемного
диалога формируются УУД:
- регулятивные (я могу) – умение решать проблемы;
- коммуникативные (мы вместе) – вести диалог;
- познавательные (я учусь) – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.;
- личностные (я сам) – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки
ситуации, гражданского выбора.
Проблемно-диалогическая технология даёт развернутый ответ на вопрос, как научить
учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке
введения нового материала я прорабатываю два звена:
- постановка учебной проблемы;
- поиск её решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для
исследования.
Я использую три основных метода постановки учебной проблемы.
3 метода постановки учебной проблемы
↓ ↓ ↓
побуждающий подводящий к теме сообщение темы
от проблемной диалог с мотивирующим приёмом
ситуации диалог
Их сходство заключается в том, что все эти методы обеспечивают мотивацию учеников к
изучению нового материала. Различие методов - в характере учебной деятельности
школьников.
Побуждающий диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников,
развивает их речь и творческие способности; подводящий диалог и сообщение
темы с
мотивирующим приёмом лишь имитируют творческий процесс, однако успешно
формируют логическое мышление и речь учащихся.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог требует от меня последовательного
осуществления четырёх педагогических действий:
1) создание проблемной ситуации;
2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
3) побуждение к формированию учебной проблемы;
4) принятие предполагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречия, столкновение с которым
вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
В основу проблемных ситуаций с удивлением можно заложить противоречия между двумя
(или более) положениями, которое создаётся приёмами, когда учитель одновременно
предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или
чьи-то точки зрения, или сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос
или практическое задание на новый материал.
В основе проблемных ситуаций с затруднением лежит противоречие между
необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя.
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой
отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в
проблемной ситуации противоречие. Поскольку проблемные ситуации создаются на
разных противоречиях и разными приёмами, текст побуждения для каждого из шести
приёмов будет свой. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, то текст
побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: « Какова будет тема
урока?» или «Какой возникнет вопрос?».
Подводящий к теме диалог немного проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания
проблемной ситуации.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий,
которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока.
В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий:
репродуктивные, мыслительные. Но не все звенья подведения опираются на уже
пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам
сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление
ошибочных ответов учащихся. Но если это происходит, то необходима принимающая
реакция учителя: «Так, кто думает иначе?».
Сообщение темы с мотивирующим приёмом состоит в том, что учитель сам
сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух
мотивирующих приёмов.
Первый приём заключается в сообщении классу интригующего материала,
захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве
яркого пятна могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной
литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, демонстрация
непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности.
Второй приём - его актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости
предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Поиск решения – этап формулирования нового знания. Постановку проблемы и
поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность получения планируемых
результатов:
Четкое следование методике в организации проблемных диалогов, системность в работе
приводит к тому, что дети привыкают идти к знаниям самостоятельно, им становится
скучно, если это начинает делать учитель.
Проблемные методы отличаются эффективностью, т.к. постановка проблемы обеспечивает
познавательную мотивацию учеников, а поиск решения – понимание материала
большинством учащихся класса.
Для поиска новых знаний каждым ребенком, я стараюсь на уроках организовать
проблемный диалог посредством мультимедийных презентаций.
В УМК «Начальная школа 21 века» предусмотрено знакомство учащихся с технологией
проблемно-диалогического обучения.
Этапы технологии обозначены в учебниках условными обозначениями: («Давай
подумаем», «Тайны языка», «Обсудим вместе, выскажем предположение», «Работа в
парах», «Работа в группах».).
Однако реальный урок – это не только методы, но еще и формы обучения.
Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения.
Формы обучения
↓ ↓ ↓
групповая парная фронтальная
Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского
языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением –
на уроках математики во фронтальной работе с классом, работе в парах и групповой.
Приведу примеры фрагментов уроков по УМК «Начальная школа 21 века» по
формированию УУД с проблемно-диалогической технологии.
Урок русского языка в 3-м классе "Второстепенные члены предложения.
Обстоятельство"
Тип проблемной ситуации: с затруднением.
Тип противоречия: между необходимостью и возможностью выполнить задание
учителя.
Приём создания проблемной ситуации: практическое задание, с которым ученики до
настоящего времени не сталкивались.
Ход урока:
I.
Организационный момент
II.
Постановка учебной проблемы
Учитель
Ученики
- Записать под диктовку три предложения:
Маленькая птичка тихонько стучит в стекло.
Зимняя гостья пожаловала к жилью человека.
Синичка легко переживет холода около людей
-Разберите предложения по членам и по частям
речи. Стрелками укажите связь между словами.
Надпишите над словами вопросы.
(Два ученика работают у доски: они
записывают предложения и выполняют
задание. Остальные учащиеся класса
выполняют это же задание на местах).
Испытывают затруднения при работе со
словами тихонько, в стекло, к жилью, легко.
(Одни не выполнили задание, другие –
подчеркнули, как дополнение, третьи - (самые
любознательные), заглянув дома, «А какую тему
будем проходить дальше?», подчеркнули
правильно).
-У всех так выполнено?
- У кого какие варианты?
- Мнения
Ребята предлагают свои варианты, если они
отличные от представленных на доске.
Пытаются защитить свой вариант или вариант
работающего у доски, если они совпадают.
-Ребята, но задание-то было одно, а выполнили
вы его почему-то по-разному. Возможно ли
такое?
-Чего же мы тогда не знаем?
-Какая задача нашего урока?
- Нет, конечно.
-Какой это член предложения?
-Узнать: как называется такой член
предложения, который отвечает на вопросы
куда? как?
- Как его подчеркивать в предложении?
- Чем бывает выражен в предложении?
Урок математики в 3-м классе «Умножение двухзначного числа на однозначное»
Тип проблемной ситуации: с затруднением.
Тип противоречия: между необходимостью и возможностью выполнить задание
учителя.
Приём создания проблемной ситуации: практическое задание, с которым ученики до
настоящего времени не сталкивались.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.
Постановка учебной проблемы
Учитель
Ученики
- На доске дан ряд чисел:
4, 13, 45, 8, 27, 7, 2, 89, 34, 56, 5, 9
-Какие это числа?
-Выпишите в столбик однозначные числа и
умножьте их на 7.
-Выпишите в другой столбик двузначные числа
и тоже умножьте их на 7.
- Вы смогли выполнить мое задание?
-Почему же это задание не получилось?
-Чем оно отличается от предыдущего?
(Двухзначные и однозначные)
(Два ученика работают у доски.
Обучающиеся легко справляются с заданием,
способ выполнения которого уже известен.).
Обучающиеся испытывают затруднение.
Нет.
Мы не знаем алгоритма умножения.
Здесь внетабличное умножение. Умножение
двузначного на однозначное.
-Какая задача нашего урока?
Научиться умножать двузначное число на
однозначное.
Использование на мох уроках проблемно-диалогических методов в учебном процессе
исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает
для каждого ребенка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов
во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы
доброжелательности и взаимной поддержки. Таким образом, учебный процесс
ориентирован на формирование у детей интереса к обучению, на творческое начало в
учебной деятельности, приобретение собственного опыта творческой деятельности. С
самых первых уроков я детям предлагаю задания, которые, развивают не только ум, но и
волю, чувства, эмоции, умение самостоятельно находить и преодолевать затруднения,
проводить самооценку. Если ученику комфортно на уроке – тогда и результаты учения
будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. Очень важно для меня на
уроках сохранить не только физическое здоровье ребенка, но и психическое, и
нравственное. Я считаю, применение на своих уроках и во внеурочной деятельности
данную технологию результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает
высокое качество усвоения знаний, позволяет добиться положительной динамики качества
обучения, развитие интеллекта и творческих способностей, воспитания активной
личности при сохранении здоровья учащихся.