Напоминание

Образование слов с помощью приставки и суффикса


Автор: Костюченко Галина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Искитимская СОШ"
Населённый пункт: ст.Юрга-2, Кемеровская область
Наименование материала: конспект урока русского языка
Тема: Образование слов с помощью приставки и суффикса
Раздел: начальное образование





Назад





Технологическая карта урока

Тема: Образование слов с помощью приставки и суффикса

1.

Тип урока
комбинированный
2.

Цели деятельности учителя:
способствовать воспитанию потребности совершенствовать свою устную и письменную речь; создавать условия для формирования интереса к слову, наблюдения над приставками и суффиксами и их ролью в слове, показать учащимся возможность образования новых слов сразу с помощью приставки и суффикса; учить образовывать и разбирать по составу такие слова, формулирования определения приставки и суффикса;
3.

Планируемые результаты образования:

Предметные:
находят корень в группе однокоренных слов, видят в словах изученные суффиксы и приставки, образовывают слова с их помощью; видят и самостоятельно подбирают однокоренные слова.
Личностные:
организация участия детей в действиях интриги учебника по данной теме, учёт позиции собеседника, понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают.
Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов УУД):

Регулятивные:
способствовать развитию аналитического мышления (умение устанавливать причинно-следственные связи, рассматривать новые знания в контексте уже имеющихся), соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его.
Познавательные:
стимулировать самостоятельную поисковую деятельность, делают выводы в результате совместной деятельности класса и учителя, умению обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы и умению использовать знаково-символические модели (схемы) для обозначения частей слов.
Коммуникативные:
способствовать формированию культуры чтения и речи (формулировка научных словосочетаний, выводов, проблемы и гипотез), слушают и понимают речь других.
Оборудование: учебники, презентация, экран, колонки, карточки с корнями слов.
5. Формы работы учащихся:
работа в парах, фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.
6. Оборудование:
проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, карточки для групповой работы.
Этапы урока

Содержание урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к

учебной

деятельности

Цель этапа:
включение учащихся в учебную деятельность на
1.-
Дети, вам тепло? В классе светло? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит, можно садиться! Хочется начать урок с добрых пожеланий друг другу (Пожелание соседу по парте) Что пригодится вам для успешной работы на уроке? -Записываем число и классную работу в тетрадь. Проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, нацеливает на самостоятельное открытие знания, желает успеха. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм.
Регулятивные:
- нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
- умение выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять желание самостоятельно узнавать новое.
Коммуникативные:

личностно значимом уровне. 2. Чистописание Слайд №1
Книга - книгой, а своим умом двигай.
- Как вы думаете, почему я написала эту пословицу? Как вы ее понимаете? Какое отношение она имеет к уроку русского языка? (Ответы детей). - Ребята, вы уже знаете, что русский язык - удивительный и очень интересный предмет, полный тайн и загадок. И сегодня вам предстоит самостоятельно открыть еще один секрет русского языка. Кто готов к новым открытиям? Тогда в путь! -Внимательно слушать учителя, красиво и правильно писать. формирование умения слушать и слышать.
2. Актуализация

знаний и пробное

учебное действие

Цель этапа:
готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия - Давайте вспомним материал прошлых уроков. – - 1.Учитель проводит игру: «Верно или неверно».

Проверим с помощью сигнальных кругов, как вы освоили эту тему. (У детей двухцветные круги: красный цвет обозначает «неверно», зеленый - «верно» ). - Окончание – это изменяемая часть слова? – Верно. - Окончание служит для образования новых слов? – Неверно. - Бывает ли у слова нулевое окончание? – Предлагает вспомнить итог деятельности прошлого урока Организует коллективную проверку С помощью сигнальных кругов делают свой выбор. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Регулятивные:
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное
Верно. - Суффикс находится за корнем? – Верно. - Суффикс служит для образования новых слов? – Верно. - Корень – это главная часть слова? – Верно. - Слово может быть без корня? – Неверно. - У родственных слов одинаковый корень? – Верно. - Приставка служит для образования новых слов? - Верно 2. Назовите, все изученные части слова (Корень, суффикс, приставка, окончание) Что мы повторили? (Состав слова) Вспомните, алгоритм разбора слов по составу? Перед вами ментальная карта, которую мы вместе создали на предыдущих уроках. Слайд № 2 3.Групповая работа Слайд № 3 Столик, мостовая, перелет, вагончик, промерз, забег, заморозки Разделите слова на две группы: 1 группа выписывает слова, образованные с помощью приставки; 2 группа выписывает слова , образованные с помощью суффикса Организует групповую работу Опираясь на графическую запись, вспоминают орфографическ ую задачу, которая была поставлена на прошлом уроке, и формулируют ее. Дети обсуждают в группе и записывают слова взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

3.

Выявление

места и причины

затруднения

Цель этапа:
- выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения
.

Физминутка для

глаз

Слайд№
-Посмотрите внимательно, что заметили? -Почему возникли затруднения? - Мы уже с вами образовывали и разбирали слова с помощью приставки по составу. -А образовывали слова с помощью суффикса и разбирали их по составу? Работа по учебнику стр. 83. Чтение темы урока - Так подумайте, чем будем заниматься на уроке? -Почему возникло затруднение? Как будем выходить из затруднения? Побуждает к высказыванию своего мнения. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Анализируют, делают выводы.
-
Образовывать слова с помощью приставки и суффикса одновременно
Познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
Регулятивные:
-уметь проговаривать последовательность действий на уроке; - планировать действия с учетом поставленной учителем задач; - высказывать и обосновывать точку зрения;

4. Построение

проекта выхода из

затруднения

Цель этапа:
- организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства. - Сформулируйте тему урока. (Слайд №4). - Какую цель вы ставите для себя на уроке? -Предложите план урока, по которому мы будем действовать. Проблемный вопрос: Как вы думаете, могут ли образовываться новые слова сразу с помощью суффикса и приставки? Исследовательская работа - Есть слова, сказала Анишит Йокоповна, - которые образовались от других слов сразу с помощью суффикса и приставки. Обратите внимание на схемы слов. Можете ее расшифровать? Чтобы расшифровать загадочную схему волшебницы, нужно прочитать отрывок стихотворения Марины Дружининой стр.84. Объясните, почему именно так называют первый весенний цветок? Слайд №5 - Есть ли такие цветы в нашем крае? - Почему они занесены в Красную книгу? Организует ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснения, какого знания не хватает для решения проблемы. Создает ситуацию переопределени я практической задачи в познавательную Предлагает работу со схемой слова Проговаривают проблему. Отделяя знания от незнания. Самостоятельн о формулируют проблему. Цель и тему для изучения и . в соответствии, предлагают свои действия. Отвечают на вопросы, применяя выработанный на прошлом уроке способ действия. Работают в парах.
Познавательные:
- умение осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, строить рассуждения, выдвигать гипотезы и их обоснование.
Регулятивные:
- вносить коррективы в действие после его завершения; - определять степень успешности своей работы и работы других людей:
Коммуникативные:
-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
- Являют ся ли выделенные с л о в а родственными? Почему? Задание: выписать выделенные слова столбиком Подснежник снег (проанализировать по схеме) Какой можно сделать вывод? Организует работу со схемой в технологии изучающего чтения. Дает задание на поиск и моделирование закономерностей. Формулируют выводы наблюдений, высказывают свои гипотезы. Объясняют, как образовалось слово подснежник Вывод: отбрасываем окончание, к основе добавляем приставку и после корня суффикс
5.

Реализация

построенного
- Давайте вернёмся к вопросу, с которого мы начали открытие этой темы. Объясните роль приставки и роль суффикса. – Могут ли образовываться слова сразу с помощью приставки и суффикса?
Работа в паре

Выполнение упр.93 стр.84 Разбор

образца.
Организует ситуацию решения учебной задачи, поиска теоретического основания. Использует систему вопросов, позволяющих найти нужное Работа в паре: решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезу; ищут теоретическое основание для построения алгоритма деятельности.
Познавательные:
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Коммуникативные:
' '

проекта.

Цель этапа:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения
Физминутка
Слайд №6
6.Самостоятельная

работа c

cамопроверкой по

эталону

Задание: узнать слово по описанию –

бывает медным, бронзовым,

серебряным, стеклянным,

керамическим. Подставка для свечей.

(Подсвечник)
Разбор слов наплечник, неудачник
Самостоятельно

в

тетради

показать

образование слов

Нарукавник, покраска, заготовка

Проверка по эталону
Слайд №7 правило, сформулировать нужное основание Проводит работу в паре, направленную на понимание разбора слов по составу. Организует ситуацию отработки построенного алгоритма. Предлагает выполнить самостоятельно Обсуждают в паре, озвучивают свой вариант Самостоятельн о разбирают слова по составу и проверяют по эталону -уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, доказательно отстаивать свою точку зрения
Регулятивные:
-уметь работать по коллективно составленному плану
Познавательные:
-находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
Регулятивные:
уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; уметь вносить

Цель этапа:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
7. Включение в

систему знаний и

повторение по теме

Цель этапа:
зафиксировать новое содержание урока;
Понаблюдаем

над

ролью

приставки

и

суффикса в словах. Упр. 94. Стр. 84
задания. Организует самооценку усвоения детьми нового способа действий. Организует ситуацию включения нового знания в систему знаний. Организует ситуацию выполнения заданий на повторение и закрепление изученного Выполняют задания учебника. Объясняют выполненное задание необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Личностные:
самоопределение
Коммуникативные:
-уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, доказательно отстаивать свою точку зрения
Регулятивные: -
уметь работать по образцу
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности материала
8. Рефлексия

учебной

деятельности

на уроке

Цель этапа:
соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания 1.- Какое встретили затруднение? Какую ставили цель? Как добились результата Постройте в тетради лесенку знаний и отметьте ступеньку, на которой теперь находятся ваши знания по этой теме. (Отмечают кружком: место ближе к верхней границе, если всё было понятно, посередине линейки - если что- то не совсем понятно, ближе к нижней границе – если много было затруднений). 2. Самооценка деятельности на уроке. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Высказывают впечатления от урока, оценивают свою работу.
Регулятивные:
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль.
Личностные:
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности,
3. Домашнее задание: упр.95 стр.85 причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности.
Литература
1. Байкова, Т. А. Русский язык [Текст] : 2 кл. : тетрадь для самостоятельной работы : в 2 ч. Ч. 1 / Т. А. Байкова, О. В. 2. Коржукова, А.А., Поурочные разработки по русскому языку к УМК Н.А.Чураковой, [Текст] : 2 класс.-М.»Вако», 2012г.- М.: Академкнига/Учебник, 2014 г. 3. Лаврова, Н.И., Русский язык 2 класс. Школьные олимпиады в тетради[ Текст] – М.:Академкнига/Учебник, 2014 г.
4. Чуракова, Н. А. Русский язык [Текст] : 2 кл. : учебник : в 3 ч. Ч. 1 / Н. А. Чуракова ; под ред. М. Л. Каленчук. – М. : Академкнига/Учебник, 2013; 5. Чуракова, Н. А. Русский язык [Текст] : 2 кл. методическое пособие / Н. А. Чуракова, М. Л. Каленчук, О. В. Малаховская, Т. – М. : Академкнига /Учебник, 2013 6. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] - 2-е изд., М.: Академкнига /Учебник, 2009. - 112 с.
Самоанализ открытого урока

русского языка, проведенного во 2 классе, по теме «Образование слов с помощью приставки и суффикса»

Предмет
Русский язык
1.

Программа
УМК ПНШ
2.

Класс
2 класс
3.

Дата проведения
31 марта 2016 (в рамках проведения семинара директоров района).

4.

Раздел по учебно-тематическому плану
Как образуются слова(20 часов).
5.

Тема урока
Образование слов с помощью приставки и суффикса
6.

Номер урока в разделе
13
7.

Тип урока
Урок первичного предъявления новых знаний
8.

Технологии, применяемые на уроке
 Сотрудничества  развития познавательного интереса  проблемного обучения  здоровьесберегающая  ИКТ  личностно ориентированный подход
9.

Методы по источнику знаний
 словесный;  практический;  наглядный
10.

Методы по уровню познавательной

активности
 репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы);  частично-поисковый.
11.

Приёмы умственной деятельности
 анализ;  синтез;  наблюдение;  сравнение;  обобщение.
Принципы обучения
 принцип дифференцированного подхода;  принцип наглядности;  принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

12.

Мотивация учения на разных этапах

урока
 эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха;  социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.
13.

Формы работы
Групповая Тема, цель, содержание урока соответствуют уровню усвоения знаний обучающихся и уровню сформированности их умений. Каждый этап урока являлся продолжением предыдущего и подготовкой к следующему. Дидактическая задача каждого этапа, его содержание, методы и приёмы обучения, формы организации познавательной деятельности обучающихся и реальный результат органично взаимосвязаны. Урок «Образование слов с помощью приставки и суффикса» (Повторение изученного о словах, введение термина «приставочно- суффиксальный способ») продолжает знакомство учащихся с темой «Как делаются слова», на которую выделено 20 часов. Учащиеся уже познакомились с терминами «приставка », «суффикс», поэтому данный урок построен с учетом имеющихся знаний.
Цель:
ученик научится образовывать слова (с помощью приставки и суффикса), читать и составлять схемы слов.
Задачи:
 путём наблюдения за однокоренными словами ребенок будет знать термин «однокоренные слова», «приставочно-суффиксальный способ»;  из-за нехватки знаний правописания слов будет убеждён, что нужно обязательно уметь пользоваться орфографическим словарём, чтобы написать слова грамотно;  совместная работа в группе поможет выработать коммуникативные навыки, умение слушать и слышать товарищей;  постоянные доказательства, требования подробных ответов будет способствовать развитию связной речи;
Структура урока:
I. Организационный этап II. Этап целеполагания  проблемная ситуация, определение темы урока детьми  объявление темы урока учителем
 постановка задач III. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению материала IV. Этап всесторонней проверки знаний V. Этап закрепления и усвоения новых знаний  Закрепление знаний о составе слова (применение знаний в нестандартной ситуации) VI. Этап закрепления новых знаний. Самостоятельная работа Проверка по эталону. VII. Включение в систему знаний и повторение по теме VIII. Итоги урока  Что нового узнали на уроке?  Рефлексия Проведено 2 физминутки: одна на движение, другая для глаз.


В раздел образования