Автор: Каратаева Альбина Петровна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Сангарская СОШ №1" Населённый пункт: п.Сангар Кобяйский улус (район) Наименование материала: Проект Тема: "Приобщение к национальной культуре" Раздел: начальное образование
Министерство образования РС(Якутия)
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования»
Муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)
МБОУ «Сангарская средняя общеобразовательная школа №1»
Проект (коллективный)
Тема: Приобщение учащихся к национальной культуре
народов РС (Я) в условиях мультикультурной среды
на базе МБОУ «Сангарская средняя общеобразовательная
Название проекта: Приобщение учащихся к национальной культуре народов
РС(Я) в условиях мультикультурной среды на базе МБОУ «Сангарская средняя
общеобразовательная школа №1» п.Сангар
2.
Команда, разработавшая и осуществляющая проект: Коллективный проект
учителей, родителей и учащихся МБОУ «Сангарская средняя общеобразовательная
школа №1»
3.
Наименование образовательного учреждения, почтовый адрес, контактный
тел, e-mail: «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сангарская средняя общеобразовательная школа №1»
678300, п.Сангар, Кобяйский улус РС (Я), ул. Ленина 51, тел: 22580,
sangscool1@mail.
4.
Ф.И.О. учителей разработчиков:
1.
Софронеева Варвара Иннокентьевна – учитель начальных классов, классный
руководитель якутского класса
2.
Каратаева Альбина Петровна - учитель начальных классов, классный
руководитель якутского класса
3.
Захаров Степан Степанович – учитель якутского разговорного языка в
русскоязычных 2 - 9 классах
Компоненты проекта
Нормативно-
правовое
обеспечение
- Конвенция о правах ребенка,
- Конституция Российской Федерации,
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»,
- Закон РФ «Об образовании»,
- Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития
образования»,
- Национальный проект «Наша новая школа»
- «Концепция обновления и развития национальных школ» РС(Я)
- Устав МБОУ ««Сангарская средняя общеобразовательная школа
№1» п.Сангар
Цель
формирование культурно-ценностных качеств личности школьника,
составляющих основу его духовной национальной культуры народов
РС(Я)
Задачи
приобщать детей к уникальной материальной и духовной
культуре народов РС(Я), к родному языку их традициям и
обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
формировать интерес к истории культуры, желание изучать
культуру народов РС(Я);
воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта
3
народов РС(Я), любовь к родному краю.
Субъекты
Педагогический коллектив.
Родители.
Общественность.
Учащиеся МБОУ «Сангарская СОШ №1»
Объект
Личностные качества, на формирование которых направлена вся
система.
Предмет
Педагогические условия приобщения школьников младшего,
среднего и старшего звена к национальной культуре народов
РС (Я).
Инновационная
направленность
Ранее не были разработаны и реализованы программы и
проекты по сохранению и развитию языка и культуры народов РС(Я).
Инновация проекта заключается в следующем: - выявлены
этапы осмысления процесса национального воспитания, важным из
которых является возрождение и развитие национальной культуры и
просвещения,
обеспечивающей
формирование
у
подрастающего
поколения
знаний
о
национальной
культуре
своего
народа,
обогащение
его
культурой
народов
совместного
проживания,
приобщение к ценностям культуры народов РС(Я), включающая в
себя
целевой,
организационно
-
педагогический,
содержательно
–
деятельностные компоненты;
- определены оптимальные педагогические условия приобщения
учащихся к национальным культурам, общечеловеческим ценностям:
отбор
содержания
и
включение
взаимосвязанных
компонентов
национальных культур в педагогический процесс; целенаправленное
руководство изучением истории и культуры народов своего края;
- осуществление системы воспитательных воздействий в
процессе
познавательной,
развлекательно-познавательной,
практической и
творческой деятельности в области национальной
культуры;
- организация эффективных форм непосредственного и
опо средованного
общения
учащихся
с
детьми
д р у г и х
национальностей;
- вовлечение родителей в активные формы совместной
деятельности с детьми;
Содержание
Мероприятия по национальной культуре , составляющие основу
социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к
поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного
4
времени.
Виды
деятельности
Практическое приобщение к освоению национальной культуры
народов РС(Я):
в учебной деятельности (освоение содержания учебных
программ);
внеучебной деятельности (участие в организуемых культурно-
досуговых мероприятиях воспитательной направленности).
Методы и формы
работы
Целевые
экскурсии (связь с природой, памятники поселка,
организации).
Изучение национальной культуры.
Объяснения учителя в сочетании с показом и наблюдениями
детей.
Беседы о родном поселке, улусе, республике, России и мире.
Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок,
чтение
сказок,
прослушивание
музыкальных
произведений,
фольклора, танцы народов.
Ознакомление
с
произведениями
народного
творчества
(вышивка, роспись, национальное шитье).
Обогащение и стимулирование детского творчества.
Привлечение
детей
к
посильному
общественно-полезному
труду.
Открытые мероприятия.
Срок реализации
проекта
1 этап (2013-2014уч/г.г.) – подготовительный этап
2 этап (2014-2016уч/г.г.) - разработка и реализация проекта
3 этап (2016-2017 уч/г.г.) - обобщающий этап
4 этап (2017-2018 уч/г.г.) – заключительный этап
Ожидаемый
результат
- Будут созданы основы для понимания и осознания национального
духовного единства народов РС(Я) в сохранении, развитии культуры
и национальных традиций.
- будет сформирован интерес и основы толерантного отношения к
культуре народов Республики Саха (Якутия).
Актуальность .
5
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о
родном
поселке,
республике,
особенностях
народных
традиций,
часто
равнодушны
к
изучению истории своего народа. Явно недостаточной является работа
по проблеме
нравственно-патриотического воспитания в семье и школе.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной
земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным
человеком и достойным гражданином своей республики, воспитывать любовь и уважение
к языкам и национальным традициям, обычаям своего народа и народов РС (Я). Развивать
интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Современные концепции образования предполагают создание условий для
формирования
и
развития
личности
на
основе
национальных
и
общечеловеческих
ценностей.
Приобщение
учащихся
к
национальной
культуре
является
одной
из
приоритетных задач системы образования, решаемой на всех его уровнях.
Национальные культурные традиции в рамках данного проекта
рассматриваются как
элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению
и
сохраняющиеся
в
определенных
обществах
и
социальных
группах
в
течение
длительного времени, охватывающие материальные и национальные духовные ценности.
Начинается работа по приобщению детей к национальной культуре, традициям с
самого
раннего
возраста.
Система
работы
учителей
по
приобщению
школьников
к
национальным
культурным
традициям,
к
родному
краю
представляет
собой
взаимодействие различных составляющих, при этом функционирование данного проекта
возможно
при
наличии
единой
цели,
которая
определяется
нами
как
формирование
культурно-ценностных качеств личности школьника, составляющих основу его духовной
национальной культуры.
Системный характер работы по приобщению школьников к национальным
культурным традициям, к родному краю предусматривает единство учебной и внеучебной
деятельности: вовлечение учащихся в активную деятельность по практическому освоению
национальной культуры в процессе изучения содержания программ, а также организацию
внеклассной работы – системы воспитательных и культурно-досуговых мероприятий,
тематическое
содержание
которых
направлено
на
закрепление
знаний
о
народной
культуре народов РС (Я), полученных на уроке, и в результате социального партнерства.
Расширение представлений о национальном фольклоре, а также осознание того, что,
народные традиции, национальная культура – это часть нашей повседневной жизни.
К базовым условиям успешности социализации учащихся относятся:
Обеспечение тесного взаимодействия педагогов, родителей и учащихся школы;
Построение отношений социального партнерского сотрудничества с
учреждениями, организациями п. Сангар:
- МО Администрация Кобяйский улус (район);
- МО «Поселок Сангар»;
- МКУ «Управление образования» Кобяйский улус;
- Департамент культуры и духовного развития Кобяйского улуса;
- Кобяйская Центральная улусная библиотека;
- ДК «Шахтер» п.Сангар;
- Улусная редакция «Кобяйский вестник», «Дабаан»;
6
- МКУ ДО «Центр детского творчества»;
- МБОУ «Сангарская гимназия»;
- Общественный клуб бабушек «Дьуегэ».
Этапы проекта
I этап (2013-2014 учебный год): подготовительный
На первом этапе разрабатываем новшества:
- необходимо создать условия для введения новшества;
- запланировать мероприятия для успешной реализации проекта
- установить связь с социальными партнерами в целях планирования совместной
деятельности;
- изыскание средств спонсорской поддержки;
II этап – Основной (2014-2016 уч. год) - реализация системы мероприятий по
формированию
толерантной
среды
в
сферах,
связанных
с
межэтническими,
межкультурными взаимодействиями в поселке; внесение изменений в содержании
проекта,
создание
и
совершенствование
системы
урегулированию
вопросов
организации в сфере культуры, контроля за исполнением принятых решений и
выполнением
мероприятий
проекта;
реализация
накопленного
опыта
формирования толерантного сознания, воспитания культуры; внедрение созданных
студий по направлениям;
III этап (2016-2017 учебный год) – обобщающий
-обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации проекта.
IV этап (2017-2018 учебный год ) – заключительный
Заключение
Таким образом, мы сделали вывод о том, что приобщение детей к национальной
культуре народов РС (Я) не должно ограничиваться элементарными географическими
сведениями,
названиями
некоторых
предметов
быта
и
национальных
праздников.
Введение
детей
в
особый,
самобытный
мир
национальной
культуры
должно
осуществляться
путем
действенного
познания,
через
многообразие
форм
и
методов
работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход
поможет подвести детей к убеждению в том, что приобщение к национальной культуре не
просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить
современный
человек,
и
что
это
есть
приобщение
к
красоте,
которая
одинаково
облагораживает народы и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры.
Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не высказал себя народ
– в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а
душа народная добра и красива.
7