Напоминание

"Приобщение к национальной культуре"


Автор: Каратаева Альбина Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Сангарская СОШ №1"
Населённый пункт: п.Сангар Кобяйский улус (район)
Наименование материала: Проект
Тема: "Приобщение к национальной культуре"
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования РС(Якутия) Муниципальное казенное учреждение «Управление образования» Муниципального образования «Кобяйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) МБОУ «Сангарская средняя общеобразовательная школа №1»
Проект
(коллективный)
Тема: Приобщение учащихся к национальной культуре

народов РС (Я) в условиях мультикультурной среды

на базе МБОУ «Сангарская средняя общеобразовательная

школа №1» п.Сангар
п. Сангар 2016 1

Содержание проекта:
1. Информационная карта проекта…………………………………………….………3-5 2. Актуальность проекта……………………………………………………………….6 3. Этапы проекта……………………………………………………..……………….6-7 4. Заключение……………………………………………………………………...……7 2

Информационная карта проекта

1.

Название проекта:
Приобщение учащихся к национальной культуре народов РС(Я) в условиях мультикультурной среды на базе МБОУ «Сангарская средняя общеобразовательная школа №1» п.Сангар
2.

Команда, разработавшая и осуществляющая проект:
Коллективный проект учителей, родителей и учащихся МБОУ «Сангарская средняя общеобразовательная школа №1»
3.

Наименование образовательного учреждения, почтовый адрес, контактный

тел, e-mail:
«Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сангарская средняя общеобразовательная школа №1» 678300, п.Сангар, Кобяйский улус РС (Я), ул. Ленина 51, тел: 22580, sangscool1@mail.
4.

Ф.И.О. учителей разработчиков:
1. Софронеева Варвара Иннокентьевна – учитель начальных классов, классный руководитель якутского класса 2. Каратаева Альбина Петровна - учитель начальных классов, классный руководитель якутского класса 3. Захаров Степан Степанович – учитель якутского разговорного языка в русскоязычных 2 - 9 классах
Компоненты проекта

Нормативно-

правовое

обеспечение
- Конвенция о правах ребенка, - Конституция Российской Федерации, - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», - Закон РФ «Об образовании», - Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования», - Национальный проект «Наша новая школа» - «Концепция обновления и развития национальных школ» РС(Я) - Устав МБОУ ««Сангарская средняя общеобразовательная школа №1» п.Сангар
Цель
формирование культурно-ценностных качеств личности школьника, составляющих основу его духовной национальной культуры народов РС(Я)
Задачи
 приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов РС(Я), к родному языку их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;  формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру народов РС(Я);  воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта 3
народов РС(Я), любовь к родному краю.
Субъекты
 Педагогический коллектив.  Родители.  Общественность.  Учащиеся МБОУ «Сангарская СОШ №1»
Объект
Личностные качества, на формирование которых направлена вся система.
Предмет
Педагогические условия приобщения школьников младшего, среднего и старшего звена к национальной культуре народов РС (Я).
Инновационная

направленность
Ранее не были разработаны и реализованы программы и проекты по сохранению и развитию языка и культуры народов РС(Я). Инновация проекта заключается в следующем: - выявлены этапы осмысления процесса национального воспитания, важным из которых является возрождение и развитие национальной культуры и просвещения, обеспечивающей формирование у подрастающего поколения знаний о национальной культуре своего народа, обогащение его культурой народов совместного проживания, приобщение к ценностям культуры народов РС(Я), включающая в себя целевой, организационно - педагогический, содержательно – деятельностные компоненты; - определены оптимальные педагогические условия приобщения учащихся к национальным культурам, общечеловеческим ценностям: отбор содержания и включение взаимосвязанных компонентов национальных культур в педагогический процесс; целенаправленное руководство изучением истории и культуры народов своего края; - осуществление системы воспитательных воздействий в процессе познавательной, развлекательно-познавательной, практической и творческой деятельности в области национальной культуры; - организация эффективных форм непосредственного и опо средованного общения учащихся с детьми д р у г и х национальностей; - вовлечение родителей в активные формы совместной деятельности с детьми;
Содержание
Мероприятия по национальной культуре , составляющие основу социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в обществе в течение длительного 4
времени.
Виды

деятельности
Практическое приобщение к освоению национальной культуры народов РС(Я):  в учебной деятельности (освоение содержания учебных программ);  внеучебной деятельности (участие в организуемых культурно- досуговых мероприятиях воспитательной направленности).
Методы и формы

работы
 Целевые экскурсии (связь с природой, памятники поселка, организации).  Изучение национальной культуры.  Объяснения учителя в сочетании с показом и наблюдениями детей.  Беседы о родном поселке, улусе, республике, России и мире.  Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений, фольклора, танцы народов.  Ознакомление с произведениями народного творчества (вышивка, роспись, национальное шитье).  Обогащение и стимулирование детского творчества.  Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.  Открытые мероприятия.
Срок реализации

проекта
1 этап (2013-2014уч/г.г.) – подготовительный этап 2 этап (2014-2016уч/г.г.) - разработка и реализация проекта 3 этап (2016-2017 уч/г.г.) - обобщающий этап 4 этап (2017-2018 уч/г.г.) – заключительный этап
Ожидаемый

результат
- Будут созданы основы для понимания и осознания национального духовного единства народов РС(Я) в сохранении, развитии культуры и национальных традиций. - будет сформирован интерес и основы толерантного отношения к культуре народов Республики Саха (Якутия).
Актуальность
. 5

Актуальность проблемы
заключается в том, что современные дети мало знают о родном поселке, республике, особенностях народных традиций, часто равнодушны к изучению истории своего народа. Явно недостаточной является работа по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье и школе. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей республики, воспитывать любовь и уважение к языкам и национальным традициям, обычаям своего народа и народов РС (Я). Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Современные концепции образования предполагают создание условий для формирования и развития личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Приобщение учащихся к национальной культуре является одной из приоритетных задач системы образования, решаемой на всех его уровнях. Национальные культурные традиции в рамках данного проекта рассматриваются как элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени, охватывающие материальные и национальные духовные ценности. Начинается работа по приобщению детей к национальной культуре, традициям с самого раннего возраста. Система работы учителей по приобщению школьников к национальным культурным традициям, к родному краю представляет собой взаимодействие различных составляющих, при этом функционирование данного проекта возможно при наличии единой цели, которая определяется нами как формирование культурно-ценностных качеств личности школьника, составляющих основу его духовной национальной культуры. Системный характер работы по приобщению школьников к национальным культурным традициям, к родному краю предусматривает единство учебной и внеучебной деятельности: вовлечение учащихся в активную деятельность по практическому освоению национальной культуры в процессе изучения содержания программ, а также организацию внеклассной работы – системы воспитательных и культурно-досуговых мероприятий, тематическое содержание которых направлено на закрепление знаний о народной культуре народов РС (Я), полученных на уроке, и в результате социального партнерства. Расширение представлений о национальном фольклоре, а также осознание того, что, народные традиции, национальная культура – это часть нашей повседневной жизни.
К базовым условиям успешности социализации учащихся относятся:
 Обеспечение тесного взаимодействия педагогов, родителей и учащихся школы;  Построение отношений социального партнерского сотрудничества с учреждениями, организациями п. Сангар: - МО Администрация Кобяйский улус (район); - МО «Поселок Сангар»; - МКУ «Управление образования» Кобяйский улус; - Департамент культуры и духовного развития Кобяйского улуса; - Кобяйская Центральная улусная библиотека; - ДК «Шахтер» п.Сангар; - Улусная редакция «Кобяйский вестник», «Дабаан»; 6
- МКУ ДО «Центр детского творчества»; - МБОУ «Сангарская гимназия»; - Общественный клуб бабушек «Дьуегэ».
Этапы проекта

I этап (2013-2014 учебный год):
подготовительный На первом этапе разрабатываем новшества: - необходимо создать условия для введения новшества; - запланировать мероприятия для успешной реализации проекта - установить связь с социальными партнерами в целях планирования совместной деятельности; - изыскание средств спонсорской поддержки;
II этап – Основной (2014-2016 уч. год)
- реализация системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными взаимодействиями в поселке; внесение изменений в содержании проекта, создание и совершенствование системы урегулированию вопросов организации в сфере культуры, контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий проекта; реализация накопленного опыта формирования толерантного сознания, воспитания культуры; внедрение созданных студий по направлениям;
III этап (2016-2017 учебный год)
– обобщающий -обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации проекта.
IV этап (2017-2018 учебный год
) – заключительный


Заключение
Таким образом, мы сделали вывод о том, что приобщение детей к национальной культуре народов РС (Я) не должно ограничиваться элементарными географическими сведениями, названиями некоторых предметов быта и национальных праздников. Введение детей в особый, самобытный мир национальной культуры должно осуществляться путем действенного познания, через многообразие форм и методов работы с детьми и воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Именно такой подход поможет подвести детей к убеждению в том, что приобщение к национальной культуре не просто учебная обязанность, а обращение к духовности, без которой не может жить современный человек, и что это есть приобщение к красоте, которая одинаково облагораживает народы и приводит в конечном итоге к взаимовлиянию культуры. Народное творчество – источник чистый и вечный. В чем бы не высказал себя народ – в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа народная добра и красива. 7


В раздел образования