Автор: Болдырева Наталья Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ ПСОШ №3 Населённый пункт: г. Павловск, Воронежской области Наименование материала: конспект урока Тема: Сказка "Лиса и журавль" Раздел: начальное образование
Ф.И.О. учителя: Болдырева Наталья Николаевна
Предметная область: литературное чтение
Класс: 2 класс.
Тема урока : Русская народная сказка «Лиса и Журавль»
Тип урока : Урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Образовательная технология : технология продуктивного чтения.
Цель урока: Создать условия для получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику героям сказки и вести
исследовательскую работу.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль»,
учить анализировать и оценивать прочитанное,
научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Развивающие:
развивать умения учащихся критически мыслить;
развивать речь, коммуникативные качества, обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательные:
воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения.
Планируемый результат:
Предметные умения:
Читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок.
Работать с содержанием текста сказки.
Читать сказку по ролям.
Инсценировать сказку.
Личностные умения:
Проявлять:
- интерес к народной сказке и её героям;
- позитивное отношение к чтению народных сказок.
Метапредметные умения
ПознавательныеУУД:
определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
формулировать вопрос и адекватно на него отвечать.
Регулятивные УУД:
выполнять учебное действие по плану;
выполнять учебное задание в соответствие с целью;
осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания
Коммуникативные УУД:
излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя план;
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
Оборудование урока :
Учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть), автор: Л.Ф.Климанова, В.Г Горецкий, М.В Голованова, презентация
«Лиса и Журавль»
Список использованных источников:
- Литературное чтение. 2 класс, Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.
- Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс
Технология
проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение
которых приведёт к достижению
запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
I Мотивация (
самоопределе
ние к учебной
деятельности)
Цели:
-актуализирова
ть требования
к ученику со
стороны
учебной
деятельности;
-создание
условий для
возникновения
Осознанно
входят в
пространство
учебной
деятельности
Создаёт условие
для
организованного
начала урока,
для
самоопределени
я к учебной
деятельности.
Учитель – Поговорим?
Дети – Поговорим!
Учитель - А знаете о чём?
Дети – О чём?
Учитель – О разном и о прочем. О том,
что хорошо и хорошо не очень.
Учитель – Дети, вам тепло?
Дети- Да!
Учитель – В классе светло?
Дети – Да!
Учитель– Прозвенел уже звонок?
Дети – ДА!
Учитель – Уже закончился урок?
Самоконтроль.
Самоопределени
е:
- знаю, что буду
делать;
- понимаю, хочу
делать или нет;
- думаю, что
могу сделать
или нет
Личностные:
мотивация, осознание
смысла
(смыслообразование),
понимание ценности
учебной деятельности.
Регулятивные:
Планирование
(определение
последовательности
промежуточных целей
с учетом конечного
результата), выделение
и осознание проблемы,
у учеников
внутренней
потребности
включения в
учебную
деятельность;
-уточнить тип
урока.
Дети отвечают
на вопросы
Дети – Нет!
Учитель - Только начался урок?
Дети – Да!
Учитель – Хотите учиться?
Дети – Да!
Учитель – Значит можно всем
садиться!
Учитель – Настроенье каково?
Дети – Во!
Учитель – Все такого мнения?
Дети – Все без исключения!
Учитель – Каким должно быть
настроение, чтобы урок получился
удачным?
Дети – Настроение должно быть
хорошим, деловым.
Учитель – Я желаю вам до конца урока
сохранить хорошее деловое настроение.
Дети – Спасибо!
Учитель – Всё у человека
предназначено для самого себя: глаза,
чтобы …
Дети – Смотреть и находить
Учитель – Рот, чтобы …
Дети – Говорить добрые слова и дарить
улыбки.
Учитель -
Улыбнитесь друг другу и
подарите свои улыбки нашим гостям.
целеполагание.
Коммуникативные:
оформление своей
точки зрения в
соответствии с
задачами в устной
форме, планирование
учебного
сотрудничества с
учителем.
Познавательные:
Анализ визуальной
информации,
выделение главного в
информации
-Ребята, поднимите руку у кого много
друзей.
- Часто ли вы ходишь к друзьям в
гости?
- А кто любит принимать гостей?
- У нас тоже сегодня гости. Давайте
им
покажем
свое
гостеприимство
хорошей работой.
Дети, обратите внимание на лист
оценивания, который находится у вас на
партах. Дети, обратите внимание на
лист оценивания, который находится у
вас на партах. В конце урока, я дам вам
время, чтоб вы смогли оценить себя.
II. Речевая
разминка.
Цель:
Формиро
вать навыки
владения
дыханием,
развивать
органы
артикуляционн
ого аппарата.
Отрабатывают
выразительное
чтение в группах
и индивидуально
Отвечают на
вопросы.
Высказывают
свою точку
зрения и
аргументируют.
Организует
деятельность
обучающихся-
работу над
выразительным
чтением.
Создаёт
проблемную
ситуацию.
Ребята,
скажите,
пожалуйста,
что значит хорошо читать?
Дети-
читать
выразительно,
громко,
чётко.
Для того, чтобы сегодня мы с вами
читали правильно и выразительно мы
проведём речевую разминку.
1
задание.
Прочитаем
хором
звуки
СЛАЙД 2
Ы А О У Э И
2
задание.
Добавим
эмоции
и
выразительность
Напугали друг друга-ы, испугались
сами-а,
удивились-о,
разочаровались-у,
задумались-э, улыбнулись-и
А
сейчас
посмотрите
на
меня
и
попробуйте
угадать,
какой
я
звук
произнесла?
А теперь попробуем поиграть друг с
Свободное
владение
прошлым
материалом.
Умение работать
с
использованием
ранее
изученного
материала.
Личностные:
Построение смысла
учебной деятельности,
мотивация учебной
деятельности,
смыслообразование,
личностная
самооценка.
Регулятивные:
контроль в форме
соотнесения действия
и его результата с
эталоном, обнаружение
отклонений и отличий
от эталона, осознание
ранее полученного
знания.
Коммуникативные:
организация
Работа в парах
.
другом.
Повернитесь
друг
к
другу
и
попробуйте загадать звуки.
сотрудничества с
учителем и со
сверстниками,
оформление
аргументации и
подтверждение своей
точки зрения, оценка
речевого
высказывания.
Познавательные:
смысловой анализ
информации,
извлечение
необходимой
информации,
структурирование
знаний, рефлексия
эффективных
III.
Актуализация
Планировани
е
деятельности.
Поиск
решения
(Открытие
нового
знания).
Формулирова
ние темы
урока,
постановка
цели.
Цели:
- организовать
формулирован
Отвечают на
вопросы.
Организует
постановку
цели,
формулировку
т е м ы
у р о к а
учащимися.
Задает
наводящие
вопросы.
Ребята, скажите, пожалуйста, какой
раздел по литературному чтению мы
изучаем? (Мир народной сказки)
-Что относится к этому разделу?
(Сказки) СЛАЙД 3
- Сказки бывают разные.
- Есть сказки, которые сочиняют
писатели. Как называются такие
сказки? (Авторские)
- А есть сказки, которые сочинил народ.
И они называются…(народные)
- Скажите, ребята, а какие бывают
сказки?
( Волшебные) Слайд 4
- Какие герои встречаются в этих
Умение
зафиксировать
затруднение или
удивление,
выразить их в
речи. Принятие
целей урока,
готовность к
чтению и
обсуждению
текста.
Личностные : наличие
мотивации к работе на
результат. Уметь
высказывать своё
предположение
(версию) на основе
работы с
иллюстрацией
учебника.
(Регулятивные УУД).
Уметь перерабатывать
полученную
информацию: находить
ответы на вопросы.
(Познавательные
УУД).
ие урока
учащимися;
-организовать
постановку
цели урока
учащимися.
Отвечают на
вопросы
С помощью
учителя
формулируют
тему урока. С
помощью
учителя ставят
цель урока.
Создаёт условия
для
прогнозирование
детьми темы
урока через
вопросы.
сказках? (Баба Яга, Кощей
Бессмертный…)
- какие ещё есть сказки?
( бытовые.) Слайд 5
-Какова особенность этих сказок?
В них говорится о бедных и богатых.
Высмеивается лень, жадность богатых и
прославляется ум, смекалка бедных
людей. Действия происходят в обычных
домах, деревнях.
-А какие сказки вы ещё знаете?
(Сказки о животных.) Слайд 6
- Чем характерны эти сказки?
В качестве героев выступают птицы,
рыбы
А давайте теперь поставим цель на наш
урок. А помогут вам в определении
цели опорные слова. СЛАЙД 7
Познакомиться с….
Научиться читать…
Понимать смысл….
Узнать устаревшие….
V. Изучение
нового
(Совместная
деятельность
по
достижению
цели).
(Работа по
технологии
продуктивного
чтения)
1.Работа с
текстом до
чтения
Цель:
-организовать
работу
просмотром
видеоролика;
-организовать
работу по
иллюстрации в
учебнике
Приём
«Отсроченная
отгадка»
Прогнозируют
(предвосхищают
)
содержание
текста сказки
Смотрят
мультфильм
Работают по
учебнику
Отвечают на
вопросы,
опираясь на
жизненный
опыт.
Организует
работу учащихся
класса, следит за
правильностью
ответов
учащихся,
дополняет
ответы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с
новой сказкой, а главных героев
попробуйте угадать сами.
-Мультфильм Лиса
Просматривают часть мультфильма. Вы
уже догадались о ком загадка?
Давайте посмотрим дальше и убедимся,
правильно ли вы угадали?
- Прослушивание как кричит
журавль
Итак, кто же будет главными героями
нашей сказки?
- Молодцы. Скажите, мы можем
предположить, как будет называться
наша сказка?
(Лиса и журавль)
А теперь откройте учебник на
странице 8
4
и проверьте, верны ли
наши предположения.
-Посмотрите на иллюстрацию и
попробуйте предположить, о чём
будет эта сказка? (ответы детей)
Ребята, я не случайно начала разговор о
гостях.
Мы прочитаем русскую народную
Уметь читать
сказку, выражая
настроение.
Уметь работать
над текстом,
отвечать на
вопросы по
содержанию
Коммуникативные:
при ведении диалога
задавать вопросы,
приводить
собственные
аргументы, критически
оценивать
высказанное,
учитывать позицию
собеседника.
Регулятивные :
изложение своего
мнения и
аргументация своей
точки зрения и оценки
событий.
сказку о гостеприимстве двух
персонажей
2. Работа с
текстом во
время чтения
Цель:
-организовать
работу над
содержанием
сказки
Приём
«Чтение с
пометками.»
Слушают
аудиозапись
Отвечают на
вопросы по
содержанию,
подтверждают
словами из
текста
Работают над
устаревшими
словами
Организует
работу по
прослушиванию
сказки
Организует
работу по
формированию
умений находить
ответы на
поставленные
вопросы,
используя текст
СЛУШАНИЕ АУДИОЗАПИСИ
Приготовьтесь
слушать
с ка з ку.
В о з ь м и т е
п р о с т о й
к а р а н д а ш ,
внимательно слушайте сказку и следите
по
учебнику.
Если
в
тексте
вам
встретятся
непонятные,
устаревшие
слова поставьте над ними знак ?
- Дети, так подтверждается ли то, что
с к а з к а
о
го с т е п р и и м с т в е
д в у х
персонажей?
Докажите мне на примере.
Обоснуйте своё мнение.
-Ребят а,
поднимите
руки,
ком у
встретились
непонятные,
устаревшие
Знать
содержание
текста
,обобщить
знания
,полученные в
процессе
изучения сказки.
Умение
выразить свои
чувства, мысли.
Познавательные УУД:
воспроизводить по
памяти информацию,
необходимую для
решения учебной
задачи, постановка и
решение проблем.
Коммуникативные:
уметь выражать свои
мысли.
Регулятивные:
оценивать уровень
владения тем или
иным учебным
действием ( что я знаю
и умею)
Физкультмин
утка
Читают текст.
Делят на части.
Составляют
кластер
Работают с
иллюстрациями
к сказке
Ищут ответы
(строят
предположения)
на проблемные
вопросы.
Находят
предложения в
тексте и читают
слова?
(Работа
с
устаревшими
словами)
СЛАЙД 8
Работа с текстом
-
Ребята,
что
происходит
в
начале
сказки?
(Лиса позвала в гости журавля)
-У
кого
есть
иллюстрация
к
этому
эпизоду?
-Прикрепите на доску.
Что происходит потом?
(Журавль пригласил в гости лису)
У
кого
есть
иллюстрация
к
этому
эпизоду?
-Прикрепите её на доску.
_Что происходит дальше?
(Как аукнулось, так и откликнулось)
-У
кого
есть
иллюстрация
к
этому
эпизоду?
-Прикрепите на доску.
Так на сколько, же частей мы разделили
сказку?
На 3 части.
-Прочитали первую часть
-Что
вздумала
лиса?
Найдите
и
прочитайте предложение.
-Как
лиса
приглашала
журавля?
Прочитайте.
-Что приготовила лиса? Прочитайте
- Зачем она размазала кашу по тарелке?
(ЧТОБ ГОСТЬ НЕ ОБЖЁГСЯ)
-Какое мнение у вас сложилось о лисе?
(Лиса задумала хорошее дело)
-Как ел журавль? Прочитайте.
-Как ела лиса? Прочитайте.
В чём лиса допустила оплошность?
(Лиса
увлеклась
приятным
делом.
Лижет и лижет кашу, и не заметила, что
журавль
только
стучит
носом
по
тарелке, а каши ему не достаётся)
-как
могут
вести
себя
разные
люди,
когда их обманули? (Могут обидеться,
рассердиться)
-Как поступает журавль? Прочитайте.
(Он
не
показывает
виду,
что
ему
не
досталось угощенье)
Прочитали 2 часть
-Какое
угощенье
и
в
какой
посуде
приготовил журавль? Прочитайте.
- Ка к
в ы
д ума е т е ,
ж у р а вл ь
э т о
умышленно сделал? (ДА)
-Прочитайте,
как
лиса
пыт алась
отведать угощенье.
-Как вы думаете, видел ли журавль, что
лиса не может добраться до угощенья?
(Да, он именно этого и хотел)
Что почувствовала лиса? Прочитайте.
-Вы
удивлены
этому?
Нет.
Кому
приятно, когда над тобой насмехаются,
пригласив в гости.
Прочитали 3 часть
Так какая же в нашей сказке лиса?
Давайте её опишем.
КЛАСТЕР ЛИСА
Какой в нашей сказке журавль?
Давайте его опишем.
КЛАСТЕР ЖУРАВЛЬ
Давайте определим, что у них общего
КЛАСТЕР
VI.
Закрепления
нового
3.Работа с
текстом после
чтения
Цель:
-организовать
работу по
заданиям
--
организовать
закрепление
знаний
содержания
сказки, умения
анализировать
данное
произведение.
Отвечают на
вопросы по
содержанию.
Работают с
пословицами
Создаёт новую
проблемную
ситуацию.
Организует
фронтальную
проверку.
Контролирует
правильность и
полноту
ответов
учащихся.
Какая пословица есть в этой сказке?
-Прочитайте её.
«Как аукнется, так и откликнется».
СЛАЙД 9
-Объясните смысл пословицы.
- А к кому она обращена?
(К каждому из нас)
Игра «Найди пословицу». СЛАЙД 10
- Ребята посмотрите на доску. Найдите
пословицы, которые подходят к нашей
сказке.
-Прочитайте первую пословицу.
Умел в гости звать, умей и угощать.
Подходит?
-Прочитайте вторую пословицу.
Познавательные:
Умение работать с
текстом.
Анализировать
содержание, обобщать,
вычленять главное.
Личностные: выражать
положительное
отношение к
познанию; проявлять
внимание, удивление.
Регулятивные:
оценивать весомость
проводимых
доказательств и
рассуждений
Любишь кататься, люби и саночки
возить..
-Прочитайте третью пословицу
Мягко стелет да жестко спать.
Подходит?
- Можно ли назвать Лису и Журавля
настоящими друзьями, а сказку о
настоящей дружбе? (Нет, эта сказка “о
ложной дружбе”.)
-Как вы думаете, кто из героев сказки
лучше? (Никто, они оба неприятны)
-А что же их объединяет?(Интерес к
самим себе и безразличие
окружающих)
-Какой вывод вы сделали для себя,
изучив эту сказку?
Возьмите листы самооценки,
которые лежат у вас на парте и
оцените свои знания. После
окончания урока вы их сдадите
для проверки.
VII.
Домашнее
задание
Цель:
Закрепить
умения,
полученные на
Принимают
домашнее
задание
Создаёт условие
для осознанного
принятия
домашнего
задания
Домашнее задание СЛАЙД 11
1.
Выразительно читать сказку стр.
84-85
2.
Нарисовать иллюстрацию к
понравившемуся отрывку
3.
Третье задание по желанию на
Личностные: развитие
навыков
сотрудничества со
взрослыми
уроке
дополнительную оценку.
Придумайте своё окончание
сказки.
VIII.
Рефлексия
учебной
деятельности
Цели:
-
зафиксировать
новое
содержание
урока;
организовать
рефлексию и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности.
Осознают новые
знания и умения.
Отвечают на
вопросы учителя
Делают
самооценку.
Задает
вопросы
по
содержанию
урока.
Организует
рефлексию и
самооценку
учебной
деятельности
Организует
самооценку
учебной
деятельности
А теперь давайте посмотрим на наш
рефлексивный экрани скажем,что же
мы сегодня на уроке узнали.
1.
Сегодня я узнал…
2.
Было интересно…
3.
Было трудно…
4.
Я научился…
5.
Теперь я могу…
6.
Урок дал мне для жизни…
Ребята, существует такое поверье.
Если каждый человек своими
собственными руками сделает 1000
журавликов и загадает желание, то оно
обязательно сбудется. Я всем вам дарю
счастливых журавликов, чтобы сбылись
все ваши желания
(Видеоролик по сказкам)
Коммуникативные:
Уметь оформлять свои
мысли в устной форме.
Регулятивные:
Уметь оценивать
правильность
выполнения действия.
Личностные:
Способность к
самооценке.