Напоминание

Проектная деятельность в начальной школе.


Автор: Дьячковская Юлия Семеновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Силянняхская СОШ имени П.Н.Николаева"
Населённый пункт: с.Сайылык Усть-Янского улуса РС(Я)
Наименование материала: доклад
Тема: Проектная деятельность в начальной школе.
Раздел: начальное образование





Назад





МБОУ «Силянняхская СОШ имени П.Н. Николаева»

Учитель начальных классов Дьячковская Юлия Семеновна

Проектная деятельность в начальной школе.

Что мы понимаем под методом проектов.
В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов. Согласно данному подходу, сама программа школы может быть определена как ряд приобретаемых в ходе обучения элементов разного опыта, связанных между собой таким образом, что сведения, полученные из одного опыта, служат развитию и обогащению новым опытом. Таким свойством обладает деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах.
Что мы понимаем под методом проектов?

Проект есть слияние теории и практики
, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».
Проект
(от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.
Метод
- (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Метод

проектов
– это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Метод проектов
- это из области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определенного предмета.
Метод - это дидактическая категория.
Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим
о

методе

проектов
, то имеем в виду именно
способ

достижения

дидактической

цели

через

детальную

разработку

проблемы

(технологию),

которая

должна

завершиться

вполне

реальным,

осязаемым

практическим результатом,

оформленным тем или иным образом.
Этот метод предполагает использование учителем при проектировании и осуществлении образовательного процесса личностно-ориентированного подхода, который поддерживается, помимо общепринятых, дидактическими принципами:
 принцип детоцентризма. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности.  принцип кооперации. В процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и между собой.  принцип опоры на субъектный опыт учащихся. Каждый, работая над проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания.  принцип учёта индивидуальности учащихся: их интересов, темпа работы, уровня обученности;  принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.  принцип связи исследования с реальной жизнью. Происходит соединение знаний и практических действий.  принцип трудной цели. Легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на
результат
, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей
самостоятельно мыслить,

находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей,

умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов

решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
требования к учебному проекту – совершенно особые:
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической. 2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. 5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это
“пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт –

Презентация.
Шестое “П” проекта –
его Портфолио
, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило:
каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. (Сергеев И.С.) Известный русский педагог Е.Г. Кагаров (1926г.) указывал на следующие этапы реализации проекта: 1. Составление плана.
2. Выполнение проекта: а) сбор конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых; б) группировка материала и установление общих положений; в) применение полученных знаний на практике. 3. Подведение итогов: коллективное обсуждение, оценка работы, составление отчёта о ней. В трактовке М.В. Крупениной работа над проектом включает 5 этапов: 1. Постановка задачи. 2. Разработка проекта принятого задания. 3. Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии. 4. Непосредственно трудовая работа. 5. Учёт проделанной работы.
В целом при работе над проектом учитель:
 помогает ученикам в поиске нужных источников;  сам является источником информации;  координирует весь процесс;  поощряет учеников;  поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников, потому что она:
 личностно-ориентирована;  использует множество дидактических подходов;  мотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;  поддерживает педагогические цели на всех уровнях;  позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;  приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда;

Правила успешности проектной деятельности:
 В команде нет лидеров. Все члены команды равны.  Команды не соревнуются.  Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.  Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.  Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».  Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.


В раздел образования