Автор: Шишкина Светлана Александровна Должность: педагог -психолог Учебное заведение: ГБОУ "Валуйская общеобразовательная школа -интернат №1" Населённый пункт: г. Валуйки Наименование материала: методическая разработка Тема: Рекомендации классному руководителю 1 класса Раздел: дополнительное образование
Рекомендации для учителей по
успешной адаптации
обучающихся начального звена
1. Относитесь к детям
доброжелательно и дружелюбно,
старайтесь организовывать для
первоклассников ситуации
успеха.
2. Осуществляйте
развивающую работу на основе
индивидуального подхода,
учитывающего «зону
ближайшего развития» ученика.
3. Способствуйте развитию
каждого ребенка как личности,
умеющей сознательно управлять
своим поведением.
4. При планировании уроков
старайтесь определять не только
учебную, но и психологическую
задачу (развитие
произвольности памяти,
внимания, логического
мышления и т. д.), что поможет
более точно использовать
приемы отслеживания
положительных результатов
детей.
5. Проведите занятия в
игровой форме, вызывающей у
учащихся живой интерес.
6. Больше внимание на
занятиях уделяйте развитию у
детей способности к
самостоятельной оценке своей
работы.
7. Стремитесь ставить перед
ребенком конкретные цели,
направленные на овладение
отдельными элементами
поведения, которые легко можно
контролировать.
8. Конкретную цель нужно
ставить непосредственно перед
тем, как она должна быть
выполнена и на очень короткий
срок (на данную перемену, на
первые 10 минут урока).
9. По мере овладения детьми
новой формой поведения
намеченное время постепенно
увеличить.
10. Обязательно используйте
каждодневный контроль за
выполнением намеченных
целей.
Советы по профилактике
дезадаптации первоклассников:
1. Чаще называйте ребенка по
имени.
2. Чаще хвалите в
присутствии других детей.
3. Используйте только
методы положительного
стимулирования.
4. Старайтесь не сравнивать
результаты детей. Используйте
только относительные оценки
«шкалы роста» самого ребенка.
5. Обязательно обсуждайте с
детьми их проблемы, чтобы они
чувствовали, что аналогичные
ситуации встречаются и у
других детей.
7. Старайтесь уважительно
относиться к потребностям
ребенка.
Рекомендации по развитию
познавательной сферы
Рекомендации по развитию
мышления учащихся
•Развивать умственные способности
через овладение действиями
замещения и наглядного
моделирования в различных видах
деятельности.
•Учить выделять предметы по
назначению и характерным
признакам.
•Учить классифицировать предметы
и обобщать их по характерным
признакам или назначению.
•Учить понимать смысл
литературного произведения;
воспроизводить в правильной
последовательности содержание
текста с помощью вопросов.
•Побуждать делать самостоятельные
выводы.
•Учить отвечать на вопросы, делать
умозаключения.
•Создавать сложно организованную
среду, чтобы ребенок мог
взаимодействовать с разными
предметами.
Рекомендации по развитию
внимания
•Развивать слуховое внимание с
помощью дидактических игр.
•Часто менять формы деятельности.
•Использовать на уроках, занятиях
элементы игры.
•Приучать проговаривать
инструкции игры несколько раз.
•Почаще наблюдать и обсуждать с
детьми услышанное и увиденное.
•Учить сознательно направлять
внимание на определенные
предметы и явления.
•Учить управлять вниманием в
соответствии с целью.
•Учить сосредотачиваться на
известной деятельности,
концентрировать свое внимание на
ней, не отвлекаясь.
•Создавать средства-стимулы,
которые будут организовывать
внимание ребенка.
Рекомендации по развитию
памяти
•Развивать умение произвольно
вызывать необходимые
воспоминания
•Обучать культуре запоминания
•Учить вспоминать
последовательность событий
•Учить использовать при
запоминании мнемотехнические
приемы
•Учить использовать образ как
средство развития произвольной
памяти
•Учить повторять, осмысливать,
связывать материал в целях
запоминания, использовать связи
при припоминании
•Способствовать овладению
умением использовать для
запоминания вспомогательные
средства
ГБОУ «Валуйская