Автор: Головачева Маргарита Анатольевна Должность: учитель музыки и мхк Учебное заведение: ГБОУ "Пушкинский лицей №1500" Населённый пункт: г.Москва Наименование материала: программа Тема: Проектная деятельность в школе Раздел: дополнительное образование
“Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо
и где и как я могу эти знания применить»
Дж.Дьюи
Пояснительная записка
Модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как
системный анализ, информационные технологии, семиотика предполагают необходимость
проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую
динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней
проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием
способов деятельности. Включение его в деятельность, разрешение собственной
проблематики, создание собственного образа действия, организацию образовательного
семиотического пространства, необходимо для проявления внутренней сущности,
глубинных механизмов реализации возможности и потребностей учащегося. Большие
возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и
профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов
действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа,
синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не
только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет
приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем
повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание,
предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов,
неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт,
организацию семиотического пространства.
Принципы построения курса:
- голографичность (учитывает двойное вхождение следующим образом: каждый элемент в
содержании обучения одновременно несет в себе определенную учебную информацию и
определенный вид деятельности);
- деятельность (создание условий, способствующих поддержанию природного
любопытства учащихся, их интереса и стремления к самостоятельной работе над
решением проблемы);
- динамичность (постоянное внимание к деятельности учащихся в процессе обучения,
готовность перестраиваться на ходу);
Цель курса : создание условий для развития проектной деятельности.
Задачи курса:
- научить организовывать семиотическое образовательное пространство;
- научить добывать и практически использовать знания, извлекать информацию,
анализировать, интерпретировать и адекватно использовать ее для решения проблем;
- помочь определить предметность деятельности;
- овладеть технологией индивидуальной и групповой проектной деятельности, научить
рефлексировать свою деятельность.
Курс предназначен для учащихся 7 классов. Изучение проводится в два этапа:
теоретические основы курса и практический. Курс заканчивается защитой персонального
или коллективного проекта. Тематика проекта может касаться как теоретического аспекта,
связанного с углублением курса «Музыка», так и актуального для практики вопроса, что
обеспечивает естественную интеграцию знаний.
Любая тема учебного материала имеет конкретное текстовое выражение, что и считается
материальной формой знака. Объективное содержание текста составляют конкретные
понятия, факты и т.п., но при этом должно формироваться личное отношение ученика к
учебному материалу, которое выражается в большей или меньшей заинтересованности
темой, в конечном итоге – в степени, глубине ее усвоения.
Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и
коммуникативный. Проектная деятельность учащихся является одним из методов
развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских
умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов,
анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и
логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и
приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний,
умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на
интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать
основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении
цели, на протяжении всей работы);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен
уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
- Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
- Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы,
презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
- Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу,
энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и
графиком работы).
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в
пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности.
Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как
предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии,
которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения
основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет
широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-
вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит
более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции.
В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Учебно-тематическое планирование.
№
Тема занятия
Общее
кол-во
часов
Теория
Практика
1
Проект. Типология проектов.
1
1
-
2
Основные требования к использованию метода
проектов
1
1
-
3
Исследовательские проекты
2
1
1
4
Информационные проекты
2
1
1
5
Творческие проекты
2
1
1
6
Игровые проекты
2
1
1
7
Практические проекты
2
1
1
8
Этапы работы над проектом.
1
1
-
9
Планирование
2
1
1
10
Аналитический этап.
12
2
10
11
Этап обобщения информации.
3
-
3
12
Представление полученных результатов работы
(презентация).
2
-
2
13
Критерии выполнения защиты.
2
1
1
Итого:
34
12
22
Содержание разделов программы
1 тема: Проект. Типология проектов .(1 час)
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов
(расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2)
Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план. Из истории вопроса.
2 тема : Основные требования к использованию метода проектов (1 час)
Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая,
ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр.
(исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания);
межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый
(неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных
проектов).
4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны,
разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
3 тема: Исследовательские проекты(2 часа)
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта,
обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников , социальной значимости,
продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов
обработки результатов;
При выполнении проекта ученик:
- Структурирует проект в логике научного исследования,
- Включает в проект аргументацию его актуальности,
- Определяет объект и предмет исследования,
- Обозначает цели и задачи проектного исследования, Обозначает цели и задачи
проектного исследования, Формулирует гипотезу исследования,
- Определяет методы исследования,
- Конкретизирует источники информации, Выводит методологию исследования,
- Определяет пути решения проблем,
- Осваивает новое опытным путем,
- Оформляет проект в виде выводов,
- Подтверждает или опровергает гипотезу,
- Выходит на новый спектр проблем.
4 тема: Информационные проекты(2 часа)
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте,
ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов,
предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские
требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по
ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим
образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники,
средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том
числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки",пр.) и обработки
информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами,
аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео,пр.) - презентация
( публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).
- Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции,
- Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией,
- Обобщает и анализирует информацию,
- Делает выводы,
- Корректирует поиск по уточненным направлениям,
- Анализирует и обобщает новые факты,
- Проводит презентацию,
- Организует проведение «внешней» оценки.
5 тема : Творческие проекты(2 часа)
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только
намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников
проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах
(совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);
- Договаривается с группой или учителем о жанре,
- Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,
- Стремится получить творческий продукт,
- Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.
6 тема Игровые проекты.(2 часа)
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания
проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и
содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои,
имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными
участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а
могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но
доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая;
- Намечает «игровые» роли,
- Подчиняет логику ролей содержанию проекта,
- Моделирует ситуации,
- Проигрывает «виртуальные реальности».
7 тема:
Практический проект.(2 часа)
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности
участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные
интересы интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись,
спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности
его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие
каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация
координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и
индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и
возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней
оценки проекта.
- Обозначает результат в начале проектной деятельности,
- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,
- Получает конкретный материальный продукт...
- Задает жесткую структуру,
- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,
- Получает конкретный материальный продукт...
8 тема:
Работа над проектом ( 1 час )включает четыре этапа:
- планирование;
- аналитический этап;
- этап обобщения информации;
- этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация).
9 тема: Планирование(2 часа) работы над проектом начинается с его коллективного
обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся;
выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных
вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.
Цели первичного обмена мнениями:
1. Стимулирование потока идей
Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки.
2. Определение общего направления исследовательской работы.Учитель:
- Выделяет наиболее удачные;
- Определяет сроки, необходимые для получения конечных результатов;
- Помогает ученикам сформулировать 5-6 связанных друг с другом подтем;
- Продумывает вариант объединения выделенных подтем в единый проект для класса
(параллели, несколько параллелей и т. д.).
Каждый участник проекта выбирает подтему для будущего исследования. Таким образом
формируются группы, работающие по одной подтеме. Задача учителя на данном этапе –
проследить, чтобы в каждой создающейся группе работали учащиеся с различным
уровнем знаний, творческим потенциалом, различными склонностями и интересами.
Далее учащиеся совместно с учителем выявляют потенциальные возможности каждого
(коммуникативные, артистические, публицистические, организаторские, спортивные и
т.д.)
10 тема:
Аналитический этап.(12 часов)
Этот этап самостоятельного проведения исследования, получения и анализа информации,
во время которого каждый ученик:
- Уточняет и формулирует собственную задачу, исходя из цели проекта в целом и задачи
своей группы в частности;
- Ищет и собирает информацию, учитывая:
• Собственный опыт;
• Результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями,
консультантами и т.д.;
• Сведения, полученные из специальной литературы, Интернета и т.д.;
- Анализирует и интерпретирует полученные данные.
Последовательность работы:
1. Уточнение и формулировка задач.
2. Поиск и сбор информации.
. На данном этапе учащиеся получают навыки поиска информации её сравнения,
классификации; установления связей и проведения аналогий; анализа и синтеза; работы в
группе, координации разных точек зрения посредством:
- Личных наблюдений и экспериментирования;
- Общения с другими людьми (встречи, интервьюирование, опросы);
- Работы с литературой и средствами массовой информации (в том числе через Интернет).
3. Обработка полученной информации.
Тема 11:
Этап обобщения информации.(3 часа)
На этом этапе осуществляются структурирование полученной информации и интеграции
полученных знаний, умений, навыков.
Учащиеся:
- Систематизируют полученные данные;
- Объединяют в единое целое полученную каждой группой информацию;
- Выстраивают общую логическую схему выводов для подведения итогов. (Это могут быть:
рефераты, доклады, проведение конференций, показ видеофильмов, спектаклей; выпуск
стенгазет, школьных журналов, презентация в интернете и т.д.).
Тема 12:
Представление полученных результатов работы (презентация)(2 часа).
Учащиеся представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают
приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация;
демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми
пришлось столкнуться в работе над проектом. Любая форма презентации также является
учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов
своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей
презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню
аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и
подготовки к презентации у учащихся, как правило, появляются новые вопросы, при
обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований.
Тема 13:
Критерии выполнения защиты(2 часа).
Оформление и выполнение проекта:
1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность
и значимость работы.
2. Объём и полнота разработок, самостоятельность, законченность, подготовленность и
значимость работы.
3. Уровень творчества, оригинальность раскрытия темы, подходов, предлагаемых
решений.
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота
библиографии, цитируемость.
5. Качество записи: Оформление, соответствие, рубрицирование и структура текста,
качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.
Защита:
1. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов;
аргументированность, объём тезауруса, убедительность и убежденность.
2. Объём и глубина знаний но теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.
3. Педагогическая ориентация: культура речи, использование наглядных средств, манера,
чувство времени, импровизационное начало, удержание внимания аудитории.
4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность,
дружелюбность, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и
сильных сторон работы.
5. Деловые и волевые качества докладчика: ответственное решение, стремление к
достижению высоких результатов, доброжелательность, контактность.
Приложение (словарик)
Гипотеза (от греч. hypothesis – основание, предположение) – предположительное
суждение о закономерной (причинной) связи явлений.
Деятельность – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру,
содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование в интересах
людей; условие существования общества.
Задачи – конкретизированные или более частные цели.
Исследование (научное) – процесс выработки новых знаний, один из видов
познавательной деятельности. Характеризуется объективностью, воспроизводимостью,
доказательностью, точностью; имеет два уровня – эмпирический и теоретический.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или
классификация чего-либо.
Метод (от греч. methodos – путь исследования, теория, учение) – способ достижения
какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций
практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Модель – некоторое упрощенное подобие реального объекта; воспроизведение предмета в
уменьшенном или увеличенном виде (макет); схема, физический или информационный
аналог объекта.
Объект – категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-
практической и познавательной деятельности.
Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов
(расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2)
Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.
Проблема (от греч. problema – задача) – в широком смысле сложный теоретический или
практический вопрос, требующий изучения, разрешения; в науке – противоречивая
ситуация, выступающая в виде противоположных событий в объяснении каких-либо
явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
Предмет – конкретная часть объекта или процесс в нем происходящий или аспект
проблемы.
Тема (от греч. thema, букв. – то, что положено в основу) - предмет описания, изображения
исследования, разговора и т.д.
Цель – идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. Содержание цели
зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и
применяемых средств.
Экспертиза – исследование какого-либо вопроса, требующего специальных знаний, с
последующим представлением мотивированного заключения.
Экспертные оценки – количественные и (или) порядковые оценки процессов или явлений,
не поддающихся непосредственному измерению. Основываются на суждениях
специалистов.
Литература
1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в
современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
2. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии.
1998. №4. С. 121-126.
3. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов
обучения. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №3. С. 49-55.
4. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. //
Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24.
5. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования. // Школьные технологии.
2000. №2. С. 53-67.