Напоминание

О нашей речи


Автор: Комарова Валентина Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Курманаевская СОШ"
Населённый пункт: село Курманаевка, Оренбургская область
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка
Тема: О нашей речи
Раздел: начальное образование





Назад





Конспект урока

Русский язык

2 класс. «Гармония»

Тема урока
: «О нашей речи»
Дидактическая цель:
повторение основных требований к речи и речевому поведению (умение слушать одноклассников); повторение лингвистических понятий, усвоенных в 1 классе; повторение правил списывания; воспитание внимательного отношения к людям
Тип урока
: открытие «нового» знания
Задачи
: личностные: воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, интерес к умственной деятельности; предметные: повторение основных требований к речи и речевому поведению (умение слушать одноклассников); повторение лингвистических понятий, усвоенных в 1 классе; повторение правил списывания; воспитание внимательного отношения к людям метапредметные: развивать речь, внимание, мышление, память детей;
Методы обучения
: практический, частично – исследовательский, поисковый
Формы обучения
: индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения
: ИКТ, предметные картинки, учебник.
Ход урока

Этапы урока

Содержание урока

УУД, формируемые на

уроке

1.Мотивация и

стимулирование

учебной деятельности
1.Чтение стихотворения Подойдите к своим партам, Обведите взглядом их. Всё ль готово там к порядку? Всё ль лежит сейчас на них? Вы друг другу улыбнитесь, На места свои садитесь. Начинаем наш урок, Пусть он всем пойдёт вам впрок.
Работа над пословицей.
-Девизом нашего урока будет пословица: Не говори - не умею , А говори – научусь.
Коммуникативные:
Вступать в диалог. У ч а с т в о в а т ь в коллективном обсуждении у ч е б н о й проблемы. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме
личностные
: самоопределение к деятельности; включенность в учебную деятельность;
регулятивные
: самоконтроль; саморегуляция
2. Актуализация

знаний учащихся
– Любите ли вы слушать чьи-то рассказы о жизни, воспоминания? – Как же надо человеку говорить, чтобы его хотелось слушать? Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. – А как нужно слушать, чтобы том у, кто го в о р и т, хо т е л о с ь рассказывать?
Познавательные:
Ориентироваться на рабочей строке. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка, схем.
Коммуникативные
: в с т у п а т ь в д и а л о г. У ч а с т в о в а т ь в коллективном обсуждении у ч е б н о й проблемы. Оформлять свои мысли в
С х е м ы – Какие изменения нужно внести в схему, чтобы она подходила к деловой речи; к картинной речи; чтобы схемы выражали основные требования к речевому поведению? – П о д е л и т е с ь с в о и м и воспоминаниями о летних событиях друг с другом в парах. Попробуйте выполнить правила, ко т о р ы е с о бл юд а ю т в с е к у л ь т у р н ы е , вежливые люди. (Работа в парах, затем весь класс слушает 2–3 учеников.) Спросить у слушавших: – В с ё л и в а м п о н я т н о в рассказах? – Что особенно показало сь интересным в рассказах? Спросить у рассказывающих: – Понравилось ли вам, как вас слушали? – Помогали ли вам ребята своим вниманием? устной и письменной форме
Регулятивные
: Составление плана действий.
3. Постановка целей и

задач урока
П о в т о р е н и е л и н г в и с т и ч е с к и х п о н я т ий, усвоенных в 1 классе. З а д а н и е 5 . З а п о л н я е т с я кроссворд с опорой на таблицу (с. 3). (ТПО) 1) Общение людей друг с другом. (Речь.) 2) Речь, в которой сообщают точные сведения. (Деловая.) 3) Речь, в которой словами рисуют, передают свои чувства. (Картинная.) 4) Речь, которую говорят и слушают. (Устная.) 5) Речь, которую пишут и читают. (Письменная.) 6) «Кирпичики» устной речи. (Звуки.) 7) «Кирпичики» письменной
Личностные:
проявлять интерес к новому содержанию, смыслообразование.
Регулятивные
: целеполагание планирование, прогнозирование
Познавательные:
общеучебные УД
речи. (Буквы.) 8) Главный работник в языке. (Слово.) 9) Мысль, которую выразили словами. (Предложение.) - Какое слово чаще других встречается в кроссворде? (речь) - Так о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке? (О нашей речи) - Какую цель поставим на урок? - Какие понятия о речи вы уже знаете?
4. Открытие новых

знаний
Работа по учебнику стр 7 – Ответьте на вопрос Антона . (упр 5) П о в т о р е н и е п р а в и л с п и с ы в а н ия. 1) З а д а н и е 6. – Прочитайте записку, которую у ч е н и к и н а п и с а л и с в о е й учительнице. – Какие слова пропущены в этой записке? – Найдите слово уважаемая в словаре (с. 133), прочитайте, как написано. Записывает ся на д оске с выделением «опасных мест». – Чтобы записать слова любим и скучаем, обратимся к памятке 2 (с. 137). Чтение указаний в памятке 2. – Запишите на доске слова любим и скучаем. (Ученик пишет люб.м, скуча. м , затем «окошки» заполняются.) – К а к буд е т е с п и с ы в а т ь ? Прочитайте указания в памятке 1 (с. 136). – С п и ш и т е , в с т а в л я я пропущенные слова в записке. – Проверьте, выделяя «опасные места». Подчеркните в записи собственные имена. Что вы знаете о них? – Как вы считаете, ребята хоть немного помогли учительнице?
Познавательные:
Знание признаков устной и письменной речи, основных единиц русского языка. Умение анализировать и кратко характеризовать предложения и текст; различать произношение и написание слов. Регулятивные: В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстрации.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного
Коммуникативные:
- формулировать собственное мнение и позицию; - выполнять правила работы в паре, в группе.
5. Первичное
З а д а н и е 7. стр 8
Познавательные
:

закрепление с

формированием УУД
– Прочитайте мудрые мысли о слове из задания 7. Какая из них подходит к рассказу о записке ребят? (Тёплое слово и в мороз согреет.) А н а л и з и р о в а т ь модель речи, с опорой н а неё строить сообщения. Участвовать в беседе, соблюдая пра вила общения. Вступать в о б щ е н и е с пер- сонажами, отвечать на их в о п р о с ы ; Сравнивать записи, различать п р а в и л ь н ы е и неправильные, группировать их, аргументировать решение.
Коммуникативные
: Оформлять свои мысли в письменной форме
Регулятивные:
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей
6. Включение новых

знаний в систему

знаний
- Просмотрите записанные в тетради предложения, подчеркните буквы, которые получились лучше других. На поля вынесите те буквы, написание которых сегодня не удалось. Пропишите их на чистой строчке.
П р и м е ч а н ие.
А в т о р ы учебника советуют не проводить с п е ц и а ль н ы е « м и н у т к и » д л я к а л л и г р а ф и и , а д о с т а т о ч н о регулярно выполнять определенные з а д а н и я , к о т о р ы е и м е ю т и н д и в и д у а л ь н ы й х а р а к т е р . Например: оценить с точки зрения красоты и аккуратности запись в своей тетради: подчеркнуть буквы, с оч е т а н и я бу к в , кото р ы е н е получились, написать их на полях еще раз; «задать» себе домашнее з а д а н и е , в ы п и с а в бу к в ы н а отдельную строку буквы, в красивом н а п и с а н и и к о т о р ы х н у ж н о потренироваться.
Познавательные
: общеучебные УД, знаково-символические действия, логические УД (учиться анализировать, синтезировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, подводить под понятие).
Коммуникативные
: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, разрешение конфликтов,
7. Итог урока.

Рефлексия

деятельности

учащихся.
– Какие «секреты» речи вы знаете? – Кто главный работник в речи? – О чём подсказывает памятка 1?
Регулятивные:
уметь оценивать результат своей работы.
Личностные
: оценивать
А памятка 2? – Прочитайте сообщение на с. 7.
Задание на дом:
№ 7. свои достижения, определять свое эмоциональное состояние


В раздел образования