Автор: Комарова Валентина Павловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Курманаевская СОШ" Населённый пункт: село Курманаевка, Оренбургская область Наименование материала: методическая разработка урока русского языка Тема: О нашей речи Раздел: начальное образование
Тема урока : «О нашей речи»
Дидактическая цель: повторение основных требований к речи и речевому поведению
(умение слушать одноклассников); повторение лингвистических понятий, усвоенных в 1
классе; повторение правил списывания; воспитание внимательного отношения к людям
Тип урока : открытие «нового» знания
Задачи :
личностные:
воспитывать
трудолюбие,
коммуникабельность,
интерес
к
умственной деятельности;
предметные: повторение основных требований к речи и речевому поведению
(умение слушать одноклассников); повторение лингвистических понятий, усвоенных в 1
классе; повторение правил списывания; воспитание внимательного отношения к людям
метапредметные: развивать речь, внимание, мышление, память детей;
Методы обучения : практический, частично – исследовательский, поисковый
Формы обучения : индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения : ИКТ, предметные картинки, учебник.
Ход урока
Этапы урока
Содержание урока
УУД, формируемые на
уроке
1.Мотивация и
стимулирование
учебной деятельности
1.Чтение стихотворения
Подойдите к своим партам,
Обведите взглядом их.
Всё ль готово там к порядку?
Всё ль лежит сейчас на них?
Вы друг другу улыбнитесь,
На места свои садитесь.
Начинаем наш урок,
Пусть он всем пойдёт вам впрок.
Работа над пословицей. -Девизом
нашего урока будет пословица:
Не
говори - не умею
,
А говори – научусь.
Коммуникативные:
Вступать в диалог.
У ч а с т в о в а т ь
в
коллективном
обсуждении
у ч е б н о й
проблемы.
Оформлять свои мысли в
устной
и
письменной
форме
личностные :
самоопределение к
деятельности;
включенность в учебную
деятельность;
регулятивные :
самоконтроль;
саморегуляция
2. Актуализация
знаний учащихся
– Любите ли вы слушать чьи-то
рассказы о жизни, воспоминания?
– Как же надо человеку говорить,
чтобы его хотелось слушать?
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
– А как нужно слушать, чтобы
том у,
кто
го в о р и т,
хо т е л о с ь
рассказывать?
Познавательные:
Ориентироваться на
рабочей строке.
Понимать информацию,
представленную в виде
текста, рисунка, схем.
Коммуникативные :
в с т у п а т ь
в
д и а л о г.
У ч а с т в о в а т ь
в
коллективном
обсуждении
у ч е б н о й
проблемы.
Оформлять свои мысли в
С х е м ы
– Какие изменения нужно внести
в
схему,
чтобы
она
подходила
к
деловой
речи;
к
картинной
речи;
чтобы
схемы
выражали
основные
требования к речевому поведению?
–
П о д е л и т е с ь
с в о и м и
воспоминаниями о летних событиях
друг с другом в парах. Попробуйте
выполнить
правила,
ко т о р ы е
с о бл юд а ю т
в с е
к у л ь т у р н ы е ,
вежливые люди.
(Работа
в
парах,
затем
весь
класс слушает 2–3 учеников.)
Спросить у слушавших:
–
В с ё
л и
в а м
п о н я т н о
в
рассказах?
–
Что
особенно
показало сь
интересным в рассказах?
Спросить у рассказывающих:
– Понравилось ли вам, как вас
слушали?
– Помогали ли вам ребята своим
вниманием?
устной
и
письменной
форме
Регулятивные :
Составление плана
действий.
3. Постановка целей и
задач урока
П о в т о р е н и е
л и н г в и с т и ч е с к и х
п о н я т ий,
усвоенных в 1 классе.
З а д а н и е
5 .
З а п о л н я е т с я
кроссворд с опорой на таблицу (с.
3). (ТПО)
1) Общение людей друг с другом.
(Речь.)
2)
Речь,
в
которой
сообщают
точные сведения. (Деловая.)
3)
Речь,
в
которой
словами
рисуют,
передают
свои
чувства.
(Картинная.)
4)
Речь,
которую
говорят
и
слушают. (Устная.)
5)
Речь,
которую
пишут
и
читают. (Письменная.)
6)
«Кирпичики»
устной
речи.
(Звуки.)
7)
«Кирпичики»
письменной
Личностные: проявлять
интерес к новому
содержанию,
смыслообразование.
Регулятивные :
целеполагание
планирование,
прогнозирование
Познавательные:
общеучебные УД
речи. (Буквы.)
8)
Главный
работник
в
языке.
(Слово.)
9)
Мысль,
которую
выразили
словами. (Предложение.)
-
Какое
слово
чаще
других
встречается в кроссворде? (речь)
- Так о чём мы с вами сегодня
будем говорить на уроке? (О нашей
речи)
- Какую цель поставим на урок?
- Какие понятия о речи вы уже
знаете?
4. Открытие новых
знаний
Работа по учебнику стр 7
–
Ответьте
на
вопрос
Антона
.
(упр 5)
П о в т о р е н и е
п р а в и л
с п и с ы в а н ия.
1)
З а д а н и е 6.
–
Прочитайте
записку,
которую
у ч е н и к и
н а п и с а л и
с в о е й
учительнице.
– Какие слова пропущены в этой
записке?
–
Найдите
слово уважаемая
в
словаре
(с.
133),
прочитайте,
как
написано.
Записывает ся
на
д оске
с
выделением «опасных мест».
– Чтобы записать слова любим и
скучаем, обратимся к памятке 2 (с.
137).
Чтение указаний в памятке 2.
–
Запишите
на
доске
слова
любим и скучаем.
(Ученик
пишет
люб.м,
скуча.
м , затем
«окошки»
заполняются.)
–
К а к
буд е т е
с п и с ы в а т ь ?
Прочитайте указания в памятке 1 (с.
136).
–
С п и ш и т е ,
в с т а в л я я
пропущенные слова в записке.
– Проверьте, выделяя «опасные
места».
Подчеркните
в
записи
собственные имена. Что вы знаете о
них?
– Как вы считаете, ребята хоть
немного помогли учительнице?
Познавательные:
Знание
признаков устной и
письменной речи, основных
единиц русского языка.
Умение анализировать и
кратко характеризовать
предложения и текст;
различать произношение и
написание слов.
Регулятивные:
В сотрудничестве с
учителем определять
последовательность
изучения материала,
опираясь на
иллюстрации.
Познавательные:
Ориентироваться в своей
системе знаний:отличать
новое от уже известного
Коммуникативные: -
формулировать
собственное мнение и
позицию;
- выполнять правила
работы в паре, в группе.
5. Первичное
З а д а н и е 7. стр 8
Познавательные :
закрепление с
формированием УУД
–
Прочитайте
мудрые
мысли
о
слове
из
задания
7.
Какая
из
них
подходит к рассказу о записке ребят?
(Тёплое слово и в мороз согреет.)
А н а л и з и р о в а т ь модель
речи,
с опорой н а неё строить
сообщения. Участвовать
в беседе,
соблюдая
пра
вила общения. Вступать
в
о б щ е н и е
с пер-
сонажами, отвечать на их
в о п р о с ы ; Сравнивать
записи, различать
п р а в и л ь н ы е
и
неправильные,
группировать
их,
аргументировать
решение.
Коммуникативные :
Оформлять
свои мысли в
письменной форме
Регулятивные:
Планировать своё
действие в соответствии
с поставленной задачей
6. Включение новых
знаний в систему
знаний
-
Просмотрите
записанные
в
тетради
предложения,
подчеркните
буквы,
которые
получились
лучше
других. На поля вынесите те буквы,
написание
которых
сегодня
не
удалось.
Пропишите
их
на
чистой
строчке.
П р и м е ч а н ие.
А в т о р ы
учебника
советуют
не
проводить
с п е ц и а ль н ы е
« м и н у т к и »
д л я
к а л л и г р а ф и и ,
а
д о с т а т о ч н о
регулярно выполнять определенные
з а д а н и я ,
к о т о р ы е
и м е ю т
и н д и в и д у а л ь н ы й
х а р а к т е р .
Например: оценить с точки зрения
красоты
и
аккуратности
запись
в
своей тетради: подчеркнуть буквы,
с оч е т а н и я
бу к в ,
кото р ы е
н е
получились,
написать
их
на
полях
еще
раз;
«задать»
себе
домашнее
з а д а н и е ,
в ы п и с а в
бу к в ы
н а
отдельную строку буквы, в красивом
н а п и с а н и и
к о т о р ы х
н у ж н о
потренироваться.
Познавательные :
общеучебные УД,
знаково-символические
действия, логические УД
(учиться анализировать,
синтезировать,
сравнивать, сопоставлять,
классифицировать,
подводить под понятие).
Коммуникативные :
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками,
постановка вопросов,
разрешение конфликтов,
7. Итог урока.
Рефлексия
деятельности
учащихся.
–
Какие
«секреты»
речи
вы
знаете?
– Кто главный работник в речи?
– О чём подсказывает памятка 1?
Регулятивные: уметь
оценивать результат
своей работы.
Личностные : оценивать
А памятка 2?
– Прочитайте сообщение на с. 7.
Задание на дом: № 7.
свои достижения,
определять свое
эмоциональное состояние