Напоминание

"Сопоставление звуков г -к по звонкости и глухости"


Автор: Лапшина Наталия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 7 "
Населённый пункт: г.Петровск Саратовская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: "Сопоставление звуков г -к по звонкости и глухости"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока литературного чтения в 1 классе. УМК: учебник Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова "Букварь, 1 класс, I часть " (изд-во "Вентана - Граф", 2011 г.)
Тема:
"Сопоставление звуков [г] и [к] по звонкости – глухости».
Тип урока
: изучение нового материала
Цель
: способствовать развитию фонетического слуха на примере составления схем слов и анализирования звуков г – к; развивать речь.
Технология:
критическое мышление
Задачи урока:

I. Предметные:
- формировать умения сопоставлять звуки по звонкости- глухости; - уметь отражать характеристику согласных звуков в модели слова - способствовать формированию навыков правильного чтения;
II. Метапредметные
: 1)
познавательные УУД:
- формировать мыслительную деятельность учащихся; - формировать умения классифицировать, сравнивать по заданным параметрам; 2)
регулятивные УУД:

- формировать учебную деятельность; - формировать умения осуществлять контроль, выполнять учебное действие в уме; 3)
коммуникативные УУД:
- развивать творческое мышление; - формировать умение работать в парах; - развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; - формировать умения самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос;
III. Личностные
- развивать творческое мышление; - формировать умение работать в парах; - развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения; - формировать умения самостоятельно искать ответ на поставленный вопрос; - формировать способность к самооценке и интерес к учебному материалу;
Ход урока.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

действия

I.

Организационны

й момент.

(1мин)
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Садитесь. По тропинке к вам школьной спешила. Любовалась, как жизнь хороша. Солнце ласково в небе уж так не сияло, как летом, Но моя улыбалась душа. - Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. Улыбнитесь друг другу. С таким добрым, хорошим настроением мы начинаем наш урок. И я знаю, что у вас всё получится.
Слайд 1. (гном)
По дороге в школу я встретила гномика. Он пожаловался, что в их городе совсем нет света. А в ноябре, когда самые короткие дни, на улицах темно даже днем. Я подумала, что мы можем помочь гномам. Мы соберем фонарики, сложим их в конверт и отошлем им в город. А для этого нужно хорошо поработать на уроке и зажечь фонарики. И так в путь. Организовывают рабочее место 1. Д.; 1.Речевая разминка. 2. Задание на сообразительность 3. Работа с учебником. 4.Работа в парах.
Личностные:
самоопределение;
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.

Актуализация

знаний.(5-7 мин
Живут в согласии буквы-сестрички. В букварь забежали они на странички.
Слайд 2.
В ы п о л н я е м з а д а н и е п е р в о е
:

ч т е н и е

чистоговорок (условное обозначение рот).
Прочитайте быстро:
чтение чистоговорок
(читают хором и по одному) Какие согласные звуки чаще всего встречаются в слогах?
Га-ка га-ка

Вот течет река Ока.

Го – ко –го – ко Там рыбак недалеко,

Гу-ку гу-ку

Нет удачи рыбаку.

Ги-ки ги-ки,

Помогите, рыбаки!
-Молодцы! Эти звуки наши гости сегодня на уроке. [
Г], [К], [Г'],[К']
Мы выполнили 1-е задание и
фонарик за
бирается
Постановка проблемы.
(условное обозначение – восклицательный знак - узнаем новое) Читают чистоговорки хором и сам-но Д
: Г К

Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с у ч и т е л е м и сверстниками.
Познавательные:
логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

III.

Постановка

учебной задачи
Переходим к следующему заданию. На этом этапе вы узнаете новое а) Отгадайте загадку: ……………… … Меня хлопали лопатой, Меня сделали горбатой, Меня били, колотили! Ледяной водой облили, А когда покрылась коркой, Стала я весёлой ( ГОРКОЙ)……
Слайд 3.
б) Произнесите слово. (ГОРКА) - Ск. звуков в слове? (выставляем схему) - Произнесите слово, выделяя каждый звук. - Выделите 1-й звук. Произнесите его. - Охарактеризуйте звук. (выставляем его на схеме)
в) Снова читаю загадку.
Найдите в ней слово, которое отличается только одним звуком. (КОРКА) - Произнесите слово.(КОРКА) КОРКА- верхний затвердевший слой, верхний слой плода - Ск. звуков в слове? (выставляем схему) - Произнесите слово, выделяя каждый звук. демонстрация картинок Д.: звук [г] согл., твёрд. Д.: получится слово «корка»

IV.

Открытие нового

знания
- Выделите 1-й звук. Произнесите его. - Охарактеризуйте звук. (выставляем его на схеме) - Сравните. Что общего? Чем отличаются? - Определим, чем отличаются эти звуки. Приложите ладонь к горлу. Если «дрожит горлышко» слышим шум и голос – значит, звонкий согласный, а только шум - глухой Выставить звоночек!!!
Вывод:

Может кто-то уже догадался, как называются такие

согласные?

-Вы уже догадались, чему мы сегодня должны

научиться?

Слайд 4.
.
Звуки Г и К - парные согласные. Их еще

называют звуковыми фокусниками
Мы справились и со следующим заданием, фонарик забирается.
По дорожке, по дорожке
Д.: оба звука согл., тв. Д.: звук [г]- звонкий, [к]-глухой Д. научиться определять у согласных звуков звонкость и глухость.
Регулятивные:
контроль, коррекция, оценка;
Познавательные:
о б щ е у ч е б н ы е – умение структурировать знания, рефлексия способов действия.

V.

Закрепление.
Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.) И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.) По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.) Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
Первичное закрепление Работа по учебнику.(с.84)
(условное обозначение – книга) - Что обозначает этот знак? (работа с учебником) а)Прочитайте слова ГОЛ - КОЛ Объясните их значение гол- мяч или шайба в воротах противника. Кол - толстая прямая палка с заострённым концом; низшая отметка, единица (показываю) Чем различаются написания слов.? Произнесите первые звуки. Д.: разные первые буквы Д.: согл., тверд.,

VI.
Составьте схемы слов. Одинаковы ли схемы. (схема выставляют у доски 2 ученика) - Сравним. - Чем отличаются схемы? Обозначьте звоночком.
Игра "Живые звуки"

-
Назовись гласный; согл., тв., зв; и т.д. Вывод: что можем сказать о звуках [г, г'] [к,к']
б) Давайте поиграем:
Прочитайте слово ко второй схеме. (слово «колос»). КОЛОС - соцветие злаков, в котором цветки расположены вдоль конца стебля. Сравните схемы. Какой 1-й звук? Каким звуком заменим [к]? Назовите новое слово. («голос») в) Аналогичная работа со словами ИКРА-ИГРА
Вывод:
Что можем сказать о звуках [г], [к] Еще один фонарик зажегся. звон/глух. Д.: звуки [г] [к] - парные согласные. [г] - звонкий согласный, [к] - глухой согласный
Познавательные:
о б щ е у ч е б н ы е – умение структурировать знания, рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные:
контроль, коррекция, в ы д е л е н и е и осознание того, что уже освоено, и что е щ е п о д л е ж и т усвоению;
Личностные:
самоопределение.

VII.

Итог урока

Рефлексия
Мы похлопаем в ладоши Дружно, веселее. Наши ножки постучали Дружно и сильнее. По коленочкам ударим Тише, тише, тише. Наши ручки поднимайтесь Выше, выше, выше. Наши ручки закружились, Ниже опустились, Завертелись, завертелись и остановились. – Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку.
Работа в парах
(условное обозначение – пара) - Что значит следующий знак?
Дифференцированная работа.
а) Читают столбики слов на стр. 85 в паре друг другу. Проверка чтения слов по цепочке.( Читают по слова) Прочитайте слова, которые называют 1 предмет. - много предметов. - Прочитайте 2 последних столбика. Когда так говорят? - Прочитайте ТРЕТЬЮ строчку. Найдите слова где Д.: буква И пишется после мягких согласных
Коммуникативные:
умение работать в паре
Коммуникативные:
у м е н и е с достаточной п о л н о т о й и точностью выражать свои мысли;
наши парные согласные поменялись и получились совершенно разные 2 слова. МАК-МАГ МАК- цветок, МАГ- волшебник, чародей, владеющий тайнами. (показываю). Прочитайте слова с мягким глухим звуком; - Почему он мягкий, как узнали? С твердым звонким звуком. б )
Для читающих детей – чтение рассказа Г.

Остера «Секретный язык».
- Что вы поняли из прочитанного? (Настоящие друзья понимают друг друга без слов.) Мы справились с заданиями, фонарики зажглись.
Итог.
(условное обозначение –смайлики) - Что мы сегодня узнали о согласных ? – С какими звуками и буквами работали на уроке? Что стали знать еще лучше? Что вам понравилось на уроке. С каким рассказом мы познакомились? Какой вывод для себя сделали? Вы, молодцы! Ведь сегодня вы не бросили друга в беде, а помогли ему освободить его друзей.
Рефлексия:
Мы помогали гномику собирать фонарики. Смотрите как светло стало на доске. Кому было сегодня на Д.: [Г], [К] - парные согласные ,[Г']. [Г]- звонкий согл., [К'], [К]- глухой согл
Коммуникативные:
у м е н и е с достаточной п о л н о т о й и точностью выражать свои мысли;
Познавательные:
рефлексия;
уроке легко и интересно, у кого тоже зажегся фонарик, поднимите его.


В раздел образования