Урок русского языка.
Мастерская - построение знаний
Коротоножкина Инна Михайловна.
Тема урока: Слова, отвечающие на вопросы кто? что? - существительные.
(Русский яз. 1 класс)
Цель урока:
- познакомить детей с новой формой - урок – мастерская
- создать условия для самоактуализации учащихся в учебном процессе на уроке русского языка.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с группой слов, которая отвечает на вопросы кто ? что ?,
дать первичное представление о существительном;
- найти общие признаки существительных;
- расширить активный словарный запас детей.
Развивающие :
-способствовать интересу познания мира, русского языка и познавательной активности учащихся;
-способствовать развитию восприятия, произвольного внимания, памяти и мыслительных
процессов;
- продолжить работу по развитию речи;
-способствовать развитию коммуникативных умений.
Воспитательные:
- научить работать в парах и группах , способствовать формированию умения вести диалог при
использовании разных форм работы;
-не бояться высказывать своё мнение и показать, что оно ценно и может иметь право на
существование;
1.
Рассадка
по
группам
по
3- 4
человека
.
-
Мы
сегодня
не
просто
мальчики
и
девочки
,
мы
сегодня
исследователи
.
Кто
это
?
-
Сейчас
вы
получите
белые
конверты
N 1.
Достаньте
задание
.
Что
это
перед
нами
?
-
Прочитайте
и
отгадайте
загадки
.
Отгадки
запишите
на
листочке
. (
Выполнение
и
обсуждение
работы
)
(
У
детей
подборка
загадок
по
одной
тематике
.)
-
Нарисуйте
общий
рисунок
понравившейся
загадки
крупно
,
а
остальные
чуть
мельче
ниже
.
2.
Социализация
–
афиширование
работ
.
Вывешивание
работ
на
доску
.
-
Пройдите
в
галерею
и
посмотрите
работы
.
-
Попробуйте
объединить
работы
в
пары
и
объясните
почему
вы
это
сделали
.
(
обсуждение
)
-
Почему
вы
объединили
в
эти
группы
,
какой
общий
признак
у
этих
пар
?(
обсуждение
в
группах
)
(
Дети
приходят
к
классификации
: (
подписывает
учитель
на
доске
)
Растения
–
деревья
и
цветы
. (
природа
)
Животные
–
звери
и
насекомые
.). (
природа
)
Предметы
–
школьные
и
посуда
.
Чувства
людей
.
Явления
природы
.)
-
У
вас
на
столе
конверт
N 2.
Достаньте
вопросы
,
попробуйте
выбрать
из
них
только
два
которые
подойдут
к
словам
вашей
группы
.
Как
?
Сколько
?
Кто
?
Где
?
Что
делает
?
Что
?
Когда
?
Прикрепите
ваши
вопросы
под
вашими
отгадками
.
Социализация
. -
Согласны
?
3.
Дедукция
. (
Если
есть
ошибки
исправляем
).
Возьмите
3
конверт
.
-
Какой
из
2
вопросов
или
оба
подойдут
вашей
группе
,
разложите
слова
по
столбикам
.
Социализация
.
Кто
?
Ёж
,
медведь
,
корова
,….
Что
?
Берёза
,
школа
,
глобус
, ….
-
Что
общего
между
словами
записанными
на
доске
(
живые
и
неживые
)
(
если
возникло
сомнение
ель
,
берёза
…) --
МАГИСТРАЛЬ
учителя
: -
В
русском
языке
принято
классифицировать
(
делить
слова
)
слова
по
вопросам
кто
? –
одушевленные
–
люди
и
животные
,
что
? –
неодушевлённые
слова
.
-
Давайте
проверим
правильно
мы
разбили
на
2
группы
.
-
Все
эти
слова
,
которые
у
нас
на
доске
и
у
вас
на
парте
–
они
существуют
,
и
если
не
все
слова
можно
потрогать
,
то
их
можно
почувствовать
и
увидеть
…-
они
так
и
называются
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
ИЛИ
ИМЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
. (
доска
-
запись
слова
)
Приведите
свои
примеры
: ….
4.
А
вот
давайте
попробуем
разобраться
со
словом
воздух
---
это
существительное
? (
-
Да
,
его
можно
почувствовать
:
он
летом
теплый
,
а
зимой
–
холодный
.)
-
А
шалость
,
скромность
,
страх
? ( -
Эти
слова
можно
увидеть
в
поступках
людей
в
определённой
ситуации
.) -
Это
качество
или
характер
человека
,
их
тоже
можно
увидеть
.
Класс
подготовлен
к
условиям
процесса
познания
.
Подключены
все
каналы
восприятия
личности
.
Мотивация
даёт
толчок
к
активизации
детей
,
на
активную
работу
в
группах
.
Умение
читать
,
слушать
,
анализировать
информацию
,
выбирать
главные
признаки
,
аргументировать
свою
тоску
зрения
.
Умение
работать
в
группе
,
слушать
соседа
.
Развитие
умений
восприятия
изучаемых
объектов
.
Умение
самостоятельной
работы
в
парах
и
группах
.
Умение
аргументировано
доказывать
свою
точку
зрения
.
Развитие
дигитального
канала
восприятия
.
Умение
слушать
и
слышать
,
анализировать
,
объяснять
и
доказывать
свою
точку
зрения
цивилизованным
путем
.
Умение
анализировать
объект
от
частного
к
общему
и
от
общего
к
частному
.
Существительные
это
…… (
группа
слов
,
которые
называют
предметы
,
людей
,
их
чувства
,
явления
природы
,
животных
и
отвечают
на
вопросы
кто
?
и
что
?)
-
попробуйте
сказать
сами
(
варианты
детей
)
5.-
А
сейчас
мы
прочитаем
в
учебнике
,
как
нам
объясняют
авторы
это
понятие
и
проверим
,
как
прошла
наша
исследовательская
работа
…
-
Тов
.
исследователи
,
я
считаю
,
что
вы
прекрасно
справились
с
заданием
!
6.
Рефлексия
.
-
Что
я
сегодня
делал
?
-
Чему
я
сегодня
научился
?
Что
я
узнал
?
-
Что
я
открыл
?
Д
.
з
.
Придумать
и
записать
по
6
существительных
одушевленных
,
отвечающих
на
вопрос
кто
?
и
неодушевленных
,
отвечающих
на
вопрос
что
?
Развитие
критического
мышления
,
умение
работать
в
заданном
темпе
и
корректировать
свою
работу
.
Умение
анализировать
свою
работу
.
Убираем
боязнь
чистого
листа
,
развиваем
пространственные
представления
,
развиваем
самоактулизацию
,
доверие
к
себе
и
другим
.
Создаем
здоровую
атмосферу
в
коллективе
.
Конверт N1.
А)
Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. ( Школа)
На ноге стоит одной,
Крутит-вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. ( Глобус)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. ( Мел)
Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс. (Парта)
Б
) Зимой — с седой бородой,
летом- новая вырастает.
Осенью отпадает. (Лес)
Зелена, а не луг,
белена, а не снег,
кудрява, а не человек. (Берёза)
Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Бел балахон, а шапка красная. (Подосиновик
)
В)
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Олень)
Ползун ползет, иглы везет. (Еж)
Гладишь - ласкается,
Дразнишь - кусается. (Собака)
Каждый вечер, так легко,
даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её - …….(корова).
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)
У реки растет камыш,
В камыше живет малыш.
Он с зеленой кожицей
И с зеленой рожицей. (Лягушонок)
Г) Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока, кочки, мхи...
Нет опоры для ноги. ( Болото)
Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Зимой - звезда,
Весной - вода. (Снежинка)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем. (Роса)
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)
Прозрачен , как стекло,
А не вставишь в окно. (Лед)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет -
Заплачет она и умрет. ( Сосулька)
Д) На лице цветёт –
От радости растёт. (Улыбка)
Таня мячик упустила,
И уплыл он по реке.
Что за капли покатились
По девчоночьей щеке? ( Слёзы).
Этим словом называют
тайну, что от всех скрывают.
Если всем её открыть,
Можно делу навредить. (Секрет)
Когда мы шутим , веселимся
И просто радостно резвимся,
То звуки эти издаём.
Каким их словом назовём? (Смех)
Попробуй, дружок,
Это слово найти,
Оно означает лишь
Просьбу прийти. (Приглашение)
Конверт N2
Как? Сколько? Когда? Где? Что делает? Что?
Конверт N 3
КТО? ЧТО?