Применение проблемно-диалогической технологии на уроках окружающего мира
Автор: Мурясова Динара Тимиршановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "СОШ №12 с УИОП" Населённый пункт: г. Стерлитамак Наименование материала: статья Тема: Применение проблемно-диалогической технологии на уроках окружающего мира Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 12 с углубленным изучением отдельных
предметов» г.Стерлитамак
От
учителя
требуется
дать
детям
образование
в
виде
системы
знаний-умений-навыков, а современный учитель также должен ещё и
развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность.
Всё
это
обеспечивает
проблемно-диалогическая
технология
как
основной
способ
введения
нового
знания.
На
проблемном
уроке
ребята больше думают, чаще говорят, и, следовательно, активнее
формируют
мышление
и
речь,
осуществляют
творческую
деятельность,
и,
значит,
обретают
творческие
способности,
отстаивают собственную позицию. Вообще на таких уроках дети
усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что
открыли сами и выразили по-своему.
Проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь
специфика начальных классов основана на формировании умений и
навыков, и уходит на это очень много времени, а это репродуктивные
этапы урока. Человек начинает мыслить только тогда, когда у него
появляется
потребность
что–то
понять.
Мышление
начинается
с
проблемы
или
вопроса,
удивления
или
недоумения.
Проблемная
ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для
детей.
Только
в
этом
случае
он
является
мощным
источником
мотивации
их
познавательной
деятельности,
активизирует
и
направляет их мышление. И научить этому, можно только начиная с
начальной школы.
Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение
знаний, он приучает детей думать, творчески мыслить, развивает
интеллектуальные способности ученика и воспитывает активность
личности. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает
ребят
осознать
противоречие
и
сформулировать
проблему,
т.
е.
осуществить
подлинно
творческие
действия.
В
результате
развиваются творческие способности,
речь. Подводящий диалог
активно задействует логическое мышление учащихся, а также и речь.
Один из методов постановки учебной проблемы -
побуждающий
диалог.
Этот
метод
постановки
учебной
проблемы
требует
от
учителя
последовательного осуществления следующих действий:
• создание проблемной ситуации;
• побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;
• побуждения к формулированию учебной проблемы;
•
принятия
предлагаемых
учащимися
формулировок
учебной
проблемы.
Проблемно-диалогическая технология как основной способ
введения
нового
знания,
развивает
возможности
своих
учеников,
воспитывает их личность. На каком из уроков ребята больше думают,
чаще говорят, и, следовательно, активнее формируют мышление и
речь? На каком осуществляют творческую деятельность, и, значит,
обретают
творческие
способности?
Где
отстаивают
собственную
позицию, рискуют, проявляют инициативу? Только на проблемном
уроке.
Существуют три основных метода постановки проблемы:
побуждающий диалог;
подводящий диалог;
сообщение темы с мотивирующим приёмом.
Различие
этих
методов
в
характере
учебной
деятельности
школьников
и
в
развивающем
эффекте.
Побуждающий
диалог
обеспечивает
творческую
деятельность
и
развивает
речь
и
творческие способности. Подводящий диалог формирует логическое
мышление и речь учащихся. Но все три метода постановки проблемы
обеспечивают учебную мотивацию.
Почему стоит обратить внимание на эту технологию?
•
принципиально меняет роль учащегося;
•
позволяет
заменить
урок
«объяснения»
нового
материала
уроком « открытия» знаний;
•
человек
начинает
мыслить
только
тогда,
когда
у
него
появляется
потребность
что–то
понять.
Мышление
начинается
с
проблемы
или
вопроса,
удивления
или
недоумения.
Проблемная
ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для
детей.
Только
в
этом
случае
он
является
мощным
источником
мотивации
их
познавательной
деятельности,
активизирует
и
направляет их мышление.
•
проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение
знаний, он приучает детей думать, творчески мыслить, развивает
интеллектуальные способности ученика и воспитывает активность
личности.
Почему же проблемный диалог даёт более прочные знания?
1. Постановка проблемы происходит в форме диалога и в работу
включается практически весь класс, отсюда следует, что этот
метод мотивирует учеников к усвоению нового материала.
2. Диалогический поиск решения обеспечивает понимание нового
знания каждым учеником.
Можно сделать вывод: проблемный диалог гарантирует усвоение
нового материала большинством класса.
Проблемный диалог стимулирует интеллектуальное развитие
учеников.
Он
активно
задействует
всю
познавательную
сферу:
внимание, память, мышление и особенно речь. Проблемный диалог
воспитывает активную личность, так как для диалога с учителем
ученику нужны и смелость и решительность.
Рассмотрим проблемно-диалогическую технологию при введении
нового знания на примере урока окружающего мира в 3-ем классе.
Тема «Потребители и разрушители экосистемы леса».
Схема проблемно-диалогического урока окружающего мира в ОС
«Школа 2100»
Тема: «Потребители и разрушители леса»
Этапы урока
(время)
Учитель
(наиболее типичные фразы
диалога с
учениками, действия)
Ученики
(ожидаемые действия в ходе
диалога с учителем)
Орг. момент (1 мин.)
1 этап
Актуализация
опорных знаний и
мотивация (6 мин.)
- Что объединяет эти слова?
( на доске карточки со словами:
«озеро», «болото», «луг»)
- Экосистема – что это такое?
- Какие «профессии» живых
организмов вы знаете?
- Что такое круговорот веществ?
- Эти три экосистемы зависят друг
от друга?
- В чём сходство этих систем?
( к карточкам с уже имеющимися
словами добавляется карточка со
словом «лес» )
- Какой вопрос в связи с этим
возникает об экосистеме леса?
- Это названия экосистем
- Это единство живой и
неживой природы, в котором
живые организмы совместно
поддерживают круговорот
веществ.
- Производители,
потребители, разрушители.
- Цепочка превращений,
которая начинается и
заканчивается одним и тем же
веществом.
- Да. (Дети рассказывают
кратко об этих системах).
- Это неустойчивые
экосистемы.
- А лесная экосистема какая?
Устойчивая? Какой в ней
круговорот веществ?
(вопросы фиксируются на
доске)
2 этап
Постановка
проблемы
(7 мин.)
- Какую экосистему мы начали
изучать на прошлом уроке?
- В какой природной зоне живём мы
с вами?
- Какие растения живут в наших
лесах?
- Определите, к каким двум группам
относятся деревья
- Какова роль растений леса?
- Вы любите гулять в лесу?
Закройте глазки, представьте, что
вы в лесу.
(аудиозапись «Голоса птиц»)
- До нас доносятся чьи-то голоса.
- Права ли Лена? Давайте это
обсудим.
- На какой вопрос мы должны
ответить в течение урока?
- Лесную
- В лесной
- Травы, кустарники, деревья
- Хвойные и лиственные
- Дом и корм для животных,
«лёгкие» нашей планеты,
место отдыха.
(дыхательная гимнастика)
Два ученика читают диалог
Лены и Миши в учебнике (с.
62)
Высказываются разные
мнения
- Какова роль животных в
экосистеме леса?
Определение темы
урока
(1 мин.)
- На прошлом уроке мы говорили с
вами о растениях-производителях
леса, а сегодня мы поговорим о
других профессиях. Итак, тема
нашего урока…….
- Что хотели бы узнать на уроке?
- Какие задачи перед собой ставите?
- «Потребители и
разрушители экосистемы
леса».
(на доске открывается тема)
3 этап
Поиск решения
проблемы.
Совместное
открытие знаний. (20
мин.)
Читает стихотворение С
Погорельского «Здравствуй, лес»
- Какой вопрос вы в нём услышали?
- Ребята по спец. Заданию
подготовили для вас сообщения о
роли некоторых обитателях лесов.
- Как же взаимосвязаны между
собой растения, звери, птицы,
насекомые?
- Как называется
последовательность, в которой
каждый из организмов съедает
другой?
- Рассмотрите рисунок в учебнике
на стр. 62
- Что обозначают зелёные стрелки?
- Коричневая стрелка?
- Назовите цепи питания
- Что же мы теперь можем ответить
Лене? Смогут ли деревья жить без
других обитателей леса? Важны ли
животные в лесу?
-Какова же роль животных
Называют вопрос.
Три ученика читают
сообщения о белке, жуке-
короеде, дятле и кукушке.
- Все организмы являются
пищей для других организмов
- Цепи питания
- Передача органических
веществ
- Передача минеральных
веществ
Составляют несколько цепей
питания по рисунку.
- Участвуют в круговороте
потребителей?
- А только ли в этом заключается их
роль?
- Хотите узнать ещё?
- Короеды. Что вы о них узнали
сегодня? Почему они так названы?
- Что произойдёт с растением, если
жук поселится: а) на молодом
здоровом растении; б) старом
больном растении?
- Давайте проверим наше
предположение по учебнику с. 63
- А может они выполняют ещё
какую-то роль? Давайте продолжим
исследование.
- Прочитайте текст на с.63.
Выделите ключевое слово. Как мы
можем ответить на этот вопрос?
- Каких разрушителей видите на
доске?
- В лесу растёт великое множество
грибов
веществ
Затрудняются ответить
- Питаются корой.
Высказываются различные
мнения
- Короеды ускоряют
круговорот веществ
- Животные регулируют
круговорот веществ
- Грибы
Сообщение ученика о грибах.
4 этап
Применение новых
знаний
- Попробуем выполнить задание в
тетради, применив полученные
знания.
- Какой вывод можно сделать?
Дети должны вставить в текст
пропущенные слова
- Потребители и разрушители
не только участвуют в
круговороте веществ, но и
регулируют его
5 этап
Итог урока.
Оценивание.
Домашнее задание
- Итак, мы получили круговорот
веществ, в котором все его
участники справляются со своей
работой
- Какой круговорот у нас получился
- А если круговорот в экосистеме
замкнутый, то эта система какая?..
- Заменит её другая система?
- Какая была тема урока? Какие
задачи должны были решить?
Решили мы их. Оцените свою
работу
- Замкнутый
- Устойчивая
- Нет