Напоминание

Применение проблемно-диалогической технологии на уроках окружающего мира


Автор: Мурясова Динара Тимиршановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №12 с УИОП"
Населённый пункт: г. Стерлитамак
Наименование материала: статья
Тема: Применение проблемно-диалогической технологии на уроках окружающего мира
Раздел: начальное образование





Назад





ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Мурясова ДинараТимиршановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 12 с углубленным изучением отдельных

предметов» г.Стерлитамак
От учителя требуется дать детям образование в виде системы знаний-умений-навыков, а современный учитель также должен ещё и развивать возможности своих учеников, воспитывать их личность. Всё это обеспечивает проблемно-диалогическая технология как основной способ введения нового знания. На проблемном уроке ребята больше думают, чаще говорят, и, следовательно, активнее формируют мышление и речь, осуществляют творческую деятельность, и, значит, обретают творческие способности, отстаивают собственную позицию. Вообще на таких уроках дети усваивают не то, что получили готовеньким и зазубрили, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Проблемное обучение в начальной школе очень важно, ведь специфика начальных классов основана на формировании умений и навыков, и уходит на это очень много времени, а это репродуктивные этапы урока. Человек начинает мыслить только тогда, когда у него появляется потребность что–то понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае он является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. И научить этому, можно только начиная с начальной школы. Проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей думать, творчески мыслить, развивает интеллектуальные способности ученика и воспитывает активность личности. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, т. е. осуществить подлинно творческие действия. В результате развиваются творческие способности, речь. Подводящий диалог активно задействует логическое мышление учащихся, а также и речь.
Один из методов постановки учебной проблемы - побуждающий диалог. Этот метод постановки учебной проблемы требует от учителя последовательного осуществления следующих действий: • создание проблемной ситуации; • побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; • побуждения к формулированию учебной проблемы; • принятия предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы. Проблемно-диалогическая технология как основной способ введения нового знания, развивает возможности своих учеников, воспитывает их личность. На каком из уроков ребята больше думают, чаще говорят, и, следовательно, активнее формируют мышление и речь? На каком осуществляют творческую деятельность, и, значит, обретают творческие способности? Где отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? Только на проблемном уроке. Существуют три основных метода постановки проблемы:  побуждающий диалог;  подводящий диалог;  сообщение темы с мотивирующим приёмом. Различие этих методов в характере учебной деятельности школьников и в развивающем эффекте. Побуждающий диалог обеспечивает творческую деятельность и развивает речь и творческие способности. Подводящий диалог формирует логическое мышление и речь учащихся. Но все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию. Почему стоит обратить внимание на эту технологию? • принципиально меняет роль учащегося; • позволяет заменить урок «объяснения» нового материала уроком « открытия» знаний; • человек начинает мыслить только тогда, когда у него появляется потребность что–то понять. Мышление начинается с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае он является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. • проблемный урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей думать, творчески мыслить, развивает интеллектуальные способности ученика и воспитывает активность личности. Почему же проблемный диалог даёт более прочные знания?
1. Постановка проблемы происходит в форме диалога и в работу включается практически весь класс, отсюда следует, что этот метод мотивирует учеников к усвоению нового материала. 2. Диалогический поиск решения обеспечивает понимание нового знания каждым учеником. Можно сделать вывод: проблемный диалог гарантирует усвоение нового материала большинством класса. Проблемный диалог стимулирует интеллектуальное развитие учеников. Он активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление и особенно речь. Проблемный диалог воспитывает активную личность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость и решительность. Рассмотрим проблемно-диалогическую технологию при введении нового знания на примере урока окружающего мира в 3-ем классе. Тема «Потребители и разрушители экосистемы леса». Схема проблемно-диалогического урока окружающего мира в ОС «Школа 2100» Тема: «Потребители и разрушители леса»
Этапы урока

(время)

Учитель

(наиболее типичные фразы

диалога с

учениками, действия)

Ученики

(ожидаемые действия в ходе

диалога с учителем)
Орг. момент (1 мин.) 1 этап Актуализация опорных знаний и мотивация (6 мин.) - Что объединяет эти слова? ( на доске карточки со словами: «озеро», «болото», «луг») - Экосистема – что это такое? - Какие «профессии» живых организмов вы знаете? - Что такое круговорот веществ? - Эти три экосистемы зависят друг от друга? - В чём сходство этих систем? ( к карточкам с уже имеющимися словами добавляется карточка со словом «лес» ) - Какой вопрос в связи с этим возникает об экосистеме леса? - Это названия экосистем - Это единство живой и неживой природы, в котором живые организмы совместно поддерживают круговорот веществ. - Производители, потребители, разрушители. - Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом. - Да. (Дети рассказывают кратко об этих системах). - Это неустойчивые экосистемы. - А лесная экосистема какая? Устойчивая? Какой в ней круговорот веществ? (вопросы фиксируются на
доске) 2 этап Постановка проблемы (7 мин.) - Какую экосистему мы начали изучать на прошлом уроке? - В какой природной зоне живём мы с вами? - Какие растения живут в наших лесах? - Определите, к каким двум группам относятся деревья - Какова роль растений леса? - Вы любите гулять в лесу? Закройте глазки, представьте, что вы в лесу. (аудиозапись «Голоса птиц») - До нас доносятся чьи-то голоса. - Права ли Лена? Давайте это обсудим. - На какой вопрос мы должны ответить в течение урока? - Лесную - В лесной - Травы, кустарники, деревья - Хвойные и лиственные - Дом и корм для животных, «лёгкие» нашей планеты, место отдыха. (дыхательная гимнастика) Два ученика читают диалог Лены и Миши в учебнике (с. 62) Высказываются разные мнения - Какова роль животных в экосистеме леса? Определение темы урока (1 мин.) - На прошлом уроке мы говорили с вами о растениях-производителях леса, а сегодня мы поговорим о других профессиях. Итак, тема нашего урока……. - Что хотели бы узнать на уроке? - Какие задачи перед собой ставите? - «Потребители и разрушители экосистемы леса». (на доске открывается тема) 3 этап Поиск решения проблемы. Совместное открытие знаний. (20 мин.) Читает стихотворение С Погорельского «Здравствуй, лес» - Какой вопрос вы в нём услышали? - Ребята по спец. Заданию подготовили для вас сообщения о роли некоторых обитателях лесов. - Как же взаимосвязаны между собой растения, звери, птицы, насекомые? - Как называется последовательность, в которой каждый из организмов съедает другой? - Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 62 - Что обозначают зелёные стрелки? - Коричневая стрелка? - Назовите цепи питания - Что же мы теперь можем ответить Лене? Смогут ли деревья жить без других обитателей леса? Важны ли животные в лесу? -Какова же роль животных Называют вопрос. Три ученика читают сообщения о белке, жуке- короеде, дятле и кукушке. - Все организмы являются пищей для других организмов - Цепи питания - Передача органических веществ - Передача минеральных веществ Составляют несколько цепей питания по рисунку. - Участвуют в круговороте
потребителей? - А только ли в этом заключается их роль? - Хотите узнать ещё? - Короеды. Что вы о них узнали сегодня? Почему они так названы? - Что произойдёт с растением, если жук поселится: а) на молодом здоровом растении; б) старом больном растении? - Давайте проверим наше предположение по учебнику с. 63 - А может они выполняют ещё какую-то роль? Давайте продолжим исследование. - Прочитайте текст на с.63. Выделите ключевое слово. Как мы можем ответить на этот вопрос? - Каких разрушителей видите на доске? - В лесу растёт великое множество грибов веществ Затрудняются ответить - Питаются корой. Высказываются различные мнения - Короеды ускоряют круговорот веществ - Животные регулируют круговорот веществ - Грибы Сообщение ученика о грибах. 4 этап Применение новых знаний - Попробуем выполнить задание в тетради, применив полученные знания. - Какой вывод можно сделать? Дети должны вставить в текст пропущенные слова - Потребители и разрушители не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его 5 этап Итог урока. Оценивание. Домашнее задание - Итак, мы получили круговорот веществ, в котором все его участники справляются со своей работой - Какой круговорот у нас получился - А если круговорот в экосистеме замкнутый, то эта система какая?.. - Заменит её другая система? - Какая была тема урока? Какие задачи должны были решить? Решили мы их. Оцените свою работу - Замкнутый - Устойчивая - Нет


В раздел образования