Использование оздоровительной гимнастики на занятиях по физическому воспитаню в ДОУ
Автор: Гордеева Анна Александровна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: БОУ ДО г. Омска "ДЮЦ "Смена" Населённый пункт: Омск Наименование материала: статья Тема: Использование оздоровительной гимнастики на занятиях по физическому воспитаню в ДОУ Раздел: дополнительное образование
Использование оздоровительной гимнастики на занятиях по
физическому воспитанию в ДОУ
Все самое лучшее – детям. Это достаточно избитый лозунг становится
значимым и приоритетным в тот момент, когда у нас появляются дети. Нет
необходимости доказывать, что здоровый ребенок самое большое счастье для
родителей
и
близких
малыша.
Когда
ребенок
болеет,
то
это
становится
настоящей проблемой для семьи. Всеми силами мы стараемся облегчить его
страдания. Но большинству родителей тяжело справиться с этим в одиночку,
поэтому на помощь обязательно должны приходить профессионалы – медики
и педагоги. Детский сад – это место, где ребенок проводит значительную
часть своей жизни, а значит, здоровье малыша становится общей проблемой
семьи и детского сада.
Для медицинских работников и педагогов давно уже не секрет, что любое
заболевание или нарушение в физическом развитии ребенка гораздо проще
предотвратить, чем лечить. Именно поэтому в саду работа должна быть
направлена на профилактику и коррекцию нарушений физического развития
детей.
Вовремя
замеченное
нарушение
и
работа
над
его
исправлением,
несомненно, позволит избежать серьезных нарушений.
Здоровье – это состояние физического и социального благополучия
человека (по Уставу ВОЗ). Здоровьесберегающий педагогический процесс
ДОУ
–
это
специально
организованное,
развивающееся
во
времени
и
в
рамках
определенное
образовательной
системы
взаимодействие
детей,
родителей
и
педагогов,
направленно е
на
до стижение
ц е л е й
здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и
обучения. Процесс, направленный на обеспечение физического, психического
и социального благополучия ребенка.
Как же организовать этот процесс например, на занятиях по физическому
воспитанию.
Существует
разнообразных
не
медикаментозных
средств
и
методов воздействия на организм с целью его восстановления и поддержки.
Это:
дыхательные
упражнения,
гимнастика
для
глаз,
фототерапия
(кислородный
коктейль
под
руководством
медицинского
персонала),
ароматерапия (мешочки с мятой или другое лечение травой), корригирующая
гимнастика (упражнения по профилактике нарушений опорно-двигательного
аппарата
(осанки,
свода
стопы),
восточная
гимнастика.
Все
эти
методы
просты и доступны для выполнения, а так же легко комбинируются как друг с
другом, так и с традиционными упражнениями и основными движениями.
Звуковые игровые упражнения
Упражнения составлены на основе древнекитайских оздоровительных
оздоровительных
систем.
Они
способствуют
регуляции
дыхательной,
и
других функций организма, а так же оказывают успокаивающее воздействие
на ЦНС, снимают усталость.
1.
«На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в
обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки –
вдох,
палку
опустить
на
лопатки-
длинный
выдох.
Выдыхая,
произносить «ф – ф – ф – ф – ф». Повторить 3-4 раза.
2.
«Маятник». Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за
спиной на уровне лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне
– выдох, произносить «т – у – у – х – х – х». Повторить 3-4 наклона в
каждую сторону.
3.
«Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон
туловища в сторону – выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом
нужно громко произносить «с – с – с». Повторить 6-8 наклонов в
каждую сторону.
4.
«Гуси летят». Медленная ходьба в течение 1-2 минут. Поднять руки в
стороны – вдох, руки вниз – выдох, при этом произносить «г – у – у».
5.
«Цветок
распускается».
И.
п.
–
руки
на
затылке,
локти
сведены
(нераскрывшийся бутон). Медленно, поднимаясь на носки, вытянуть
руки вверх и в стороны – вдох. И. п. – выдох. Повторить 4-6 раз.
6.
«Поднимаем груз выше». И. п. – о. с., руки опущены вниз, впереди,
сжаты в кулаках. Медленно поднять руки до уровня грудной клетки –
вдох. И. п. – выдох. Повторить 6-8 раз.
Профилактика плоскостопия
В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно
безболезненны, но в дальнейшем по мере роста ребенка этот недостаток
может увеличиться, причинять много неприятностей и даже стать причиной
искривления
позвоночника.
Основным
средством
профилактики
плоскостопия является специальная гимнастика.
Комплекс специальных упражнений «Помогаем ножкам»:
1.
Ходьба на носках, не сгибая ноги, спина прямая, руки на поясе.
2.
Ходьба на наружном своде стопы
3.
Ходьба по наклонной плоскости (доска шириной 10-20 см. на высоте 25-
30 см. На носках в медленном темпе пройти по доске вверх, вниз).
4.
Ходьба по гимнастической палке, отводя ступни наружу, подняв руки в
стороны, в медленном темпе. Повторить 5-10 раз.
5.
Катание малого мяча ступнями ног попеременно.
6.
Захват мяча ногами.
7.
Приседания,
стоя
на
гимнастической
палке.
Держась
за
рейку
гимнастической стенки, поочередно то на одной, то на другой ноге.
Повторить 5-10 раз в медленном темпе.
8.
Захват и перекладывание мелких предметов пальцами ног.
9.
Сгибание и разгибание стоп. И. п.: сидя на скамейке (стеле), вытянуть
ноги. Поочередно сгибать и разгибать стопы, не отрывая пяток от пола.
Повторить 10-20 раз в среднем темпе.
Закончить упражнения ходьбой на носках, обычной ходьбой.
Упражнения для профилактики нарушений осанки
Комплекс «Буратино»
Цель: формирование правильной осанки у вертикальной плоскости.
«Представьте, что вы Буратино, висящий на стене. Карабас Барабас
повесил его за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласится спокойно
висеть на спине? Надоело Буратино висеть, и решил он немного размяться.
1.
И. п. – о. с.: у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками.
1 – поднять руки через стороны вверх, 2 – вернуться в и. п. Повторить
5-6 раз.
2.
Поднять ногу, согнутую в колене, вытянуть ее вперед, вернуться в и. п.
То же другой ногой. Повторить 5-6 раз.
3.
Подняться
на
носки,
словно
пытаясь
сняться
с
гвоздика,
руки
в
стороны. Вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз.
4.
Поднять правую ногу, согнутую в колене и, захватив руками голень,
подтянуть
колено
к
груди,
вернуться
в
и.
п.
То
же
другой
ногой.
Повторить 5-6 раз.
5.
Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на
ширину плеч, руки на пояс. Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами
и плечами, наклониться на правую сторону, вернуться в и. п. То же в
левую сторону. Повторить 3-4 раза.
Гимнастика для глаз
По статистике у каждого третьего взрослого и у каждого четвертого
маленького жителя планеты существуют проблемы со зрением. Это и не
мудрено, ведь 90% всей информации об окружающем мире человек получает
именно с помощью зрения. Сложно представить, какая это колоссальная
нагрузка, и особенно для малышей, ведь отдыхают глазки только тогда, когда
малыш спит. Поэтому так важно беречь зрение смолоду. Чтобы сохранить
зрение, стоить уделять своим глазам особое внимание с раннего детства.
Одним из наиболее удобных и проверенных способов является гимнастика
для глаз («Зайка и морковка», «Солнце и тучка», «Снежинка»).
«Солнышко и тучка» (гимнастика для глаз)
Солнышко с тучками в прятки играло.
Солнышко тучки-летучки считало: (посмотреть глазами вправо, влево)
Серые тучки, черные тучки. (вверх, вниз)
Легких – две штучки,
Тяжелых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладошками)
Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазами)
Восточная гимнастика
Эти упражнения используются в общеразвивающей части физкультурных
занятий или во время физкультурных пауз. Для гимнастики не требуется
специально организованного места. Все упражнения дети выполняют сидя на
полу по-турецки или сидя на стуле/ босиком или в носочках.
1.
«Кувшинчик»
И. п. – ладони сложены вместе перед лицом пальцами вверх.
1-2 – поочередно развести руки в стороны ладонями вверх.
3-4 – и. п.
5-6 – разведение рук, но ладонями вниз.
7-8 – и. п.
Повторить 5-6 раз.
2.
«Листочки»
И. п. – руки вверх.
1-8 – круговые вращения руками вправо.
9-16 – то же влево.
Повторить 3-4 раза.
3.
«Шарфик»
И. п. – руки вытянуты вперед.
1-4 – медленно поднимать попеременно руки вверх с волнообразными
движениями кистями.
5-8 – то же вниз.
Продолжительность выполнения 30-40 сек.
4.
«Цветочки-лепесточки»
И. п. – руки согнуты в локтях перед лицом, правая ладонь открыта
вперед, левая – сжата в кулак.
1-2 – поочередно и медленно сжимать кисти в кулак и разжимать.
1-2-3-4 – то же, но в быстром темпе.
Продолжительность выполнения 30 сек.