Напоминание

Использование оздоровительной гимнастики на занятиях по физическому воспитаню в ДОУ


Автор: Гордеева Анна Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: БОУ ДО г. Омска "ДЮЦ "Смена"
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: статья
Тема: Использование оздоровительной гимнастики на занятиях по физическому воспитаню в ДОУ
Раздел: дополнительное образование





Назад





Использование оздоровительной гимнастики на занятиях по

физическому воспитанию в ДОУ
Все самое лучшее – детям. Это достаточно избитый лозунг становится значимым и приоритетным в тот момент, когда у нас появляются дети. Нет необходимости доказывать, что здоровый ребенок самое большое счастье для родителей и близких малыша. Когда ребенок болеет, то это становится настоящей проблемой для семьи. Всеми силами мы стараемся облегчить его страдания. Но большинству родителей тяжело справиться с этим в одиночку, поэтому на помощь обязательно должны приходить профессионалы – медики и педагоги. Детский сад – это место, где ребенок проводит значительную часть своей жизни, а значит, здоровье малыша становится общей проблемой семьи и детского сада. Для медицинских работников и педагогов давно уже не секрет, что любое заболевание или нарушение в физическом развитии ребенка гораздо проще предотвратить, чем лечить. Именно поэтому в саду работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию нарушений физического развития детей. Вовремя замеченное нарушение и работа над его исправлением, несомненно, позволит избежать серьезных нарушений. Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу ВОЗ). Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей, родителей и педагогов, направленно е на до стижение ц е л е й здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения. Процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Как же организовать этот процесс например, на занятиях по физическому воспитанию. Существует разнообразных не медикаментозных средств и методов воздействия на организм с целью его восстановления и поддержки. Это: дыхательные упражнения, гимнастика для глаз, фототерапия (кислородный коктейль под руководством медицинского персонала), ароматерапия (мешочки с мятой или другое лечение травой), корригирующая гимнастика (упражнения по профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата (осанки, свода стопы), восточная гимнастика. Все эти методы просты и доступны для выполнения, а так же легко комбинируются как друг с другом, так и с традиционными упражнениями и основными движениями.

Звуковые игровые упражнения
Упражнения составлены на основе древнекитайских оздоровительных оздоровительных систем. Они способствуют регуляции дыхательной, и других функций организма, а так же оказывают успокаивающее воздействие на ЦНС, снимают усталость. 1. «На турнике». Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки – вдох, палку опустить на лопатки- длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф – ф – ф – ф – ф». Повторить 3-4 раза. 2. «Маятник». Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне – выдох, произносить «т – у – у – х – х – х». Повторить 3-4 наклона в каждую сторону. 3. «Насос». Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону – выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом нужно громко произносить «с – с – с». Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону. 4. «Гуси летят». Медленная ходьба в течение 1-2 минут. Поднять руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох, при этом произносить «г – у – у». 5. «Цветок распускается». И. п. – руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон). Медленно, поднимаясь на носки, вытянуть руки вверх и в стороны – вдох. И. п. – выдох. Повторить 4-6 раз. 6. «Поднимаем груз выше». И. п. – о. с., руки опущены вниз, впереди, сжаты в кулаках. Медленно поднять руки до уровня грудной клетки – вдох. И. п. – выдох. Повторить 6-8 раз.
Профилактика плоскостопия
В раннем детском возрасте маловыраженные формы плоскостопия обычно безболезненны, но в дальнейшем по мере роста ребенка этот недостаток может увеличиться, причинять много неприятностей и даже стать причиной искривления позвоночника. Основным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика. Комплекс специальных упражнений «Помогаем ножкам»: 1. Ходьба на носках, не сгибая ноги, спина прямая, руки на поясе. 2. Ходьба на наружном своде стопы 3. Ходьба по наклонной плоскости (доска шириной 10-20 см. на высоте 25- 30 см. На носках в медленном темпе пройти по доске вверх, вниз).
4. Ходьба по гимнастической палке, отводя ступни наружу, подняв руки в стороны, в медленном темпе. Повторить 5-10 раз. 5. Катание малого мяча ступнями ног попеременно. 6. Захват мяча ногами. 7. Приседания, стоя на гимнастической палке. Держась за рейку гимнастической стенки, поочередно то на одной, то на другой ноге. Повторить 5-10 раз в медленном темпе. 8. Захват и перекладывание мелких предметов пальцами ног. 9. Сгибание и разгибание стоп. И. п.: сидя на скамейке (стеле), вытянуть ноги. Поочередно сгибать и разгибать стопы, не отрывая пяток от пола. Повторить 10-20 раз в среднем темпе. Закончить упражнения ходьбой на носках, обычной ходьбой.
Упражнения для профилактики нарушений осанки
Комплекс «Буратино» Цель: формирование правильной осанки у вертикальной плоскости. «Представьте, что вы Буратино, висящий на стене. Карабас Барабас повесил его за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласится спокойно висеть на спине? Надоело Буратино висеть, и решил он немного размяться. 1. И. п. – о. с.: у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками. 1 – поднять руки через стороны вверх, 2 – вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз. 2. Поднять ногу, согнутую в колене, вытянуть ее вперед, вернуться в и. п. То же другой ногой. Повторить 5-6 раз. 3. Подняться на носки, словно пытаясь сняться с гвоздика, руки в стороны. Вернуться в и. п. Повторить 5-6 раз. 4. Поднять правую ногу, согнутую в колене и, захватив руками голень, подтянуть колено к груди, вернуться в и. п. То же другой ногой. Повторить 5-6 раз. 5. Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс. Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться на правую сторону, вернуться в и. п. То же в левую сторону. Повторить 3-4 раза.
Гимнастика для глаз


По статистике у каждого третьего взрослого и у каждого четвертого маленького жителя планеты существуют проблемы со зрением. Это и не
мудрено, ведь 90% всей информации об окружающем мире человек получает именно с помощью зрения. Сложно представить, какая это колоссальная нагрузка, и особенно для малышей, ведь отдыхают глазки только тогда, когда малыш спит. Поэтому так важно беречь зрение смолоду. Чтобы сохранить зрение, стоить уделять своим глазам особое внимание с раннего детства. Одним из наиболее удобных и проверенных способов является гимнастика для глаз («Зайка и морковка», «Солнце и тучка», «Снежинка»). «Солнышко и тучка» (гимнастика для глаз) Солнышко с тучками в прятки играло. Солнышко тучки-летучки считало: (посмотреть глазами вправо, влево) Серые тучки, черные тучки. (вверх, вниз) Легких – две штучки, Тяжелых – три штучки. Тучки попрятались, тучек не стало. (Закрыть глаза ладошками) Солнце на небе вовсю засияло. (Поморгать глазами)
Восточная гимнастика
Эти упражнения используются в общеразвивающей части физкультурных занятий или во время физкультурных пауз. Для гимнастики не требуется специально организованного места. Все упражнения дети выполняют сидя на полу по-турецки или сидя на стуле/ босиком или в носочках. 1. «Кувшинчик» И. п. – ладони сложены вместе перед лицом пальцами вверх. 1-2 – поочередно развести руки в стороны ладонями вверх. 3-4 – и. п. 5-6 – разведение рук, но ладонями вниз. 7-8 – и. п. Повторить 5-6 раз. 2. «Листочки» И. п. – руки вверх. 1-8 – круговые вращения руками вправо. 9-16 – то же влево.
Повторить 3-4 раза. 3. «Шарфик» И. п. – руки вытянуты вперед. 1-4 – медленно поднимать попеременно руки вверх с волнообразными движениями кистями. 5-8 – то же вниз. Продолжительность выполнения 30-40 сек. 4. «Цветочки-лепесточки» И. п. – руки согнуты в локтях перед лицом, правая ладонь открыта вперед, левая – сжата в кулак. 1-2 – поочередно и медленно сжимать кисти в кулак и разжимать. 1-2-3-4 – то же, но в быстром темпе. Продолжительность выполнения 30 сек.


В раздел образования