Деловая командная игра школьных пресс-центров и активов "Молодёжный досуг"
Автор: Марчий Вероника Владимировна Должность: педагог ОДОД Учебное заведение: ГБОУ Школа № 494 Населённый пункт: Санкт-Петербург Наименование материала: Методическая разработка Тема: Деловая командная игра школьных пресс-центров и активов "Молодёжный досуг" Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка Марчий В.В,
педагога ОДОД ГБОУ школы № 494 Выборгского района Санкт-Петербурга
ДЕЛОВАЯ КОМАНДНАЯ ИГРА ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ ПРЕСС-ЦЕНТРОВ И АКТИВОВ
«МОЛОДЁЖНЫЙ ДОСУГ В ВЫБОРГСКОМ РАЙОНЕ»
Пояснительная записка
Представленная методическая разработка Деловой игры активов старших классов школы является
не разовым мероприятием, а частью долгосрочной социально-образовательной программы, реализуемой
студией школьной журналистики «Открытый мир» ГБОУ школа № 494 в составе детского школьного
объединения «Библиоглобус».
За два года работы студии «Открытый мир» через занятия в ней прошло около 30 учащихся.
Сейчас в студии занимается полтора десятка ребят из 6-11 классов нашей школы. Двое выпускников
связали свою судьбу с журналистикой и общественной деятельностью.
Темой деловых игр становятся насущные проблемы молодежной и общественной жизни нашего
района. Участники проводят серьезные информационные и аналитические исследования, предлагают
возможные варианты решения проблем. По итогам Игры создаётся школьная газета и осуществляются
публикации в заинтересованных районных СМИ. Результаты исследования и отдельные предложения
могут
быть
доведены
до
сведения
заинтересованных
организаций,
а
также
муниципальной
или
районной Администраций.
Программа проводится с целью наладить взаимодействие
активов разных классов в нашем
образовательном учреждении для организации впоследствии школьного пресс-центра.
Цель программы: Организация досуга, развитие социальной активности и содействие нравственно-
этическому и патриотическому воспитанию школьников средствами журналистики.
Задачи:
Познакомить активы классов школы в совместной деловой и игровой деятельности.
Выявить, отразить, осмыслить особенности Выборгского района, как части мегаполиса, с точки
зрения современного подростка.
Предоставить школьникам возможность выразить в ходе игры свое мнение, социальный опыт и
жизненную позицию.
Создать условия для выработки коллективного стиля обсуждения и решения проблем, развития
навыков коллективного творчества в ходе деловой игры.
Тема игры: «Молодежный досуг в Выборгском районе. Мой выбор».
Аудитория: Команды активов классов или активных учащихся, не входящих в эти объединения.
Количество учащихся: В Игре участвуют 4-6 команд в составе 5-6 человек (всего 20-36 человек).
Возраст: Учащиеся 8-11 классов.
Содержание программы:
«Домашнее задание» (заочный этап). Команда выбирает капитана, готовит название, девиз, устную
презентацию на 1-2 минуты в любой творческой или деловой форме.
Затем проводится информационное исследование по теме Игры с использованием всех доступных
источников информации.
«Открытие Игры» (очный этап). Встреча команд, открытие программы (представление команд,
ведущих, членов жюри), объявление правил игры.
«Деловая часть». Представление командами своих информационных исследований («Домашнее
задание») в порядке жеребьевки.
«Фоторепортаж с места событий». Команды представляют по два лучших репортажных кадра,
сделанных своими фотокорреспондентами по ходу игры. Оцениваются кадры и авторские комментарии
к ним.
«Игровой тренинг». Проведение игрового тренинга «Я - Журналист».
Подведение итогов. Комментарии жюри по деловой и игровой части, награждение.
План подготовки Деловой Игры «Молодёжный досуг в Выборгском районе»
1.
Подготовить документацию по мероприятию (тему и программу игры, план подготовки и смету,
сценарий игры, приглашение и список потенциальных участников, состав наблюдателей).
2.
Обеспечить координацию и организационно-информационную поддержку команд-участниц.
3.
Разработать и подготовить печатную продукцию (афиши, приглашения, дипломы участников,
карты Выборгского района).
4.
Обеспечить изготовление печатной продукции.
5.
Организовать подготовку учащихся студии «Открытый мир» и активов 8-11 классов к участию в
Деловой игре.
6.
Подготовить видеофильмы по теме игры силами студии «Открытый мир»:
«Устами младенца» (дети об отдыхе), «Молодежь о досуге», «Я – журналист».
7.
Обеспечить декоративное оформление игрового зала и подготовку игрового реквизита.
8.
Обеспечить работу видеодемонстрационного оборудования (ноутбук, проектор, экран) в день
мероприятия.
9.
Обеспечить трансляцию звука на мероприятии.
10. Пригласить СМИ, обеспечить фото и видеосъемку программы.
Домашнее задание командам-участникам Деловой Игры
«Молодёжный досуг в Выборгском районе»
I. «Презентация»
Команда в составе 5-6 человек (из 8-11 классов) выбирает капитана, готовит название, девиз, устное
представление команды на 1-2 минуты в любой творческой или деловой форме.
II. «Расследование»
Задачикомандного информационного расследования с использованием всех доступных
информационных ресурсов (личный опыт, опросы общественного мнения, теле-, радио и печатные
СМИ, Интернет и пр.):
Примечание.
Задание II.
«Расследование»
считается
выполненным,
если
итоговый
пресс-лист
раскрывает любые 3 и более из перечисленных пунктов:
1.
Выразить свое понимание термина «молодежный досуг», свое отношение к текущему состоянию,
практике, проблемам, перспективам организованного и неорганизованного молодежного (в том
числе детского, школьного) досуга в наши дни в Выборгском районе.
2.
Выяснить отношение к молодежному досугу со стороны различных слоев общества: педагогов,
родителей, журналистов, власти (депутатов Муниципальных советов), бизнесменов, людей с
улицы и т.д.
3.
Оценить новые или старые, самые популярные или невостребованные, экстремальные или тихие,
разрушающие
или
созидающие
формы
организованного
и
неорганизованного
молодежного
досуга в Выборгском районе и Санкт-Петербурге.
4.
Сформулировать конкретные предложения по развитию молодежного досуга в районе (своей
школе,
микрорайоне).
Перечислить
необходимые
меры:
финансы,
кадровый
вопрос
(руководство), новые проекты, опросы молодежи, другое…
5.
Составить «серый» (негатив) и «зеленый» (позитив) список адресов (по 5 пунктов) молодежного
досуга в Выборгском районе на основании личного или общественного мнения. Указать критерии
отнесения любого места района (досугового центра, двора и т.д.) к «серому» или «зеленому»
списку.
6.
Любая творческая инициатива команды в подготовке домашнего задания поддерживается!
Результаты информационного поиска оформляются в виде командного Пресс-листа с резюме по теме,
где обобщается полученная информация (со ссылкой на источники) и личные мнения участников
команды. Пресс-лист служит заготовкой для деловой игры, пишется кратко, но емко, в объеме 1-2
печатных страниц (шрифт 12 размера).
Пресс-лист (печатный и электронный вариант) представляется в Оргкомитет Игры за несколько дней
(не позднее одного дня) до Игры.
Сценарный план Игры
Заставка «Деловая игра «Молодёжный досуг в Выборгском районе»»
Регистрация команд. Жеребьевка очередности выступления команд.
Открытие игры.
Вступительное слово ведущей (3 мин.)
Фильм «Устами младенца (дети об отдыхе)» (1 мин.50)
Заставка «Деловая игра «Молодёжный досуг в Выборгском районе»»
Представление членов жюри и Наблюдательного совета (3 мин.)
Конкурс « Презентация команд» (не более 2-х минут каждое выступление)
Заставка «Молодежный досуг в Выборгском районе. Мой выбор»
Представление командами «Домашнего задания» (выступления по 5 мин.) в свободной форме с
нанесением серых (негатив) и зеленых (позитив) «маячков» на карту Выборгского района.
Фильм «Молодежь о досуге» (3 мин.)
Игровой тренинг «Я - Журналист».
1-ый конкурс «Блиц-опрос» (3 игры по 3-5 мин.=15 мин.)
2-ой конкурс «Журналист и Мистер Х» (6 игр по 5 мин.=30 мин.)
По
окончании
2-го
конкурса
«Журналист
и
Мистер
Х»
заканчивается
передача
цифровых
фоторепортажей «С места событий» в Оргкомитет.
Фильм «Я - Журналист» (45 сек.).
Вопросы и комментарии членов Наблюдательного совета по теме информационных исследований
команд (5-10 мин.)
Демонстрация фоторепортажей «С места событий» (2 мин.)
Подведение итогов и награждение команд (10-15 мин.)
Список возможных номинаций:
1.
За лучшее «Информационное исследование»
2.
За лучшее «Интервью»
3.
За лучший «Фоторепортаж с места событий»
4.
За лучшие результаты в «Блиц-опросе»
5.
За самую яркую «Презентацию команды»
6.
За победу (или Абсолютному лидеру)
Заключительное слово.
Сценарий
До начала игры в холле регистрация и жеребьевка очередности выступления команд (проводят
учащиеся студии «Открытый мир»).
Звучит музыка (джаз)
В зале поставлено 6 игровых столов, 2 гостевых стола, кресла.
На игровых столах: карточки с названиями команд, ручки, блокноты.
Гостевые столы для жюри (таблички «Жюри» (3 + 1 технический секретарь)) и Наблюдательного Совета
(3-4 человека - приглашенных гостей).
На сцене – экран с заставкой «Деловая игра активов школы №494», на кулисах надпись «Молодёжный
досуг в Выборгском районе»» , на мольберте у сцены карта Выборгского района.
Звучат фанфары.
ОТКРЫТИЕ ИГРЫ
Выходит ведущая:
Здравствуйте, дорогие участники, дорогие гости. Мы рады приветствовать вас на Деловой игре активов
8-11 классов, которая организована школьной студией «Открытый мир».
Тема нашей игры – молодежный досуг.
А что означает это слово?
Древнерусское
слово
«досуг»
происходит
от
глагола
«досягать»
и
первоначально
оно
означало
«умелость», «ловкость», способность чего-то достичь. В нем присутствовали два наиболее характерных
оттенка: увлекательной, желаемой деятельности и свободы от дел.
Английское слово досуг в переводе означает «быть свободным».
В Древней Греции слово «досуг» означало: «серьезная деятельность без давления необходимости». Все
эти слова являются родственными и подразумевают выбор, отсутствие принуждения, свободу.
А что об отдыхе думают дети? Предлагаем вашему вниманию видеозарисовку.
Фильм «Устами младенца» (1,50 мин.)
После фильма на экране заставка «Деловая игра…».
Ведущая:
Устами младенца, как говорится, глаголет истина. В самом деле, досуг – это и отдых, служащий для
восстановления сил, и развлечение, выполняющее роль эмоционально-психической разрядки, это и
творчество, которое отвечает потребности в самовыражении. Это и просвещение, способствующее
развитию умственных способностей, воображения, эстетических и нравственных чувств молодежи.
Неорганизованный досуг,
ничем не занятое свободное время – ведёт к
асоциальному поведению
молодежи. Поэтому одной из самых актуальных проблем современного общества является проблема
организации досуга и в первую очередь молодежи.
Сегодня вам, уважаемые участники игры, предоставляется возможность высказать свое видение этой
проблемы.
ДЕЛОВАЯ ЧАСТЬ
Ведущая:
Итак,
позвольте,
наконец,
представить
самих
участников
Игры!
Это
-
команды
классов
…
(перчисление).
Сегодняшнюю Игру оценивают :
1.___________________________________________________________________________
2. __________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________
4. Технический секретарь______________________________________________________
Члены Наблюдательного совета , они же почетные гости нашей игры:
1. __________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________
3. __________________________________________________________________________
4. __________________________________________________________________________
5.___________________________________________________________________________
Согласно
жеребьевке,
нелегкое,
но
почетное
право
начинать
1-ый
конкурс
предоставляется
________________,
второй
номер
достался
______________,
третий
номер
у
_______________,
четвертыми выступают ______________, пятые ___________, заключительный номер у _____________.
Внимание, фоторепортеры от каждой команды могут начинать работу. Фотографы могут свободно
перемещаться по залу во время игры и снимать наиболее интересные моменты. В оргкомитет должны
быть сданы 2 лучших кадра, выбранных командой.
Итак, слово для презентации предоставляется первой команде.
Первый конкурс «Презентация», выступление не более 1-2 минуты.
Ведущая:
Позвольте вам напомнить тему домашнего задания –
информационное исследование «Молодежный
досуг
в
Выборгском
районе».
Сегодня
мы
узнаем
ваше
отношение
к
состоянию
и
перспективам
организованного и неорганизованного молодежного досуга в нашем с вами районе.
Внимание членов Наблюдательного совета: во время конкурса готовьте, пожалуйста, свои вопросы к
командам по теме выступлений. Ваш диалог с командами состоится в конце игры.
Второй конкурс «Информационное исследование». Команды представляют свое домашнее задание.
Первыми
выступает
команда
со
2-м
номером,
затем
№3
и
т.д.
По
ходу
выступлений
на
карту
Выборгского района наносятся серые и зеленые флажки (адреса). Сделать это вам помогут ребята из
студии «Открытый мир». Время выступлений – до 5 минут. Технический секретарь по окончании
времени звонит в колокольчик, но команде дается 10 секунд для завершения.
Ведущая:
Пока жюри подводит итоги конкурса, у нас есть возможность заглянуть на одно из занятий студии
«Открытый мир», посвященное нашей теме.
Фильм «Молодежь о досуге» (3 мин.)
ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ (см. Приложение 1 «Задания игрового тренинга»)
Ведущая:
Уважаемые команды, а сейчас я предлагаю вам переключиться с делового настроя на менее серьёзный и
сыграть, ну, предположим, в крестики-нолики. А что? Деловую часть вы с успехом завершили, пора
перейти к игровой, во время которой можно проверить свои профессиональные качества репортера.
Ведь кто такой Репортер? Это - журналист, освещающий самые важные и горячий события. Поэтому он
должен быть:
коммуникабельным, обладать быстрой реакцией, широким кругозором, уметь делать
несколько дел одновременно и достигать в них успеха.
Конкурс «Блиц-опрос» («Крестики-нолики»). У игрового поля – студия «Открытый мир».
Итак: Крестики-нолики, но не только. Условия конкурса таковы: к игровому полю приглашаются 2
команды (команда сама выбирает игрока), право первого хода определяется жеребьевкой. НО! По ходу
игры происходит блиц-опрос, любой ответ дает возможность продолжать игру, но только правильный
ответ приносит команде 1 балл.
Победивший в крестики-нолики зарабатывает еще 2 балла для своей команды.
Конкурс «Мистер Х». Конкурс и показательную сценку проводит студия «Открытый мир».
Название следующего конкурса «Журналист и мистер Х». Играют две команды.
«Мистер Х» выступает от лица известного литературного героя, предложенного организаторами.
«Журналист» задает ему вопросы, пытаясь отгадать имя. Нельзя напрямую спрашивать, как зовут героя.
Вопросы касаются облика героя, его характера, поступков, целей и судьбы (например: ваш герой
человек или нет? мужчина или женщина? где он проживает и т.д.). «Журналист» должен угадать героя,
задав не более 10 вопросов. Если персонаж не угадан или угадан не верно, команда может дать свой
ответ, естественно оценка будет ниже.
Ведущая:
Завершена игровая часть. Конечно, не все из вас захотят связать свою жизнь с журналистикой. Но ваша
активная жизненная позиция и проявленные в игре качества – залог успеха в вашем настоящем и
будущем, в любой профессии и любой жизненной ситуации. Журналистика – это лишь одно из средств
развития и самореализации личности.
Фильм «Я - Журналист» (45 сек.).
ФОТОРЕПОРТАЖ « С МЕСТА СОБЫТИЙ»
Ведущая:
Уважаемые
команды,
напоминаем
вам,
что
жюри
завершает
прием
фоторабот
для
конкурса
«Фоторепортаж с места событий».
А сейчас я хочу предоставить слово членам Наблюдательного совета и подвести итоги по теме ваших
выступлений «Молодежный досуг в Выборгском районе».
Кто готов? Представьтесь, пожалуйста.
Идет дискуссия команд и членов Наблюдательного совета, предполагается по одному вопросу к
командам. Последний выступающий подводит итог Игры.
Ведущая:
Подводя итог сегодняшнего дня, предлагаем вам посмотреть подготовленные вами фоторепортажи и
вспомнить отдельные интересные моменты.
Демонстрация фоторепортажей «С места событий».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Ведущая:
А сейчас наступает самая приятная и торжественная минута. Звучат фанфары.
Для награждения команд слово предоставляется жюри.
Выступает один из членов жюри по согласованию.
Вручает каждой команде грамоту в рамке, колокольчик, настенный календарь.
Ведущая:
Уважаемые участники игры, уважаемые члены жюри и гости, благодарим всех за проделанную работу.
До новых встреч!
Приложение 1 .
Задания игрового тренинга «Я - журналист»
Задания для добровольцев от команд (капитанов)
1.
«Крестики-нолики».
Одновременно играет 2 команды, по 1 человеку от команды.
Ведущий задает участникам до 5 вопросов (тема: журналистика и/или молодежный досуг). Вопросы
короткие, требующие однозначного ответа. Каждый ответ дает возможность сделать
ход на доске
«Крестики-нолики» (доска 3*3 клетки, т.е всего 9 ходов).
Право первого хода за «крестиками»,
масть («Х» или «0») определяется вытягиванием карточки с
соответствующим знаком.
Игра идет до победы «крестиков» или «ноликов» (всего возможно 9 ходов).
Зачет:
каждый
правильный
ответ
приносит
команде
1
балл.
Победивший
на
доске
получает
дополнительно 1 балл к общей сумме за правильные ответы.
Реквизит и заготовки:
мольберты (2 шт.)
ватман (5-6 листов)
толстые фломастеры (2 ярких цвета)
вопросы к участникам (по 5 на каждую команду).
Вопросы к конкурсу «Крестики-нолики» (блиц-опрос)
1.
Каким инструментом, по мнению русской народной пословицы, не вырубить написанное (топор)
2.
Район Санкт-Петербурга и район Ленинградской области с одинаковым названием (Выборгский)
3.
Орловский, Шуваловский, Сосновский – это названия: парков, проспектов, ресторанов
Выборгского района (парков)
4.
Перо, шарик, гель – это набор: для массажа и ванны, для письма, для запуска воздушных шаров
(для письма)
5.
С какой птицей сравнивает русская народная пословица необдуманное слово (воробей)
6.
Самая высокая природная возвышенность Выборгского района (Поклонная гора)
7.
Как одним словом назвать: плохие и хорошие периоды жизни, элемент пешеходного перехода,
газетную страницу (полоса)
8.
Она бывает развлекательная, информационно-аналитическая, она есть даже в законе – (статья)
9.
Короткая шутливая история со смыслом, иногда с бородой (анекдот)
10. Это одновременно мужское имя и литературный жанр (Роман)
11. Ежедневное или еженедельное издание для широкого круга читателей (газета)
12. Шутливое определение профессии: специалист, который знает обо всем, но со слов других и не
совсем точно. Это … (журналист)
13. Назовите не менее 3-х печатных СМИ Выборгского района («Мой район. Выборгский»,
«Северная перспектива», «Проспект просвещения», «На Выборгской», «Школьный репортер»
или другая школьная газета, «Шувалово-Озерки*Вести» и др.)
14. Правка текста, готовящегося к изданию, называется ….. (корректура)
15. Шутливое определение из области журналистики: специально организованная беседа
специалиста по вопросам со специалистом по ответам. Назовите этот жанр (интервью)
16. Расшифруйте анаграмму: Дело Очень Сложное, Умственное, Государственное. В этом
предложении зашифровано слово по теме игры. Это … (Досуг)
17. Журфикс – это: дневной прием гостей, заседание редакционного совета или журналист на
пенсии (дневной прием гостей)
18. Пулитцеровская премия – это премия за меткость стрельбы, за победу в бильярде, за высокие
достижения в сфере журналистики и публицистики (за высокие достижения в сфере
журналистики и публицистики)
19. Крупная промышленная зона и название искусственной возвышенности Выборгского района
(Парнас)
20. Это одновременно название эпохи Нового времени, станции метро и крупной магистрали
Выборгского района (Просвещение)
21. На пересечении каких проспектов находится центральная детская библиотека нашего района
(пр. Просвещения и пр. Энгельса)
22. Где находится центральная библиотека Выборгского района (пр. Энгельса. 111, напротив метро
«Озерки»)
23. Из каких русских земель были крепостные крестьяне графа Шувалова, давшие название системе
3-х озер Выборгского района – одного из любимых мест отдыха в нашей округе (Суздальские
озера)
24. Что означает общий корень в словах «публика» и «публицистика» в переводе на русский язык
(общество, общественный)
25. Как называется профессионально-творческий коллектив, ответственный за выпуск конкретного
средства массовой информации (Редакция, редколлегия)
2.
«Журналист и Мистер Х»
Одновременно играет 2 команды, по 1 человеку от команды.
«Мистер Х» (1 человек) выступает от имени известного литературного героя, не называя его (персонажа
предлагают Организаторы).
«Журналист» (1-3 человека от команды) берет у него интервью, пытаясь отгадать имя. Нельзя напрямую
спрашивать, как зовут героя. Вопросы касаются облика героя, его характера, поступков, целей и
сказочной судьбы (например: ваш герой живой или неживой? человек или нет? где он проживает и т.д.).
«Журналист» должен угадать героя. «Мистер Х» должен остаться нераскрытым.
Роли участников определяются жеребьевкой.
После выполнения задания команды меняются ролями.
Ограничение: можно задать не более 10 вопросов.
Зачет: выполнение игровой задачи приносит команде 5 баллов.
Реквизит и заготовки:
Шляпа и плащ «Мистера Х», черные очки
Бутафорские очки (цветная картонная оправа) и карточка на булавке «Журналист»
Карточки «Персонаж» для выбора образа (по числу команд).
Показательный диалог Журналиста и Мистера Х.
Примечание. Для жеребьевки в этих конкурсах используются карточки
с символом «крестик» (крестики и Мистер Х) и «О» (нолики и Журналисты).
3.
«Фоторепортаж с места событий» .
Общекомандное задание: придумать подпись к лучшим фотокадрам.
Работают все команды одновременно.
Во время показов стоп-кадров команда должна придумать к нему подпись, девиз. Текст может быть
деловым или шуточным, рифмованным или прозаическим, отражать суть происходящего в кадре,
выражать
жизненную
позицию
участников
команды,
либо
содержать
пожелания
по
теме
игры.
Озвучивают подписи капитаны команд.
Жюри сразу выбирает лучшую подпись по каждому кадру.
Ограничение по времени: по 1 минуте на каждый стоп-кадр. Еще по 1 минуте на озвучивание девизов.
Условия зачета: выполнено в зачетное время – 1 балл, соответствует теме – 1 балл, рифмованное – 1
балл, оригинальность и чувство юмора – 1 балл, однострочный девиз – 1 балл,
вторая строка –
дополнительный балл.
Реквизит
и
заготовки: фуражки
с
подписью
«Фотограф»,
заготовка
компьютерной
презентации
фоторепортажей.