Взаимодействие семьи и школы при предшкольной подготовке детей
Автор: Чеснокова Елена Павловна Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №37 " Населённый пункт: г. Каменск-Уральский Свердловской области Наименование материала: Статья Тема: Взаимодействие семьи и школы при предшкольной подготовке детей Раздел: начальное образование
Взаимодействие семьи и школы
при предшкольной подготовке детей.
Автор Чеснокова Елена Павловна, заместитель директора муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения
«Средняя
школа
№37
с
углублённым
изучением
отдельных предметов» г. Каменска-Уральского Свердловской области.
Ребёнку,
впервые
переступившему
порог
школы,
впервые
попадающему в новый коллектив, сложно адаптироваться к новым условиям.
Противоречие возникает между необходимостью изменения игровой
деятельности
на
учебную,
и
индивидуальными
психо-физиологическими
особенностями будущих первоклассников.
Пониманию
важности
управления
процессом
школьной
адаптации
предшествовал анализ следующих проблем:
высокий
уровень
тревожности
у
детей
и
их
родителей
на
кризисных
ступенях образования;
недостаточная методическая и психологическая подготовка педагогов в
решении проблем школьной адаптации;
несовершенство
форм
взаимодействия
в
социуме
участников
образовательного
процесса
для
развития
коммуникабельности
и
толерантности.
Переход от дошкольного периода детства к школьному – один из самых
ответственных
этапов
человеческой
жизни.
Для
детского
организма
адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил.
В этот период задача всех взрослых, окружающих ребенка - обеспечить
взаимодействие и благоприятные условия для всесторонней полноценной
подготовки дошкольника к обучению в школе.
В
настоящее
время
школа
решает
сложную
задачу
образования
и
воспитания
подрастающего
поколения
–
личностное
развитие
ребенка
(готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к
учению
и
познанию)
на
основе
освоения
им
универсальных
учебных
действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и
освоения мира. В условиях инновационных преобразований нашего общества
от администрации школы и учителей начальных классов требуется создание
условий
для
осуществления
преемственности
между
дошкольным
и
начальным обучением.
Одним
из
таких
направлений
является
предшкольная
подготовка
будущих первоклассников в Школе развития «АБВГДЕйка», где реализуется
Программа
подготовки
детей
5,5-6,5
лет
к
школе.
В
рамках
Программы
спланирована
работа
со
всеми
участниками
образовательного
процесса:
детьми, родителями, учителями, воспитателями, психологами, логопедами.
Чтобы
определить
количество
будущих
первоклассников,
учителя
школы
изучают
микрорайон
школы,
встречаются
с
родителями
на
родительских собраниях и конференциях. На совместном педагогическом
совете
учителей
и
воспитателей
«Как
подготовить
ребёнка
к
школе»,
психологами
и
логопедами
детских
дошкольных
учреждений
нашего
микрорайона
на
основании
заключений
специалистов
городского
Центра
психолого-медико-социального
сопровождения
и
медицинских
работников
определяется уровень подготовки будущих первоклассников к школе.
С
приходом
в
школу
изменяется
образ
жизни
ребенка,
устанавливается
новая
система
отношений
с
окружающими
людьми,
выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда
же
можно
говорить
о
том,
что
ребенок
готов
к
обучению
в
школе?
Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он
умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний
опыт
педагогов
–
практиков
показывает,
что
высокий
уровень
интеллектуального
развития
детей
не
всегда
совпадает
с
их личностной
готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к
новому
образу
жизни,
предстоящим
изменениям
условий,
правил,
требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе
имеет мотивационный план.
Для
формирования
«внутренней
позиции
школьника»
администрация
школы
предлагает
родителям
дошкольников
6,5
лет
образовательную
услугу,
которая
экономит
время
и
деньги
и организует
школу развития
«АБВГДЕйка»
для
будущих
первоклассников.
Детям
предоставляется
возможность
использования
в
школе
современного
оборудования для занятий: в библиотеке, в компьютерном классе, в классе –
лаборатории с интерактивной доской и мультимедийным оборудованием, в
школьном
зимнем
саду,
где
произрастает
150
видов
тропических
и
субтропических
растений. Педагогическому
сообществу
города
были
представлены
результаты
работы
на
семинарах
на
различные
темы:
«Ис пользова ние
ИК Т
-
т ехнологий
на
за ня т ия х
л о г о п е д а » ,
«Система
работы
учителя
начальных
классов
по
подготовке
будущих
первоклассников в школе развития «АБВГДЕйка», «Особенности программы
и
технологии
работы
учителя
начальных
классов
в
школе
развития
«АБВГДЕйка».
Учитель
занимается
с
будущими
первоклассниками
на
основании
рабочей программы учителя, которая является комплексной и обеспечивает
полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не
дублируя программу 1 класса. Предлагаемая рабочая программа составлена в
соответствии
с
требованиями
Федерального
го суд а р с т ве нно го
образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы:
создание образовательной среды, способствующей развитию
интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы
дошкольника;
подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
формирование положительного отношения к школе.
Основные задачи программы:
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей,
готовящихся к обучению в школе;
развивать любознательность, активность, инициативность,
самостоятельность дошкольников;
воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства,
самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
формировать чёткие представления о школе и формах школьного
поведения;
воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и
доброжелательность к людям.
В Школе «АБВГДЕйка» начинается формирование тех компетенций,
которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной
школе,
таким
образом,
обеспечивается
преемственность
между
предшкольной и начальной ступенями образования.
Одно
из
важных
условий успешной
адаптации
дошкольника
–
использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые
позволят организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы
ребенок
мог заниматься
без
излишнего
физического
и
психического
напряжения:
развивающие,
личностно-ориентированные,
проблемные,
основанные
на
деятельностном
подходе
к
обучению
детей.
Они
обеспечивают
психологический
комфорт
ребёнка
в
школе.
Также
реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который
подразумевает
индивидуализацию
и
дифференциацию
воспитательного
и
образовательного
процессов,
ориентацию
педагога
на
интересы
развития
ребенка.
Подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер.
Применяются
развивающие
дидактиче ские
игры,
развивающие
практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-
синтетические действия. В предшкольной группе дети, помимо специальных,
учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников.
Таким образом, в школе в течение всего периода предшкольного возраста
происходит
планомерная,
целенаправленная,
педагогически
обоснованная
всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе.
Основополагающим принципом современного обучения детей является
воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей
познавательных
процессов,
интереса
к
знаниям.
В
реализации
этого
принципа в школе особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых
совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет
учителю
формировать
у
них
понимание
учебной
задачи
и
готовность,
стремление
выполнить
ее,
умения
действовать
по
плану
и
указанию
взрослого, использовать приобретенные ранее знания в новой деятельности,
владеть
способами
выполнения
задания,
способность
к
самоконтролю,
оценке
и
самооценке.
Большое
значение
при
этом
имеет
правильное
определение программного содержания каждого из занятий.
Педагог заботится об умственном воспитании и о развитии каждого
ребенка, ставит его перед необходимостью при решении умственных задач
затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей
возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать
в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не
ради
похвалы,
а
для
получения
удовлетворения
от
результатов
труда.
У
дошкольников
формируется
умение
работать
сосредоточенно,
в
определенном темпе, повышается работоспособность.
Одним из важных условий является открытость школы для родителей
дошкольника,
сотрудничество
руководителей,
учителей
и
специалистов
школы
с
семьей.
Первое
знакомство
с
родителями
и
будущими
первоклассниками
происходит
при
зачислении
в
школу
развития
«АБВГДЕйка». На первых занятиях дети и родители совместно выполняют
задания учителя: рисуют, лепят, делают аппликации. После адаптации детей к
новым
условиям
и
коллективу
они
самостоятельно
работают.
На
заключительной
конференции
родители
получают
исчерпывающую
информацию
о
школе,
успехах
выпускников,
о
материально-техническом
оснащении и о кадровом составе.
Работа с семьей имеет особое значение, она охватывает широкий круг
вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей. Особое
внимание уделяется следующим направлениям:
активное
развитие
всех
видов
деятельности
ребенка
посредством
различных
приемов
и
методов
обучения
при
особом
внимании
к
основному виду деятельности – игре;
развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия
со сверстниками и взрослыми;
активная деятельность специалистов (педагога-психолога, логопеда);
Таким
образом,
предшкольное
образование
обеспечивает
плавный
переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными
стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель
преемственности
двух
смежных
возрастов
-
создать
условия
для
благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его
новые социальные роли и новую ведущую деятельность.