Напоминание

Взаимодействие семьи и школы при предшкольной подготовке детей


Автор: Чеснокова Елена Павловна
Должность: заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №37 "
Населённый пункт: г. Каменск-Уральский Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимодействие семьи и школы при предшкольной подготовке детей
Раздел: начальное образование





Назад




Взаимодействие семьи и школы при предшкольной подготовке детей. Автор Чеснокова Елена Павловна, заместитель директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №37 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Каменска-Уральского Свердловской области. Ребёнку, впервые переступившему порог школы, впервые попадающему в новый коллектив, сложно адаптироваться к новым условиям. Противоречие возникает между необходимостью изменения игровой деятельности на учебную, и индивидуальными психо-физиологическими особенностями будущих первоклассников. Пониманию важности управления процессом школьной адаптации предшествовал анализ следующих проблем:  высокий уровень тревожности у детей и их родителей на кризисных ступенях образования;  недостаточная методическая и психологическая подготовка педагогов в решении проблем школьной адаптации;  несовершенство форм взаимодействия в социуме участников образовательного процесса для развития коммуникабельности и толерантности. Переход от дошкольного периода детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил. В этот период задача всех взрослых, окружающих ребенка - обеспечить взаимодействие и благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.

В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего поколения – личностное развитие ребенка (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на основе освоения им универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), познания и освоения мира. В условиях инновационных преобразований нашего общества от администрации школы и учителей начальных классов требуется создание условий для осуществления преемственности между дошкольным и начальным обучением. Одним из таких направлений является предшкольная подготовка будущих первоклассников в Школе развития «АБВГДЕйка», где реализуется Программа подготовки детей 5,5-6,5 лет к школе. В рамках Программы спланирована работа со всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, учителями, воспитателями, психологами, логопедами. Чтобы определить количество будущих первоклассников, учителя школы изучают микрорайон школы, встречаются с родителями на родительских собраниях и конференциях. На совместном педагогическом совете учителей и воспитателей «Как подготовить ребёнка к школе»,
психологами и логопедами детских дошкольных учреждений нашего микрорайона на основании заключений специалистов городского Центра психолого-медико-социального сопровождения и медицинских работников определяется уровень подготовки будущих первоклассников к школе.

С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе? Большинство родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако исследования психологов и многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план. Для формирования «внутренней позиции школьника» администрация школы предлагает родителям дошкольников 6,5 лет образовательную услугу, которая экономит время и деньги и организует школу развития «АБВГДЕйка» для будущих первоклассников. Детям предоставляется возможность использования в школе современного оборудования для занятий: в библиотеке, в компьютерном классе, в классе – лаборатории с интерактивной доской и мультимедийным оборудованием, в школьном зимнем саду, где произрастает 150 видов тропических и субтропических растений. Педагогическому сообществу города были представлены результаты работы на семинарах на различные темы: «Ис пользова ние ИК Т - т ехнологий на за ня т ия х л о г о п е д а » , «Система работы учителя начальных классов по подготовке будущих первоклассников в школе развития «АБВГДЕйка», «Особенности программы и технологии работы учителя начальных классов в школе развития «АБВГДЕйка». Учитель занимается с будущими первоклассниками на основании рабочей программы учителя, которая является комплексной и обеспечивает полноценную подготовку старших дошкольников к обучению в школе, не дублируя программу 1 класса. Предлагаемая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального го суд а р с т ве нно го образовательного стандарта начального общего образования. Цель программы:  создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;  подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;  формирование положительного отношения к школе. Основные задачи программы:
 сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;  развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;  воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;  формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;  воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям. В Школе «АБВГДЕйка» начинается формирование тех компетенций, которые необходимы для успешной самореализации ребёнка в начальной школе, таким образом, обеспечивается преемственность между предшкольной и начальной ступенями образования.

Одно из важных условий успешной адаптации дошкольника – использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволят организовать процесс воспитания и обучения таким образом, чтобы ребенок мог заниматься без излишнего физического и психического напряжения: развивающие, личностно-ориентированные, проблемные, основанные на деятельностном подходе к обучению детей. Они обеспечивают психологический комфорт ребёнка в школе. Также реализуется личностно-ориентированный подход к дошкольникам, который подразумевает индивидуализацию и дифференциацию воспитательного и образовательного процессов, ориентацию педагога на интересы развития ребенка. Подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. Применяются развивающие дидактиче ские игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико- синтетические действия. В предшкольной группе дети, помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в школе в течение всего периода предшкольного возраста происходит планомерная, целенаправленная, педагогически обоснованная всесторонняя подготовка ребенка к обучению в школе. Основополагающим принципом современного обучения детей является воспитывающее и развивающее обучение, что предполагает развитие у детей познавательных процессов, интереса к знаниям. В реализации этого принципа в школе особо важная роль принадлежит занятиям, в ходе которых совершенствуется элементарная учебная деятельность детей. Это позволяет учителю формировать у них понимание учебной задачи и готовность, стремление выполнить ее, умения действовать по плану и указанию взрослого, использовать приобретенные ранее знания в новой деятельности, владеть способами выполнения задания, способность к самоконтролю, оценке и самооценке. Большое значение при этом имеет правильное определение программного содержания каждого из занятий.
Педагог заботится об умственном воспитании и о развитии каждого ребенка, ставит его перед необходимостью при решении умственных задач затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для получения удовлетворения от результатов труда. У дошкольников формируется умение работать сосредоточенно, в определенном темпе, повышается работоспособность. Одним из важных условий является открытость школы для родителей дошкольника, сотрудничество руководителей, учителей и специалистов школы с семьей. Первое знакомство с родителями и будущими первоклассниками происходит при зачислении в школу развития «АБВГДЕйка». На первых занятиях дети и родители совместно выполняют задания учителя: рисуют, лепят, делают аппликации. После адаптации детей к новым условиям и коллективу они самостоятельно работают. На заключительной конференции родители получают исчерпывающую информацию о школе, успехах выпускников, о материально-техническом оснащении и о кадровом составе. Работа с семьей имеет особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей. Особое внимание уделяется следующим направлениям:  активное развитие всех видов деятельности ребенка посредством различных приемов и методов обучения при особом внимании к основному виду деятельности – игре;  развитие навыков общения детей для оптимизации их взаимодействия со сверстниками и взрослыми;  активная деятельность специалистов (педагога-психолога, логопеда);  Таким образом, предшкольное образование обеспечивает плавный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями, т.е. позволяет реализовать главную цель преемственности двух смежных возрастов - создать условия для благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развить его новые социальные роли и новую ведущую деятельность.


В раздел образования