Напоминание

"Ямальский калейдоскоп"


Автор: Серебренникова Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 11
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: "Ямальский калейдоскоп"
Раздел: начальное образование





Назад





ПРОРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЯМАЛЬСКИЙ КАЛЕЙДОСКОП

Направление - социальное

Срок освоения – 2 года

Возраст учащихся – 7- 8 лет


Составитель: Серебренникова Т.Н., учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
2014 – 2016 учебный год
1

г. Новый Уренгой

Пояснительная записка
Рабочая программа «Ямальский калейдоскоп» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования и реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на основе правовых документов:  Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г. (п.19.5);  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (стандарты второго поколения) М.: Просвещение 2011.  Устава, Основной Образовательной программой муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 11"  Учебного плана внеурочной деятельности школы  Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по внеурочной деятельности.  Методический конструктор: пособие для учителя стандарты второго поколения. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.  Базовой основой образовательной программы является сборник «Краеведение Ямало – Ненецкого округа» Журавель Н.М., г. Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2000.; пособие «Ненцы в истории Ямало – Ненецкого Автономного округа»/ Петрова В.П., Харючи Г.П. Издательство Томского университета, 2000; книга «Природа Ямала»/ Екатеринбург, УИФ «Наука», 1995; пособие «Мифология, фольклор и литература Ямала»/Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В.. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001; учебно – методическое пособие «Кружок изготовления игрушек – сувениров», Молотобарова О.С. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает школьника к жизненным истокам литературы, к пониманию «первоэлемента» литературы, к слову. Программа «Ямальский калейдоскоп» адресована учителям 1 - 2-х классов, реализующих ФГОС начального общего образования во внеурочной деятельности, ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из параллели1 - 2-х классов. Курсвключает: 1 класс – 33 занятия в год, 2 класс - 34 занятия в год, 1 занятие в неделю, продолжительность занятия – 40 минут.
Направление Программы внеурочной деятельности
Программа ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала, как части России.
Актуальность
данной образовательной программы заключается в том, что изучение истории родного края вызывает большой интерес у детей, развивает активно- познавательную деятельность, готовит к исследовательской и научной деятельности. Программа – «Ямальский калейдоскоп» направлена на развитие творческих способностей детей и подростков, является модифицированной, адаптированной
Цель:
через историко-литературный и природоведческий материал обогатить учащихся новыми сведениями о родном крае, расширить кругозор, способствовать формированию 2
высоконравственной личности, подготовить учащихся к активному участию в общественной жизни, воспитывать людей, способных самостоятельно приобретать знания.
Задачи:
1
.
Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры северных народов. 2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству. 3. Овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной деятельности и повседневной жизни; библиографическими навыками – указывать в соответствии с требованиями, источник информации; 4. Формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой, созидательной деятельности в природе, социуме; сохранение и укрепление своего физического и психического здоровья, умение работать в группе (договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад); правила и культура взаимодействия. 5. Приобретение знаний основ культуры и искусства. 6. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности. 7. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения. 8. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Методы и формы работы:
-
словесные

методы
: рассказ, беседа, диалог, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации. -
наглядные

методы
: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; -
практические

методы
: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умение детей. Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в
различных

формах
: игра, исследование, экскурсии, работа в группах, комбинированные занятия, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с осмотром краеведческих объектов. Наряду с традиционными, в программе используются современные
технологии и

методики:
технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические технологии, проектные технологии.
Планируемые результаты.
- организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся во внеурочной деятельности; - интегрированность общего и дополнительного образования на основе комплексного изучения родного края; - получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае; 3
- создание комплексной системы внеклассной работы по развитию и реализации интересов учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности; - создание условий для развития ключевых компетентностей школьников; - приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и олимпиадах; - реализация социально-экологических проектов; - духовно – нравственное развитие личности. В результате прохождения программы, у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные:

-

--
ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
-
ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы; - эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой ЯНАО; чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков; - основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме; - проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве; - самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции; - использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
получат возможность:
- анализировать необходимую информацию; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом; - вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:

научатся:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; - на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; - узнавать символику ЯНАО, города; - описывать достопримечательности Нового Уренгоя и родного края; - использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек; - работать с атласом, глобусом и картой; 4
- находить на карте свой регион и его главный город; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
получат возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, Интернета; - работать в семейных архивах.
Коммуникативные:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; - ориентироваться на позицию партнера в общении; - учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
получат возможность:
- готовить и выступать с сообщениями; - формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; - наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края; - аргументировать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
Результатами изучения первого года обучения являются умения
●объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает; ●называть государственные символы города и ЯНАО; ●ориентироваться на карте ЯНАО, знать названия городов и населённых пунктов ЯНАО, 2-3 национальности, населяющих нашу область; ●знать быт и культуру ненецкого народа; ●называть 2-3 достопримечательности ЯНАО, города, фамилии и произведения 3-5 ямальских писателей; ●рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных; ●охранять природу родного края; ●соблюдать общепринятые правила поведения в тундре; ●ставить перед собой цель и достигать ее с помощью учителя; ●анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных источников информации; ●создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи с помощью взрослых;
Результатами изучения второго года обучения являются умения
●составлять план –схему своего двора, создавать слайд- проекты, в полной мере владеть информацией о культурных и исторических ценностях своего края; ●уметь создавать презентации, защищать творческие проекты. ●Составлять родословную, пересказывать заговоры
,
иметь представление об изменении во времени быта, культуры, жизненных ценностей, о самобытности северных народов, их традиций и обычаев. ● знать названия двух-трёх памятных знака города (например, «Стела», «Полярный круг». Мемориальная доска в парке Дружбы и др.) ● знать свой адрес, адрес школы, названия 4-5 улиц и микрорайонов города. ● уметь рассказать о своей семье, о себе, своей школе. ●знать место работы своих родителей; ●знать названия четырёх крупных рек ЯНАО, уметь кратко характеризовать особенности природы, знать названия некоторых растений и животных края; 5
●знать северные народности, их занятия, быт, традиции; ●знать фамилии знаменитых людей Ямала (города) в области литературы и искусства; ●знать названия уникальных нефтегазоконденсатных месторождений края (Уренгойское, Ямбургское, Заполярное.
Формы подведения итогов реализации программы «Ямальский калейдоскоп»
 Выставка творческих работ обучающихся.  Конкурсы, викторины.  Разучивание игр северных народов.  Оформление фотовыставок.  Экскурсии в музеи города.  Участие в городских конкурсах и олимпиадах.  Создание и защита проектов.  Походы в тундру (весна) Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня.

Результаты

первого

уровня

(приобретение

школьником

социальных

знаний,

понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края через изучение достопримечательностей ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
Во 2 классе возможно достижение результатов второго уровня:
повышение требований к самостоятельному применению знаний, полученных ранее; поиск путей решения поставленной задачи; самостоятельное создание творческих проектов, презентаций.
Материально-техническое обеспечение:
1. Компьютер 2. Мультимедиапроектор 3. Экран 4. Документ камера
Учебно – тематический план

Рабочей программы «Ямальский калейдоскоп»

1 класс

Тема

Общее

количество

часов

В том числе

Теоретические

Практические

Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
1

1

-
1.
Здесь мы живём, здесь учимся,

растём.

5

2

3
2
. Имя на карте.

6

2

4
3.
Коренное население края.

8

2

6
4.
Как прекрасен этот мир!

6

2

4
5.
Народное и авторское

творчество Ямала.

5

1

4
6

Экскурсии:

2

2

Итого:

33

10

23

Учебно – тематический план

Рабочей программы «Ямальский калейдоскоп»

2 класс

Тема

Общее

количество

часов

В том числе

Теоретические

Практические

Организационное занятие.
Инструктаж по ТБ.
1

1

-

1 . Л ю б и м ы й

г о р о д - Н о в ы й

Уренгой.

4

2

2
2
. Путешествие в историю

Ямала.

6

2

4
3
. Игра-как основа национальных

видов спорта.

3

1

2
4.
Ямал – культурный центр.

3

2

1
5.
Семья и родной дом.

4

2

2

6. Природа родного края.

4

2

2

7. Животный мир Ямала.

3

1

2

8. Ямал в годы ВОВ.

3

1

2

9. Экскурсии

3

3

Итого:

34

14

20

План мероприятий на 2014-2015 учебный год:
▪ экскурсии 2 – краеведческий музей; на природу ▪ составление и распространение памятки «Правила безопасного поведения вблизи водоёма» среди параллели 1-х классов ▪ участие в городском конкурсе «Я – Уренгоец! Я – житель ЯНАО!» ▪ открытое мероприятие на параллель 1-х классов «Красная книга ЯНАО»
План мероприятий на 2015-2016 учебный год:
▪ экскурсии 3 – краеведческий музей; экологическая станция, в тундру. ▪ участие в городских конкурсах. ▪ участие в региональных и всероссийских конкурсах. 7

Содержание курса:

1 класс

1.

Вводное занятие – 1ч.
Задачи изучения родного края. Краткие сведения из истории, географии и особенностях края. О целях занятий: что необходимо иметь для работы. О правилах поведения во время занятий. Соблюдение техники безопасности во время практических занятий.
Раздел I. Здесь мы живём, здесь учимся, растём – 5 ч.

1.

Я и моя семья – 1ч.

Теоретические сведения:
самопредставление – это я; я и моя семья в фотографиях; как мои родители попали на Север.
Практическая работа:
рисуем на тему: «Я и моя семья». Форма занятий: комбинированное Методы и приёмы: диалог – беседа. Формы подведения итогов: выставка рисунков, фотовыставка.
2. Мой дом – 1ч.

Теоретические сведения:
адрес дома; профессии людей, создающих дома; рассказы детей о своём доме, его отличительных признаках; забота жильцов дома о поддержании порядка в подъезде и во дворе дома; благоустройство территории возле дома. Форма занятий: комбинированное. Методы и приёмы: рассказы детей, беседа. Формы подведения итогов: работа в группе «Создаём образцовый подъезд».
3. Наша школа – 1 ч.

Теоретические сведения:
школьные традиции; знакомство с выпускниками, которыми гордится школа (фотогалерея); бережное отношение к школьному имуществу; правила поведения в школе.
Практическая работа:
экскурсия по школе. Форма занятий: экскурсия. Методы и приёмы: коллективная работа. Формы подведения итогов: конкурс загадок на тему «Школа».
4. Наш город – Новый Уренгой – 2 ч.

Практическая работа:
фрагменты фильма «Мой любимый город». чтение стихов о городе Новый Уренгой, сочинение стихов о родном городе. Форма занятий: круглый стол. Методы и приёмы: наглядно – иллюстративный, диалог. Форма подведения итогов: викторина «Мой город», чтение авторских стихов о городе Новый Уренгой.
Раздел II. Имя на карте – 6 ч.

1.

Город Салехард – столица ЯНАО – 1 ч.

Теоретические сведения:
название города; расположение города; чем славится город?
Практическая работа:
просмотр в/ф о городе Салехард; сообщения детей о памятниках города. 8
Форма занятий: путешествие. Методы и приёмы: беседа. Форма подведения итогов: выставка рисунков «Город на полярном круге».
2.

Города Ямала – 1 ч.

Теоретические сведения
: знакомство с северными городами; изучаем карту округа и расположение северных городов.
Практическая работа
: просмотр видеосюжетов «Города Севера». Форма занятий: путешествие, практическая форма. Методы и приёмы: наглядно – иллюстративный. Форма подведения итогов: викторина «Города ЯНАО».
3.

Населённые пункты ЯНАО – 1ч.

Теоретические сведения
: изучаем карту округа; население; занятия населения.
Практическая работа:
сочиняем стихотворение «Наши соседи». Форма занятий: путешествие. Методы и приёмы: наглядно – иллюстративный. Форма подведения итогов: викторина «Города и посёлки ЯНАО».
4.

Молодые города округа - 1ч.

Теоретические сведения:
образование самых молодых городов: Губкинский, Тарко – Сале.
Практическая работа
: составление презентации о городах. Форма занятия: комбинированная. Методы и приёмы: наглядный. Форма подведения итогов: конкурс на лучшую презентацию.
5.

Водные просторы Ямала – 1 ч.

Теоретические сведения:
знакомство с водоёмами Ямала; связь человека с водоёмами: водоснабжение, рыболовство, отдых, транспортные магистрали.
Практическая работа
: просмотр в/ф «Обь – кормилица», рисуем на тему: «Северные породы рыб», работа с картой. Форма занятий: путешествие. Методы и приёмы: беседа, поисковый метод. Форма подведения итогов: выставка рисунков «Северные породы рыб».
6.

Охрана водоёмов – 1ч.

Теоретическая часть:
соблюдение техники безопасности вблизи рек, озёр.
Практическая часть:
просмотр в/ф «Правила безопасного поведения вблизи водоёма». Форма занятия: исследование Методы и приёмы: словесные, технические средства. Форма подведения итогов: памятка «Правила безопасного поведения вблизи водоёма».
Раздел III. Коренное население Ямала – 8 ч.

1.

Коренные жители Ямала – 1 ч.

Теоретические сведения:
уклад и образ жизни коренных жителей. 9
Форма занятий: путешествие. Методы и приёмы: диалог. Форма подведения итогов: устный опрос.
2.

Жилище ненцев – 1 ч.

Теоретические сведения:
чум летний и зимний; установка чума; ненецкий словарь.
Практическая работа:
работа с пластилином – изготовление чума. Форма занятий: путешествие. Методы и приёмы: работа в группе. Форма подведения итогов: выставка поделок.
3.

Средства передвижения – 1 ч.

Практическая работа:
оленья упряжка. Форма занятий: путешествие. Методы и приёмы: работа в группе. Форма подведения итогов: выставка поделок.
4

– 5. Основные занятия ненцев – 2 ч.

Теоретические сведения:
оленеводство – главное занятие коренных жителей; понятие о каслании; важная отрасль хозяйства – охота; рыболовство; роль оленя и собаки в жизни оленевода.
Практическая работа:
аппликация из картона «Оленёнок», просмотр видеосюжета «Забота об оленях». Форма занятия: ознакомительное занятие Методы и приёмы: работа в парах, беседа. Форма подведения итогов: выставка поделок.
6. Быт народов Ямала – 1 ч.

Теоретические сведения:
занятия мужчин и женщин; воспитание детей.
Практическая работа:
просмотр в/ф «Ненцы Ямала». Форма занятий: исследование. Методы и приёмы: поисковый метод. Форма подведения итогов: разучивание игр, в которые играют ненецкие дети.
7.

Праздники – 1 ч.

Теоретические сведения:
дни большой радости: день рождения, приезд желанных гостей.
Практическая работа:
круглый стол «День рождения ненецких и городских детей». Форма занятий: комбинированное, игра. Методы и приёмы: беседа. Форма подведения итогов: фотоколлаж «Мой День Рождения».
8.

Игра – как основа национальных видов спорта – 1 ч.

Теоретические сведения:
значение игры; виды игр.
Практическая работа:
разучивание ненецких подвижных игр. Форма занятий: комбинированное, игра. Методы и приёмы: игровые. Форма подведения итогов: конкурс на лучшую ненецкую игру. 10

Раздел IV. Как прекрасен этот мир! – 6 ч.

1

- 2. Животный мир Ямала – 2 ч.

Теоретические сведения:
разнообразие животных Ямала; условия жизни животных; перелётные птицы.
Практическая работа:
видеофильм «Значение животных в жизни человека»; составление кроссворда «Животные Ямала». Форма занятий: ознакомительное занятие, творческая мастерская. Методы и приёмы: беседа, наглядно – иллюстративный, индивидуальная работа. Форма подведения итогов: конкурс поделок из пластилина «Животные тундры» (выставка); викторина «Птицы ЯНАО».
3. Растительный мир Ямала – 2 ч.

Теоретические сведения:
растения нашего края; значение растений в жизни человека и животных.
Практическая работа:
составление кроссворда «Растения северного края»; работа с гербарием «Лекарственные растения северного края». Форма занятий: путешествие в растительный мир тундры. Методы и приёмы: беседа, творческая работа. Форма подведения итогов: конкурс рисунков «Растения Ямала».
4.

Красная книга ЯНАО – 1 ч.

Теоретические сведения:
животные Ямала, занесённые в Красную книгу; растения Ямала, занесённые в Красную книгу; экологические проблемы округа.
Практическая работа:
практическая работа на тему «Исчезающие животные северного края»; составление памятки «Сохраним животный и растительный мир Ямала». Форма занятий: путешествие. Методы и приёмы: творческая работа, поисково – прблемный. Форма подведения итогов: викторина «Животные Красной книги ЯНАО».
5.

Красная книга ЯНАО – 1ч.

Теоретические сведения:
растения Ямала, занесённые в Красную книгу; экологические проблемы округа.
Практическая работа:
составление памятки «Растительный мир Ямала». Форма занятий: ознакомительное занятие Методы и приёмы: творческая работа, поисково – прблемный. Форма подведения итогов: открытое мероприятие «Красная книга ЯНАО».
Раздел V. Народное и авторское творчество Ямала – 5 ч.

1.

Фольклор – колыбель народного творчества – 1 ч.

Теоретические сведения:
жанровый состав ненецкого фольклора; сказки народов севера.
Практическая работа:
чтение сказок (по выбору). Форма занятий: ознакомительное занятие Методы и приёмы: беседа, наглядно – иллюстративный. 11
Форма подведения итогов: игра «Найди героев ненецкой сказки»
2.

Загадки, пословицы – 2 ч.

Теоретические сведения:
знакомство с ненецкими загадками и пословицами.
Практическая работа:
конкурс загадок; работа со словарём; пословицы в рисунках. Форма занятий: занятие - конкурс Методы и приёмы: наглядно - практический Форма подведения итогов: выставка рисунков
3.

– 4. Знакомимся с писателями Ямала – 2 ч.

Теоретические сведения:
родной край в творчестве поэтов и писателей; знакомство с творчеством писателей и поэтов (Истомин И.Г., Лапцуй Л.В., Ругин Р.П).
Практическая работа:
чтение произведений; рисуем по произведениям ямальских писателей. Форма занятий: ознакомительное занятие; занятие - путешествие Методы и приёмы: беседа, творческая работа. Форма подведения итогов: тест – опрос, викторина по прочитанным произведениям .
Экскурсия в экологическую станцию

Экскурсия в весеннюю тундру.

2 класс

2.

Организационное занятие – 1ч.
Задачи изучения родного края. Краткие сведения из истории, географии и особенностях края. О целях занятий: что необходимо иметь для работы. О правилах поведения во время занятий. Соблюдение техники безопасности во время практических занятий.
Раздел I. Любимый город – Новый Уренгой – 4 ч.

2.

Мы – новоуренгойцы. Понятие о большой и малой родине. – 1ч.

Теоретические сведения:
рассказ о городе Новый Уренгой. Мой город-моя Родина.
Практическая работа:
фотовыставка: «Здесь я родился». Форма занятий: комбинированное Методы и приёмы: диалог – беседа. Формы подведения итогов: фотовыставка.
3.

Знакомство с понятием «Ямало-Ненецкий Автономный округ». 13

муниципальных образований. Работа с картой ЯНАО – 1ч.

Теоретические сведения:
Территория. Границы. Географическое положение.
Практическая работа:
Работа с картой «Ямало-Ненецкий автономный округ» Форма занятий: комбинированное. Методы и приёмы: наглядные Формы подведения итогов: устный опрос.
3. День рождения г. Новый Уренгой. Версии названия города. Местные легенды о

происхождении названия- 1ч.
12

Теоретические сведения:
выступления подготовленных детей о названии нашего города.
Практическая работа:
просмотр видеофильма о городе. Форма занятий: комбинированное. Методы и приёмы: коллективная работа. Формы подведения итогов: устный опрос.
4.



Новый Уренгой - газовая столица России. С чего всё начиналось? История

основания города. Герб и флаг города – 1ч.

Теоретические сведения:
рассказ учителя об основании города.
Практическая работа:
раскрашиваем герб и флаг нашего города. Форма занятий: работа в группах. Методы и приёмы: наглядно – иллюстративный диалог. Форма подведения итогов: выставка рисунков с символикой города.
Раздел II. Путешествие в историю Ямала – 6 ч.

9.

История освоения и заселения ЯНАО – 1 ч.

Теоретические сведения:
Обратимся к древности. Первоначальный ландшафт и его постепенное изменение. Аборигенное население Ямала – ненцы.
Практическая работа:
просмотр видео фрагментов. Форма занятий: путешествие. Методы и приёмы: словесный. Форма подведения итогов: устный опрос.
10. О чём поведала летопись? Легенды, предания, заговоры коренных жителей -1ч.

Теоретические сведения
: знакомство с легендами, преданиями, заговорами.
Практическая работа
: заучивание заговоров. Форма занятий: работа в группе. Методы и приёмы: словесный. Форма подведения итогов: опрос, конкурс «Лучший чтец заговоров».
11. Быт коренных жителей Ямала – 1ч.

Теоретические сведения
: изучаем коренное население; занятия населения.
Практическая работа:
виртуальное путешествие в чум. Форма занятий: путешествие. Методы и приёмы: наглядно – иллюстративный. Форма подведения итогов: рисуем жилище коренных жителей – чум.
12. Традиции народов Севера – 1ч.

Теоретические сведения:
рассказ о традициях северных народов.
Практическая работа
: просмотр презентации. Форма занятия: комбинированное Методы и приёмы: наглядный. Форма подведения итогов: викторина «Традиции северных народов»
13. Занятия коренных жителей – 1ч.

Теоретические сведения:
рыболовство, охота, оленеводство. 13

Практическая работа
: подготовка к проекту «Занятия северных народов» Форма занятий: групповая. Методы приёмы: беседа, поисковый метод. Форма подведения итогов: подборка материала к проекту. Работа с энциклопедиями.
14. Проект «Занятия коренных жителей» – 1ч.

Теоретическая часть:

Практическая часть:
защита проекта. Форма занятия: групповая. Методы и приёмы: исследование. Форма подведения итогов: защита проекта.
Раздел III. Игра – как основа национальных видов спорта – 3 ч.

6.

Знакомство с играми детей коренных жителей.– 1 ч.

Теоретические сведения:
Беседа. Виды игр.
Практическая работа:
разучивание подвижных игр. Форма занятий: групповая. Методы и приёмы: наглядный. Форма подведения итогов: разучивание игр.
7.

От игры ко взрослой жизни– 1 ч.

Теоретические сведения:
рассказ о том, как родители готовят детей ко взрослой жизни. (игра «Меткий стрелок», «Постройка чума», «Ловля оленей»)
Практическая работа:
работа с пластилином – изготовление чума. Форма занятий: комбинированное. Методы и приёмы: практическая работа. Форма подведения итогов: выставка поделок.
8.

Спортивные игры детей коренных народов. – 1 ч.

Теоретические сведения:
Отличительные особенности спортивных игр городских детей от игр детей коренных народов.
Практическая работа:
разучиваем игры детей коренных народов. Форма занятий: игра. Методы и приёмы: практическая работа. Форма подведения итогов: разучивание игр.
Раздел IV. Ямал – культурный центр - 3ч.

1.

Рассказы об известных людях Ямала в области литературы – 1ч.

Теоретические сведения:
Знакомство с писателями ЯНАО. (Ругин, Лапцуй, Афанасьев…)
Практическая работа:
чтение произведений ямальских писателей Форма занятия: ознакомительное занятие Методы и приёмы: словесный. Форма подведения итогов: устный опрос 14

2.Знакомство с художниками Ямальской земли – 1ч.

Теоретические сведения:
художники Ямала и их работы.
Практическая работа:
просмотр видеофильма о художниках Ямала. Форма занятий: комбинированное. Методы и приёмы: наглядный. Форма подведения итогов: Мы – юные художники. Конкурс рисунков.
3. Знакомство с исполнителями песен о нашем городе и северном крае – 1ч.

Теоретические сведения:
рассказ о музыкантах (З. Лаптандер).
Практическая работа:
разучивание песни о городе Новый Уренгой.. Форма занятий: комбинированное. Методы и приёмы: беседа. Форма подведения итогов: исполнение песни о городе.
Раздел V. Семья и родной дом - 4ч.

2

- 2 «Я и моя семья». Составление родословного древа. Традиции семьи - 2 ч.

Теоретические сведения:
рассказы детей о своей семье, семейных традициях.
Практическая работа:
подготовка к составлению родословного древа. Составление родословного древа. Форма занятий: исследование. Методы и приёмы: беседа индивидуальная работа, проектная деятельность. Форма подведения итогов: защита проектов.
4.

Новый Уренгой – город газовиков и строителей. Почётные граждане города – 1ч.

Теоретические сведения
: рассказ о почётных людях нашего города.
Практическая работа:
видеофильм о людях, именами которых названы улицы нашего города. Форма занятий: комбинированное. Методы и приёмы: словесный, наглядный. Форма подведения итогов: викторина «Почётные люди г. Новый Уренгой»
5.

Что даёт наш край стране? Знаменитые месторождения: Уренгойское,

Ямбургское, Заполярное – 1ч.

Теоретические сведения:
запасы голубого топлива.Знакомство с месторождениями.
Практическая работа
: фрагменты видеофильма о месторождениях. Форма занятий: круглый стол. Методы и приёмы: наглядный, словесный. Форма подведения итогов: устный опрос.
Раздел VI. Природа родного края - 4ч.

4.

Тундра, лесотундра, тайга – 1 ч.

Теоретические сведения:
Природные зоны ЯНАО. Их отличительные особенности.
Практическая работа:
работа с атласом ЯНАО. 15
Форма занятий: ознакомительное занятие, работа в группах. Методы и приёмы: беседа, наглядно – иллюстративный. Форма подведения итогов: викторина «Растительный мир нашего округа»
5.

Значение природы в жизни коренного населения – 1ч.

Теоретические сведения:
Что значит природа для коренных жителей. Как используют растения коренные жители?
Практическая работа:
презентация «Природа и коренные жители». Форма занятий: комбинированное. Методы и приёмы: словесный. Форма подведения итогов: устный опрос.
6.

Растительный мир Ямала – 1ч.

Теоретические сведения:
растения нашего края; значение растений в жизни человека и животных.
Практическая работа:
составление кроссворда «Растения северного края»; работа с гербарием «Лекарственные растения северного края». Форма занятий: путешествие в растительный мир тундры. Методы и приёмы: беседа, творческая работа. Форма подведения итогов: конкурс рисунков «Растения Ямала».
4. Красная книга ЯНАО – 1 ч.

Теоретические сведения:
растения Ямала, занесённые в Красную книгу; экологические проблемы округа.
Практическая работа:
составление памятки «Красная книга Ямала». Форма занятий: ознакомительное занятие Методы и приёмы: творческая работа, поисково – прблемный. Форма подведения итогов: работа с памятками.
Раздел VII. Животный мир Ямала - 3ч.

1.Животные ЯНАО – 1ч.

Теоретические сведения:
животные ЯНАО. Группы животных.
Практическая работа:
загадки о животных. Форма занятий: комбинированное. Методы и приёмы: беседа, наглядно-иллюстративный. Форма подведения итогов: конкурс загадок.
2
.
Приспособление животного мира к суровым условиям севера – 1ч.

Теоретические сведения:
Как приспособились животные к северным условиям.
Практическая работа:
рисование северных животных. Форма занятий: комбинированное. Методы и приёмы: наглядный. Форма подведения итогов: выставка рисунков.
3. Красная книга ЯНАО – 1 ч.
16

Теоретические сведения:
животные Ямала, занесённые в Красную книгу; экологические проблемы округа.
Практическая работа:
практическая работа на тему «Исчезающие животные северного края»; составление памятки «Сохраним животный и растительный мир Ямала». Форма занятий: путешествие. Методы и приёмы: творческая работа, поисково – проблемный. Форма подведения итогов: викторина «Животные Красной книги ЯНАО».
Раздел VIII
.
Ямал в годы ВОВ – 3ч.

1.Население Ямала в годы ВОВ – 1ч.

Теоретические сведения:
население Ямала в годы ВОВ.
Практическая работа:
подготовка к проекту «Занятия мужчин, женщин, детей в годы ВОВ в тылу» Форма занятий: исследование. Методы и приёмы: творческая работа, поисково – проблемный., практическая работа. Форма подведения итогов: подготовка к проекту. Подборка материала.
2
.
Проект «Занятия населения в годы ВОВ в тылу»- 1ч.

Теоретические сведения:
вступительное слово учителя о жизни ямальцев в годы ВОВ.
Практическая работа:
защита проекта. Форма занятий: проект. Методы и приёмы: практическая работа. Форма подведения итогов: выступления детей. Выводы.
3. Ямальцы – герои ВОВ – 1ч.

Теоретические сведения:
выступление детей о героях ВОВ.
Практическая работа:
устный журнал. Форма занятий: круглый стол. Методы и приёмы: словесный, наглядный. Форма подведения итогов: выставка портретов-героев ВОВ.
Экскурсия в краеведческий музей

Экскурсия в экологическую станцию

Экскурсия в весеннюю тундру.

Список литературы для педагога
1. Дудников Н.Ф. Мой дом север. Москва 2006. 2. Журавель Н.М.– Краеведение Ямало – Ненецкого Автономного округа. ЗАО «Центр принт», 2009. 3. Красная книга ЯМАЛА Екатеринбург, изд. Уральского университета, 1997. 4. Лар Л.А. Мифы и предания ненцев Ямала / Автор-составитель Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. 5. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. 17
6. Петрова В.П., Харючи Г.П. Ненцы в истории Ямало – Ненецкого Автономного округа. Издательство Томского университета, 2000. 7. Полякова Т.Ю. Занимательная география Ямала, ООО «Миралл», 2004. 8. Попов Ю.И. Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001. 9. Природа Ямала. Екатеринбург, УИФ «Наука», 2006. 10. Северяне - народный журнал. 11. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень 1999. 12. Сусой Е.Г. Леонид Лапцуй - страницы жизни и творчества. Тюмень 1995. 13. Чувашов Т. Гыданско - Тазовская природная зона, С-П., картографическая фабрика ВСЕГЕИ, 1997. 14. Энциклопедия ЯНАО, 1-3т., Салехард 2004. 15. Ямальский меридиан – журнал. 2011-2012г.
Список литературы для детей
1. Арктика – мой дом. Полярная энциклопедия школьника. Москва. Северные просторы, 2005. 2. Лонгортова З.В. Земля сказок. Салехард: ГУП ЯНАО Издательство «Красный Север», 2008. 3. Приходько М.С. Хомаку: картинный словарь русско – нещанского языка. / М.С. Приходько, С.Пб. Морсар АВ, 2000. 4. Пушкарёва Е.Т. Картина мира. Екатеринбург. Издательство Баско, 2007. 5. Северная энциклопедия. Европейские издания. Северные просторы. 2004. 6. Тасу – Ява вписана в биографию Ямала. РПП «Крик – центр», Екатеринбург, 2010. 7. Фёдорова Л.В. Ямальский калейдоскоп. / Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс, Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2003. 8. Ямал. Энциклопедия ЯНАО. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2004. 18


В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники