Автор: Серебренникова Татьяна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СШ № 11 Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: программа внеурочной деятельности Тема: "Ямальский калейдоскоп" Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Рабочая программа «Ямальский калейдоскоп» составлена в соответствии с требованиями
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
образования
и
реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа разработана на основе правовых
документов:
Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской
Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1,5 ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 с изменениями от 26
ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г. (п.19.5);
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
(стандарты второго поколения) М.: Просвещение 2011.
Устава,
Основной
Образовательной
программой
муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 11"
Учебного плана внеурочной деятельности школы
Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по внеурочной
деятельности.
Методический
конструктор:
пособие
для
учителя
стандарты
второго
поколения.
Д.В.Григорьев, П.В. Степанов.
Базовой
основой
образовательной
программы
является
сборник
«Краеведение
Ямало
–
Ненецкого округа» Журавель Н.М., г. Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2000.; пособие
«Ненцы в истории Ямало – Ненецкого Автономного округа»/ Петрова В.П., Харючи Г.П.
Издательство Томского университета, 2000; книга «Природа Ямала»/ Екатеринбург, УИФ
«Наука»,
1995;
пособие
«Мифология,
фольклор
и
литература
Ямала»/Попов
Ю.И.,
Цымбалистенко Н.В.. Тюмень: Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН,
2001;
учебно
–
методическое
пособие
«Кружок
изготовления
игрушек
–
сувениров»,
Молотобарова О.С.
Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений, позволяет
сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает
школьника к жизненным истокам литературы, к пониманию «первоэлемента» литературы, к
слову.
Программа
«Ямальский
калейдоскоп»
адресована
учителям
1
-
2-х
классов,
реализующих
ФГОС
начального
общего
образования
во
внеурочной
деятельности,
ориентирована
на
школьников
младшего
возраста
и
может
быть
реализована
в
работе
педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из параллели1 - 2-х
классов.
Курсвключает: 1 класс – 33 занятия в год, 2 класс - 34 занятия в год, 1 занятие в неделю,
продолжительность занятия – 40 минут.
Направление Программы внеурочной деятельности
Программа ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой
Родины – Ямала, как части России.
Актуальность данной образовательной программы заключается в том, что изучение
истории
родного
края
вызывает
большой
интерес
у
детей,
развивает
активно-
познавательную
деятельность,
готовит
к
исследовательской
и
научной
деятельности.
Программа – «Ямальский калейдоскоп» направлена на развитие творческих способностей
детей и подростков, является модифицированной, адаптированной
Цель: через
историко-литературный
и
природоведческий
материал
обогатить
учащихся
новыми сведениями о родном крае, расширить кругозор, способствовать формированию
2
высоконравственной личности, подготовить учащихся к активному участию в общественной
жизни, воспитывать людей, способных самостоятельно приобретать знания.
Задачи:
1 . Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры северных
народов.
2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
3. Овладение практическими способами работы с информацией: поиск, анализ,
преобразование, передача, хранение информации, ее использование в учебной
деятельности и повседневной жизни; библиографическими навыками – указывать в
соответствии с требованиями, источник информации;
4. Формирование желания и умения участвовать в разнообразной поисковой,
творческой, созидательной деятельности в природе, социуме; сохранение и укрепление
своего физического и психического здоровья, умение работать в группе (договариваться,
распределять работу, получать общий результат, оценивать свой вклад); правила и культура
взаимодействия.
5. Приобретение знаний основ культуры и искусства.
6. Способствовать развитию у учащихся навыков познавательной, творческой
деятельности.
7. Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области
краеведения.
8. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных
традиций.
Методы и формы работы:
-
словесные
методы :
рассказ,
беседа,
диалог,
сообщения
-
эти
методы
способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой
информации.
-
наглядные
методы :
демонстрации
рисунков,
плакатов,
макетов,
схем,
коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального
обследования
объектов,
дополняют
словесные
методы,
способствуют
развитию
мышления детей;
-
практические
методы :
изготовление
рисунков,
плакатов,
схем,
практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические
знаниянапрактике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических
занятий
с
учащимися.
Занятия
могут
проводиться
в различных
формах :
игра,
исследование, экскурсии, работа в группах, комбинированные занятия, путешествия,
беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки, походы с
осмотром краеведческих объектов.
Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и
методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие
технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, краеведо– туристические
технологии, проектные технологии.
Планируемые результаты.
- организация гарантированного непрерывного процесса получения, расширения и
углубления знаний об окружающем мире, осуществляющаяся во внеурочной деятельности;
- интегрированность общего и дополнительного образования на основе комплексного
изучения родного края;
- получение каждым учащимся необходимого объёма знаний о родном крае;
3
- создание комплексной системы внеклассной работы по развитию и реализации интересов
учащихся в различных направлениях краеведческой деятельности;
- создание условий для развития ключевых компетентностей школьников;
- приобретение опыта участия в краеведческих конкурсах и олимпиадах;
- реализация социально-экологических проектов;
- духовно – нравственное развитие личности.
В результате прохождения программы, у обучающихся будут сформированы
личностные,
регулятивные,
познавательные
и
коммуникативные
универсальные
учебные
действия.
Личностные:
-
-- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;
- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и
окружающих людей;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные,
внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой ЯНАО;
чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
- основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил
индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Регулятивные:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее
реализации;
- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению,
презентации, конференции;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции
своей деятельности.
получат возможность:
- анализировать необходимую информацию;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над
проектом;
- вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные:
научатся:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу
жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику ЯНАО, города;
- описывать достопримечательности Нового Уренгоя и родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о
нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной
информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и
школьной библиотек;
- работать с атласом, глобусом и картой;
4
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;
получат возможность:
- самостоятельно подбирать литературу по теме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек
города, Интернета;
- работать в семейных архивах.
Коммуникативные:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
- ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в
сотрудничестве.
получат возможность:
- готовить и выступать с сообщениями;
- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его
созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального
сообщества края;
- аргументировать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.
Результатами изучения первого года обучения являются умения
●объяснять, что такое Краеведение, что оно изучает;
●называть государственные символы города и ЯНАО;
●ориентироваться на карте ЯНАО, знать названия городов и населённых пунктов ЯНАО, 2-3
национальности, населяющих нашу область;
●знать быт и культуру ненецкого народа;
●называть 2-3 достопримечательности ЯНАО, города, фамилии и произведения 3-5
ямальских писателей;
●рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе, домашних животных;
●охранять природу родного края;
●соблюдать общепринятые правила поведения в тундре;
●ставить перед собой цель и достигать ее с помощью учителя;
●анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в знаниях из разных
источников информации;
●создавать творческие работы, поделки, рисунки, доклады, фотоколлажи с помощью
взрослых;
Результатами изучения второго года обучения являются умения
●составлять план –схему своего двора,
создавать слайд- проекты, в полной мере владеть
информацией о культурных и исторических ценностях своего края;
●уметь создавать презентации, защищать творческие проекты.
●Составлять родословную, пересказывать заговоры , иметь представление об изменении во
времени быта, культуры, жизненных ценностей, о самобытности северных народов, их
традиций и обычаев.
● знать названия двух-трёх памятных знака города (например, «Стела», «Полярный круг».
Мемориальная доска в парке Дружбы и др.)
● знать свой адрес, адрес школы, названия 4-5 улиц и микрорайонов города.
● уметь рассказать о своей семье, о себе, своей школе.
●знать место работы своих родителей;
●знать названия четырёх крупных рек ЯНАО, уметь кратко характеризовать особенности
природы, знать названия некоторых растений и животных края;
5
●знать северные народности, их занятия, быт, традиции;
●знать фамилии знаменитых людей Ямала (города) в области литературы и искусства;
●знать названия уникальных нефтегазоконденсатных месторождений края (Уренгойское,
Ямбургское, Заполярное.
Формы подведения итогов реализации программы «Ямальский калейдоскоп»
Выставка творческих работ обучающихся.
Конкурсы, викторины.
Разучивание игр северных народов.
Оформление фотовыставок.
Экскурсии в музеи города.
Участие в городских конкурсах и олимпиадах.
Создание и защита проектов.
Походы в тундру (весна)
Воспитательные
результаты
внеурочной
деятельности
оцениваются
по
трём
уровням.
В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня.
Результаты
первого
уровня
(приобретение
школьником
социальных
знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками
знаний
об
истории
и
географии
своего
края
через
изучение
достопримечательностей
ближайшего окружения и школы, в которой они учатся; развитие краеведческих понятий,
помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и
социальное рассматривается в неразрывном единстве.
Во 2 классе возможно достижение результатов второго уровня: повышение требований к
самостоятельному
применению
знаний,
полученных
ранее;
поиск
путей
решения
поставленной задачи; самостоятельное создание творческих проектов, презентаций.
Материально-техническое обеспечение:
1.
Компьютер
2.
Мультимедиапроектор
3.
Экран
4.
Документ камера
Учебно – тематический план
Рабочей программы «Ямальский калейдоскоп»
1 класс
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
Теоретические
Практические
Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ.
1
1
-
1. Здесь мы живём, здесь учимся,
растём.
5
2
3
2 . Имя на карте.
6
2
4
3. Коренное население края.
8
2
6
4. Как прекрасен этот мир!
6
2
4
5. Народное и авторское
творчество Ямала.
5
1
4
6
Экскурсии:
2
2
Итого:
33
10
23
Учебно – тематический план
Рабочей программы «Ямальский калейдоскоп»
2 класс
Тема
Общее
количество
часов
В том числе
Теоретические
Практические
Организационное занятие.
Инструктаж по ТБ.
1
1
-
1 . Л ю б и м ы й
г о р о д - Н о в ы й
Уренгой.
4
2
2
2 . Путешествие в историю
Ямала.
6
2
4
3 . Игра-как основа национальных
видов спорта.
3
1
2
4. Ямал – культурный центр.
3
2
1
5. Семья и родной дом.
4
2
2
6. Природа родного края.
4
2
2
7. Животный мир Ямала.
3
1
2
8. Ямал в годы ВОВ.
3
1
2
9. Экскурсии
3
3
Итого:
34
14
20
План мероприятий на 2014-2015 учебный год:
▪ экскурсии 2 – краеведческий музей; на природу
▪ составление и распространение памятки «Правила безопасного поведения вблизи водоёма»
среди параллели 1-х классов
▪ участие в городском конкурсе «Я – Уренгоец! Я – житель ЯНАО!»
▪ открытое мероприятие на параллель 1-х классов «Красная книга ЯНАО»
План мероприятий на 2015-2016 учебный год:
▪ экскурсии 3 – краеведческий музей; экологическая станция, в тундру.
▪ участие в городских конкурсах.
▪ участие в региональных и всероссийских конкурсах.
7
Содержание курса:
1 класс
1.
Вводное занятие – 1ч.
Задачи изучения родного края. Краткие сведения из истории, географии и особенностях края.
О целях занятий: что необходимо иметь для работы. О правилах поведения во время занятий.
Соблюдение техники безопасности во время практических занятий.
Раздел I. Здесь мы живём, здесь учимся, растём – 5 ч.
1.
Я и моя семья – 1ч.
Теоретические сведения: самопредставление – это я; я и моя семья в фотографиях; как мои
родители попали на Север.
Практическая работа: рисуем на тему: «Я и моя семья».
Форма занятий: комбинированное
Методы и приёмы: диалог – беседа.
Формы подведения итогов: выставка рисунков, фотовыставка.
2. Мой дом – 1ч.
Теоретические сведения: адрес дома; профессии людей, создающих дома; рассказы детей о
своём доме, его отличительных признаках; забота жильцов дома о поддержании порядка в
подъезде и во дворе дома; благоустройство территории возле дома.
Форма занятий: комбинированное.
Методы и приёмы: рассказы детей, беседа.
Формы подведения итогов: работа в группе «Создаём образцовый подъезд».
3. Наша школа – 1 ч.
Теоретические сведения: школьные традиции; знакомство с выпускниками, которыми
гордится школа (фотогалерея); бережное отношение к школьному имуществу; правила
поведения в школе.
Практическая работа: экскурсия по школе.
Форма занятий: экскурсия.
Методы и приёмы: коллективная работа.
Формы подведения итогов: конкурс загадок на тему «Школа».
4. Наш город – Новый Уренгой – 2 ч.
Практическая работа: фрагменты фильма «Мой любимый город».
чтение стихов о городе Новый Уренгой, сочинение стихов о родном городе.
Форма занятий: круглый стол.
Методы и приёмы: наглядно – иллюстративный, диалог.
Форма подведения итогов: викторина «Мой город», чтение авторских стихов о городе Новый
Уренгой.
Раздел II. Имя на карте – 6 ч.
1.
Город Салехард – столица ЯНАО – 1 ч.
Теоретические сведения: название города; расположение города; чем славится город?
Практическая работа: просмотр в/ф о городе Салехард; сообщения детей о памятниках
города.
8
Форма занятий: путешествие.
Методы и приёмы: беседа.
Форма подведения итогов: выставка рисунков «Город на полярном круге».
2.
Города Ямала – 1 ч.
Теоретические сведения : знакомство с северными городами; изучаем карту округа и
расположение северных городов.
Практическая работа : просмотр видеосюжетов «Города Севера».
Форма занятий: путешествие, практическая форма.
Методы и приёмы: наглядно – иллюстративный.
Форма подведения итогов: викторина «Города ЯНАО».
3.
Населённые пункты ЯНАО – 1ч.
Теоретические сведения : изучаем карту округа; население; занятия населения.
Практическая работа: сочиняем стихотворение «Наши соседи».
Форма занятий: путешествие.
Методы и приёмы: наглядно – иллюстративный.
Форма подведения итогов: викторина «Города и посёлки ЯНАО».
4.
Молодые города округа - 1ч.
Теоретические сведения: образование самых молодых городов: Губкинский, Тарко –
Сале.
Практическая работа : составление презентации о городах.
Форма занятия: комбинированная.
Методы и приёмы: наглядный.
Форма подведения итогов: конкурс на лучшую презентацию.
5.
Водные просторы Ямала – 1 ч.
Теоретические сведения: знакомство с водоёмами Ямала; связь человека с водоёмами:
водоснабжение, рыболовство, отдых, транспортные магистрали.
Практическая работа : просмотр в/ф «Обь – кормилица», рисуем на тему: «Северные
породы рыб», работа с картой.
Форма занятий: путешествие.
Методы и приёмы: беседа, поисковый метод.
Форма подведения итогов: выставка рисунков «Северные породы рыб».
6.
Охрана водоёмов – 1ч.
Теоретическая часть: соблюдение техники безопасности вблизи рек, озёр.
Практическая часть: просмотр в/ф «Правила безопасного поведения вблизи водоёма».
Форма занятия: исследование
Методы и приёмы: словесные, технические средства.
Форма подведения итогов: памятка «Правила безопасного поведения вблизи водоёма».
Раздел III. Коренное население Ямала – 8 ч.
1.
Коренные жители Ямала – 1 ч.
Теоретические сведения: уклад и образ жизни коренных жителей.
9
Форма занятий: путешествие.
Методы и приёмы: диалог.
Форма подведения итогов: устный опрос.
2.
Жилище ненцев – 1 ч.
Теоретические сведения: чум летний и зимний; установка чума; ненецкий словарь.
Практическая работа: работа с пластилином – изготовление чума.
Форма занятий: путешествие.
Методы и приёмы: работа в группе.
Форма подведения итогов: выставка поделок.
3.
Средства передвижения – 1 ч.
Практическая работа: оленья упряжка.
Форма занятий: путешествие.
Методы и приёмы: работа в группе.
Форма подведения итогов: выставка поделок.
4
– 5. Основные занятия ненцев – 2 ч.
Теоретические сведения: оленеводство – главное занятие коренных жителей; понятие о
каслании; важная отрасль хозяйства – охота; рыболовство; роль оленя и собаки в жизни
оленевода.
Практическая работа: аппликация из картона «Оленёнок», просмотр видеосюжета «Забота
об оленях».
Форма занятия: ознакомительное занятие
Методы и приёмы: работа в парах, беседа.
Форма подведения итогов: выставка поделок.
6. Быт народов Ямала – 1 ч.
Теоретические сведения: занятия мужчин и женщин; воспитание детей.
Практическая работа: просмотр в/ф «Ненцы Ямала».
Форма занятий: исследование.
Методы и приёмы: поисковый метод.
Форма подведения итогов: разучивание игр, в которые играют ненецкие дети.
7.
Праздники – 1 ч.
Теоретические сведения: дни большой радости: день рождения, приезд желанных гостей.
Практическая работа: круглый стол «День рождения ненецких и городских детей».
Форма занятий: комбинированное, игра.
Методы и приёмы: беседа.
Форма подведения итогов: фотоколлаж «Мой День Рождения».
8.
Игра – как основа национальных видов спорта – 1 ч.
Теоретические сведения: значение игры; виды игр.
Практическая работа: разучивание ненецких подвижных игр.
Форма занятий: комбинированное, игра.
Методы и приёмы: игровые.
Форма подведения итогов: конкурс на лучшую ненецкую игру.
10
Раздел IV. Как прекрасен этот мир! – 6 ч.
1
- 2. Животный мир Ямала – 2 ч.
Теоретические сведения: разнообразие животных Ямала; условия жизни животных;
перелётные птицы.
Практическая работа: видеофильм «Значение животных в жизни человека»; составление
кроссворда «Животные Ямала».
Форма занятий: ознакомительное занятие, творческая мастерская.
Методы и приёмы: беседа, наглядно – иллюстративный, индивидуальная работа.
Форма подведения итогов: конкурс поделок из пластилина «Животные тундры» (выставка);
викторина «Птицы ЯНАО».
3. Растительный мир Ямала – 2 ч.
Теоретические сведения: растения нашего края; значение растений в жизни человека и
животных.
Практическая работа: составление кроссворда «Растения северного края»; работа с
гербарием «Лекарственные растения северного края».
Форма занятий: путешествие в растительный мир тундры.
Методы и приёмы: беседа, творческая работа.
Форма подведения итогов: конкурс рисунков «Растения Ямала».
4.
Красная книга ЯНАО – 1 ч.
Теоретические сведения: животные Ямала, занесённые в Красную книгу; растения Ямала,
занесённые в Красную книгу; экологические проблемы округа.
Практическая работа: практическая работа на тему «Исчезающие животные северного
края»; составление памятки «Сохраним животный и растительный мир Ямала».
Форма занятий: путешествие.
Методы и приёмы: творческая работа, поисково – прблемный.
Форма подведения итогов: викторина «Животные Красной книги ЯНАО».
5.
Красная книга ЯНАО – 1ч.
Теоретические сведения: растения Ямала, занесённые в Красную книгу; экологические
проблемы округа.
Практическая работа: составление памятки «Растительный мир Ямала».
Форма занятий: ознакомительное занятие
Методы и приёмы: творческая работа, поисково – прблемный.
Форма подведения итогов: открытое мероприятие «Красная книга ЯНАО».
Раздел V. Народное и авторское творчество Ямала – 5 ч.
1.
Фольклор – колыбель народного творчества – 1 ч.
Теоретические сведения: жанровый состав ненецкого фольклора; сказки народов севера.
Практическая работа: чтение сказок (по выбору).
Форма занятий: ознакомительное занятие
Методы и приёмы: беседа, наглядно – иллюстративный.
11
Форма подведения итогов: игра «Найди героев ненецкой сказки»
2.
Загадки, пословицы – 2 ч.
Теоретические сведения: знакомство с ненецкими загадками и пословицами.
Практическая работа: конкурс загадок; работа со словарём; пословицы в рисунках.
Форма занятий: занятие - конкурс
Методы и приёмы: наглядно - практический
Форма подведения итогов: выставка рисунков
3.
– 4. Знакомимся с писателями Ямала – 2 ч.
Теоретические сведения: родной край в творчестве поэтов и писателей; знакомство с
творчеством писателей и поэтов (Истомин И.Г., Лапцуй Л.В., Ругин Р.П).
Практическая работа: чтение произведений; рисуем по произведениям ямальских
писателей.
Форма занятий: ознакомительное занятие; занятие - путешествие
Методы и приёмы: беседа, творческая работа.
Форма подведения итогов: тест – опрос, викторина по прочитанным произведениям
.
Экскурсия в экологическую станцию
Экскурсия в весеннюю тундру.
2 класс
2.
Организационное занятие – 1ч.
Задачи изучения родного края. Краткие сведения из истории, географии и особенностях края.
О целях занятий: что необходимо иметь для работы. О правилах поведения во время занятий.
Соблюдение техники безопасности во время практических занятий.
Раздел I. Любимый город – Новый Уренгой – 4 ч.
2.
Мы – новоуренгойцы. Понятие о большой и малой родине. – 1ч.
Теоретические сведения: рассказ о городе Новый Уренгой. Мой город-моя Родина.
Практическая работа: фотовыставка: «Здесь я родился».
Форма занятий: комбинированное
Методы и приёмы: диалог – беседа.
Формы подведения итогов: фотовыставка.
3.
Знакомство с понятием «Ямало-Ненецкий Автономный округ». 13
муниципальных образований. Работа с картой ЯНАО – 1ч.
Теоретические сведения: Территория. Границы. Географическое положение.
Практическая работа: Работа с картой «Ямало-Ненецкий автономный округ»
Форма занятий: комбинированное.
Методы и приёмы: наглядные
Формы подведения итогов: устный опрос.
3. День рождения г. Новый Уренгой. Версии названия города. Местные легенды о
происхождении названия- 1ч.
12
Теоретические сведения: выступления подготовленных детей о названии нашего города.
Практическая работа: просмотр видеофильма о городе.
Форма занятий: комбинированное.
Методы и приёмы: коллективная работа.
Формы подведения итогов: устный опрос.
4.
Новый Уренгой - газовая столица России. С чего всё начиналось? История
основания города. Герб и флаг города – 1ч.
Теоретические сведения: рассказ учителя об основании города.
Практическая работа: раскрашиваем герб и флаг нашего города.
Форма занятий: работа в группах.
Методы и приёмы: наглядно – иллюстративный диалог.
Форма подведения итогов: выставка рисунков с символикой города.
Раздел II. Путешествие в историю Ямала – 6 ч.
9.
История освоения и заселения ЯНАО – 1 ч.
Теоретические сведения:
Обратимся к древности. Первоначальный ландшафт и его
постепенное изменение. Аборигенное население Ямала – ненцы.
Практическая работа: просмотр видео фрагментов.
Форма занятий: путешествие.
Методы и приёмы: словесный.
Форма подведения итогов: устный опрос.
10. О чём поведала летопись? Легенды, предания, заговоры коренных жителей -1ч.
Теоретические сведения : знакомство с легендами, преданиями, заговорами.
Практическая работа : заучивание заговоров.
Форма занятий: работа в группе.
Методы и приёмы: словесный.
Форма подведения итогов: опрос, конкурс «Лучший чтец заговоров».
11. Быт коренных жителей Ямала – 1ч.
Теоретические сведения : изучаем коренное население; занятия населения.
Практическая работа: виртуальное путешествие в чум.
Форма занятий: путешествие.
Методы и приёмы: наглядно – иллюстративный.
Форма подведения итогов: рисуем жилище коренных жителей – чум.
12. Традиции народов Севера – 1ч.
Теоретические сведения: рассказ о традициях северных народов.
Практическая работа : просмотр презентации.
Форма занятия: комбинированное
Методы и приёмы: наглядный.
Форма подведения итогов: викторина «Традиции северных народов»
13. Занятия коренных жителей – 1ч.
Практическая работа : подготовка к проекту «Занятия северных народов»
Форма занятий: групповая.
Методы приёмы: беседа, поисковый метод.
Форма подведения итогов: подборка материала к проекту. Работа с энциклопедиями.
14. Проект «Занятия коренных жителей» – 1ч.
Теоретическая часть:
Практическая часть: защита проекта.
Форма занятия: групповая.
Методы и приёмы: исследование.
Форма подведения итогов: защита проекта.
Раздел III. Игра – как основа национальных видов спорта – 3 ч.
6.
Знакомство с играми детей коренных жителей.– 1 ч.
Теоретические сведения: Беседа. Виды игр.
Практическая работа: разучивание подвижных игр.
Форма занятий: групповая.
Методы и приёмы: наглядный.
Форма подведения итогов: разучивание игр.
7.
От игры ко взрослой жизни– 1 ч.
Теоретические сведения: рассказ о том, как родители готовят детей ко взрослой жизни.
(игра «Меткий стрелок», «Постройка чума», «Ловля оленей»)
Практическая работа: работа с пластилином – изготовление чума.
Форма занятий: комбинированное.
Методы и приёмы: практическая работа.
Форма подведения итогов: выставка поделок.
8.
Спортивные игры детей коренных народов. – 1 ч.
Теоретические сведения: Отличительные особенности спортивных игр городских детей от
игр детей коренных народов.
Практическая работа: разучиваем игры детей коренных народов.
Форма занятий: игра.
Методы и приёмы: практическая работа.
Форма подведения итогов: разучивание игр.
Раздел IV. Ямал – культурный центр - 3ч.
1.
Рассказы об известных людях Ямала в области литературы – 1ч.
Теоретические сведения: Знакомство с писателями ЯНАО. (Ругин, Лапцуй, Афанасьев…)
Практическая работа: чтение произведений ямальских писателей
Форма занятия: ознакомительное занятие
Методы и приёмы: словесный.
Форма подведения итогов: устный опрос
14
2.Знакомство с художниками Ямальской земли – 1ч.
Теоретические сведения: художники Ямала и их работы.
Практическая работа: просмотр видеофильма о художниках Ямала.
Форма занятий: комбинированное.
Методы и приёмы: наглядный.
Форма подведения итогов: Мы – юные художники. Конкурс рисунков.
3. Знакомство с исполнителями песен о нашем городе и северном крае – 1ч.
Теоретические сведения: рассказ о музыкантах (З. Лаптандер).
Практическая работа: разучивание песни о городе Новый Уренгой..
Форма занятий: комбинированное.
Методы и приёмы: беседа.
Форма подведения итогов: исполнение песни о городе.
Раздел V. Семья и родной дом - 4ч.
2
- 2 «Я и моя семья». Составление родословного древа. Традиции семьи - 2 ч.
Теоретические сведения: рассказы детей о своей семье, семейных традициях.
Практическая работа: подготовка к составлению родословного древа. Составление
родословного древа.
Форма занятий: исследование.
Методы и приёмы: беседа индивидуальная работа, проектная деятельность.
Форма подведения итогов: защита проектов.
4.
Новый Уренгой – город газовиков и строителей. Почётные граждане города – 1ч.
Теоретические сведения : рассказ о почётных людях нашего города.
Практическая работа: видеофильм о людях, именами которых названы улицы нашего
города.
Форма занятий: комбинированное.
Методы и приёмы: словесный, наглядный.
Форма подведения итогов: викторина «Почётные люди г. Новый Уренгой»
5.
Что даёт наш край стране? Знаменитые месторождения: Уренгойское,
Ямбургское, Заполярное – 1ч.
Теоретические сведения: запасы голубого топлива.Знакомство с месторождениями.
Практическая работа : фрагменты видеофильма о месторождениях.
Форма занятий: круглый стол.
Методы и приёмы: наглядный, словесный.
Форма подведения итогов: устный опрос.
Раздел VI. Природа родного края - 4ч.
4.
Тундра, лесотундра, тайга – 1 ч.
Теоретические сведения: Природные зоны ЯНАО. Их отличительные особенности.
Практическая работа: работа с атласом ЯНАО.
15
Форма занятий: ознакомительное занятие, работа в группах.
Методы и приёмы: беседа, наглядно – иллюстративный.
Форма подведения итогов: викторина «Растительный мир нашего округа»
5.
Значение природы в жизни коренного населения – 1ч.
Теоретические сведения: Что значит природа для коренных жителей. Как используют
растения коренные жители?
Практическая работа: презентация «Природа и коренные жители».
Форма занятий: комбинированное.
Методы и приёмы: словесный.
Форма подведения итогов: устный опрос.
6.
Растительный мир Ямала – 1ч.
Теоретические сведения: растения нашего края; значение растений в жизни человека и
животных.
Практическая работа: составление кроссворда «Растения северного края»; работа с
гербарием «Лекарственные растения северного края».
Форма занятий: путешествие в растительный мир тундры.
Методы и приёмы: беседа, творческая работа.
Форма подведения итогов: конкурс рисунков «Растения Ямала».
4. Красная книга ЯНАО – 1 ч.
Теоретические сведения: растения Ямала, занесённые в Красную книгу; экологические
проблемы округа.
Практическая работа: составление памятки «Красная книга Ямала».
Форма занятий: ознакомительное занятие
Методы и приёмы: творческая работа, поисково – прблемный.
Форма подведения итогов: работа с памятками.
Раздел VII. Животный мир Ямала - 3ч.
1.Животные ЯНАО – 1ч.
Теоретические сведения: животные ЯНАО. Группы животных.
Практическая работа: загадки о животных.
Форма занятий: комбинированное.
Методы и приёмы: беседа, наглядно-иллюстративный.
Форма подведения итогов: конкурс загадок.
2 . Приспособление животного мира к суровым условиям севера – 1ч.
Теоретические сведения: Как приспособились животные к северным условиям.
Практическая работа: рисование северных животных.
Форма занятий: комбинированное.
Методы и приёмы: наглядный.
Форма подведения итогов: выставка рисунков.
3. Красная книга ЯНАО – 1 ч.
16
Теоретические сведения: животные Ямала, занесённые в Красную книгу; экологические
проблемы округа.
Практическая работа: практическая работа на тему «Исчезающие животные северного
края»; составление памятки «Сохраним животный и растительный мир Ямала».
Форма занятий: путешествие.
Методы и приёмы: творческая работа, поисково – проблемный.
Форма подведения итогов: викторина «Животные Красной книги ЯНАО».
Раздел VIII . Ямал в годы ВОВ – 3ч.
1.Население Ямала в годы ВОВ – 1ч.
Теоретические сведения: население Ямала в годы ВОВ.
Практическая работа: подготовка к проекту «Занятия мужчин, женщин, детей в годы ВОВ в
тылу»
Форма занятий: исследование.
Методы и приёмы: творческая работа, поисково – проблемный., практическая работа.
Форма подведения итогов: подготовка к проекту. Подборка материала.
2 . Проект «Занятия населения в годы ВОВ в тылу»- 1ч.
Теоретические сведения: вступительное слово учителя о жизни ямальцев в годы ВОВ.
Практическая работа: защита проекта.
Форма занятий: проект.
Методы и приёмы: практическая работа.
Форма подведения итогов: выступления детей. Выводы.
3. Ямальцы – герои ВОВ – 1ч.
Теоретические сведения: выступление детей о героях ВОВ.
Практическая работа: устный журнал.
Форма занятий: круглый стол.
Методы и приёмы: словесный, наглядный.
Форма подведения итогов: выставка портретов-героев ВОВ.
Экскурсия в краеведческий музей
Экскурсия в экологическую станцию
Экскурсия в весеннюю тундру.
Список литературы для педагога
1.
Дудников Н.Ф. Мой дом север. Москва 2006.
2.
Журавель Н.М.– Краеведение Ямало – Ненецкого Автономного округа. ЗАО «Центр
принт», 2009.
3.
Красная книга ЯМАЛА Екатеринбург, изд. Уральского университета, 1997.
4.
Лар Л.А. Мифы и предания ненцев Ямала / Автор-составитель Тюмень: Изд-во ИПОС
СО РАН, 2001.
5.
Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров.
17
6.
Петрова В.П., Харючи Г.П. Ненцы в истории Ямало – Ненецкого Автономного округа.
Издательство Томского университета, 2000.
7.
Полякова Т.Ю. Занимательная география Ямала, ООО «Миралл», 2004.
8.
Попов Ю.И. Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала. Тюмень:
Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.
9.
Природа Ямала. Екатеринбург, УИФ «Наука», 2006.
10.
Северяне - народный журнал.
11.
Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень 1999.
12.
Сусой Е.Г. Леонид Лапцуй - страницы жизни и творчества. Тюмень 1995.
13.
Чувашов Т. Гыданско - Тазовская природная зона, С-П., картографическая фабрика
ВСЕГЕИ, 1997.
14.
Энциклопедия ЯНАО, 1-3т., Салехард 2004.
15.
Ямальский меридиан – журнал. 2011-2012г.
Список литературы для детей
1.
Арктика – мой дом. Полярная энциклопедия школьника. Москва. Северные просторы,
2005.
2.
Лонгортова З.В. Земля сказок. Салехард: ГУП ЯНАО Издательство «Красный Север»,
2008.
3.
Приходько
М.С.
Хомаку:
картинный
словарь
русско
–
нещанского
языка.
/
М.С.
Приходько, С.Пб. Морсар АВ, 2000.
4.
Пушкарёва Е.Т. Картина мира. Екатеринбург. Издательство Баско, 2007.
5.
Северная энциклопедия. Европейские издания. Северные просторы. 2004.
6.
Тасу – Ява вписана в биографию Ямала. РПП «Крик – центр», Екатеринбург, 2010.
7.
Фёдорова
Л.В.
Ямальский
калейдоскоп.
/
Учебное
пособие
по
литературному
краеведению. 2 класс, Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2003.
8.
Ямал.
Энциклопедия
ЯНАО.
Тюмень:
Издательство
Тюменского
государственного
университета, 2004.
18