Напоминание

Народный танец в репертуаре студенческого любительского хореографического коллектива


Автор: Хващеская Екатерина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ДТДиМ"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Статья
Тема: Народный танец в репертуаре студенческого любительского хореографического коллектива
Раздел: дополнительное образование





Назад





Хващевская.Е.А

НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ В РЕПЕРТУАРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО

ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Т а н е ц – э т о ритмичные, выразительные телодвижения, обычно выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением, как повествует нам википедия. Но танец – это не только движения, это эмоции, будь то боль или счастье, радость или грусть, слезы или смех. Все чувства и слова мы можем выразить танцем. Как нельзя лучше, проявление своих эмоций мы можем выплеснуть в народном танце. Народный танец же берет свое начало в древности. Нужно отметить, что это танец, с самой своей удивительной и неповторимой историей, которая менялась от года к году, века к веку, и зависела от традиций, политических, территориальных изменений, а также самобытности изменчивой культуры. Таким образом, народный танец пришел к нам из Древней Руси. Истоками образования были повторения движений животных, массовые образования, гулянки, которые сопровождались плясками, хороводами и песнями. Как и в то время, так и сейчас, это неотъемлемая часть жизни русского человека, его менталитет, как модно сейчас говорить. Поводами массовых гуляний служили праздники, ярмарки, а также существовали и ритуальные танцы для празднования, отведения беды, оплакивания мертвых, лечения больных. Танец был сильным средством самореализации и выражения. Есть замечательная фраза: «Чтобы поставить танец какого-то народа, нужно влюбиться в этот народ, а лучше — полюбить его». К сожалению, еще в недалеком прошлом, народный танец был не моден. Им занимались лишь люди в возрасте, от тридцати лет, и в редком случае молодежь. Но сейчас, с каждым годом, народный танец приобретает популярность в студенческих клубах, школьных кружках, а также уже взрослых коллективах. Сегодня любительская народная хореография находится на подъеме. Когда-то это контролировалось государством, но на данном этапе развития нет. Но профессиональных коллективов народного танца сейчас мало, да и в большинстве своем такие ансамбли находятся в состоянии депрессии. Желающих не много, да и государство не сильно заинтересованно в поддержке данных коллективов, тем самым создавая дефицит денег. Такая позиция ошибочна, в народной хореографии – будущее. В свою очередь, заинтересованность ребенка и подростка в выборе данного направления, на мой взгляд, лежит целиком на преподавателе и педагоге. Именно от того как он преподнесет, раскроет его суть и состоит первое впечатление и последующая любовь к данному танцу. Подбор костюмов и аксессуаров для выступления играет в этом немалую роль, так воплощая танец народа, мы передаем его культуру, поведение, а также душу и отношение к государству, тем самым прививая ребенка и подростка к культуре, учим его «правильной» непошлой красоте. Поэтому не секрет, что люди, предпочитающие народный танец – патриоты, они очень 1
дисциплинированы и развиты. В свою очередь, хочется отметить, что урок народного танца необходим для раскрытия у ребенка и подростка его широкой души. Но какой-бы не был народный танец – это тяжелый труд, требующий внимательности и настойчивости, уверенности в собственных силах. Поэтому лишь сильные и уверенные в себе люди, выбирают своим направлением – фольклор и народный танец. Народный танец - путь к оздоровлению и гармонизации души - эта фраза должна стать девизом танцора-народного танца. Настоящий артист, за свою жизнь не станцевал ни одного танца, вместо этого он прожил множество жизней, эмоциональных, которые положены в танцевальную пластику и сопровождаются музыкой. Каждое движение, каждая пауза, наполнена должна быть смыслом, даже когда стоишь или идешь в танце, ты должен нести определенный смысл, выразить состояние души. На самом деле, это сделать сложнее, чем выполнить какой-либо, танцевальный трюк. Для того, чтобы совместить состояние души и ритмику танца, необходимо долго и упорно работать над ним, повторять по много раз. Только упорством и многократным повторением мы можем добиться успеха. Но если твоя душа не поет в танце, каким бы не был этот танец, он обречен на провал. В творческом процессе многое имеет значение. Новая идея часто возникает от какого-то движения. Если музыка увлекает, получается что-то хорошее. Все должно помогать: музыка, тема, артисты. Все должны петь в унисон и быть одинаково увлечены этим процессом. За работу необходимо браться с азартом и увлечением. В своей работе хореограф должен подобрать такие выразительные средства, которые более конкретно и ясно выражают постановку. Сюда можно отнести сами танцевальные движения, пантомиму, музыку, костюмы и декорации. Необходимо отметить значение музыки в танце. Музыка – это несомненно душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её народа. Она насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных, хороводных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку. Конечно, самой лучшей музыкой является музыка, исполняемая вживую. Но, к сожалению, и это в наше время редкость. Всем хорошо известно, что музыка и танец неотделимы друг от друга, ведь музыка – душа танца. Поэтому необходимо подбирать образную, выразительную, содержательную музыку, не оставляющую равнодушным ни одного человека. Музыка и смысл танца, а также сами движения обязательно должны соответствовать жанру, иначе донести смысл и характер хореографии невозможно. Отдельно, конечно, хочется рассказать о такой специфической работе хореографа, как работа с самодеятельным ансамблем народного танца в студенческом клубе. Данный контингент молодых людей имеет свои 2
особенности, они отличаются высоким уровнем умственного и личностного развития, претендуют на высоконравственные отношения с ними. И, конечно, их совсем нельзя отнести к детям или подросткам. Возраст данной группы имеет временные рамки от семнадцати до двадцати двух лет, они являются студентами, которые обучаются в высшем учебном заведении. Таким молодым людям необходимо иметь «самостоятельность» в принятии решений, знать, что к их мнению прислушиваются, с ними «считаются». Наблюдение за данной группой людей показывает, что лучшими формами досуга в их свободное время является музыка, танцы, игры, КВН, различные телевизионные шоу. И именно в этих целях в высших учебных заведениях создаются студенческие клубы. Здесь художественная самодеятельность является одной из форм народного творчества. А уже на базе самодеятельности вырастают профессиональные и музыкальные ансамбли и коллективы. Несомненно, нужно отметить, что в работе с артистами художественной самодеятельности есть свои особенности. Данная работа складывается из многих ступеней, соединяется звеньями между собой. Основной формой учебного процесса в самодеятельном и любительском коллективе являются репетиционные, коллективные занятия. В ходе них педагог обучает своих артистов необходимым навыкам и знаниям, которые необходимо освоить участникам коллектива. Еще одной неотъемлемой формой обучения является индивидуальное общение и занятие педагога и студента. Отсюда возникает необходимость воспитательной работы в студенческом коллективе. Ее специфика заключается в сочетании таких моментов, как художественные, исполнительские, общепедагогические, социологические и психологические. Проведение такой работы в коллективе формирует у исполнителей как профессиональную подготовку, технический потенциал, так и формирование и поддержание уровня общей культуры, эстетическое развитие. В методике преподавания народного танца нельзя ограничиваться только одним методом воздействия на коллектив. Нужно комплексно выстраивать работу с участниками коллектива. Такими методами могут являться: метод убеждения, метод упражнения, метод воспитания, а также метод обучения. Люди по своей сути все индивидуальны. Мы имеем разные особенности строения, особенности таланта, а также особенности восприимчивости. Поэтому неудивительно, что все артисты в разной степени наделены данными: одним легче дается передача эмоций, другим выполнение трюков, третьи неприметны и не любят находится в центре внимания. Хореограф в своей работе, не может этого не учитывать. В своей работе педагог должен помочь преодолеть артисту его недостатки. Также преподаватель не может не учитывать индивидуальных исполнителей. Здесь самую важную роль играет наполненность, артистизм, желание совершенствоваться и передавать образы, проживать иную жизнь. В танце обязательно должно происходить «волшебство», перевоплощение. Если же этого не произойдет, хореографа вместе с артистами ждет провал. Говоря о большей роли эмоциональной 3
стороны танца, нельзя забыть о его технике. Без владения техникой и материалом танца участник не сможет передать образ. В этой связи, говоря о качествах хорошего хореографа, стоит выделить такое качество, как педагогические способности. Ведь данная профессия основана на этом элементе. Лишь донося смысл, технику и характер движения, танец может выстроиться в настоящее произведение. Но все равно, действие любого танца не может зависеть только от одного человека, в любом случае, даже если это сольное выступление артиста, за ним кроется огромная работа целого коллектива. Именно поэтому хореографический коллектив и его внутреннее наполнение является важнейшим фактором развития хореографического творчества. Репертуар, или иными словами, материал для постановки – процесс творческого умозаключения педагога. Он зависит от его способностей, фантазии, даже можно сказать его амбиций. Но очень важной чертой подбора репертуара является учет возможностей коллектива. На мой взгляд, репертуар должен немного превышать возможности коллектива, тем самым способствую его развитию и росту. Он не должен быть легким, быстро заучивающимся и также забывающимся. Он должен нести в себе черты головоломки. С каждым его исполнением в голове артиста должны возникать новые образы, исполняться новые желания. Тем самым студенту не будет скучно при повторении многократных упражнений, производя движения и эмоции вновь и вновь, он будет преодолевать новые, еще недавно, кажущиеся невозможными высоты. Репертуар – это лицо самодеятельного коллектива, его визитная карточка. Репертуар создается всем коллективом, где каждый исполнитель дополняют друг друга, обеспечивая тем самым выполнения единых творческих задач. Содержательность же материала постановки (репертуара) определяется характером персонажа. Персонаж в народном танце – это тип со своими особенностями, которые проявляются, как я ранее уже упоминала во всех сферах обучения. Именно народная хореография полна выразительными движениями. Данные движения несут в себе выражение как психологических и духовных качеств, так и темперамент, характер народа, стиль поведения. Вся образность и выразительность танца – это информация, происходящая от исполнителя, его качеств и особенностей. Именно поэтому у каждого исполнителя танец звучит по-разному, вызывает разные эмоции и ассоциации, то есть своя сфера художественного и образного выражения. Таким образом, обучение народному сценическому танцевальному навыку и искусству среди студенческих групп, на мой взгляд, необходимость. Данное знание – это основа культуры, как национальной, так и культуры других стран. Оно воспитывает чувство патриотической гордости, понимание древних и ушедших в пошлое традиций, развивает мыслительную способность, эстетичность восприятия мира и утверждение народности в современном искусстве. Изучая данную культуру, участник коллектива имеет возможность погрузится в национальную культуру своего этноса, или даже 4
этноса, совсем неизведанной нами части континента. Он может окунуться в традиции и мысли его предков, согласитесь, не этого ли хочет любой артист, и даже простой человек. Данное перевоплощение нам подвластно при введении в танец сюжетной линии. Сюжет в танце – это «стержень» танца. Танцора, воспроизводя задуманное хореографом раскрывают определенное действие, несут определенный образ. Сюжеты постановок народных-сценических танцев подразделяются на игровые и тематические. Игровыми являются обрядные танцы, например, иллюстрирующие текст определенной песни, или созданы балетмейстерами. Отличительной чертой данного сюжета является то, что он статичен, характер героя, хореограф не раскрывает. В то время как тематические постановки раскрывают само отношение к событию и ситуации, факту. Именно в таких танцах, его построение будет по схеме: экспозиция, завязка и кульминация. Это такой, кратко временный спектакль. Поэтому в сюжетном танце техника исполнителя, воспринимается как цель для раскрытия художественного образа. Хочется отметить, что сюжетные танцы более интересно воспринимаются как исполнителем, так и зрителем. Артисту интересно играть роль актера, проживать неизвестную для себя роль. Это касается и публике, которой демонстрируется танец: чем понятнее и ярче выражен сюжет, тем более ясна его основная мысль, а вследствие этого танец выразительней и лучше воздействует на оппонентов. Лучшим выбором сюжета в народном танце является само творчество народа. В него входят как традиции наших предков, так и сказки, пословицы, необычная роспись сувениров, образы театра, фольклор, так и вся наша Россия, все ее просторы, природа, темперамент и мент алитет русского человека, е го непредсказуемость. Если вдохновение хореограф берет отсюда, на мой взгляд, его фантазии и идеи никогда не закончатся, постановки не будут скучными, студенты никогда не потеряют интерес к исполнению данного направления танца как народная культура. За все время развития народно-сценического танца, его хореография изменилась, усовершенствовалось. В этой связи можно проследить влияние как такого народного искусства, его культуры и многовековых традиций на развитие и деформацию самой русской хореографии в широком своем смысле. Социальные функции народного танца более разнообразны и не обделены эстетическими параметрами, и не ограничены этим. Танцевальная культура, культура народного танца формируется веками, и ее развитие сейчас не стоит на месте. Оно развивается с культурой, народом, принимает различные формы и затрагивает различные аспекты жизнедеятельности. Народный танец, отражая собой этнос народа, его национальную культуру является ярчайшим выражением исторической и художественной памяти народа, нации. Оно способствует культурному развитию человека, общества и государства. Изучение танцевального искусства, а именно народного танца студентами является неотъемлемым показателем высоко духовности и правильной направленности интересов молодого поколения. А молодое 5
поколение – как известно, наше будущее. От того, как мы поможем им справиться с социальной адаптацией, поиском своего места в жизни и определением социально-значимого поведения, такое будущее нас и ждет. 6


В раздел образования