Напоминание

Доклад на тему : "Деятельность учреждений дополнительного образования в сфере здоровье сбережения"


Автор: Никифорова Валентина Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО ДЭЦ "Косатка"
Населённый пункт: город Хабаровск Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Доклад на тему : "Деятельность учреждений дополнительного образования в сфере здоровье сбережения"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Доклад на тему : «Деятельность учреждений дополнительного образования в сфере здоровьесбережения»
«Жизнь требует движения»

(Аристотель)
. На сегодняшний день, одно из важных проблем именно направлением педагогической деятельности в дополнительном образовании является развитие творческих, познавательных, интеллектуальных, духовно- эстетических способностей каждого ребенка. Большое значение уделяется основам безопасности жизнедеятельности, духовно-нравственному, спортивно-оздоровительному и патриотическому воспитанию. Суть этой работы состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к семье, к своему здоровью, родному дому, природе, истории и культуре своей страны, уважение к традициям и культуре других народов, ко всему, что создано трудом людей . И конечно главная задача педагогов дополнительного образования является -формировать у детей основы культуры безопасного и здорового образа жизни, способствовать развитию понимания своего физического и нравственного здоровья как жизненно важных ценностей, воспитывать эту позицию по отношению к себе и к окружающей среде. В решении этой задачи актуальна и плодотворна совместная деятельность общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования: спортивными секциями, экологическими и детскими центрами, станциями. Этим возрастает значение дополнительного образования, ориентированного на свободный выбор различных форм деятельности, формирование собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и способностей. На развивающийся организм ребенка действуют повышенные физические и нервно-психические нагрузки, связанные с усвоением дополнительного учебного материала, овладением новыми видами и формами деятельности. Для достижения значительных творческих успехов воспитанники должны работать в мастерских, тренироваться, репетировать. Много физических сил отнимает у сольных исполнителей и участников танцевальных, хоровых, актерских и других творческих коллективов участие в конкурсах и смотрах, концертной деятельности. Успешность этих видов работы является основой для оценки эффективности учреждения дополнительного образования.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень здоровья населения нашей страны. В организационно-педагогическом отношении дополнительное образование отличается от основного менее строгим регламентом содержания, времени, форм и методов проведения занятий. В учреждениях дополнительного образования детей и подростков образовательная деятельность академического типа, реализуемая в классической классно-урочной форме обучения, в определенной степени, ограничена. В учебно-воспитательном процессе преобладает личностное обучение с использованием активных форм. При этом учебный процесс подчиняется не логике предмета, а логике деятельности, которой овладевают обучаемые. Это наиболее характерно для учреждений сферы дополнительного образования, которая рассматривается как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы развития вариативного образования. Поэтому дополнительное образование по отношению к основному является "экспериментальным полигоном", на котором отрабатываются инновационные образовательные технологии. В связи с этим поиск специфических подходов к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в сфере дополнительного образования важен для всей системы образования современной России. Однако в сложившемся опыте дополнительного образования и реальной практике в организации охраны здоровья детей существует ряд противоречий: - Идет недооценка значимости здоровья детей как фундамента самореализации личности в сфере дополнительного образования; - между сложившейся спецификой организации учебно-воспитательного процесса дополнительного образования детей и низким уровнем учета педагогических возможностей для создания здоровьесберегающей среды в этих учреждениях; между разноплановыми оздоровительными мероприятиями, привлечением различного по характеру служб и сопровождений и отсутствием научного подхода к формированию здоровьесберегающей среды в сфере дополнительного образования. Последние десятилетия привнесли радикальные изменения в систему дополнительного образования. Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества
образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально- педагогической деятельности педагогов ДОД, их готовность осваивать и внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной и воспитательной работы стал нормой деятельности педагогов. Ими создаются новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка, запроса его семьи. В образовательной системе в настоящее время существуют два принципиальных способа появления инноваций. На протяжении нескольких лет в нашем дошкольном учреждении создавалась система деятельности, ориентированная на оздоровление детей старшего дошкольного возраста с опорой на музыкально-ритмические движения. С целью более глубокого исследования положительного влияния музыкально-ритмических движений на здоровье детей был разработан проект «Ритмопластика как средство укрепление физического, психического, нравственного здоровья дошкольников». Основными задачами этого документа являются:  обеспечение возможности сохранения здоровья ребенка в период пребывания его в дошкольном учреждении;  формирования у ребенка отношения к своему здоровью  создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности,  разработка инновационных образовательно-оздоровительных технологий и внедрение их в учебно-воспитательный процесс через все виды деятельности;  реализацию комплекса здоровье сберегающих факторов в ходе воспитательно-образовательного процесса;  создание здоровье сберегающего пространства;  обобщение опыта и анализ инновационного проекта для успешной реализации в условиях ДОУ.
На базе нашего центра проводились семинары, открытые занятия. Результаты инновационной деятельности дошкольного учреждения представлялись на ежегодных конкурсах педагогических инициатив с публичной защитой инновационного проекта, промежуточными отчетами, презентацией опыта. В ходе экспериментальной работы выявлены следующие результаты. В учреждении в течение года проводились открытые просмотры занятий и праздников, пропагандирующих здоровый образ жизни (занятия оздоровительной направленности «Путешествие в мир безопасности ». В рамках инновационной работы, в течение года дети 1-3классов на достаточно высоком уровне демонстрировали свои умения, знания, навыки, творческие способности во время проведения открытых занятий. (День открытых дверей, Методическое объединение работы в ДОУ). Распространение педагогического опыта проводилось систематически на различных уровнях (краевом-участие в программах курсов повышения квалификации, на муниципальном- участие в научно-практической конференции. Экспериментальная работа в ДОУ показала, что, подвижные игры, открытые уроки по ЗОЖ благоприятно влияют на психофизическое состояние ребенка, способствуют постановке правильного поведения, и бережного отношения к своему здоровью .У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных приемов для его укрепления.


В раздел образования