Доклад на тему : "Деятельность учреждений дополнительного образования в сфере здоровье сбережения"
Автор: Никифорова Валентина Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАУДО ДЭЦ "Косатка" Населённый пункт: город Хабаровск Хабаровский край Наименование материала: статья Тема: Доклад на тему : "Деятельность учреждений дополнительного образования в сфере здоровье сбережения" Раздел: дополнительное образование
Доклад на тему : «Деятельность учреждений дополнительного образования в
сфере здоровьесбережения»
«Жизнь требует движения»
(Аристотель) .
На сегодняшний день, одно из важных проблем
именно
направлением
педагогической
деятельности
в
дополнительном
образовании
является
развитие
творческих,
познавательных,
интеллектуальных,
духовно-
эстетических способностей каждого ребенка.
Большое
значение
уделяется
основам
безопасности
жизнедеятельности,
духовно-нравственному,
спортивно-оздоровительному
и
патриотическому
воспитанию. Суть этой работы состоит в том, чтобы взрастить в детской
душе семена любви к семье, к своему здоровью, родному дому, природе,
истории и культуре своей страны, уважение к традициям и культуре других
народов, ко всему, что создано трудом людей .
И конечно главная задача педагогов дополнительного образования является
-формировать у детей основы культуры безопасного и здорового образа
жизни, способствовать развитию понимания своего физического и
нравственного здоровья как жизненно важных ценностей, воспитывать эту
позицию по отношению к себе и к окружающей среде. В решении этой
задачи актуальна и плодотворна совместная деятельность
общеобразовательных школ с учреждениями дополнительного образования:
спортивными секциями, экологическими и детскими центрами, станциями.
Этим возрастает значение дополнительного образования, ориентированного
на свободный выбор различных форм деятельности, формирование
собственных представлений о мире, развитие познавательной мотивации и
способностей.
На развивающийся организм ребенка действуют повышенные физические и
нервно-психические нагрузки, связанные с усвоением дополнительного
учебного материала, овладением новыми видами и формами деятельности.
Для достижения значительных творческих успехов воспитанники должны
работать в мастерских, тренироваться, репетировать. Много физических сил
отнимает у сольных исполнителей и участников танцевальных, хоровых,
актерских и других творческих коллективов участие в конкурсах и смотрах,
концертной деятельности. Успешность этих видов работы является основой
для оценки эффективности учреждения дополнительного образования.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является
общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее
десятилетие резко снизился уровень здоровья населения нашей страны.
В организационно-педагогическом отношении дополнительное образование
отличается от основного менее строгим регламентом содержания, времени,
форм и методов проведения занятий. В учреждениях дополнительного
образования детей и подростков образовательная деятельность
академического типа, реализуемая в классической классно-урочной форме
обучения, в определенной степени, ограничена. В учебно-воспитательном
процессе преобладает личностное обучение с использованием активных
форм. При этом учебный процесс подчиняется не логике предмета, а логике
деятельности, которой овладевают обучаемые. Это наиболее характерно для
учреждений сферы дополнительного образования, которая рассматривается
как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы развития
вариативного образования. Поэтому дополнительное образование по
отношению к основному является "экспериментальным полигоном", на
котором отрабатываются инновационные образовательные технологии. В
связи с этим поиск специфических подходов к решению проблемы
сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в сфере
дополнительного образования важен для всей системы образования
современной России.
Однако в сложившемся опыте дополнительного образования и реальной
практике в организации охраны здоровья детей существует ряд
противоречий:
- Идет недооценка значимости здоровья детей как фундамента
самореализации личности в сфере дополнительного образования;
- между сложившейся спецификой организации учебно-воспитательного
процесса дополнительного образования детей и низким уровнем учета
педагогических возможностей для создания здоровьесберегающей среды в
этих учреждениях;
между разноплановыми оздоровительными мероприятиями, привлечением
различного по характеру служб и сопровождений и отсутствием научного
подхода к формированию здоровьесберегающей среды в сфере
дополнительного образования.
Последние десятилетия привнесли радикальные изменения в систему
дополнительного образования. Концепция модернизации российского
образования ставит задачу достижения нового, современного качества
образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка,
способной реализовать себя как часть социума.
В связи с этим, предполагается новое содержание профессионально-
педагогической деятельности педагогов ДОД, их готовность осваивать и
внедрять
инновации,
которые
востребованы
новой
образовательной
ситуацией.
Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной и
воспитательной
работы
стал
нормой
деятельности
педагогов.
Ими
создаются
новые
образовательные
программы,
позволяющие
обеспечить
вариативность
образовательного
процесса,
ориентированного
на
индивидуальность ребенка, запроса его семьи.
В
образовательной
системе
в
настоящее
время
существуют
два
принципиальных способа появления инноваций.
На
протяжении
нескольких
лет
в
нашем
дошкольном
учреждении
создавалась система деятельности, ориентированная на оздоровление детей
старшего
дошкольного
возраста
с
опорой
на
музыкально-ритмические
движения. С целью более глубокого исследования положительного влияния
музыкально-ритмических движений на здоровье детей был разработан проект
«Ритмопластика
как
средство
укрепление
физического,
психического,
нравственного
здоровья
дошкольников».
Основными
задачами
этого
документа являются:
обеспечение возможности сохранения здоровья ребенка в период
пребывания его в дошкольном учреждении;
формирования у ребенка отношения к своему здоровью
создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей
на основе их творческой активности,
разработка инновационных образовательно-оздоровительных
технологий и внедрение их в учебно-воспитательный процесс через
все виды деятельности;
реализацию комплекса здоровье сберегающих факторов в ходе
воспитательно-образовательного процесса;
создание здоровье сберегающего пространства;
обобщение опыта и анализ инновационного проекта для успешной
реализации в условиях ДОУ.
На
базе
нашего
центра
проводились
семинары,
открытые
занятия.
Результаты
инновационной
деятельности
дошкольного
учреждения
представлялись
на
ежегодных
конкурсах
педагогических
инициатив
с
публичной защитой инновационного проекта, промежуточными отчетами,
презентацией
опыта.
В
ходе
экспериментальной
работы
выявлены
следующие результаты.
В
учреждении
в
течение
года
проводились
открытые
просмотры
занятий и праздников, пропагандирующих здоровый образ жизни (занятия
оздоровительной
направленности
«Путешествие
в
мир
безопасности
». В
рамках инновационной работы, в течение года дети 1-3классов на достаточно
высоком уровне демонстрировали свои умения, знания, навыки, творческие
способности
во
время
проведения
открытых
занятий.
(День
открытых
дверей, Методическое объединение работы в ДОУ).
Распространение педагогического опыта проводилось систематически на
различных
уровнях
(краевом-участие
в
программах
курсов
повышения
квалификации,
на
муниципальном-
участие
в
научно-практической
конференции.
Экспериментальная
работа
в
ДОУ
показала,
что,
подвижные
игры,
открытые уроки по ЗОЖ благоприятно влияют на психофизическое состояние
ребенка,
способствуют
постановке
правильного
поведения,
и
бережного
отношения к своему здоровью .У большинства детей наметилась тенденция
сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных
приемов для его укрепления.