"Современный подход к формированию навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе"
Автор: Флегантова Светлана Георгиевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №2 УИИЯ Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск Наименование материала: статья Тема: "Современный подход к формированию навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе" Раздел: начальное образование
Выступление на заседании городской творческой группы учителя начальных
классов Флегантовой С.Г. по теме
«Современный подход к формированию навыка смыслового чтения на уроках в
начальной школе»
Добрый день уважаемые коллеги!
Тема моего выступления «Современный подход к формированию навыка смыслового
чтения на уроках в начальной школе». Начать я бы хотела с короткого знакомства с
программой, по которой я работаю – Перспективная начальная школа.
В проекте «ПНШ» ярко выражены межпредметные связи. Все учебники связаны
между собой единой интригой. В центре «ПНШ» стоит предмет «окружающий мир». «Он
прорастает
корнями
во
все
другие
предметы.
Ребенка
«нужно
«опрокинуть»
в
окружающий мир, чтобы он стал грамотным и развитым человеком», - считают авторы
проекта.
Рядом с учащимися разворачивается жизнь их сверстников (старшей сестры и
младшего
брата
Маши
и
Миши
Ивановых).
У
героев
УМК
есть
конкретное
место
проживания с названием, историей, родителями, школой, учителями, одноклассниками и
друзьями.
Маша ровесника учеников, Миша - младший брат, они растут, меняются, выполняют
различные
образцы
заданий.
Вслед
за
ними
это
делают
наши
учащиеся,
развивают
общественные навыки. Детям это очень интересно.
С точки зрения ученых, на успешность обучения ученика влияет около 200 факторов.
Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все
вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным, человек
должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности
работы с информацией, но не главным.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются
внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки
читателя.
Поэтому
одна
из
основных
психологических
задач
обучения
смысловому
чтению - активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
Что же касается учебников
«ПНШ», то в них учебный материал изложен и с учетом
требований темпа чтения и с учетом развития психических процессов, необходимых для
развития школьника.
Кроме
того
они
учат
ребенка
работать
со
всеми
источниками
информации:
справочниками,
словарями,
библиотекой,
окружающими
людьми,
компьютером
и
Интернетом. Уже со 2 класса дети на уроках русского языка знакомятся с 5 видами
словарей, а в 4 с 7 видами и постоянно используют эти словари на других уроках. Во всех
учебниках
«ПНШ»
много
рисунков,
иллюстраций,
таблиц
и
схем
дидактического
характера, которые они должны уметь читать или составлять самостоятельно.
Все учебники по предметам имеют продолжение – по литературному чтению и
окружающему миру – хрестоматии. Так же рабочие тетради на печатной основе, на
которых мне бы и хотелось остановиться, поскольку,
как мне кажется, именно в них
заложен процесс формирования
и развития навыков смыслового чтения у младших
школьников.
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его
стороны: техническую и смысловую.
Техническая сторона предполагает оптическое
восприятие,
воспроизведение
звуковой
оболочки
слова, речевые
движения,
то
есть
декодирование
текстов
и
перевод
их
в
устно-речевую
форму.
Смысловая сторона
включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания.
У ребенка, начинающего читать, техническая сторона первостепенна, а понимание
возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, у опытного чтеца – смысловая
сторона опережает техническую. Мы можем наблюдать данный этап перехода у детей,
когда
они
начинают
договаривать
читаемое
слово, это
свидетельствует
о
появлении
смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая).
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста,
уловить
все
детали
и
практически
осмыслить
извлеченную
информацию.
Это
внимательное вчитывание и проникновение в смысл происходит не только с помощью
анализа текста, но и когда он испытывает эмоциональное сопереживание. Когда человек
действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может
активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает
соотношение
между
собой,
текстом
и
окружающим
миром.
Формирование
навыков
смыслового чтения ведет к развитию устной речи, следующая важная ступень развития,
речь письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для
того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать
содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е.
осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности,
способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как:
- проблемно-поисковый способ,
- дискуссия,
- обсуждение,
- моделирование,
- рисунок, выборочное чтение,
- чтение по ролям и т.д.
Я в своей практике работы применяю еще несколько
видов работы, которые
рекомендованы
программой для использования с учебниками и учебными пособиями
«ПНШ».
1.
Одним
из
них
является цветное
маркирование ,
т.е.
выделение
цветом
необходимого фрагмента. Первоначально в Азбуке – это те слова, значение которых
необходимо объяснить, в литературном чтении – выделение текста для прочтения по
ролям
или
деление
на
смысловые
части,
в
3-4
классе
–
это
в
основном
самостоятельная работа в тетрадях. Посмотрим образец урока.
(открыть тетради, прочитать задания).
В зависимости от цели, которая ставится перед учащимися, школьники выделяю область
текста или слова желтым или голубым цветом. Такое маркирование встречается не только
на уроках литературного чтения, но и по русскому языку.
(Русский яз. 3 класс с.33 т.д.)
2.
Систематическая работа со словарями.
3.
Еще одним из приемов познавательной деятельности, которая влияет развитие и
формирование смыслового чтения -
сравнение произведений, принадлежащих к
разным видам искусства (текст, музыка, живопись), для обнаружения сходства
воссозданных в них картин мира. Вы конечно можете мне возразить и сказать, что
данный
прием
все
хорошо
знаком,
все
рассматривают
картины,
слушают
музыкальные произведения, и ничего в этом нового нет.
Позвольте мне немного познакомить вас каким образом ведется работа с данными
произведениями по программе «ПНШ».
ПРИМЕР №1
Литературное чтение 2 класс, работа по картине
Т. Мавриной «Полумесяц»
Важно
не
мешать
школьникам
почувствовать
атмосферу
таинственности,
которая
создается благодаря яркому сиянию луны. Весь текст вопросов и заданий к акварели
Мавриной прочувствованно читает учитель. Своими комментариями к каждому заданию
Учитель стимулирует рождение ассоциаций у ребенка и появление ответов.
≪
О чем могут разговаривать ночью дерево и гараж?
≫
— спрашиваетучительи тут же
задаетдополнительныевопросы:
≪
Как вы думаете, кто из них старше? Кто больше видел? Кто слышал больше всяких
разговоров? А это только разговоры людей между собой или чьи-нибудь еще (птиц, кошек,
собак…)? Почему они, если общаются, то делают это ночью, а не днем? Мешает ли дереву
то, что гараж построили прямо возле него, или, наоборот, ему это нравится? И так далее…
Учитель задает вопрос:
«
О чем могут говорить дома между собой?
«
и тут же спрашивает дополнительно, в
помощь:
≪
Говорятли доматолькоо своихжильцахили у них есть и другиепроблемы?
Что может волновать дом, если он очень старый и начал разрушаться? О чем он может
мечтать? О чем может думать недавно построенный дом? Что они наблюдают днем? Как
меняются их наблюдения ночью?
≫
.
Задавая вопрос:
«
О чем могут
беседовать
луна
и зажженные
окна
домов?
«
, учитель
может уточнить:
«
Есть ли у них что-нибудь общее?» . (Окна горят днем или ночью? А
луна?).
«
Могут ли окна переживать, что они не такие яркие и красивые, как луна? Могут
ли они хвастаться тем, что когда захотят — горят , а когда не захотят — не горят,
в
отличие
от
луны?
Может
ли
луна
гордиться
тем,
что
видит
огромное
количество
зажженных
окон?
Могут
ли
окна
интересоваться
у
луны
самочувствием
своих
родственников (других зажженных окон), которых они видеть не могут?»
И так далее…
Нам важно, чтобы дети начали говорить, начали фантазировать. И если фразы у них
получаются неуклюжими, если они повторяются — это пока неважно: развитая речь
нарабатывается постепенно.
ПРИМЕР №2.
Выше была приведен пример работы по одной картине, но авторами предусмотрены и
другие виды работы, когда необходимо сравнить стихотворение и картину в «Музейном
доме» (чтение с.26 3 класс, Э. Машковской «Где тихий пруд…» и картину
Василия
Поленова
«Заросший
пруд»)
и
выделение
главного
эмоционального
переживания.
Необходимо отметить, что к одной и той же картине, дети возвращаются не один раз, в
разных
ситуациях,
с
разными
заданиями.
Нередко
сюда
же
добавляется
слушание
музыкального произведения и его сопоставления.
4.
Нельзя обойти еще один вид работы на уроках чтения - работа с рамкой. Вернемся
к картине В. Поленова «Заросший пруд» я не стану рассказывать всю работу по
картине, а возьмем только ту часть, которая касается рамки. Рамка вырезается из
листочка бумаги и хранится в учебнике по чтению. Наложите рамку на картину и
медленно
ведите
ее
рассматривая
элементы.
Что
вы
увидели,
чего
раньше
не
замечали? Дети очень любят это вид работы. Его можно организовать в паре, в
группе, индивидуально. Эта работа может быть осложнена, если вы предложение
детям
составить
предложение
по
увиденному,
подобрать
словосочетания
и
др.
Аналогичная работа может проводиться с лупами.
Проводя такую работу можно обратиться к детям с вопросом: «Почему в картинной
галерее люди долго стоят перед картиной?»
Слайд МУЗЕЙ
5. Перечитывание текста с разными задачами.
Оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли
текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек, литературных приемов (сравнения,
олицетворения, контраста).
6.
Поиск и выделение необходимой информации в словарях .
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное»
или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы
постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс
интерпретации, наделения смыслом.
Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход
к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на
понимание
читающим
смыслового
содержания
текста.
В
концепции
универсальных
учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены
действия смыслового чтения, связанные с:
· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
· определением основной и второстепенной информации;
· формулированием проблемы и главной идеи текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать
оценку информации, откликнуться на содержание.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в
структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к
школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция
деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память,
творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
1
класс –
обучение
детей
чтению
и
пониманию
прочитанного
текста,
его
осознанного восприятия:
сравнение текста и набора предложений, определение отличий;
выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;
усвоение
структуры
текста:
начало
текста,
концовка,
умение
видеть
последовательность событий;
оглавление текста (подбор заголовков);
составление схематического или картинного плана под руководством учителя.
Стоит
отметить,
что
учебно-методический
комплект
по
УМК
«Перспективная
начальная школа» -
«Азбука. Обучение грамоте и чтению» [ 1 ] (учебник, тетради на
печатной
основе)
организует
обучение
в
логике
постоянного
развития
речевой
и
интеллектуальной деятельности и изменения позиции школьника в учебной деятельности:
методический аппарат способствует тому, что постоянно повышается самостоятельность
первоклассников, степень участия в обмене мнениями, в коллективной работе.
2 класс - обучение детей работать с текстом:
самостоятельная постановка вопросов к тексту;
деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения) в
парно – групповой работе;
выделение опорных слов (словосочетаний) для пересказа;
характеристика героев и их поступков под руководством учителя;
подбор антонимов и синонимов к словам;
работа со словарём.
Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно
возрастает продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому
добывать
информацию
и
оперировать
ею.
Речь
идет
о
системе
словарей,
которые
включены
в
особый
том
учебника
(начиная
со
2-го
класса)
и
к
которым
школьник
вынужден
постоянно
обращаться,
решая
конкретные
языковые
задачи.
Разработана
система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание,
пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге [16].
На уроках литературного чтения в 1- 2 классах, для того чтобы научить школьника
структурировать текст в зависимости от поставленной задачи, в УМК «Перспективная
начальная школа» разработана методика цветового маркирования текста. С помощью
чередования
вертикальных
полосок
голубого
и
жёлтого
цвета
на
полях
в
учебнике
организуется чтение текстов по цепочке. В период формирования умений и навыков
чтения такое структурно организованное чтение по цепочке (с ориентацией на боковые
полоски, членящие текст на отрывки) методически оправдано.
Два
цветных
карандаша
-
жёлтого
(оранжевого)
и
голубого
цвета
постоянно
присутствуют
на
уроках
литературного
чтения
во
2-м
классе.
Этим
инструментом
школьники пользуются в "Тетрадях для самостоятельной работы" практически на каждом
уроке [8]. Школьникам предлагаются незнакомые тексты небольшого объёма, читая и
анализируя которые они имеют возможность продемонстрировать, насколько успешно
формируются разнообразные умения работы с текстом. (Приложение № 1)
Цветовое
маркирование
помогает
решать
весь
обозначенный
круг
задач
на
протяжении первых двух лет обучения. За это время школьники, как правило, обучаются
сами видеть в тексте его значимые элементы.
3 – 4 класс – предполагает обучение младших школьников находить информацию,
интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:
самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);
нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной
форме;
выделение главной и второстепенной информации;
выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными
убеждениями (знаниями);
прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;
самостоятельное формулирование вопросов по тексту;
сравнивание
текстов
разных
жанров,
разных
стилей
(деловой,
научный,
художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Упражнения для понимания смысла текста
1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2. Озаглавливание текста.
3.Деление текста на части, составление плана.
4.Определение темы текста, главной мысли.
5.Определение типа текста.
6.Подбор иллюстрации к тексту.
7.По иллюстрации определить содержание текста.
8.Составление
диафильма.
Текст
делится
на
части
и
распределяется
между
детьми.
Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все
рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.
9.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.
10.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика.
11.Чтение для подготовки к пересказу.
12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны
вставить слово, подходящее по смыслу.
13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет
разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.
14.Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке,
разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание
можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать
несколько статей.
15.Распространение
предложений.
В
1-2
классах
по
вопросам
учителя,
в
3-4
–
самостоятельно.
16.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия
и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;
б) придумать продолжение рассказа;
в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это
начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и
определяются лучшие.
17.Составление кроссвордов по тексту.
18.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
19.Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
20.Подбор загадок к словам из текста.
21.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
22.Составление ребусов к словам из текста.