Напоминание

"Современный подход к формированию навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе"


Автор: Флегантова Светлана Георгиевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №2 УИИЯ
Населённый пункт: ЯНАО, г. Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: "Современный подход к формированию навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад





Выступление на заседании городской творческой группы учителя начальных

классов Флегантовой С.Г. по теме

«Современный подход к формированию навыка смыслового чтения на уроках в

начальной школе»
Добрый день уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Современный подход к формированию навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе». Начать я бы хотела с короткого знакомства с программой, по которой я работаю – Перспективная начальная школа. В проекте «ПНШ» ярко выражены межпредметные связи. Все учебники связаны между собой единой интригой. В центре «ПНШ» стоит предмет «окружающий мир». «Он прорастает корнями во все другие предметы. Ребенка «нужно «опрокинуть» в окружающий мир, чтобы он стал грамотным и развитым человеком», - считают авторы проекта. Рядом с учащимися разворачивается жизнь их сверстников (старшей сестры и младшего брата Маши и Миши Ивановых). У героев УМК есть конкретное место проживания с названием, историей, родителями, школой, учителями, одноклассниками и друзьями. Маша ровесника учеников, Миша - младший брат, они растут, меняются, выполняют различные образцы заданий. Вслед за ними это делают наши учащиеся, развивают общественные навыки. Детям это очень интересно. С точки зрения ученых, на успешность обучения ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным, человек должен читать 120-150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности работы с информацией, но не главным. С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению -
активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
Что же касается учебников «ПНШ», то в них учебный материал изложен и с учетом требований темпа чтения и с учетом развития психических процессов, необходимых для развития школьника. Кроме того они учат ребенка работать со всеми источниками информации: справочниками, словарями, библиотекой, окружающими людьми, компьютером и Интернетом. Уже со 2 класса дети на уроках русского языка знакомятся с 5 видами словарей, а в 4 с 7 видами и постоянно используют эти словари на других уроках. Во всех учебниках «ПНШ» много рисунков, иллюстраций, таблиц и схем дидактического характера, которые они должны уметь читать или составлять самостоятельно. Все учебники по предметам имеют продолжение – по литературному чтению и окружающему миру – хрестоматии. Так же рабочие тетради на печатной основе, на которых мне бы и хотелось остановиться, поскольку, как мне кажется, именно в них заложен процесс формирования и развития навыков смыслового чтения у младших школьников.
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей выделяют две его стороны:
техническую и смысловую.

Техническая
сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму.
Смысловая
сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания. У ребенка, начинающего читать, техническая сторона первостепенна, а понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, у опытного чтеца – смысловая сторона опережает техническую. Мы можем наблюдать данный этап перехода у детей, когда они начинают договаривать читаемое слово, это свидетельствует о появлении смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая). Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл происходит не только с помощью анализа текста, но и когда он испытывает эмоциональное сопереживание. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Формирование навыков смыслового чтения ведет к развитию устной речи, следующая важная ступень развития, речь письменная. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: - проблемно-поисковый способ, - дискуссия, - обсуждение, - моделирование, - рисунок, выборочное чтение, - чтение по ролям и т.д. Я в своей практике работы применяю еще несколько видов работы, которые рекомендованы программой для использования с учебниками и учебными пособиями «ПНШ». 1. Одним из них является
цветное

маркирование
, т.е. выделение цветом необходимого фрагмента. Первоначально в Азбуке – это те слова, значение которых необходимо объяснить, в литературном чтении – выделение текста для прочтения по ролям или деление на смысловые части, в 3-4 классе – это в основном самостоятельная работа в тетрадях. Посмотрим образец урока. (открыть тетради, прочитать задания). В зависимости от цели, которая ставится перед учащимися, школьники выделяю область текста или слова желтым или голубым цветом. Такое маркирование встречается не только на уроках литературного чтения, но и по русскому языку. (Русский яз. 3 класс с.33 т.д.)
2.

Систематическая работа со словарями.
3. Еще одним из приемов познавательной деятельности, которая влияет развитие и формирование смыслового чтения -
сравнение произведений, принадлежащих к


разным видам искусства (текст, музыка, живопись),
для обнаружения сходства воссозданных в них картин мира. Вы конечно можете мне возразить и сказать, что данный прием все хорошо знаком, все рассматривают картины, слушают музыкальные произведения, и ничего в этом нового нет. Позвольте мне немного познакомить вас каким образом ведется работа с данными произведениями по программе «ПНШ». ПРИМЕР №1
Литературное чтение 2 класс, работа по картине

Т. Мавриной «Полумесяц»
Важно не мешать школьникам почувствовать атмосферу таинственности, которая создается благодаря яркому сиянию луны. Весь текст вопросов и заданий к акварели Мавриной прочувствованно читает учитель. Своими комментариями к каждому заданию Учитель стимулирует рождение ассоциаций у ребенка и появление ответов. ≪
О чем могут разговаривать ночью дерево и гараж?
≫ — спрашиваетучительи тут же задаетдополнительныевопросы: ≪ Как вы думаете, кто из них старше? Кто больше видел? Кто слышал больше всяких разговоров? А это только разговоры людей между собой или чьи-нибудь еще (птиц, кошек, собак…)? Почему они, если общаются, то делают это ночью, а не днем? Мешает ли дереву то, что гараж построили прямо возле него, или, наоборот, ему это нравится? И так далее… Учитель задает вопрос:
«

О чем могут говорить дома между собой?

«
и тут же спрашивает дополнительно,

в помощь: ≪ Говорятли доматолькоо своихжильцахили у них есть и другиепроблемы? Что может волновать дом, если он очень старый и начал разрушаться? О чем он может мечтать? О чем может думать недавно построенный дом? Что они наблюдают днем? Как меняются их наблюдения ночью? ≫ . Задавая вопрос:
«

О чем могут

беседовать

луна

и зажженные

окна

домов?

«
, учитель может уточнить: « Есть ли у них что-нибудь общее?» . (Окна горят днем или ночью? А луна?). « Могут ли окна переживать, что они не такие яркие и красивые, как луна? Могут ли они хвастаться тем, что когда захотят — горят , а когда не захотят — не горят, в отличие от луны? Может ли луна гордиться тем, что видит огромное количество зажженных окон? Могут ли окна интересоваться у луны самочувствием своих родственников (других зажженных окон), которых они видеть не могут?» И так далее… Нам важно, чтобы дети начали говорить, начали фантазировать. И если фразы у них получаются неуклюжими, если они повторяются — это пока неважно: развитая речь нарабатывается постепенно. ПРИМЕР №2. Выше была приведен пример работы по одной картине, но авторами предусмотрены и другие виды работы, когда необходимо сравнить стихотворение и картину в «Музейном доме» (чтение с.26 3 класс, Э. Машковской «Где тихий пруд…» и картину Василия Поленова «Заросший пруд») и выделение главного эмоционального переживания. Необходимо отметить, что к одной и той же картине, дети возвращаются не один раз, в разных ситуациях, с разными заданиями. Нередко сюда же добавляется слушание музыкального произведения и его сопоставления. 4. Нельзя обойти еще один вид работы на уроках чтения -
работа с рамкой.
Вернемся к картине В. Поленова «Заросший пруд» я не стану рассказывать всю работу по картине, а возьмем только ту часть, которая касается рамки. Рамка вырезается из листочка бумаги и хранится в учебнике по чтению. Наложите рамку на картину и медленно ведите ее рассматривая элементы. Что вы увидели, чего раньше не замечали? Дети очень любят это вид работы. Его можно организовать в паре, в группе, индивидуально. Эта работа может быть осложнена, если вы предложение
детям составить предложение по увиденному, подобрать словосочетания и др. Аналогичная работа может проводиться
с лупами.
Проводя такую работу можно обратиться к детям с вопросом: «Почему в картинной галерее люди долго стоят перед картиной?» Слайд МУЗЕЙ 5.
Перечитывание текста
с разными задачами. Оценка смысла всего текста по его названию, определение темы и главной мысли текста, поиск нужных частей текста, нужных строчек, литературных приемов (сравнения, олицетворения, контраста). 6.
Поиск и выделение необходимой информации в словарях
. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например, «ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом. Одним из путей развития читательской грамотности является стратегиальный подход к обучению смысловому чтению.
Смысловое чтение
– вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с: · осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи; · определением основной и второстепенной информации; · формулированием проблемы и главной идеи текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий: - в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; - в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; - в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

1

класс
– обучение детей чтению и пониманию прочитанного текста, его осознанного восприятия:  сравнение текста и набора предложений, определение отличий;  выделение абзаца, смысловых частей под руководством учителя;  усвоение структуры текста: начало текста, концовка, умение видеть последовательность событий;  оглавление текста (подбор заголовков);  составление схематического или картинного плана под руководством учителя. Стоит отметить, что учебно-методический комплект по УМК «Перспективная начальная школа» - «Азбука. Обучение грамоте и чтению» [ 1 ] (учебник, тетради на печатной основе) организует обучение в логике постоянного развития речевой и интеллектуальной деятельности и изменения позиции школьника в учебной деятельности: методический аппарат способствует тому, что постоянно повышается самостоятельность первоклассников, степень участия в обмене мнениями, в коллективной работе.
2 класс
- обучение детей работать с текстом:  самостоятельная постановка вопросов к тексту;  деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения) в парно – групповой работе;  выделение опорных слов (словосочетаний) для пересказа;
 характеристика героев и их поступков под руководством учителя;  подбор антонимов и синонимов к словам;  работа со словарём. Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. Речь идет о системе словарей, которые включены в особый том учебника (начиная со 2-го класса) и к которым школьник вынужден постоянно обращаться, решая конкретные языковые задачи. Разработана система заданий, не позволяющая школьнику ответить на вопрос или выполнить задание, пока он не добудет недостающий кусочек знаний в «другой» книге [16]. На уроках литературного чтения в 1- 2 классах, для того чтобы научить школьника структурировать текст в зависимости от поставленной задачи, в УМК «Перспективная начальная школа» разработана методика цветового маркирования текста. С помощью чередования вертикальных полосок голубого и жёлтого цвета на полях в учебнике организуется чтение текстов по цепочке. В период формирования умений и навыков чтения такое структурно организованное чтение по цепочке (с ориентацией на боковые полоски, членящие текст на отрывки) методически оправдано. Два цветных карандаша - жёлтого (оранжевого) и голубого цвета постоянно присутствуют на уроках литературного чтения во 2-м классе. Этим инструментом школьники пользуются в "Тетрадях для самостоятельной работы" практически на каждом уроке [8]. Школьникам предлагаются незнакомые тексты небольшого объёма, читая и анализируя которые они имеют возможность продемонстрировать, насколько успешно формируются разнообразные умения работы с текстом. (Приложение № 1) Цветовое маркирование помогает решать весь обозначенный круг задач на протяжении первых двух лет обучения. За это время школьники, как правило, обучаются сами видеть в тексте его значимые элементы.
3 – 4 класс
– предполагает обучение младших школьников находить информацию, интерпретировать тексты и рефлексировать их содержание, давать оценку прочитанному:  самостоятельное выделение основной мысли (в целом текста или его фрагмента);  нахождение информации в тексте на поставленные вопросы в прямой или иной форме;  выделение главной и второстепенной информации;  выявление разных жизненных позиций героев и их совпадение с собственными убеждениями (знаниями);  прогнозирование содержания по заглавию, иллюстрации, отрывку;  самостоятельное формулирование вопросов по тексту;  сравнивание текстов разных жанров, разных стилей (деловой, научный, художественный, публицистический, разговорный) с похожим содержанием.
Упражнения для понимания смысла текста
1.Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения. 2. Озаглавливание текста. 3.Деление текста на части, составление плана. 4.Определение темы текста, главной мысли. 5.Определение типа текста. 6.Подбор иллюстрации к тексту.
7.По иллюстрации определить содержание текста. 8.Составление диафильма. Текст делится на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа. 9.Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др. 10.Работа по вопросам учителя. Учебника или ученика. 11.Чтение для подготовки к пересказу. 12. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу. 13.Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте. 14.Восстановление текста. Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Бригада из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей. 15.Распространение предложений. В 1-2 классах по вопросам учителя, в 3-4 – самостоятельно. 16.Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом: а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание; б) придумать продолжение рассказа; в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те же). Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы зачитываются и определяются лучшие. 17.Составление кроссвордов по тексту. 18.Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким. 19.Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя. 20.Подбор загадок к словам из текста. 21.Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста. 22.Составление ребусов к словам из текста.


В раздел образования