Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМА НАПИСАНИЯ БУКВ – ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ КРАСИВОГО ПОЧЕРКА И КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА


Автор: Краснова Инна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №44 им.Деева В.Н.
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМА НАПИСАНИЯ БУКВ – ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ КРАСИВОГО ПОЧЕРКА И КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №44 им Деева В.Н.

г.Ульяновск

Учитель начальных классов Краснова Инна Юрьевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМА НАПИСАНИЯ БУКВ – ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ КРАСИВОГО

ПОЧЕРКА И КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА
Серьезно и глубоко заняться проблемой формирования почерка у младших школьников я решила, когда поняла, что не только детям труден сам процесс письма, но и учителям, обучающим этому процессу. Ни одна пропись, ни одно методическое пособие не дает объяснения написания буквы. И учителям приходится прописывать хорошо исполненные образцы, а первоклашкам срисовывать, выслушивая лишь советы учителя по написанию букв. При успешном решении первых письменных задач ученик справедливо гордится своими маленькими успехами, как большими достижениями. Неудачи же, наоборот, вызывают отрицательное отношение к учебе в целом. Для обеспечения успеха при формировании графического навыка у младших школьников, я разработала систему, позволяющую с наименьшими трудностями для детей реализовать главную цель уроков письма - сформировать четкое, ровное письмо. Начало реализации педагогического проекта в области обучения детей письму было положено еще в 1997 году, когда будучи на курсах в Академии повышения квалификации города Москвы, я попала на выступление учителя – методиста одной из московских школ В. А. Илюхиной, рассказавшей о своей методике «Письмо с открытыми правилами», целенаправившее меня на глубокую и плодотворную работу в этой области. Отличие моей системы работы от существующих разнообразных программ по обучению письму состоит в целостности применения всех приемов, методов по формированию навыка письма в школьной практике. В своей работе по формированию графических навыков я выделяю следующие этапы работы над каллиграфическим письмом, своеобразные "ступеньки" роста ученика: 1)Введение детей в новую для них деятельность. 2)Ознакомление с основным алгоритмом письма, состоящим из семи пунктов.
3)Использование основного алгоритма письма при написании всех букв, отработка специфических элементов написания каждой буквы. 4)Автоматизация графического навыка и дальнейшее развитие способности проговаривать способ написания.
Знание

четкого

алгоритма

написания

буквы



стержень

всей

моей

системы

письма.
В ходе реализации педагогического проекта по письму был создан продукт: авторское произведение - Учебное пособие по письму «Алгоритм написания букв». Использование на практике данного учебного пособия позволило добиться высоких результатов овладения каллиграфическим письмом учащимися. "Звуковое письмо" - путь, позволяющий успешно на первых же этапах воспроизводить буквы. В «Алгоритме написания букв» дается словесное описание начертания письменных букв алфавита с точными указаниями, откуда начать и где закончить букву через использование линий «помощниц». Хочу поделиться еще одной своей находкой – порядок изучения букв, в котором нашла свое отражение такая мыслительная операция как сравнение. Буквы алфавита разделены на блоки. Блок объединяет группу букв с одинаковыми элементами, имеет свое название и изучается в таком порядке, что каждый следующий блок включает в себя буквы с элементами предыдущего блока. Считая прием показа процесса письма и объяснения способов написания букв главным в освоение навыка письма, провожу работу сразу по трем направлениям:  первоначальная работа в «Тренировочных прописях»  основная работа в «Развивающих прописях», где лист уже стандартен, но дети могут воспользоваться «помощницей», подложив ее под нужную страницу для получения видимого качественного результата письма.  закрепляющая работа в стандартных тетрадях На первых порах письмо детей при хорошо организованной работе было похожим очень, но уже при переходе к письму в одну линию происходит отрыв от определенной формулы письма, которую я даю на уроках, проявляются индивидуальные особенности ребенка и начинает формироваться индивидуальный почерк каждого ученика, не расходящийся с требованиями, предъявляемыми мной к письму. Предложенная мной система работы по формированию графического навыка и каллиграфического почерка была опробована на практике уже на трех выпусках детей. Такое обучение письму помогло мне получить не только каллиграфическое качество работ, но и грамотное письмо, о чем свидетельствуют результаты преемственности на рубеже перехода моих учеников в среднее звено. Французские графологи считают, что "... ребенок очень многое вкладывает в свой почерк. Это нечто, что он отдает с любовью родителям или учителям..." Почерк, б е з сомнения, отражает характер. В таком случае разве можно отрицать тот фактор, что,
работая над почерком, мы можем воздействовать формированию характера? Ведь обратная связь обязательно есть.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вот так выглядит объяснение отдельных букв.
С т а в и м

р у ч к у

н а

помощницу №1
ниже середины в е рх н е й дополнительной строки,
ведём крючок
до помощницы №2 в ы ш е с е р е д и н ы , поворот на м е с те ,
о п у с к а е м с я
д о в е рх н е й л и н е е ч к и рабочей строки, поворот на месте,
поднимаемся по крючку
до помощницы №3 ниже середины верхней дополнительной строки,
по

секрету

поднимаемся
выше середины,
опускаемся
ниже середины рабочей строки,
выписываем «клюшку»
до помощницы №2 ниже середины и глубиной до нижней линеечки.

С т а в и м

р у ч к у

н а

помощницу

№1
н а в е р х н ю ю л и н е е ч к у р а б о ч е й с т р о к и ,
опускаемся
н и ж е с е р е д и н ы н и ж н е й дополнительной строки,
снимаем

ручку,

ставим

ручку на помощницу №

1
в ы ш е с е р е д и н ы р а б о ч е й с т р о к и ,
выписываем

«бугорок»

с

наклоном
до помощницы №2 и высотой до верхней линеечки,
опускаемся
до нижней линеечки, поворот на месте,
доводим крючок
до помощницы №3 на середину.


В раздел образования