ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМА НАПИСАНИЯ БУКВ – ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ КРАСИВОГО ПОЧЕРКА И КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА
Автор: Краснова Инна Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ гимназия №44 им.Деева В.Н. Населённый пункт: город Ульяновск Наименование материала: статья Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМА НАПИСАНИЯ БУКВ – ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ КРАСИВОГО ПОЧЕРКА И КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №44 им Деева В.Н.
г.Ульяновск
Учитель начальных классов Краснова Инна Юрьевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМА НАПИСАНИЯ БУКВ – ЗАЛОГ ФОРМИРОВАНИЯ КРАСИВОГО
ПОЧЕРКА И КАЛЛИГРАФИЧЕСКОГО ПИСЬМА
Серьезно и глубоко заняться проблемой формирования почерка у младших школьников я
решила, когда поняла, что не только детям труден сам процесс письма, но и учителям, обучающим
этому
процессу.
Ни
одна
пропись,
ни
одно
методическое
пособие
не
дает
объяснения
написания
буквы.
И
учителям
приходится
прописывать
хорошо
исполненные
образцы,
а
первоклашкам
срисовывать,
выслушивая
лишь
советы
учителя
по
написанию
букв.
При успешном решении первых письменных задач ученик справедливо гордится своими
маленькими
успехами,
как
большими
достижениями.
Неудачи
же,
наоборот,
вызывают
отрицательное
отношение
к
учебе
в
целом.
Для
обеспечения
успеха
при
формировании
графического навыка
у
младших
школьников,
я
разработала
систему,
позволяющую
с
наименьшими
трудностями
для
детей
реализовать
главную
цель
уроков письма
-
сформировать
четкое,
ровное
письмо. Начало реализации педагогического проекта в области
обучения детей письму было положено еще в 1997 году, когда будучи на курсах в Академии
повышения квалификации города Москвы, я попала на выступление учителя – методиста одной
из московских школ В. А. Илюхиной, рассказавшей о
своей методике «Письмо с открытыми
правилами», целенаправившее
меня на глубокую и плодотворную работу в этой области.
Отличие моей системы работы от существующих разнообразных программ по обучению письму
состоит в
целостности применения всех
приемов, методов
по формированию навыка письма в
школьной практике.
В своей работе по формированию графических навыков я выделяю следующие этапы
работы над каллиграфическим письмом, своеобразные "ступеньки" роста ученика:
1)Введение детей в новую для них деятельность.
2)Ознакомление с основным алгоритмом письма, состоящим из семи пунктов.
3)Использование
основного
алгоритма
письма
при
написании всех
букв,
отработка
специфических элементов написания каждой буквы.
4)Автоматизация
графического
навыка
и
дальнейшее
развитие способности проговаривать
способ написания.
Знание
четкого
алгоритма
написания
буквы
–
стержень
всей
моей
системы
письма. В ходе реализации педагогического проекта по письму был создан продукт: авторское
произведение
- Учебное пособие по письму «Алгоритм написания букв». Использование на
практике данного
учебного
пособия
позволило
добиться
высоких
результатов
овладения
каллиграфическим письмом учащимися.
"Звуковое
письмо"
-
путь,
позволяющий успешно на
первых
же
этапах
воспроизводить буквы. В «Алгоритме
написания
букв» дается словесное
описание начертания письменных букв алфавита с
точными указаниями, откуда начать и где
закончить букву через использование линий
«помощниц». Хочу поделиться еще одной своей
находкой
–
порядок
изучения
букв,
в
котором
нашла
свое
отражение
такая
мыслительная
операция как сравнение. Буквы алфавита разделены на блоки. Блок объединяет группу букв с
одинаковыми
элементами, имеет
свое
название и изучается в таком порядке, что каждый
следующий блок включает в себя буквы с элементами предыдущего блока. Считая прием показа
процесса письма и объяснения способов написания букв главным в освоение навыка письма, провожу
работу сразу по трем направлениям:
первоначальная работа в «Тренировочных прописях»
основная работа в «Развивающих прописях», где лист уже стандартен, но дети могут воспользоваться
«помощницей», подложив ее под нужную страницу для получения видимого качественного результата
письма.
закрепляющая работа в стандартных тетрадях
На первых порах письмо детей при хорошо организованной работе было похожим очень,
но уже при
переходе
к
письму
в
одну
линию происходит
отрыв
от
определенной
формулы
письма, которую я даю на уроках, проявляются индивидуальные особенности ребенка и начинает
формироваться
индивидуальный
почерк
каждого
ученика,
не
расходящийся
с
требованиями,
предъявляемыми мной к письму.
Предложенная
мной
система
работы
по
формированию
графического навыка
и
каллиграфического почерка была опробована на практике уже на трех выпусках детей.
Такое
обучение
письму помогло
мне
получить
не
только
каллиграфическое
качество
работ,
но
и
грамотное письмо, о чем свидетельствуют результаты преемственности на рубеже перехода моих
учеников
в
среднее
звено.
Французские графологи
считают,
что
"...
ребенок
очень
многое
вкладывает в свой почерк. Это нечто, что он отдает с любовью родителям или учителям..." Почерк,
б е з сомнения,
отражает
характер.
В
таком
случае
разве
можно
отрицать
тот фактор, что,
работая над почерком, мы можем воздействовать формированию характера? Ведь обратная связь
обязательно есть.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вот так выглядит объяснение отдельных букв.
С т а в и м
р у ч к у
н а
помощницу №1 ниже
середины
в е рх н е й
дополнительной
строки, ведём крючок
до
помощницы
№2
в ы ш е
с е р е д и н ы ,
поворот
на
м е с те ,
о п у с к а е м с я
д о
в е рх н е й
л и н е е ч к и
рабочей строки, поворот на месте, поднимаемся по крючку до помощницы
№3
ниже
середины
верхней
дополнительной
строки, по
секрету
поднимаемся выше середины, опускаемся ниже середины рабочей строки,
выписываем «клюшку» до помощницы №2 ниже середины и глубиной до
нижней линеечки.
С т а в и м
р у ч к у
н а
помощницу
№1
н а
в е р х н ю ю
л и н е е ч к у
р а б о ч е й
с т р о к и ,
опускаемся
н и ж е
с е р е д и н ы
н и ж н е й
дополнительной
строки,
снимаем
ручку,
ставим
ручку на помощницу №
1
в ы ш е
с е р е д и н ы
р а б о ч е й
с т р о к и ,
выписываем
«бугорок»
с
наклоном
до
помощницы
№2
и
высотой
до
верхней
линеечки, опускаемся
до нижней линеечки, поворот на месте,
доводим крючок до помощницы №3 на середину.