Напоминание

Возраст и становление личности


Автор: Тургульдинова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №44 им.Деева В.Н.
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Возраст и становление личности
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №44 им Деева В.Н.

г.Ульяновск
Исследовательская работа
Возраст и становление личности
Подготовила: учитель начальных классов Тургульдинова Елена Викторовна Ульяновск - 2016
Оглавление: 1. Вступление. стр.3 2. Что такое личность человека? стр.3 3. Основные заповеди семейного воспитания. стр.4 4. Развитие личности ребенка в детском доме. стр.7 5. Индивидуально – дифференцированный подход развития личности ребенка в детском саду. стр.8 6. Развитие личности ребенка в подростковом возрасте. стр.9 7. Вывод. стр.10 8. Литература. стр.11

Вступление.
Я выбрала эту тему потому, что интересно узнать как развивается человек, как он становится личностью, как он формирует с другими индивидуумами общество, как происходит взаимодействие и взаимоотношения в нем. Эта тема будет актуальна всегда, пока существует человечество. И пока оно существует, роль личности, особенно сильной, очень важна в обществе, в том числе и современном.
Что такое личность человека?
Развитие человека, является тем стержнем, вокруг которого группируются все остальные стороны его развития. Акт деятельности является как бы каналом связи, благодаря которому внутренний мир человека становится внешним, социальный и природный мир становится частью человека, трансформируясь в этимологические черты субъективного «Я» человека. Мы уже знаем, что человеческий индивид не рождается личностью. Чтобы стать ею, человек должен в ходе активного взаимодействия с внешней средой, усвоить человеческую культуру, приобрести знания, трудовой опыт, овладеть все совокупностью социальных нужд. Воспринимая исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления, эстетические рамки, он формирует свое поведение и разум. Человек формирует свой внутренний мир путем усвоения сложившихся общественных отношений и видов социальной деятельности. Включение человека в эту систему и, осуществлении хотя бы одной из них, можно считать моментом зарождения личности. Человек становится личностью, когда достигает понимания своих социальных функций, т.е. возникновением сознания и самосознания. Работая над этой темой, я поняла, что чем дифференцированней и сложнее структура совокупной деятельности личности общества, тем богаче человек, и чем полнее он усваивает многообразие достигнутой обществом культуры, тем богаче как личность. Выделение ведущей деятельности и осуществление ее, выводит человека на качественно более высокую ступень – он выступает уже как социальный элемент общества, то есть становится уже зрелой личностью. Важнейшей задачей формирования личности является необходимость добиться оптимизации функционирования уже существующих систем деятельности путем выработки технологии вхождения, включение человека в развитие общества. Также личность формируется как в ходе профессиональной деятельности, так и в период ее становления, которое осуществляется в период познания.
Основные заповеди семейного воспитания.
Воспитание личности – сложнейшая наука. Стремясь составить представление об индивидуально – психологических особенностях ребенка, мы всегда должны помнить слова К. Д. Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях».
Дети по – разному включаются в работу, воспринимают и осознают, что говорят им взрослые. У каждого свой стиль умственной и познавательной деятельности. Общепризнано, что семья – основа формирования и развития личность. Проводя социологический опрос в классе, я пришла к выводу, что с семьей связаны первые впечатления ребенка о мире и жизни, формирования его чувств, мышления, начало жизненного пути. Становление личности происходит в зависимости от той цели, которую ставят перед ним родители, а потом и школа. Поэтому, необходимо как можно раньше начинать воспитывать в ребенке волю, желание превозмогать свое «не хочу», учить преодолевать трудности. Мои исследования показали некоторые заповеди воспитания: 1. Когда родители чрезмерно опекают ребенка, они тем самым говорят: «Ты ничего не умеешь. У тебя ничего не получится.» Обычно такие дети вырастают безынициативными и флегматичными. 2. Не потакай ребенку. В данном случае речь идет о вседозволенности. Это воспитывает в ребенке уверенность, что все правила «резиновые», можно поднажать и они растянутся. Это может срабатывать в кругу семьи, но не за ее пределами. Потакать ребенку – значит лишить его возможности вырасти приспособленным человеком к жизни. 3. Будь последовательным в требованиях. Ребенок должен знать, что от него ожидают. Родители не должны требовать того, что не соответствует возможностям и возрасту ребенка. Требований зрелости поведения от семилетнего ребенка, значит заранее обретать его на неудачу, а это плохо скажется на развитии самосознания. Я выяснила, что развитию полноценной личности способствует следующее: - Родители обязаны всегда терпеливо отвечать на вопросы ребенка. - Поручать ему посильнее дела, анализировать качество их выполнения. - Помогать ребенку строить свои планы и принимать решения. - По возможности, быть больше с ребенком, посещать важные для него мероприятия. - Никогда не говорить ребенку, что он хуже других. - Давать ему мыслить самостоятельно, фантазировать. - Учить ребенка свободно общаться с людьми любого возрастаю - Постоянно показывать, что он любим и в любой ситуации прийти на помощь. Никогда нельзя забывать, что дети смотрят на родителей, они принимают их жизненный опыт, отношение к людям, поэтому от взрослых зависит качество зрелости, сегодняшних детей, становления личности. Многие подростки говорят о том, что в качестве силы, компенсирующей или смягчающей напряжение в школе, выступает семья. В ней мы получаем признание своего «Я», находим круг людей, с которыми можем поделиться. В современной семье произошли изменения в таких ее функциях, как эмоциональная поддержка ребенка, без которой он чувствует себя беззащитным и беспомощным. Я побеседовала с родителями своих учеников и выяснила, что семья может провоцировать негативные переживания ребенка. Родители сами испытывают страх, т.к. не уверены в завтрашнем дне. Они не могут скрыть этого. Особую трудность во взаимодействии с ребенком у родителей вызывает то, что они не знают, какими хотят видеть своих детей. Можно заметить потерю дистанции в общении с ребенком – или чрезмерный контроль, излишнюю опеку со стороны взрослых. Это объясняется страхом родителей за нас. И чем больше взрослые
требуют послушания, тем с большей дерзостью дети отвечают неповиновением. Нарушение дисциплины, непослушание – это сигнал для взрослых о неблагополучии в семье в отношении с ребенком. Процесс взросления младшего школьника затруднен и смещение ролей в семье. Мы можем наблюдать, что эмоциональным, а иногда и материальным лидером часто является мать: женщина определяет стиль семейного воспитания ребенка. Авторитет отца в современной семье невелик. Таким образом, эмоциональное благополучие ребенка зависит от отношения с матерью, ее любви. Сферы домашней и школьной жизни тесно переплетаются. Проблемы в школе создают неприятности дома, и наоборот. Я считаю, для развития компетентности у ребенка необходимо создать атмосферу психологического комфорта и поддержки. Важно уделять большое внимание к эмоциональному состоянию детей, поддерживать желание поделиться своими переживаниями. Таким образом, я могу подвести итог, что большую роль в воспитании личности оказывает семья. Она предоставляет условия для развития природных задатков. Здесь закладываются нравственные и социальные качества. И именно семья является первоначальным центром воспитания личности ребенка.
Развитие личности ребенка в детском доме.
Как мы все знаем, в любом государстве были и есть дети – сироты. Государство берет на себя ответственность по воспитанию и развитию ребенка. Отсутствие семьи – это трагедия. Ребенок не чувствует родительского тепла, заботы и внимания. Отсутствие домашней обстановки, примера родителей, пагубно сказывается на воспитании и взросление личности ребенка. Социологические исследования показали, что, 90% детей, покинувшие детские дома или интернаты, никогда не адаптируются в обществе. Они не могут принять самостоятельные решения, найти работу, обращаться с деньгами. А эти правила приобретаются только в семье постепенно. Дети, выращенные в специальных учреждениях, осознанных привычек поведения в социальном обществе не приобрели. Вот, что значит семейное воспитание, домашняя среда. В семье проходят первые годы жизни ребенка. Он является отражение той семьи, где он растет, развивается. Семья определяет круг интересов, взглядов и ориентиров. Друзья, школа, класс – следующий центр окружения ребенка. Их влияние очень большое. От силы, уровня и качества воздействия зависит, каким человек вырастет, носителем каких ценностей он будет
Развитие в детском общеобразовательном учреждении.
В детский сад дети приходят с различными уровнями социализации, развития личности. Хорошо, что в детских садах есть детально разработанный стандарт, действует система адаптации и воспитания ребенка. Детские дошкольные учреждения много делают для готовности ребенка в школе. Однако, в детском учреждении свой стандарт, который существенно отличается от стандартов начальной школы. Анализ стандартов ДОУ к начальной школе показал несоответствие требований. Подробный, с достаточно высоким уровнем детализации стандарт ДОУ не находит своего развития в стандарте школы. Я заметила, что в нем нет таких разделов: как взаимодействия семьи и детей, развитие
игровой деятельности, А ведь игровая деятельность закладывает основы развития ребенка, и по мнению ученых Д.Б. Эльконина, Давыдова В.В, должна найти свое развитие в деле становления ребенка в качестве субъекта учебной деятельности, его адаптации и обеспечения общего развития. Ведь уровень развития личности зависит во многом от активности ребенка. А активность обеспечивается в игровой деятельности в максимальной степени.
Индивидуально-дифференцированный подход в развитии личности младшего

школьника.


Ребенок приходит в школу, и чтобы ему было комфортно учиться, необходим индивидуальный подход. Особенность обучения в современной школе во многом определяется нарастающим объемом информации, интенсивности ее прохождения и усложнением учебных программ. Определенно, подобные условия обучения предъявляют ребенку высокие требования. Поэтому важно, чтобы дети прошли этот путь без ущерба для своего здоровья, не потеряв интереса к учебе, веры в себя, в свои силы. В последнее время отмечается высокий рост количества детей с разными трудностями обучения в начальной школе. Среди детей, поступающих в первый класс, полностью здоровы лишь немногие. Потому необходимо помочь каждому ученику проявить свою индивидуальность на уроке. К каждому ребенку требуются индивидуальный подход, активная помощь со стороны родителей учителя. Для осуществления данной цели, для развития индивидуальности каждого ученика необходимы стимулы для роста развития нравственных качеств. Значит, чтобы не дать зачахнуть росткам благородства, ребенку необходимы «тренировки» в нравственном развитии. Психологической основой на уроке является постоянное изучение личности ребенка, понимание мотивов его поведения. Одним из средств, взаимодействий раскрытия возможности, является широкое использование игровых ситуаций и групповых форм работы. Например, при закреплении нового материала можно провести игру «Счастливый случай». Нужно ответить на вопросы, которые спрятаны в «волшебном ящике». У детей не будет боязни выйти к доске Они поймут, что «Не стыдно не знать , а стыдно не учиться». Во всех классах дети эмоционально отзывчивы на постановку учебных заданий путем использования рифмовок, кроссвордов, рисунков, ребусов, загадок. Полнота мотивационного компонента урока в значительной мере обусловлена тем, как здесь воспитывается будущий член общества. Важно формировать у ребенка заинтересованное и бережное отношение к материальному миру. Ведь в этот период закладываются истоки ответственного отношения к делу. Значительный мотивационный потенциал урока имеется в обогащении мышления детей яркими чувствами, вызывающими личностные отношения к усвоению учебного материала, в обращении к мнению детей. Например: «Что вас взволновало, дети?», «Что хотелось бы услышать на следующем уроке?». На своем опыте я знаю, что, сотрудничество учителя и ребенка помогает преодолеть затруднения, создает необходимые ситуации успеха. Дефицит общения в семье и в школе сказывается на развитии речи, духовной сферы, личности ребенка. Радость труда не появится на пустом месте, ее нельзя свести к сиюминутным эмоциям, чтобы учиться с увлечением, учение должно привлекать детей возможностью узнавать новое, чувством удовлетворенности от своей умелости,
самостоятельности.
Развитие личности в подростковом возрасте.
В подростковом возрасте человек выходит на качественно новую социальную позицию, в этом время формируется его социальное отношение к себе как личности и члену общества. Проведя исследование, я выяснила, что существует несколько рубежей данного возраста. Акцент в данном случае делается не на физическом развитии организма, а на проявлении новых психологических образований. Границы подросткового возраста устанавливаются между 10-15 годами. На данном этапе развития в характеристике подростка, его новой социальной позиции – осознание своего «Я», выражается в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Это осознание осуществляется в самооценке, и в отношениях со сверстниками и взрослым. В этот период отношения подростка со сверстниками усложняются .Подростки особо остро испытываем потребность в дружеских отношениях с товарищами, где только возможна система развития. В это время у них наблюдается тенденция выделиться среди других, утвердить свое «Я», не быть «заурядным» или играть роль «шута». Оценка своей личности проходит и в отношении со взрослыми. У подростка уже нет абсолютной веры в авторитет родителей и педагогов. Подростки смотрят на них критически, замечая противоречия между словом и делом, недостатки, ошибки взрослых, стремятся выработать в себе такие черты, которые позволили бы добиться успехов в деятельности и улучшить взаимопонимания с другими людьми. Я часто беседую со своими учениками и также поняла, что для подростка важно, как он выглядит среди окружающих, как они относятся к его делам и поступкам. Они это улавливают, и именно оценка взрослых оказывает больше влияние, активно формирует личность растущего человека. Самооценка, формирующаяся под влиянием оценок взрослых и , что не менее важно, под влиянием результатов собственной деятельности, начинает воздействовать на наше поведение, определяя реакции на воздействии взрослых. Практика показывает, что если эта самооценка поддерживается взрослыми достаточно длительное время и если она обеспечивает подростку значимое положение в коллективе, то сохранение этой самооценки должно стать потребностью подростка. Решающее значение приобретает в этом возрасте стремление найти свое место в обществе. Эта цель представляет собой ведущий мотив, дающий нам возможность стать самостоятельным и самому в большей или меньшей мере управлять своим развитием. Подростки стремятся определить свое место в жизни, активно ищут идеал «делать жизнь, с кого?». В этом кроется одна из важнейших причин размышлений о взрослых людях, о качествах их личности, их отношений к своим обязанностям, об их взаимоотношениях, причине оценок достоинств и недостатков взрослых. Таким образом, подростковый период является важнейшим этапом в развитии человека, во время которого происходит становления самосознания личности.
Вывод.

Под личностью я понимаю человека, становящегося субъектом своей жизни, определяющего линию своей личной жизни в окружающем его обществе, занимающего в обществе определенную роль. Школьник является личностью в той мере, в какой у него формируется и развивается волевые качества, делающего его субъектом жизни, умеющим намечать линию своей жизни, управлять своим поведением и деятельностью для осуществления этой линии жизни. Личность каждого человека представляет целостную совокупность всех его индивидуальных свойств, которая является сложным и зачастую противоречивым сочетанием различных черт (качеств, свойств) и обладает следующими особенностями: 1. Личность есть всегда единое целое во всех проявлениях ее различных черт. При этом каждая черта личности неразрывно связана с другими и поэтому приобретает совершенно разное, порой прямо противоположное значение, в зависимости о сложившейся в этой личности сочетания тех или иных черт. 2. Хотя черты личности в процессе жизнедеятельности меняются, трансформируются, но в совокупности они образуют целостную структуру, обладающую относительным постоянством, поэтому можно сказать, что личность обладает устойчивостью. 3. Личность всегда активна. Она проявляется в разнообразной деятельности. Главная задача родителей и школы – направить активность ребенка в нужном направлении – на саморазвитие, на самовоспитание. 4.Личность может расти и развиваться лишь в общении с другими личностями. На этой особенности основан принцип воспитания, подробно разработанный А.С. Макаренко: Воспитание в коллективе и через коллектив. Развитие личности человека – это развитие системы «Человек-мир». В этом процессе человек выступает как активное, творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он таким путем самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в процесс деятельности человек становится самим собой.
Литература:
Развитие личности в дошкольном и школьном образовании: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Международной научно – практической конференции. В.Н. Ткачев, М.А. Виниченко, И.Г. Воропай, Г.А. Жабская, Д.М. Стругаева, А.С. Лубинина.


В раздел образования