ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Автор: Пилипенко Надежда Николаевна Должность: преподаватель изобразительного искусства Учебное заведение: Детская школа искусств Населённый пункт: г. Холмск Наименование материала: статья Тема: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ОБЛАСТИ
ИСКУССТВ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Автор: Пилипенко Н.Н.,
преподаватель высшей
квалификационной категории
Холмск, 2016
Концепция развития дополнительного образования связана с понятием
достижения современного качества образования, к которому предъявляются новые
требования по уровню и качеству предоставляемых услуг и используемым
технологиям. А это значит, что в современных условиях особые повышенные
требования предъявляются к каждому преподавателю и не только в части
образовательного ценза. Новые программы требуют наличия высокого уровня
профессионализма, компетентности и мастерства. Сегодня серьезной проблемой при
реализации ФГТ является педагогический кадровый ресурс, его профессиональный
уровень (включая слабое владение ИКТ), рациональность распределения этого ресурса
между предпрофессиональными и общеразвивающими программами. Сегодня есть
необходимость создавать на уровне области инновационные площадки с целью
повышения методической, информационной грамотности, повышения уровня
обучения по предметам теоретического блока, вооружения педагогов знаниями о
методах работы с особыми категориями учащихся (одаренными детьми, детьми с
ограниченными возможностями здоровья и т.д.), обмена и распространения
передового опыта.
Своими задачами предпрофессиональные программы ставят развитие у
подрастающего поколения понятия культуры и культурных ценностей, формирование
эстетических установок и вкуса, приобретение творческого опыта в общем и
выявление и последующее развитие способностей у одаренных детей, в частности.
Несмотря на то, что требования разработаны с целью создания равных условий
для получения предпрофессионального образования учащимися, те же требования
предусматривают возможность использования различных учебных и методических
материалов разными учебными заведениями. С одной стороны это очевидный плюс:
школы сами выбирают, на каком материале строить обучение, что подразумевает
дифференцированный подход и расширяет возможности реализации новых идей,
применяемых в процессе обучения. С другой стороны, это делает очевидным тот факт,
что образование, получаемое в разных школах, будет не одинаковым по качеству. Не
все учебные заведения обладают в полной мере доступом к методическим материалам,
а некоторые имеют ограниченную возможность закупать учебную литературу и
нотные пособия в достаточном количестве.
Также существенное отличие будет заключаться в содержании вариативной части.
Преподаватели при разработке учебных планов, как правило, включают в вариативную
часть те предметы, которые соответствуют направленности их школы.
Следует заметить, что предпрофессиональные программы, не всегда могут быть
реализованы в полной мере. Это связано с рядом проблем:
Высокую актуальность имеют проблемы
конкурсного отбора, который задекларирован ФГТ, но в реальной действительности
практически отсутствует, и сохранности контингента. Есть здесь и объективные
причины, связанные с приоритетом основного образования для большинства
родителей, большой загруженностью детей в общеобразовательной школе, у
репетиторов, на подготовительных курсах и т.д. Есть и субъективные причины,
связанные с конкурентоспособностью наших образовательных программ. Мы очень
часто сталкиваемся с тем, что родители, желая дать своему ребенку максимально
возможное, записывают его одновременно на разные секции, кружки и в школу
искусств. Так как совмещать все виды обучения становится невозможным, зачастую
выбор делается не в пользу школы искусств.
Так же причиной отсева контингента является отсутствие материальных
возможностей родителей для обучения детей (высокие цены на музыкальные
инструменты, художественные принадлежности и т.д.).
Чрезмерная избыточность требований к материально-техническим и
информационно-методическим условиям реализации предпрофессиональных
программ. Установлен минимальный перечень учебных аудиторий (и размеры их
площади), специализированных кабинетов, их материально-технического обеспечения,
а также комплектации школьных библиотеки, фонотеки, необходимых для реализации
данных программ, однако эти условия для многих муниципальных школ, особенно
работающих в отдаленных районах, мало выполнимы, а указания на роль федеральных
органов в этом отношении отсутствуют.
Материально-техническая база во многих школах устарела, инструменты требуют
замены и ремонта, но высокая цена на них, и отсутствие квалифицированных мастеров
не всегда позволяют сделать это.
Педагогическое сообщество, уже имеющее негативный опыт многочисленных
реформ, отнеслось к введению новых стандартов с недоверием. Поэтому с
реализацией новых программ имеются определенные трудности в перестройке
сознания, готовности педагогов к таким новшествам, преодолении сопротивления и
поиске механизмов мотивации педагогических кадров.
Еще одной проблемой является дефицит молодых квалифицированных
преподавателей. А также большая загруженность вследствие совмещения работы с
детьми и наличия большого объема «бумажной» работы делает профессию
преподавателя малопривлекательной. Молодые специалисты, получившие среднее
профессиональное образование, уезжают за пределы области продолжать обучение в
ВУЗах и, как правило, не возвращаются.
Работа по созданию учебно-методических комплексов отсутствует на уровне
Федерации и отдана на откуп преподавателям. Методическое сопровождение также
является недостаточным, особенно в части учебников, учебно-методических пособий:
отсутствует рекомендованный перечень учебников, отсутствуют сами учебники, тогда
как согласно ФГТ обеспеченность каждого учащегося учебником по всем предметам
теоретического блока является одним из условий реализации предпрофессиональной
программы. При отсутствии единых опорных точек в области учебно-методического
обеспечения трудно говорить о сохранении единства образовательного пространства в
сфере культуры и искусства.
Отсутствие опыта работы с новыми программами, написанными в соответствии с
федеральными государственными требованиями, привело к необходимости вносить
коррективы в учебную и методическую работу преподавателя.
Составляя вариативную часть, преподаватели опираются на имеющейся опыт
работы по программам художественно-эстетической направленности. Но уже сейчас
можно сказать о том, что предметы необходимо выбирать «глядя вперед, а не
оборачиваясь назад». Иными словами, необходимо обеспечивать преемственность
дополнительных предпрофессиональных образовательных программ и основных
профессиональных образовательных программ среднего и высшего
профессионального образования в области искусств.
Отсутствие в педагогическом коллективе специалистов, обученных методике
составления новых программ.
В штатное расписание необходимо вводить ставку методиста. С появлением
квалифицированного специалиста методическая работа, направленная на
совершенствование образовательного процесса (в том числе – образовательных
программ, форм и методов обучения) будет проводиться на более высоком уровне.
Требования предъявляются не только к педагогическим работникам, но и к
ученику, и к родителям. В идеале каждый должен осознавать новый уровень
ответственности за результат своей работы, за качество. Малый процент
родителей имеют понятие о предпрофессиональном образовании, еще меньше
нацелены на получение этого образования и профессиональную ориентацию
своего ребенка. В сознании большинства родителей школа искусств - это, в
первую очередь, место, где ребенок может получить художественное развитие и
интересный досуг, где можно решить проблему занятости и свободного времени
ребенка.
Подводя итоги можно сказать, что, не смотря на все проблемы,
предпрофессиональные общеобразовательные программы направлены на
формирование творческой атмосферы, умения мыслить креативно, нравственных
качеств, способности воспринимать и оценивать прекрасное. Сам процесс творчества,
как правило, это процесс безграничный, поэтому многое зависит от конкретного
преподавателя и его способности найти подход к конкретному ученику, его умением
пользоваться всеми новшествами, которые предоставляет нам жизнь.