Применение ИКТ технологий для повышения учебной мотивации учащихся
Автор: Огородникова Алёна Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ №57 Населённый пункт: Иркутск Наименование материала: Статья Тема: Применение ИКТ технологий для повышения учебной мотивации учащихся Раздел: начальное образование
Тема: «Применение ИКТ технологий для повышения учебной и мотивации
учащихся»
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Внедрение инновационных технологий призвано улучшить качество образования, повысить
мотивацию детей к получению новых знаний. Одним из инновационных направлений являются
информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
Я обозначила проблему : как использовать информационно-коммуникативные технологии для
повышения мотивации обучения младших школьников.
Как
известно,
мотивация
–
это
побуждение
к
действию,
это
динамический
процесс
физиологического
и
психологического
плана,
управляющий
поведением
человека,
определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность
через труд удовлетворять свои потребности.
Мотивация
младших
школьников
–
это
побуждение,
от
которого
зависит
достижение
позитивного результата к учебной деятельности.
Но, тем не менее, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. А одной из
основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению,
творчеству. Интерес
в
учебном
процессе
является
мощным
инструментом,
побуждающим
учеников к более глубокому познанию предмета.
Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать,
читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы
деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков — поиска
необходимой информации, ее обработки, предоставления другим людям, моделирования новых
объектов и процессов, самостоятельного планирования и выстраивания своих действий. Наряду с
обучением навыкам чтения, письма и счета важно учить детей использованию цифровой техники в
качестве
рабочего
инструмента
в учебе и повседневной жизни, начиная с первого класса.
Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям, привела к переосмыслению методов
обучения
и
преподавания.
Наши
сегодняшние
ученики
должны
быть
готовыми
успешно
интегрироваться в это общество. И решить эту задачу помогает массовое внедрение ИКТ в
образовательный процесс, целями и задачами которого является:
- Развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в
условиях
информационного
общества
через:
развитие
конструктивного,
алгоритмического
мышления, благодаря особенностям общения с компьютером; развитие творческого мышления;
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
-
Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
п о д г о т о в к а
о б у ч а е м ы х
с р е д с т в а м и
и н ф о р м а ц и о н н ы х
т е х н о л о г и й
к
самостоятельной познавательной деятельности;
- Мотивация учебно-воспитательного процесса: повышение качества и эффективности процесса
обучения
за
счет
реализации возможностей
информационных
технологий;
выявление
и
использование стимулов активизации познавательной деятельности.
Преимущества для учителя в использовании мультимедийных средств:
позволяет разнообразить любое занятие;
позволяет проверять задания, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много
времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
в д о х н о в л я е т
н а
п о и с к
н о в ы х
п од ход о в
к
о бу ч е н и ю ,
с т и м у л и р у е т
профессиональный рост;
можно
обращаться
к
всевозможным
ресурсам,
приспосабливаясь
к
определенным
потребностям учащихся;
экономию времени на уроке;
глубину погружения в материал;
делает занятия интересными и развивает мотивацию;
предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и
социальных навыков;
учащиеся
начинают
понимать
более
сложный
материал
в
результате
более
ясной,
эффективной и динамичной подачи материала;
начинают
работать
более
творчески
и
становятся
уверенными
в
с е бе .
Одним из эффективных методов организации обучения на уроках является мультимедийная
презентация.
Для
ученика
начальной
школы
важна
постоянная
смена
деятельности
на
уроке,
красочная
наглядность. Добавляю к этому эффект необычности, неожиданности,
анимации,
звук
-
и
получаю один из шагов к мотивации в обучении младших школьников. Такие уроки вызывают у
учащихся
познавательный
интерес
к
предмету, активации мыслительной деятельности, что
способствует глубокому и прочному овладению изучаемым материалом, повышает творческие
способности ребёнка.
Следовательно, использование информационных методов в образовательном процессе позволяет
учащимся не только более глубоко изучать школьные предметы, но и является необходимым
элементом формирования УУД.
ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а также
способствуют творческому развитию учащихся.