Роль взаимодействия обучающихся, родителей, преподавателя в формировании духовно-нравственной личности
Автор: Архарова Татьяна Александровна Должность: преподаватель фортепиано Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ" Населённый пункт: г.Радужный, Тюменская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: Роль взаимодействия обучающихся, родителей, преподавателя в формировании духовно-нравственной личности Раздел: дополнительное образование
Роль взаимодействия обучающихся, родителей, преподавателя в
формировании духовно-нравственной личности.
Что есть Культура? Двигатель прогресса,
основа жизни, синтез красоты,
противовес агрессии и стресса,
зерно прекрасного на ниве доброты…
Одним из важнейших факторов развития человека и общества является
культура.
Указом
Президента
России
определено
2014
год
посвятить
пропаганде
наших
культурных
традиций,
воспитанию
культурных
ценностей и формированию традиций культурного общества. Воспитание
нравственной
культуры
предполагает
приобщение
обучающихся
к
общечеловеческим и моральным ценностям, потребность в нравственном
самосовершенствовании. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей,
идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени
методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план
выдвигается
образовательная
ситуация
воспитания
личности
ребенка,
обладающего базовыми знаниями о мировой культуре, формирования его
культурных
потребностей
и
эмоциональной
отзывчивости.
Получая
с
детства
художественно-полноценные
музыкальные
впечатления,
ребенок
привыкает к разнообразию музыкального языка народной, классической и
современной
музыки.
Основой
развития
выступает
духовное
начало
личности через активное творчество, развивает коммуникативные навыки и
воспитывает
личностные
качества,
что
помогает
почувствовать
обучающимся ответственность за качество исполнения, ощутить результаты
своей работы. Большое значение в формировании начинающего музыканта
играет та среда, в которой он растет. Именно домашнее окружение на
начальной стадии обучения играет значительную роль. В семьях, где любят
музыку и готовы прийти на помощь в освоении музыкального материала,
музыка
становится
частью
жизни
маленького
ученика.
Деятельность
педагога и родителей в интересах ребенка будет плодотворной только в том
случае, если они станут союзниками и партнерами и только при постоянной
поддержке родителей, в единстве и согласованности действий взрослых
может
быть
достигнута
цель
не
только
музыкального,
но
и
духовно-
нравственного,
культурного
развития
ребенка,
создано
единое
воспитательное и образовательное пространство. Использование творческих
форм
сотрудничества
с
родителями
даёт
возможность
педагогу
узнать
больше о семьях своих учеников, укрепить взаимопонимание между детьми
и родителями, родителям - больше узнать своего ребенка, увидеть его в
разных
ситуациях,
понять
его
индивидуальные
особенности,
детям
-
обогатить свой опыт новыми впечатлениями, раскрыть свой творческий
потенциал.
Разработанное мною мероприятие направлено на формирование навыков
совместной
деятельности
и
общения
всех
участников
образовательного
процесса.
Основой данного мероприятия является интеграция предметных
областей искусства – музыки и поэзии, во взаимодействии с родителями
обучающихся
и
строится
на
принципах
отбора
специальных
методов
соответственно возрасту и способностям детей.
Целями данного мероприятия являются выявление и создание условий
формирования
основ
духовной
и
эстетической
культуры
обучающихся,
развитие мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному и
профессиональному
самоопределению,
объединению
семьи
и
школы
и
вовлечению
родителей
в
совместную
с
детьми
деятельность.
Для
достижения поставленных целей необходимо решение задач:
- выработка коллективных решений и основных требований к воспитанию
детей,
интеграция
усилий
семьи
и
преподавателя
в
деятельности
по
развитию личности ребенка;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей, необходимой
для воспитания успешного ребенка;
- развитие активной педагогической позиции родителей; - привлечение
каждой семьи к участию в жизни классного коллектива;
- создание единого сообщества обучающихся, преподавателей, родителей
для повышения эффективности образовательного процесса;
- совершенствование здоровье-сберегающих технологий в работе с детьми.
Поставленные цели и задачи определяют содержание и жанр
внеклассного
мероприятия,
как
тематическая
музыкально-литературная
композиция в форме концерта в рамках проекта «Музыкальная гостиная».
Правовые основы мероприятия: реализация дополнительных
общеобразовательных программ в области искусств; создание условий для
самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, в
соответствии
с
потребностями
и
уровнем
подготовки,
особенностям
развития,
способностям
и
интересам
личности,
предоставление
педагогическим
работникам
свободы
в
выборе
форм
обучения,
методов
обучения
и
воспитания;
обеспечение
прав
педагогических
работников,
обучающихся
и
родителей
для
согласования
интересов
участников
отношений в сфере образования.
Механизмы включения родителей в творческий процесс на
подготовительном
этапе:
составление
поэтапного
плана
подготовки
к
мероприятию;
разработка
сценария;
распределение
задач,
обязанностей.
Проведение
промежуточных
обсуждений
осуществлялось
на
творческих
встречах или во время индивидуальных бесед-консультаций по решению
поставленных творческих задач под руководством преподавателя.
Инструментарий включения родителей в творческий процесс
подготовки к мероприятию: составление и утверждение программы лекции;
корректировка сценария, подготовка исполнителей; организация репетиций;
изготовление
афиши,
программок,
подготовка
технических
средств;
оформление зала к проведению мероприятия. Родители старались создать
все условия в домашней подготовке к выступлению, обеспечивали явку на
репетиции,
творческая
группа
родителей
готовила
афиши,
программы-
анонсы, оформление зала. Творческая атмосфера, сложившаяся в процессе
подготовки
и
проведения
лекции-концерта
определила
психолого-
педагогиче ские
принципы
взаимодействия
вс ех
у ч а с т н и ко в
образовательного процесса.
Содержание мероприятия раскрыто в сценарии, который разработан с
учётом
особенностей
развития
и
уровня
подготовки
обучающихся,
индивидуально-типологиче ских
и
возрастных
о с о бе н н о с т е й ,
психологических
характеристик,
запросов
и
потребностей
родителей
и
детей в соответствии с целями учебно-воспитательной работы, связанными
с эффективностью работы ДШИ, стратегическими ориентирами развития
образования,
направленными
на
повышение
качества
образовательных
услуг.
После
проведения
мероприятия
были
подведены
итоги,
сделаны
следующие
выводы:
созданы
благоприятные
условия
формирования
музыкально-информационной
среды
для
духовно-нравственного
и
творческого
развития,
социализации
и
самореализации
обучающихся
в
школе и дома; определены основные психолого-педагогические принципы
взаимодействия
с
родителями
на
основе
сотрудничества,
уважения,
взаимопонимания, установления равноправных партнерских отношений на
принципах
открытости,
информированности,
соотношения
деятельности
преподавателя с ожиданиями и запросами родителей. По итогам опроса
удовлетворенность родителей образовательным процессом составляет 100%.
Рефлексия полученного опыта организации взаимодействия с
родителями
в
рамках
данного
мероприятия:
в
процессе
подготовки
и
проведения мероприятия использовались новые формы и методы общения с
родителями,
что
позволило
повысить
психолого-педагогическую
грамотность родителей и культуру межличностного взаимодействия между
детьми
и
взрослыми.
Была
создана
культурно-развивающая
творческая
площадка,
где
учатся,
общаются
и
творят
вместе
дети
и
взрослые.
Доброжелательная
атмосфера,
взаимоуважение
и
сотрудничество,
установившиеся между детьми и родителями - являются мощным стимулом
для
творческой
работы
преподавателя,
направленной
на
создание
педагогических
и
психологических
условий
для
т ворче ского,
интеллектуального, художественно-эстетического развития всех участников
образовательного
процесса,
самореализации
личности
посредством
приобщения
к
образцам
мировой
музыкальной
культуры,
развития
мотивации к познанию и творчеству. Совместная деятельность взрослых -
преподавателей
и
родителей,
основанная
на
заинтересованности,
взаимопонимании,
любви
к
детям,
поможет
сделать
учебный
процесс
увлекательным, результативным и успешным для каждого ребенка.
Данное мероприятие позволяет раскрыть и развить творческие и
исполнительские
способности
обучающихся,
воспитать
личностные
качества, коммуникативные навыки, приобрести им необходимые навыки
ансамблевой игры. Выступая в коллективе, ученики проявляют большую
творческую смелость, желание общения с публикой, артистизм. Игра в
ансамбле
формирует
характер,
прививает
детям
чувство
коллективизма,
причастности к важному делу пропаганды музыкальной культуры.