Напоминание

Роль взаимодействия обучающихся, родителей, преподавателя в формировании духовно-нравственной личности


Автор: Архарова Татьяна Александровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ"
Населённый пункт: г.Радужный, Тюменская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Роль взаимодействия обучающихся, родителей, преподавателя в формировании духовно-нравственной личности
Раздел: дополнительное образование





Назад





Роль взаимодействия обучающихся, родителей, преподавателя в

формировании духовно-нравственной личности.




Что есть Культура? Двигатель прогресса, основа жизни, синтез красоты, противовес агрессии и стресса, зерно прекрасного на ниве доброты… Одним из важнейших факторов развития человека и общества является культура. Указом Президента России определено 2014 год посвятить пропаганде наших культурных традиций, воспитанию культурных ценностей и формированию традиций культурного общества. Воспитание нравственной культуры предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим и моральным ценностям, потребность в нравственном самосовершенствовании. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается образовательная ситуация воспитания личности ребенка, обладающего базовыми знаниями о мировой культуре, формирования его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости. Получая с детства художественно-полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к разнообразию музыкального языка народной, классической и современной музыки. Основой развития выступает духовное начало личности через активное творчество, развивает коммуникативные навыки и воспитывает личностные качества, что помогает почувствовать обучающимся ответственность за качество исполнения, ощутить результаты своей работы. Большое значение в формировании начинающего музыканта играет та среда, в которой он растет. Именно домашнее окружение на начальной стадии обучения играет значительную роль. В семьях, где любят музыку и готовы прийти на помощь в освоении музыкального материала, музыка становится частью жизни маленького ученика. Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка будет плодотворной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами и только при постоянной поддержке родителей, в единстве и согласованности действий взрослых может быть достигнута цель не только музыкального, но и духовно- нравственного, культурного развития ребенка, создано единое воспитательное и образовательное пространство. Использование творческих форм сотрудничества с родителями даёт возможность педагогу узнать
больше о семьях своих учеников, укрепить взаимопонимание между детьми и родителями, родителям - больше узнать своего ребенка, увидеть его в разных ситуациях, понять его индивидуальные особенности, детям - обогатить свой опыт новыми впечатлениями, раскрыть свой творческий потенциал. Разработанное мною мероприятие направлено на формирование навыков совместной деятельности и общения всех участников образовательного процесса. Основой данного мероприятия является интеграция предметных областей искусства – музыки и поэзии, во взаимодействии с родителями обучающихся и строится на принципах отбора специальных методов соответственно возрасту и способностям детей. Целями данного мероприятия являются выявление и создание условий формирования основ духовной и эстетической культуры обучающихся, развитие мотивации к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению, объединению семьи и школы и вовлечению родителей в совместную с детьми деятельность. Для достижения поставленных целей необходимо решение задач: - выработка коллективных решений и основных требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и преподавателя в деятельности по развитию личности ребенка; - повышение психолого-педагогической культуры родителей, необходимой для воспитания успешного ребенка; - развитие активной педагогической позиции родителей; - привлечение каждой семьи к участию в жизни классного коллектива; - создание единого сообщества обучающихся, преподавателей, родителей для повышения эффективности образовательного процесса; - совершенствование здоровье-сберегающих технологий в работе с детьми. Поставленные цели и задачи определяют содержание и жанр внеклассного мероприятия, как тематическая музыкально-литературная композиция в форме концерта в рамках проекта «Музыкальная гостиная». Правовые основы мероприятия: реализация дополнительных общеобразовательных программ в области искусств; создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, в соответствии с потребностями и уровнем подготовки, особенностям развития, способностям и интересам личности, предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; обеспечение прав педагогических работников, обучающихся и родителей для согласования интересов участников отношений в сфере образования. Механизмы включения родителей в творческий процесс на подготовительном этапе: составление поэтапного плана подготовки к мероприятию; разработка сценария; распределение задач, обязанностей. Проведение промежуточных обсуждений осуществлялось на творческих
встречах или во время индивидуальных бесед-консультаций по решению поставленных творческих задач под руководством преподавателя. Инструментарий включения родителей в творческий процесс подготовки к мероприятию: составление и утверждение программы лекции; корректировка сценария, подготовка исполнителей; организация репетиций; изготовление афиши, программок, подготовка технических средств; оформление зала к проведению мероприятия. Родители старались создать все условия в домашней подготовке к выступлению, обеспечивали явку на репетиции, творческая группа родителей готовила афиши, программы- анонсы, оформление зала. Творческая атмосфера, сложившаяся в процессе подготовки и проведения лекции-концерта определила психолого- педагогиче ские принципы взаимодействия вс ех у ч а с т н и ко в образовательного процесса. Содержание мероприятия раскрыто в сценарии, который разработан с учётом особенностей развития и уровня подготовки обучающихся, индивидуально-типологиче ских и возрастных о с о бе н н о с т е й , психологических характеристик, запросов и потребностей родителей и детей в соответствии с целями учебно-воспитательной работы, связанными с эффективностью работы ДШИ, стратегическими ориентирами развития образования, направленными на повышение качества образовательных услуг. После проведения мероприятия были подведены итоги, сделаны следующие выводы: созданы благоприятные условия формирования музыкально-информационной среды для духовно-нравственного и творческого развития, социализации и самореализации обучающихся в школе и дома; определены основные психолого-педагогические принципы взаимодействия с родителями на основе сотрудничества, уважения, взаимопонимания, установления равноправных партнерских отношений на принципах открытости, информированности, соотношения деятельности преподавателя с ожиданиями и запросами родителей. По итогам опроса удовлетворенность родителей образовательным процессом составляет 100%. Рефлексия полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках данного мероприятия: в процессе подготовки и проведения мероприятия использовались новые формы и методы общения с родителями, что позволило повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и культуру межличностного взаимодействия между детьми и взрослыми. Была создана культурно-развивающая творческая площадка, где учатся, общаются и творят вместе дети и взрослые. Доброжелательная атмосфера, взаимоуважение и сотрудничество, установившиеся между детьми и родителями - являются мощным стимулом для творческой работы преподавателя, направленной на создание педагогических и психологических условий для т ворче ского, интеллектуального, художественно-эстетического развития всех участников образовательного процесса, самореализации личности посредством приобщения к образцам мировой музыкальной культуры, развития мотивации к познанию и творчеству. Совместная деятельность взрослых -
преподавателей и родителей, основанная на заинтересованности, взаимопонимании, любви к детям, поможет сделать учебный процесс увлекательным, результативным и успешным для каждого ребенка. Данное мероприятие позволяет раскрыть и развить творческие и исполнительские способности обучающихся, воспитать личностные качества, коммуникативные навыки, приобрести им необходимые навыки ансамблевой игры. Выступая в коллективе, ученики проявляют большую творческую смелость, желание общения с публикой, артистизм. Игра в ансамбле формирует характер, прививает детям чувство коллективизма, причастности к важному делу пропаганды музыкальной культуры.





В раздел образования