Автор: Хозова Альбина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ ТШИ СОО Населённый пункт: с.Толька ЯНАО Красноселькупский район Наименование материала: методическая разработка Тема: Мы родом из одной колыбели Раздел: начальное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Толькинская школа-
интернат среднего общего образования»
Внеклассное занятие
«Мы родом из одной колыбели»
Автор: Хозова Альбина Александровна,
учитель
Муниципального общеобразовательного
учреждения «Толькинская школа-интернат
среднего общего образования»
Пояснительная записка
Проблемы взаимоотношений поколений, повышение роли семьи в
общественной жизни как никогда остро стоят сегодня перед нами. В числе
основных факторов, пагубно влияющих на нормальное психическое и
личностное развитие ребенка, следует отметить разрушение культуры семьи
и потерю навыков материнского (родительского) поведения.
Наша задача – выбрать и представить детям то, что составляет непроходящую
ценность, что сохранилось, считалось важным, передавалось будущим
поколениям, необходимо понимать - без прошлого нет будущего.
Понятно, что очень сложно полностью возродить традиционную культуру,
восстановить естественные связи и способы передачи наследия. Ведь с
натиском освоения Севера, завоеванием территории нефтяными компаниями,
происходит сокращение пастбищ для выпасов оленьих стад, вместе с тем,
сокращаются поголовье оленей, а значит становиться невозможным
содержать оленей, нет корма для животных и нет рабочих мест. Потому
молодое поколение утрачивает традиционные навыки, теряется нить с
прошлым наследием.
Время идет, общество меняется, и значительная часть того, что принадлежало
народному быту и мировоззрению, изменило себя. И все же есть целый ряд
обычаев и обрядов, которые необходимо знать, учитывать и стремиться
восстановить. Внеклассное занятие посвященное северному народу –
селькупам. Несколько слов о селькупах.
Название селькупы переводится как таёжный человек. Селькупы компактно
проживают на юго – востоке Ямало – Ненецкого автономного округа, в
Красноселькупском и Пуровском районах. Большинство селькупов ведут
кочевой образ жизни. Селькупы сохранили свою традиционную культуру,
тесно связанную с природными условиями их обитания. Они заняты
охотничьим промыслом, добычей рыбы и оленеводством. С этим занятиями
связаны полукочевой образ жизни и сохранение многих традиционных черт
культуры.
Изучением этнографии и языка северных селькупов занимались Георгий
Николаевич и Екатерина Дмитриевна Прокофьевы.
Районный центр – село Красноселькуп. Территория Красноселькупского
района богата водными магистралями. Наиболее крупная река – Таз.
Водоёмы района богаты ценными породами рыб. Район окружен тайгой, где
водятся белки, соболь, бурый медведь, лось и др. животные, много
перелётных птиц.
Вот кратко осведомили о северном народе – селькупах. По желанию можем
дать больше информацию. Вашему вниманию предоставляется
методическая разработка «Мы родом из одной колыбели», можно
использовать в начальном и среднем звене.
Цель:
Воспитание гражданина, патриота своей родины; знакомство учащихся с
культурой и традициями селькупов; воспитания эмоционально-
положительное отношение к тем местам, где они родились и живут;
развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание
узнать больше об особенностях края, о людях которые населяют его.
Задачи:
содействовать развитию познавательных интересов учащихся;
воспитать культуру поведения, навыки общения;
развивать навыки коллективной деятельности, чувства товарищества,
взаимопомощи, ответственности;
формировать нравственные качества
развивать физические способности учащихся, чувства солидарности,
соперничества и соревнования
Ход занятия
1.Ученик 1. Да, когда – то было так,
Было так на самом деле:
Наши предки вырастали
В общей, древней колыбели.
Одного ствола мы ветки,
Общей матери мы дети-
Лишь потом легли меж нами.
Расстоянья и столетья.
Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады вас приветствовать и
просим принять активное участие в сегодняшнем разговоре. Тема нашего
занятия: «Мы родом из одной колыбели».
Какое слово вам знакомо? (Родом от слово род, колыбель). Выясним, что
такое род? Как вы можете объяснить это понятие?
Выслушивается ответы.
Ведущий. Род – это ряд поколений, происходящих от одного корня. Родом
называют объединение людей по родству. Это обусловливал причастность
человека к истории своего народа и к родной земле.
Как мы узнаем об истории старинных родов, о том, как они жили, чем
занимались, в какие игры играли дети тех времен?
Выслушиваем ответы детей.
2. Ведущий. Вы составили родословную своей семьи. А что такое
родословная?
Родословная – перечень поколений одного рода, устанавливающий
происхождение и степень родства. Расскажите о своих родословных.
Выслушиваются рассказы детей.
- Какие слова часто встречаются в родословной?
Работа по группам. Подумайте, все ли слова будут родственными. Найдите
«лишние» слова.
(Род, рожь,родня, Родина, родич, родимый, родинка, родня, рожь, родство,
природа, родник, родильный) «Лишние» - рожь, родник, природа.
3. Ведущий. У селькупов деление на роды сохранилось и по сей день. Во
главе рода в прошлом стоял родовой старейшин. Он руководил
распределением промысловых угодий и разбирал споры, возникшие между
членами рода.
Род к роду получается народ. Мы все вместе – народ, который состоит из
маленьких и больших родов, дружных и работящих. Как могучая река берет
силу из маленьких ручейков, так и наша культура обогащается семьями,
родами.
А хочется ли вам, ребята, чтобы эта речка была полноводной, чтобы огромная
наша Родина была красивой и счастливой?
Ученик . Нам всем нужно изучать традиции своего народа, дорожить ими,
беречь свою землю, родной край, потому что мы продолжатели своего рода,
каждый из нас имеет собственную историю. Значит, история семьи является
частью истории страны.
-Вы знаете, что обозначает слово фамилия?
4. Ученик. Фамилия – наследственное имя семьи. Распространение фамилий
началось с людей знатного происхождения. У селькупов существовали
родовые имена – общее имя всего рода. Сегодня родовые имена стали
фамилиями.
Приведем значение некоторых родовых имен. Ириковы – Ира-мужчина. В
роду Ириковых есть настоящие мужчины и не один поединок не
проигрывали.
Ученик. Каргачевы (Коркы – медведь) - медвежий род, от слово «коркы». По
фольклорным данным, медведь был когда – то «сыном женщины и лесного
духа», затем за гордость был превращен «небом» в медведя. Поэтому медведь
понимает речь человека и «читает» мысли людей. Селькупы иносказательно
называют медведя родственными терминами: ильча (дед, старик), ильчамы
(мой дед), мэркум (большой, старший человек), лосы (священный дух),
мачокый суры (лесной дух). При встречи обращались с ним почтительно,
уговаривали, как бы признавали родственную связь.
Игра . «Хват – перехват».
Ведущий. Какое счастье – прикоснуться к истоку нашей культуры, изучать
ее, свой род, свою историю! А история начинается с имени. Ведь имя у
человека не случайно .
5. Ученик. Наши предки считали имя важной частью личности каждого
человека. Оно имело таинственный смысл и во многом определяло
дальнейшую жизнь каждого ребенка, его успехи и неудачи, достоинства и
пороки.
Выясним, что означают селькупские имена.
Лонтыра – это та девочка, которая горда, красотою славится. Часто о ней
вспоминают в сказках, где любуется собой, но никакой помощи от нее не
дождаться. Целый день порхает до самого заката, только лучшее стремиться
получить. Такие девочки и в наше время есть, не так ли?
Сэры Олы-белая голова, Сякол – черная голова, Курак – хромой, Пиркаш –
продовец. Ачто обозначают другие имена вы сами определите.
Работа по группам. Соотнести имя и его значение.
Нютыка – травушка, Кэптя – смородинка, Пякана – лось, Лонтыра – бабочка,
Тяпяка – белочка, Колка –кулик, Чаптя – сказительница.
Ведущий. Но чтобы роду не было переводу, н должен жить много- много лет,
даже столетий.
Из рода в род прокладывает жизнь мосты,
Но без корня саду не цвести…
Поэтому обязательно беречь родовые корни. А кто считается хранителем
очага?
6. Ученик . Старики говорили, что все, что есть в доме: доброе слово, вареная
еда, сшитая одежда – делают семью богатой. Семьи были очень большими,
поэтому хранительницами рода считались старшие женщины – бабушки –
имиян. Они и сейчас хранят историю своих родов.
Давайте вспомним, какими вещами и как пользуются люди сегодня.
Конкурс. «Как используют эти предметы?» Дети отвечают и показывают, как
используют предметы.
Туесок (кетый) - для сбора ягод.
Пата – посуда для хранения рыбы, мяса.
Биток (куява) – для сбора голубики.
Ремешки (сытын) – завязки для меховой одежды.
Ложка ( солак) – деревянная ложка, различают по длине ручек, для сбора
жира совковая часть глубже, ручка короче.
Тынзян ( орас темты) – веревка, сплетенная из замши, полученное из шкуры
оленя.
Ведущий. Наши родители очень многое умеют делать своими руками: мамы
шьют, готовят, а папы мастерят.
Конкурс. « Что необходимо для изготовления нарты?» Назовите нужные
предметы.
7. Создание декоративного панно «Стойбище моего рода». Работа
прикрепляется к доске.