"Живопись акварелью для 3-4 классов ДХШ и художественных отделений ДШИ"
Автор: Шоболова Оксана Петровна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств №1" Населённый пункт: город Усть-Илимск, Иркутская область Наименование материала: образовательная программа в области изобразительного искусства Тема: "Живопись акварелью для 3-4 классов ДХШ и художественных отделений ДШИ" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Ш КОЛ А
И С К У С С Т В
№ 1
г. Усть-Илимск
Программа
«Живопись акварелью»
для 3-4 классов ДХШ и художественных отделений ДШИ
образовательная программа в области изобразительного искусства
Разработчик: Шоболова О.П., преподаватель
художественного отделения
МОУ ДОД ШИ №1 г. Усть-Илимска
Усть-Илимск
2004
Рассмотрено
Утверждаю :
Методическим советом
МОУ ДОД «Школа искусств №1»
«28» декабря 2003 г.
Директор МОУ ДОД
«Школа искусств №1»
___________ Т.В.Сигачева
«11» января 2004 г.
Разработчик:
Шоболова Оксана Петровна, преподаватель
художественного отделения МБОУ ДОД
«Школа искусств №1» г. Усть-Илимска
Рецензент:
Копалова В.А., старший преподаватель кафедры педагогического образования ФГБОУ
ВПО «ВСГАО»
Пояснительная записка
2
Роль
живописи
в
системе
начального
художественного
образования
трудно переоценить. Вслед за академическим рисунком изучение живописи
позволяет
учащимся
глубоко
понимать
окружающий
мир
как
предмет
реалистического изображения.
В 1-2 классах учащиеся ДХШ знакомятся с элементами цветоведения,
получают первые навыки работы гуашью и акварелью. Благодаря этому в
третьем и четвертом классах преподаватели живописи имеют возможность
формировать у своих учеников профессиональные знания, умения и навыки в
реалистической передаче натуры средствами акварели.
Это и является одной из основных целей предлагаемой программы. Но
данная задача не нова, а традиционна. В чем же актуальность именно этой
программы по живописи?
Во-первых, в ней сделан упор именно на акварельную технику, одно
время незаслуженно забытую, а сейчас переживающую свое возрождение.
Акварель помогает воспитывать в детях чувство прекрасного, так как ни одна
другая техника не может передать таких нюансов, нежности, прозрачности,
мягкости,
текучести,
трепетности.
Акварель
приучает
детей
к
культуре
работы – она не терпит грязных рук, затертой бумаги, потрепанных кистей и
дешевых красок. Чтобы научиться писать акварелью, ее надо любить.
Во-вторых, главная цель программы – помочь учащимся освоить метод
работы
отношениями
при
специальной
«постановке
глаза»
на
цельность
восприятия. Эту задача может быть решена, так как программа обучения
живописи в третьем и четвертом классах составлена как единая система, в
которой каждое следующее задание проистекает из предыдущего.
Вся
программа
состоит
из
разделов,
каждый
из
которых
имеет
название, которое раскрывает тему и задачу данного раздела. Предусмотрена
система специальных упражнений для освоения учащимися метода работы
большими отношениями.
Программа
является
экспериментальной,
она
довольно
успешно
освоена на базе нашего отделения.
При реализации данной программы к концу третьего класса учащиеся с
помощью навыков работы акварелью
грамотно лепят форму предметов
цветом, передают общее тоновое и цветовое состояние натюрморта, умеют
создать баланс теплых и холодных цветов, передать изменение цвета и тона в
пространстве.
В
четвертом
классе
добавляются
понятие
о
смысловом
центре
натюрморта и способах его выделения, умение решать не только учебные, но
и творческие задачи. Учащиеся, получив необходимые знания и навыки, уже
в состоянии сознательно и грамотно поставить учебный натюрморт и умело
изобразить его.
Примерный тематический план (третий класс)
3
Наименование разделов, тем
Кол-во
часов
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Этюд цветов, овощей
Итого по разделу
3
3
РАЗДЕЛ 2. СВЕТОТЕНЬ. ЛЕПКА ФОРМЫ ЦВЕТОМ
2.1. Теория складок. Этюд драпировки со складками
2.2. Цветовая лепка формы отдельных предметов
Итого по разделу
6
3
9
РАЗДЕЛ 3. ТОНОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
3.1. Гризайль. Простой натюрморт из 2-3 предметов, ясных по тону
Итого по разделу
6
6
РАЗДЕЛ 4. ЦВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
4.1. Шкала насыщенности для различных цветов
4.2. Копирование с натуры предметных цветов
4.3. Несколько этюдов простых натюрмортов, ясных по тону,
оттенкам и
насыщенности цвета
Итого по разделу
1
2
6
9
РАЗДЕЛ 5. ОБЩЕЕ ТОНОВОЕ И ЦВЕТОВОЕ СОСТОЯНИЕ
5.1. Изображение одновременно двух одинаковых (подобных)
натюрмортов
в различных условиях освещения (по мере удаленности от окна)
Итого по разделу
6
6
РАЗДЕЛ 6. КОЛОРИТ. БАЛАНС ТЕПЛЫХ И ХОЛОДНЫХ
ОТТЕНКОВ
6.1. Один и тот же натюрморт при естественном и искусственном
освещении
6.2. Натюрморт в теплой гамме
6.3. Натюрморт в холодной гамме
6.4. Натюрморт с двойным (теплым и холодным) освещением
Итого по разделу
18
9
9
12
48
РАЗДЕЛ 7. ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
7.1. Этюд трех яблок на удалении друг от друга в пространстве
(прозрачные перегородки)
7.2. Итоговая постановка. Натюрморт с подчеркнутой плановостью
Итого по разделу
3
15
18
Подготовка к просмотру
3
Итого за третий класс: 102 часа
Содержание курса
4
Третий класс
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Этюд цветов, овощей на нейтральном фоне.
Способ исполнения – а-ля прима; фон и пятна цветов – по влажной
бумаге, стебли и другие детали – сухой кистью. Заливки, размывы,
втекания.
РАЗДЕЛ 2. СВЕТОТЕНЬ. ЛЕПКА ФОРМЫ ЦВЕТОМ
2.1. Теория складок. Этюд драпировки со складками.
Теория:
Зависимость формы и глубины складки от упругости материи (грубая
или тонкая ткань, бумага или кожа)
Размер и форма складок. Гребень и дно складки, ее глубина.
Основные типы складок: прямые, диагональные и радиальные.
Комбинированные складки: «гармошка», круглая и провесная складки.
Использование светотени в передаче формы складки.
2.2. Цветовая лепка формы бытовых предметов с ясно выраженными
цветовыми рефлексами (керамический кувшин или стеклянная бутыль на
ярком фоне с фруктами).
Теория:
Градации светотени и цвета. Тон и оттенки цвета для бликов,
освещенных и полу освещенных частей, рефлексов и теней на
поверхности предмета и на его окружении.
Влияние цвета освещения (холодный – дневной из окна, теплый –
закатный, от лампы накаливания или свечи).
Воздушная перспектива.
Эффект свечения, ореол, блики (контрасты тонов и площадей).
5
«Кто будет для меня истинным живописцем? Тот, кто передаст цвета природы
и вещей правильно освещенными и сумеет сделать гармоничной картину»
(Д.Дидро)
РАЗДЕЛ 3. ТОНОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
3.1. Гризайль. Простой натюрморт из 2-3 предметов, ясных по тону.
«Если ты, рисовальщик, хочешь учиться хорошо и с пользою, то приучайся
рисовать медленно и оценивать, какие цвета и сколько их содержат первую
степень светлоты, и подобным же образом из теней, какие более темны, чем
другие» (Леонардо да Винчи)
«Все поверхности в изображении должны быть во столько раз светлее или
темнее, во сколько раз те же поверхности светлее или темнее друг друга в
видимой натуре» (Г.Беда)
РАЗДЕЛ 4. ЦВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Беседа о свойствах цвета (тон, оттенок, насыщенность) с показом предметов,
имеющих отличия по трем вышеуказанным свойствам.
4.1. Составление шкалы насыщенности для различных цветов (в чистый цвет
постепенно добавляют серый).
4.2. Копирование с натуры предметных цветов. Плоскостное изображение
групп предметов, составленных каждая по принципу: один цвет – различная
насыщенность. Фон белый, освещение прямое. Задача – как можно точнее
передать оттенок и степень насыщенности окраски каждого предмета в
группе, их отличия друг от друга.
4.3. Несколько этюдов из 2-3 бытовых предметов, ясных по тону, оттенку,
насыщенности (использовать предметы из задания 4.2).
«Верно передать в живописи цвет какой-либо поверхности в отношениях
означает, во-первых, определить ее цветовой оттенок (синий, желтый и т.д.);
во-вторых, найти отличия между всеми поверхностями по светлоте (т.е. во
сколько раз они темнее или светлее друг друга); в-третьих, определить
интенсивность (насыщенность) цвета каждой поверхности по отношению к
другим, т.е. во сколько раз цвет одной поверхности сильнее или слабее по
цвету всех остальных поверхностей» (Г.Беда)
РАЗДЕЛ 5. ОБЩЕЕ ТОНОВОЕ И ЦВЕТОВОЕ СОСТОЯНИЕ
5.1. Изображение одновременно двух одинаковых (подобных) натюрмортов в
различных условиях освещения (по мере удаленности от окна).
6
«Тоном в живописи я называю степень светосилы цвета, а общим тоном –
общее потемнение или посветление природы в соответствующие моменты
дня…» (Н.Крымов)
«От верной передачи светосилы взятого момента зависит и передача
материала. Не отделка мелких деталей, а верный тон решает материал
предметов. Если передать угаданным тоном предмет при общем верном тоне,
то обеспечена видимая материальность предмета» (Н.Крымов)
РАЗДЕЛ 6. КОЛОРИТ. БАЛАНС ТЕПЛЫХ И ХОЛОДНЫХ ОТТЕНКОВ
6.1. Один тот же натюрморт при естественном и искусственном освещении.
6.2. Натюрморт в теплой гамме.
6.3. Натюрморт в холодной гамме.
6.4. Натюрморт, освещенный двумя источниками: холодным светом из окна и
теплым – с теневой стороны (лампа 40 ватт).
Теория:
Роль цвета освещения в создании единого колорита. Закат и
электролампа дают желто-оранжевые оттенки, небо – голубоватые,
утро – золотисто-розовые.
Взаимовлияние цветов. Рефлексы.
Механическое примешивание общего цветового оттенка ко всем цветам
постановки.
Использование ограниченной палитры (выбор определенных красок в
зависимости от общего колористического решения постановки).
РАЗДЕЛ 7. ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
7.1. Этюд трех яблок, разделенных прозрачными перегородками для усиления
эффекта глубины пространства. Уменьшение интенсивности цвета и
контрастности на расстоянии.
7.2. Итоговая постановка. Натюрморт с подчеркнутой плановостью. На
первом плане – предметы и поверхности, по преимуществу, теплых и ярких
цветов, на втором – преобладание холодных и ненасыщенных оттенков,
близких друг другу по тону.
7
Примерный тематический план (четвертый класс)
Наименование разделов, тем
Кол-во
часов
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ
1.1.
Этюд цветов, овощей (способ письма по влажной бумаге)
Итого по разделу
3
3
РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЬНОСТЬ ВИДЕНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ
2.1. Три этюда одного натюрморта с переменой выбора
композиционного центра
2.2. Натюрморт с букетом и тыквой на цельность
Итого по разделу
9 (3х3)
12
21
РАЗДЕЛ 3. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В НАТЮРМОРТЕ
3.1. Тематический натюрморт
Итого по разделу
12
12
РАЗДЕЛ 4. ПРОЦЕСС ЖИВОПИСИ С НАТУРЫ АКВАРЕЛЬЮ
4.1. Поэтапность работы над натюрмортом в теории и на практике.
Беседа с использованием стенда по теме занятия. Практическая
работа – изображение постановки с натуры
4.2. Закрепление материала. Натюрморт из бытовых предметов,
различных по материальности
Итого по разделу
12
12
24
РАЗДЕЛ 5. СОСТАВЛЕНИЕ НАТЮРМОРТА
5.1. Процесс создания постановки самими учащимися с
консультацией преподавателя
5.2. Изображение с натуры созданного натюрморта
Итого по разделу
2
12
14
РАЗДЕЛ 6. ПЕЙЗАЖ
6.1. Этюд пейзажного мотива из окна мастерской
Итого по разделу
3
3
РАЗДЕЛ 7. ИТОГОВЫЕ ПОСТАНОВКИ
7.1. Натюрморт из предметов, родственных по цветовым оттенкам
7.2. Натюрморт из предметов, родственно-контрастных по
10
12
8
цветовым оттенкам
Итого по разделу
22
Подготовка к просмотру
3
Итого за четвертый класс: 102 часа
Содержание курса
Четвертый класс
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Этюд цветов, овощей по влажной бумаге. Задача – акварельность,
легкость, свежесть.
РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЬНОСТЬ ВИДЕНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ
2.1. Три этюда одного натюрморта с переменой выбора композиционного
центра.
2.2. Натюрморт с букетом и тыквой на цельность.
Теория:
Одновременное сравнение помогает «постановке глаза»
Необходимо видеть весь натюрморт сразу, включая все предметы и
фон. Типичная ошибка – попеременное разглядывание частей
натюрморта
«Сравнение есть основа всякого мышления» (К.Ушинский)
«Именно метод сравнения позволяет точно определить величины, а также
увидеть цветовые различия» (Г.Беда)
«Художник никогда не достигнет совершенства ни в рисунке, ни в цвете и
объемности, если не привыкнет смотреть на предмет в целом» (Д.Рейнольдс)
«Нет прекрасного вне единства и нет единства без подчиненности» (Д.Дидро)
РАЗДЕЛ 3. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В НАТЮРМОРТЕ
Беседа с показом репродукций. Роль личного отношения художника к
изображаемому объекту. Каковы характерные особенности натюрморта? Что
самое важное в постановке? Что можно подчеркнуть, а что – опустить или
смягчить?
9
3.1. Тематический натюрморт с выраженным эмоциональным настроем.
Учащиеся выбирают собственное композиционное и цветовое решение.
РАЗДЕЛ 4. ПРОЦЕСС ЖИВОПИСИ С НАТУРЫ АКВАРЕЛЬЮ
4.1. Поэтапность работы над натюрмортом в теории и на практике.
а) беседа с показом на стенде последовательности работы над постановкой:
выбор места и наброски вариантов компоновки
компоновка в листе и предварительный рисунок
краткосрочный этюд на малом формате
нахождение больших отношений между предметами, фоном в
пределах общего тонового и цветового состояния постановки на
основном формате
цветовые и тоновые нюансы в пределах больших отношений,
цветотоновая разработка объемной формы предметов
на завершающем этапе – обобщение
б) работа с натуры над натюрмортом при соблюдении поэтапности
не записывать в начале работы самые светлые части натюрморта
сначала писать не в полную силу теневые, плотные и яркие части
постановки
постепенно усиливать тона
проводить одновременное сравнение
соблюдать баланс теплых и холодных оттенков
мазок класть по форме, согласно поверхностям, которые ограничивают
предмет
ближние предметы писать ярче, контрастней по сравнению с дальними
не забывать о рефлексах
при обобщении для ослабления предметов дальних планов чистой
влажной кистью смягчить краски и контуры в глубине постановки
сочетать сочное письмо в тенях и рефлексах с сухой кистью в светах и
полутонах
4.2. Закрепление материала. Натюрморт из бытовых предметов, различных по
материальности.
РАЗДЕЛ 5. СОСТАВЛЕНИЕ НАТЮРМОРТА
5.1. Процесс создания постановки самими учащимися с консультацией
преподавателя. Беседа с показом репродукций картин художников и работ
учащихся из методического фонда.
Задачи при создании натюрморта:
объединение группы предметов по теме
10
естественность при сочетании предметов между собой и с фоном
наличие доминирующего предмета в группе (отличие по величине,
форме, цвету, яркости или тону)
создание композиционного центра (узла) с помощью предмета-
доминанты и соседствующих с ним предметов и части фона
пропорциональность по массам и площадям (наличие больших,
средних, малых форм)
создание единой группы из предметов, драпировок пространственно и
пластически
читаемость силуэтов
общее тоновое и цветовое решение натюрморта: на контрастах или
сближении
по
тону
и
цвету;
какие
части
тонового
диапазона
и
цветового круга использовать
По окончании беседы учащиеся разбиваются на группы по 3-6 человек и
занимаются постановкой натюрмортов под наблюдением преподавателя.
После того, как натюрморты поставлены, педагог анализирует готовые
постановки
с
профессиональной
точки
зрения.
Ученики
также
высказывают свои мнения и предложения по поводу натюрмортов. При
необходимости постановки немного корректируются.
5.2. Изображение учащимися созданных ими натюрмортов.
РАЗДЕЛ 6. ПЕЙЗАЖ
6.1. Этюд пейзажного мотива из окна мастерской.
Беседа
с
показом
репродукций
пейзажей
и
(или)
работ
учеников
и
преподавателей на ту же тему.
Задачи:
выбор места, точки зрения, поиск «кадра» с помощью видоискателя
пропорциональные соотношения неба, земли, воды по площадям:
один из элементов должен преобладать по массе
характерные особенности силуэтов деревьев и других объектов
общее тоновое и цветовое состояние природы
воздушная перспектива
РАЗДЕЛ 7. ИТОГОВЫЕ ПОСТАНОВКИ
7.1. Натюрморт из предметов и фона, родственных по цветовым оттенкам.
7.2. Натюрморт из предметов и фона, родственно-контрастных по цвету
друг к другу.
11
Условия реализации программы
Для успешного выполнения программы необходимы не только высокий
профессионализм преподавателя, но и наличие у учащихся материалов для
работы акварелью. Их должны приобретать родители учащихся.
Примерный список материалов:
бумага для акварели формата А 2 и А 3
набор акварельных красок в кюветах – 24 цвета («Санкт-Петербург»,
«Сонет»)
набор круглых и плоских кистей большого, среднего и малого размеров
– белка или нейлон
палитра
губка и тряпочка для промокания кисти
Оборудование и приборы на художественном отделении:
планшеты
натюрмортные столы
мольберты
софиты
стулья
реквизит (предметы и драпировки из натюрмортного фонда)
Перечень наглядных и учебно-дидактических пособий:
стенд «Поэтапное ведение работы над натюрмортом»
схемы «Цветовой круг» и «Тоновой диапазон»
учебные работы из методического фонда отделения
репродукции из школьной библиотеки
наглядное пособие с прозрачными перегородками (задание 7.1. в 3
классе)
Рекомендуемая литература
Беда Г. Основы изобразительной грамоты. М. Просвещение, 1981
Беда Г. Цветовые отношения и колорит. Краснодар, 1967
12
Кальнинг А. Акварельная живопись. М., 1960
Остроумова-Лебедева А. Акварель. Советы начинающим. М., 1991
Козлов В. Основы художественного оформления текстильных изделий.
М., 1981
Серия «Школа изобразительного искусства»
Павлинов П. Для тех, кто рисует. М., 1965
13