Напоминание

"Живопись акварелью для 3-4 классов ДХШ и художественных отделений ДШИ"


Автор: Шоболова Оксана Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств №1"
Населённый пункт: город Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: образовательная программа в области изобразительного искусства
Тема: "Живопись акварелью для 3-4 классов ДХШ и художественных отделений ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Ш КОЛ А

И С К У С С Т В

№ 1
г. Усть-Илимск
Программа

«Живопись акварелью»

для 3-4 классов ДХШ и художественных отделений ДШИ
образовательная программа в области изобразительного искусства
Разработчик:
Шоболова О.П., преподаватель художественного отделения МОУ ДОД ШИ №1 г. Усть-Илимска Усть-Илимск 2004
Рассмотрено

Утверждаю
:
Методическим советом МОУ ДОД «Школа искусств №1» «28» декабря 2003 г. Директор МОУ ДОД «Школа искусств №1» ___________ Т.В.Сигачева «11» января 2004 г.
Разработчик:
Шоболова Оксана Петровна, преподаватель художественного отделения МБОУ ДОД «Школа искусств №1» г. Усть-Илимска
Рецензент:
Копалова В.А., старший преподаватель кафедры педагогического образования ФГБОУ ВПО «ВСГАО»
Пояснительная записка
2
Роль живописи в системе начального художественного образования трудно переоценить. Вслед за академическим рисунком изучение живописи позволяет учащимся глубоко понимать окружающий мир как предмет реалистического изображения. В 1-2 классах учащиеся ДХШ знакомятся с элементами цветоведения, получают первые навыки работы гуашью и акварелью. Благодаря этому в третьем и четвертом классах преподаватели живописи имеют возможность формировать у своих учеников профессиональные знания, умения и навыки в реалистической передаче натуры средствами акварели. Это и является одной из основных целей предлагаемой программы. Но данная задача не нова, а традиционна. В чем же актуальность именно этой программы по живописи? Во-первых, в ней сделан упор именно на акварельную технику, одно время незаслуженно забытую, а сейчас переживающую свое возрождение. Акварель помогает воспитывать в детях чувство прекрасного, так как ни одна другая техника не может передать таких нюансов, нежности, прозрачности, мягкости, текучести, трепетности. Акварель приучает детей к культуре работы – она не терпит грязных рук, затертой бумаги, потрепанных кистей и дешевых красок. Чтобы научиться писать акварелью, ее надо любить. Во-вторых, главная цель программы – помочь учащимся освоить метод работы отношениями при специальной «постановке глаза» на цельность восприятия. Эту задача может быть решена, так как программа обучения живописи в третьем и четвертом классах составлена как единая система, в которой каждое следующее задание проистекает из предыдущего. Вся программа состоит из разделов, каждый из которых имеет название, которое раскрывает тему и задачу данного раздела. Предусмотрена система специальных упражнений для освоения учащимися метода работы большими отношениями. Программа является экспериментальной, она довольно успешно освоена на базе нашего отделения. При реализации данной программы к концу третьего класса учащиеся с помощью навыков работы акварелью грамотно лепят форму предметов цветом, передают общее тоновое и цветовое состояние натюрморта, умеют создать баланс теплых и холодных цветов, передать изменение цвета и тона в пространстве. В четвертом классе добавляются понятие о смысловом центре натюрморта и способах его выделения, умение решать не только учебные, но и творческие задачи. Учащиеся, получив необходимые знания и навыки, уже в состоянии сознательно и грамотно поставить учебный натюрморт и умело изобразить его.
Примерный тематический план
(третий класс) 3
Наименование разделов, тем Кол-во часов РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Этюд цветов, овощей Итого по разделу 3 3 РАЗДЕЛ 2. СВЕТОТЕНЬ. ЛЕПКА ФОРМЫ ЦВЕТОМ 2.1. Теория складок. Этюд драпировки со складками 2.2. Цветовая лепка формы отдельных предметов Итого по разделу 6 3 9 РАЗДЕЛ 3. ТОНОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 3.1. Гризайль. Простой натюрморт из 2-3 предметов, ясных по тону Итого по разделу 6 6 РАЗДЕЛ 4. ЦВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 4.1. Шкала насыщенности для различных цветов 4.2. Копирование с натуры предметных цветов 4.3. Несколько этюдов простых натюрмортов, ясных по тону, оттенкам и насыщенности цвета Итого по разделу 1 2 6 9 РАЗДЕЛ 5. ОБЩЕЕ ТОНОВОЕ И ЦВЕТОВОЕ СОСТОЯНИЕ 5.1. Изображение одновременно двух одинаковых (подобных) натюрмортов в различных условиях освещения (по мере удаленности от окна) Итого по разделу 6 6 РАЗДЕЛ 6. КОЛОРИТ. БАЛАНС ТЕПЛЫХ И ХОЛОДНЫХ ОТТЕНКОВ 6.1. Один и тот же натюрморт при естественном и искусственном освещении 6.2. Натюрморт в теплой гамме 6.3. Натюрморт в холодной гамме 6.4. Натюрморт с двойным (теплым и холодным) освещением Итого по разделу 18 9 9 12 48 РАЗДЕЛ 7. ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА 7.1. Этюд трех яблок на удалении друг от друга в пространстве (прозрачные перегородки) 7.2. Итоговая постановка. Натюрморт с подчеркнутой плановостью Итого по разделу 3 15 18 Подготовка к просмотру 3 Итого за третий класс: 102 часа
Содержание курса
4
Третий класс РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Этюд цветов, овощей на нейтральном фоне. Способ исполнения – а-ля прима; фон и пятна цветов – по влажной бумаге, стебли и другие детали – сухой кистью. Заливки, размывы, втекания. РАЗДЕЛ 2. СВЕТОТЕНЬ. ЛЕПКА ФОРМЫ ЦВЕТОМ 2.1. Теория складок. Этюд драпировки со складками. Теория:  Зависимость формы и глубины складки от упругости материи (грубая или тонкая ткань, бумага или кожа)  Размер и форма складок. Гребень и дно складки, ее глубина.  Основные типы складок: прямые, диагональные и радиальные. Комбинированные складки: «гармошка», круглая и провесная складки.  Использование светотени в передаче формы складки. 2.2. Цветовая лепка формы бытовых предметов с ясно выраженными цветовыми рефлексами (керамический кувшин или стеклянная бутыль на ярком фоне с фруктами). Теория:  Градации светотени и цвета. Тон и оттенки цвета для бликов, освещенных и полу освещенных частей, рефлексов и теней на поверхности предмета и на его окружении.  Влияние цвета освещения (холодный – дневной из окна, теплый – закатный, от лампы накаливания или свечи).  Воздушная перспектива.  Эффект свечения, ореол, блики (контрасты тонов и площадей). 5
«Кто будет для меня истинным живописцем? Тот, кто передаст цвета природы и вещей правильно освещенными и сумеет сделать гармоничной картину» (Д.Дидро) РАЗДЕЛ 3. ТОНОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 3.1. Гризайль. Простой натюрморт из 2-3 предметов, ясных по тону. «Если ты, рисовальщик, хочешь учиться хорошо и с пользою, то приучайся рисовать медленно и оценивать, какие цвета и сколько их содержат первую степень светлоты, и подобным же образом из теней, какие более темны, чем другие» (Леонардо да Винчи) «Все поверхности в изображении должны быть во столько раз светлее или темнее, во сколько раз те же поверхности светлее или темнее друг друга в видимой натуре» (Г.Беда) РАЗДЕЛ 4. ЦВЕТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ Беседа о свойствах цвета (тон, оттенок, насыщенность) с показом предметов, имеющих отличия по трем вышеуказанным свойствам. 4.1. Составление шкалы насыщенности для различных цветов (в чистый цвет постепенно добавляют серый). 4.2. Копирование с натуры предметных цветов. Плоскостное изображение групп предметов, составленных каждая по принципу: один цвет – различная насыщенность. Фон белый, освещение прямое. Задача – как можно точнее передать оттенок и степень насыщенности окраски каждого предмета в группе, их отличия друг от друга. 4.3. Несколько этюдов из 2-3 бытовых предметов, ясных по тону, оттенку, насыщенности (использовать предметы из задания 4.2). «Верно передать в живописи цвет какой-либо поверхности в отношениях означает, во-первых, определить ее цветовой оттенок (синий, желтый и т.д.); во-вторых, найти отличия между всеми поверхностями по светлоте (т.е. во сколько раз они темнее или светлее друг друга); в-третьих, определить интенсивность (насыщенность) цвета каждой поверхности по отношению к другим, т.е. во сколько раз цвет одной поверхности сильнее или слабее по цвету всех остальных поверхностей» (Г.Беда) РАЗДЕЛ 5. ОБЩЕЕ ТОНОВОЕ И ЦВЕТОВОЕ СОСТОЯНИЕ 5.1. Изображение одновременно двух одинаковых (подобных) натюрмортов в различных условиях освещения (по мере удаленности от окна). 6
«Тоном в живописи я называю степень светосилы цвета, а общим тоном – общее потемнение или посветление природы в соответствующие моменты дня…» (Н.Крымов) «От верной передачи светосилы взятого момента зависит и передача материала. Не отделка мелких деталей, а верный тон решает материал предметов. Если передать угаданным тоном предмет при общем верном тоне, то обеспечена видимая материальность предмета» (Н.Крымов) РАЗДЕЛ 6. КОЛОРИТ. БАЛАНС ТЕПЛЫХ И ХОЛОДНЫХ ОТТЕНКОВ 6.1. Один тот же натюрморт при естественном и искусственном освещении. 6.2. Натюрморт в теплой гамме. 6.3. Натюрморт в холодной гамме. 6.4. Натюрморт, освещенный двумя источниками: холодным светом из окна и теплым – с теневой стороны (лампа 40 ватт). Теория:  Роль цвета освещения в создании единого колорита. Закат и электролампа дают желто-оранжевые оттенки, небо – голубоватые, утро – золотисто-розовые.  Взаимовлияние цветов. Рефлексы.  Механическое примешивание общего цветового оттенка ко всем цветам постановки.  Использование ограниченной палитры (выбор определенных красок в зависимости от общего колористического решения постановки). РАЗДЕЛ 7. ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА 7.1. Этюд трех яблок, разделенных прозрачными перегородками для усиления эффекта глубины пространства. Уменьшение интенсивности цвета и контрастности на расстоянии. 7.2. Итоговая постановка. Натюрморт с подчеркнутой плановостью. На первом плане – предметы и поверхности, по преимуществу, теплых и ярких цветов, на втором – преобладание холодных и ненасыщенных оттенков, близких друг другу по тону. 7

Примерный тематический план
(четвертый класс) Наименование разделов, тем Кол-во часов РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Этюд цветов, овощей (способ письма по влажной бумаге) Итого по разделу 3 3 РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЬНОСТЬ ВИДЕНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ 2.1. Три этюда одного натюрморта с переменой выбора композиционного центра 2.2. Натюрморт с букетом и тыквой на цельность Итого по разделу 9 (3х3) 12 21 РАЗДЕЛ 3. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В НАТЮРМОРТЕ 3.1. Тематический натюрморт Итого по разделу 12 12 РАЗДЕЛ 4. ПРОЦЕСС ЖИВОПИСИ С НАТУРЫ АКВАРЕЛЬЮ 4.1. Поэтапность работы над натюрмортом в теории и на практике. Беседа с использованием стенда по теме занятия. Практическая работа – изображение постановки с натуры 4.2. Закрепление материала. Натюрморт из бытовых предметов, различных по материальности Итого по разделу 12 12 24 РАЗДЕЛ 5. СОСТАВЛЕНИЕ НАТЮРМОРТА 5.1. Процесс создания постановки самими учащимися с консультацией преподавателя 5.2. Изображение с натуры созданного натюрморта Итого по разделу 2 12 14 РАЗДЕЛ 6. ПЕЙЗАЖ 6.1. Этюд пейзажного мотива из окна мастерской Итого по разделу 3 3 РАЗДЕЛ 7. ИТОГОВЫЕ ПОСТАНОВКИ 7.1. Натюрморт из предметов, родственных по цветовым оттенкам 7.2. Натюрморт из предметов, родственно-контрастных по 10 12 8
цветовым оттенкам Итого по разделу 22 Подготовка к просмотру 3 Итого за четвертый класс: 102 часа
Содержание курса
Четвертый класс РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. Этюд цветов, овощей по влажной бумаге. Задача – акварельность, легкость, свежесть. РАЗДЕЛ 2. ЦЕЛЬНОСТЬ ВИДЕНИЯ И ИЗОБРАЖЕНИЯ 2.1. Три этюда одного натюрморта с переменой выбора композиционного центра. 2.2. Натюрморт с букетом и тыквой на цельность. Теория:  Одновременное сравнение помогает «постановке глаза»  Необходимо видеть весь натюрморт сразу, включая все предметы и фон. Типичная ошибка – попеременное разглядывание частей натюрморта «Сравнение есть основа всякого мышления» (К.Ушинский) «Именно метод сравнения позволяет точно определить величины, а также увидеть цветовые различия» (Г.Беда) «Художник никогда не достигнет совершенства ни в рисунке, ни в цвете и объемности, если не привыкнет смотреть на предмет в целом» (Д.Рейнольдс) «Нет прекрасного вне единства и нет единства без подчиненности» (Д.Дидро) РАЗДЕЛ 3. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В НАТЮРМОРТЕ Беседа с показом репродукций. Роль личного отношения художника к изображаемому объекту. Каковы характерные особенности натюрморта? Что самое важное в постановке? Что можно подчеркнуть, а что – опустить или смягчить? 9
3.1. Тематический натюрморт с выраженным эмоциональным настроем. Учащиеся выбирают собственное композиционное и цветовое решение. РАЗДЕЛ 4. ПРОЦЕСС ЖИВОПИСИ С НАТУРЫ АКВАРЕЛЬЮ 4.1. Поэтапность работы над натюрмортом в теории и на практике. а) беседа с показом на стенде последовательности работы над постановкой:  выбор места и наброски вариантов компоновки  компоновка в листе и предварительный рисунок  краткосрочный этюд на малом формате  нахождение больших отношений между предметами, фоном в пределах общего тонового и цветового состояния постановки на основном формате  цветовые и тоновые нюансы в пределах больших отношений, цветотоновая разработка объемной формы предметов  на завершающем этапе – обобщение б) работа с натуры над натюрмортом при соблюдении поэтапности  не записывать в начале работы самые светлые части натюрморта  сначала писать не в полную силу теневые, плотные и яркие части постановки  постепенно усиливать тона  проводить одновременное сравнение  соблюдать баланс теплых и холодных оттенков  мазок класть по форме, согласно поверхностям, которые ограничивают предмет  ближние предметы писать ярче, контрастней по сравнению с дальними  не забывать о рефлексах  при обобщении для ослабления предметов дальних планов чистой влажной кистью смягчить краски и контуры в глубине постановки  сочетать сочное письмо в тенях и рефлексах с сухой кистью в светах и полутонах 4.2. Закрепление материала. Натюрморт из бытовых предметов, различных по материальности. РАЗДЕЛ 5. СОСТАВЛЕНИЕ НАТЮРМОРТА 5.1. Процесс создания постановки самими учащимися с консультацией преподавателя. Беседа с показом репродукций картин художников и работ учащихся из методического фонда. Задачи при создании натюрморта:  объединение группы предметов по теме 10
 естественность при сочетании предметов между собой и с фоном  наличие доминирующего предмета в группе (отличие по величине, форме, цвету, яркости или тону)  создание композиционного центра (узла) с помощью предмета- доминанты и соседствующих с ним предметов и части фона  пропорциональность по массам и площадям (наличие больших, средних, малых форм)  создание единой группы из предметов, драпировок пространственно и пластически  читаемость силуэтов  общее тоновое и цветовое решение натюрморта: на контрастах или сближении по тону и цвету; какие части тонового диапазона и цветового круга использовать По окончании беседы учащиеся разбиваются на группы по 3-6 человек и занимаются постановкой натюрмортов под наблюдением преподавателя. После того, как натюрморты поставлены, педагог анализирует готовые постановки с профессиональной точки зрения. Ученики также высказывают свои мнения и предложения по поводу натюрмортов. При необходимости постановки немного корректируются. 5.2. Изображение учащимися созданных ими натюрмортов. РАЗДЕЛ 6. ПЕЙЗАЖ 6.1. Этюд пейзажного мотива из окна мастерской. Беседа с показом репродукций пейзажей и (или) работ учеников и преподавателей на ту же тему. Задачи:  выбор места, точки зрения, поиск «кадра» с помощью видоискателя  пропорциональные соотношения неба, земли, воды по площадям: один из элементов должен преобладать по массе  характерные особенности силуэтов деревьев и других объектов  общее тоновое и цветовое состояние природы  воздушная перспектива РАЗДЕЛ 7. ИТОГОВЫЕ ПОСТАНОВКИ 7.1. Натюрморт из предметов и фона, родственных по цветовым оттенкам. 7.2. Натюрморт из предметов и фона, родственно-контрастных по цвету друг к другу. 11

Условия реализации программы
Для успешного выполнения программы необходимы не только высокий профессионализм преподавателя, но и наличие у учащихся материалов для работы акварелью. Их должны приобретать родители учащихся. Примерный список материалов:  бумага для акварели формата А 2 и А 3  набор акварельных красок в кюветах – 24 цвета («Санкт-Петербург», «Сонет»)  набор круглых и плоских кистей большого, среднего и малого размеров – белка или нейлон  палитра  губка и тряпочка для промокания кисти Оборудование и приборы на художественном отделении:  планшеты  натюрмортные столы  мольберты  софиты  стулья  реквизит (предметы и драпировки из натюрмортного фонда) Перечень наглядных и учебно-дидактических пособий:  стенд «Поэтапное ведение работы над натюрмортом»  схемы «Цветовой круг» и «Тоновой диапазон»  учебные работы из методического фонда отделения  репродукции из школьной библиотеки  наглядное пособие с прозрачными перегородками (задание 7.1. в 3 классе)
Рекомендуемая литература
 Беда Г. Основы изобразительной грамоты. М. Просвещение, 1981  Беда Г. Цветовые отношения и колорит. Краснодар, 1967 12
 Кальнинг А. Акварельная живопись. М., 1960  Остроумова-Лебедева А. Акварель. Советы начинающим. М., 1991  Козлов В. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981  Серия «Школа изобразительного искусства»  Павлинов П. Для тех, кто рисует. М., 1965 13


В раздел образования