Автор: Колоскова Ольга Евгеньевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБО СОШ №18 Населённый пункт: Брянск Наименование материала: Методическая разработка классного часа Тема: Будь природе другом Раздел: начальное образование
Будь природе другу.
Ведущий
Дорогие друзья! Константин Паустовский, замечательный наш
писатель, сказал: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как
нельзя жить без сердца».
(Звучит мелодия песни И.О. Дунаевского на слова В. И.
Лебедева-Кумача «Широка страна моя родная», и ведущий читает
первый куплет песни.)
Широка страна моя родная, Много в ней лесов,
полей и рек: Я другой такой страны не знаю, Где
так вольно дышит человек...
(Далее участники праздника читают стихотворение Александра
Прокофьева.)
1-й чтец
Возле речки в тумане
Чуть звенят тополя...
Может, ими и манит
Человека земля?
2-й чтец
Иль березкой кудрявой,
Нескупой на слова?
Или явором?
Явор — всём лесам голова!
3-й чтец
Иль плясуньей-калиной,
Что сережкой трясет?
Или первой травинкой,
Пробивающей лед?
4-й чтец
Что же, Земля привлекает
Или этим, иль тем.
В суть вопроса вникая,
Я так думаю —
всем!
5-й чтец
И рябины кустами,
И лужком заливным,
И грибными дождями,
И дождем Не грибным.
6-й чтец
Первой звонкой капелью
И росой на устах,
Соловьиного трелью
В соловьиных кустах.
7-й чтец
И родными местами,
Где ты жил, где ты был,
И цветами, цветами —
Чуть о них не забыл!„
8-й чтец
Манят волею реки
И раздольем поля...
Не обманет вовеки
Человека земля!
Ведущий
Да, наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим
ей теплом на тепло, любовью на любовь!
Многие поэты и писатели посвящают свои произведения
природе. Послушаем, о чем пишет советский поэт Сергей
Викулов в Сборнике стихов «Плуг и борозда»
1-й чтец
Услышу ль сосен шум в полдневный час,
журчанье струй
средь камушков у брода,—
О, люди, мыслю я,
у всех у нас есть Мать одна, по
имени Природа! У ней для всех хватает доброты. И
мы живем, запечатлев навеки в душе
ее прекрасные черты — поля, луга, леса, моря
и реки, 2-й чтец
Три клада у природы есть вода,
земля и воздух — три ее
основы.
Какая бы ни грянула беда — все возродится
снова. 3-й чтец Но если...
Впрочем, в наш жестокий век понятно всем, что
это «если» значит? О Человек! Природа-мать
ни рек и ни морей от глаз твоих
не прячет. Ни
росных трав,
ни голубых озер... Цени ее
доверие, Природы! Не обмани его! И в темный лес
входи,
как в храм под мраморные своды.
С. Викулов
Ведущий
Советский поэт Николай Рыленков в своем стихотворении утверждает, что
все богатство русской природы принадлежит советскому народу, значит и нам,
советским детям.
Все богатства русского пейзажа
В полное владенье нам даны:
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зеленые весны.
Летний полдень в поволоке зноя, Вечер, заглядевшийся в
ручей. Узорочье луговин цветное, Теплый воск Желтеющих
полей.
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озер.
Все это твое, и сердце радо
Целый мир влюбить в родной простор.
Ведущий
Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные
сокровища—леса, поля, реки, дары природы и живых ее обитателей.
1-й чтец
Послушайте!
Речушка вдоль околицы текла.
Негромкая...
Но мы любили, дети,
ее — она ведь первою была
для нас и, значит,
лучшею на свете.
Сейчас в ней всякий хлам,
и ржавь, и слизь
зеленая, и хвощ болотный вылез...
Как будто люди целью задались
убить ее
и своего добились.
С. Викулов
2-й чтец
А поэту Глебу Горбовскому пришлось назвать стихотворение «Мертвый лес»
Пожар отклокотал и умер.
И умер лес, отзеленел…
Трагедию исчислил в сумме
Один хозяйственный отдел.
Медведь ушел, удрали зайцы
Хватили горя комары.
В жилищах птиц сварились яйца
От неестественной жары.
Стоял, как братская могила,
Безрукий, безволосый лес!
Что ни пихта – иссякла сила,
Й что нм лиственница — крест!
Я уходил из этой жути
С большой тревогой за людей…
Не люди лес сожгли, не люди!
Не человек... Злодей, злодей.
Ведущий
А ведь лесу человек обязан многим! Чем же именно дорог нам лес? (Ученики
отвечают по очереди.)
Лес —наше богатство!
Лес—воздух для легких, влага и тень.
Лес —дом для зверей и птиц.
Лес —наш друг: он, задерживая влагу, помогает человеку выращивать
хороший урожай.
Лес —кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, ягоды и грибы.
Лес —зеленый наряд нашей планеты.
Ведущий
Все в мире взаимосвязано: жизнь человека
и жизнь леса с его обитателями.
Знаете ли вы? Что (далее по очереди учебники читают тексты):
1-й ученик
Каждая сова уничтожает за один только год приблизительно 1000
грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год килограмм
зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба!
2-й ученик
У кукушки необыкновенный аппетит. За час она можёт съесть 100
гусениц. Если в лесу, где живет кукушка, появляется большое количество
насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких
дней.
3-й ученик
Летучие
мыши
приносят
огромную
пользу,
уничтожая
вредных
насекомых. В некоторых местах они очищают местность от малярийных
комаров. Летучая мышь, весящая 7 – 8 граммов, за час ночной охоты
поправляется на грамм. За это время она может поймать и съесть 160 –
170 комаров.
Ведущий
Природа — наше богатство; сберечь это богатство для последующих
поколений — наша задача и наш долг. Вдумайтесь в содержание призыва
к
г
вам писателя Михаила Пришвина (отрывок из обращения к пионерам
читает ученик, хорошо владеющий навыками выразительного чтения)»
— Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах,
степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса,
степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю — лес, степи, горы. А че-
ловеку нужна Родина. Й охранять природу — значит охранять Родину.
В се вместе
Нас много, ребята!
Везде, где живем
Деревья посадим,
Сады разведем,
Ведущий
И все это сделаем от чистого сердца и во имя нашей любимой Родины.
Праздник, как и начался, заканчивается словами «Песни о Родине» или
самой песней. Широка страна моя родная, Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю, Где так вольно дышит человек...
В. А. МАЗИНА, ЛГПИ имени А. И. Герцена