Напоминание

Звукоизвлечение как основа воспитания культуры звука баяниста


Автор: Краснянская Ольга Владимировна
Должность: преподаватель по классу баяна
Учебное заведение: "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Холмск, Сахалинской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Звукоизвлечение как основа воспитания культуры звука баяниста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования «Холмский городской округ»
«ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ

КУЛЬТУРЫ ЗВУКА БАЯНИСТА»

Методическая разработка
Подготовила:
Краснянская О.В.,
преподаватель по классу баяна I квалификационной категории Холмск 2016 год
Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3 Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения……………….....5 Заключение…………………………………………………………………….…10 Список используемой литературы……………………………...………………11
Введение
2
Соприкосновение ребёнка с музыкой в процессе обучения игре на любом инструменте является сильнейшим фактором формирования того, что мы называем «духовным обликом человека». И конечная цель состоит не только в том, чтобы как можно лучше научить ребёнка играть на музыкальном инструменте, цель гораздо более серьёзная – воспитать его средствами музыкального искусства через соотнесение образов музыки с его душевным миром и художественно-творческим восприятием. Деятельность педагога приобретает важное воспитательное значение и должна быть направлена не только на обучение навыкам исполнения на инструменте, но и овладение культурой музыкального звука на основе образовательной и воспитательной работы в классе. Чем сложнее инструмент, чем тоньше его звуковая палитра, тем более высокие требования предъявляются к исполнителю. Современный баян – инструмент довольно сложный. Методика обучения игре на нем в настоящее время находится в стадии развития: постоянно расширяют ся исполнительские возможности инструмента, совершенствуются его технические характеристики и, естественно, к учащемуся предъявляются все более возрастающие требования. Одним из важнейших качественных показателей исполнительской культуры баяниста является умелое владение мехом. Насколько грамотно баянист владеет мехом, настолько качественным будет звукоизвлечение. Анализ современного состояния методики обучения игре на баяне показывает, что сегодня не существует единого мнения по многим аспектам, связанным с процессом звукоизвлечения на баяне, нет специальных исследований, содержащих или отражающих методическую концепцию формирования музыкально - слуховых представлений, связанных со звукоизвлечением. В последнее время в теоретической и методической литературе все чаще затрагивается такая важная проблема, как воспитание культуры звука у баяниста. Данная проблема является одной из наиболее актуальных. 3
Музыкальная педагогика все чаще выражает озабоченность тем, что в практике обучения игре на баяне широко распространен метод, при котором основное внимание направлено не на активизацию слуха и музыкального мышления, посредством грамотного звукоизвлечения, а только на развитие игровых движений и навыков. Поэтому, на протяжении всего периода обучения ученика я уделяю большое внимание работе над меховедением и звукоизвлечением. В своем докладе я хочу поделиться опытом и рассказать о некоторых приемах работы над звуком, которые я использую в своей педагогической деятельности. 4

Работа над звукоизвлечением на начальном этапе обучения
Работа над звуком при обучении игре на баяне включает в себя: удобную посадку, постановку корпуса, исполнительского аппарата, навыки звукоизвлечения, меховедения, развитие музыкального слуха, координация движений. На начальном этапе обучения достаточно долгий период времени занимает приспособление, адаптация к инструменту (это зависит от возраста, физических данных ребенка), также трудности возникают при освоении навыков меховедения и звукоизвлечения. Именно на решение этих задач направлено внимание педагога с первых уроков, а на активизацию музыкального слуха – нет. А ведь музыкальная интонация – носитель музыкальной мысли. Значит, выразительное интонирование является основой исполнительства и должно воспитываться с начала обучения игре на баяне. Часто преподаватели по классу баяна используют в своей методике труды выдающихся пианистов, например Г.Г.Нейгауза. Этот корифей музыкальной педагогики основал целую школу фортепианной игры, имел много достойных учеников. Так, о звуке Г.Г.Нейгауз говорил: «Музыка - это искусство звука. Далее: «Звук должен быть закутан в тишину, звук должен покоиться в тишине, как драгоценный камень в бархатной шкатулке». И еще: «Звук есть сама материя музыки, её первооснова». Я работаю в школе искусств преподавателем по классу баяна более 25-ти лет. За это время мною были изучены различные методы и приемы звукоизвлечения на баяне, приемлемые для освоения детьми разного возраста и разных музыкальных способностей. Одним из наиболее интересных методических пособий, на мой взгляд, является сборник знаменитого музыканта – исполнителя, педагога – баяниста Ф. Липса «Искусство игры на баяне». Что же наиболее приемлемо из данной книги в работе для учащегося и педагога с первых уроков игры на баяне? Это – работа со звуком (фазы звука и способы их извлечения на баяне). Она подробно описана в главе «Звукоизвлечение». 5
Когда ребенок приходит в музыкальную школу, ему не терпится сразу сесть за инструмент и попробовать извлечь на нем звук. И, конечно же, такой интерес необходимо удовлетворить. Самое первое, что я делаю после краткого рассказа об инструменте – это предоставляю возможность ребенку сесть за баян и попробовать самостоятельно что-либо сыграть. Извлечение первого звука на баяне – событие для ученика. Очень важно создать соответствующую значимости момента обстановку в классе. Должна быть тишина («вытягивать звуки слухом из глубочайшей тишины» Н. Метнер). Таким образом, с самого начала начинает формироваться качество, необходимое для приобретения различных навыков техники звукоизвлечения. После того, как ученик попытался извлечь звук, мы анализируем его впечатления от проделанной работы и от услышанного звука. Вот здесь и начинается основная работа над «культурой звука», так необходимой для воспитания достойного музыканта. Для начала мы определяем, какая часть баяна напрямую связана со звуком? Практически всегда дети отвечают, что это мех. Тут мы плавно переходим к предназначению меха, сравнивая его с легкими человека, а само меховедение с человеческим дыханием. Прежде чем человек что-то скажет (произнесет звук), он наберет в легкие воздух, затем на выдохе начнет говорить, также и музыкальный звук, прежде чем его извлечь, необходимо привести в движение мех, затем нажать на клавишу. После такого сравнения мы переходим к упражнениям. Исполняются они сначала правой рукой, затем левой. Упражнение №1 Привести в движение мех и, не останавливая его, нажать на клавиатуре любую клавишу. Не отпуская клавишу, мех продолжаем вести ровно, непрерывно, слушая звучание инструмента. Как только ученик почувствовал, что мех вести уже некуда, весь запас истрачен, необходимо остановить движение меха и снять с клавиши палец. Затем приводим мех в обратное 6
направление и проделываем те же самые манипуляции (сначала мех, затем звук). Играть это упражнения сначала правой, а затем левой рукой. В процессе ведения меха, педагог должен тщательно следить за тем, чтобы у ученика посадка была удобной, игровой аппарат был свободным, мех велся ровно. После каждого раза проигрывания обязательно анализировать с учащимся все детали работы и обязательно делиться друг с другом слуховыми восприятиями. После того, как начальные основы ведения меха ученик воспринял, мы переходим к понятию звука и его деления на три фазы, из которых он состоит: начало звука (атака), основная часть (развитие) и окончание звука (снятие). Следующим этапом в освоении звукоизвлечения на баяне является упражнение, условно названое «Горка». Упражнение №2 Привести в движение мех и на подготовленном мехе извлечь звук. Он должен быть как точка (человек подошел к горке). Этого звучания необходимо добиваться до тех пор, пока ученик не услышит эту точку, иначе говоря - атаку звука. Затем, не отпуская клавишу, продолжать ведение меха. Для того чтобы звуком нарисовать горку, мы начинаем постепенно усиливать звук с помощью интенсивного движения меха (крещендо). Как только достигли громкого звучания, начинаем постепенно ослаблять движение меха (диминуэндо). Это и есть развитие звука. Как только звук стал совсем тихим, мы останавливает мех и снимаем звук, получаем окончание (человек взобрался на горку, спустился с нее и остановился). В процессе данного упражнения необходим обязательный контроль: за удобной посадкой ученика, свободным игровым аппаратом и ровным меховедением, без толчков. Это упражнение необходимо проделать на одном движении меха. Ученику легче удается играть «Горку» на расжим меха. Но, также необходимо играть упражнение на сжим меха. Сначала нота может звучать до тех пор, пока у ученика не получится звуком «Горка». Как только ему это 7
удалось, я усложняю первоначальную задачу и ограничиваю время звучания ноты. Задача состоит в том, чтобы сыграть «Горку», просчитав звук до 4-х. Таким образом, упражнение исполняется целыми нотами. Как только учащийся сыграл до конца упражнение, мы с ним анализируем, какая у нас получилась горка, как человек на нее поднялся и как спустился. С младшими детьми схематично рисуем весь путь, проделанный человеком на листе бумаги, со старшими описываем на словах. Трудности, возникающие при выполнении данного упражнения у учащихся, могут быть следующими: - атака звука грубая, резкая, либо ее нет вовсе; - слабое, либо слишком интенсивное ведение меха; - ведение меха толчками; - резкое снятие звука. Для того, чтобы добиться правильного исполнения звука и устранить вышеперечисленные ошибки, мы разделяем каждую фазу и проигрываем ее отдельно до тех пор, пока не достигнем нужного звучания. При этом я комментирую получившийся звук, сравнивая его с физическими действиями (толкнул, ударил, споткнулся, скатился и т.д.). затем прошу ученика еще раз сыграть, внимательно слушая и контролируя процесс. После проигрывания ученик рассказывает мне, что удалось, а что необходимо исправить. В этот момент формируются навыки слухового контроля и умение самостоятельно анализировать свою игру. После того, как фазы в отдельности звучат верно, мы вновь соединяем их в единое целое. Добившись от ученика необходимого звукоизвлечения в правой клавиатуре, переходим к исполнению упражнения левой рукой. Как правило, мы играем ноту «до» в основном ряду. Какие сложности могут при этом возникнуть? Это – зажатость левой руки. Данная проблема возникает потому, что левая рука выполняет сразу две функции: ведет мех и извлекает звук. Чтобы избежать напряжения руки, я заставляю ребенка следить за расслаблением мышц во время игры. 8
Параллельно с исполнением упражнений проходит изучение нотной грамоты и освоение клавиатур баяна. После того, как разучены упражнения отдельно каждой рукой целыми нотами, мы переходим к игре более коротких длительностей. Для этого я предлагаю учащемуся выполнить следующее упражнение: Упражнение №3 В размере 4/4 сыграть от звука «до» до звука «фа» «Горку», состоящую из четырех звуков, ведя при этом непрерывно мех. Особое внимание при исполнении я обращаю на цельность звучания всех четырех звуков. Важно добиться, чтобы каждый последующий звук был продолжением предыдущего. Одновременно с этим необходимо следить за тем, чтобы движения меха были ровными, плавными, без толчков. Этого можно добиться только в процессе неоднократного повторения, слухового контроля и контроля над расслаблением мышц обеих рук. Многие преподаватели считают, что данные упражнения нудные и не интересны детям, но это не так. Уже начиная со второго упражнения, преподаватель может поддерживать игру целой ноты аккомпанементом, тем самым внося элемент ансамблевой игры. Таким образом, учащиеся разного возраста с особым интересом проходят эту стадию работы над звукоизвлечением. Не надо забывать, что игра на баяне должна доставлять ребенку удовольствие. 9

Заключение


Хочется отметить, что данная работа – это только первые шаги работы над звукоизвлечением. В дальнейшем необходимо продолжать эту работу, действуя по принципу: «От простого к сложному». Как я уже отмечала, баянная методика очень молода, не все аспекты отражены полно, многие моменты, в частности работа над меховедением, освещаются поверхностно. А ведь работа над звукоизвлечением на баяне является наиболее важной на любом этапе обучения, а на начальном – особенно. «Существуют разные мнения по поводу того, как и каким путем добиваться хорошего звучания инструмента, но цель одна – поставить ученика перед необходимостью думать, формировать в своем воображении звуковые образы и уметь их реализовывать в конкретном звучании на инструменте. В данном случае – на баяне» (Кузнецов В.А.). В процессе многолетнего опыта, мною был выработан алгоритм деятельности на основе знаний и умений, заложенных в студенческие годы учебы, с которым я сегодня вас познакомила. Важно помнить, что эта работа кропотливая, занимает много времени, но впоследствии даст определенные результаты. Данный доклад является начальным этапом для создания методических рекомендаций по данной теме. Надеюсь, что из моего доклада вы подчерпнете для себя полезную информацию и примите ее к сведению. 10

Список используемой литературы
1. Галактионов В.М. Движение меха в работе баяниста. М.: Музыка,1990. 2. Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне и его извлечения // Баян и баянисты: Сб. статей. Вып. 1. М., 1970. 3. Липс Ф.Р. Искусство игры на баяне. М.: Музыка, 1998. 4. Метнер Н. К. Воспоминания, статьи, материалы / Под ред. З.А. Апетян. М., 1981. 5. Мотов В. О некоторых приемах звукоизвлечения игры на баяне. М., 1980. 6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Музыка, 1987. 7. Образование в области культуры и искусства: методика, теория, проблемы, опыт…: сборник методических материалов/ Сост. Н.А. Мамчева. - Вып 3.- Южно-Сахалинск: СахГУ, 2007. 8. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М., 2009. 9. Семенов В.А. Современная школа игры на баяне. М.: Музыка, 2007. 11


В раздел образования