Автор: Нехай Марина Шамсудиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДС №1 "Сказка" Населённый пункт: п. Джубга Наименование материала: Консультация для родителей Тема: Роль отца в воспитании ребёнка. Раздел: дополнительное образование
соответствии с ФГОС»
Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок
находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего
настроения, переживаний и событий. Бывает время, когда хочется остаться
одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок
также имеет на это право. В условиях детского сада решить это можно через
создание центров уединения.
-Уголок уединения, призван решать одну из задач стандарта дошкольного
образования - создания благоприятных условий для реализации
индивидуальной потребности ребенка в покое.
Отличия по ФГОС
-Название: Центр уединения и релаксации вместо (раньше назывался -уголка
уединения.
-Оснащение «Уголков уединения» игровыми пособиями и предметами: стала
использоваться целая система профилактических средств физического
воспитания: ЛФК, точечный массаж, дыхательные, кинезиологические,
мимические, пальчиковые игры, улучшающие эмоциональное состояние.
Аромо - фито-цветотерапия (подбор специальных растений, цветовое решение
интерьера), способствующая снятию психоэмоционального напряжения.
Работа с природным материалом – глиной, песком, водой. Музыкальная
терапия – музыкальные паузы, музыкальное сопровождение занятий, игры на
детских музыкальных инструментах.
Виды центров уединения:
« Норка» (младший возраст)
«Шатёр» (средний, старший возраст)
«Ширма» (используется в любом возрасте,применяется там, где не
позволяет пространство
)
Требования к уголку уединения
-Уголок уединения должен быть небольшого размера.
-Цвета, используемые в уголке, должны быть пастельных оттенков,
спокойными, не кричащими. Ребенок в нем должен отдыхать, а не
дополнительно раздражаться агрессивными яркими тонами.
-Лучше всего, если он будет мобильным, а не стационарным.
Таким образом, малыш сам сможет обозначить границы именно "своего"
уголка, передвинув ширму или задернув шторки, что создаст еще большее
ощущение комфорта. При этом ребенок может самостоятельно проявить
желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке
воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя дискомфортно,
зажато или, напротив, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Наполняемость уголка: (по возрастам)
Младший возраст:
Уголок уединения, как правило, наполняют предметами, к которым ребенок
испытывает теплые чувства, которые ему близки. Рекомендуется положить в
него фотографии родных и близких, игрушечный телефон, по которому можно
"позвонить" маме с папой.
Если позволяет форма уголка, его расположение, на стену можно повесить
пейзажи, обладающие терапевтическим эффектом.
Всем известно, что сильным умиротворяющим свойством обладает вода,
именно поэтому различные световые и шумовые водопады также займут
достойное место в «нише уединения».
Обязательным атрибутом такого уголка будут мягкие, красивые подушки, на
которые ребенок сможет прилечь отдохнуть и, к примеру, послушать плеер с
расслабляющей музыкой (дуновение ветра, шум воды, пение птиц, звуки
дождя). Желательно также «населить» уголок и мягкими игрушками.
Старший возраст:
Полезно положить в уголок уединения дидактические игры, шнуровки,
пластилин и т. п. - все то, что способно отвлечь внимание ребенка на некоторое
время.
Нестандартное оборудование в уголке уединения
Отдельная категория игрушек и пособий уголка может быть направлена на то,
чтобы ребенок смог выплеснуть все свои негативные эмоции.
С этой функцией отлично справятся:
• Подушки для битья.
• Коробочка «Спрячь все плохое».
В нее дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно
кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»)
• «Островок примирения».
При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети
должны зайти на этот "островок" (самодельный, красиво оформленный коврик)
и решить свой конфликт по «Мирилке».
• «Коврик злости».
Помогает детям избавиться от возникшего внезапно чувства гнева. Он
представляет собой обыкновенный коврик для прихожих с шероховатой
поверхностью или связанный из грубых ниток, с небольшими разноцветными
бантиками на нем. Ребенок снимает обувь, заходит на такой коврик и вытирает
ножки до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
• «Стаканчик для гнева».
Представляет собой красиво оформленный темный стакан. Если ребенок
проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и
оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом
стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик
затем плотно закрывается и прячется.
К нестандартному оборудованию можно отнести и так называемые «уголки
настроения», помогающие ребенку проработать и отпустить свои негативные
эмоции:
• «Доска настроения»
Каждый ребенок в группе, при желании, может нарисовать на этой доске свое
настроение, эмоции, переживаемые чувства и пр. Кроме того, дети могут
рассмотреть иллюстрации, изображающие разные эмоции, поразмышлять и
выбрать себе ту картинку, которая соответствует его текущему настроению.
• «Зеркало моего настроения»
Если у ребёнка плохое настроение, можно предложить ему сесть перед
зеркалом, в уголке уединения, посмотреть на себя внимательно и улыбнуться.
Настроение обязательно улучшится.
Стоит отметить, что содержимое уголка следует периодически обновлять,
однако некоторые предметы должны находиться в уголке постоянно. Это будет
придавать ребенку чувство уверенности и постоянства.