Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании детей начальных классов
Автор: Корчажинская Анна Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "Начальная общеобразовательная школа № 10" Населённый пункт: Вологда Наименование материала: статья Тема: Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании детей начальных классов Раздел: начальное образование
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании
детей начальных классов
«Покинут счастьем будет тот,
Кого ребёнком плохо воспитали.
Побег зелёный выпрямить легко,
Сухую ветвь один огонь исправит»
Саади
Изменения, происходящие сегодня в обществе, связаны с переоценкой
ценностей. На протяжении многих лет происходило отчуждение человека от
подлинной культуры,
национальных корней, традиций и ценностей.
И
стоит
ли
удивляться,
что
в
наши
дни,
как
показывают
многочисленные социологические исследования, большинство школьников
ориентированы на материальные блага, а не на духовные ценности, а у
значительной
части
учащихся
ценностные
ориентации
вообще
не
сформированы.
Поэтому возникла необходимость в приобщении младших школьников
к духовно-нравственному развитию и воспитанию личности.
Воспитание подрастающего поколения - важнейший фактор развития
общества.
Функция
его
состоит
в
передаче
от
поколения
к
поколению
многостороннего
опыта
людей,
выраженного
в
общей
культуре,
науке,
искусстве, языке, нравственности, поведении, общественных отношениях.
Воспитание ребенка начинается рано, с дошкольного возраста, когда
закладываются первые привычки поведения у детей. Развитию личности
необходимо уделять большое внимание.
Систематическое нравственное воспитание дети получают в школе.
Здесь они овладевают основами наук, познают мир, развивают ум, чувства,
приобщаются к жизни коллектива.
Одним
из
важнейших
факторов
формирования
личности
является
семья.
Именно
она
дает ребенку первый
жизненный
опыт,
закладывает
основы характера и морального облика, его манер. То, что привито человеку в
детстве, так или иначе, сказывается на протяжении всей его жизни.
Проблема
воспитания
детей
в
семье
-
одна
из
сложных
и
многогранных. Воспитание готовит человека к жизни и труду, передает ему
производственно-трудовой
опыт
и
духовные
богатства,
накопленные
человечеством.
Нравственное
воспитание
формирует
у
подрастающего
поколения взгляды и убеждения, укрепляет волю и характер человека и т.д.
В семье с первых лет своей жизни дети знакомятся с социальными
нравственными
ценностями,
получают
информацию
о
событиях,
происходящих в окружающем мире, узнают их оценку из уст родителей и
старших.
Существенную
роль
в
приобретении
детьми
лучших
человеческих
качеств играет личный пример родителей, их труд, знания, моральный облик.
Всё, что видит и чувствует ребенок в ранние годы, оставляет в его сознании
глубокий неизгладимый след.
Быть нравственно воспитанным
-
это
значит
уважать
всех,
кто
т р уд и т с я ,
с а м о м у
х о р о ш о
т р уд и т ь с я ,
б ы т ь
а к т и в н ы м
в о
всем, творчески подходить к делу, стараться приносить как можно больше
пользы, быть честным, справедливым, нетерпеливым к жестокости, злу, ко
всяким формам унижения человека.
Фундамент
нравственно сти
за ложен
в
ч еловеч но сти,
в
доброте. Воспитывая доброту, следует знать, что человек, испытавший на
себе доброе отношение других, сам становится лучше, отзывчивей к чужой
беде.
Правильному воспитанию детей в семье могут помочь доступные для
каждой
семьи
средства
формирования нравственного сознания
детей:
рассказывание сказок, чтение детям вслух, беседы, игры, внушения и др., а
также
личный
пример
родителей,
трудовое
и эстетическое воспитание
в
семье, общение с природой. Так, например, сказки обладают огромной силой
воздействия на чувства и воображение детей, их психику. В них заключены
чудесные вымыслы, глубокая мораль, веками накопленная мудрость многих
поколений. Слушая сказки, ребенок мысленно переносится во времена давно
минувших
событий, знакомится с
жизнью
и
обычаями
разных
племен
и
народов. Ему становится близким то, что пережито народом — это горе и
радость.
Воспитательная сила родительского примера чрезвычайно велика. Дети
в
своем
поведении
копируют
родителей
во
всем,
вплоть
до
словесных
оборотов
и
жестикуляции.
Давно
замечено,
что
в
семьях,
где
взрослые
добросовестно
относятся
к
труду, доброжелательны к
людям,
правдивы,
честны
и
т.д.,
нравственное
развитие
детей
происходит
без
каких-либо
отклонений, а также без особых усилий со стороны родителей. И наоборот.
Пример
родителей
является
первым
образцом,
на
который
ребенок
ориентируется
и
на
основе
которого овладевает различными
формами
человеческих
отношений.
Это
очень
важно,
так
как
первые
впечатления
-самые сильные, они остаются на всю жизнь. Дети постоянно ориентированы
на
родителей,
повседневно
находятся
в общении с
ними.
Поэтому
они усваивают образ
действий
взрослых,
их
манеры,
привычки,
а
также
внутренние качества, образ мыслей, отношение к своим обязанностям и т.д.
Данное общение является
неповторимым,
т.к.
построено
на
чувстве
любви
и
привязанности
к родителям,
освящено
их
авторитетом.
Это
усиливает силу влияния родителей всеми сторонами личности: внешним
обликом, взглядами, интересами, отношениям к труду, к окружающим и т.д.
Семья
служит
важнейшим
питательным
источником
нравственного
развития ребёнка.
Восприятие и усвоение образа мыслей, а также действий родителей,
характера
их
поведения
осуществляется
на
уровне
подражания.
«Подражание, - указывает А.Г. Ковалев, - является наиболее характерным
способом
познания
действительности ребенком,
а
подражательность
—
основным свойством развивающейся личности».
Родителям необходимо хорошо знать действующие в школе правила
поведения учащихся, содействовать, чтобы их ребенок научился выполнять
все требования. Советы по реализации этих задач можно получить в школе,
от классного руководителя.
А.С.
Макаренко
отмечал,
что
«истинная
сущность воспитательной работы вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не
в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей
личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка».
Школа
занимает
ведущее
место
в
воспитание
подрастающего
поколения, так как она является координатором воспитания детей в семье и
школе и корректирует неудовлетворительное воспитание детей родителями в
семье,
т.е.
в
процессе
воспитательной
работы
в
школе
исправляет
допущенные недостатки в семейном воспитании. Это возможно только при
установлении совместной воспитательной работы семьи и школы, единых
педагогических требованиях к воспитанию младших школьников.
В
этом
и
заключается
«Педагогика
сотрудничества»
или
педагогическое
взаимодействие
семьи
и
школы
в
учебно-воспитательной
работе.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования
и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношений к
родителям, окружающим, к коллективу, к труду своим обязанностям и к
самому
себе. Младший школьный возраст -
это этап развития ребёнка,
соответствующий обучению в начальной школе.
Следовательно, огромная обязанность ложится на начальные классы. В
этой ответственной работе важное место уделяется взаимодействию школы и
семьи.
Раскрытие
духовного
и
нравственного
потенциала
личности,
её
всестороннее
и
гармоничное
развитие
является
высшей
целью
общества. Нравственная культура
-
один
из
существенных
аспектов
всесторонне
развитой
личности.
Поэтому нравственному воспитанию
принадлежит
важное
место
в
многогранной
работе
по
формированию
человека.
Значение нравственного воспитания обусловлено его возможностями
оказывать влияние на общее развитие личности. Под влиянием нравственных
воздействий происходит преобразование нравственного характера, меняются
взгляды
и
убеждения
человека,
его
отношение
к
труду
и
к
людям,
развиваются творческие силы и способности.
Таким образом ,в формировании личности ребенка огромное значение
имеет семья. Семья — это первичная ячейка общества, в которой появляется
новый человек. Это малая социальная группа - первая школа жизни для
ребенка. Родители - его первые учителя и воспитатели. Сила их воздействия
на формирующуюся личность исключительно велика.
Основой
влияния
родителей
на
ребенка
является
их
бескорыстная
любовь и забота о нем в сочетании с требовательностью. Ребенок отвечает на
эту любовь и заботу чувством глубокой привязанности и любви к родителям.
Он
признает
их
превосходство
и
авторитет,
стремится
следовать
им,
подражать во всем.
И педагоги, и родители должны иметь ясное представление о семейном
воспитании и средствах его осуществления.
Школа
не
может
заменить
семью,
особенно
мать.
Следовательно,
необходима
постоянная
забота
о
правильной
организации
всестороннего
воспитания
в
семье,
добиваться
достижения
единства
педагогических
воздействий школы и семьи.
Значение
и
функция
начальной
школы
в
системе
непрерывного
образования
определяется
не
только
преемственностью
её
с
другими
звеньями
образования,
но
и
неповторимой
ценностью
этой
ступени
становления и развития личности ребёнка.
Педагогический смысл работы по духовно-нравственному воспитанию
и развитию личности школьника состоит в том, чтобы оказать ему помощь в
продвижении от элементарных навыков поведения к более высокому уровню,
где
требуется
самостоятельность
принятия
решения
к
действию
и
нравственный
выбор
их.
Успешность
зависит
от
грамотности
педагога,
применяемых им методов, от эмоционального отклика детей.
Заместитель директора по воспитательной работе МОУ
«Начальная общеобразовательная школа №10» города Вологды
Корчажинская Анна Валерьевна