Напоминание

Использование корнесловного смыслового метода обучения на уроках окружающего мира


Автор: Криулина Лариса Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Средняя школа № 56"
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: конспект урока
Тема: Использование корнесловного смыслового метода обучения на уроках окружающего мира
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель начальных классов Криулина Лариса Петровна представляет урок окружающего мира на тему «
Бюджет семьи. О деньгах
» Тема данного урока рассчитана на 2 часа. Урок входит в раздел «Люди вокруг нас».
Цель
раздела – показать младшим школьникам, что жить в обществе и успешно действовать в нем можно лишь, выполняя определенные правила, предписываемые нравственными (моральными) нормами.
Цель урока
: раскрыть значение денег в обществе.
Задачи урока
:  создать условия для ознакомления детей с историей и назначением денег в обществе;  воспитывать нравственные качества посредством корнесловного смыслового метода;  создать на уроке атмосферу взаимодействия;  формировать культуру общения на уроке;  развивать познавательные процессы (восприятие, осмысление, запоминание и др.)
Ход урока
: 1. Организационный момент . Дети проверяют готовность к уроку, приветствуют гостей. 2. Актуализация знаний . - Начнем наш урок со сказки. Жили-были 2 соседа – 2 товарища (прикрепляю к доске нарисованных персонажей сказки) Первый имел большой дом, сад, много денег, но в доме его было тихо, не звучал детский смех, не пахло пирогами, потому что жил он один, чтобы не тратить своё время и деньги на других людей. По ночам он плохо спал, т.к. боялся, что воры унесут его добро. Поэтому был часто хмур, серьезен, бледен, печален. А вот в доме его товарища, что жил по соседству, всегда было весело, счастливые дети играли и резвились, жена-красавица заводила мелодичные русские песни, улыбки озаряли лица домочадцев, несмотря на маленький, но уютный домик, скромную, но аккуратную одежду. В семье этой царили лад и любовь. Встретились два соседа и завели спор, кто из них имеет большее
богатство
(прикрепляю к доске карточку со словом
богатство
) Сами не смогли решить и отправились по белу свету истину искать.
- Итак, спор зашел о богатстве. Мы сегодня попробуем ответить на вопрос, что же является истинным богатством для человека. 3. Сообщение темы урока . - Оставим пока наших персонажей в пути, а сами давайте вспомним, без чего человек существовать не может? (воздух, вода, свет, тепло, земля, растения, животные – все прикрепляю к доске. Получается остров) - Это все нам дает природа. - Кроме того, чем одарила нас природа, мы нуждаемся в одежде, в …(дети продолжают). Все это мы приобретаем в магазинах с помощью …. = денег Тема нашего урока - « О деньгах». 4. Изучение нового материала . -Деньги – одно из наиболее великих изобретений человека. - Как вы думаете, в первобытном обществе деньги были? = Нет, т.к. первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. Необходимости в деньгах не было. - Двигаемся во времени на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, изготавливать посуду и многое другое. Каждый человек не мог делать все сразу. Поэтому одни племена охотились, другие ковали железо, третьи выращивали животных. Люди стали обмениваться товарами друг с другом. Но это было неудобно, иногда и несправедливо (объясняю на примере племен). - Что же придумали люди? Должно быть для обмена что-то одинаково ценное для всех. Появились «натуральные» деньги. В разных странах это были свои предметы: зерно, птичьи перья, табак, шкурки или лапки животных; особенно были удобными ракушки морского моллюска каури. В них просверливали отверстие и вдевали шнурок, носили, как бусы (показываю детям ракушки каури). 1 бык стоил 1000 каури. Натуральные деньги могли испортиться, сломаться. Прошли многие-многие годы, прежде чем появились металлические деньги. Они отличались от современных. - Одной из первых денежных единиц на Руси была
гривна.
К доске прикрепляю карточку со словом «гривна» и фотографию с изображением Киевской и Новгородской гривны. У детей на партах лежат аналогичные фотографии. Заранее подготовленный ученик рассказывает о гривнах.
- Гривна – денежная единица Киевской Руси (11век) Название произошло от «грива». Гривна – обруч с металлическими пластинками, который носили на шее, «загривке». гривна – загривок – грива (на доске) - В современной России гривну не используют. Она осталась денежной единицей в Украине и по сей день. - Какие современные денежные единицы РФ вы знаете? = рубль, копейка (прикрепляю на доску рядом с гривной карточки: рубль, копейка) - Давайте узнаем, почему рубль стал рублем. Прочитайте в учебнике на стр.137 статью. Учащиеся отвечают на вопрос, почему именно так назвали данную денежную единицу. = Гривну рубили пополам. - Итак, слово «рубль» берет свои корни от глагола «рубить». рубль – рубить (на доске) Физкультминутка (имитация движений человека, который рубит) -А вот почему копейка получила такое название, попробуем определить, догадаться сами. Для этого рассмотрим первую на Руси копейку.
- Кто изображен на копейке? - Что всадник держит в руке? - Копейка – денежная единица, появившаяся в 16 веке, название произошло от «копье». На монете изображался всадник с копьём, убивающий змея. Всадник – символ победы русского народа над врагами. копейка – копьё (на доске) - Итак, появились монеты. Давайте рассмотрим, какие рубли и копейки использовались в нашей стране в разное время.
- У вас на партах лежат современные рубль и копейка. Сравните их со старыми монетами. - На копейке традиционно изображен всадник с копьём, на рубле двуглавый орел. - У монет оказался один недостаток: они были тяжелы и занимали много места. И тогда люди изобрели бумажные деньги – купюры. Дети рассматривают купюры: - Что интересного заметили? = Копейка тоже была бумажной. - Сколько копеек в 1 рубле? = 1рубль = 100 копеек - Так было и в 17 веке. Побываем на Московском базаре 17 века. - Что можно в наше время купить на 1 копейку? = Ничего. - Что можно купить на 1 рубль? - Раньше рубль и копейка имели высокую цену. 1 курица – 1 коп. 1 лимон – 1,5 коп. 10 яиц – 1 коп. 16 кг масла – 60 коп. воз сёмги – 10 руб. шуба из овчины – 30-40 коп. - Давайте поиграем. Представьте, что у вас 50 копеек. Что вы купите? (дети выбирают товар на 50 копеек 17 века) 5. Закрепление материала . - Мы очень много узнали об истории и происхождении денег. Вернемся к нашим 2 товарищам, которым мы поможем решить спор о богатстве.
- Отправившись в путь по морю, попали наши герои в шторм и оказались на необитаемом острове каждый со своим богатством. (перемещаю 2товарищей на остров, который получился на доске в начале урока, и прикрепляю им по мешку) - Один, вы помните, считал деньги главным богатством и прихватил с собой мешок с деньгами. - Помогут ли деньги выжить на необитаемом острове? Почему? - Второй взял с собой другое богатство: воду, хлеб, топор. - Поможет ли такое богатство выжить и вернуться домой? Объясните.
- А теперь закройте глазки. Что вы представите и увидите, когда я

произнесу слово «богатство»?

-
Итак, какие ассоциации у вас возникли? Дети называют слова, я записываю за ними на доску. (деньги, здоровье, смекалка, друзья, труд, любовь, мама, счастье, мир, природа, семья, ум и т.д.) - Посмотрите внимательно на слово «богатство». Какое слово вы видите внутри? = Бог - Молодцы! Действительно, «богатство» произошло от «Бог». «Бог» с праязыка = одаряющий, наделяющий. богатство – Бог (на доске) - Бог наделяет человека здоровьем, добротой, любовью, семьёй, друзьями, умом, смекалкой, трудолюбием. - Без денег в наше время, конечно, нельзя обойтись и прожить, но главное богатство человека не деньги. Какие пословицы, связанные с нашей темой, вы знаете? = Не имей сто рублей, а имей сто друзей. и т.д. 6. Итог урока . -Что узнали нового? Какие выводы сделали? - Желаю вам иметь истинное богатство.


В раздел образования