Автор: Воробьева Светлана Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГАОУ школа-интернат №10 Населённый пункт: г.Белогорск, Амурская область Наименование материала: конспект Тема: Откуда приходит тепло? Раздел: начальное образование
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ№10, Г. БЕЛОГОРСК
Откуда приходит тепло?
(Конспект открытого практического занятия)
Подготовили: С.В. Воробьева
Воспитатель
2016
Цель: Обучение в процессе практической деятельности энергосбережению
Задачи:
обучать правилам тепло сбережения и энергосбережения;
в процессе практической деятельности расширять представления о том,
откуда приходит тепло;
в процессе игровой деятельности закреплять умение классифицировать
предметы;
закреплять названия бытовых электроприборов и их предназначение;
развивать мышление, воображение;
развивать двигательную активность;
воспитывать
бережное
отношение
к
предметам,
которые
нас
«согревают».
Оборудование:
дидактические
карточки,
памятки,
электроприборы
(обогреватель, настольная лампа, фен, утюг), мяч, два стакана с теплой и
холодной водой, клей бумага, картинки, телевизор для показа презентации.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята.
Давайте с вами отгадаем загадки
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал... (снег)
Снег от холода стал синий,
На деревьях — белый иней.
Даже Бобик прячет нос,
Ведь на улице... (мороз)
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а... (лед)
Ребята скажите, а почему я вам загадала такие загадки? (Потому, что на
улице выпал снег, стало морозно, водоемы покрыты льдом.)
Дидактическая игра «Одень правильно»
( Приглашаются для игры два человека. )
Представьте, что дети собрались на прогулку. Вы должны выбрать одежду и
обувь для прогулки.
(Обсуждение, почему обучающиеся выбрали ту или иную одежду)
Ребята, скажите, а почему в помещении: в классе, дома мы не одеваемся так?
(Потому что тепло)
А почему в помещении тепло?
(Ответы детей)
Правильно.
Давайте рассмотрим более подробно, откуда поступает тепло.
(Рассматривание картинок : батарея (радиатор), печь, обогреватель, камин
и т.д.)
Ребята, скажите, в нашем классе откуда поступает тепло?
Правильно, наш класс, а также всю школу обогревают батареи (радиаторы).
Я хочу пригласить несколько человек, чтобы выяснить так ли это?
Давайте подойдем к батареи и проверим, действительно ли поступает тепло?
(Подошли к батареям, потрогали, убедились, что тепло поступает)
Почему батареи горячие? Как вы думаете? (в них горячая вода, она дает тепло
батареям, а батареи передают тепло помещению)
А давайте с вами проверим, так ли это?
(Приглашается два человека)
Опыт
Опустить пальчик сначала в холодную воду, а затем теплую, сделать
вывод, что теплая вода излучает тепло.
Где расположены батареи? (под окном)
(Приглашается 3-4 человека)
Давайте потрогаем стекло. Окно теплое или холодное? (холодное)
Давайте протянем руку к окну, подоконнику. Что чувствует ваша рука?
Из какого материала сделаны рамы, подоконник? (из пластика)
Как вы думаете, почему стекло холодное? (Потому что проникает холодный
воздух)
Ребята, а если открыть окно, что произойдет?
Будет уходить тепло, станет холодно и мы, замерзнем.
Ребята, через какие отверстия еще может уйти тепло?
(Через открытые двери)
Правильно, чтобы от нас тепло не уходило, нужно его беречь.
А как нужно его беречь?
При проветривании открывать ненадолго окна, затем плотно закрывать, а
также плотно закрывать входную дверь. Если в окнах есть щели, чтобы не
выдувалось тепло, их нужно утеплять.
А как вы думаете, как нагревается вода в батареях?
(Ее нагревают в котельных либо в печи углем, либо большими
электрическими приборами)
Мы свами рассматривали предметы, которые тоже дают нам тепло.
Назовите эти предметы. (Печь, камин, обогреватель)
Как вы думаете, как обогреватель дает нам тепло? (от электричества)
Давайте с вами убедимся, так ли это?
Включение обогревателя. Дети протягивают руки у чувствуют тепло.
Педагог предупреждает, что рукой нельзя касаться обогревательного прибора,
можно обжечься.
Ребята, нужно ли беречь тепло? А как его надо беречь?
(Рассматривание плаката по тепло сбережению)
Ребята, а какие приборы также работают от электричества и дают нам тепло?
Работа с картинками
( плита, чайник, утюг, кипятильник, микроволновая печь, фен, самовар,
обогреватель и другие)
Как они работают? Для чего они нужны?
(Педагог приглашает несколько человек для того, чтобы проверить как
работают некоторые из перечисленных предметов: утюг, фен, настольная
лампа)
Игра «Отгадай-ка…»
Вы должны отгадать загадки, про некоторые предметы-отгадки мы с вами
уже говорили.
В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать!
Ответ: Утюг
***
Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
Ответ: Пылесос
***
Живет в нем вся Вселенная,
А вещь обыкновенная.
Ответ: Телевизор
***
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
Ответ: Холодильник
***
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам
Скажешь здесь —
А слышно — там.
Ответ: Телефон
***
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Ответ: Электрочайник
***
Мигнет, моргнет,
В пузырек нырнет,
В пузырек под потолок,
Ночью в комнате денек!
Ответ: Электрическая лампочка
***
Растянулась, как гармошка, чудо-печка под окошком. (батарея)
Четыре синих солнца у бабушки на кухне, четыре синих солнца горели и
потухли. Поспели щи, шипят блины, до завтра солнца не нужны. (газ. плита)
Ночью, если захочу, щелкну раз и день включу. (выключатель)
Сушит ветер-суховей кудри мамочки моей. (фен)
•Эта прачка-автомат нам стирает всё подряд. (стиральная машина)
•Закипает изнутри и пускает пузыри. (чайник)
•Сжал кулак свой исполин, сделал соком апельсин. (соковыжималка)
Ребята, а какие еще электроприборы мы не называли?
(Перечисляют)
(слайд с изображением бытовых электроприборов)
Давайте еще раз рассмотри бытовые электроприборы.
А почему они называются Электроприборы? (работают от электричества)
Игра с мячом «Раз, два, три…электроприбор назови!»
Рассматривание и обсуждение различных ситуаций:
Ситуация 1. «Девочка включает неисправный чайник»
Ситуация 2. «Девочка моется в ванной комнате, в руках держит фен, который
включен в розетку»
Ситуация 3. «Девочка оставила без присмотра бытовые электроприборы»
Рассматривание плаката по электро сбережению
Физминутка
Игра «Внимательные глазки»
(Проводится с ребятами 1-2 класса. Дети должны перечислить все
электроприборы, изображенные на картинке, а также назвать те приборы,
которые включены в розетку)
Игра «Внимательные ушки»
(Проводится с ребятами 3 класса. Если педагог называет электроприборы и
предметы, которые дают нам тепло, ребята хлопают, если нет, ребята топают)
А сейчас, я предлагаю каждому классу составить свою памятку по тепло
сбережению, электро сбережению.
(1-2 класс составляет памятку по тепло сбережению, 3 класс по электро
сбережению)
(Педагоги детям помогают)
Коллективное зачитывание «своей памятки»
Итог занятия
Награждение