Напоминание

О работе специалистов службы сопровождения опекунов(попечителей) несовершеннолетних лиц


Автор: Ерохина Ольга Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОУ ЯО "Афинская школа-интернат"
Населённый пункт: с. Арефино, Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: О работе специалистов службы сопровождения опекунов(попечителей) несовершеннолетних лиц
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное образовательное учреждение «Арефинская школа-интернат»
СТАТЬЯ В ЖУРНАЛ
Автор: Педагог-психолог службы сопровождения опекунов (попечителей) несовершеннолетних лиц Ерохина О.Б. Рыбинский муниципальный район 2016 г.

О работе специалистов службы сопровождения опекунов (попечителей)

несовершеннолетних лиц Рыбинского муниципального района по

обеспечению психологического благополучия подопечных в

замещающих семьях.
Как показывает опыт работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, очень важным является то, в каких условиях они воспитываются. Замещающая семья играет важную роль в становлении и дальнейшей социализации ребёнка. Благоприятный психологический климат, учёт приёмным родителем возрастных и личностных особенностей подопечного, умение найти к воспитаннику индивидуальный подход позволяют создать для него максимально комфортные условия. В таких условиях у ребёнка формируется чувство базовой защищённости, уверенность в завтрашнем дне. Именно люди, окружающие наших подопечных, способны дать им внимание и заботу, которых их лишила судьба. Доброжелательность, открытость, желание поддержать помогают маленькому человечку не потеряться в бурном море жизни, дают ему защиту и способствуют удовлетворению его эмоциональных потребностей. Из всего этого складывается то, что мы называем психологическим благополучием ребёнка. Ежегодно среди подопечных Рыбинского муниципального района проводится мониторинг, позволяющий оценить степень их психологического благополучия, которое определяется не только рамками семьи, но и общим эмоциональным состоянием ребенка, связанным с различными формами его включения в жизнь образовательного учреждения. 110 2 3
Психологическое состояние подопечных на 2016 год
Благополучие в семье и об- разовательном учреждении Благополучие в семье и неблагополучие в образо- вательном учреждении Неблагополучие в семье и образовательном учре- ждении
Результаты мониторинга показывают, что психологическое состояние большинства подопечных свидетельствует о благополучии их в замещающих семьях, а неблагополучие чаще всего связано с наличием школьной тревожности. Это свидетельствует о том, что эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками), не позволяет ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата. Негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей, создаёт общий эмоциональный негативный фон отношений с взрослыми и снижает успешность обучения подопечного. Неуспешность ребёнка в образовательном учреждении часто может определяться его личностными характеристиками. Особенности психофизиологической организации снижают приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышают вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожные факторы среды. Дети, воспитывающиеся в замещающих семьях, очень часто имеют задержку психического развития и требуют индивидуального подхода и со стороны педагогов, и со стороны попечителей. Очень важно, выявив причину неуспешности подопечного, определить направления деятельности специалистов с целью оказания ребёнку и родителю-воспитателю помощи и поддержки в решении выявленной проблемы. Помимо стандартизированных и широко применяемых методик, позволяющих определить психологическое состояние подопечных, мы используем методики, позволяющие выяснить скоростные и темповые характеристики и измерить выраженность силы нервной системы учащегося, которые помогают определить динамические особенности нервной системы ребёнка. Взаимодействуя с педагогами образовательного учреждения, школьными психологами и замещающими родителями, специалисты службы
сопровождения не только информируют педагогов и родителей об индивидуальных особенностях подопечного, но и помогают самому учащемуся найти наиболее подходящие именно для него приемы и способы организации своей деятельности, показать, как самому ученику преодолеть собственные трудности и развить свои преимущества и дарования. При этом учитывается необходимость максимально использовать и развивать выявленные положительные особенности ребёнка и за счет этого изыскивать пути компенсации тех качеств, которые препятствуют успешной учебе. Именно поэтому в начале каждого учебного года специалисты службы сопровождения с целью всестороннего развития ребёнка помогают попечителям организовать досуг подопечных. На данный момент, сравнивая результаты мониторинга на начало учебного года и на сегодняшний день, можно отметить наличие положительной динамики у большинства подопечных, имеющих проблемы в образовательных учреждениях.


В раздел образования