Напоминание

"Что надо знать родителям первоклассников"


Автор: Ерохина Ольга Борисовна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОУ ЯО "Афинская школа-интернат"
Населённый пункт: с. Арефино, Ярославская область
Наименование материала: Конспект занятия для родителей будущих первоклассников
Тема: "Что надо знать родителям первоклассников"
Раздел: начальное образование





Назад





Педагог-психолог службы

сопровождения опекунов

(попечителей)

несовершеннолетних лиц

Ерохина Ольга Борисовна



Занятие на тему: « Что надо знать родителям первоклассников»

Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется … Я. Корчак
Подготовка к занятию:
К занятию необходимо подготовить презентацию для демонстрации текстов с информацией о процессе адаптации первоклассников в форме слайдов и в бумажном варианте тесты и буклеты с рекомендациями для каждого участника.
Участники:
Приёмные родители и опекуны подопечных Рыбинского муниципального района, которые идут в 1 класс.
Цель и задачи:
- информирование родителей о причинах школьной дезадаптации; - знакомство с физиологическими и психологическими условиями адаптации детей к школе; - тестирование родителей с целью коррекции дальнейшей совместной работы; - рекомендации с целью оказания помощи в успешной адаптации ребёнка к школе.
I.Информационная часть.
Всем известно состояние ожидания, когда заканчивается важная часть жизни, а впереди что-то очень значительное, притягательное, но пока еще неопределенное? На душе смутно, одолевают самые противоречивые чувства: печаль расставания, радостное нетерпение, опасение чего-то неизвестного … Находишься в постоянном напряжении … Иной раз и не совладаешь с собой, сорвешься (и всегда на самом близком человеке), а потом стыдишься себя, и от этого становится еще труднее. То перевозбуждение, то полная апатия, то хочется плакать, то не усидишь на месте, и все валится из рук. Вам знакомо подобное состояние? Тогда вы легче поймете ребенка в трудный период его жизни – переход от дошкольного детства в школьную жизнь. Достигнув 6-7-летнего возраста, ребенок из комфортных условий детского сада попадает в жесткий режим школьной жизни, что отрицательно сказывается на его эмоциональном и психологическом состоянии. У них нарушается биологическое и психологическое равновесие, снижается устойчивость к стрессам, растет напряженность. Появляются состояние тревоги, капризы, проявляются более ярко любые “шероховатости” характера: упрямство, не сосредоточенность, замкнутость, демонстративность и т.п..
Ребенку трудно.
Он поступает в первый класс, по-этому адаптация ребенка к школе всегда была одной из актуальных проблем начальной школы. Однако,  из-за скоротечности видимых взрослому внешних проявлений неоднозначного поведения первоклассника в первые месяцы пребывания в школе,  из-за множественности педагогических задач, решаемых учителем в этот же период и т.п. процесс адаптации детей в современной школе остаётся не до конца изученным, а, следовательно, часто проблемным. Поэтому, проблема адаптации детей к условиям обучения в начальной школе в настоящее время приобретает все большую актуальность. Первый класс школы — один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально-стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип п о в е д е н и я , в о з р а с т а е т п с и х о э м о ц и о н а л ь н а я н а г р у з к а . Школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребенка влияет комплекс новых факторов:  классный коллектив,  личность педагога,  изменение режима,  непривычно длительное ограничение двигательной активности;  появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. По результатам наблюдения делаем вывод, что одни дети легко вливаются в школьную жизнь, а другим требуется время. Как помощь малышу преодолеть эти трудности? Так как дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.

Поступление в школу
– переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни: надо систематически и напряжённо трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя и т.д. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к её основным требованиям, существует у всех первоклассников.
Адаптация
- процесс довольно длительный и трудный. И трудности испытывает не только первоклассник, но и родитель, и учитель. И если мы разберёмся в них, если научимся чувствовать друг друга, мы облегчим этот процесс всем, прежде всего нашим детям. Трудность или лёгкость адаптации зависит от особенности нервной системы; темперамента; черт характера; адаптационных способностей; адекватного опыта.
Физиологические условия адаптации первоклассников к школе
- во время выполнения домашних заданий обращать внимание на правильную посадку во избежание искривления позвоночника, на освещение рабочего места для предупреждения близорукости; - тренировать мелкие мышцы кистей рук; - обязательно вводить в рацион витаминные препараты, овощи, фрукты; - создавать условия для занятия спортом; - воспитывать самостоятельность и ответственность ребёнка как главные качества сохранения собственного здоровья.
Психологические условия адаптации первоклассников к школе
Воспитательная работа начинается с педагогической диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно узнать его во всех отношениях, так писал К. Д. Ушинский. 1. Недопустимо применять физические меры воздействия, запугивание, критику в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей. 2. Желательно познакомиться с одноклассниками и пообщаться с ними после уроков. 3. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню. 4. Следует помнить, что первое условие успеха в школе – самоценность ребёнка для родителей. 5. Создавать благоприятный климат в семье. 6.Предоставлять ребёнку самостоятельность в учебной работе и вместе с тем обоснованно контролировать его учебную деятельность. 7. Поощрять ребёнка, и не только за учебные успехи.
II. Родителям для обсуждения предлагаются задания:
-Что обеспечит успех ребёнка в школе? -Что больше всего способствует возникновению желания учиться? Выберите из предложенных в данном перечне три, по вашему мнению, главных фактора, рассмотрите их по степени значимости. а) Физическое здоровье. б) Развитый интеллект. в) Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками. г) Умение считать и читать. д) Выносливость и работоспособность. е) Аккуратность и дисциплинированность. ж) Хорошая память и внимание. з) Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно. Участникам предлагается обосновать свой выбор.
Вывод:
- Родительские притязания бывают часто основаны на абстрактных представлениях о некоем идеале без учёта возможностей ребёнка. Часто ребёнок испытывает школьную тревожность, которая вызвана завышенными требованиями родителей. На ребёнка ложится бремя двойной нагрузки, так как он не всегда может соответствовать ожиданиям близких. Часто такой груз становится непосильным для ребёнка.
Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Когда уместна тревога?
Беспокоиться за ребёнка во время адаптации, конечно, нужно, но некоторые родители бывают чересчур тревожны, чем наоборот вредят ребёнку.
Когда нужно беспокоиться:
1) Снижается первоначально непосредственный интерес к школе, занятиям. 2) Полное отсутствие интереса к учёбе, вялость и безынициативность. 3) Начинает время от времени говорить, что учиться надоело (особенно в конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным. Ничего не интересно, безразличие ко всему, даже к играм, если они требуют хоть какого-то напряжения. 4)Радуется, когда не надо делать домашнее задание. Делает уроки только «из-под палки». 5)Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки. Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней, которые кончаются сразу после того, как разрешат остаться дома. 6)Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу. Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему страх, бессилие или агрессию.
Вывод:
беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым, а не ситуативным и отражает основное отношение ребёнка к школе. В этом случае необходимо обратиться к психологу. Родителям предлагается тест, ответы на которые помогут родителям определить уровень готовности своего ребёнка к школьному обучению и определить характер взаимоотношений с ним (см. Приложение).
III. Заключение.
Подведение итогов занятия, раздача буклетов с рекомендациями и индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностического обследования подопечных.
Используемая литература:
1. Колесникова, Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? – Ювента, 2001. 2.Круглова, Е.А. Как помочь ребенку успешно учиться в школе. – Спб.: Питер, 2004.
Приложение

Teсm

«ГОТОВ

ЛИ

ВАШ

РЕБЕНОК

К

ШКОЛЕ?»
С помощью простых наблюдений и ответов на вопросы попробуйте сами определить степень готовности вашего ребенка к обучению в школе.
Развитие познания
1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/малый, в/из? 2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катить ся, и вещи, которые катиться не могут? 3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории? 4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания? 5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Базовый опыт ребенка
6. Приходилось ли ребенку сопровождать вас на почту, в сберкассу, в магазин? 7. Был ли малыш в библиотеке? 8. Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее? 9. Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории? 10.Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Языковое развитие

11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы? 12. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых? 13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник? 14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом? 15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай? 16. Четко ли ребенок выговаривает слова? 17. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики? 18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?
Уровень эмоционального развития
19. В ЫГЛЯДИТ ЛИ ребенок веселым (дома и среди товарищей) ? 20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может? 21. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи? 22. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
Общение
23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними? 24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация? 25. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?
Физическое развитие
26. Хорошо ли ребенок слышит? 27. Хорошо ли он видит? 28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени? 29. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице? 30.Выглядит ли ваш ребёнок бодрым и увлечённым ? 31.Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительные способности

зрительное различие
32.Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картину, не похожую на остальные? 33. Может ли ребенок отличать буквы и короткие слова, например б/п, кот/год?
Зрительная память
34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать? 35. Знает ли ребенок хотя бы б—8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
Зрительное восприятие
36. Способен ЛИ ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок? 37. Понимает ли ребенок, что читает слева направо? 38. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи, сложить головоломку из 15 элементов? 39. Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?
Запоминание на слух
40. Может ли ребенок рифмовать слова? 41. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например лес/вес? 42. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр? 43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Отношение к книгам
44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно? 45. Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух? 46. Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?
А теперь попробуйте сами проверить, готов ли ваш малыш к обучению. Для этого ответьте на вопросы,

которые могут выясняться психологом при поступлении в школу.

Может ли ваш ребенок:

1. Объяснить, чего он хочет, с помощью слов, т. е. не показывать пальцами, а сказать: куртка, конфета, цыпленок? 2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне...»? 3. Понимать смысл того, что ему читают, и следить за отношениями между персонажами? 4. Четко выговорить свое имя? 5. Запомнить свой адрес и номер телефона? 6. Писать карандашом или мелками на бумаге? Нарисовать картинки к сочиненной истории и рассказать о них? 7. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения? 8. Пользоваться ножницами: вырезать ровно и не пораниться? 9.Слушать и следовать полученным указаниям? 10.Проявлять внимание, когда кто-то с ним разговаривает? 11.Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы вы полнить полученное задание? 12. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории? 13.Положительно оценивать: я — человек, который многое может? 14.«Подстраиваться», когда взрослые меняют тему разговора? 15.Проявлять интерес или любопытство к окружающим его предметам? 16.Ладить с другими детьми?
В заключение правдиво и искренне ответьте на следующие вопросы, которые помогут вам оценить ваши

взаимоотношения с ребенком. Варианты ответов: «почти всегда», «иногда», «никогда».
1. Нравится ли вам ваш малыш? 2. Слушаете ли вы, что ребенок говорит? 3. Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит? 4. Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит? 5. Поправляете ли вы речь ребенка? 6. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки? 7. Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его? 8. Смеетесь ли вы вместе с малышом? 9. Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним? 10.Играете ли вы с малышом в какие-нибудь игры? 11.Поощряете ли вы ребенка в его интересах и увлечениях? 12.Есть ли у ребенка хотя бы одна-две собственные книги? 13.Есть ли у ребенка дома хотя бы одно место (например, полка), которое отведено только ему? 14.Стараетесь ли вы подать ребёнку пример, читая газеты, журналы, книги? 15.Обсуждаете ли вы что-нибудь интересное из прочитанного вами с семьей, с ребенком? 16. Стараетесь ли вы рассказать все за малыша, прежде чем он успеет открыть рот у зубного врача или в магазине? 17. Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком? 18. Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору? 19. Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор? 20. Есть ли у ребенка возможность проявлять «мощь своих мышц» в играх, мять, тискать и шлепать глину и т. п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения? 21. Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки по округе? 22. Собираетесь ли вы сводить ребенка в театр, в зоопарк, в музей?
Обработка результатов
За каждый ответ «почти всегда» запишите себе 4 балла, «иногда» — 2 балла, «никогда» — 0. Суммируйте полученные баллы. Если сумма баллов 46—88 — ваши взаимоотношения прекрасны. 24—44 — неплохо. Меньше 24 баллов — стоит задуматься о характере ваших взаимоотношений с ребенком.


В раздел образования