Автор: Грязова Наталья Николаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: НР МБУ ДО ДМШ Населённый пункт: г. п. Пойковский Наименование материала: Учебное пособие Тема: Сольфеджио 3 класс Раздел: дополнительное образование
Диезные тональности мажорного лада
1. Запомни правило распределения мажорных диезных тональностей:
До мажор Соль мажор Ре мажор Ля мажор
0 1 2 3
2.Ответь на вопросы:
Что такое гамма?_______________________________________________
Что такое тоника лада?__________________________________________
Какой лад называется мажорным?_________________________________
Сколько знаков в тональности Соль мажор? ________________________
На какой ступени появляется последний диез______________________
Какие ступени являются устойчивыми?____________________________
Какие ступени являются неустойчивые?___________________________
Порядок расположения диезов
Запомни: 1 2 3 4 5 6 7 (#)
Фа до соль ре ля ми си
3.Пропиши ключевые знаки по порядку:
4.Запиши и спой по тетрахорду гамму Соль мажор:
1
5.Запиши устойчивые, неустойчивые и вводные ступени в тональности
Соль мажор. Подпиши их:
6. Запиши и спой последовательности ступеней в Соль мажоре:
I – V↓ – I – V↑ – IV – III – II – I; V – VI – VII – I – V – IV –II – I;
7.Разучи секвенцию в Соль мажоре:
8. Сольфеджируй мелодии с дирижированием:
Ай на горе дуб, дуб
1
Словацкая песня
2
2
Камарадко моя
3
Хорош твой конь, мужичок
4
К дружбе
5
Домашнее задание:
1.Играй и пой гамму Соль мажор.
2. Сыграй и спой секвенцию из задания № 7.
3.Выучи наизусть № 1.
4.Подпиши ступени римскими цифрами к песни «Жалоба девушки»:
3
5. Перепиши первое предложение и сочини второе предложение к
следующей мелодии на заданный ритм:
Урок 2
Тональность Ре мажор (повторение)
1 .Запомни:
1.Ответь на вопросы:
Что такое лад__________________________________________________
Какой лад называется мажорным_________________________________
Сколько ступеней имеет мажорная гамма?_________________________
Сколько устойчивых ступеней имеет мажорный лад_________________
Сколько неустойчивых ступеней имеет мажорный лад_______________
Сколько знаков в тональности Ре мажор? _________________________
На какой ступени появляется последний диез?_____________________
2. Впиши пропущенные знаки в гамме Ре мажор. Спой гамму, называя
ключевые знаки:
4
Строение мажорной гаммы
Т Т П Т Т Т П
3. Спой гамму Ре мажор в данном ритме:
4. Запиши и спой последовательности ступеней в Ре мажоре:
I V↓ I V↑ IV III II I V VI VII I V VI VI VII I
5.Допиши недостающие звенья секвенции. Спой секвенцию:
6. Сольфеджируй мелодии с тактированием:
Рини – рини – рини – ран
6
5
Финская песня
7
Немецкая песня
8
Литовская
9
Домашнее задание:
1. Играй и пой гамму Ре мажор (задание № 6).
2. В Ре мажоре запиши нотами указанные ступени в данном ритме:
6
I III V I VII VI II IV III
I
3.Выучи наизусть секвенцию (задание № 5).
4.Выучи наизусть № 8.
5.
По ключевым знакам определи тональность, в которой записана мело-
дия, подпиши ступени римскими цифрами:
10
6. Определи тональности в произведениях по специальности.
Урок № 3
Тональность Ля мажор
1.Послушай музыкальный фрагмент «К Хлое» Л. Бетховена и определи
тональность.
К Хлое
7
2. Вспомни знаки в тональности, заполни таблицу:
3.Запиши и спой гамму Ля мажор:
4.Запиши и спой нотами указанные последовательности ступеней:
III II IV III V VII II I
I II VII I IV V III I
5.Разучи секвенцию.
6.Спой с листа следующие мелодии:
Дельфины
11
8
Ключевые знаки
мажор
0
Соль
2 #
Ля
4#
Ах, жарко в тереме свечи горят
12
Русская народная
песня
Ой, устану ранёшенько
13
Домик у моря
14
Домашнее задание:
1.Сыграй, затем спой с дирижированием секвенцию № 5.
2.Спой мелодии № 12 и 13.
3.Пой в Ля мажоре последовательности ступеней из задания № 4.
4. Сочини второе предложение в тональности Ля мажор:
15
9
Урок 4
Параллельные тональности, 3 вида минора
Тональность ми минор (повторение)
1.Прочитай определения: минор, виды минора, параллельные тональ –
ности:
Минор ( от итальянского minore
–
меньший) – это лад, в основе
которого Малое (минорное) трезвучие.
Минор бывает трёх видов:
натуральный, гармонический,
мелодический.
1) натуральный вид – все звуки такие же, как в параллельном
мажоре.
2) гармонический вид – VII ступень повышена ( VII # )
3) мелодический вид – VI, VII ступени повышены ( VI #, VII # )
Параллельные
тональности
–
это
мажор
минор
с
одинаковыми
кючевыми знаками и разными тониками. Тоника параллельного минора
расположена на полтора тона (на малую терциию) ниже тоники мажора.
2.Ответь на вопросы:
Что означает слово «минор»?___________________________________
Какие существуют виды минора?_________________________________
Чем отличается гармонический минор от натурального?_____________
Чем отличается мелодический минор от натурального?______________
Сколько знаков в тональности ми минор? _________________________
На какую ступень в миноре приходиться последний диез?___________
3.Допиши строение минорной гаммы: Т П_________________________
4.Определи и запиши параллельную тональность к заданной:
До мажор ________________
10
Соль мажор ________________
Ре мажор ________________
5.Запиши гамму ми минор трёх видов в восходящем и нисходящем
движении, закрашивая неустойчивые ступени. Ступени гаммы
подпиши римскими цифрами:
Натуральный вид:
Гармонический вид:
Мелодический вид:
6. Впиши в таблицу пропущенные тональности:
7. Спой натуральный минор гаммы ми минор в данном ритме:
8. Спой указанные ступени в ми миноре:
11
Ключевые знаки
минор
0
ля минор
1
2
а) I – II
–
III – II – VII# – I;
б) I – VII – VI – V – IV – V – VII# - I;
в) V – VI# – VII# – I – III – VI# – VII# - I.
9. Допиши и спой опевание в восходящем и нисходящем движении в
заданном ритме:
10.Найди в песне «Не кукуй, кукушечка» опевание и обведи в кружочек:
Не кукуй, кукушечка
16
11.Спой с листа следующие мелодии:
Ой, у полi три криниченьки
17
Карельская мелодия
18
12
Венгерская народная песня
19
Украинская народная песня
20
Домашнее задание:
1.Сыграй, затем спой гамму ми минор трех видов.
2.Играй и пой опевание из задания № 9.
3.Выучи наизусть мелодии № 19 .
4.Выучи определения (минор, виды минора, параллельные тональности).
5.Попробуй придумать мелодию и ритмический рисунок к русской
народной мелодии в тональности ми минор:
Русская народная песня
Как у ме–ся – ца, как у яс – но – го, зо – ло–ты ро–га , зо – ло –ты ро– га.
13
6. Найди произведения, написанные в тональности ми минор.
Урок 5
Тональность си минор (повторение)
1.Запиши гамму си минор по тетрахорду в восходящем и нисходящем
движении закрашивая неустойчивые ступени:
Натуральный вид:
Гармонический вид:
Мелодический вид:
2.Допиши пять вариантов тонического трезвучия по образцу:
3. Спой указанные ступени в си миноре:
а) I – II
–
III – II – VII – I;
б) I – VII# – VI – V – IV – V – VII# – I;
в) V – VI# – VII# – I – III – VI# – VII# - I.
4.Разучи и спой секвенцию в тональности си минор:
14
4. Спой с листа следующие мелоди
5.Сольфеджируй мелодии с тактированием
Едет казак
21
Русская народная песня
22
Украинская народная песня
23
Сюита
24
15
6.Отметь знаком
последовательность ступеней
мелодического
минора, спой отдельно эту последовательность:
Вальс
25
Домашнее задание:
1.Сыграй, затем спой гамму си минор трех видов.
2.Играй и пой варианты тонического трезвучия из задания № 2.
3.Пой указанные ступени из задания № 3.
4.Выучи наизусть мелодии № 24 .
5.По ключевым знакам и тонике определи тональность «Украинской
песни». Перепиши в указанной тональности:
26
ля минор
Урок 6
Ритм
1.Прочитай и запомни определения: ритм, группировка.
Ритмом
(от
греч. rhythmos
«теку»
в
музыке –
последовательность
длительностей звуков, отвлечённая от их высоты.
16
Группировкой называют объединение длительностей в такте в группы
соответственно тактовому размеру.») в музыке
Ритмическая группа состоит из четырёх одинаковых по длительности
звуков, образующих одну четвертную долю.
=
2.Послушай музыкальный фрагмент и определи размер. Считай вслух
и отмечай правой рукой ритмический рисунок мелодии:
Метелица
3.Простучи карандашом по столу ритм данных примеров, одновременно
проговаривая рисунок ритмическими слогами:
а)
б)
в)
г)
17
г)
д)
4.Сольфеджируй мелодии с тактированием:
Хор крестьян из оперы «Евгений Онегин»
27
25
26
Молдавская песня
28
Куда милый скрылся
29
18
Украинская народная песня
30
Домашнее задание:
1.Досочини пропущенные доли такта:
Эстонская песня
31
2.В данной мелодии проставь тактовые черты:
32
3. Используя длительности , , заполни клетки квадрата по
горизонтали
так,
чтобы
каждая
клетка
соответствовала
данному
размеру:
Размер 3
4
4. Играй и пой № 28, 29.
5.Простучи ритмический рисунок из задания № 3(а, в, д) двумя руками:
правой – ритмический рисунок, левой – пульс.
19
6.Найди знакомые песни или произведения, в которых встречается ритм
.
Урок № 7
Ритм
1.Прослушай
фрагмент
музыкального
произведения,
в
котором
услышишь
новую
ритмическую
группу:
одна
восьмая
и
две
шестнадцатые. Простучи
пальцами
правой
руки
ритм
мелодии,
пальцами левой руки – сопровождение:
Тема из симфонии Ре мажор
2
. Запомни определение:
Группа одна восьмая и две шестнадцатые равна одной доли такта, то
есть четверти:
20
Ритмом в музыке называется чередование звуков различной
продолжительности.
=
3 . Простучи ритм следующих примеров с произнесением ритмических
слогов:
а)
б)
в)
г)
4.Простучи ритм правой рукой с произнесением ритмических слогов,
левой тактируя по четырёхдольной схеме:
д)
е)
4.Спой с листа следующие мелодии:
Утёнушка луговая
33
Русская народная песня
21
Думка
34
Берёзы
35
Старинная песенка
36
Ж. Дандло
Маленькая сонатина
37
Прощанье с соловьём
38
22
Что пониже было города Саратова
39
5.Спой мелодию, одновременно отстукивая ритмическое сопровождение,
записанное на нижней строчке:
Украинская песня
40
Домашнее задание:
1.Сочинить мелодию на данный ритм в тональности Ля мажор:
23
2. К мелодии «Снежинки танцуют» придумай и запиши ритмический
аккомпанемент:
3.Простучи ритм задания № 3.
4. Выучи наизусть № 35.
5.Нижеследующие ряды длительностей раздели на такты и правильно
сгруппируй в размере 2:
4
а)
б)
6.Заполни
такты
в
данных
размерах
знакомыми
ритмическими
рисункам:
Урок № 8
24
Ритм
1.Прослушай фрагмент музыкального произведения, обрати внимание
на ритмическую группу: две шестнадцатые и одна восьмая. Простучи
ритмический рисунок: правой рукой карандашом по столу, левой – пульс:
Этюд
2.Простучи ритм следующих примеров с произнесением ритмических
слогов:
а)
б)
в)
г)
25
д)
3.Простучи ритмический рисунок каждой строчки. Разделиться на две
группы, прохлопывая и простукивая ритм:
4.Спой с листа следующие мелодии:
41
Весельчак
Веснянка
42
Украинская народная песня
Эх, дружко пробрався
43
26
Украинская песня
44
Домашнее задание:
1.Научись проговаривать ритмические длительности с названием ритми-
ческих слогов из задания № 2.
2. Играй и пой № 42.
3.Сочинить мелодию на данный ритм в тональности Ля мажор:
Весенний день
45
4. К данной мелодии придумай и запиши ритмический
аккомпанемент:
27
Украинская народная песня
46
5.Спой «Аллегро», одновременно простукивая карандашом по столу
ритмическое остинато.
Аллегро
47
6. Используя длительности , , , заполни клетки квадрата
по горизонтали
так, чтобы каждая клетка соответствовала данному
размеру:
Размер 4
4
Урок № 9
Сочетание ритма:
1.Прослушай фрагмент музыкального произведения, обрати внимание
на сочетание ритмических группу: две шестнадцатые и одна восьмая.
Простучи
ритмический рисунок: правой рукой карандашом по столу,
левой – пульс:
Канон
28
2.Простучи ритм следующих примеров с произнесением ритмических
слогов:
а)
б)
в)
г)
д)
29
3.Спой гамму в Ре мажоре в восходящем и нисходящем движении в
данном ритме:
4.Спой с листа следующие мелодии:
Дети труда
48
49 Гей, у полi вишня
Татарская народная песня
50
Перевоз Дуня держала
51
30
Летел голубь
52
Концерт для скрипки и фортепиано
53
5.Спой мелодию, одновременно отстукивая ритмическое сопровождение,
записанное на нижней строчке:
Немецкая песня
54
31
Домашнее задание:
1.Научись проговаривать ритмические длительности с названием
ритмических слогов из задания № 2.
2.Выучи наизу
сть
№ 52
.
3.Простучи ритмический рисунок № 54.
4.Правильно сгруппируй и раздели на такты:
5.В предложенной мелодии сочини второе предложение на данный ритм:
32
Урок 10
Бемольные тональности мажора
Тональность Фа мажор (повторение)
1. Запомни правило распределения мажорных бемольных тональностей:
До мажор Фа мажор Си
мажор Ми
мажор
ля минор ре минор соль минор до минор
0 1 2
3
2.Ответь на вопросы:
Сколько знаков в тональности Фа мажор? __________________________
Параллельная тональность Фа мажору?____________________________
Какой последний знак в тональности Фа мажор?____________________
3.Вспомни знаки в тональности, заполни таблицу:
Ключевые знаки
мажор
0
Фа
2
Ми бемоль мажор
Запомни:
Порядок расположения бемолей
1 2 3 4 5 6 7
Си ми ля ре соль до фа
4.Пропиши ключевые знаки по порядку:
33
5.Запиши гамму Фа мажор
в
восходящем и нисходящем движении
закрашивая неустойчивые ступени:
6.Запиши и разреши неустойчивые ступени в устойчивые:
7. Спой гамму Фа мажор в данном ритме:
8.Сольфеджируй мелодии с дирижированием:
Свадебная
55
Русская песня
56
34
Полька из оперетты «Москва, Черёмушки»
57
Шутка
58
Домашнее задание:
1. Выучи порядок появление бемолей.
2. Играй и пой гамму Фа мажор из задания № 6.
3.Играй и пой № 57, № 58.
4.Придумай мелодию из данных ступеней и запиши в тональности Фа
мажор:
I V IV VI V III II I VII II I
5.Спой мелодию с тактированием по фразам про себя, а затем вслух
наизусть:
Русская песня
35
59
6.Сочини второе предложение к данной мелодии:
Урок 11
Тональность Си - бемоль мажор
1.Запиши гамму Си – бемоль
минор в
восходящем и нисходящем
движении закрашивая неустойчивые ступени:
2.Проиграй на «немой» клавиатуре секвенцию в восходящем и нисходя-
щем движении, прочитывая вслух нотный текст. Спой секвенцию с
дирижированием:
36
3.Спой данный пример с названием ритмических слогов:
Скерцо
60
4.Сольфеджируй «Белорусскую песню» и «Чешскую песню» с дирижи-
рованием, одновременно хлопая в ладоши метрические доли:
Белорусская песня
61
Чешская песня
62
Домашнее задание:
1.Играй и пой гамму Си – бемоль мажор.
2.Сыграй и спой секвенцию из задания № 2.
3.Выучи наизусть № 61.
4.Подпиши ступени римскими цифрами к песни «Жалоба девушки»:
37
63
5.Мелодию «Марша энтузиастов» транспонируй в Ля мажоре:
Марш энтузиастов
64
Урок 12
Тональность ре минор (повторение)
1.Послушай музыкальный фрагмент и определи тональность.
Простучи правой рукой ритмический рисунок мелодии:
38
______________________________________________________________________
3.Спой гамму в данном ритме:
4. Напиши нотами в ре миноре следующие ступени и спой их:
I III V I VII VI V II IV III
I
5.Определи количество фраз, предложений. Поставь цезуры в конце каж-
дой фразы:
Латышская песня
65
6.Разучи следующие мелодии с дирижированием. Определи вид минора:
Русская народная песня
66
40
Воют ветры
67
Чешская сюита
68
Ох, эти мне, ох
69
Домашнее задание:
1.Играй и пой гамму ре минор трёх видов из задания № 3.
2. Сыграй и спой ступени из задания № 4.
3.Выучи наизусть № 67.
4.Придумай окончание мелодии, используя обороты мелодического
минора:
41
Урок 13
Тональность соль минор (повторение)
1.Запиши и спой гамму соль
минор в
восходящем и нисходящем
движении закрашивая неустойчивые ступени:
Натуральный вид:
Гармонический вид:
Мелодический вид:
2.Спой указанные ступени в соль миноре в заданном ритме:
3.Спой секвенцию:
42
4.Сольфеджируй примеры с тактированием:
Симфония № 9, ч.1
70
Финская песня
71
Полонез
72
43
5.Напиши вид минора, к которому относится данный пример:
_________________________
Полька
73
Домашнее задание:
1.Играй и пой гамму соль минор.
2. Сыграй и спой секвенцию из задания № 3.
3.Выучи наизусть № 72.
4.Подпиши ступени римскими цифрами к песни «Калина, малина»:
74
5.Сочини второе предложение, используя обороты мелодического ми-
нора:
Русская песня
44
Урок № 14
Секунды с разрешением на ступенях мажорного
лада
1.Прочитай и запомни определения:
Интервалом называется расстояние по высоте между двумя звуками,
взятыми последовательно или одновременно. Если звуки интервала
взяты одновременно, он называется гармоническим, если
последовательно – мелодическим.
Нижний звук интервала называется его основанием, верхний – его
вершиной.
Интервалы бывают малыми, большими, чистыми. Малые интервалы –
секунда (м. 2), терция (м. 3), секста(м.6), септима (м. 6).
Большие – секунда, терция, секста, септима. Чистые – прима (ч.1),
кварта (ч.4), квинта (ч.5), октава (ч.8).
Тоновой (или
качественной)
величиной
интервала
называется
количество заключенных количество заключенных в нем тонов или
полутонов.
Ступеневой (или количественной) величиной интервала называется
количество заключенных количество заключенных в нем ступеней,
взятых подряд от первого звука интервала, считая оба этих звука.
мелодический гармонический
вершина
интервал интервал
основание
45
Интервалы обозначаются арабскими цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
Название интервала – это количество его ступеней на латинском
языке: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
По
качественной
величине
интервалы
бывают
чистыми, малыми,
большими, увеличенными, уменьшенными. Простых интервалов всего
12, из них 4 чистых: чистая прима (ч.1), чистая кварта (ч.4), чистая
квинта (ч. 5), чистая октава (ч. 8); 4 малых: малая секунда (м.2), малая
терция (м.3), малая секста (м.6), малая септима (м.7); 4 малых: большая
секунда (б.2), большая терция (б.3),
большая секста (б.6),
большая
септима (б.7).
Интервалы
0 т 0,5 т 1 т 1,5 т 2 т 2,5 т 3, 5
ч.1 м.2 б.2 м.3 б.3 ч.4 ч. 5
Запомни:
Секунды (малые, большие) – сочетают данную ступень с ближайшей к
ней сверху или снизу.
В натуральном мажоре м.2 строятся на III и VII ступенях, на I, II, IV
V, VI – б.2.
В интервале
один звук устойчивый, второй
неустойчивый. В этом
случае, устойчивый остается на месте, а неустойчивый разрешается.
46
Малые
м.2, м.3,м.6, м.7
Большие
б.2, б.3, б.6, б.7
Чистые
ч.1, ч. 4, ч.5, ч.8
Секунды разрешаются в терции и кварты.
Образец:
2. Построй по образцу секунды в Ре мажоре и разреши их:
3. Впишите в таблицу пропущенные интервалы: м.2 или б.2:
Мажор
I
II
III
IV
V
VI
VII
м.2
м.2
б.2
б.2
б.2
4.Выпиши из песни «Янка» мелодические интервалы секунды, разреши
их и спой отдельно:
Янка
75
5.Разучи секвенцию:
47
6. Сольфеджируй с дирижированием следующие примеры:
Чешская песня
76
Шотландская песня
77
Домашнее задание:
1.Выучи наизусть определения из задания № 1.
2. Построй секунды в мажорных тональностях и разреши их:
Соль мажор:
Ля мажор:
48
Фа мажор:
3.Построй секунды на каждой ступени гаммы, научись их проигрывать
на фортепиано:
Си – бемоль мажор:
______________________________________________________________
4.Выучи наизусть № 76.
5.От всех белых клавиш играй и пой секунды.
6.Определи и подпиши все мелодические интервалы в приведённом
ниже примере:
Менуэт
78
Урок № 15
Секунды с разрешением на ступенях минорного
лада
49
1.
Запомни:
В натуральном миноре
м.2 строятся на II
и V ступенях, на I, III, IV
VI, VII – б.2.
2. Впишите в таблицу пропущенные интервалы: м.2 или б.2:
Минор
I
II
III
IV
V
VI
VII
м.2
м.2
б.2
б.2
б.2
3.Ответь на вопросы:
Сколько малых секунд в натуральном миноре_______________________
На каких ступенях строятся большие секунды_______________________
В какие интервалы разрешаются секунды___________________________
4. Построй по образцу секунды в ре миноре и разреши их:
Образец:
5.Разучи секвенцию:
50
6. Сольфеджируй с дирижированием следующие примеры:
Зимой
79
Русская песня
80
7.Разучите двухголосный пример, исполните его, разделившись на две
группы:
Вы не прячьтесь, музыканты
81
Домашнее задание:
1. Построй, разреши и подпиши секунды в минорных тональностях.
Научись их проигрывать на фортепиано:
ми минор:
51
_______________________________________________________________________
си минор:
_______________________________________________________________________
2.Выпиши
малые
секунды
и
разреши
их
в
данных
минорных
тональностях:
3.Напиши по порядку все большие секунды
в данной тональности, и
разреши их:
соль минор:
4. Определи и подпиши следующие диссонирующие интервалы. Поиграй
их в разных регистрах медленно и быстро:
______________________________________________________________
5.Играй и пой секвенцию из задания № 5.
6.Выучи наизусть № 80.
Урок № 16
Терции с разрешением на ступенях мажорного лада
1.Прочитай вслух и запомни определение
:
52
Терции (малые, большие) – сочетают данную ступень с находящейся от
неё через одну сверху или снизу.
В натуральном мажоре б.3 строятся на I, III и IV ступенях, на II, V, VI,
VII – м.3.
Терции разрешаются в устойчивые примы, терции, кварты и квинты.
2.Впиши в таблицу интервалы
:
Мажор
I
II
III
IV
V
VI
VII
м.3
б.3
3.Ответь на вопросы:
Сколько малых терций в мажоре__________________________________
Сколько больших терций в мажоре________________________________
На каких ступенях строятся большие терции________________________
В какие интервалы разрешаются терции____________________________
4.Построй и спой терции с разрешением в тональности Ре мажор по
образцу:
Образец:
________________________________________________
5.Построй и напиши интервальную последовательность в тональности Ре
мажор. Исполните её, разделившись на две группы:
53
м.2 б.3 м.3 м.3 б.2 м.3
I I II II IV III
6.Сольфеджируй примеры с тактированием:
Хор из оперы «Иван Сусанин»
82
Пойду ль я, выйду ль я
83
Зайчик
84
Полька
85
54
Домашнее задание:
1. Построй, разреши и подпиши терции в мажорных тональностях.
Научись их проигрывать на фортепиано:
Соль мажор:
_____________________________________________________________
Ля мажор:
______________________________________________________________
2.Выпиши
большие
терции
и
разреши
их
в
данных
мажорных
тональностях:
3.Сыграй и спой большие терции на I, IV, V ступенях, неустойчивы раз-
реши неустойчивые в устойчивые.
4.Сыграй и спой интервальную последовательность из задания № 5.
Спой один голос, второй играй.
5. Выучи № 81 наизусть.
6. Определи и подпиши следующие интервалы. Поиграй их в разных ре-
гистрах, вслушайся в звучание:
__________________________________________________________
55
7. Спой № 84, 85.
Урок № 17
Терции с разрешением на ступенях минорного лада
1.Прочитай вслух определение:
В натуральном миноре м.3 строятся на I, II , IV, V ступенях, на III, V, VI,
VII – б.3.
Терции разрешаются в устойчивые примы, терции, кварты и квинты.
2.Заполни таблицу:
Минор
I
II
III
IV
V
VI
VII
м.3
б.3
3.Ответь на вопросы:
Сколько малых терций в натуральном миноре_______________________
На каких ступенях строятся большие терции________________________
На каких ступенях строятся малые терции__________________________
В какие интервалы разрешаются терции____________________________
4.Построй и спой на каждой ступени гаммы терции, неустойчивые
интервалы разреши в устойчивые:
Образец:
56
ре минор
5. Разучи секвенцию:
6.Сольфеджируй номера с тактированием:
Украинская песня
86
Украинская песня
87
57
Домашнее задание:
1.Построй и спой на каждой ступени гаммы терции, неустойчивые
интервалы разреши в устойчивые:
соль минор
______________________________________________________________
2.Выпиши
малые
терции
и
разреши
их
в
данных
минорных
тональностях:
_______________________________________________________________
3.Построй и спой интервалы на ступенях гармонического ми минора и
подпиши качество интервала:
3 3 2 3 2 3 1
III II II I I VII I
4.Сочини звено секвенции
из
интервала
терции, спой
из них
секвенцию:
58
5.Выпиши
малые
терции
разреши
их
в
данных
минорных
тональностях:
6.Выучи наизусть № 87.
Урок № 18
Кварты с разрешением на ступенях мажорного и
минорного лада
1.Прочитай определения и запомни:
Кварты (чистые, увеличенные) – сочетают данную ступень с находящей-
ся от неё через две. Обозначаются – ч.4, ув.4.
В натуральном мажоре ч.4 строится на I, II, III, V,VI, VII ступенях, на
IV – ув.4.
В натуральном миноре ч.4 строится на I, II, III, IV, V,VI, VII ступенях,
на VI – ув.4.
Кварты разрешаются в устойчивые терции, квинты и сексты.
Кварты с разрешением на ступенях мажорного лада
Образец:
59
2.Построй и разреши в тональности Си – бемоль мажор мелодические
интервалы кварты:
_______________________________________________________________
ч.4
5.Спой упражнение в тональности Си – бемоль мажор:
60
6.Определи, спой отдельно мелодический интервал кварты, встречаю–
щиеся в песне:
Говорящая кукла
88
7.Сольфеджируй мелодии с дирижированием:
Уж как отдал меня батюшка
89
Скучный рассказ
90
61
Грустная песенка
91
Хор из оперы «Князь Игорь»
92
Домашнее задание:
1.Выучи определения из задания № 1.
2.Выучи наизусть № 91.
3.Построй
и
разреши
в
данных
мажорных
тональностях
интервалы
кварты:
Фа мажор
___________________________________________________________
62
Соль мажор
___________________________________________________________
Ре мажор
_______________________________________________________________
Ля мажор
_____________________________________________________________
4.Построй и разреши в данных минорных тональностях интервалы
кварты:
ре минор
_______________________________________________________________
Соль минор
_______________________________________________________________
5.Выпиши и подпиши все чистые кварты в данных тональностях:
ми минор
63
_______________________________________________________________
си минор
______________________________________________________________
6.Построй и спой интервальные последовательности в данных тональ –
ностях:
си минор
3 2 4 3 4 5
V VI V III II I
7. Построй и разреши данные интервалы в тональности Ля мажор:
8.Выпиши из данного примера мелодические интервалы кварты, спой их
отдельно:
Балет «Ромео и Джульетта»
93
Домашнее задание:
64
Построй кварты в данных тональностях:
Урок № 19
Квинты с разрешением на ступенях мажорного и
минорного лада
1.Прочитай вслух и запомни определение:
Квинты (чистые, уменьшённые) – сочетают данную ступень с
находящейся от неё через две. Обозначаются – ч.5, ум.5.
В натуральном мажоре ч.5 строится на I, II, III, IV,V, VI ступенях, на
VII – ум.5.
В натуральном миноре ч.5 строится на I, III, IV, V, VI, VII ступенях, на
II – ум.5.
Квинты разрешаются в устойчивые терции, квинты и сексты.
Квинты с разрешением на ступенях мажорного лада:
Образец
2.Построй и подпиши в тональности Си – бемоль мажор мелодические
интервалы квинты:
______________________________________________________________
65
3.Построй
и
подпиши
в
тональности
соль
минор
мелодические
интервалы квинты:
Квинты с разрешением на ступенях минорного лада:
ч.4
5.Послушай музыкальный фрагмент, найди квинты и об в кружок:
Белорусский танец
66
6. Спой интервальную цепочку в тональности До мажор в заданном
ритме, разделившись на две группы:
7.Спой гамму До мажор с «остинатным» интервалом квинта:
8.Сольфеджируй мелодии с тактированием:
На перегонки
94
Выйди, выйди, ой, Иваньку
95
67
Русская народная песня
96
Домашнее задание:
1.Выучи определения из задания № 1.
2.Выучи наизусть № 95.
3.Построй в данных тональностях интервалы квинты:
Фа мажор
______________________________________________________________
ре минор
_______________________________________________________________
Соль минор
_____________________________________________________________
68
4.Выпиши и подпиши все чистые кварты в указанных тональностях:
ми минор
_____________________________________________________________
си минор
_____________________________________________________________
5.Построй на ступенях Ре мажора следующую цепочку интервалов.
Исполняй по голосам: один пой, другой играй:
ч.5 м.3 б.2 м.3 ч.4 ч.5
I III IV III II I
Урок № 20
Сексты в мажорном ладу.
1.Прочитай вслух и запомни определение:
Запомните!
До мажор
69
Мажор
м. 6
III, VI, VII
б. 6
I, II, IV, V
Секста (латинское
sexta – шестая) – это интервал, который обозначается
цифрой 6, так как его вершина – шестая по счету ступень от его основания.
Секста
бывает
малой
и
большой.
Малая
секста
обозначается
м.6,
большая – б.6. В малой сексте 6 ступеней и 4 тона , в большой сексте 6
ступеней и 4,5 (четыре с половиной) тона.
мажо До мажор
б 6 б 6 м 6 б 6 б 6 м 6 м 6
I II III IV V VI VII
2. Построй, поиграй и спой сексты в Ре мажоре.
3.Найди сексты в данной мелодии, обведи в кружочек и подпиши их:
97
4. Спой секвенцию в До мажоре:
.
5.Построй и спой интервальную последовательность в тональности До
мажор:
б. 3 б. 6 м. 3 б. 6 ч. 4 м. 6 б. 6 ч. 8
I I III IV V III II I
6.Определи тональность, лад, с какого интервала начинается, сколько
раз звучит секста. Разучите и спойте следующие примеры:
Бульба
Белорусская песня
70
98
Хор нашего Яна
Эстонская народная песня
99
7.Найди в песне мелодические интервалы сексты, и спой отдельно:
У города Дижона
100
8.Отметь знаком окончание каждой фразы в № 101, № 102, № 103:
Колыбельная из к / ф «Цирк»
101
И. Дунаевский
71
Гулял по Уралу Чапаев - герой
102
Детская сонатина № 2
103
9.В классе спой дуэтами и всем классом, поделенным на две подгруппы.
Ай, на горе мы пиво варили
104
Русская песня
Немецкая народная песня
105
72
Запомни!
Походная песня
106
Домашнее задание:
1.Впишите в таблицу пропущенные интервалы м.6 или б.6:
Мажор
I
II
III
IV
V
VI
VII
м.6
м.6
м.6
б.6
б.6
б.6
73
В своих произведениях композиторы нередко используют так
называемый
ЗОЛОТОЙ ХОД ВАЛТОРН,
состоящий из сексты
,
квинты и терции
,
построенных соответственно на
III,
V и I ступенях лада
. Валторна –
медный
духовой
инструмент,
ведущий
происхождение
от
старинного
охотничьего рога (от немецкого Waldhorn – лесной рог).
2. Построй, сыграй сексты в данных тональностях:
Соль мажор (G – dur)
_______________________________________________________________
Ля мажор (А – dur)
______________________________________________________________
3.Построй, сыграй малые сексты в данной тональности:
Фа мажор (F – dur)
4.Построй, сыграй большие сексты в данной тональности:
_______________________________________________________________
Си – бемоль мажор (B – dur )
_______________________________________________________________
4.Спой и сыграй наизусть № 101.
5.Петь песню «Ай, на горе мы пиво варили» № 103: один голос играй –
74
другой пой, потом поменяй партии голосов и пой еще раз.
6.Досочини и запиши второй голос:
107
Зеленейся
А. Дворжак
Урок № 21
Урок № 21
Сексты в минорном ладу.
1.Послушай музыкальное произведение и определите лад, тональность и
интервалы:
Мазурка
2.Послушай следующий пример и определи отмеченные в нотах интер –
валы.
Багатель
75
Запомни!
3. Построй сексты в соль миноре:
Образец:
ре - минор
м. 6 м. 6 б. 6 б. 6 м .6 б. 6 б. 6
I II III IV V VI VII
соль минор
4.Построй и спой интервальную последовательность в тональности ре
минор:
76
Минор
м. 6
I, II, V
б. 6
III, IV, VI ,VII
м. 3 м. 6 б. 3 б. 6 ч. 4 б. 6 м. 6 ч. 8
I I III IV V III II I
5
.Спой секвенцию в ре миноре:
6. Сольфеджируй данные мелодии с дирижированием:
То не ветер ветку клонит
108
Полоса ль моя, полосынька
Русская народная песня
109
7.Определи, с какого интервала начинается первое и второе предложение.
77
Не искушай
110
8. Определи и спой отдельно мелодический интервал сексты в данных
примерах:
Песня
111
Украинская народная песня
112
Домашнее задание.
1. Впишите в таблицу пропущенные интервалы: м.6 или б.6
Минор (натуральный)
I
II
III
IV
V
VI
VII
м.6
м.6
б.6
б.6
б.6
м.6
б.6
б.6
78
2. Постройте, поиграйте сексты в разных тональностях:
ми минор (е – moll)
______________________________________________________________
3. Проиграй в тональности ля минор:
1.большие сексты:
2.малые сексты:
4.построй сексты в соль миноре:
Соль минор (g – moll)
______________________________________________________________
5.Спой секвенцию из задания № 5:
6. Выучи наизусть № 108.
7.Построй и спой интервальную последовательность в тональности ми
минор:
м. 3 м. 6 б. 3 б. 6 ч. 4 б. 6 м. 6 ч. 8
79
I I III IV V III II I
8.Построй сексты в тональности си минор:
б.6 м.6 м.6 б.6 б .6
III I
V
VI
9.Найди примеры на сексты в произведениях, которые вы играете по
специальности.
Урок № 22
Сексты от звука
1.Прочитай и запомни определение:
Секста широкий интервал. Легче строить сексту, отталкиваясь от чистой
квинты. Если к квинте добавить полутон, получится малая секста. Если
к квинте добавить тон, получится большая секста.
2. Построй сексты от данных звуков вверх:
80
ч.5 + б.2 = б.6
ч.5 + м.2 = м.6
3
½
+ 1 = 4
½
3,5 + 0,5 = 4 т
3. Построй сексты от данных звуков вниз:
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
4.Построй интервальную цепочку, чередуя восходящие интервалы с
нисходящими:
5.Поставь диез или бемоль так, чтобы все сексты были малыми:
Домашнее задание:
1.Построй интервальную цепочку от указанного звука, чередуя восхо –
81
дящие интервалы с нисходящими:
2.Определи малые и большие сексты и подпиши их:
------- ------ ------ ------ ----- ----- ----- -----
3. Построй и запиши 5 малых и 5 больших секст от разных звуков:
малые сексты
______________________________________________________________
большие сексты
_______________________________________________________________
4.Научись строить, играть малые и большие сексты на фортепиано от
белых клавиш.
Урок № 23
Обращение интервалов
82
1.Прочитай и запомни определение:
1.
Запомни!
Интервалы обращаются
малые в большие
большие в малые
чистые в чистые
м. 2 → б. 7
б. 2 → м. 7
ч. 1 → ч. 8
м. 3 → б. 6
б. 3 → м. 6
ч. 4 → ч. 5
м. 6 → б. 3
б. 6 → м. 3
ч. 5 → ч. 4
м. 7 → б. 2
б. 7 → м. 2
ч. 8 → ч. 1
2.Построй и запиши обращение интервалов в данной тональности:
Образец:
Ре мажор
______________________________________________________________
Ля мажор
83
Обращением интервала называется перенос его нижнего звука на
октаву вверх или верхнего на октаву вниз. При обращении один из
звуков остается на месте, а основание и вершина интервала меняются
местами.
______________________________________________________________
3. Послушай фрагменты произведений, найди и назови обращение
интервалов:
Кузнец
Менуэт
4. Определи, подпиши интервалы, сделай их обращение.
84
5.Спой и сыграй на «немой» клавиатуре упражнения:
6.Сольфеджируй мелодию по фразам: про себя и вслух наизусть:
Шла девица через гору
113
Словацкая народная песня
7. Определи и спой отдельно обращение интервала, затем сольфеджируй
мелодию с дирижированием:
Латышская народная песня
114
Да кто ж у нас лебедин?
115
85
Домашнее задание :
1.Впиши пропущенные интервалы в таблицы:
2
.Найди и исправь ошибки в обращении интервалов:
3. Сыграй на фортепиано и спой обращение интервалов из задания № 2.
4. Выучи наизусть № 113.
5.Транспонируй данное упражнение в тональности Ре мажор:
86
ч. 1 → ч. 8
ч. 8 → ч.1
ч. 4 →
ч. 5 →
м. 2 → б. 7
б. 7 → м. 2
м. 7 → б. 2
б. 2 → м. 7
м. 3 →
б. 6 →
б. 3 →
м. 6 →
м. 6 →
б. 3 →
б 6 →
м. 6 →
м. 7 →
б. 2 →
б. 7 →
м. 7 →
6.Выпиши и подпиши гармонические интервалы терции, которые обра –
зуются в двухголосии, сделай их обращение и спой.
116
Песня
Урок 24
Тональность фа # минор
1.
Разучи и спой с аккомпанементом педагога песню «Как по травке
по муравке»:
Как по травке по муравке
87
2.Запиши гамму фа # минор в восходящем и нисходящем движении,
поставь знаки альтерации при ключе:
Натуральный вид:
88
________________________________________________________
3.Спой ступени в тональности фа # минор:
а) V – VI – V – III – II – VII – I;
б) I – II
–
III – II – VII – I;
в) I – VII – VI – V – IV – V – VII# – I;
4.Спой секвенцию с дирижированием:
5.Сольфеджируй следующие мелодии, определи вид минора
Дунай
117
Русская народная песня
Украинская народная песня
118
89
Я на камушке сижу
119 Русская народная песня
6.Спой данный пример с названием ритмослогов:
Колыбельная
120
Домашнее задание:
1.Сыграй, затем спой гамму фа # минор.
2. Спой секвенцию из задания № 4:
3.Пой мелодии № 118, № 119.
4.Повтори определения (минор, виды минора, параллельные тональ –
ности).
5.Сочини на указанный ритм мелодию и запиши её в тональности фа #
миноре:
90
Урок 25
Тональность фа # минор
Виды минора
1.Запиши гамму фа # минор в восходящем и нисходящем движении :
Гармонический вид:
2.Запиши гамму в восходящем и нисходящем движении, поставь знаки
альтерации перед нотой:
Мелодический вид:
3.Запиши и спой тоническое трезвучие с разными вариантами:
______________________________________________________________
4. Спой указанные ступени в фа # миноре:
а) I – II
–
III – II – VII# – I;
б) I – VII – VI – V – IV – V – VII# – I;
в) V – VI# – VII# – I – III – VI# – VII# – I.
г) V – III
–
I – IV – VI – V – VI# – VII# – I;
5.Сольфеджируй следующие мелодии, определи вид минора:
Соната № 8, ч. III
121
91
До каких пор мне быть в разлуке
122
Со вьюном я хожу
123
Русская народная песня
Старинный танец
124
6. Спой мелодию целиком, а затем отдельно интонации мелодического
минора:
Русская народная песня
125
92
Русский танец из балета «Конёк – Горбунок»
126
Домашнее задание:
1.
Играй и пой 3 вида минора.
2.
Пой указанные ступени из задания № 4.
3.
Выучи наизусть № 126.
4.
Сочини мелодию в фа # миноре в жанре вальса:
5.Отметь знаком окончание каждой фразы. Определи вид минора,
обозначь римскими цифрами и спой отдельно восходящее движение V
– VI# – VII# – I ступеней:
Белорусская народная песня
127
93
Урок № 26
Главные трезвучия лада
1.Прочитай вслух и запомни определение:
Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположен-
ных по терциям. Главные трезвучия лада – это трезвучия, построенные
на главных ступенях лада: тоническое, субдоминантовое, доминантовое.
Трезвучие
построенное
на I
ступени,
называется тоническим ,
обозначается Т53, на
IV ступени – субдоминантовым , обозначается
S53, на V ступени – доминантовым , обозначается D 53.
Главные трезвучия мажорного лада
Главные трезвучия минорного лада
2.Соедини стрелочками аккорд и его название:
Тоническое трезвучие
Субдоминантовое трезвучие
94
Доминантовое трезвучие
3.Построй
главные
трезвучия
лада
в
следующих
мажорных
тональностях:
4.Построй
главные
трезвучия
лада
в
следующих
минорных
тональностях:
5.Отметь знаком и обозначь буквой движение мелодии по звукам
T,S,D:
Украинский танец
128
6.Сольфеджируй данные мелодии с дирижированем:
Цi усе ж тыя чобаты
Белорусская
129
95
Песня
130
Украинская народная песня
131
Украинский танец
132
Игра
133
96
Вот мчится тройка почтовая
134
Домашнее задание.
1.Выучи наизусть определения из задания № 1.
2.Запомни строение аккордов.
3.Построй, играй главные трезвучия в следующих тональностях:
4. Пой с дирижированием № 133, № 134.
5.Подобери на фортепиано сопровождение
И шумит, и гудит
Украинская народная песня
97
135
Урок № 27
Обращение тонического трезвучия
1.Прочитай вслух определение и запомни:
Обращение
трезвучия
–
это
его
видоизменение
путем
перенесения
нижнего звука на октаву вверх или нижнего звука на октаву вниз.
Трезвучие
имеет
два
обращения:
первое
обращение
называется
секстаккордом, второе обращение называется квартсекстаккордом.
Обозначается:Т 6 и Т64
Образец:
Образец:
Интервальное строение аккордов в мажорном ладу
Интервальное строение аккордов в минорном ладу
2.Выполни
обращения
тонического
трезвучия
в
мажорных
тональностях:
98
Соль мажор Ре мажор
Ля мажор
3.Выполни обращения тонического трезвучия в минорных тональностях:
ля минор ре минор соль минор
_______________________________________________________________
4.Сольфеджируй следующие примеры с дирижированием:
Девичья песня
136
Под грушами
137
Чешская песня
138
99
5.Найди и спой отдельно ходы мелодии, образующие трезвучия или их
обращения :
Гавот
139
Моравская песня
140
«Дон Жуан» д. 1
141
100
Колыбельная
142 Белорусская песня
Молчит река
143
Татарская народная песня
Уж жарко в тереме свечи горят
144
5.Выпиши и спой отдельно ходы мелодии, образующие трезвучия или их
обращения:
Детская песенка
145
101
Домашнее задание.
1.Выучи наизусть определение из задания № 1.
2.Допиши интервальное строение аккордов:
б.3 + м. 3 =
б.3 + = Т 6
ч. 4 + б.3 =
м.3 + =
+ = t 6
ч. 4 + м.3 =
3.Выполни обращения тонического трезвучия в тональностях
Фа мажор ре минор Си мажор соль
минор
_______________________________________________________________
4.Выпиши и подпиши аккорды, образующиеся мелодическим
движением тонического трезвучия или его обращения в 1, 2, 5, 6, 9, 10
тактах:
Хор охотников
Из оперы «Волшебный стрелок»
146
К. М. Вебер
102
5. Выучи наизусть № 142.
6.Играй
в
пройденных
тональностях
тоническое
трезвучие
и
его
обращения, чередуя гармонический и мелодический вид:
Урок 28
Обращение субдоминантового трезвучия
1.Прочитай вслух и запомни определение:
Трезвучие построенное на IV ступени в мажоре и миноре, называется
субдоминантовым, обозначается в мажорном ладу S53, на IV ступени
– субдоминантовым , обозначается в мажоре , в миноре
.
Субдоминантовое трезвучие имеет два обращения: первое обращение
называется
субдоминантовый секстаккорд, второе
обращение
называется субдоминантовый квартсекстаккорд.
Образец:
Образец:
2.Выполни обращения субдоминантового трезвучия в мажорных тона-
льностях:
Соль мажор Ре мажор
Ля мажор
______________________________________________________________
103
3.Выполни обращения субдоминантового трезвучия в минорных тональ-
ностях:
ля минор ре минор соль минор
_______________________________________________________________
4. Напиши в тональности Ре мажор следующие последовательности
аккордов:
4.Сольфеджируй примеры с тактированием:
5.Сольфеджируй следующие примеры с дирижированием:
Полька
147
Коробейники
148
104
6.Найди и спой отдельно ходы мелодии, образующие субдоминантовое
трезвучие или их обращения :
Эстонская народная песня
149
Домашнее задание.
1.Выучи наизусть определение из задания № 1.
2.Выполни обращения субдоминантового трезвучия в тональностях
Фа мажор ре минор Си мажор соль минор
________________________________________________
3.Выполни обращения субдоминантового трезвучия в минорных тональ-
ностях:
ля минор ре минор соль минор
________________________________________________________
4. Пой № 147, № 148 .
5.Играй в пройденных тональностях субдоминантовое трезвучие и его
обращения, чередуя гармонический и мелодический вид:
105
6. Напиши, сыграй в тональности Ре мажор следующие последователь-
ности аккордов:
7.Найди примеры на субдоминантовое трезвучие и его обращение в тех
произведениях, которые играешь по специальности.
Урок 29
Обращение доминантового трезвучия
1.Прочитай вслух и выучи наизусть определение:
Трезвучие построенное на V ступени в мажоре и гармоническом миноре,
называется доминантовым, обозначается . . Доминантовое трезвучие
имеет
два
обращения: первое обращение называется доминантовы
секстаккордом, второе
обращение
называется
доминантовым
квартсекстаккордом.
Обозначается: D 6 и .
Образец:
Образец:
2.Выполни обращения доминантового трезвучия в мажорных тональнос-
тях:
Соль мажор Ре мажор
Ля мажор
106
_______________________________________________________
3.Выполни и спой обращения доминантового трезвучия в минорных
тональностях:
ля минор ре минор соль минор
______________________________________________________________
4. Напиши в тональности Ре мажор следующие последовательности
аккордов:
5.Послушай музыкальный фрагмент, найди в них обращение доминанто-
вого трезвучия:
Тирольская народная песня
150
107
6.Сольфеджируй мелодии с тактированием, наийди движение по звукам
доминантового трезвучия
:
Северин
151
Вальс
152
Домашнее задание.
1.Выучи наизусть определение из задания № 1.
2.Выполни обращения доминантового трезвучия в тональностях
Фа мажор ре минор Си мажор соль минор
3.Выполни обращения доминантового трезвучия в минорных тональ-
ностях:
108
ля минор ре минор соль минор
4. Пой № 151, № 152.
5.Напиши, сыграй и спой в тональности Фа мажор гармонические обо-
роты:
6.Подбери бас к данной мелодии (басовый голос обозначен римски-
ми цифрами):
Земелюшка – чернозём
153
Урок 30
Размер 3
8
1.Прочитай и запомни определение:
109
Метром называется равномерное чередование сильных и слабых долей.
Цифровое выражение метра называется размером.
Размер записывается в виде дроби, в которой числитель указывает на
количество долей в такте, а знаменатель – на длительность этих долей.
Метры и размеры бывают: простые – с одной акцентной сильной долей
в такте:
2 3 2 3
4 4 8 8
Размер 3/8 - это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну
восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.
2.Простучи ритм следующих примеров с произнесением ритмических
слогов:
а)
\
б)
в)
г)
3.Тактируй в данном темпе примеры, называя ритмические слоги:
Не спеша
Подвижно
Живо
110
4.Простучи в разных темпах ритмический канон «Эхо» правой и левой
рукой:
5.Простучи ритм правой рукой с произнесением ритмических слогов,
левой тактируя по трёхдольной схеме:
Зайчик
154
6.Сольфеджируй мелодии с тактированием:
Гори, звездочка, блистай, ясная
155
111
Чёрный барашек
156
Польская народная песня
Тоню тяну
157
Русская народная песня
6.Спой песню «про себя», выстукивая правой рукой ритм:
Пасспье
Старинный французский танец
158
Карпатский напев
159
Обр. М. Лысенко
112
Домашнее задание
1.Выучи определение из задания № 1:
2.Простучи ритм примеров из задания № 2, № 3:
3.Спой мелодии с дирижированием № 158, № 159.
4.В данной мелодии проставь тактовые черты:
5. Заполни клетки квадрата по горизонтали так, чтобы каждая клетка
соответствовала данному размеру:
Размер 3
8
6.Досочини ритм к начальным тактам и запиши свои варианты:
Урок 31
Параллельно – переменный лад
1.Прочитай вслух определение:
113
Параллельно – переменным
ладом называют сочетание параллельных
мажора и минора, объединённых в одну систему благодаря определён-
ному равноправию тоник.
В параллельных тональностях одинаковые ключевые знаки, но разные
тоники.
Параллельный минор строится от VI ступени мажора.
Переменный лад – это лад, в котором две тоники.
2.Запомни таблицу параллельных тональностей:
Диезные тональности
До Соль Ре Ля Ми Си Фа # До#
ля ми си фа # до# соль ре # ля #
Бемольные тональности
До Фа Си Ми Ля Ре Соль До
ля ре соль до фа си ми ля
3.Послушай и определи по нотному тексту смену лада в следующем
примере:
Ночевала тучка золотая
Украинская народная песня
5.Спой песню, одновременно выстукивая ритмический рисунок мелодии:
Русская народная песня
163
6.Определи по нотному тексту смену лада в следующем примере.
Обозначь квадратной рамочкой и напиши тональности:
Выйду ль я на реченьку
Русская народная песня
164
115
7 . Разучи двухголосный пример, исполни его, разделившись на две
группы:
Посеяли девки лён
165
Русская народная песня
Домашнее задание:
1.Выучи наизусть определение из задания № 1.
2.Выучи № 163 наизусть.
3.Спой один голос, играй другой в № 165.
4.Сочини пропущенные фразы в параллельном миноре:
166
Урок 32
116
Тональность Ми – бемоль мажор
1.Запиши гамму Ми – бемоль мажор в восходящем и нисходящем движе-
нии, поставь знаки альтерации при ключе:
2.Спой гамму в восходящем и нисходящем движении в данном
ритме:
3Спой ступени в данном ритме:
4.В песне выпиши неустойчивые звуки и спой их разрешение в устойчи –
устойчивые звуки тональности.
Та хто бачив, та хто чув
167
117
5.Запиши и спой главные трезвучия лада Т, S, D и выполни обращения
трезвучий:
6.Сольфеджируй данные мелодии с дирижированием:
Юмореска
168
Соната для скрипки и фортепиано
169
Весёлый незнакомец
170
118
Вы раздайтесь, расступитеся, добрые люди
171
Майский день
172
Гей, яром
173
Домашнее задание:
1.Сыграй и спой гамму Ми – бемоль мажор в ритме из задания № 2.
2.Сыграй и спой главные трезвучия лада Т, S, D и их обращения из за-
дания № 5.
119
3.Выучи наизусть № 169.
4.Построй и запиши в тональности Ми – бемоль мажор:
5.Выпиши и спой отдельно мелодическую последовательность по звукам
знакомых аккордов:
174
Литовская песня
6.Подбери к аккомпанемент, используя главные ступени:
Голландский танец
175
Урок 33
120
Тональность до минор
1.Послушай фрагмент произведения. Определи тональность. Расскажи о
характере музыки:
Похороны куклы
2.Напиши гамму до минор трёх видов в восходящем и нисходящем
движении:
Натуральный вид:
______________________________________________________________
3.Спой ступеневые цепочки в тональности до минор:
а) I – II – III – IV – V – III – I – II – VII – I;
б) I – III – V – IV – V– VI – VII – I;
в) I – II
–
III – II – VII# – I;
г) V – VI# – VII# – I – III – VI# – VII# – I.
4.Построй и спой интервальную последовательность в тональности до
минор:
м. 3 м. 6 б. 3 б. 6 ч. 4 б. 6 м. 6 ч. 8
I I III IV V III II I
5.Запиши и спой главные трезвучия с обращениями:
_____________________________________________________________
6.Спой гамму в данном ритме:
7.Допой пропущенные доли такта в песне:
122
Песня
176
8. Сольфеджируй следующие примеры с дирижированием:
Тёмная ночь
177
Шотландская песня
178
9. Определи вид минора, обозначь римскими цифрами и спой отдельно
восходящее движение V – VI# – VII# – I ступеней:
Я сказала лишь слово
123
179
Хор мальчиков из оперы «Кармен»
180
Домашнее задание:
1.Играй и пой 3 вида минора.
2.Спой ступеневые цепочки из задания № 3 (а, в, г).
3.Пой интервальную последовательность из задания № 4.
4.Попробуй придумать мелодию и ритмический рисунок к русской
народной мелодии в тональности до минор:
124
СОДЕРЖАНИЕ
1. Диезные тональности мажорного лада_____________________________ 1
2. Тональность Ре мажор (повторение)_______________________________
4
3.Тональность Ля мажор___________________________________________
7
4.Параллельные тональности
____________________________________
10
5. Тональность си минор (повторение)______________________________ 14
6.Ритм четыре шестнадцатые)_______________________________________16
7. Ритм восьмая и две шестнадцатые)_________________________________ 20
8. Ритм две шестнадцатые и восьмая )________________________________ 25
9. Сочетание ритм восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и
восьмая _______________________________________________________ 28
10.Тональность Фа мажор (повторение)_______________________________ 33
11. Тональность Си – бемоль мажор (повторение)______________________ 36
12. Тональность ре минор (повторение)_______________________________ 39
13. Тональность соль минор (повторение)_____________________________ 42
14.Секунды с разрешением на ступенях мажорного лада_______________45
15.Секунды с разрешением на ступенях минорного лада_______________ 49
16.Терции с разрешением на ступенях мажорного лада________________ 52
17.Терции с разрешением на ступенях минорного лада________________ 56
18. Кварты с разрешением на ступенях мажорного и минорного лада____ 59
19. Квинты с разрешением на ступенях мажорного и минорного лада___ 64
20. Сексты с разрешением в мажорном ладу___________________________ 69
21. Сексты с разрешением в минорном ладу____________________________75
22. Сексты от звука________________________________________________ 80
23.Обращение интервалов___________________________________________ 82
24. Тональность фа – диез минор_______________________________ _____86
25. Виды минора фа – диез минор_______________________________ _____90
26. Обращение трезвучий главных ступеней______________________ _____93
27. Обращение тонического трезвучия________________________________ 97
125
28. Обращение субдоминантового трезвучия___________________________ 102
29.Обращение доминантового трезвучия______________________________ 105
30. Размер 3______________________________________________________
108
8
31. Параллельно - переменный лад___________________________________ 112
32. Тональность Ми – бемоль мажор_________________________________ 115
33. Тональность до минор__________________________________________119
126