Напоминание

Сольфеджио 3 класс


Автор: Грязова Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: НР МБУ ДО ДМШ
Населённый пункт: г. п. Пойковский
Наименование материала: Учебное пособие
Тема: Сольфеджио 3 класс
Раздел: дополнительное образование





Назад





СОЛЬФЕДЖИО

3 КЛАСС
Учебник Рабочая тетрадь Задания


Составитель

Н. Грязова
0

Урок 1

Диезные тональности мажорного лада
1. Запомни правило распределения мажорных диезных тональностей:
До мажор Соль мажор Ре мажор Ля мажор


0 1 2 3 2.Ответь на вопросы: Что такое гамма?_______________________________________________ Что такое тоника лада?__________________________________________ Какой лад называется мажорным?_________________________________ Сколько знаков в тональности Соль мажор? ________________________ На какой ступени появляется последний диез______________________ Какие ступени являются устойчивыми?____________________________ Какие ступени являются неустойчивые?___________________________
Порядок расположения диезов

Запомни: 1 2 3 4 5 6 7 (#)

Фа до соль ре ля ми си
3.Пропиши ключевые знаки по порядку: 4.Запиши и спой по тетрахорду гамму Соль мажор: 1
5.Запиши устойчивые, неустойчивые и вводные ступени в тональности Соль мажор. Подпиши их: 6. Запиши и спой последовательности ступеней в Соль мажоре: I – V↓ – I – V↑ – IV – III – II – I; V – VI – VII – I – V – IV –II – I; 7.Разучи секвенцию в Соль мажоре: 8. Сольфеджируй мелодии с дирижированием:
Ай на горе дуб, дуб

1

Словацкая песня

2
2

Камарадко моя

3



Хорош твой конь, мужичок

4

К дружбе

5

Домашнее задание:
1.Играй и пой гамму Соль мажор. 2. Сыграй и спой секвенцию из задания № 7. 3.Выучи наизусть № 1. 4.Подпиши ступени римскими цифрами к песни «Жалоба девушки»: 3
5. Перепиши первое предложение и сочини второе предложение к следующей мелодии на заданный ритм:
Урок 2

Тональность Ре мажор (повторение)
1
.Запомни:
1.Ответь на вопросы: Что такое лад__________________________________________________ Какой лад называется мажорным_________________________________ Сколько ступеней имеет мажорная гамма?_________________________ Сколько устойчивых ступеней имеет мажорный лад_________________ Сколько неустойчивых ступеней имеет мажорный лад_______________ Сколько знаков в тональности Ре мажор? _________________________ На какой ступени появляется последний диез?_____________________ 2. Впиши пропущенные знаки в гамме Ре мажор. Спой гамму, называя ключевые знаки: 4
Строение мажорной гаммы

Т Т П Т Т Т П

3. Спой гамму Ре мажор в данном ритме: 4. Запиши и спой последовательности ступеней в Ре мажоре: I V↓ I V↑ IV III II I V VI VII I V VI VI VII I 5.Допиши недостающие звенья секвенции. Спой секвенцию: 6. Сольфеджируй мелодии с тактированием:
Рини – рини – рини – ран

6
5

Финская песня

7

Немецкая песня

8

Литовская

9

Домашнее задание:
1. Играй и пой гамму Ре мажор (задание № 6). 2. В Ре мажоре запиши нотами указанные ступени в данном ритме: 6
I III V I VII VI II IV III I 3.Выучи наизусть секвенцию (задание № 5). 4.Выучи наизусть № 8. 5. По ключевым знакам определи тональность, в которой записана мело- дия, подпиши ступени римскими цифрами:
10
6. Определи тональности в произведениях по специальности.
Урок № 3

Тональность Ля мажор
1.Послушай музыкальный фрагмент «К Хлое» Л. Бетховена и определи тональность.
К Хлое
7
2. Вспомни знаки в тональности, заполни таблицу: 3.Запиши и спой гамму Ля мажор: 4.Запиши и спой нотами указанные последовательности ступеней: III II IV III V VII II I I II VII I IV V III I 5.Разучи секвенцию. 6.Спой с листа следующие мелодии:
Дельфины

11
8
Ключевые знаки

мажор
0 Соль 2 # Ля 4#

Ах, жарко в тереме свечи горят

12



Русская народная

песня

Ой, устану ранёшенько

13

Домик у моря

14

Домашнее задание:
1.Сыграй, затем спой с дирижированием секвенцию № 5. 2.Спой мелодии № 12 и 13. 3.Пой в Ля мажоре последовательности ступеней из задания № 4. 4. Сочини второе предложение в тональности Ля мажор:
15
9

Урок 4

Параллельные тональности, 3 вида минора

Тональность ми минор (повторение)
1.Прочитай определения: минор, виды минора, параллельные тональ – ности:
Минор (
от итальянского
minore


меньший) – это лад, в основе которого Малое (минорное) трезвучие.


Минор бывает трёх видов:
натуральный, гармонический, мелодический. 1)
натуральный вид
– все звуки такие же, как в параллельном мажоре. 2)
гармонический вид
– VII ступень повышена (
VII #
) 3)
мелодический вид
– VI, VII ступени повышены (
VI #, VII #
)
Параллельные

тональности
– это мажор минор с одинаковыми кючевыми знаками и разными тониками. Тоника параллельного минора расположена на полтора тона (на малую терциию) ниже тоники мажора. 2.Ответь на вопросы: Что означает слово «минор»?___________________________________ Какие существуют виды минора?_________________________________ Чем отличается гармонический минор от натурального?_____________ Чем отличается мелодический минор от натурального?______________ Сколько знаков в тональности ми минор? _________________________ На какую ступень в миноре приходиться последний диез?___________ 3.Допиши строение минорной гаммы: Т П_________________________ 4.Определи и запиши параллельную тональность к заданной: До мажор ________________ 10
Соль мажор ________________ Ре мажор ________________ 5.Запиши гамму ми минор трёх видов в восходящем и нисходящем движении, закрашивая неустойчивые ступени. Ступени гаммы подпиши римскими цифрами:
Натуральный вид:

Гармонический вид:

Мелодический вид:
6. Впиши в таблицу пропущенные тональности: 7. Спой натуральный минор гаммы ми минор в данном ритме: 8. Спой указанные ступени в ми миноре: 11
Ключевые знаки

минор
0 ля минор 1 2
а) I – II – III – II – VII# – I; б) I – VII – VI – V – IV – V – VII# - I; в) V – VI# – VII# – I – III – VI# – VII# - I. 9. Допиши и спой опевание в восходящем и нисходящем движении в заданном ритме: 10.Найди в песне «Не кукуй, кукушечка» опевание и обведи в кружочек:
Не кукуй, кукушечка

16
11.Спой с листа следующие мелодии:
Ой, у полi три криниченьки

17

Карельская мелодия

18
12

Венгерская народная песня

19

Украинская народная песня

20

Домашнее задание:
1.Сыграй, затем спой гамму ми минор трех видов. 2.Играй и пой опевание из задания № 9. 3.Выучи наизусть мелодии № 19 . 4.Выучи определения (минор, виды минора, параллельные тональности). 5.Попробуй придумать мелодию и ритмический рисунок к русской народной мелодии в тональности ми минор:
Русская народная песня
Как у ме–ся – ца, как у яс – но – го, зо – ло–ты ро–га , зо – ло –ты ро– га. 13
6. Найди произведения, написанные в тональности ми минор.
Урок 5

Тональность си минор (повторение)
1.Запиши гамму си минор по тетрахорду в восходящем и нисходящем движении закрашивая неустойчивые ступени:
Натуральный вид:

Гармонический вид:

Мелодический вид:
2.Допиши пять вариантов тонического трезвучия по образцу: 3. Спой указанные ступени в си миноре: а) I – II – III – II – VII – I; б) I – VII# – VI – V – IV – V – VII# – I; в) V – VI# – VII# – I – III – VI# – VII# - I. 4.Разучи и спой секвенцию в тональности си минор: 14
4. Спой с листа следующие мелоди 5.Сольфеджируй мелодии с тактированием
Едет казак

21

Русская народная песня

22

Украинская народная песня

23

Сюита

24
15
6.Отметь знаком последовательность ступеней мелодического минора, спой отдельно эту последовательность:
Вальс

25

Домашнее задание:
1.Сыграй, затем спой гамму си минор трех видов. 2.Играй и пой варианты тонического трезвучия из задания № 2. 3.Пой указанные ступени из задания № 3. 4.Выучи наизусть мелодии № 24 . 5.По ключевым знакам и тонике определи тональность «Украинской песни». Перепиши в указанной тональности:
26

ля минор

Урок 6

Ритм
1.Прочитай и запомни определения: ритм, группировка.
Ритмом
(от греч. rhythmos «теку» в музыке – последовательность длительностей звуков, отвлечённая от их высоты. 16

Группировкой
называют объединение длительностей в такте в группы соответственно тактовому размеру.») в музыке Ритмическая группа состоит из четырёх одинаковых по длительности звуков, образующих одну четвертную долю.
=
2.Послушай музыкальный фрагмент и определи размер. Считай вслух и отмечай правой рукой ритмический рисунок мелодии:
Метелица
3.Простучи карандашом по столу ритм данных примеров, одновременно проговаривая рисунок ритмическими слогами:
а)

б)

в)

г)
17

г)

д)
4.Сольфеджируй мелодии с тактированием:
Хор крестьян из оперы «Евгений Онегин»

27

25

26

Молдавская песня

28

Куда милый скрылся

29
18

Украинская народная песня

30

Домашнее задание:
1.Досочини пропущенные доли такта:
Эстонская песня

31
2.В данной мелодии проставь тактовые черты:
32
3. Используя длительности , , заполни клетки квадрата по горизонтали так, чтобы каждая клетка соответствовала данному размеру:
Размер 3


4 4. Играй и пой № 28, 29. 5.Простучи ритмический рисунок из задания № 3(а, в, д) двумя руками: правой – ритмический рисунок, левой – пульс. 19
6.Найди знакомые песни или произведения, в которых встречается ритм
.

Урок № 7

Ритм
1.Прослушай фрагмент музыкального произведения, в котором услышишь новую ритмическую группу: одна восьмая и две шестнадцатые. Простучи пальцами правой руки ритм мелодии, пальцами левой руки – сопровождение:
Тема из симфонии Ре мажор
2 . Запомни определение: Группа одна восьмая и две шестнадцатые равна одной доли такта, то есть четверти: 20
Ритмом в музыке называется чередование звуков различной

продолжительности.

=

3
.
Простучи ритм следующих примеров с произнесением ритмических слогов: а)
б)

в)

г)
4.Простучи ритм правой рукой с произнесением ритмических слогов, левой тактируя по четырёхдольной схеме:
д)

е)
4.Спой с листа следующие мелодии:
Утёнушка луговая

33

Русская народная песня
21

Думка

34

Берёзы

35

Старинная песенка

36

Ж. Дандло

Маленькая сонатина

37

Прощанье с соловьём

38
22

Что пониже было города Саратова

39
5.Спой мелодию, одновременно отстукивая ритмическое сопровождение, записанное на нижней строчке:
Украинская песня

40

Домашнее задание:
1.Сочинить мелодию на данный ритм в тональности Ля мажор: 23
2. К мелодии «Снежинки танцуют» придумай и запиши ритмический аккомпанемент: 3.Простучи ритм задания № 3. 4. Выучи наизусть № 35. 5.Нижеследующие ряды длительностей раздели на такты и правильно сгруппируй в размере 2: 4
а)
б) 6.Заполни такты в данных размерах знакомыми ритмическими рисункам:
Урок № 8
24

Ритм
1.Прослушай фрагмент музыкального произведения, обрати внимание на ритмическую группу: две шестнадцатые и одна восьмая. Простучи ритмический рисунок: правой рукой карандашом по столу, левой – пульс:
Этюд
2.Простучи ритм следующих примеров с произнесением ритмических слогов:
а)

б)

в)

г)
25

д)
3.Простучи ритмический рисунок каждой строчки. Разделиться на две группы, прохлопывая и простукивая ритм: 4.Спой с листа следующие мелодии:
41

Весельчак

Веснянка

42

Украинская народная песня

Эх, дружко пробрався

43
26



Украинская песня

44

Домашнее задание:
1.Научись проговаривать ритмические длительности с названием ритми- ческих слогов из задания № 2. 2. Играй и пой № 42. 3.Сочинить мелодию на данный ритм в тональности Ля мажор:
Весенний день

45
4. К данной мелодии придумай и запиши ритмический аккомпанемент: 27

Украинская народная песня

46
5.Спой «Аллегро», одновременно простукивая карандашом по столу ритмическое остинато.
Аллегро

47
6. Используя длительности , , , заполни клетки квадрата по горизонтали так, чтобы каждая клетка соответствовала данному размеру:
Размер 4


4
Урок № 9

Сочетание ритма:
1.Прослушай фрагмент музыкального произведения, обрати внимание на сочетание ритмических группу: две шестнадцатые и одна восьмая. Простучи ритмический рисунок: правой рукой карандашом по столу, левой – пульс:
Канон
28
2.Простучи ритм следующих примеров с произнесением ритмических слогов:
а)

б)

в)

г)

д)
29
3.Спой гамму в Ре мажоре в восходящем и нисходящем движении в данном ритме: 4.Спой с листа следующие мелодии:
Дети труда

48

49 Гей, у полi вишня

Татарская народная песня

50

Перевоз Дуня держала

51
30

Летел голубь

52

Концерт для скрипки и фортепиано

53
5.Спой мелодию, одновременно отстукивая ритмическое сопровождение, записанное на нижней строчке:
Немецкая песня

54
31

Домашнее задание:
1.Научись проговаривать ритмические длительности с названием ритмических слогов из задания № 2. 2.Выучи наизу сть № 52 . 3.Простучи ритмический рисунок № 54. 4.Правильно сгруппируй и раздели на такты: 5.В предложенной мелодии сочини второе предложение на данный ритм: 32

Урок 10

Бемольные тональности мажора

Тональность Фа мажор (повторение)
1. Запомни правило распределения мажорных бемольных тональностей:
До мажор Фа мажор Си

мажор Ми

мажор

ля минор ре минор соль минор до минор

0 1 2

3
2.Ответь на вопросы: Сколько знаков в тональности Фа мажор? __________________________ Параллельная тональность Фа мажору?____________________________ Какой последний знак в тональности Фа мажор?____________________ 3.Вспомни знаки в тональности, заполни таблицу:
Ключевые знаки

мажор
0 Фа 2 Ми бемоль мажор
Запомни:



Порядок расположения бемолей

1 2 3 4 5 6 7

Си ми ля ре соль до фа
4.Пропиши ключевые знаки по порядку: 33
5.Запиши гамму Фа мажор в восходящем и нисходящем движении закрашивая неустойчивые ступени: 6.Запиши и разреши неустойчивые ступени в устойчивые: 7. Спой гамму Фа мажор в данном ритме: 8.Сольфеджируй мелодии с дирижированием:
Свадебная

55

Русская песня

56
34

Полька из оперетты «Москва, Черёмушки»

57

Шутка

58

Домашнее задание:
1. Выучи порядок появление бемолей. 2. Играй и пой гамму Фа мажор из задания № 6. 3.Играй и пой № 57, № 58. 4.Придумай мелодию из данных ступеней и запиши в тональности Фа мажор: I V IV VI V III II I VII II I 5.Спой мелодию с тактированием по фразам про себя, а затем вслух наизусть:
Русская песня
35

59
6.Сочини второе предложение к данной мелодии:
Урок 11

Тональность Си - бемоль мажор
1.Запиши гамму Си – бемоль минор в восходящем и нисходящем движении закрашивая неустойчивые ступени: 2.Проиграй на «немой» клавиатуре секвенцию в восходящем и нисходя- щем движении, прочитывая вслух нотный текст. Спой секвенцию с дирижированием: 36
3.Спой данный пример с названием ритмических слогов:
Скерцо

60
4.Сольфеджируй «Белорусскую песню» и «Чешскую песню» с дирижи- рованием, одновременно хлопая в ладоши метрические доли:
Белорусская песня

61

Чешская песня

62

Домашнее задание:
1.Играй и пой гамму Си – бемоль мажор. 2.Сыграй и спой секвенцию из задания № 2. 3.Выучи наизусть № 61. 4.Подпиши ступени римскими цифрами к песни «Жалоба девушки»: 37

63
5.Мелодию «Марша энтузиастов» транспонируй в Ля мажоре:
Марш энтузиастов

64

Урок 12

Тональность ре минор (повторение)
1.Послушай музыкальный фрагмент и определи тональность. Простучи правой рукой ритмический рисунок мелодии: 38

Тройка
2.Подпиши ступени гаммы ре минор римскими цифрами. Изменённые ступени обведи в кружок:
Ре минор

Натуральный вид:



___________________________________________________________



Гармонический вид:

_______________________________________________________________________
39

Мелодический вид в восходящем и нисходящем движении:

_______________________________________________________________________

______________________________________________________________________
3.Спой гамму в данном ритме: 4. Напиши нотами в ре миноре следующие ступени и спой их: I III V I VII VI V II IV III I 5.Определи количество фраз, предложений. Поставь цезуры в конце каж- дой фразы:
Латышская песня

65
6.Разучи следующие мелодии с дирижированием. Определи вид минора:
Русская народная песня

66
40

Воют ветры

67

Чешская сюита

68

Ох, эти мне, ох

69

Домашнее задание:
1.Играй и пой гамму ре минор трёх видов из задания № 3. 2. Сыграй и спой ступени из задания № 4. 3.Выучи наизусть № 67. 4.Придумай окончание мелодии, используя обороты мелодического минора: 41

Урок 13

Тональность соль минор (повторение)
1.Запиши и спой гамму соль минор в восходящем и нисходящем движении закрашивая неустойчивые ступени:
Натуральный вид:

Гармонический вид:

Мелодический вид:
2.Спой указанные ступени в соль миноре в заданном ритме: 3.Спой секвенцию: 42
4.Сольфеджируй примеры с тактированием:
Симфония № 9, ч.1

70

Финская песня

71

Полонез

72
43
5.Напиши вид минора, к которому относится данный пример:
_________________________

Полька

73



Домашнее задание:
1.Играй и пой гамму соль минор. 2. Сыграй и спой секвенцию из задания № 3. 3.Выучи наизусть № 72. 4.Подпиши ступени римскими цифрами к песни «Калина, малина»:
74
5.Сочини второе предложение, используя обороты мелодического ми- нора:
Русская песня
44

Урок № 14

Секунды с разрешением на ступенях мажорного

лада
1.Прочитай и
запомни
определения:
Интервалом
называется расстояние по высоте между двумя звуками, взятыми последовательно или одновременно. Если звуки интервала взяты одновременно, он называется гармоническим, если последовательно – мелодическим. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний – его вершиной. Интервалы бывают малыми, большими, чистыми. Малые интервалы – секунда (м. 2), терция (м. 3), секста(м.6), септима (м. 6). Большие – секунда, терция, секста, септима. Чистые – прима (ч.1), кварта (ч.4), квинта (ч.5), октава (ч.8).
Тоновой
(или качественной) величиной интервала называется количество заключенных количество заключенных в нем тонов или полутонов.
Ступеневой
(или количественной) величиной интервала называется количество заключенных количество заключенных в нем ступеней, взятых подряд от первого звука интервала, считая оба этих звука.


мелодический гармонический

вершина

интервал интервал



основание
45

Интервалы
обозначаются арабскими цифрами: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Название интервала – это количество его ступеней на латинском языке: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. По качественной величине интервалы бывают чистыми, малыми, большими, увеличенными, уменьшенными. Простых интервалов всего 12, из них 4 чистых: чистая прима (ч.1), чистая кварта (ч.4), чистая квинта (ч. 5), чистая октава (ч. 8); 4 малых: малая секунда (м.2), малая терция (м.3), малая секста (м.6), малая септима (м.7); 4 малых: большая секунда (б.2), большая терция (б.3), большая секста (б.6), большая септима (б.7).
Интервалы



0 т 0,5 т 1 т 1,5 т 2 т 2,5 т 3, 5

ч.1 м.2 б.2 м.3 б.3 ч.4 ч. 5
Запомни: Секунды (малые, большие) – сочетают данную ступень с ближайшей к ней сверху или снизу. В натуральном мажоре м.2 строятся на III и VII ступенях, на I, II, IV V, VI – б.2. В интервале один звук устойчивый, второй неустойчивый. В этом случае, устойчивый остается на месте, а неустойчивый разрешается. 46
Малые
м.2, м.3,м.6, м.7
Большие
б.2, б.3, б.6, б.7
Чистые
ч.1, ч. 4, ч.5, ч.8

Секунды
разрешаются в терции и кварты.
Образец:


2. Построй по образцу секунды в Ре мажоре и разреши их: 3. Впишите в таблицу пропущенные интервалы: м.2 или б.2:
Мажор

I

II

III

IV

V

VI

VII

м.2
м.2
б.2
б.2 б.2 4.Выпиши из песни «Янка» мелодические интервалы секунды, разреши их и спой отдельно:
Янка

75
5.Разучи секвенцию: 47
6. Сольфеджируй с дирижированием следующие примеры:
Чешская песня

76

Шотландская песня

77

Домашнее задание:
1.Выучи наизусть определения из задания № 1. 2. Построй секунды в мажорных тональностях и разреши их: Соль мажор: Ля мажор: 48
Фа мажор: 3.Построй секунды на каждой ступени гаммы, научись их проигрывать на фортепиано: Си – бемоль мажор: ______________________________________________________________ 4.Выучи наизусть № 76. 5.От всех белых клавиш играй и пой секунды. 6.Определи и подпиши все мелодические интервалы в приведённом ниже примере:
Менуэт

78

Урок № 15

Секунды с разрешением на ступенях минорного

лада
49

1.
Запомни: В натуральном миноре
м.2
строятся на
II
и
V
ступенях, на I, III, IV VI, VII – б.2. 2. Впишите в таблицу пропущенные интервалы: м.2 или б.2:
Минор

I

II

III

IV

V

VI

VII

м.2
м.2
б.2
б.2 б.2 3.Ответь на вопросы: Сколько малых секунд в натуральном миноре_______________________ На каких ступенях строятся большие секунды_______________________ В какие интервалы разрешаются секунды___________________________ 4. Построй по образцу секунды в ре миноре и разреши их:
Образец:
5.Разучи секвенцию: 50
6. Сольфеджируй с дирижированием следующие примеры:
Зимой

79

Русская песня

80
7.Разучите двухголосный пример, исполните его, разделившись на две группы:
Вы не прячьтесь, музыканты

81

Домашнее задание:
1. Построй, разреши и подпиши секунды в минорных тональностях. Научись их проигрывать на фортепиано: ми минор: 51
_______________________________________________________________________ си минор:
_______________________________________________________________________
2.Выпиши малые секунды и разреши их в данных минорных тональностях: 3.Напиши по порядку все большие секунды в данной тональности, и разреши их: соль минор: 4. Определи и подпиши следующие диссонирующие интервалы. Поиграй их в разных регистрах медленно и быстро: ______________________________________________________________ 5.Играй и пой секвенцию из задания № 5. 6.Выучи наизусть № 80.
Урок № 16

Терции с разрешением на ступенях мажорного лада
1.Прочитай вслух и запомни определение : 52
Терции (малые, большие) – сочетают данную ступень с находящейся от неё через одну сверху или снизу. В натуральном мажоре б.3 строятся на I, III и IV ступенях, на II, V, VI, VII – м.3.
Терции
разрешаются в устойчивые примы, терции, кварты и квинты. 2.Впиши в таблицу интервалы :
Мажор

I

II

III

IV

V

VI

VII

м.3

б.3
3.Ответь на вопросы: Сколько малых терций в мажоре__________________________________ Сколько больших терций в мажоре________________________________ На каких ступенях строятся большие терции________________________ В какие интервалы разрешаются терции____________________________ 4.Построй и спой терции с разрешением в тональности Ре мажор по образцу:
Образец:
________________________________________________ 5.Построй и напиши интервальную последовательность в тональности Ре мажор. Исполните её, разделившись на две группы: 53
м.2 б.3 м.3 м.3 б.2 м.3 I I II II IV III 6.Сольфеджируй примеры с тактированием:
Хор из оперы «Иван Сусанин»

82

Пойду ль я, выйду ль я

83

Зайчик

84

Полька

85
54

Домашнее задание:
1. Построй, разреши и подпиши терции в мажорных тональностях. Научись их проигрывать на фортепиано: Соль мажор: _____________________________________________________________ Ля мажор:
______________________________________________________________
2.Выпиши большие терции и разреши их в данных мажорных тональностях: 3.Сыграй и спой большие терции на I, IV, V ступенях, неустойчивы раз- реши неустойчивые в устойчивые. 4.Сыграй и спой интервальную последовательность из задания № 5. Спой один голос, второй играй. 5. Выучи № 81 наизусть. 6. Определи и подпиши следующие интервалы. Поиграй их в разных ре- гистрах, вслушайся в звучание: __________________________________________________________ 55
7. Спой № 84, 85.
Урок № 17

Терции с разрешением на ступенях минорного лада
1.Прочитай вслух определение: В натуральном миноре м.3 строятся на I, II , IV, V ступенях, на III, V, VI, VII – б.3.
Терции
разрешаются в устойчивые примы, терции, кварты и квинты. 2.Заполни таблицу:
Минор

I

II

III

IV

V

VI

VII

м.3

б.3
3.Ответь на вопросы: Сколько малых терций в натуральном миноре_______________________ На каких ступенях строятся большие терции________________________ На каких ступенях строятся малые терции__________________________ В какие интервалы разрешаются терции____________________________ 4.Построй и спой на каждой ступени гаммы терции, неустойчивые интервалы разреши в устойчивые:
Образец:
56

ре минор
5. Разучи секвенцию: 6.Сольфеджируй номера с тактированием:
Украинская песня

86

Украинская песня

87
57

Домашнее задание:
1.Построй и спой на каждой ступени гаммы терции, неустойчивые интервалы разреши в устойчивые: соль минор ______________________________________________________________ 2.Выпиши малые терции и разреши их в данных минорных тональностях: _______________________________________________________________ 3.Построй и спой интервалы на ступенях гармонического ми минора и подпиши качество интервала: 3 3 2 3 2 3 1 III II II I I VII I 4.Сочини звено секвенции из интервала терции, спой из них секвенцию: 58
5.Выпиши малые терции разреши их в данных минорных тональностях: 6.Выучи наизусть № 87.
Урок № 18

Кварты с разрешением на ступенях мажорного и

минорного лада
1.Прочитай определения и запомни: Кварты (чистые, увеличенные) – сочетают данную ступень с находящей- ся от неё через две. Обозначаются – ч.4, ув.4. В натуральном мажоре ч.4 строится на I, II, III, V,VI, VII ступенях, на
IV – ув.4.
В натуральном миноре ч.4 строится на I, II, III, IV, V,VI, VII ступенях, на
VI – ув.4.

Кварты
разрешаются в устойчивые терции, квинты и сексты.
Кварты с разрешением на ступенях мажорного лада

Образец:
59
2.Построй и разреши в тональности Си – бемоль мажор мелодические интервалы кварты:
_______________________________________________________________

Кварты с разрешением на ступенях минорного лада:

Образец:
3.Построй в тональности соль минор мажор мелодические интервалы чистую кварты:
_____________________________________________________________
4.Заполни таблицу: 1.
Мажор

I

II

III

IV

V

VI

VII

ч.4
2.
Минор

I

II

III

IV

V

VI

VII

ч.4
5.Спой упражнение в тональности Си – бемоль мажор: 60
6.Определи, спой отдельно мелодический интервал кварты, встречаю– щиеся в песне:
Говорящая кукла

88
7.Сольфеджируй мелодии с дирижированием:
Уж как отдал меня батюшка

89

Скучный рассказ

90
61

Грустная песенка

91

Хор из оперы «Князь Игорь»

92

Домашнее задание:
1.Выучи определения из задания № 1. 2.Выучи наизусть № 91. 3.Построй и разреши в данных мажорных тональностях интервалы кварты: Фа мажор ___________________________________________________________ 62
Соль мажор ___________________________________________________________ Ре мажор _______________________________________________________________ Ля мажор _____________________________________________________________ 4.Построй и разреши в данных минорных тональностях интервалы кварты: ре минор _______________________________________________________________ Соль минор _______________________________________________________________ 5.Выпиши и подпиши все чистые кварты в данных тональностях: ми минор 63
_______________________________________________________________ си минор ______________________________________________________________ 6.Построй и спой интервальные последовательности в данных тональ – ностях: си минор 3 2 4 3 4 5 V VI V III II I 7. Построй и разреши данные интервалы в тональности Ля мажор: 8.Выпиши из данного примера мелодические интервалы кварты, спой их отдельно:
Балет «Ромео и Джульетта»

93

Домашнее задание:
64
Построй кварты в данных тональностях:
Урок № 19

Квинты с разрешением на ступенях мажорного и

минорного лада
1.Прочитай вслух и запомни определение: Квинты (чистые, уменьшённые) – сочетают данную ступень с находящейся от неё через две. Обозначаются – ч.5, ум.5. В натуральном мажоре ч.5 строится на I, II, III, IV,V, VI ступенях, на
VII – ум.5.
В натуральном миноре ч.5 строится на I, III, IV, V, VI, VII ступенях, на
II – ум.5.

Квинты
разрешаются в устойчивые терции, квинты и сексты.
Квинты с разрешением на ступенях мажорного лада:

Образец
2.Построй и подпиши в тональности Си – бемоль мажор мелодические интервалы квинты:
______________________________________________________________
65
3.Построй и подпиши в тональности соль минор мелодические интервалы квинты:
Квинты с разрешением на ступенях минорного лада:

______________________________________________________________
4.Заполни таблицу: 1.
Мажор

I

II

III

IV

V

VI

VII

ч.4
2.
Минор

I

II

III

IV

V

VI

VII

ч.4
5.Послушай музыкальный фрагмент, найди квинты и об в кружок:
Белорусский танец
66
6. Спой интервальную цепочку в тональности До мажор в заданном ритме, разделившись на две группы: 7.Спой гамму До мажор с «остинатным» интервалом квинта: 8.Сольфеджируй мелодии с тактированием:
На перегонки

94

Выйди, выйди, ой, Иваньку

95
67

Русская народная песня

96

Домашнее задание:
1.Выучи определения из задания № 1. 2.Выучи наизусть № 95. 3.Построй в данных тональностях интервалы квинты: Фа мажор ______________________________________________________________ ре минор _______________________________________________________________ Соль минор _____________________________________________________________ 68
4.Выпиши и подпиши все чистые кварты в указанных тональностях: ми минор _____________________________________________________________ си минор _____________________________________________________________ 5.Построй на ступенях Ре мажора следующую цепочку интервалов. Исполняй по голосам: один пой, другой играй:

ч.5 м.3 б.2 м.3 ч.4 ч.5 I III IV III II I
Урок № 20

Сексты в мажорном ладу.
1.Прочитай вслух и запомни определение:




Запомните!

До мажор
69
Мажор

м. 6

III, VI, VII

б. 6

I, II, IV, V

Секста
(латинское sexta – шестая) – это интервал, который обозначается цифрой 6, так как его вершина – шестая по счету ступень от его основания. Секста бывает малой и большой. Малая секста обозначается м.6, большая – б.6.
В малой
сексте 6 ступеней и
4 тона
, в большой сексте 6 ступеней и
4,5
(четыре с половиной) тона.

мажо
До мажор

б 6 б 6 м 6 б 6 б 6 м 6 м 6


I II III IV V VI VII
2. Построй, поиграй и спой сексты в Ре мажоре. 3.Найди сексты в данной мелодии, обведи в кружочек и подпиши их:
97
4. Спой секвенцию в До мажоре: . 5.Построй и спой интервальную последовательность в тональности До мажор: б. 3 б. 6 м. 3 б. 6 ч. 4 м. 6 б. 6 ч. 8 I I III IV V III II I 6.Определи тональность, лад, с какого интервала начинается, сколько раз звучит секста. Разучите и спойте следующие примеры:
Бульба
Белорусская песня 70

98

Хор нашего Яна
Эстонская народная песня
99
7.Найди в песне мелодические интервалы сексты, и спой отдельно:
У города Дижона

100
8.Отметь знаком окончание каждой фразы в № 101, № 102, № 103:
Колыбельная из к / ф «Цирк»

101

И. Дунаевский
71

Гулял по Уралу Чапаев - герой

102

Детская сонатина № 2

103
9.В классе спой дуэтами и всем классом, поделенным на две подгруппы.


Ай, на горе мы пиво варили

104


Русская песня
Немецкая народная песня

105
72

Запомни!

Походная песня

106

Домашнее задание:
1.Впишите в таблицу пропущенные интервалы м.6 или б.6:
Мажор

I

II

III

IV

V

VI

VII

м.6
м.6 м.6
б.6
б.6 б.6 73 В своих произведениях композиторы нередко используют так называемый
ЗОЛОТОЙ ХОД ВАЛТОРН,
состоящий из
сексты

,

квинты и терции

,
построенных соответственно на
III,

V
и
I
ступенях лада
. Валторна –
медный духовой инструмент, ведущий происхождение от старинного охотничьего рога (от немецкого
Waldhorn
– лесной рог).
2. Построй, сыграй сексты в данных тональностях: Соль мажор (G – dur) _______________________________________________________________ Ля мажор (А – dur) ______________________________________________________________ 3.Построй, сыграй малые сексты в данной тональности: Фа мажор (F – dur) 4.Построй, сыграй большие сексты в данной тональности: _______________________________________________________________ Си – бемоль мажор (B – dur ) _______________________________________________________________ 4.Спой и сыграй наизусть № 101. 5.Петь песню «Ай, на горе мы пиво варили» № 103: один голос играй – 74
другой пой, потом поменяй партии голосов и пой еще раз. 6.Досочини и запиши второй голос:
107

Зеленейся

А. Дворжак

Урок № 21

Урок № 21

Сексты в минорном ладу.
1.Послушай музыкальное произведение и определите лад, тональность и интервалы:
Мазурка
2.Послушай следующий пример и определи отмеченные в нотах интер – валы.
Багатель
75

Запомни!
3. Построй сексты в соль миноре:
Образец:

ре - минор


м. 6 м. 6 б. 6 б. 6 м .6 б. 6 б. 6


I II III IV V VI VII

соль минор
4.Построй и спой интервальную последовательность в тональности ре минор: 76
Минор

м. 6

I, II, V

б. 6

III, IV, VI ,VII

м. 3 м. 6 б. 3 б. 6 ч. 4 б. 6 м. 6 ч. 8 I I III IV V III II I 5 .Спой секвенцию в ре миноре: 6. Сольфеджируй данные мелодии с дирижированием:
То не ветер ветку клонит

108

Полоса ль моя, полосынька
Русская народная песня
109
7.Определи, с какого интервала начинается первое и второе предложение. 77

Не искушай

110
8. Определи и спой отдельно мелодический интервал сексты в данных примерах:
Песня

111

Украинская народная песня

112

Домашнее задание.
1. Впишите в таблицу пропущенные интервалы: м.6 или б.6
Минор (натуральный)

I

II

III

IV

V

VI

VII

м.6
м.6 б.6 б.6
б.6
м.6 б.6 б.6 78
2. Постройте, поиграйте сексты в разных тональностях:
ми минор (е – moll)

______________________________________________________________

си минор (h – moll)

______________________________________________________________
3. Проиграй в тональности ля минор: 1.большие сексты: 2.малые сексты: 4.построй сексты в соль миноре:
Соль минор (g – moll)

______________________________________________________________
5.Спой секвенцию из задания № 5: 6. Выучи наизусть № 108. 7.Построй и спой интервальную последовательность в тональности ми минор: м. 3 м. 6 б. 3 б. 6 ч. 4 б. 6 м. 6 ч. 8 79
I I III IV V III II I 8.Построй сексты в тональности си минор: б.6 м.6 м.6 б.6 б .6 III I V VI 9.Найди примеры на сексты в произведениях, которые вы играете по специальности.
Урок № 22

Сексты от звука
1.Прочитай и запомни определение: Секста широкий интервал. Легче строить сексту, отталкиваясь от чистой квинты. Если к квинте добавить полутон, получится малая секста. Если к квинте добавить тон, получится большая секста. 2. Построй сексты от данных звуков вверх: 80 ч.5 + б.2 = б.6 ч.5 + м.2 = м.6 3
½
+ 1 = 4
½
3,5 + 0,5 = 4 т
3. Построй сексты от данных звуков вниз: ___________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________ 4.Построй интервальную цепочку, чередуя восходящие интервалы с нисходящими: 5.Поставь диез или бемоль так, чтобы все сексты были малыми:
Домашнее задание:
1.Построй интервальную цепочку от указанного звука, чередуя восхо – 81
дящие интервалы с нисходящими:

2.Определи малые и большие сексты и подпиши их: ------- ------ ------ ------ ----- ----- ----- ----- 3. Построй и запиши 5 малых и 5 больших секст от разных звуков: малые сексты ______________________________________________________________ большие сексты _______________________________________________________________ 4.Научись строить, играть малые и большие сексты на фортепиано от белых клавиш.
Урок № 23

Обращение интервалов
82
1.Прочитай и запомни определение:
1.

Запомни!

Интервалы обращаются

малые в большие

большие в малые

чистые в чистые
м. 2 → б. 7 б. 2 → м. 7 ч. 1 → ч. 8 м. 3 → б. 6 б. 3 → м. 6 ч. 4 → ч. 5 м. 6 → б. 3 б. 6 → м. 3 ч. 5 → ч. 4 м. 7 → б. 2 б. 7 → м. 2 ч. 8 → ч. 1 2.Построй и запиши обращение интервалов в данной тональности:
Образец:



Ре мажор
______________________________________________________________
Ля мажор
83
Обращением
интервала называется перенос его нижнего звука на октаву вверх или верхнего на октаву вниз. При обращении один из звуков остается на месте, а основание и вершина интервала меняются местами.
______________________________________________________________ 3. Послушай фрагменты произведений, найди и назови обращение интервалов:
Кузнец

Менуэт
4. Определи, подпиши интервалы, сделай их обращение. 84
5.Спой и сыграй на «немой» клавиатуре упражнения: 6.Сольфеджируй мелодию по фразам: про себя и вслух наизусть:
Шла девица через гору

113

Словацкая народная песня
7. Определи и спой отдельно обращение интервала, затем сольфеджируй мелодию с дирижированием:
Латышская народная песня

114

Да кто ж у нас лебедин?

115
85

Домашнее задание
: 1.Впиши пропущенные интервалы в таблицы: 2 .Найди и исправь ошибки в обращении интервалов: 3. Сыграй на фортепиано и спой обращение интервалов из задания № 2. 4. Выучи наизусть № 113. 5.Транспонируй данное упражнение в тональности Ре мажор: 86 ч. 1 → ч. 8 ч. 8 → ч.1 ч. 4 → ч. 5 → м. 2 → б. 7 б. 7 → м. 2 м. 7 → б. 2 б. 2 → м. 7 м. 3 → б. 6 → б. 3 → м. 6 → м. 6 → б. 3 → б 6 → м. 6 → м. 7 → б. 2 → б. 7 → м. 7 →
6.Выпиши и подпиши гармонические интервалы терции, которые обра – зуются в двухголосии, сделай их обращение и спой.
116

Песня

Урок 24

Тональность фа # минор
1. Разучи и спой с аккомпанементом педагога песню «Как по травке по муравке»:
Как по травке по муравке
87
2.Запиши гамму фа # минор в восходящем и нисходящем движении, поставь знаки альтерации при ключе:
Натуральный вид:
88
________________________________________________________ 3.Спой ступени в тональности фа # минор: а) V – VI – V – III – II – VII – I; б) I – II – III – II – VII – I; в) I – VII – VI – V – IV – V – VII# – I; 4.Спой секвенцию с дирижированием: 5.Сольфеджируй следующие мелодии, определи вид минора
Дунай

117
Русская народная песня
Украинская народная песня

118
89

Я на камушке сижу

119 Русская народная песня
6.Спой данный пример с названием ритмослогов:
Колыбельная

120

Домашнее задание:
1.Сыграй, затем спой гамму фа # минор. 2. Спой секвенцию из задания № 4: 3.Пой мелодии № 118, № 119. 4.Повтори определения (минор, виды минора, параллельные тональ – ности). 5.Сочини на указанный ритм мелодию и запиши её в тональности фа # миноре: 90

Урок 25

Тональность фа # минор

Виды минора
1.Запиши гамму фа # минор в восходящем и нисходящем движении
:

Гармонический вид:
2.Запиши гамму в восходящем и нисходящем движении, поставь знаки альтерации перед нотой:
Мелодический вид:
3.Запиши и спой тоническое трезвучие с разными вариантами: ______________________________________________________________ 4. Спой указанные ступени в фа # миноре: а) I – II – III – II – VII# – I; б) I – VII – VI – V – IV – V – VII# – I; в) V – VI# – VII# – I – III – VI# – VII# – I. г) V – III – I – IV – VI – V – VI# – VII# – I; 5.Сольфеджируй следующие мелодии, определи вид минора:
Соната № 8, ч. III

121
91

До каких пор мне быть в разлуке

122



Со вьюном я хожу

123

Русская народная песня

Старинный танец

124
6. Спой мелодию целиком, а затем отдельно интонации мелодического минора:
Русская народная песня

125
92

Русский танец из балета «Конёк – Горбунок»

126

Домашнее задание:
1. Играй и пой 3 вида минора. 2. Пой указанные ступени из задания № 4. 3. Выучи наизусть № 126. 4. Сочини мелодию в фа
#
миноре в жанре вальса: 5.Отметь знаком окончание каждой фразы. Определи вид минора, обозначь римскими цифрами и спой отдельно восходящее движение V – VI# – VII# – I ступеней:
Белорусская народная песня

127
93

Урок № 26

Главные трезвучия лада
1.Прочитай вслух и запомни определение:
Трезвучием
называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположен- ных по терциям. Главные трезвучия лада – это трезвучия, построенные на главных ступенях лада: тоническое, субдоминантовое, доминантовое. Трезвучие построенное на
I
ступени, называется
тоническим
, обозначается Т53, на
IV
ступени –
субдоминантовым
, обозначается S53, на
V
ступени –
доминантовым
, обозначается D 53.
Главные трезвучия мажорного лада

Главные трезвучия минорного лада
2.Соедини стрелочками аккорд и его название:
Тоническое трезвучие

Субдоминантовое трезвучие
94

Доминантовое трезвучие
3.Построй главные трезвучия лада в следующих мажорных тональностях: 4.Построй главные трезвучия лада в следующих минорных тональностях: 5.Отметь знаком и обозначь буквой движение мелодии по звукам T,S,D:
Украинский танец

128


6.Сольфеджируй данные мелодии с дирижированем:
Цi усе ж тыя чобаты
Белорусская
129
95

Песня

130

Украинская народная песня

131

Украинский танец

132

Игра

133
96

Вот мчится тройка почтовая

134

Домашнее задание.
1.Выучи наизусть определения из задания № 1. 2.Запомни строение аккордов. 3.Построй, играй главные трезвучия в следующих тональностях: 4. Пой с дирижированием № 133, № 134. 5.Подобери на фортепиано сопровождение
И шумит, и гудит
Украинская народная песня 97

135

Урок № 27

Обращение тонического трезвучия
1.Прочитай вслух определение и запомни:
Обращение
трезвучия – это его видоизменение путем перенесения нижнего звука на октаву вверх или нижнего звука на октаву вниз. Трезвучие имеет два обращения: первое обращение называется
секстаккордом,
второе

обращение называется
квартсекстаккордом.

Обозначается:Т 6 и Т64



Образец:

Образец:







Интервальное строение аккордов в мажорном ладу

Интервальное строение аккордов в минорном ладу
2.Выполни обращения тонического трезвучия в мажорных тональностях: 98
Соль мажор Ре мажор Ля мажор 3.Выполни обращения тонического трезвучия в минорных тональностях: ля минор ре минор соль минор
_______________________________________________________________
4.Сольфеджируй следующие примеры с дирижированием:
Девичья песня

136

Под грушами

137

Чешская песня

138
99
5.Найди и спой отдельно ходы мелодии, образующие трезвучия или их обращения
:

Гавот

139

Моравская песня

140

«Дон Жуан» д. 1

141
100

Колыбельная

142 Белорусская песня

Молчит река

143

Татарская народная песня

Уж жарко в тереме свечи горят

144
5.Выпиши и спой отдельно ходы мелодии, образующие трезвучия или их обращения:
Детская песенка

145
101

Домашнее задание.
1.Выучи наизусть определение из задания № 1. 2.Допиши интервальное строение аккордов: б.3 + м. 3 = б.3 + = Т 6 ч. 4 + б.3 = м.3 + = + = t 6 ч. 4 + м.3 = 3.Выполни обращения тонического трезвучия в тональностях
Фа мажор ре минор Си мажор соль

минор

_______________________________________________________________
4.Выпиши и подпиши аккорды, образующиеся мелодическим движением тонического трезвучия или его обращения в 1, 2, 5, 6, 9, 10 тактах:
Хор охотников

Из оперы «Волшебный стрелок»

146

К. М. Вебер
102
5. Выучи наизусть № 142. 6.Играй в пройденных тональностях тоническое трезвучие и его обращения, чередуя гармонический и мелодический вид:
Урок 28

Обращение субдоминантового трезвучия
1.Прочитай вслух и запомни определение: Трезвучие построенное на
IV
ступени в мажоре и миноре, называется
субдоминантовым,
обозначается в мажорном ладу S53, на
IV
ступени –
субдоминантовым
, обозначается в мажоре , в миноре . Субдоминантовое трезвучие имеет два обращения: первое обращение называется субдоминантовый
секстаккорд,
второе

обращение называется субдоминантовый
квартсекстаккорд.



Образец:

Образец:
2.Выполни обращения субдоминантового трезвучия в мажорных тона- льностях: Соль мажор Ре мажор Ля мажор
______________________________________________________________
103
3.Выполни обращения субдоминантового трезвучия в минорных тональ- ностях: ля минор ре минор соль минор
_______________________________________________________________
4. Напиши в тональности Ре мажор следующие последовательности аккордов: 4.Сольфеджируй примеры с тактированием: 5.Сольфеджируй следующие примеры с дирижированием:
Полька

147

Коробейники

148
104
6.Найди и спой отдельно ходы мелодии, образующие субдоминантовое трезвучие или их обращения
:

Эстонская народная песня

149

Домашнее задание.
1.Выучи наизусть определение из задания № 1. 2.Выполни обращения субдоминантового трезвучия в тональностях

Фа мажор ре минор Си мажор соль минор ________________________________________________ 3.Выполни обращения субдоминантового трезвучия в минорных тональ- ностях: ля минор ре минор соль минор ________________________________________________________ 4. Пой № 147, № 148 . 5.Играй в пройденных тональностях субдоминантовое трезвучие и его обращения, чередуя гармонический и мелодический вид: 105
6. Напиши, сыграй в тональности Ре мажор следующие последователь- ности аккордов: 7.Найди примеры на субдоминантовое трезвучие и его обращение в тех произведениях, которые играешь по специальности.
Урок 29

Обращение доминантового трезвучия
1.Прочитай вслух и выучи наизусть определение: Трезвучие построенное на
V
ступени в мажоре и гармоническом миноре, называется
доминантовым,
обозначается . . Доминантовое трезвучие имеет два обращения: первое обращение называется доминантовы
секстаккордом,
второе

обращение называется доминантовым
квартсекстаккордом.

Обозначается: D 6 и .





Образец:

Образец:
2.Выполни обращения доминантового трезвучия в мажорных тональнос- тях: Соль мажор Ре мажор Ля мажор 106
_______________________________________________________ 3.Выполни и спой обращения доминантового трезвучия в минорных тональностях: ля минор ре минор соль минор ______________________________________________________________ 4. Напиши в тональности Ре мажор следующие последовательности аккордов: 5.Послушай музыкальный фрагмент, найди в них обращение доминанто- вого трезвучия:
Тирольская народная песня

150
107
6.Сольфеджируй мелодии с тактированием, наийди движение по звукам доминантового трезвучия
:

Северин

151

Вальс

152

Домашнее задание.
1.Выучи наизусть определение из задания № 1. 2.Выполни обращения доминантового трезвучия в тональностях

Фа мажор ре минор Си мажор соль минор 3.Выполни обращения доминантового трезвучия в минорных тональ- ностях: 108
ля минор ре минор соль минор 4. Пой № 151, № 152. 5.Напиши, сыграй и спой в тональности Фа мажор гармонические обо- роты: 6.Подбери бас к данной мелодии (басовый голос обозначен римски- ми цифрами):
Земелюшка – чернозём

153



Урок 30

Размер 3

8
1.Прочитай и запомни определение:

109
Метром
называется равномерное чередование сильных и слабых долей. Цифровое выражение метра называется
размером.

Размер
записывается в виде дроби, в которой числитель указывает на количество долей в такте, а знаменатель – на длительность этих долей. Метры и размеры бывают: простые – с одной акцентной сильной долей в такте:
2 3 2 3

4 4 8 8

Размер 3/8 -
это трехдольный такт, в котором каждая доля длится одну восьмую. За каждой сильной долей следуют две слабые.
2.Простучи ритм следующих примеров с произнесением ритмических слогов:
а)

\

б)

в)

г)
3.Тактируй в данном темпе примеры, называя ритмические слоги:
Не спеша

Подвижно

Живо
110
4.Простучи в разных темпах ритмический канон «Эхо» правой и левой рукой: 5.Простучи ритм правой рукой с произнесением ритмических слогов, левой тактируя по трёхдольной схеме:
Зайчик

154
6.Сольфеджируй мелодии с тактированием:
Гори, звездочка, блистай, ясная

155
111

Чёрный барашек

156

Польская народная песня

Тоню тяну

157

Русская народная песня
6.Спой песню «про себя», выстукивая правой рукой ритм:
Пасспье

Старинный французский танец

158

Карпатский напев

159

Обр. М. Лысенко
112

Домашнее задание
1.Выучи определение из задания № 1: 2.Простучи ритм примеров из задания № 2, № 3: 3.Спой мелодии с дирижированием № 158, № 159. 4.В данной мелодии проставь тактовые черты: 5. Заполни клетки квадрата по горизонтали так, чтобы каждая клетка соответствовала данному размеру:
Размер 3
8

6.Досочини ритм к начальным тактам и запиши свои варианты:
Урок 31

Параллельно – переменный лад
1.Прочитай вслух определение: 113
Параллельно – переменным ладом называют сочетание параллельных мажора и минора, объединённых в одну систему благодаря определён- ному равноправию тоник. В
параллельных
тональностях одинаковые ключевые знаки, но разные тоники.
Параллельный
минор строится от VI ступени мажора.
Переменный лад
– это лад, в котором две тоники. 2.Запомни таблицу параллельных тональностей:
Диезные тональности
До Соль Ре Ля Ми Си Фа # До# ля ми си фа # до# соль ре # ля #
Бемольные тональности
До Фа Си Ми Ля Ре Соль До ля ре соль до фа си ми ля 3.Послушай и определи по нотному тексту смену лада в следующем примере:
Ночевала тучка золотая

160
4
.
Спой мелодию, слушая перемены лада:
Украинская народная мелодия
114

161

В музыке

162

Украинская народная песня
5.Спой песню, одновременно выстукивая ритмический рисунок мелодии:
Русская народная песня

163
6.Определи по нотному тексту смену лада в следующем примере. Обозначь квадратной рамочкой и напиши тональности:
Выйду ль я на реченьку

Русская народная песня

164
115


7
.
Разучи двухголосный пример, исполни его, разделившись на две группы:
Посеяли девки лён

165

Русская народная песня

Домашнее задание:
1.Выучи наизусть определение из задания № 1. 2.Выучи № 163 наизусть. 3.Спой один голос, играй другой в № 165. 4.Сочини пропущенные фразы в параллельном миноре:
166

Урок 32
116

Тональность Ми – бемоль мажор
1.Запиши гамму Ми – бемоль мажор в восходящем и нисходящем движе- нии, поставь знаки альтерации при ключе: 2.Спой гамму в восходящем и нисходящем движении в данном ритме: 3Спой ступени в данном ритме: 4.В песне выпиши неустойчивые звуки и спой их разрешение в устойчи – устойчивые звуки тональности.
Та хто бачив, та хто чув

167
117
5.Запиши и спой главные трезвучия лада Т, S, D и выполни обращения трезвучий: 6.Сольфеджируй данные мелодии с дирижированием:
Юмореска

168

Соната для скрипки и фортепиано

169

Весёлый незнакомец

170
118

Вы раздайтесь, расступитеся, добрые люди

171

Майский день

172

Гей, яром

173

Домашнее задание:
1.Сыграй и спой гамму Ми – бемоль мажор в ритме из задания № 2. 2.Сыграй и спой главные трезвучия лада Т, S, D и их обращения из за- дания № 5. 119
3.Выучи наизусть № 169. 4.Построй и запиши в тональности Ми – бемоль мажор: 5.Выпиши и спой отдельно мелодическую последовательность по звукам знакомых аккордов:
174

Литовская песня
6.Подбери к аккомпанемент, используя главные ступени:
Голландский танец

175

Урок 33
120

Тональность до минор
1.Послушай фрагмент произведения. Определи тональность. Расскажи о характере музыки:
Похороны куклы
2.Напиши гамму до минор трёх видов в восходящем и нисходящем движении:
Натуральный вид:

___________________________________________________________

Гармонический вид:

______________________________________________________________

Мелодический вид:

______________________________________________________________
121

______________________________________________________________
3.Спой ступеневые цепочки в тональности до минор: а) I – II – III – IV – V – III – I – II – VII – I; б) I – III – V – IV – V– VI – VII – I; в) I – II – III – II – VII# – I; г) V – VI# – VII# – I – III – VI# – VII# – I. 4.Построй и спой интервальную последовательность в тональности до минор: м. 3 м. 6 б. 3 б. 6 ч. 4 б. 6 м. 6 ч. 8 I I III IV V III II I 5.Запиши и спой главные трезвучия с обращениями:
_____________________________________________________________
6.Спой гамму в данном ритме: 7.Допой пропущенные доли такта в песне: 122

Песня

176
8. Сольфеджируй следующие примеры с дирижированием:
Тёмная ночь

177

Шотландская песня

178
9. Определи вид минора, обозначь римскими цифрами и спой отдельно восходящее движение V – VI# – VII# – I ступеней:
Я сказала лишь слово
123

179

Хор мальчиков из оперы «Кармен»

180

Домашнее задание:
1.Играй и пой 3 вида минора. 2.Спой ступеневые цепочки из задания № 3 (а, в, г). 3.Пой интервальную последовательность из задания № 4. 4.Попробуй придумать мелодию и ритмический рисунок к русской народной мелодии в тональности до минор: 124

СОДЕРЖАНИЕ
1. Диезные тональности мажорного лада_____________________________ 1 2. Тональность Ре мажор (повторение)_______________________________ 4 3.Тональность Ля мажор___________________________________________ 7 4.Параллельные тональности ____________________________________ 10 5. Тональность си минор (повторение)______________________________ 14 6.Ритм четыре шестнадцатые)_______________________________________16 7. Ритм восьмая и две шестнадцатые)_________________________________ 20 8. Ритм две шестнадцатые и восьмая )________________________________ 25 9. Сочетание ритм восьмая и две шестнадцатые, две шестнадцатые и восьмая _______________________________________________________ 28 10.Тональность Фа мажор (повторение)_______________________________ 33 11. Тональность Си – бемоль мажор (повторение)______________________ 36 12. Тональность ре минор (повторение)_______________________________ 39 13. Тональность соль минор (повторение)_____________________________ 42 14.Секунды с разрешением на ступенях мажорного лада_______________45 15.Секунды с разрешением на ступенях минорного лада_______________ 49 16.Терции с разрешением на ступенях мажорного лада________________ 52 17.Терции с разрешением на ступенях минорного лада________________ 56 18. Кварты с разрешением на ступенях мажорного и минорного лада____ 59 19. Квинты с разрешением на ступенях мажорного и минорного лада___ 64 20. Сексты с разрешением в мажорном ладу___________________________ 69 21. Сексты с разрешением в минорном ладу____________________________75 22. Сексты от звука________________________________________________ 80 23.Обращение интервалов___________________________________________ 82 24. Тональность фа – диез минор_______________________________ _____86 25. Виды минора фа – диез минор_______________________________ _____90 26. Обращение трезвучий главных ступеней______________________ _____93 27. Обращение тонического трезвучия________________________________ 97 125
28. Обращение субдоминантового трезвучия___________________________ 102 29.Обращение доминантового трезвучия______________________________ 105 30. Размер 3______________________________________________________ 108 8 31. Параллельно - переменный лад___________________________________ 112 32. Тональность Ми – бемоль мажор_________________________________ 115 33. Тональность до минор__________________________________________119 126


В раздел образования