Напоминание

Внедрение в образовательную практику проектных способов обучения


Автор: Осипова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №191
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Внедрение в образовательную практику проектных способов обучения
Раздел: начальное образование





Назад





Реферат
«
Внедрение в образовательную практику

проектных способов обучения
»
Подготовила: Осипова Е.И.

учитель начальных классов

Содержание Введение. Актуальность применения технологии проектной деятельности. 3-4 стр. История зарождения метода проектов. ……………………….. 5-6 стр. Основные требования к проекту. ………………………………. 7-8 стр
.
Классификация проектов. ………………………………………. 8-11 стр. Формы продуктов проектной деятельности. …………………. 12 стр. Заключение…………………………………………………………. 13 стр. Список литературы………………………………………………. 14 стр.
Приложение 1
Проектная работа «Великая загадка природы – птичьи перелёты»
Приложение

2
. Проектная работа «Задачник. Не скучай, а решай хитрую задачу!»
Приложение 3
. Проектная работа «Зажги свою звезду!» 15– 23 стр 23 – 32 стр 33- 35 стр

Введение
Реферат содержит теоретическое и практическое обоснование путей решения проблемы по формированию у младших школьников универсальных учебных действий на современном этапе развития школы. Содержание данного реферата отражает рефлексию деятельности слушателей на курсах повышения квалификации по изучению федеральных государственных стандартов второго поколения (и других сопутствующих документов) современного начального образования. Готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы - требования, предъявляемые сегодняшним обществом к выпускнику школы. Воспитание нравственного человека, готового к активному взаимодействию с окружающим миром, инициативного, самостоятельного, владеющего навыками сотрудничества в разных видах деятельности - приоритетная з а д а ч а о б р а з о в а н и я н а с о в р е м е н н о м э т а п е . Потребность в общении - одна из самых главных в жизни человека. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа. Эффективность этой деятельности зачастую зависит от качества обмена информацией, что в свою очередь обеспечивается наличием необходимого и достаточного коммуникативного опыта субъектов отношений. Чем раньше осваивается этот опыт, чем богаче арсенал коммуникативных средств, тем успешнее реализуется взаимодействие. Следовательно, самореализация и самоактуализация личности в социуме напрямую зависит от уровня сформированности ее коммуникативной к у л ь т у р ы . Приобретать коммуникативный опыт человек начинает с младенчества. Самый естественный путь его освоения — игра. Изменяясь с возрастом, она сопровождает ребенка всю жизнь. Играя, он изучает себя, других, окружающий мир, примеряя на себя различные роли, формирует свое мировоззрение, систему оценок и ценностей. Осваивать огромное поле информации, предпочтительнее также через исследовательскую деятельность.
Метод проектов зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики» основоположником, которой был американский философ-идеалист Джон ДЪЮИ (1859-1952 гг.). Согласно его версии, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» приобрели известность в различных странах, в том числе и в России, где использовались в школьном и вузовском обучении в 20-х годах 20 века. Они хорошо были известны С. Т. Шацкому, В. Н. Сороке – Росинскому, А. С. Макаренко и др. Наиболее полно идеи Дж. Дъюи были реализованы в педагогической практике А. С. Макаренко. В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и для школы ФЗС, которые были построены на основе комплексов-проектов. В 20-х годах XX века метод проектов начал применяться в отечественных школах. Однако универсализация данного метода, отказ от систематического изучения учебных предметов привели к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и данный метод был исключен из школы вместе с его преимуществами.
О с н о в н а я

з а д а ч а

п р о е к т о в



в о о р у ж е н и е

р е б е н к а

инструментарием

для

решения

проблем,

поиска

и

исследований

в

жизненных ситуациях. Позднее учеными была разработана технология

проектной деятельности.
Ценность данной технологии и метода проектов состоит в том, что он ориентирует учеников не на простое изучение темы, а на создание конкретного образовательного продукта. Рассмотрим понятие «проект», характерные признаки проектной деятельности, цели и задачи. 1. Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») в словарях толкуется как план, замысел или чертеж чего-либо. 2. Проект-прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность
учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата. 4. Учебный проект (с точки зрения учителя) – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет выработать и развивать специфическое учение и навыки проектирования, а именно: а) проблематизации; б) целеполаганию; в) самоанализу; г) рефлексии; д) презентации и т. д. Характерные признаки проектной деятельности: 1. Самостоятельно сформированная задача. 2. Практическое применение имеющихся знаний. 3. Включение в деятельность через личную мотивацию. 4. Максимальное использование своих возможностей. 5. Публичное представление результата. 6. Формирование проблемы в виде цели и задач. 7. Наличие групповых работ. 8.Использование различных видов деятельности: мыслительная, коммуникативная, практическая, презентационная; 9. Проблема в основе. Цель проектной деятельности: поиск способов решения проблемы. Задача проекта формируется как способы достижения цели в определенных условиях. Учебный проект (с точки зрения учителя) дидактическое средство позволяет обучать проектированию. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в определенной последовательности: 1. Называется тема, проблема проекта; 2. Самостоятельно формируются цель и задачи группы. 3. Распределяются роли в группе, выбор методов, планирование и осуществление работы. 4. Готовится продукт. 5. Педагогическим результатом является сама деятельность; 6. Презентация (чертежа, эскиза, эссе, спектакля, концерта и т. п.)
Основные требования к проекту

Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту — совершенно особые. 1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблем ы ) — исследовательской, информационной, практической. Поиск социально значимой проблемы — одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися — проектантами. 2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельност и — поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. 4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз работали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Подготовленный
продукт должен быть представлен
заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Важное правило:
каждый этап работы над проектом должен иметь свой

конкретный продукт!

Классификация проектов

по доминирующей деятельности учащихся
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Творческий проект предполагает максимально свободный и не- традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изоб- разительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.
По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов. 1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом — учитель другой дисциплины. Такие проекты могут быть, например, литературно-творческими, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвистическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными. 2) М е ж п р е д м е т н ы е п р о е к т ы выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы. Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
• внутриклассными; • внутришкольными; • региональными (разного масштаба)*; • межрегиональными (в рамках одного государства); • международными. Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Их разработка наиболее продуктивна на уроках иностранного языка. Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков. Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально . В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время*. С точки зрения организации, в наибольшей степени отличаются друг от друга следующие наиболее популярные виды проектов:
— проекты, выполняемые в ходе уроков (мини-проекты и среднесрочные); —проекты, выполняемые в ходе проектной недели; — телекоммуникационные проекты (средние и долгосрочные ).


Формы продуктов проектной деятельности
Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в зна- чительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.). Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа), деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических или литературных персонажей, защита на Ученом Совете, иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...и др.
Заключение

. В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем. Для многих учащихся привлекательность данного метода обучения заключается в подлинности опыта. Учащиеся исполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. Снимают ли они фильм об охране окружающей среды, составляют ли туристический путеводитель с целью привлечь внимание к достопримечательностям их города, представляющим историческую ценность – в любом случае учащиеся принимают участие в проектах, которые имеют место в реальном мире и которые важны вне школьных стен. Что касается учителей, дополнительные преимущества данного метода обучения заключаются для них в возможности усовершенствовать свой профессионализм, развивать сотрудничество с коллегами, а также строить отношения с учащимися. Для учащихся, которые привыкли к более традиционным способам проведения занятий, введение модели обучения на основе проектного подхода означает переход от выполнения указаний к осуществлению самостоятельной деятельности; от про с того прослушивания и реагирования на услышанное к взаимодействию и принятию на себя ответственности; от знания фактов, условий и сущности к пониманию изучаемого; от теории к практике; от зависимости от учителей к самостоятельности. В заключении необходимо сказать, что сущность метода проектов заключается в стимулировании интереса участников (учащихся, педагогов) к их самостоятельной деятельности, постановке перед ними целей и проблем, решение которых ведёт к появлению новых знаний и умений. И вообще, если мы все таки вернулись к методу проектов, пытаемся снова
внедрить его в обучение, значит применение его дает положительные результаты.
Литература:
1 . Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. Учеб. заведений / И. А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И. А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «академия», 2005. – 288с. 2. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 2-е изд.,испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 112 с.
3. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под ред. В. С. Кукушина. –Серия педагогическое образование». – Москва: ИКЦ «МарТ»;Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 336 с. (С.244-257). 4. Романовская. М. Б Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие. /М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 160с. 5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:: АРКТИ, 2005. – 80 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1

П Р О Е К Т Н А Я Р А Б О Т А

ЗАДАЧНИК
«
Не

скучай
,
а

решай

хитрую

задачу
!
»

.
3 класс Учитель: Осипова Е.И


Работа по проекту проводится в рамках предмета «Математика», «Изобразительное искусство», внеклассная работа. 3 класс (9 – 10 лет)
Цели и задачи проекта
: 1) Создать задачник, который был бы интересен для любого ученика. Пробуждение большего интереса к математике.
2)Научить: - планировать свою работу; - пользоваться различными источниками информации; - отбирать нужные материалы, анализировать ф а к т ы , аргументировать своё мнение, принимать решение; - создавать «конечный продукт» проектной деятельности; - представлять созданное перед аудиторией, оценивать себя и других . 3) Воспитывать желание работать в группе, дать возможность почувствовать значимость и личную ответственность за выполнение коллективной работы. Паспорт проекта
Название

проекта
Задачник «Не скучай, а решай, хитрую задачу!»
Цели и задачи

проекта
1) Создать задачник, который был бы интересен для любого ученика. Пробуждение большего интереса к математике. 2) Научить - планировать свою работу; - пользоваться различными источниками информации; - отбирать нужные материалы, анализировать факты, аргументировать своё мнение, принимать решение; - создавать «конечный продукт» проектной
деятельности; - представлять созданное перед аудиторией, оценивать себя и других 3) Воспитывать желание работать в группе, дать возможность почувствовать значимость и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Руководитель
Осипова Е.И. – учитель начальных классов
В рамках

предметов
Математика, информатика, изобразительное искусство.
Тип проекта
Практически-ориентированный, творческий. Долгосрочный.
Оборудование
Сборники задач разных лет и изданий. Компьютер Фотоаппарат Иллюстрационный материал Музыкальное оформление
Возраст

участников
9 -10 лет
Предполагаемы

й продукт
Задачник.
Описание работы над проектом

1 этап.

Замысел проекта.
Идея создания именно сборника задач возникла случайно. На уроке математики при закреплении знаний таблицы умножения и деления было дано домашнее задание – придумать свои интересные задачи. Задач принесли много. Их было интересно решать. Во - первых, потому что они не из учебника. Во – вторых, задачи были про нас самих, в – третьих, получилось настоящее соревнование по составлению и решению задач.

Фрагмент урока по теме:

«Закрепление знаний таблицы умножения. Решение задач»
6 . Работа с учебником (ст. 86 задача 4. анализ и решение задачи). 7. Проверка домашнего задания. - Дома у вас было задание, придумать интересную задачу про себя или взять сюжет из жизни. Работало четыре группы. Жюри подвело итоги и наиболее удачные на его взгляд задачи мы сегодня решим. (решение задач , придуманных Комаровым В, Королёвой К., Обуховым Д., Степановой К., Новиковой С.)





- Скажите, какие задачи решать было интереснее: из учебника или свои? (Конечно, свои!) - У нас набралось столько много интересных задач, что я предлагаю, выпустить свой задачник под названием: «Не скучай, а решай хитрую задачу!» Мы будем пополнять этот задачник новыми задачами. Украсим
его иллюстрациями, а когда будет всё готово - проведем презентацию. Покажем свой творческий труд! - А я тоже придумала к уроку задачу. Кто желает решить её у доски? «По дороге едут три грузовика. В кузове каждого по 2 легковые машины. В багажнике каждой легковой машины – 4 игрушечных. Сколько всего машин в задаче?» (анализ и решение задачи у доски) Идея росла как снежный ком. После долгих обсуждений мы решили создать группы энтузиастов, и начать работу.


2 этап

Создание рабочих групп

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа
Агафонов С. Непомнящих Д Андраханов С Воронин Н Обухов Д. Чоботов С Третья кова Д Королёва К Новикова С Федосеев П Кузьмина М Юршин П Жилина М Андраханова Ю Комаров В Чистякова Л Феоктистова Ю Кечутова М Боляев Н Щуров Л Степанова К Калинин Д Пономарёв К

Выбор направления деятельности групп:
1 группа – Подбор задач на табличные случаи умножения и деления 2 группа – Подбор задач на нахождение площади или периметра. 3 группа – Задачи на смекалку. 4 группа – Разные задачи. Примеры на порядок действий.
3 этап

Анализ существующих учебных пособий по математике.
Ребята посмотрели все сборники и учебники, которые только смогли найти дома и в школе. Оказалось, что все они написаны людьми взрослыми. Текст задач получается тоже взрослым, также как и иллюстрации. А пособий, которые делали бы сами дети для своих сверстников, не удалось найти ни одного.
4 этап

Разработка структуры будущего задачника.
1. Задачи на табличные случаи умножения и деления. 2. Задачи на нахождение площади и периметра. 3. Задачи на смекалку. 4. Разные задачи. 5. Примеры на порядок действий.
5 этап

Написание задач силами учащихся.


Презентация задачника

«Не скучай, а решай хитрую задачу»
На сцену выбегают мальчики – газетчики:
Мальчик 1.
Внимание! Внимание!
Мальчик 2.
Готовится к изданию!
Мальчик 1.
Не журнал и не газета!
Мальчик 2.
Не учебник, не тетрадь!
Мальчик 1.
Это сборник!
Мальчик 2.
Чудо – сборник!
Хором
: Он поможет вам, ребята, получить оценку пять! 1. Разрешите нам представить Наш задачник чудный. Он полезный, он красивый И совсем не нудный. 2. Мы не ели, мы не спали- Мы задачник составляли. Не едим, не спим опять- Как же всё перерешать?

Мальчик 1.
Внимание! Внимание!
Мальчик 2.
Готовится к изданию! Выходит редактор.
Редактор:
О Боже! Сроки поджимают! Должна увидеть книга свет! Нам рукопись отдали дети, Она – их творческий проект. И плод совместных дум, деяний. К тому же Хранится дружбы там секрет. Работать будем мы всю ночь, Но детям мы должны помочь! Уходит. Выходит. Держит за руку Задачник.
Редактор:
Позвольте представить вам наш Задачник.
Задачник
: Я рад приветствовать друзья, Вас в этом зале! Увидеть поскорей меня Вы все мечтали. Ведь я – конечный результат Деяний многих талантливых Учеников начальной школы. Готов представить вам на суд Своё я содержание 2. У меня живёт котёнок Очень мне он нравится. Напишу о нём задачу – Пусть теперь прославится. 3. Закатала мама летом Сорок банок огурцов. Часть умяли мы на даче- Чем не тема для задачи? 4. Заяц беленький пушистый Убегал от волка. Посчитаем лучше скорость, Чем смотреть без толка. 5. На берёзе растут груши- Как же так случилось? Тут задача на смекалку У нас получилась! 6. Мы придумали задачи, Про себя и про друзей. Как нам хочется увидеть Наш задачник поскорей!
Мальчик 1.
Внимание! Внимание!
Мальчик 2.
Смотрите содержание!
Мальчик

1.
Для тех кто любит математику!
Мальчик

2.
О бъя вле н ко н к у р с
И об одном лишь вас прошу- Пожалуйста, внимание!
Хором
: Будешь думать головой- Приз в награду будет твой! Выходят все участники представления и поют песню на мотив «Вместе весело шагать» Вместе лучше всё ж решать Все задачи, те задачи, те задачи. И, конечно, помогать Тем, кто младше, тем, кто младше. Дорогой Задачник наш! Мы поздравляем, Обрести друзей скорее мы желаем. Ты на полке в магазине не теряйся, В руки детские попасть ты постарайся! В мир большой тебя сегодня отпускаем И счастливого пути тебе желаем. Ты ребятам молодым и любознательным Помоги найти дорогу в математику! любознательных!

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Работа по проекту проводится в рамках предмета «Окружающий мир», литературное чтение, изобразительное искусство, внеклассная работа. 2 класс (8-9 лет)

Цели проекта:
1) Расширить, уточнить и пополнить знания детей о перелетных птицах; 2) Развивать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, творческие способности, расширять кругозор учащихся; 3) Дать детям возможность почувствовать значимость их знаний и умений; воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы; любовь и бережное отношение к природе.
Этапы работы над проектом:
1 –Установочная беседа в форме подводящего диалога. 2 – Выбор темы, проблемы, образование групп, определение подтем. 3 – самостоятельные исследования учащихся, сбор информации. 4– выстраивание общей логической схемы конференции; 5 – конференция
Проблемные вопросы:
1. Почему некоторые птицы совершают перелеты? 2. Как далеко путешествуют птицы, когда мигрируют? 3. Что помогает перелетным птицам находить дорогу?
Оборудование:
Стенд с рисунками. Сочинения, стихи, приметы, пословицы, песни, загадки о птицах. Скворечники.
Плакат «Боги дали нам птиц, чтобы мы видели, что такое красота. Но мы редко смотрим в небо и забываем про красоту и свободу» (Конфуций). Магнитофонная запись с пением птиц. Установочная беседа: - Ребята, как вы понимаете смысл слова «конференция»? Пусть двое из вас найдут в толковом словаре нужное объяснение, а мы с вами тем временем поговорим на эту тему. Итак, кто желает дать свое
определение понятию «конференция» ? ( Заслушиваются высказывания детей ) Зачитывается определение из словаря. ( от лат.confero – собираю в одно место. Собрание, совещание представителей групп,государств, ученых для обсуждения разных вопросов ) - Вы правы. А за чем нужны конференции? (-Что-нибудь решать про страны, про науку. Для обсуждения научных открытий. Чтобы договариваться о том, как и что делать. ) - Кому же нужны конференции? (- Ученым, правительству, бизнесменам, военным. Врачам, фермерам .) - А вам? (- Нам - нет. Мы же не ученые.) - А разве нам нечего обсудить, нечего рассказать друг другу? Что если мы тоже проведем конференцию? (- Давайте! Это интересно! А про что будем говорить? ) - На улице весна. Все этому рады. Совсем скоро прилетят птицы, вернутся на Родину из теплых стран. А вам интересно, где они были? А почему улетали? А как находят дорогу обратно? Как ученые узнают об этом? Я думаю, мы справимся с этой задачей. ( - Да!) - Для этого нам нужно определить проблемные вопросы. Разделиться на группы для изучения вопросов. Собрать нужный материал. А потом на конференции поделемся тем, что узнали. Образование групп. Определение подтем.
1 группа

2 группа

3 группа
Агафонов С Андраханов С Воронин Н Боляев Н Юршин П Непомнящих Д Федосеев К Чоботов С Комаров В
Щуров С Кечутова М Обухов Д Королева К Кузьмина М Пономарев К Новикова С Жилина М Андраханова Ю Третьякова Д Чистякова Л Феоктистова Ю Калинин Д Степанова К
Проблемный вопрос и задания для 1 группы:
Почему птицы совершают перелеты? Викторина о перелетных птицах. Изготовление скворечников.
Проблемный вопрос и задания для 2 группы:
Как далеко путешествуют птицы когда мигрируют? Отбор самых интересных сообщений о птицах, подготовленных детьми. Изготовление скворечников.
Проблемный вопрос и задания для 3 группы:
Что помогает птицам точно находить дорогу? Выбор лучших стихов, загадок, песен о птицах. Изготовление скворечников.
К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я
-Совсем скоро мы отовсюду услышим радостные голоса птиц, возвращающихся из теплых стран. (Включается магнитофонная запись с пением птиц)
-Сегодня на конференции мы сможем показать и рассказать о том, что узнали о птичьих перелетах. Итак, слово предоставляется первой группе. Они расскажут, почему птицы совершают перелеты.


Выступление 1 группы.
1- й ученик. – Сначала ученые думали, что птицы улетают только потому, что наступают холода. И птицы вынуждены думать о своей безопасности. У них есть один способ спасти свою жизнь: улететь дальше от холодов. Но потом стали замечать: если причина перелетов только погода, то птицы прилетали бы на родину только тогда, когда станет тепло. Но бывает так, что птицы возвращаются на родину в холодную весну и гибнут от холода. И еще пример. Если птица не подготовлена к путешествию, она не может лететь. Даже если она полетит, она погибнет. А как птица готовится? Весь организм птицы готовится к путешествию, настраивается на него. И последний пример. Птица, сидящая осенью и зимой в клетке в комнате, не чувствует влияния погоды. И все - таки в это время года она начинает волноваться. Значит, стремление к перелетам есть у птицы уже с рождения. 2 – й ученик. – Но появляется это стремление не потому , что птицы любят путешествовать. Многие тысячелетия животные приспосабливались к удобным формам существования. Например, в наших лесах живут ласточки или стрижи. Им тепло и еды много. Но начинаются холода, исчезают насекомые, а это смерть для таких птиц как стрижи и ласточки. Поэтому они улетают туда, где тепло и есть еда. Там они живут всю зиму, но через некоторое время возвращаются на родину, где уже опять появились насекомые и есть места для гнезд. Прошло лето, птицы вывели птенцов. Может быть, не надо снова улетать? Но нет: что-то начинает волновать птиц, и они снова улетают. 3 – й ученик.
– А что было бы, если бы птицы никуда не улетали? Например, все они приспособились переносить холода и находить еду зимой. И живут весь год в наших лесах. Ведь еды всем не хватит, и птицы начнут гибнуть. Более сильные начнут уничтожать более слабых. Многие птицы останутся без гнезд, так как будет мало места. А другие территории, например, тундра, будут свободны. Чтобы всего этого не случилось, птицы совершают перелеты: живут на новых территориях какое-то время, потом улетают. 4 – й ученик – У птиц даже есть свой птичий календарь. В одном году птицы могут прилететь позже, в другом- раньше. Но есть определенная очередность прилетов: скворцы не прилетят раньше грачей, а зяблики – раньше скворцов. День , число прилетов трудно назвать точно. Ученые заметили, что птицы прилетают в разные сроки и в разном количестве. Ученые назвали такие сроки «волнами» и определили семь таких волн. 5 – й ученик. 1 – волна – грачи. 2 – волна –скворцы (30 марта), зяблики (2-5 апреля) 3 – волна – водоплавающие (20 апреля), трясогузки, дрозды, зарянки. 4 – волна – кукушки, ласточки. Позднее, к концу мая, появляются иволги, стрижи, соловьи.
Выступление второй группы
1 –й ученик Прошло много времени, пока ученые нашли ответ на вопрос: куда улетают птицы? Чтобы узнать это, птиц начали метить. Датский ученый Мартенсен предложил массовый способ кольцевания птиц и придумал, как сообщить о том, где и когда окольцована птица. На небольшом кольце ставили номер и букву, которая обозначала название города. Это нелегкая
работа. Но благодаря ей создаются карты перелетов птиц. Теперь мы знаем «адреса» почти всех птиц. 2 –й ученик - Например, знаем, что КОБЧИК, который живет на Дальнем Востоке, на зиму улетает в Южную Африку. Он пролетает над Монголией, Индией, Индийским океаном. ПЕНОЧКА из Сибири летит в Индонезию. В Африку улетают наши ЛАСТОЧКИ. СКВОРЦЫ в Туркмению. 3 –й ученик А вот чемпион по птичьим перелетам –ПОЛЯРНАЯ КРАЧКА летит зимовать вовсе не в жаркие страны. С островов Ледовитого океана крачки отправляются за тысячи километров в холодную Антарктику. Холод им не страшен .Главное, чтобы было чем прокормиться. А почему они не смогли найти места поближе, этого никто не знает. 4 –й ученик А красавцев СНЕГИРЕЙ и СВИРИСТЕЛЕЙ увидеть можно только зимой. Живут и выводят птенцов они в северных лесах. Для них наш климат и есть «жаркие страны». Вот и прилетают они к нам, когда на Севере лютые морозы. 5 –й ученик Наука развивается. Появились новые способы для изучения перелетов птиц. Сейчас авиация, радиолокаторы помогают ученым. И всетаки тайны перелетов птиц еще остаются. Одна из таких тайн – как могут такие маленькие птички делать перелеты на огромные расстояния, откуда у них появляются силы? Иногда их путешествие продолжаются 2-3 месяца. Оказывается, все дело в тренировке. Ведь когда птица кормит своих птенцов, она пролетает за день около 1500километров. Но еще больше ученых интересует вопрос: как птицы находят дорогу?
Выступление третьей группы
1 ученик
- Люди давно уже знали о свойстве птиц находить дорогу . Например, ГОЛУБИНАЯ ПОЧТА Почтовых голубей для передачи сообщений люди использовали еще пять тысяч лет назад. Когда они уезжали из дома, то брали с собой голубей. Если надо было сообщить какие-то новости домой, они отпускали голубя, привязав на лапку ленточку. Например, красная лента – это знак удачи, а синяя – неудачи. Голуби быстро возвращались домой. Поэтому люди долгое время думали, что голуби запоминают дорогу. Но для того чтобы запомнить дорогу, надо ее видеть. А голубей обычно перевозили в закрытых ящиках. Но и не видя дороги, голуби быстро возвращались. 2 –й ученик Ученые стали исследовать эту способность голубей ориентироваться. Было сделано много опытов, но птицы не хотели открывать свою тайну. Ученые сделали такой опыт. В круглую клетку, закрытую со всех сторон посадили скворца. Клетка находилась в круглом павильоне, тоже закрытом со всех сторон. Но в потолке сделали восемь окошек. Сквозь них скворец видел небо. И вот, когда на небе были тучи, скворец летал по клетке как угодно, но если в одном из окошечек появлялось солнце, скворец начинал реагировать на него. Ученые сделали вывод, что солнце помогает птицам выбирать правильное направление. 3 –й ученик -А ночью птицы ориентируются по звездам. Ученые сделали опыт: малиновок и славок выпускали в планетарий. По звездам птицы находили направление. Когда карту звездного неба меняли, птицы меняли свой маршрут. Значит, и звезды помогают птицам ориентироваться. А для чего люди изучают перелеты птиц, кольцуют их, делают опыты? 4 –й ученик Зоологи говорят, что зная места отдыха птиц, их привычки, маршруты, человек может охранять птиц. Есть птицы, которые переносят вредных микробов. Они заражают людей и животных болезнями. Это важно знать врачам и ветеринарам.
Инженеры также интересуются птичьими перелетами. Они мечтаю сделать такой компас, который есть у птиц и который помогает им ориентироваться в воздухе.
Завершение конференции
1 группа - Мы подготовили викторину о перелетных птицах. И сейчас проведем ее с вами. 1. Какие птицы прилетают к нам первыми? 2. Вьют ли наши перелетные птицы гнезда на юге? 3. Чем отличается журавлиный клин от утиного косяка? 4. Почему ласточки перед дождем низко летают? 5. Почему нельзя трогать руками яйца в гнездах? 6. Зачем птицы поют? 7. Почему погибает лес, когда вырубают дуплистые деревья? 8. Какие птицы спят в воздухе? 2 группа - Мы прочитали все сообщения о птицах, которые вы приготовили. И выбрали самые интересные на наш взгляд. Сейчас мы их прочитаем. 3 группа. - Наша группа подбирала самые интересные загадки и стихи о птицах. Послушайте их. Руководитель проекта: - Каждой группе было дано задание построить скворечники. Посмотрите, какие замечательные они получились. Огромное спасибо папам и дедушкам. А сейчас сделаем на пам ять фотографии со скворечниками.

Приложение №3


Паспорт проекта

Цели и задачи проекта:
1. Научить рассказывать о себе.
2. Помочь детям по-новому взглянуть на себя, осознать свою индивидуальность и значимость 3. Пробудить в детях чувство уверенности, успешности. 4. Научить оформлять свои мысли на бумаге, пользоваться компьютером. 5. Привлечь родителей к оформлению презентации, выставки, и.т.д. 6. Раскрыть внутренние таланты каждого.
Руководитель проекта
Осипова Елена Ивановна
В рамках предметов
Внеклассная работа, русский язык (развитие речи), информатика
Тип проекта
Творческий, долгосрочный
Возраст участников
9 – 10 лет
Оборудование
1. фотоаппарат 2. компьютер 3. музыкальное оборудование 4. костюмы для выступлений

Предполагаемый

продукт
Презентация Этапы работы над проектом
Этапы

сроки
1) Замысел проекта
09.12.09
2) Выбор направления деятельности
11.12.09

3) Разработка структуры презентации
15.12.09
4) Сбор информации, подготовка презентации
16.12.09 –

01.02.10
5) Оформление собранного материала
02.02.10 –

20.02.10
6) Компьютерная верстка всего материала
21.02.10 –

20.03.10
7) Презентация проекта «Зажги свою звезду!»
23.03.10

Описание работы над проектом

1 этап

Замысел проекта
Через полгода мои ученики закончат начальную школу. За этот промежуток времени они много узнали, многому научились. Каждый из них – это необыкновенная, неповторимая личность, способная творить, развиваться. Проект задуман мной с целью помочь детям по-новому взглянуть на себя, осознать свою индивидуальность и значимость.
Фрагмент родительского собрания

(из выступления классного руководителя) - Дорогие родители, я рада представить вам новый проект, который начинается в нашем классе с 10 декабря . Название проекта: «Зажги свою звезду», его участником и главным героем станет каждый ученик нашего класса. Каждый из них уже сейчас – самоценная личность, со своим – пусть небольшим ещё! - жизненным опытом, со своим неповторимым характером, со своим удивительным внутренним миром. Каждый – Человек, почти уже пятиклассник, ученик средней школы. Каждый призван быть успешным и радостным, способен наделить жизнь новой красотой. - Но как осознать собственную уникальность десятилетнему ребёнку? Как определить, какие именно черты характера помогают – или могут помочь ему – чувствовать себя уверенным и успешным? А как поделиться с другими тем, что он уже способен и умеет делать сам? Как научить нашего ребёнка представлять себя этому миру, рассказывать о себе? А если он боится? Стесняется? Но ведь в глубине души хочет, чтобы люди вокруг знали, какой он замечательный и необыкновенный! - С помощью нового проекта я хочу пробудить в наших детях чувство уверенности в себе, осознание своей уникальности и необходимости другим людям.
И очень прошу вас присоединиться к нам в реализации

этих

идей,

помочь

сделать

проект

по-настоящему

успешным

и

значимым. Без вашей заинтересованности и поддержки ребёнку будет

сложно подготовиться к выступлению.

-

Участие

и

поддержка

семьи

в

таком

серьёзном

и

важном

деле

ребёнку просто необходимы.

Помогите загореться новым звёздам!

2 этап

Фрагмент классного часа
(из выступления классного руководителя)
- Дорогие ребята, подходит к концу ваше обучение в начальной школе. Я хочу предложить вам работу над новым проектом, название которого: «Зажги свою звезду», его участником и главным героем станет каждый ученик нашего класса. Каждый из вас уже сейчас – самоценная личность, со своим – пусть небольшим ещё!- жизненным опытом, со своим неповторимым характером, со своим удивительным внутренним миром. Каждый – Человек, почти уже пятиклассник, ученик средней школы. Каждый призван быть успешным и радостным, способен наделить жизнь новой красотой. - Форма участия – презентация, представление своих взглядов на жизнь, своих интересов и целей.
Зажечь звезду – рассказать окружающим

о своих достижениях, успехах, устремлениях. А ещё – это

способ увидеть самому и показать другим: с моей звездой мир

становится ярче! Я меняюсь, мир меняется! У меня есть то,

чем я могу поделиться! Не только поделиться, но и научить,

помочь! Со мной вам будет светлее! Смотрите, какой я!

1 Рассказ о себе:

- Как тебя зовут;

- когда ты родился;

- твоя семья;

-любимое время года, почему;

- твои достижения в учёбе;

- любимый предмет;

-

твои

увлечения,

любимые

занятия,

кружки,

секции,

достижения;

2.Практическая часть
:
- Выставка поделок, рисунков;

-фотовыставка

путешествий,

у в л е ч е н и й ,

в ы с т у п л е н и й ,

соревнований, и.т.д.;

- к о н ц е р т

( п е н и е ,

т а н ц ы ,

и с п о л н е н и е

м у з ы к а л ь н ы х

произведений);

- Мастер – класс (обучить других

тому, что умеешь делать сам)


- с кем дружишь и почему;

- что умеешь делать;

- как отдыхаешь;

-

о чём мечтаешь, чему хочешь

научиться;


В раздел образования