Напоминание

Буква м и звуки[ м], [ м’]


Автор: Талейкина Ирина Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ№5 им.А.К.Ерохина
Населённый пункт: г.Томск
Наименование материала: конспект урока
Тема: Буква м и звуки[ м], [ м’]
Раздел: начальное образование





Назад





Предмет:
обучение грамоте
Класс:
1
УМК:
«Школа России»
Тема:
Буква м и звуки[ м], [ м’]
Тип урока
: урок открытия новых знаний
Цель урока:
познакомить с новыми буквами и звуками, научить читать и писать слова со строчной буквой м
Задачи:

ПУУД
-выделять звуки [м], [м'] в словах, давать им характеристику обозначать данные звуки буквами; -формировать умение выполнять слого - звуковой анализ слов; -развивать фонематический слух; -способствовать формированию навыков слогового чтения
РУУД
- развивать навыки контроля и самоконтроля,
КУУД
- формировать умение работать в парах
Методы работы:
объяснительно – иллюстративные, поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения; - проблемно-диалогического обучения; - информационно- коммуникативная технология.
Методы обучения:
- создание проблемной ситуации; -частично- поисковый; - наглядно-иллюстративный; - словесный -самостоятельная работа
Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

I Самоопределение

к деятельности
-Доброе утро дети Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро» И каждый становится добрым, доверчивым Пусть доброе утро длится до вечера И я вам хочу пожелать хорошего настроения на уроке. Организовывают рабочее место, эмоционально настраиваются на урок
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные
:проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению
Я думаю, что сегодняшний урок принесет вам радость от общения друг с другом, и вы подниметесь на ступеньку выше по знаниям. Успеха и удачи вам! -Садитесь Повторим правила поведения ученика на уроке: -Раскрасьте смайлик таким цветом, какое у вас сейчас настроение ( дети говорят хором ) -В школу мы пришли учиться Не лениться, а трудиться -На уроках мы сидим Не шумим и не кричим -Руку тихо поднимаем, Если спросят – отвечаем. -дети раскрашивают смайлик заданий.
II Актуализация

знаний и фиксация

затруднений в

деятельности
Вспомним изученные буквы (а о у ы и е н л р п в к т с) -Какие группы можем выделить из этих букв? -Назовите их. Какие среди гласных букв есть особенные? Почему? А что интересного мы знаем про букву –е-? -Что знаем про согласные? -Чем отличаются гласные от согласных? -Какую работу умеем выполнять со звуками и буквами? Гласные и согласные. Дети называют (и, е) -согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие (составляем слоги, слова и предложения; читаем и пишем)
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний:
Регулятивные:
- выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме,
Коммуникативные
: слушать и понимать речь других людей;

III Постановка

учебной задачи
картинки (домика и цифры 7) -В доме живет кошка и корова. -как мычит корова? -а как разговаривает кошка? какие новые звуки услышали? Кто догадался, какая тема нашего урока? -какие цели поставим перед собой на уроке? Слайд 1 Дети отвечают Звук и буква М -познакомимся с новыми звуками и буквой -научимся выделять новый звук -читать и писать слоги, слова и предложения с новой буквой, составлять схемы
Регулятивные:
- формулировать учебную задачу с помощью учителя; - планировать совместно с учителем предстоящую работу.
Коммуникативные:
- осознавать познавательное значение умения читать; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
IV Открытие

нового знания

Знакомство с новым звуком

выделение нового звука.
1). Знакомство со звуками [м], [м'] в словах “дом” и “семь”. -Ребята, это дом. Его №7. -Какие звуки вы услышали в конце слов?
Наблюдение над артикуляцией звука
Поставьте ладошку ко рту и произнесите звук м в слове дом пронаблюдайте за артикуляционным аппаратом (Губки создают преграду воздуху, и воздух проходит через нос, зубы разжаты, язык лежит свободно) Что мы можем сказать про этот звук?
Наблюдение над артикуляцией звука
Поставьте ладошку ко рту и произнесите звук м в слове семь пронаблюдайте за артикуляционным аппаратом (Губки создают преграду воздуху, и воздух проходит через нос, зубы разжаты, язык упирается в зубы) Что мы можем сказать про этот звук? -дети отвечают[м], [м']. Согласный, звонкий, твердый Согласный, звонкий, мягкий
Регулятивные:
- выполнять учебные действия в речевой и умственной форме, - выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;
Коммуникативные:
- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,
Познавательные:
- понимать информацию, представленную в знаково- символической форме; - осуществлять поиск необходимой информации; - наблюдать, сравнивать и делать обобщение о проделанной работе, - делать выводы.

5.Закрепление

новых знаний и

продолжение

работы по теме

урока
-
работа в паре со схемами (дом –семь)
-что общего у этих слов? -чем они отличаются? -Дают характеристику звуков [м], [м'].
Игра «Поймай звук».
Девочки будут ловить мягкий звук, а мальчики твердый звук. (малина, мишка, мышка, метла, мама, Мила, мыло, маки, миска, масло, комар, мир, мох, мальчик, метро)
Оцените себя (пальцем)
-На слайде найдите слова в которых есть звуки [м], [м'].
Физминутка «Твердый-мягкий» с буквой М
На полу скребется мышка Спит в берлоге бурый мишка Этот мишка очень мил Только лапы он не мыл Убежала в норку мышка Спать залег в берлогу мишка
( спросить какие слова есть с новым звуком)
Назовите слова, в которых есть новые звуки
Затруднение
А как вы думаете, можем ли мы начать читать и писать с новой буквой? -Кто знает, как называется буква обозначающая звуки [м], [м']. -Найдем букву ЭМ на ленте букв. Где она стоит? -На что похожа эта буква? Попробуем изобразить букву М Дети составляют схемы слов (дом – семь) (2 человека работают у доски со схемами) Слайд 2 -дают характеристику звукам (согласный, звонкий, может быть мягким и твердым)
-
ловят звуки хлопком -оценивают себя Слайд 3 Дети отвечают (мышка, мишка, мыл, мил); показывают, как звучали звуки (синий, зеленый цвет) -Нет, нам с ней нужно познакомиться. Буква ЭМ слайд 4 -дети находят букву среди других -на качели
Регулятивные:
- выполнять учебные действия в речевой и умственной форме, - выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Коммуникативные:
- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой информации; - наблюдать, сравнивать и делать обобщение о проделанной работе, - делать выводы

Взявшись за руки мы встали

и на М похожи стали.
-Посмотрите друг на друга: вы похожи на букву М? -Найдите букву ЭМ на картинке и обведите ее. Сколько букв вы нашли?
Конструирование буквы из карандашей

Подготовка руки к письму:

-
Пальчиковая гимнастика (колечки, цепочки, стульчик, змейка) Вырос высокий цветок на поляне Утром весенним раскрыл лепестки Всем лепесткам красоту и веселье Дружно дают под землей корешки -растирание карандашей в руках Показ как пишется буква –эм-
на доске
Обведите эту букву у себя на ладошке Повторение правил посадки при письме
Пропись я свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не кручусь.

За работу я возьмусь.

Письмо буквы (м) в прописи
-откройте стр.6 прописи, какую букву будем писать -сколько элементов у этой буквы? (3) -есть знакомые нам элементы? – у каких букв мы их встречали? (а,у,и,ы,н,л) -на что похожи элементы букв в соединении? -дети находят букву эм на картинке и обводят ее Выкладывают букву из карандашей -дети выполняют гимнастику с пальчиками -выполняют Слайд 5 Дети обводят на ладошке Показывают движения
Рассматривают букву в прописи
строчную букву (м) -волны – (обводят элементы букв и
Итог урока. Рефлексия -обводят элементы букв и волны -письмо буквы (м) соединяя все элементы -оцените себя по критерии правильность? (+ -) -
Чтение открытых и закрытых слогов с буквой

эм
На слайде (МА МО МУ МЫ МИ МЕ УМ ЕМ ИМ). -какие слоги могут быть словами -письмо слогов в прописи оцените себя по критерии правильность? (+-) гимнастика для глаз -чтение слов со слайда (лама, мама, мир, мыло, умна, рама, Рома, Мурка, Москва) -Какое слово односложное? –двусложное? -Какие самые дорогие для вас слова? Почему? -Прочитайте слова в прописи (мама, мир) - Составьте схемы этих слов (работа со схемами) -напишите эти слова в предложение. Какое предложение у вас получилось? - оцените себя по критерии правильность? (+-)
Подведение итога урока:

-Ребята, какие цели мы ставили на уроке?

Достигли их?

Ответы по таблице.
Какое у вас настроение в конце урока? (смайлики) -Я очень рада за вас. волны) -пишут букву (м) -ставят +- и оценивают письмо буквы (правильность) - читают слоги слайд 6-14 - называют ( МЫ УМ ЕМ ИМ) -пишут слоги -ставят +- и оценивают письмо буквы (правильность) Слайд 15 -объясняют, почему выбрали это слова -читают слова в прописи (мама, мир) -читают предложение -ставят +- оценивают(правильность) -ставят +- и оценивают письмо -раскрашивают
Регулятивные:
- выполнять учебные действия в речевой и умственной форме, - выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить;
Коммуникативные:
- вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками,
Познавательные:
- наблюдать, сравнивать и делать обобщение о проделанной работе, - делать вывод


В раздел образования