Автор: Талейкина Ирина Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ№5 им.А.К.Ерохина Населённый пункт: г.Томск Наименование материала: конспект урока Тема: Буква м и звуки[ м], [ м’] Раздел: начальное образование
Предмет: обучение грамоте
Класс: 1
УМК: «Школа России»
Тема: Буква м и звуки[ м], [ м’]
Тип урока : урок открытия новых знаний
Цель урока: познакомить с новыми буквами и звуками, научить читать и писать слова со строчной буквой м
Задачи:
ПУУД
-выделять звуки [м], [м'] в словах, давать им характеристику обозначать данные звуки буквами;
-формировать умение выполнять слого - звуковой анализ слов;
-развивать фонематический слух;
-способствовать формированию навыков слогового чтения
РУУД - развивать навыки контроля и самоконтроля,
КУУД - формировать умение работать в парах
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно – ориентированного обучения;
- проблемно-диалогического обучения;
- информационно- коммуникативная технология.
Методы обучения:
- создание проблемной ситуации;
-частично- поисковый;
- наглядно-иллюстративный;
- словесный
-самостоятельная работа
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные действия
I Самоопределение
к деятельности
-Доброе утро дети
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера
И я вам хочу пожелать хорошего настроения на
уроке.
Организовывают рабочее место,
эмоционально настраиваются на
урок
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками.
Личностные :проявлять
заинтересованность в
приобретении и расширении
знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению
Я думаю, что сегодняшний урок принесет вам
радость от общения друг с другом, и вы
подниметесь на ступеньку выше по знаниям. Успеха
и удачи вам!
-Садитесь
Повторим правила поведения ученика на уроке:
-Раскрасьте смайлик таким цветом, какое у вас
сейчас настроение
( дети говорят хором )
-В школу мы пришли учиться
Не лениться, а трудиться
-На уроках мы сидим
Не шумим и не кричим
-Руку тихо поднимаем,
Если спросят – отвечаем.
-дети раскрашивают смайлик
заданий.
II Актуализация
знаний и фиксация
затруднений в
деятельности
Вспомним изученные буквы
(а о у ы и е н л р п в к т с)
-Какие группы можем выделить из этих букв?
-Назовите их. Какие среди гласных букв есть
особенные? Почему? А что интересного мы знаем
про букву –е-?
-Что знаем про согласные?
-Чем отличаются гласные от согласных?
-Какую работу умеем выполнять со звуками и
буквами?
Гласные и согласные.
Дети называют (и, е)
-согласные, твердые и мягкие,
звонкие и глухие
(составляем слоги, слова и
предложения; читаем и пишем)
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе
знаний:
Регулятивные:
- выполнять учебные действия в
громкой речевой и умственной
форме,
Коммуникативные : слушать и
понимать речь других людей;
III Постановка
учебной задачи
картинки (домика и цифры 7)
-В доме живет кошка и корова.
-как мычит корова?
-а как разговаривает кошка? какие новые звуки
услышали? Кто догадался, какая тема нашего
урока?
-какие цели поставим перед собой на уроке?
Слайд 1
Дети отвечают
Звук и буква М
-познакомимся с новыми звуками и
буквой
-научимся выделять новый звук
-читать и писать слоги, слова и
предложения с новой буквой,
составлять схемы
Регулятивные:
- формулировать учебную задачу
с помощью учителя;
- планировать совместно с
учителем предстоящую работу.
Коммуникативные:
- осознавать познавательное
значение умения читать;
- ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже
известного с помощью учителя;
IV Открытие
нового знания
Знакомство с новым звуком
выделение нового звука.
1). Знакомство со звуками [м], [м'] в словах
“дом” и “семь”.
-Ребята, это дом. Его №7.
-Какие звуки вы услышали в конце слов?
Наблюдение над артикуляцией звука
Поставьте ладошку ко рту и произнесите звук м в
слове дом пронаблюдайте за артикуляционным
аппаратом (Губки создают преграду воздуху, и
воздух проходит через нос, зубы разжаты, язык
лежит свободно)
Что мы можем сказать про этот звук?
Наблюдение над артикуляцией звука
Поставьте ладошку ко рту и произнесите звук м в
слове семь пронаблюдайте за артикуляционным
аппаратом (Губки создают преграду воздуху, и
воздух проходит через нос, зубы разжаты, язык
упирается в зубы)
Что мы можем сказать про этот звук?
-дети отвечают[м], [м'].
Согласный, звонкий, твердый
Согласный, звонкий, мягкий
Регулятивные:
- выполнять учебные действия в
речевой и умственной форме,
- выделять и осознавать то, что
нужно еще усвоить;
Коммуникативные:
- вступать в сотрудничество с
учителем и одноклассниками,
Познавательные:
- понимать информацию,
представленную в знаково-
символической форме;
- осуществлять поиск необходимой
информации;
- наблюдать, сравнивать и делать
обобщение о проделанной работе,
- делать выводы.
5.Закрепление
новых знаний и
продолжение
работы по теме
урока
- работа в паре со схемами (дом –семь)
-что общего у этих слов?
-чем они отличаются?
-Дают характеристику звуков [м], [м'].
Игра «Поймай звук».
Девочки
будут
ловить
мягкий
звук,
а
мальчики
твердый звук.
(малина, мишка, мышка, метла, мама, Мила, мыло,
маки,
миска,
масло,
комар,
мир,
мох,
мальчик,
метро)
Оцените себя (пальцем)
-На слайде найдите слова в которых есть звуки [м],
[м'].
Физминутка «Твердый-мягкий» с буквой М
На полу скребется мышка
Спит в берлоге бурый мишка
Этот мишка очень мил
Только лапы он не мыл
Убежала в норку мышка
Спать залег в берлогу мишка
( спросить какие слова есть с новым звуком)
Назовите слова, в которых есть новые звуки
Затруднение
А как вы думаете, можем ли мы начать читать и
писать с новой буквой?
-Кто знает, как называется буква обозначающая
звуки [м], [м'].
-Найдем букву ЭМ на ленте букв. Где она стоит?
-На что похожа эта буква?
Попробуем изобразить букву М
Дети составляют схемы слов
(дом – семь)
(2 человека работают у доски со
схемами) Слайд 2
-дают характеристику звукам
(согласный, звонкий, может быть
мягким и твердым)
- ловят звуки хлопком
-оценивают себя
Слайд 3
Дети отвечают (мышка, мишка,
мыл, мил); показывают, как звучали
звуки (синий, зеленый цвет)
-Нет, нам с ней нужно
познакомиться.
Буква ЭМ слайд 4
-дети находят букву среди других
-на качели
Регулятивные:
- выполнять учебные действия в
речевой и умственной форме,
- выделять и осознавать то, что
нужно еще усвоить;
- учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного.
Коммуникативные:
- вступать в сотрудничество с
учителем и одноклассниками,
Познавательные:
- осуществлять поиск необходимой
информации;
- наблюдать, сравнивать и делать
обобщение о проделанной работе,
- делать выводы
Взявшись за руки мы встали
и на М похожи стали.
-Посмотрите друг на друга: вы похожи на букву М?
-Найдите букву ЭМ на картинке и обведите ее.
Сколько букв вы нашли?
Конструирование буквы из карандашей
Подготовка руки к письму:
- Пальчиковая гимнастика
(колечки, цепочки, стульчик, змейка)
Вырос высокий цветок на поляне
Утром весенним раскрыл лепестки
Всем лепесткам красоту и веселье
Дружно дают под землей корешки
-растирание карандашей в руках
Показ как пишется буква –эм- на доске
Обведите эту букву у себя на ладошке
Повторение правил посадки при письме
Пропись я свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою-
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не кручусь.
За работу я возьмусь.
Письмо буквы (м) в прописи
-откройте стр.6 прописи, какую букву будем писать
-сколько элементов у этой буквы? (3)
-есть знакомые нам элементы? – у каких букв мы их
встречали? (а,у,и,ы,н,л)
-на что похожи элементы букв в соединении?
-дети находят букву эм на картинке
и обводят ее
Выкладывают букву из карандашей
-дети выполняют гимнастику с
пальчиками
-выполняют
Слайд 5
Дети обводят на ладошке
Показывают движения
Рассматривают букву в прописи
строчную букву (м)
-волны – (обводят элементы букв и
Итог урока.
Рефлексия
-обводят элементы букв и волны
-письмо буквы (м) соединяя все элементы
-оцените себя по критерии правильность? (+ -)
- Чтение открытых и закрытых слогов с буквой
эм
На слайде
(МА МО МУ МЫ МИ МЕ УМ ЕМ
ИМ).
-какие слоги могут быть словами
-письмо слогов в прописи
оцените себя по критерии правильность? (+-)
гимнастика для глаз
-чтение слов со слайда (лама, мама, мир, мыло,
умна, рама, Рома, Мурка, Москва)
-Какое слово односложное? –двусложное?
-Какие самые дорогие для вас слова? Почему?
-Прочитайте слова в прописи (мама, мир)
- Составьте схемы этих слов (работа со схемами)
-напишите эти слова в предложение. Какое
предложение у вас получилось?
- оцените себя по критерии правильность? (+-)
Подведение итога урока:
-Ребята, какие цели мы ставили на уроке?
Достигли их?
Ответы по таблице.
Какое у вас настроение в конце урока? (смайлики)
-Я очень рада за вас.
волны)
-пишут букву (м)
-ставят +- и оценивают письмо
буквы (правильность)
- читают слоги слайд 6-14
- называют (
МЫ УМ ЕМ ИМ)
-пишут слоги
-ставят +- и оценивают письмо
буквы (правильность)
Слайд 15
-объясняют, почему выбрали это
слова
-читают слова в прописи (мама,
мир)
-читают предложение
-ставят +- оценивают(правильность)
-ставят +- и оценивают письмо
-раскрашивают
Регулятивные:
- выполнять учебные действия в
речевой и умственной форме,
- выделять и осознавать то, что
нужно еще усвоить;
Коммуникативные:
- вступать в сотрудничество с
учителем и одноклассниками,
Познавательные:
- наблюдать, сравнивать и делать
обобщение о проделанной работе,
- делать вывод