Автор: Бардина Ольга Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 3 Населённый пункт: г. Бугуруслан Наименование материала: Программа Тема: " Литературное чтение" 1 класс Школа России Раздел: начальное образование
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии:
- закона РФ-273 «Об образовании»
- базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;
-с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной
образовательной программы ОО, авторской программы Литературное чтение. Климанова, Л. Ф.
Учебный курс «Литературное чтение» 1 – 4 классы по программе УМК «Школа России» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы,
так как познание детьми литературного чтения не ограничивается рамками урока.
Содержание учебного материала
1 КЛАСС
Круг произведений для чтения
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного
народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного
возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Вводный урок
Жили-были буквы
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Сказки, загадки, небылицы
Произведения
устного
народного
творчества:
песенки,
загадки,
потешки,
небылицы
и
сказки.
Отрывки
из
сказок
А. Пушкина.
Потешки,
песенки
из
зарубежного фольклора.
Апрель, апрель! Звенит капель
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
И в шутку и всерьез
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
Я и мои друзья
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком,
Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
О братьях наших меньших
Произведения
о
взаимоотношениях
человека
с
природой,
рассказы
и
стихи
С. Михалкова,
В. Осеевой,
И. Токмаковой,
М. Пляцковского,
Г. Сапгира,
В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
Изучается во всех разделах.
Сказки народов России.
Результаты изучения курса
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, формирование потребности в систематическом
чтении как средстве познания мира и самого себя;
выпускник научится : полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и
уважать мнение собеседника;
выпускник получит возможность: познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями
классиков российской и советской детской литературы о природе, истории России, о судьбах людей, осмыслить этические представления о понятиях «добро»,
«зло», «справедливость», «отзывчивость», «честность», «ответственность», «норма», «идеал» и т. д.,;
выпускник начнёт понимать: значимость в своей жизни родственных, семейных, добрососедских и дружественных отношений, получит возможность осмыслить
понятия «дружба», «взаимопонимание», «уважение», «взаимопомощь», «любовь» и познакомится с правилами и способами общения и выражения своих чувств к
взрослым и сверстникам, на основе чего у обучающегося будет формироваться умение соотносить свои поступки и поступки героев литературных произведений с
нравственно-этическими нормами;
выпускник освоит: восприятие художеств. произведения как особого вида искусства, научится соотносить его с другими видами искусства;
выпускник полюбит: чтение худож. произведений, которые помогут ему сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор;
выпускник
приобретёт:
первичные
умения
работы
с
учебной
и
научно-популярной
литературой,
научится
находить
и
использовать
информацию
для
практической работы.
К завершению обучения на ступени начального общего образования будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый
уровень
читательской
компетентности
(чтение
и
понимание
текста),
речевого
развития,
сформированы
универсальные
действия,
отражающие
учебную
самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами интерпретации,
анализа
и
преобразования
художественных,
научно-популярных
и
учебных
текстов.
Научатся
самостоятельно
выбирать
интересующую
их
литературу,
пользоваться словарями и справочниками, включая компьютерные, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.
Обучающиеся
научатся вести
диалог
в
различных
коммуникативных
ситуациях,
соблюдая
правила
речевого
этикета,
участвовать
в
диалоге
при
обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях),
устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники
научатся декламировать стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями,
используя иллюстративный ряд.
Метапредметные результаты:
- освоение приёмов поиска нужной информации, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных
произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и др.),
-
умением высказывать и пояснять свою точку зрения, знакомство с правилами и способами взаимодействия с окружающим миром,
формирование
представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности (в том числе с использованием средств телекоммуникации), на практическом уровне
осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Предметные результаты:
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
- осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
-
осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный),
определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы
по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
- оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или
при ответе на вопрос;
-
вести
диалог
в
различных
учебных
и
бытовых
ситуациях
общения,
соблюдая
правила
речевого
этикета;
участвовать
в
диалоге
при
обсуждении
прослушанного/прочитанного произведения;
- работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность, определять значение слова по контексту);
- читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
- читать осознанно и выразительно доступные по объёму произведения;
- ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев
с нравственными нормами;
- ориентироваться в построении научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения;
делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора),
определяющие отношение автора к герою, событию;
- передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов;
- коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
- ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор
книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
- составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) литературного произведения по заданному образцу;
- самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Тема урока
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
контроль
Дата
Предметные
Метапредметные
Личностные
Жили- были буквы - 7ч.
1
Знакомство
с новым учебником
«Литературное чтение».
В. Данько «Загадочные
буквы»
(Ч. 1, с. 4–8)
Знания: научатсявладеть
понятиями «писатель», «автор»,
«произведение».
Умения: работать с
художественными текстами,
доступными для восприятия,
читать целыми словами,
понимать прочитанное,
вслушиваться, улавливать
ритмичность художественного
произведения
Регулятивные: формировать
и удерживать учебную задачу,
применять установленные правила.
Познавательные: осуществлять
поиск и выделение информации.
Коммуникативные: оформлять свои
мысли в устной
и письменной форме, слушать и
понимать речь других
Внутренняя
позиция школьника
на основе
положительного
отношения к школе,
навыки
сотрудничества в
разных ситуациях,
умение не создавать
конфликтов и
находить выходы из
спорных ситуаций
Чтение текста
2
И. Токмакова «Аля
Кляксич и буква “А”» (с.
9–10)
Знания: научатсявладеть
понятием «действующие лица»,
различать разные по жанру
произведения.
Умения: делить текст
на части, составлять картинный
план, правильно и осознанно
читать текст, отвечать на
вопросы по содержанию
художественного произведения
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в
устной форме, в том числе
творческого характера.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии для
решения коммуникативных и
познавательных задач, задавать
вопросы, строить понятные для
партнера высказывания
Мотивация учебной
деятельности
(социальная,
учебно-
познавательная и
внешняя), принятие
образа «хорошего
ученика»
Беседа по
вопросам
3
Cаша Чёрный «Живая
азбука». Ф. Кривин
«Почему «А» поётся,
а «Б» нет» (с. 11–13)
Знания: научатся
анализировать произведение по
вопросам, сочинять
продолжение истории. Умения:
читать по ролям, анализировать
и сравнивать произведения
одного раздела, выразительно
читать текст, упражняться в
темповом чтении отрывков из
Регулятивные: формировать и
удерживать учебную задачу,
применять установленные правила,
составлять план и
последовательность действий,
адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности.
Познавательные: самостоятельно
Самооценка
на основе
критериев
успешности
учебной
деятельности
Чтение
наизусть
произведений, проверять и
оценивать свои достижения (с
помощью учителя)
создавать алгоритмы деятельности
при решении проблем различного
характера.
Коммуникативные: определять
цели, функции участников, способы
взаимодействия
4
Стихотворения Г. Сап-
гира, М. Бородицкой,
И. Гамазковой
Знания: научатся понимать
организацию стихотворной
речи.
Умения: отвечать на вопросы
по содержанию, читать целыми
словами, выразительно читать
текст, передавая различные
интонации, упражняться в
темповом чтении отрывков из
произведений
Регулятивные: применять
установленные правила в
планировании способа решения,
выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её
реализации. Познавательные:
смысловое чтение; выбирать вид
чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение
и позицию
Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве и
разнообразии при-
роды, начальные
навыки адаптации в
динамично
изменяющемся
мире
Беседа по
вопросам.
5
С. Маршак «Автобус
номер двадцать шесть»
(с. 19–21)
Знания: научатся понимать
организацию стихотворной
речи, интонационно оформлять
конец предложения.
Умения: анализировать
произведение,читать текст
осознанно «про себя»,
упражняться в темповом чтении
отрывков из произведений,
определять главную мысль и
соотносить ее с содержанием
произведения, находить в
стихах слова с созвучными
окончаниями
Регулятивные: выполнять учебные
действия в материализованной,
гипермедийной, громкоречевой и
умственной формах, использовать
речь для регуляции своего действия.
Познавательные: моделировать, то
есть выделять и обобщенно
фиксировать группы существенных
признаков объектов с целью решения
конкретных задач.
Коммуникативные: задавать
вопросы, необходимые для
организации собственной
деятельности и сотрудничества с
партнёром
Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве и
разнообразии
природы,
начальные навыки
адаптации в
динамично
изменяющемся
мире, устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам
Фронтальн.
опрос.
6
Из старинных книг. Урок-
обобщение «Жили-были
буквы»
(с. 22–28)
Знания: научатся выразительно
читать произведение, вникать в
смысл прочитанного.
Умения: анализировать и
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации.
Познавательные: рефлексия
Устойчивое
следование в
поведении
социальным
Беседа по
вопросам.
сравнивать произведения
одного раздела, выделять в них
общее
и различное, развивать навыки
правильного осознанного
чтения
текста
способов и условий действий;
смысловое чтение; выбирать вид
чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии для
решения коммуникативных и
познавательных задач,
координировать и принимать
различные позиции во
взаимодействии
нормам,
самооценка на
основе критериев
успешности
учебной
деятельности,
принятие образа
«хорошего
ученика»
7
Проектная деятельность.
"Создаём город букв,
Буквы- герои сказок."
Придумать словесный портрет
буквы, придумать небольшие
сказки, героями которых
являются буквы.
Воспринимать учебное задние,
выбирать последовательность
действий, оценивать ход и результат
выполнения
Проявлять
заинтересованность
в приобретении и
расширении
знаний и способов
действий
Сказки, загадки, небылицы -7ч.
8
Е. Чарушин «Теремок»
(с. 30–37)
Знания: научатся отличать
народные сказки от авторских.
Умения: работать с
художественными текстами,
доступными для восприятия,
читать целыми словами,
понимать прочитанное,
пересказывать,
совершенствовать навыки
выразительного чтения и
пересказа
Регулятивные: отбирать адекватные
средства достижения цели
деятельности. Познавательные:
контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности,
ориентироваться в речевом потоке,
находить начало и конец
высказывания. Коммуникативные:
договариваться о распределении
функций и ролей в совместной
деятельности
Социальная
компетентность как
готовность к
решению
моральных дилемм,
осознание
ответственности
человека за общее
благополучие
Пересказ
9
Русская народная сказка
«Рукавичка»(с. 38–41)
Знания: научатся выделять в
сказке наиболее выразительные
эпизоды, воспроизводить
ситуации сказок по рисункам и
воспоминаниям.
Умения: работать с
художественными текстами,
доступными для восприятия,
читать целыми словами,
понимать прочитанное,
Регулятивные: формировать и
удерживать учебную задачу,
применять установленные правила,
принимать позиции слушателя,
читателя в соответствии с задачей.
Познавательные: осуществлять
поиск и выделение информации,
выбирать вид чтения
в зависимости от цели.
Социальная
компетентность как
готовность к
решению
моральных дилемм,
осознание
ответственности
человека за общее
благополучие
Пересказ
пересказывать с опорой
на картинку, совершенствовать
навыки выразительного чтения
и пересказа
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение
и позицию, ставить вопросы
и обращаться за помощью
10
Загадки, песенки,
потешки (с. 42–45)
Знания: научатся различать
произведения малых
фольклорных жанров. Умения:
понимать народную мудрость,
заложенную в сказках,
отгадывать загадки, самим их
придумывать, объяснять их
смысл, подбирать нужную
интонацию и ритм для чтения
небылиц и потешек,
совершенствовать навыки
выразительного чтения
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу.
Познавательные: рефлексия
способов и условий действий;
контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности,
формулировать собственное мнение и
позицию, строить монологическое
высказывание. Коммуникативные:
формулировать собственное мнение
и позицию, строить монологическое
высказывание, использовать
доступные речевые средства для
передачи своего впечатления
Мотивация учебной
деятельности
(социальная,
учебно-
познавательная и
внешняя, осознание
своей этнической
принадлежности)
Чтение
наизусть
11
Проект "Составляем
сборник загадок"
Находить в загадках слова, с
помощью которых сравнива-
ется один предмет с другим,
придумывать свои сравнения,
отгадывать загадки на основе
опорных лов, сочинять загадки
на основе подсказки, данной в
учебнике.
Воспринимать учебное задние,
выбирать последовательность
действий, оценивать ход и результат
выполнения
Проявлять
заинтересованность
в приобретении и
расширении
знаний и способов
действий
12
Небылицы. Русские
народные потешки.
Стишки и песенки из
книги «Рифмы Матушки
Гусыни» (с. 46–51)
Знания: научатся различать
произведения малых
фольклорных жанров.
Умения: подбирать нужную
интонацию и ритм для чтения
небылиц и потешек,
упражняться в темповом чтении
отрывков из произведений,
соотносить темп чтения с
содержанием прочитанного,
соотносить иллюстрацию с
содержанием текста
Регулятивные: выполнять учебные
действия в материализованной,
гипермедийной, громкоречевой и
умственной формах, использовать
речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в
устной форме, в том числе
творческого характера.
Коммуникативные: аргументировать
свою позицию и координировать её с
позициями партнёров в
Осознание своей
этнической
принадлежности,
уважительное
отношение к иному
мнению, истории и
культуре других
народов,
самооценка
на основе
критериев
успешности
Чтение
наизусть
сотрудничестве
при выработке общего решения в
совместной деятельности
учебной
деятельности
13
Сказки А. С. Пушкин.
(с. 52–53)
Знания: познакомятся
с творчеством великого
русского поэта А. С. Пушкина.
Умения: подбирать нужную
интонацию и ритм для чтения,
декламировать (наизусть)
стихотворные произведения,
высказывать свои впечатления о
прочитанном,
совершенствовать навыки
выразительного чтения
стихотворений
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу,
применять правила в планировании
способа решения.
Познавательные: поиск и выделение
необходимой информации из
различных источников в разных
формах.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии для
решения коммуникативных и
познавательных задач, ставить
вопросы, обращаться за помощью,
формулировать свои затруднения,
предлагать помощь и сотрудничество
Осознание своей
этнической
принадлежности,
самооценка на
основе критериев
успешности
учебной
деятельности
Пересказ по
картинному
плану.
14
Урок-обобщение
«Cказки, загадки,
небылицы» (с. 54–62)
Знания: научатся выразительно
читать произведение, вникать в
смысл прочитанного.
Умения: анализировать и
сравнивать произведения
различных жанров, находить
главную мысль произведения,
развивать навыки правильного
осознанного чтения текста,
ориентироваться в структуре
книги, сравнивать различные
произведения малых и больших
жанров: находить общее
и отличия
Регулятивные: выполнять учебные
действия в материализованной,
гипермедийной, громкоречевой и
умственной формах. использовать
речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера;
смысловое чтение; выбирать вид
чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: определять
общую цель и пути ее достижения,
осуществлять взаимный контроль,
адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих,
оказывать в сотрудничестве
взаимопомощь
Осознание своей
этнической
принадлежности,
самооценка
на основе
критериев
успешности
учебной
деятельности,
принятие образа
«хорошего ученика
Чтение
наизусть.
Беседа по
вопросам.
Апрель, апрель. Звенит капель!..- 4ч.
15
А. Плещеев «Сельская
песенка». А. Майков
«Весна», «Ласточка
примчалась…»
(с. 64–65)
Знания: наизусть
стихотворение (по выбору).
Умения: работать с
художественными текстами,
доступными для восприятия,
читать тексты целыми словами
с элементами слогового чтения,
находить заглавие текста,
главную мысль, называть
автора произведения, различать
в практическом плане рассказ,
стихотворение
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, определять
последовательность промежуточных
целей и соответствующих им действий с
учетом конечного результата.
Познавательные: узнавать, называть и
определять объекты и явления
окружающей действительности в
соответствии с содержанием учебных
предметов. Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и
позицию, задавать вопросы, строить
понятные для партнёра высказывания
Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве и
разнообразии
природы,
эстетические
потребности,
ценности и чувства
Чтение
наизусть
16
Т. Белозёров
«Подснежник».
С. Маршак «Апрель»
(с. 66–67)
Знания: наизусть
стихотворение (по выбору).
Умения: работать с
художественными текстами,
доступными для восприятия,
читать тексты целыми словами
с элементами слогового чтения,
находить заглавие текста,
называть автора произведения,
различать в практическом плане
рассказ, стихотворение
Регулятивные: ставить новые
учебные задачи в сотрудничестве с
учителем, адекватно использовать
речь для планирования и регуляции
своей деятельности.
Познавательные: называть
и определять объекты и явления
окружающей действительности в
соответствии с содержанием учебных
предметов.
Коммуникативные: координировать
и принимать различные позиции во
взаимодействии
Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве и
разнообразии
природы,
эстетические
потребности,
ценности и чувства
.
Внимательно
относиться к
красоте
окружающего мира.
Чтение
наизусть
17
И. Токмакова «Ручей».
Е.Трутнева «Когда это
бывает?»
(с. 68–73)
Знания: познакомятся
с произведениями
И. Токмаковой, Е. Трутневой,
уяснят ритм и мелодию
стихотворной речи, научатся
более пристально углубляться в
содержание стихотворения и
видеть красоту родной
природы. Умения: работать с
художественными текстами,
доступными для восприятия,
читать тексты целыми словами
Регулятивные: ставить новые
учебные задачи в сотрудничестве с
учителем, адекватно использовать
речь для планирования и регуляции
своей деятельности, адекватно
воспринимать предложения учителей,
товарищей, родителей и других
людей по исправлению допущенных
ошибок.
Познавательные: узнавать, называть
и определять объекты и явления
окружающей действительности в
Внимательно
относиться к
собственным
переживаниям и
переживаниям
других людей;
нравственному
содержанию
поступков.
Выполнять
правила личной
гигиены,
Фронтальн.
опрос
с элементами слогового чтения,
находить заглавие текста,
называть автора произведения,
различать в практическом плане
рассказ, стихотворение
соответствии с содержанием учебных
предметов. Коммуникативные:
проявлять активность во
взаимодействии для решения
коммуникативных и познавательных
задач
безопасного
поведения в школе,
дома, на улице, в
общественных
местах.
18
А. Майков «Христос
Воскрес!». Урок-
обобщение
Знания: познакомятся
с некоторыми традициями и
обычаями нашего народа.
Умения: приводить примеры
художественных произведений
по изученному материалу,
выразительно и осознанно
читать целыми словами,
составлять простейший рассказ
о своих впечатлениях по
прочитанному
Регулятивные: выполнять учебные
действия в материализованной,
гипермедийной, громкоречевой и
умственной формах, использовать
речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера;
смысловое чтение; выбирать вид
чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: определять
общую цель и пути ее достижения,
осуществлять взаимный контроль,
адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих,
оказывать в сотрудничестве
взаимопомощь
Целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве и
разнообразии
природы, народов,
культур и религий,
эмпатия, как
понимание чувств
других людей и
сопереживание им
Фронтальн.
опрос
И в шутку и всерьёз - 6ч
19
Весёлые стихи И.
Токмаковой, Г. Круж-
кова. (Ч. 2, с. 4–8)
Знания: познакомятся
с особенностями
юмористических произведений.
Умения: читать по ролям,
инсценировать, пересказывать
по опорным словам,
выразительно и осознанно
читать целыми словами,
составлять простейший рассказ
о своих впечатлениях по
прочитанному
Регулятивные: предвидеть уровень
усвоения знаний, его временные
характеристики.
Познавательные: самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель, использовать
общие приёмы
решения задач.
Коммуникативные: проявлять
активность во взаимодействии для
решения коммуникативных и
познавательных задач, строить
понятные для партнёра высказывания
Начальные навыки
адаптации
в динамично
изменяющемся
мире, навыки
сотрудничества
в разных ситуациях,
умение
не создавать
конфликтов и
находить выходы
из спорных
ситуаций
Фронтальн.
опрос
20
Юмористические
рассказы Н. Артюхова (с.
9–11)
Знания: научатся
прогнозировать текст,
интонацией передавать
настроение и чувства героев,
разбивать текст
на части, подбирать заголовки к
частям рассказа.
Умения: находить
в тексте слова, которые
характеризуют героев,
выразительно и осознанно
читать целыми словами
Регулятивные: выполнять учебные
действия в материализованной,
гипермедийной, громкоречевой и
умственной формах, использовать
речь для регуляции своего действия,
вносить необходимые дополнения и
изменения в план и способ действия в
случае расхождения эталона,
реального действия и его результата.
Познавательные: самостоятельно
создавать алгоритмы деятельности
при решении
Начальные навыки
адаптации
в динамично
изменяющемся
мире, навыки
сотрудничества в
разных ситуациях,
умение
не создавать
конфликтов и
находить выходы
из спорных
ситуаций
Фронтальн.
опрос
21
Весёлые стихи для
детей. (с. 12–13)
Знания: научатся оценивать
поведение героев.
Умения: наблюдать, как сам
автор относится к своим
героям, вникать в смысл
читаемых слов, находить
в тексте слова, которые
характеризуют героев,
выразительное, осознанное
чтение целыми словами
цепочкой
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу,
предвосхищать результат.
Познавательные: осуществлять
смысловое чтение, выбирать вид
чтения в зависимости от цели,
выделения существенных признаков.
Коммуникативные: адекватно
оценивать собственное поведение и
поведение окружающих, оказывать в
сотрудничестве взаимопомощь
Этические чувства,
прежде всего
доброжелательност
ь и эмоционально-
нравственная
отзывчивость
Беседа по
вопросам
22
Весёлые стихи для
детей О. Григорьева, И.
Токмакова. (с. 14–16).
Знания: научатся читать тексты
с различными речевыми
задачами: посочувствовать
герою, улыбнуться ему,
посмеяться вместе с ним
и т. д.
Умения: читать по ролям,
анализировать произведение,
делать выводы; упражняться в
темповом чтении скороговорок,
проверять чтение друг друга,
оценивать свои достижения,
оценивать свой ответ в
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации,
определять последовательность
промежуточных целей и
соответствующих им действий с
учетом конечного результата.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера;
смысловое чтение; выбирать вид
Мотивация учебной
деятельности
(социальная,
учебно-
познавательная и
внешняя, принятие
образа «хорошего
ученика»)
Чтение
наизусть
соответствии с образом
чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: строить
монологическое высказывание,
слушать собеседника
23
К. И. Чуковский
«Телефон» (с. 17–21)
Знания: познакомятся с
произведением
К. И. Чуковского, научатся
читать тексты
с различными речевыми
задачами.
Умения: подбирать нужную
интонацию
и ритм для чтения,
декламировать (наизусть)
стихотворные произведения;
высказывать свои впечатления о
прочитанном,
совершенствовать навыки
выразительного чтения
стихотворений
Регулятивные: применять
установленные правила в
планировании способа решения,
выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её
реализации.
Познавательные: смысловое чтение;
выбирать вид чтения в зависимости
от цели, понимать фактическое
содержание текста.
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение
и позицию, воспринимать мнение
сверстников о прочитанном
произведении
Мотивация учебной
деятельности
(социальная,
учебно-
познавательная и
внешняя, принятие
образа «хорошего
ученика»)
Фронтальн.
опрос
24
М. Пляцковский
«Помощник».
Урок-обобщение по теме
«И в шутку и всерьёз»
(с. 22–28)
Знания: научатся выборочному
чтению отрывков, которые
являются ответом на заданные
вопросы, соотносить свои
взгляды на поступки героев со
взглядами друзей и взрослых.
Умения: работать
в группе; находить общее в
прочитанных произведениях,
выразительно и осознанно
читать целыми словами,
отвечать на вопросы, оценивать
свои знания
и умения (ориентироваться в
структуре учебника, в
изученном разделе)
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации,
выполнять учебные действия в
материализованной, гипермедийной,
громкоречевой и умственной формах,
использовать речь для регуляции
своего действия.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера;
смысловое чтение; выбирать вид
чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: определять
общую цель и пути ее достижения,
осуществлять взаимный контроль,
Осознание
ответственности
человека за общее
благополучие,
самостоятельность
и личная
ответственность за
свои поступки
Фронтальн.
опрос
адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих,
оказывать в сотрудничестве
взаимопомощь
Я и мои друзья -7ч.
25
Ю. Ермолаев «Лучший
друг». Е. Благинина
«Подарок» (с. 30–33)
Знания: познакомятся
с произведениями
Ю. Ермолаевой, Е. Благининой,
научатсячитать прозаические
тексты. Умения: выделять
главное, соотносить его с той
или иной интонацией, читать по
ролям, пересказывать текст,
выразительно и осознанно
читать целыми словами
Регулятивные: предвидеть
возможности получения конкретного
результата при решении задачи.
Познавательные: самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель.
Коммуникативные: координировать
и принимать различные позиции во
взаимодействии, использовать
доступные речевые средства для
передачи своего впечатления
Навыки
сотрудничества в
разных ситуациях,
умение не создавать
конфликтов и
находить выход из
спорных ситуаций,
этические чувства,
прежде всего
доброжелательност
ь и эмоционально-
нравственная
отзывчивость
Беседа по
вопросам
26
В. Орлов «Кто пер-
вый?». С. Михалков
«Бараны» (с. 34–36)
Знания: познакомятся
с произведениями В. Орлова, С.
Михалкова;
с разными способами выхода из
конфликтной ситуации.
Умения: читать выразительно
по ролям, работать с
иллюстрациями, находить
главную мысль в произведении,
развивать навык
самостоятельного чтения,
отрабатывать навык
употребления в речи вежливых
слов
Регулятивные: определять
последовательность промежуточных
целей и соответствующих им
действий с учетом конечного
результата, составлять план и
последовательность действий.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения
задач, устанавливать причинно-
следственные связи.
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию,
адекватно оценивать собственное
поведение
и поведение окружающих
Навыки
сотрудничества в
разных ситуациях,
умение не создавать
конфликтов и
находить выход из
спорных ситуаций,
этические чувства,
прежде всего
доброжелательност
ь и эмоционально-
нравственная
отзывчивость
Индивид.
опрос
27
Р. Сеф «Совет». В.
Берестов «В магазине
игрушек». В. Орлов
«Если дружбой
дорожить…»
Знания: познакомятся
с новыми авторами
и их произведениями
о дружбе, сформулируют
правила сохранения дружеских
Регулятивные: составлять план и
последовательность действий,
адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности.
Социальная
компетентность как
готовность к
решению
моральных дилемм,
Фронтальн.
опрос
(с. 37–38)
отношений.
Умения: читать выразительно и
с правильной интонацией,
выразительно и осознанно
читать целыми словами;
отрабатывать навык
употребления в речи вежливых
слов; соотносить содержание
произведения с пословицами
Познавательные: самостоятельно
создавать алгоритмы деятельности
при решении проблем различного
характера.
Коммуникативные: адекватно
оценивать собственное поведение и
поведение окружающих, оказывать в
сотрудничестве взаимопомощь
устойчивое
следование
в поведении
социальным
нормам, начальные
навыки адаптации в
динамично
изменяющемся
мире, этические
чувства, прежде
всего
доброжелательност
ь и эмоционально-
нравственная
отзывчивость
28
И. Пивоварова
«Вежливый ослик»
(с. 39–40)
Знания: познакомятся
с произведениями И.
Пивоваровой, А. Барто,
научатся употреблять в речи
вежливые слова, овладеют
элементами речевого этикета,
научатся понимать
иронический смысл некоторых
выражений. Умения:
осуществлять вежливые
взаимоотношения с
окружающими -
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации.
Познавательные: самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цел
ь,
использовать
общие приёмы решения задач.
Коммуникативные: формулировать
собственное мнение и позицию,
задавать вопросы, строить понятные
для партнёра высказывания
Осознание
ответственности
человека за общее
благополучие,
самостоятельность
и личная
ответственность за
свои поступки
Чтение
наизусть
29
Я. Аким «Моя родня». С.
Маршак «Хороший день»
(с. 41–47)
Знания: познакомятся
с произведениями
Я. Акима, С. Маршака, научатся
определять главную мысль
произведения, отвечать на
вопросы по тексту.
Умения: характеризовать
особенности прослушанного
произведения (определять
жанр, описывать поведение и
характеры героев, и т. д.);
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу,
адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения
задач, осознанно
и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера;
Этические чувства,
прежде всего
доброжелательност
ь
и эмоционально-
нравственная
отзывчивость
Беседа по
вопросам
формировать вежливые
взаимоотношения с
окружающими
смысловое чтение; выбирать вид
чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: договариваться
о распределении функций и ролей в
совместной деятельности
30
М. Пляцковский
«Сердитый дог Буль».
Ю. Энтин «Про дружбу»
(с. 48–49)
Знания: познакомятся
с произведениями
М. Пляцковского и Ю. Энтина,
научатся определять главную
мысль произведения,
аргументировать своё мнение, с
привлечением текста
произведения, отвечать на
вопросы по тексту.
Умения: характеризовать
особенности прослушанного
произведения (определять
жанр, описывать поведение
и характеры героев,
и т. д.); формировать вежливые
взаимоотношения с
окружающими
Регулятивные: ставить новые
учебные задачи в сотрудничестве с
учителем, принимать и понимать
алгоритм выполнения заданий.
Познавательные: осознанно и
произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера.
Коммуникативные: разрешать
конфликты на основе учёта интересов
и позиций всех участников,
принимать участие в обсуждении
содержания прочитанного, следить за
действиями других участников в
процессе коллективной деятельности
Социальная
компетентность как
готовность к
решению
моральных
дилемм, устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам
Беседа по
вопросам
31
Из старинных книг. Урок-
обобщение
«Я и мои друзья»
(с. 50–54)
Знания: научатся выделять
особенности произведения,
устанавливать общие черты и
различия, обосновывать своё
мнение, различать
противоположные качества
людей.
Умения: читать вдумчиво и
осознанно, формулировать
личную оценку поступков
героев прочитанных
произведений; выразительно и
осознанно читать целыми
словами; отрабатывать навык
употребления в речи вежливых
слов
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации,
выполнять учебные действия в
материализованной, гипермедийной,
громкоречевой и умственной формах,
использовать речь для регуляции
своего действия.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера;
смысловое чтение; выбирать вид
чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: определять
общую цель и пути ее достижения,
осуществлять взаимный контроль,
Осознание
ответственности
человека за общее
благополучие,
самостоятельность и
личная
ответственность за
свои поступки,
этические чувства,
прежде всего
доброжелательность
и эмоционально-
нравст
венная
отзывчивость,
социальная
компетентность как
готовность к
решению
Тематическ.
адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих,
оказывать в сотрудничестве
взаимопомощь
моральных дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам
О братьях наших меньших- 5ч.
32
С. Михалков «Трезор».
Р. Сеф «Кто любит
собак…» (с. 56–59)
Знания: познакомятся
с произведениями
С. Михалкова и Р. Сефа,
научатся анализировать
события текста, их
последовательность.
Умения: читать целыми
словами, с элементами
слогового чтения, понимать
содержание прочитанного,
пересказывать текст своими
словами и с опорой на
картинку, упражняться в
темповом чтении отрывков из
произведений, развивать навык
самостоятельного чтения
Регулятивные: ставить новые
учебные задачи в сотрудничестве с
учителем, предвосхищать результат.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера.
Коммуникативные: определять
общую цель и пути ее достижения,
адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих
Этические чувства,
прежде всего
доброжелатель-
ность
и эмоционально-
нравственная
отзывчивость
Беседа по
вопросам
33
В. Осеева «Собака
яростно лаяла» (с. 60–
61)
Знания: познакомятся
с произведением В. Осеевой,
научатся видеть в тексте
прямые и скрытые авторские
вопросы, освоят основные
нравственно-этические
ценности взаимодействия с
окружающим миром. Умения:
делить текст на смысловые
части,составлять план,
пересказывать текст по
картинному плану, работать с
иллюстрациями, анализировать
положительные и отрицатель-
ные действия героев,
выразительно и осознанно
читать целыми словами
Регулятивные: ставить новые
учебные задачи в сотрудничестве с
учителем, выполнять учебные
действия в материализованной,
гипермедийной, громкоречевой и
умственной формах, использовать
речь для регуляции своего действия.
Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера.
Коммуникативные: определять
общую цель и пути ее достижения,
адекватно оценивать собственное
поведение
и поведение окружающих
Социальная
компетентность как
готовность к
решению
моральных дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам
Пересказ
34
И. Токмакова «Купите
Знания: познакомятся
Регулятивные: составлять план и
Социальная
Чтение
собаку» (с. 62–64)
с произведением
И. Токмаковой, научатся
отличить художественный текст
от научно-популярного, видеть
главную мысль произведения.
Умения: отвечать на вопросы,
анализировать тон, настроение
произведения, рассказывать о
прочитанном, аргументировать
своё мнение с привлечением
текста произведения или других
источников,выразительно,
осознанно читать целыми
словами
последовательность действий,
адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности.
Познавательные: использовать
общие приёмы решения задач,
работать с учебником,
ориентироваться в нем по
содержанию (оглавлению) и с
помощью значков.
Коммуникативные: координировать
и принимать различные позиции во
взаимодействии
компетентность как
готовность
к решению
моральных дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным нор-
мам, осознание
ответственности
человека за общее
благополучие,
гуманистическое
сознание
наизусть
35
М. Пляцковский «Цап
Царапыч». Г. Сапгир
«Кошка» (с. 65–67)
Знания: познакомятся
с произведениями
М. Пляцковского,
Г. Сапгира, научатся отличать
художественный текст от
научно-популярного, видеть
главную мысль произведения.
Умения: отвечать на вопросы,
анализировать тон, настроение
произведения, рассказывать о
прочитанном, аргументировать
своё мнение с привлечением
текста произведения
Регулятивные: формулировать и
удерживать учебную задачу,
адекватно использовать речь для
планирования и регуляции своей
деятельности.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения
задач, осознанно
и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера;
смысловое чтение; выбирать вид
чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: договариваться
о распределении или других
источников; выразительно, осознанно
читать целыми словами
Социальная
компетентность как
готовность к
решению
моральных дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам, осознание
ответственности
человека за общее
благополучие,
гуманистическое
сознание функций и
ролей в совместной
деятельности
Чтение
наизусть
Беседа по
вопросам
36
В. Берестов «Лягушата».
В. Лунин «Никого
не обижай» (с. 68–70)
Знания: познакомятся
с произведениями В. Берестова
и В. Лунина, научатся отличить
художественный текст от
научно-популярного, видеть
главную мысль произведения.
Умения: отвечать на вопросы,
Регулятивные: применять
установленные правила в
планировании способа решения.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения
задач, осознанно и произвольно
строить сообщения в устной и
Социальная
компетентность как
готовность к
решению
моральных дилемм,
устойчивое
следование в
Пересказ с
опорой на
иллюстр.
анализировать тон, настроение
произведения, рассказывать
о прочитанном,
аргументировать своё мнение
с привлечением текста
произведения или других
источников, находить заглавие
текста, называть автора
произведения, различать
в практическом плане рассказ,
стихотворение, декламировать
наизусть
письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского
характера; смысловое чтение;
выбирать вид чтения в зависимости
от цели.
Коммуникативные: адекватно
оценивать собственное поведение и
поведение окружающих, оказывать в
сотрудничестве взаимопомощь;
соблюдать правила речевого этикета
поведении
социальным
нормам, осознание
ответственности
человека за общее
благополучие,
гуманистическое
сознание
37, 38
Михалков «Важный
совет». Д. Хармс
«Храбрый ёж».
Н. Сладков «Лисица и
ёж» (с. 71–73)
Обучающийся научится
находить заглавие, называть
автора. Обучающийся получит
возможность научиться делить
текст на части; составлять план.
Коммуникативные : Вступать в
диалог, сотрудничать с товарищами
при выполнении заданий в паре,
участвовать в коллективном
обсуждении учебной проблемы.
Регулятивные: применять
установленные правила в
планировании способа решения.
Познавательные: ориентироваться в
разнообразии способов решения
задач, осознанно и произвольно
строить сообщения в устной и
письменной форме, в том числе
творческого и исследовательского
характера; смысловое чтение;
выбирать вид чтения в зависимости
от цели.
Чтение
наизусть
39
Проверка техники
чтения.
Совершенствовать все стороны
навыка чтения, прежде всего
осмысленность.
Совершенствовать
ознакомительный и поисковый
способы чтения.
Формировать изучающий способ
чтения.
– Принимать и выполнять поставленную
учебную задачу. (– Формировать
способность к самоконтролю. ( Р. )
– Ориентироваться в статье. ( П-1. )
–– Вступать в общение, выражать свою
точку зрения, слушать другого, соблюдать
правила общения. ( К. )
– Аргументировать высказывания. ( К. )
– Формировать
положительную
мотивацию к чтению
детских книг и
журналов. ( Л. )
– Развивать
способность к
рефлексии. ( Л. )
Контроль
техники
чтения
– Формировать навыки сотрудничества.
( К. )
40
Из старинных книг.
Обобщение по теме
«О братьях наших
меньших» (с. 74–78)
Знания: научатся сопоставлять
произведения на одну и ту же
тему, выделять их особенности.
Умения: приводить примеры
художественных произведений
по изученному материалу,
составлять собственные
рассказы на заданную тему,
анализировать положительные
и отрицательные действия
героев, выразительно и
осознанно читать целыми
словами
Регулятивные: выбирать действия в
соответствии с поставленной задачей
и условиями ее реализации,
выполнять учебные действия в
материализованной, гипермедийной,
громкоречевой и умственной формах,
использовать речь для регуляции
своего действия.
Познавательные: осознанно и
произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского характера;
смысловое чтение; выбирать вид
чтения в зависимости от цели.
Коммуникативные: определять
общую цель и пути ее достижения,
осуществлять взаимный контроль,
адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих,
оказывать в сотрудничестве
взаимопомощь, осуществлять
взаимный контроль
Социальная
компетентность как
готовность к
решению
моральных дилемм,
устойчивое
следование в
поведении
социальным
нормам, осознание
ответственности
человека за общее
благополучие,
гуманистическое
сознание, принятие
образа «хорошего
ученика» -
Беседа по
вопросам