Система духовно-нравственного воспитания в Детской школе искусств
Автор: Гимро Янина Владимировна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №1" Населённый пункт: город Южно-Сахалинск Сахалинская область Наименование материала: статья Тема: Система духовно-нравственного воспитания в Детской школе искусств Раздел: дополнительное образование
города Южно-Сахалинска
« Система духовно- нравственного воспитания
в Детской школе искусств »
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем
оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – делом лѐгким.
И тем понятнее и легче кажется оно,
чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
Почти все признают, что воспитание требует терпения…
но весьма немногие пришли к убеждению,
что кроме терпения, врождѐнной способности и навыка
необходимы ещѐ и специальные знания.
К.Д. Ушинский
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании»
воспитание
рассматривается
как
целенаправленная
деятельность,
ориентированная
на
создание
условий
для
формирования
духовно-нравственной
личности,
интеграции
личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина,
интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование
этого общества
1
.
Понимание воспитания как педагогически рационального управления процессом
развития личности ребенка находит свое отражение в
Федеральном государственном
стандарте общего образования второго поколения, реализуемом на основе Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также в
Федеральных
государственных
требованиях
к
минимуму
содержания,
структуре
и
условиям
реализации
дополнительных
предпрофессиональных
общеобразовательных
программ в области искусств.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём Послании Федеральному
Собранию
Российской
Федерации
12
декабря
2013
года
отмечал:
«мы
знаем
всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего
многонационального
народа
и
с
учетом
этого
должны
выстраивать
государственную
политику, в том числе в сфере образования. Нам нужны школы, которые не просто учат,
что чрезвычайно важно…, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны -
впитавших ее ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих
высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить».
2
6 сентября 2014 года Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал
распоряжение об утверждении Концепции дополнительного образования детей, в которой
ясно говорится о том, что: «Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать
превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее
самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с
формирования
мотивации
к
познанию,
творчеству,
труду,
спорту,
приобщению
к
ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа».
3
В системе
дополнительного образования детские школы искусств
выполняют
особые функции:
с одной стороны, они являются первой ступенью профессионального
образования
в
сфере
культуры
и
искусства,
с
другой
–
представляют
собой
вид
образовательного
учреждения,
деятельность
которого
направлена
на
развитие
общехудожественных
компетенций,
творческих
способностей,
социального
и
1
п. 2 . ст. 14 Закона РФ «Об образовании»
2
«
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» 12.12.2013 г. kremlin
3
«Концепция
развития дополнительного образования детей».Утверждена Распоряжением Правительства РФ от
04.09.14г. № 1726 iroski
профессионального самоопределения детей и юношества. Вместе с тем, нельзя забывать
еще об одной важной функции, которую должна выполнять детская школа искусств -
воспитательной.
16 июня 2014 годаучастники парламентских слушаний, в число которых, наряду с
депутатами
Государственной
Думы,
представителми
Администрации
Президента
РФ,
федеральных
органов
исполнительной
власти
вошли
руководители
образовательных
организаций, реализующих образовательные программы в сфере культуры и искусств,
деятели культуры. Всесторонне обсудив вопросы реализации Федерального закона «Об
образовании
в
Российской
Федерации»
в
сфере
художественного
образования
и
перспектив
развития
художественного
образования
в
контексте
проекта
Основ
государственной
культурной
политики
эксперты
отметили,
что:
«…Очень
важно
признавать
приоритетность
образовательной, воспитательной
роли
культуры
и
искусства , всемерно поддерживать и развивать просветительскую миссию культуры».
4
Вот почему воспитательная работа на современном этапе, несомненно,
должна
занимать одно из первых по значимости мест в детской школе искусств.
Воспитание искусством – это особая нравственная практика человека.
Известный
пианист
Фейнберг С.
Таким
образом
расставлял
свои
приоритеты
в
воспитании
музыканта: «Сначала
Человек,
потом
Художник,
затем
Музыкант,
а
лишь
потом
Исполнитель на фортепиано».
Учитывая специфику Детской музыкальной школы с ее ограниченной
возможностью использования свободного детского времени, педагогический коллектив
МБОУДОД «ДМШ №1» города Южно-Сахалинска выстраивает такую воспитательную
систему, которая неразрывно связана с учебным процессом, и в которой само искусство
становится узловым моментом и стяжкой воспитательной и учебной работы.
В этом
случае школа как социальный организм становится для ребенка воспитательной средой,
объединяющей
урочную,
внеклассную
и
внешкольную
деятельность
в
единый
образовательный цикл (одно из требований ФГТ).
К основным аспектам воспитательной системы ДМШ №1 относятся:
Содержательный
аспект
включает
научное
осмысление
и
разработку
методологии
и
содержания,
формирование
системы
воспитания
детей
в
современных условиях.
Возрастной
аспект
дает
возможность
выстроить
(содержательно
и
организационно) комплекс мероприятий для разных возрастных групп детей.
Институциональный аспект предполагает развитие сотрудничества ДМШ с
органами исполнительной власти и местного самоуправления, общественными
объединениями
и
организациями,
средствами
массовой
информации;
Поскольку именно семья является основой формирования системы жизненных
ценностей и отношений ребенка, важен комплекс мер социально-культурного,
педагогического
и
духовно-нравственного
сопровождения
семьи
на
разных
этапах ее развития.
Кадровый аспект предусматривает поэтапную реализацию системы мер по
просвещению,
подготовке
и
переподготовке
преподавателей
в
вопросах
воспитания детей.
Организационный
аспект
обеспечивает
выполнение
комплексно-целевых
программ по воспитанию обучающихся на различных уровнях.
Управленческий
аспект обеспечивает
системное
управление
через
определенные ценностные ориентации участников образовательного процесса,
формирование единства их устремлений к результату (базовым национальным
ценностям), обозначенному в нормативных документах РФ.
Основные направления воспитательной работы ДМШ №1.
4
«Рекомендации Парламентских слушаний» от 16.06.2014г. iroski
- Внешние контакты с массовой аудиторией предполагают участие наших детей в
городских,
областных
и
международных
конкурсах
и
ф естивалях
детского
художественного творчества. Благотворно влияют на формирование толерантности детей и
качество
общения
организация
совместных
концертов,
выставок
художественного
творчества,
презентаций
в
общеобразовательных
школах
и
детских
дошкольных
учреждениях.
Цикл встреч с интересными людьми «Знакомьтесь…», представителями органов управления п\р
Луговое, сахалинскими поэтами, исполнителями, выпускниками школы и др.
-Благотворительная деятельность . Источать благо, творить благие дела можно в
любом возрасте; истинное золото и богатство – сердце человека. Формы: концерты для
инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, концертные программы для детей
детских
домов,
для
детей
исправительных
учреждений.
Воспитательные
принципы:
установка на бескорыстное дарение себя и своего таланта людям, адресность выступлений
Полученный положительный тонус, понимание значимости дела, которым ребенок
занимается, повышает учебную мотивацию. Одновременно расширяется музыкальный
кругозор, пополняется репертуарная копилка, шлифуется исполнительское мастерство.
- Внедрение "гражданско-патриотической
и духовной тематики" . Участие в
фестивалях патриотической песни, Областном детско-юношеском фестивале «Пасхальная
весна на Сахалине».
Повышение воспитательного потенциала учебных занятий и
внеурочных мероприятий через расширение и углубление репертуарного и программного
материала, отражающего историю и культуру Отечества, родного края и др.
-
Семейное воспитание.
Мотивация детей к учебе поднимается тогда, когда ребенок
чувствует искреннюю заинтересованность родителей его художественной деятельностью.
Эффективными формами сотрудничества с родителями являются:
семейные «конкурсы», встречи, семейные дуэты;
сольное
пение
родителей
под
аккомпанемент
ребенка,
ансамбль
детей
и
родителей (участие родителей в концертах приобретает различные формы:
игра на блок-флейте, гитаре, вокальные дуэты, ансамбли с ребенком и т.п.);
Преимущество таких форм работы в их вариативности, элементарности, практичности,
воспитательном и психологическом эффекте.
-
Воспитательная
функция
концертной
деятельности
внутри
школы
(внутришкольная
филармония). Воспитательный момент филармонии очень силен в
силу продумывания тематики встреч, форм организации общения с детьми. Формируются
корпоративная культура и воспитывающие отношения.
Мощным
резервом
воспитательной
системы
и
наглядным
примером
для
детей
творческого
взаимодействия
и
сотрудничества
являются творческие
коллективы
учащихся и преподавателей .
Главная воспитательная задача, которую ставят перед собой наши преподаватели -
максимально
поддержать
ребенка
в
определении
его
ценностей
и
смыслов,
целей
и
возможностей, чтобы, в дальнейшем, он смог самостоятельно выбирать пути преодоления
жизненных
препятствий
и
проблем,
сохраняя
человеческое
достоинство,
одаривая
окружающих своим талантом, идеями, сотворческими устремлениями.
РЕЗУЛЬТАТ воспитательной работы заключен в словах великого русского педагога
Сухомлинского
В.А.:
«Жизнь
убедила:
первый
и
наиболее
ощутимый
результат
воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над
вопросом:
что
во
мне
хорошего
и
что
плохого?».
Воспитание,
побуждающее
к
самовоспитанию, – это и есть, по нашему глубокому убеждению, настоящее воспитание.
Использованная литература:
1.
К.Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. Москва.1996 г.
2.
В.А. Сухомлинский. Как воспитать настоящего человека. Москва.1989г.
3.
Воспитательный процесс: изучение эффективности (ред.Е.Н. Степанова). М., 2005 г
4.
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов на Дону, 2002г