Напоминание

Система духовно-нравственного воспитания в Детской школе искусств


Автор: Гимро Янина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №1"
Населённый пункт: город Южно-Сахалинск Сахалинская область
Наименование материала: статья
Тема: Система духовно-нравственного воспитания в Детской школе искусств
Раздел: дополнительное образование





Назад





Гимро Янина Владимировна

преподаватель МБОУДОД «ДМШ №1»

города Южно-Сахалинска
«
Система духовно- нравственного воспитания

в Детской школе искусств »
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – делом лѐгким. И тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения… но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождѐнной способности и навыка необходимы ещѐ и специальные знания. К.Д. Ушинский В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для формирования духовно-нравственной личности, интеграции личности в национальную и мировую культуру, формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества 1 . Понимание воспитания как педагогически рационального управления процессом развития личности ребенка находит свое отражение в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения, реализуемом на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также в Федеральных государственных требованиях к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года отмечал: «мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учетом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования. Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно…, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны - впитавших ее ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить». 2 6 сентября 2014 года Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении Концепции дополнительного образования детей, в которой ясно говорится о том, что: «Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа». 3 В системе дополнительного образования детские школы искусств выполняют особые функции: с одной стороны, они являются первой ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства, с другой – представляют собой вид образовательного учреждения, деятельность которого направлена на развитие общехудожественных компетенций, творческих способностей, социального и 1 п. 2 . ст. 14 Закона РФ «Об образовании» 2 « Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» 12.12.2013 г. kremlin 3 «Концепция развития дополнительного образования детей».Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 04.09.14г. № 1726 iroski
профессионального самоопределения детей и юношества. Вместе с тем, нельзя забывать еще об одной важной функции, которую должна выполнять детская школа искусств - воспитательной. 16 июня 2014 годаучастники парламентских слушаний, в число которых, наряду с депутатами Государственной Думы, представителми Администрации Президента РФ, федеральных органов исполнительной власти вошли руководители образовательных организаций, реализующих образовательные программы в сфере культуры и искусств, деятели культуры. Всесторонне обсудив вопросы реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в сфере художественного образования и перспектив развития художественного образования в контексте проекта Основ государственной культурной политики эксперты отметили, что: «…Очень важно признавать приоритетность образовательной,
воспитательной

роли

культуры

и

искусства
, всемерно поддерживать и развивать просветительскую миссию культуры». 4 Вот почему воспитательная работа на современном этапе, несомненно, должна занимать одно из первых по значимости мест в детской школе искусств. Воспитание искусством – это особая нравственная практика человека. Известный пианист Фейнберг С. Таким образом расставлял свои приоритеты в воспитании музыканта: «Сначала Человек, потом Художник, затем Музыкант, а лишь потом Исполнитель на фортепиано». Учитывая специфику Детской музыкальной школы с ее ограниченной возможностью использования свободного детского времени, педагогический коллектив МБОУДОД «ДМШ №1» города Южно-Сахалинска выстраивает такую воспитательную систему, которая неразрывно связана с учебным процессом, и в которой само искусство становится узловым моментом и стяжкой воспитательной и учебной работы. В этом случае школа как социальный организм становится для ребенка воспитательной средой, объединяющей урочную, внеклассную и внешкольную деятельность в единый образовательный цикл (одно из требований ФГТ). К основным аспектам воспитательной системы ДМШ №1 относятся: 
Содержательный

аспект
включает научное осмысление и разработку методологии и содержания, формирование системы воспитания детей в современных условиях. 
Возрастной

аспект
дает возможность выстроить (содержательно и организационно) комплекс мероприятий для разных возрастных групп детей. 
Институциональный аспект
предполагает развитие сотрудничества ДМШ с органами исполнительной власти и местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, средствами массовой информации; Поскольку именно семья является основой формирования системы жизненных ценностей и отношений ребенка, важен комплекс мер социально-культурного, педагогического и духовно-нравственного сопровождения семьи на разных этапах ее развития. 
Кадровый аспект
предусматривает поэтапную реализацию системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке преподавателей в вопросах воспитания детей. 
Организационный

аспект
обеспечивает выполнение комплексно-целевых программ по воспитанию обучающихся на различных уровнях. 
Управленческий

аспект
обеспечивает системное управление через определенные ценностные ориентации участников образовательного процесса, формирование единства их устремлений к результату (базовым национальным ценностям), обозначенному в нормативных документах РФ.
Основные направления воспитательной работы ДМШ №1.
4 «Рекомендации Парламентских слушаний» от 16.06.2014г. iroski

- Внешние контакты с массовой аудиторией предполагают участие наших детей в

городских,

областных

и

международных

конкурсах

и

ф
естивалях детского художественного творчества. Благотворно влияют на формирование толерантности детей и качество общения организация совместных концертов, выставок художественного творчества, презентаций в общеобразовательных школах и детских дошкольных учреждениях. Цикл встреч с интересными людьми «Знакомьтесь…», представителями органов управления п\р Луговое, сахалинскими поэтами, исполнителями, выпускниками школы и др.
-Благотворительная деятельность
. Источать благо, творить благие дела можно в любом возрасте; истинное золото и богатство – сердце человека. Формы: концерты для инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны, концертные программы для детей детских домов, для детей исправительных учреждений. Воспитательные принципы: установка на бескорыстное дарение себя и своего таланта людям, адресность выступлений Полученный положительный тонус, понимание значимости дела, которым ребенок занимается, повышает учебную мотивацию. Одновременно расширяется музыкальный кругозор, пополняется репертуарная копилка, шлифуется исполнительское мастерство. -
Внедрение "гражданско-патриотической

и духовной тематики"
. Участие в фестивалях патриотической песни, Областном детско-юношеском фестивале «Пасхальная весна на Сахалине». Повышение воспитательного потенциала учебных занятий и внеурочных мероприятий через расширение и углубление репертуарного и программного материала, отражающего историю и культуру Отечества, родного края и др. -
Семейное воспитание.
Мотивация детей к учебе поднимается тогда, когда ребенок чувствует искреннюю заинтересованность родителей его художественной деятельностью. Эффективными формами сотрудничества с родителями являются:  семейные «конкурсы», встречи, семейные дуэты;  сольное пение родителей под аккомпанемент ребенка, ансамбль детей и родителей (участие родителей в концертах приобретает различные формы: игра на блок-флейте, гитаре, вокальные дуэты, ансамбли с ребенком и т.п.); Преимущество таких форм работы в их вариативности, элементарности, практичности, воспитательном и психологическом эффекте.
-

Воспитательная

функция

концертной

деятельности

внутри

школы

(внутришкольная

филармония).
Воспитательный момент филармонии очень силен в силу продумывания тематики встреч, форм организации общения с детьми. Формируются корпоративная культура и воспитывающие отношения. Мощным резервом воспитательной системы и наглядным примером для детей творческого взаимодействия и сотрудничества являются
творческие

коллективы

учащихся и преподавателей
. Главная воспитательная задача, которую ставят перед собой наши преподаватели - максимально поддержать ребенка в определении его ценностей и смыслов, целей и возможностей, чтобы, в дальнейшем, он смог самостоятельно выбирать пути преодоления жизненных препятствий и проблем, сохраняя человеческое достоинство, одаривая окружающих своим талантом, идеями, сотворческими устремлениями. РЕЗУЛЬТАТ воспитательной работы заключен в словах великого русского педагога Сухомлинского В.А.: «Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого?». Воспитание, побуждающее к самовоспитанию, – это и есть, по нашему глубокому убеждению, настоящее воспитание.
Использованная литература:
1. К.Д. Ушинский. Человек как предмет воспитания. Москва.1996 г. 2. В.А. Сухомлинский. Как воспитать настоящего человека. Москва.1989г. 3. Воспитательный процесс: изучение эффективности (ред.Е.Н. Степанова). М., 2005 г 4. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. Ростов на Дону, 2002г


В раздел образования