Напоминание

"Древо жизни"


Автор: Насырова Елена Леонидовна
Должность: методист
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Центр детского творчества "Исток" ГО г.Уфа республики Башкортостан
Населённый пункт: г.Уфа
Наименование материала: методическая разработка плана-конспекта занятия по ткачеству
Тема: "Древо жизни"
Раздел: дополнительное образование





Назад




1
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ТКАЧЕСТВУ
Тема:
«Древо жизни»
Педагог:
Насырова Е.Л.,


«15 »мая 2010 года Возраст детей: 12-17 лет
Объединения:
«Композиция».
Тип занятия:
комбинированный: закрепление изученного материала и усвоение новых знаний.______________________________________________
Форма проведения:
интегрированное занятие с практической работой._____
Ц е л ь :
Обучить учащихся лучевому виду ткачества, закрепить ранее полученные знания о паласном плетении, научить украшать, применяя декоративные элементы.
Задачи:

Обучающие:
 Повторить ранее полученные знания о традиционном башкирском ткачестве – паласном плетении;  Научить учащихся лучевому ткачеству;  Познакомить учащихся с символикой башкирского декоративно- прикладного искусства;  Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение действий.
Развивающие:
 Обогатить словарный запас учащихся;  Ставить и разрешать проблемы;  Определять и объяснять понятия;  Учить обобщать и синтезировать;  Учить сравнивать, строить аналогии;  Способствовать развитию мышления, воображения и фантазии детей;  Развивать двигательную сноровку, соразмерность движений и т.д.;  Учить овладевать моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями.
Воспитательные:

2  Формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические, патриотические качества личности;  Воспитывать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, бережное отношение к традициям народного творчества;  Воспитывать чувство гражданской гордости за республику, в которой живёшь.
Оборудование:
Наглядность: композиция «Древо жизни» для коллективной работы (дерево из шнурков, в последствии украшенное солярными знаками), предметы народного быта.____________________________________________________ ТСО: мультимедийная установка, диск, ноутбук._________________________ Раздаточный материал: схемы лучевого плетения, словарик начинающего ткача (Приложение VI).__________________________________________ Материалы: круглые рамки (из гофрированного картона) для ткачества с натянутой основой, шнурки, нитки для вязания, клей.___________________ Инструменты: ножницы, иглы, крючки.________________________________
План занятия:
1.Организационный этап - 10 мин. 2. Введение новых знаний - 15 мин. 3. Практическая часть – 5 мин. 4. Релаксация - 2-3 мин. 5. Самостоятельная работа 45 мин. (инструктаж по ТБ, физкультминутка – 1 мин.) 6. Подведение итогов - 5-7 мин. 7. Заключение - 5 мин.
Ход занятия:

1. Организационный момент:
 приветствие;  проверка рабочего места;  сообщение темы и плана занятия;  актуализация темы;  краткий обзор предыдущего занятия: мультимедийный показ о развитии и возрождении шпалерного искусства (Приложение I);  повторение пройденной терминологии: -
гобелен
– тканые картины; -
шпалера
– тканые ковры, занавеси для укрытия стен, простенков;
3 -
паласное

плетение


основной вид ткачества башкирских безворсовых ковров; -
готлис
– вертикальный ткацкий станок; -
баслис
– горизонтальный ткацкий станок; -
заработка
– тканая кромка гобеленового полотна; -
ремизка
– картонная полоска; -
основная нить
– прочная нить, которая натягивается на станок; -
уток
– цветная нить, обвивающая нити основы, при помощи которой создаётся рисунок; -
палас
– безворсовый ковёр; -
килим
– постилка на нары или на пол.
2.

Введение новых знаний
:  беседа об особенностях современного ручного ткаче ства (Приложение II);  возрождение народного ручного ткачества (Приложение III);  ручное ткачество в Уральском регионе, паласное ткачество башкир (Приложение IV);  демонстрация (через мультимедийный показ) работ учащихся, выполненных в технике паласного плетения на первом занятии и оформленных самостоятельно дома;  тема «Древа жизни» в мировом искусстве;  о символике в декоративно-прикладном искусстве башкир через башкирские легенды народного эпоса;  показ образцов народного искусства; демонстрация слайда «Как это было» сопровождается «живой» музыкой курая, в исполнении студента музыкального училища (Приложение V). После общего рассуждения педагог проводит: a)
обобщение,
предлагая детям самим дать оценку полученной информации; б)
подводит итог,
выделяя основную мысль, заложенную в материале, информации, объясняет введение новых понятий, терминов; в )
делает

вывод,
давая советы и рекомендации по практическому применению материала, информации; г )
заключение.
Сформировав советы и рекомендации, детям предлагается использовать материал, информацию в своей практической деятельности.
3. Практическая работа:
 для закрепления информации демонстрация лучевого плетения учащимися на образцах.  пополнение словарика начинающего ткача новым понятием
:

лучевое плетение
– плетение по кругу.
4
4. Релаксация:
 упражнения на расслабление мышечных систем спины, шеи.
5. Самостоятельная работа:
 инструктаж – закрепление правил ТБ через фронтальный опрос;  постановка задачи (словесное объяснение задания): создание солярных символов в технике лучевого плетения шнурками, декорирование тесьмой, сутажом, вязаными кружевами, мотивами, сохранив народную цветовую гамму – белый, бежевый, коричневый, охристый, цветовые акценты – жёлтый, красный. Украшение «Древа жизни» солярными символами, создание коллективной интерьерной работы для оформления кабинета народных традиций;  контроль – наблюдение и помощь педагога во время самостоятельного выполнения работы; показ удачных решений работы; напоминание о правилах безопасности и культуры труда.
6. Подведение итогов занятия:
 создание общей коллективной композиции;  анализ - вербальный разбор и оценка выполнения работы каждым учащимся;  рефлексия – описания своего эмоционального и психологического состояния учащимся и педагогом.
7. Заключение:
 стимулирование – словесная психологическая поддержка успехов и достижений учащихся на занятии (оценивать каждого, сравнивая с самим собой, но не с другим учащимся);  прощание – организация уборки помещения дежурными; словесная мотивация для новой встречи.
Теоретическая справка для педагога
Ткачество – очень древнее ремесло, оно насчитывает пять тысяч лет. Самые первые тканые изделия не сохранились, но археологи находят очень старые камни, служившие грузом для натяжения основы на станке. Мы знаем, что ткали ещё древние греки, так как на греческих вазах изображены люди в тканых одеждах. Кроме того, некоторые легенды Древней Греции рассказывают о ткачестве. Например, легенда о богине Афине и женщине по имени Арахна. Они соревновались в том, кто из них лучше ткёт. Арахна выиграла, за что Афина превратила её в паука.
5 Самый древний кусок тканой материи был найден в Египте в гробнице фараона Тутмоса IV. Он датируется 1500 годом до нашей эры. Однако расцвет гобеленного искусства относится к другим го- сударствам. Обычно, когда речь заходит об искусстве создания гобеленов, вспоминается средневековая Западная Европа. А название «гобелены» они получат только в XVII веке, когда братья Гобеллен создадут целую мануфактуру по созданию этих уникальных и неве- роятно красивых тканей. Итак, гобелены и шпалеры - это, по сути, одно и то же. Правда, в дальнейшем смысл этих слов стал расходиться: за ткаными картинами впоследствии оставили название «гобелен», а ткани, которыми оббивались стены комнаты (прообраз обоев), стали называться шпалерами.
Немецкие

сюжетные

ковры.
Использовались станки для ткачества. Вертикальные станки назвали
«готлис»
, более сложные горизонтальные —
«баслис»
. Мастера гобелена работают на таких станках до сих пор. В шпалерах часто использовали библейские сюжеты. Особенно характерен для них широкий черный и цветной контур, окружающий почти все детали. «Апостолы Фома и Матвей».
Мильфлёры.
Старинные шпалеры, которые ткали во Франции, в Турени во второй половине XV — XVI вв. называют мильфлёры. Это слово происходит от французского «de mille fleures», что означает «тысяча цветов». Цветовое решение здесь особое. Фон необычайно красивого цвета украшен срезанными букетами цветов.
Аррасы.
Город Аррас во Фландрии был известен как центр шпалерного производства еще с середины XIV в. Объединяет их яркая декоративность, условность изображаемых сцен и деталей, свобода от бытовых реалистических подробностей. Здесь впервые начали использовать золотые и серебряные нити.
Вердюры.
Это шпалеры, целиком посвященные пейзажу. Их назвали французским словом «verdure», что означает «зелень, растительность».
6 Иногда на вердюрах появляются геральдические мотивы.
Гротески.
Гротески были распространены в античном искусстве. Во время раскопок в Риме в XV в. их обнаружили в настенных росписях древних помещений, которые назвали гротами. Узоры соответственно назвали гротесками (от фр. grotesque — причудливый).
Брюссельские вандтапейты.
Фландрия 16 века. Роскошные композиции с многочисленными действующими лицами заполняют все пространство ковра, их пышные одеяния придают шпалере необыкновенную декоративность.
Английские тепистри.
В Англии шпалеры начали производить лишь в 1619 г. Для шпалер использовались картоны Рубенса, «Деяния апостолов» Рафаэля, исторические сюжеты Ван Дейка, королевские портреты. С е р и я «Геро и Леандр», выполненная в 1630-1632 гг. по картонам Франтишека Клейна.
Петербургские

шпалеры.
В России шпалерное дело появилось гораздо позже, чем в Европе — в начале ХУШ в. Да и то, если бы не энергия Петра Великого, возможно, и не развивалось бы вовсе. Одно из произведений русского мануфактурного искусства – шпалера «Попугай на шестке», соткан по картине И. Гроота в 1770 г. Композиция очень лаконична и декоративна. В то же время видно традиционное для рус- ских мастеров внимание к реалистическим деталям. Виртуозно переданы перышки попугая и шерстка обезьянок, блики света на спелом винограде. Попугай держит надкушенное яблоко в когтях и, кажется, собирается что-то сказать...
Возрождение шпалерного искусства.
С 1957 по 1963 гг. Жан Люрса работал над главным своим произведением «Песней Мира» Серия из 10 ковров занимает площадь 500 м 2 . Она начинается с темы атомной войны, грозящей миру, показывает ужас разрушений и гибель людей . Но Люрса верит наша планета избежит хаоса. На ней наступит мир и согласие. Природа расцветёт, а Человек сможет жить
7 радостно и свободно. Брызги шампанского, смешавшись в полёте с бабочками (древнейший символ любви и плодовитости), оросят весь мир, под ними расцветут прекрасные ирисы и потечёт чудесная река шампанского Деятельность Жана Люрса и его единомышленников — художников Громэра, Сен-Санса, Ле Ду, Робэра и других — привела к настоящей революции в шпалерном деле. Развитие гобелена во Франции вызвало интерес у художников многих стран. Кроме сюжетно-изобразительного направления в гобелене, появились и чисто декоративные произведения. Они могли быть построены на красочных цветовых пятнах, линейных ритмах, простых или сложных ассоциациях. В 60-е гг. интерес к гобелену вырос настолько, что многие художники сами сели за ткацкий станок. Это привело к необыкновенным превращениям гобелена. Сначала он обрел преувеличенную рельефность за счет настилов, обвивок, ворса. Затем начал терять классическую прямоугольную форму, заменять перегородки и даже потолки и, в конце кон- цов, превратился в мягкую скульптуру. У истоков развития современного гобелена в Латвии стоял замечательный художник и прекрасный педагог Рудольф Хеймрат. Главное достижение его как педагога — умение выявить самобытные грани таланта будущего художника. В результате появились совершенно непохожие друг на друга мастера, составившие славу латышской школы гобелена: Э.Вигнере, Р. Богустова, Л. Постажа, Л. Музе, Э. Розенбергс, И.Якоби и другие. Творчество Рудольфа Хеймрата всегда отличает романтическая одухотворенность, внимание к материалу и разнообразным ткацким приемам. Цвет и свет — главное в произведениях художника. Цвет, в первую очередь, доносит смысловую нагрузку, настроение гобелена. Он часто является толчком к появлению замысла новой работы. В гобеленах Хеймрата человек и природа слиты воедино. Здесь почти нет отдельных четких форм. В гобелене «Отдых» прием свободной штриховки помогает легко осуществить идею автора. Но, что значит «легко»? Каждый сантиметр ткани включает
8 несколько нитей разных оттенков. Такой декоративный прием невозможно отразить в картоне. Осуществить идею может только сам автор. Мало того, Хеймрат сам занимался и окраской пряжи. А сегодня искусство ткачества гобеленов, которое чуть было не ушло в прошлое, возрождается и процветает. Новые материалы (сизаль, синтетические нити, фасонная пряжа, проволока) вносят новые нотки в традиционный процесс ткачества, позволяя создавать поистине уникальные вещи, каждая из которых обладает своим характером и хранит в себе частич- ку души мастера, ее создавшего. Гобелены красуются не только в музеях: ими украшают мебель, стены и даже потолки квартир и офисов. Вновь открываются частные мастерские по изготовлению гобеленов. Гобелен ручной работы вновь, как и в прошлые века, стоит немалых денег.
Ручное ткачество в Уральском регионе.
В Уральском регионе ручное ткачество является древним художественным ремеслом. Всем известны яркие, красочные тканые паласы, выполненные народными мастерами. В основном это гладкошерстные паласы с декоративной расцветкой. Начиная с простых разноцветных полос, заканчивая сложными орнаментами, мастера в своих работах воплощали красочность и декоративность собственного мировоззрения, тем самым, создавая национальную культуру. Все тканые изделия использовались в домашнем быту. Тканье ковров — распространенное ремесло в быту овцеводов, не менее значимое, чем кошмоделие. Богатство технических и художественных традиций коврового искусства со всей полнотой проявилось у башкир при изготовлении
безворсовых ковров
— паласов. Два-три столетия назад, при избытке руна, производство паласов, вероятно, было массовым явлением. Во второй половине ХIХ и в XX в. ковроткачество процветало на южных территориях, где сохранялся скотоводческий хозяйственно-бытовой уклад.
9 Юго-восточное ремесло отличалось самобытностью на всем протяжении XX века. Паласы ткали на узконавойном станке, без рамы, с нитченками из конского волоса и двумя подножками. Для прибивания утка вместо берда раньше использовали мечевидную дощечку. Свитая жгутом и прикрепленная к колу основа распускалась по мере надобности. Заготовка для паласа ткалась длинной и узкой (18— 24 см) полосой; к концу работы у ног ткачихи оказывался рулон готового материала. Его разрезали на куски по длине паласа (от 2,0 до 3,5 м). В ковре соединялось от пяти до семи полос. Аккуратные швы, выполненные встык, на лицевой стороне изделия были мало заметны. Узкие края обшивались цветным сукном, кумачом и другой одноцветной тканью. Готовые паласы обычно нашивались на войлок. Разостланные на нарах, они украшали башкирский интерьер. В прошлом ими застилали пол в гостевой части юрты. Небольшие паласы на кошме или стеганой постилке использовали для постели, на день, укладывая горкой на деревянной подставке или сундуке, вперемежку с вышитыми тюфячками и перинками. Продольно-полосатый орнамент без каймы являлся отличительной особенностью юго-восточных паласов. Он создавался разноцветными нитями основы. Для утка использовалась двойная конопляная пряжа, иногда с до- бавлением козьей шерсти, что придавало фактуре блеск. Были ковры и чистошерстяные. Мастерство ткачихи проявлялось, прежде всего, при сновании — навивании основы, когда предопределялся порядок чередования цветных полос. Для старинных паласов характерно преобладание бело-черно-серых или бело-коричневых сочетаний. Иногда монотонная расцветка оживлялась редкой красной или желтой полосой. Очевидно, уже в начале XX в. изготавливались и яркие ковры. Искусство изготовления продольно-полосатых ковров процветало очень долго. С десятилетиями красочная палитра стала разнообразней. Использовалась синяя, фиолетовая, бирюзовая, зеленая, оранжевая пряжа.
10 Анилиновые красители внесли в орнамент новые оттенки, полутона. Сот- канные во второй половине XX в. ковры отличались особенным многоцветием. Теперь уже неокрашенная пряжа пропускалась узкой полосой, фиксируя раппорт орнамента. Обычно он укладывался в ширину сотканной дорожки. Но иногда заготовки сшивались попарно односторонними кромками и раппорт охватывал две дорожки. При навивании основы и тканье в одних случаях выделяли цветом середину дорожки, в других — края. В последнем случае при соединении заготовок составлялись широкие многоцветные или, напротив, однотонные полосы. Разнообразие в линейный декор изначально вносили некоторые технические приемы. Ровные сплошные ленты перемежались с пунктирными и зубчатыми. Зубцы входили на стыке один в другой или располагались лесенкой. Они были частыми или редкими (чередование через одну, две нити утка), различными по ширине и длине. Менялась ширина цветных полос, в разной мере проявлялся фон. Определенный ритм и последовательность цветовых переборов характеризовали творчество отдельных мастериц. В XX в. на юго-западе Башкортостана традиции полосатого ткачества постепенно отошли на второй план. В оседлой жизни внимание ткачих сосредоточилось на изготовлении ковров с яркими орнаментальными композициями из геометрических элементов разной конфигурации. Это направление ковроткачества базировалось на более прогрессивной технологии — узоротворчестве с помощью утка. Есть основания полагать, что создание паласов с геометрическими узорами было известно некоторым этническим группам башкир и ранее. Об этом говорит характер орнамента, типичный для среднеазиатского и ближневосточного регионов. Наличие в западных районах Башкортостана рамного станка и производство узорных холстов способствовали развитию традиций ковроткачества. Узорные паласы, или килимы ткали двумя дорожками шириной 60—70 см. В отличие от полосатыхпостилочных ковров, килимы имели кайму, ее выполняли одновременно с основным узором.
11 Техника изготовления таких ковров идентична закладной, однако в отличие от холстов, ковры не имели просветов: утки разного цвета на стыке, перекрывая основу, сцеплялись. Основа могла быть из ссучен ных конопляных ниток или туго спряденных шерстяных. В XX в. употребляли соединенные по две-три толстые катушечные нитки. Для утка использовалась крашеная пряжа из овечьей шерсти. В старых паласах пре обладали насыщенные краски теплой тональности, слегка притушенные коричневым фоном. В паласах второй половины XX в. появились розовый, голубой, сиреневый, синий, фиолетовый, малиновый цвет. Техника полотняного переплетения нитей обусловила особенный стиль узоротворчества. Диагональные линии геометрического орнамента получались уступчатыми. Одним из распространенных мотивов в украшении килимов был уступчатый ромб — чаще прямоугольный, реже вытянутый в том или ином направлениях. Во многих ковровых изделиях ромбические фигуры стали основой орнаментальных композиций. Их дополняли треугольники, заполнявшие промежутки между ромбами или вписанные в абрис. Килим с ячеистым ромбическим орнаментом из д. Бикбулатово Кугарчинского района (1981 г.) был соткан в конце 40-х годов из шерсти пяти цветов: черной, красной, желтой, фиолетовой, голубой. В черных «клетках» помешались вписанные друг в друга ромбы: красный — голубой — желтый; желтый — голубой — красный; голубой — красный — фиолетовый; желтый — фиолетовый — красный. Как можно заметить, преобладали красный и желтый цвета. Кайма ограничивала только узкие стороны ковра; она состояла из черных, красных и желтых полосок. Такие килимы, как и полосатые ковры, ткали в качестве постилок на нары или на пол. На основе ромбической сетки происходило дальнейшее развитие орнаментального ткачества. Логически обусловленным было объединение ромбов-ячеек в более крупные фигуры, иногда с помощью цвета. Другим шагом было создание изначально обобщенной и укрупненной ромбической
12 композиции. Допускалось сочетание ромбов разной ве л и ч и н ы , трансформация ромбических фигур, дополнение их угловатыми завитками, рогами, треугольными выступами. В 50-е и 60-е годы в аулах по р. Деме и в Приуралье встречалось немало старинных килимов с мелкоячеистым, гармонично слаженным орнаментом. Нарядные паласы в XX в. украшали стену у кровати, орнаментальные композиции строились в расчете на визуальное восприятие в горизонтально растянутом положении. Наиболее опытные ткачихи в середине XX в. ткали ковры с многоцветными звездами, выделяя каждый сектор. В звезде соединялось попарно два, четыре цвета. В паласе из с.Ильчигулово Миякинского района каждую из восьми звезд определяли свой цветной контур и присущее только этой фигуре цветовое сочетание. Внутри зеленого и желтого контуров соеди- нялись коричневые, оранжевые, фиолетовые, белые лепестки; внутри оранжевых в одном случае коричневые, желтые, малиновые, голубые, в другом — красные, желтые, зеленые, розовые; в двух розовых контурах сочетались красные, оранжевые, желтые, зеленые; красные, оранжевые, белые, фиолетовые. «Буйство красок» особенно было характерно для Миякинского района. Здесь, а также кое-где в Забелье красочное поле с узких сторон украшали широкие декоративные бордюры с ромбическим узором. На узкой темной кайме, охватывающей поле вместе с бордюрами, самым распространенным обрамлением являлись цветные зубцы.
Древо жизни.
У древних башкир, как сообщает Ибн-Фадлан, существовал культ дерева. Ещё в недалёком прошлом жители башкирских деревень связывали старые дубы или берёзы, росшие около сёл с культом предков и верили, что эти растения имеют волшебного хозяина. С одухотворением дерева связан и тот факт, что с помощью можжевельника можно изгонять из домов нечистый дух. У каждой родо-племенной группы башкир было своё дерево: у усерген – рябина, у минцев – берёза, у табынцев – лиственница. Древо жизни очень часто изображено в башкирском декоративно-прикладном творчестве в виде
13 женщины – «Великой богини» - богини земли и плодородия. Древо жизни всегда охраняется: или птицами, или животными, зооморфные существа почтительно кланяются. Именно на хараусах (женская налобная повязка невесты) «Богиня земли» и «Древо жизни» нашли своё отражение, символизируя продолжение жизни
.
Один из женских знаков в народной символике башкир..
Солярная символика в искусстве башкир.
Солярные знаки символизировали культ солнца и луны– огня и света, символ оберёга от злых сил, жизни и добра, олицетворяли плодородие. Солярные знаки в разных видах и вариантах встречаются в изделиях народного ткачества, в аппликациях на мужских чекменях, на женских халатах. Солярные знаки встречаются и в изделиях декоративно-прикладного искусства – это многочисленные бляхи, бляшки, пряжки и подвески, серебряные блюда, обнаруженные среди археологических предметов. Солярные знаки, наряду с символикой Древа жизни, любимые женские символы. Их изображали на женских украшениях и одеждах: селтэрах (нагрудное женское украшение), кашмау (головной убор башкирки), елянах (женский халат). Солярной символикой женщина оберегала детородные органы (грудь – селтэр, область живота - елян), свою красоту – волосы (кашмау).
Словарик начинающего ткача:
Гобелен – тканые картины Шпалера – тканые ковры, занавеси для укрытия стен, простенков Паласное плетение – основной вид ткачества башкирских безворсовых ковров Готлис – вертикальный ткацкий станок Баслис – горизонтальный ткацкий станок Лучевое плетение – плетение по кругу
14 Заработка – тканая кромка гобеленового полотна Ремизка – картонная полоска Основная нить – прочная нить, которая натягивается на станок Уток – цветная нить, обвивающая нити основы, при помощи которой создаётся рисунок Палас – безворсовый ковёр Килим – постилка на нары или на пол
Схемы плетения.
Уточный репс (паласное плетение) Переплетение нитей
Лучевое плетение
1 способ: Вырезается круг из картона и по краям делаются надрезы, если используется шерстяная нить, то расстояние между надрезами 5 мм., если более грубая или толстая нить, то расстояние между надрезами увеличивается. Основа натягивается свободно, чтобы круг не сгибался, количество нитей основы (по периметру) должно быть нечётным. Уток проводят от центра, работа ведётся в технике репсового плетения (паласного).
15 2 способ: На картоне делаются надрезы по кругу и проводят в них нить. В конце выводится нить основы в первое отверстие. Нить утка привязывается к одному из стежков, натягивают её как основу через центр, затем прокидывается уток по кругу как в предыдущем варианте. Закончив работу нить, проходящую по кругу через проколы, разрезают с изнанки. Салфетку отделяют от картона и оформляют. 1 способ. 2 способ.
Список литературы:
1. Дворкина И. Гобелен за десять вечеров. –М.: Культура и традиции, 1998.– 184 с. 2. Лещенко Т.А. Нетканый гобелен. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 144с. 3. Скребцова Т. О., Данильченко Л.А. Плетение из шпагата, шнура, бечёвки. Идеи для интерьера. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 187с.
16 4. Сьюзи О’Рейли. Плетение. – СПб. – М.: Полигон. – 30 с. 5. Уталишвили Н. Эксклюзивный гобелен. Техника. Приёмы. Изделия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – 8- с. 6. Хлопцева Е.В. Гобелен: это модно. Сумки, пояса, панно. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 155 с. 7. Хромова С.А. Гобелен. – М.: Профиздат, 2008. – 112с. 8. Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир. – Уфа: Китап, 2006. – 199с. 9. Янбухтина А.Г. Декоративное искусство Башкортостана. XX век: от тамги до авангарда. – Уфа: Китап, 2006. – 224 с.


В раздел образования