Напоминание

Я-пешеход


Автор: Лобачева Лариса Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №98
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Программа по внеурочной деятельности
Тема: Я-пешеход
Раздел: начальное образование





Назад





Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Я – пешеход и пассажир» разработана на основе авторской программы «Я – пешеход и пассажир», Н.Ф.Виноградова, Сборника программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: « Вентана - Граф», 2011 г. в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), на основе Концепции спортивно-оздоровительного развития и воспитания личности гражданина России, Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ № 98. На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет
актуальность программы
во внеурочной деятельности в начальной школе. Направленность программы -
спортивно-оздоровительная.
Программой предусмотрено проведение занятий кружка«Я – пешеход и пассажир» в 1 классе 1 ч в неделю, всего 33 ч.
Целью
программы является формирование обязательного минимума знаний и умений младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.
Задачи программы:
1.Обучать школьников дорожной лексике и включать их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах; 2. Развивать у детей познавательные процессы, необходимые им для правильной и безопасной ориентации на улице; 3. Формировать у детей навыки и устойчивые положительные привычки безопасного поведения на улице. 4. Воспитывать любовь к ближнему: ценности чужой жизни.
Формы обучения
: - тематические занятия; - игровые уроки; - практические занятия ; - конкурсы, соревнования, на лучшее знание правил дорожного движения; - подготовка и проведение игр и праздников по ПДД; - изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения; - просмотр видеоматериалов по ПДД; - организация экскурсий на улицу.
Содержание программы « Я – пешеход и пассажир»

Ориентировка в окружающем мире
Форма предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). Цвет (цветовые оттенки) предметов (сравнение, называние, классификация). Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко — далеко; рядом, около; за; перед; ближе — дальше). Форма и цвет знаков дорожного движения (белый треугольник с красной полосой по краям; синий квадрат; белый круг с красной полосой по краю; синий круг с белой полосой по краю и др.)- Цвет и форма запрещающих знаков: «движение пешеходов запрещено», «движение на велосипеде запрещено». 2
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности. Дорога от дома до школы (кинотеатра, парка, магазина и пр.). Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный (узнавание, называние, различение). Транспортное средство. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход (узнавание, называние, особенности поведения).
Ты — пешеход
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту; движение по обочине при отсутствии тротуара; движение в тёмное время суток только в сопровождении взрослого. Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги: «пешеходный переход», «пешеходная дорожка», «подземный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход», «место остановки автобуса (троллейбуса)», «место остановки трамвая» (название, назначение, внешние признаки). Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком дорожного движения (правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода). Светофор пешеходный и транспортный. Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
Ты

пассажир
Правила поездки в транспортном средстве: не отвлекать водителя разговорами; не задерживаться у входа и выхода; вести себя спокойно и сдержанно, не высовываться из окна.
Планируемые результаты.
В результате освоения программы «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие
универсальные учебные действия
:
Личностные УУД:
 формирование обязательного минимума знаний и умений, которые обеспечивают развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах;  формирование мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Регулятивные УУД:
 умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;  формирование способности оценивать своѐ поведение со стороны;  формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;  формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения;  в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
Познавательные УУД:
 выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;  объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);  находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;  раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
Коммуникативные УУД:
 разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. 3
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п
Тема занятий

Кол

-во

час.

Элементы содержания

Дата

проведения

пл.

ф.

Ориентировка в окружающем мире – 12 часов
1 Для чего мы учим правила дорожного движения. 1 Б е с е д а о П Д Д . В о п р о с д л я обсуждения: «Что было бы в жизни, если бы не было правил дорожного движения?» Практическая работа: коллективное составление памятки «Где нужно соблюдать прав ила д о р ож н о го движения 2 История появления автомобиля и Правил дорожного движения 1 Ознакомление с историей появления автомобиля и Правил дорожного движения. -Воспитание дисциплинированности и ответственного отношения к соблюдению изложенным в ПДД о б я з а н н о с т я м п е ш е х о д о в и пассажиров. 3 Ф о рм а п р е д м е т о в окружающего мира (треугольник, круг, квадрат). 1 Знакомство с треугольником, кругом, квадратом. 4 Ц в е т ( ц в е т о в ы е оттенки) предметов. 1 Знакомство с цветовыми оттенками. С р а в н е н и е , н а з ы в а н и е , классификация.. 5 Пространственные положения: близко- далеко; рядом, около и т.д. 1 Чтение и обсуждение сказки Дж. Харриса «Как Братец Черепаха победил Братца Кролика» («Сказки дядюшки Римуса»). Дидактические игры: «Ближе — дальше», «Что мы видим из окна». 6 Форма и цвет знаков дорожного движения. 1 Беседа «Цвет и форма разрешающих з н а ко в » . Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Исправим подписи к знакам». 7 Ц в е т и ф о р м а запрещающих знаков. 1 Беседа «Цвет и форма запрещающих з н а ко в » . Д и д а к т и ч е с к а я и г р а «Исправим подписи к знакам». 8 Адрес местожительства. Дорога от дома до школы, магазина и пр. 1 Бе с еда «Мой путь в школу и домой» Дорога от дома до школы: разбор ситуаций. 9 Практическое занятие «Дорога домой». 1 Практическая работа: построение, разбор маршрутного листа (опасные места на улицах) И г р а - ко н с т ру и р о ва н и е « Ул и ц а 4
города». 10 Транспорт. Наземный, подземный, водный, воздушный. 1 В и д е о ф и л ь м « Т р а н с п о р т н ы е средства». Сюжетная игра «Расскажем малышам о правилах перехода улицы». Роли: старшие и младшие братья и сестры. Подвижная игра «Налево - направо». 11 Транспортное средство. 1 Практическая работа: составление п а м я т к и « П р а в и л а о ж и д а н и я автобуса». 12 Участники дорожного движения. 1 Практическая работа: коллективное составление памятки «Где нужно соблюдать прав ила д о р ож н о го движения». Беседа о ПДД «Движение на улицах города» 13 Мы идем по улице (экскурсия). 1 Беседа «Мой путь в школу и домой». Дорога от дома до школы: разбор ситуаций. Обратить внимание: название улицы, её описание, наличие транспорта и д о р о ж н ы х з н а к о в н а у л и ц е . С а м о с т о я т е л ь н ы е з а д а н и я : п о н а бл юд ат ь , ка к в од и т е л и и пешеходы выполняют ПДД. Подвижная игра «Налево - направо».
Ты – пешеход – 13 часов
14 Дорога. Тротуар как часть дороги. 1 Б е с е д а « У м е е м л и м ы наблюдать?». 15 Правила движения по тротуару. 1 Дидактическая игра «Можно — нельзя». Выставка рисунков «Помни, где можно играть » 16 Нас увидят в темноте. 1 Беседа «Какие цвета мы различаем в тёмных очках» Игра «Ателье». Задание: выбрать одежду для передвижения в сумерках 17 Знаки «пешеходный переход», «пешеходная дорожка» 1 Игра-конструирование «Перекрёсток» 18 Знаки «под земный пешеходный переход», «надземный пешеходный переход» 1 Б е с е д а , о б с у ж д е н и е « К а к переходить перекрёсток» 19 З н а к и « м е с т о остановки автобуса (троллейбуса)», «ме сто о с т а н о в к и трамвая». Экскурсия. 1 Беседа «Как мы будем переходить улицу». 20 Игра «Живые знаки» 1 Выставка рисунков«Внимание, 5
дорога!» 21 Правила перехода дороги при разных знаках пешеходного перехода. 1 Практическая работа: составление памятки « Мы переходим улицу» 22 Перекресток. 1 Р а с с к а з у ч и т е л я « В п е р е д и перекресток…» Б е с е д а , о б с у ж д е н и е « К а к переходить перекрёсток» 23 Р о л е в а я и г р а «Переходим дорогу» 1 П р а к т и ч е с к а я р а б о т а : моделирование перекрёстка дорог. С о з д а н и е п а м я т к и « К а к переходить перекрёсток 3. 24 Светофор пешеходный. 1 Рассказ учителя « С в е т о ф о р п е ш е хо д н ы й и транспортный». Рассказ учителя «Особенности сигналов светофора и д е й с т в и я п е ш е х о д о в в соответствии с ними». 25 Светофор транспортный. 1 Рассказ учителя « С в е т о ф о р п е ш е хо д н ы й и транспортный». Дидактическая игра «Исправим подписи к знакам». 4. 26 Особенности сигналов светофора и действия пешеходов. 1 Выставка рисунков « Д р у з ь я С в е т о ф о р а » Дидактическая игра «Исправим подписи к знакам».
Ты – пассажир – 9 часов
27 Правила поездки в автомобиле. 1 Рассказ, обсуждение различных ситуаций в транспорте 28 Правила поездки в автобусе, троллейбусе. 1 Беседа «Правила поездки в т р а н с п о р т н о м с р е д с т в е » . Практическая работа: составление памятки «Мы едем на автобусе 29 Правила поездки в метро. 1 Б е с е д а , р а с с м а т р и в а н и е и л л ю с т р а ц и й « О с т а н о в к а транспорта». 30 Опасные ситуации. 1 Рассказ учителя «Что т ако е опасная ситуация» (с использованием иллюстраций). Обсуждение различных ситуаций в транспорте 31 Подготовка к проекту «Правила движения - достойны уважения!» 1 Обсуждение и подготовка проектов. Закрепление знаний о правилах поведения в транспорте. 32 Презентация проектов «Правила движения - достойны уважения!» 1 П р о с м о т р и о б с у ж д е н и е презентаций. Отработка навыков поведения пешехода на дороге 6
33 Урок-игра «Азбука безопасности». 1 Ответы на итоговые вопросы, проведение беседы по изученному материалу. Викторина «Я знаю ПДД!» Выставка рисунков «Мы – пассажиры» Ресурсное обеспечение
Название программы,

автор

Характеристика учебно-методического обеспечения
« Я — п е ш е х о д и пассажир» Автор-составитель Н.Ф.Виноградова, Москва, изд-во «Вентана-Граф», 2011 «Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы», под ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва, изд-во «Вентана-Граф», 2011 «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей», автор А.Усачев, Москва, изд-во «Самовар», 2011 «Правила дорожного движения», автор В.А.Крутецкая, Санкт- Петербург, изд-во «Литера», 2013 «Про правила дорожного движения», автор С.Ю.Волков, Москва, изд-во «Омега-Пресс, 2013 Плакаты «Правила дорожного движения» Раздаточный материал: дорожные знаки, форма и цвет предметов, дорожный транспорт и т.д.
Учебно-практическое оборудование



п/п

Наименование объектов и средств материально-

технического обеспечения

Количество
1 Светофор 5 шт 2 Дорожные знаки 50 шт 3 Дорожная разметка 5 шт 4 Транспортные средства 10 шт 5 Плакаты с различными ситуациями на дороге 3 шт 6 Жезл 3 шт 7 Свисток 2 шт 8 Велосипед 3 шт 9 Шарики для эстафет 9 шт 10 Мяч 9 шт
Литература для учителя и родителей:
1. Камакин О.Н. «Игры, конкурсы, инсценировки, посвященные безопасности дорожного движения».// «Классный руководитель».-2007.- №5 2. Правила дорожного движения. Книга для учащихся 1 класса. В.Рублях. М.: Просвещение, - 1980. 3. Правила дорожного движения для школьников и малышей. Д.Орлова. М.: АСТ, - 2008. 4. Про правила дорожного движения. С.Волков. М.: Омега, - 2005. 5. Сценарии школьных праздников./ Сост. Н.Н. Романова. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005.
Литература для детей
(в разных изданиях): 1. А. Барто «Любочка» 2. А. Северный "Светофор" 3. В. Клименко "Зайка велосипедист" 7
4. В. Клименко "Кто важнее всех на улице". 5. Н. Носов "Автомобиль" 6. О. Бедорева "Азбука безопасности" 7. С. Яковлева "Светофор" 8. С.Михалков "Велосипедист" 9. С.Михалков "Моя улица"

8


В раздел образования