Информационные технологии, как средство повышения интереса у учащихся к логопедическим занятиям
Автор: Стурова Людмила Степановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ гимназия им. А.В. Кольцова Населённый пункт: Воронеж Наименование материала: Статья Тема: Информационные технологии, как средство повышения интереса у учащихся к логопедическим занятиям Раздел: начальное образование
интереса у учащихся к логопедическим занятиям
Выполнила: учитель-логопед МБОУ
гимназии им. А.В. Кольцова г. Воронеж
Стурова Людмила Степановна
Тел. +7(473)252-21-37
Сот. тел. +7(910)283-46-60
Email: sturova.lyudmila@mail
2016
1.
Введение
Наша речь – важнейшее средство человеческого общения – тесно связана с
формированием всех высших психических функций человека. Нарушения речи
отрицательно сказываются либо на развитии отдельных звеньев психической
сферы, либо на её развитии в целом. Любое нарушение речи в той или иной
степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо
говорящие, начиная осознавать свой дефект, становятся молчаливыми,
застенчивыми, нерешительными. Это может привести к тому, что ребёнок может
замкнуться, будет испытывать трудности в общении со сверстниками, что
наложит отпечаток и на его развитие в целом. Наличие даже слабовыраженных
дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для
успешного усвоения ребёнком программы общеобразовательного учреждения.
За последние годы значительно увеличилось число учащихся начальной
школы, имеющих различные отклонения в речевом развитии. Так в нашу
гимназию в прошлом учебном году в 1-й класс пришло 78 учащихся. Из них
речевые нарушения имеют 34 ребёнка. Что составляет 43% от числа учащихся 1-
ых классов. 18 детей имеют фонетический дефект (нарушения
звукопроизношения), 16 имеют другие речевые нарушения, которые в
последствии приведут к недостаткам письма и чтения, и как следствие, станут
препятствием для усвоения ребёнком программы общеобразовательного
учреждения, особенно по русскому языку.
На помощь к таким детям приходит школьный логопед. Он оказывает
помощь учащимся, испытывающим трудности в общении и обучении.
Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в своих силах,
способствует развитию его познавательных способностей. Меняются его взгляды
на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к
установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым
знаниям. Ребёнок становится полноценной личностью.
Поэтому проблема коррекции речевых нарушений в настоящее время
является весьма актуальной.
Сегодня недостаточно использовать традиционные технологии в
коррекционной работе. Всё чаще возникает необходимость поиска новых
подходов, технологий и приёмов для устранения речевых нарушений.
Создать мотивацию к посещению занятий мне помогают информационные
технологии.
Цель применения информационных технологий: коррекция речевых
нарушений, повышение интереса детей к логопедическим занятиям,
эффективности и качества коррекционной работы.
Работа школьного логопеда включает в себя исправление дефектов
звукопроизношения и коррекцию недостатков письма и чтения.
На занятиях по коррекции недостатков письменной речи мною
используются информационные технологии. Это логопедические программы
«Игры для тигры», «Научите меня говорить правильно», а также слайды и
самостоятельно созданные презентации.
На фото 1 мы видим работу детей над составлением пересказа.
(Компьютерная программа «Учимся говорить правильно»). Сначала дети слушают
рассказ, затем появляются картинки, которые дети расставляют сами в
определённой последовательности. По этим картинкам они составляют пересказ.
При выполнении этих заданий компьютер выступает не только источником
информации и наглядности,
но и развивает внимание и память мышление. Так как сначала нужно внимательно
прослушать рассказ, а потом попытаться правильно расположить картинки, а
затем как можно ближе к тексту пересказать рассказ.
Наиболее важным является то, что ученик сам работает за компьютером, а
не просто смотрит на экран и является пассивным участником занятия. Ребёнок-
логопат с гордостью рассказывает одноклассникам о том, что он сам работал на
компьютере, и в дальнейшем на занятия он идёт с удовольствием.
Фото 1
При коррекции недостатков письменной речи мною также используются
программно-дидактический комплекс «Логомер». Этот комплекс включает в себя
много игр на развитие фонематического слуха, звукобуквенного анализа, слоговой
структуры слова, грамматического строя речи. А также этот комплекс включает в
себя конструктор картинок, где можно учителю-логопеду самому создавать
различные задания.
На занятиях по коррекции недостатков произношения звуков я использую эти
же программы: (Фото 2). Эти программы включают в себя упражнения на
развитие дыхания. Комплекс «Логомер» включает в себя артикуляционную
гимнастику, здесь учитель-логопед может самостоятельно создавать те задания,
которые нужны для постановки и автоматизации того или иного звука.
Фото 2
Выводы
Компьютер на логопедических занятиях заменяет наглядный и
дидактический материал, игру, предметные и сюжетные картинки. Применение
компьютерных технологий является удобным источником информации,
наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует
ребёнка, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в
работе.
Информационные технологии являются дополнением к традиционным
методикам коррекции речевых нарушений. Они позволяют сделать
логопедические занятия более привлекательными и интересными для детей,
создают мотивацию к посещению занятий. Психологами доказано, что знания,
усвоенные без интереса, не окрашенные собственными эмоциями не затрагивают
мыслей ребёнка, не вызывают интереса. Наиболее полно и отчётливо
воспринимается, и запоминается ребёнком то, что было ему интересно. Именно
такое восприятие и усвоение будет опорой прочных знаний.
У детей повышается чувство заинтересованности, появляется
удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие
психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно
сказывается на результативности коррекционно-развивающего обучения и делает
его более эффективным.
Список литературы
Акименко В.М. «Исправление звукопроизношения у дошкольников»
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015
Акименко В.М. «Новые логопедические технологии», Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2008
Лапп Е.А., Фролова Н.Г. «Современный логопедический урок», Волгоград,
«Учитель», 2009