Напоминание

Информационные технологии, как средство повышения интереса у учащихся к логопедическим занятиям


Автор: Стурова Людмила Степановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ гимназия им. А.В. Кольцова
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Информационные технологии, как средство повышения интереса у учащихся к логопедическим занятиям
Раздел: начальное образование





Назад





Информационные технологии, как средство повышения

интереса у учащихся к логопедическим занятиям
Выполнила: учитель-логопед МБОУ гимназии им. А.В. Кольцова г. Воронеж Стурова Людмила Степановна Тел. +7(473)252-21-37 Сот. тел. +7(910)283-46-60 Email: sturova.lyudmila@mail 2016
1.
Введение
Наша речь – важнейшее средство человеческого общения – тесно связана с формированием всех высших психических функций человека. Нарушения речи отрицательно сказываются либо на развитии отдельных звеньев психической сферы, либо на её развитии в целом. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой дефект, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Это может привести к тому, что ребёнок может замкнуться, будет испытывать трудности в общении со сверстниками, что наложит отпечаток и на его развитие в целом. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программы общеобразовательного учреждения. За последние годы значительно увеличилось число учащихся начальной школы, имеющих различные отклонения в речевом развитии. Так в нашу гимназию в прошлом учебном году в 1-й класс пришло 78 учащихся. Из них речевые нарушения имеют 34 ребёнка. Что составляет 43% от числа учащихся 1- ых классов. 18 детей имеют фонетический дефект (нарушения звукопроизношения), 16 имеют другие речевые нарушения, которые в последствии приведут к недостаткам письма и чтения, и как следствие, станут препятствием для усвоения ребёнком программы общеобразовательного учреждения, особенно по русскому языку. На помощь к таким детям приходит школьный логопед. Он оказывает помощь учащимся, испытывающим трудности в общении и обучении. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в своих силах, способствует развитию его познавательных способностей. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям. Ребёнок становится полноценной личностью. Поэтому проблема коррекции речевых нарушений в настоящее время является весьма актуальной.
Сегодня недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Всё чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приёмов для устранения речевых нарушений. Создать мотивацию к посещению занятий мне помогают информационные технологии. Цель применения информационных технологий: коррекция речевых нарушений, повышение интереса детей к логопедическим занятиям, эффективности и качества коррекционной работы. Работа школьного логопеда включает в себя исправление дефектов звукопроизношения и коррекцию недостатков письма и чтения. На занятиях по коррекции недостатков письменной речи мною используются информационные технологии. Это логопедические программы «Игры для тигры», «Научите меня говорить правильно», а также слайды и самостоятельно созданные презентации. На фото 1 мы видим работу детей над составлением пересказа. (Компьютерная программа «Учимся говорить правильно»). Сначала дети слушают рассказ, затем появляются картинки, которые дети расставляют сами в определённой последовательности. По этим картинкам они составляют пересказ. При выполнении этих заданий компьютер выступает не только источником информации и наглядности, но и развивает внимание и память мышление. Так как сначала нужно внимательно прослушать рассказ, а потом попытаться правильно расположить картинки, а затем как можно ближе к тексту пересказать рассказ. Наиболее важным является то, что ученик сам работает за компьютером, а не просто смотрит на экран и является пассивным участником занятия. Ребёнок- логопат с гордостью рассказывает одноклассникам о том, что он сам работал на компьютере, и в дальнейшем на занятия он идёт с удовольствием.
Фото 1 При коррекции недостатков письменной речи мною также используются программно-дидактический комплекс «Логомер». Этот комплекс включает в себя много игр на развитие фонематического слуха, звукобуквенного анализа, слоговой структуры слова, грамматического строя речи. А также этот комплекс включает в себя конструктор картинок, где можно учителю-логопеду самому создавать различные задания. На занятиях по коррекции недостатков произношения звуков я использую эти же программы: (Фото 2). Эти программы включают в себя упражнения на развитие дыхания. Комплекс «Логомер» включает в себя артикуляционную гимнастику, здесь учитель-логопед может самостоятельно создавать те задания, которые нужны для постановки и автоматизации того или иного звука.
Фото 2
Выводы
Компьютер на логопедических занятиях заменяет наглядный и дидактический материал, игру, предметные и сюжетные картинки. Применение компьютерных технологий является удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе. Информационные технологии являются дополнением к традиционным методикам коррекции речевых нарушений. Они позволяют сделать логопедические занятия более привлекательными и интересными для детей, создают мотивацию к посещению занятий. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными эмоциями не затрагивают мыслей ребёнка, не вызывают интереса. Наиболее полно и отчётливо воспринимается, и запоминается ребёнком то, что было ему интересно. Именно такое восприятие и усвоение будет опорой прочных знаний.
У детей повышается чувство заинтересованности, появляется удовлетворённость результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционно-развивающего обучения и делает его более эффективным.

Список литературы
Акименко В.М. «Исправление звукопроизношения у дошкольников» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2015 Акименко В.М. «Новые логопедические технологии», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008 Лапп Е.А., Фролова Н.Г. «Современный логопедический урок», Волгоград, «Учитель», 2009


В раздел образования