Автор: Усманова Джамиля Анжельевна Должность: концертмейстер дмш Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №1" Населённый пункт: город Казань, Татарстан Наименование материала: конспект урока Тема: " Танцевальная культура Молдавии" Раздел: дополнительное образование
РЕПЕРТУАР АНСАМБЛЯ
Русские танцы
Полянка
Времена года - cюита
Лето
Зимушка
Вензеля
Шестера - уральский танец
Задиристые частушки
Русский перепляс
Метелица - (Снегурка)
Белорусские танцы
Лявониха
Крыжачок
Полька "Янка"
Бульба
Полька "Мама"
Юрочка - (Деревенский Дон Жуан)
Украинские танцы
Веснянки - сюита
Выход девушек - (Девичья печаль)
Прощание
Гадание - сцена с венками
Большой танец
Каблучок
Выход парубков
Возвращение
Встреча и величание
Гопак
Молдавские танцы
Жок улмаре - сюита, (Большой жок)
Хора - танец девушек
Чиокирлия - (Жаворонок)
Жок
Молдавеняска
Коаса - (Косари)
Табакеряска - (Прачка)
Сфределуш - сельскохозяйственный танец
Молдаваночка
Хитрый Макану - сюита
Танец парней
Танец девушек
Объяснение в любви
Общий выход
Сырба - очень быстрый танец
Юла
Киргизские танцы
Юрта
Кыз кумай - (Догони девушку)
Танец киргизских девушек
Узбекские танцы
Пахта - (хлопок)
Танец с блюдом
Танец девушек "Сафаили"
Уйгурский танец, (национальный погремушечный инструмент)
Таджикские танцы
Танец девушек
Мужской воинственный танец с кинжалом
Танец с дойрой - (восточное название бубна)
Казахские танцы
Кок-пар
Монгольские танцы
Монгольские наездники
Монгольская статуэтка
Танец монгольских борцов
Башкирские танцы
"Семь красавиц"
Бурятские танцы
"ЦАМ" - сюита
Цаган-убгун - (седой старик)
Танец змей
Выход Смерти
Старик и ворон
Выход ацирей - (воинствующих злых духов)
Истязание Цаган-убгуна
Битва Белого Батыря с ацирями
Выход джамцаранов - (чертей, принимающих обличие святых)
Калмыцкие танцы
Чичирдык - (Парящий орел)
Ишкымдык - (Два всадника)
Осетинские танцы
Симп
Гуцульские танцы
Аркан - мужской пастушеский танец
Танец девушки и двух парней
Грузинские танцы
Картули - (Лекури)
Хоруми - аджарский танец
Азербайджанские танцы
Чабаны - танец карабахских пастухов
Десмолы - женский танец
Газахи - мужской танец
Армяно-курдские танцы
Майнуки - сюита
Керцы - мужской воинственный танец
Крынги - женский трудовой танец
Ваграми
Шейхана - женский свадебный танец
Латвийские танцы
Сюита из трех танцев
Литовские танцы
Сюита из пяти танцев
Эстонские танцы
Эстонская полька через ножку
Хиу-вальс
Эстонская сюита из трех танцев
Польские танцы
Полонез
Трояк
Оберек
Краковяк
Мазурка
Полька-лабиринт
Венгерские танцы
Чардаш
Понтозоо - танец точками с отбивкой по сапогам, (Хлопушки)
Прощание
Девичий танец с бутылками на голове
Танец со шпорами
Болгарские танцы
Сюита из пяти танцев
Румынские танцы
Бриул
Мушамауа - оашский веселый массовый танец
Финский танец
Комическая полька
Немецкие танцы
Немецкий вальс
Китайские танцы
Танец с барабанами
Танец с лентами
Сан ча коу - (На перекрестке)
Большая пантомима
Якутские танцы
Добрый охотник
Нанайские танцы
Фехтование на палках - нанайская народная игра
Борьба двух малышей - сценка
Вьетнамские танцы
Танец с бамбуком
Чешские танцы
Чешская полька
Словацкий танец
Греческие танцы
Сертаки - мужской танец, музыка М.Теодоракиса
Танец девушек
Общий хоровод
Мужской танец четверками
Общий финальный танец
Итальянские танцы
Сицилизнская тарантелла - (La karetta)
Испанские танцы
Испанская баллада - музыка Пабло де Луна
Арагонская хота - музыка М.И.Глинки
Ирландские танцы
Молодость
Югославские танцы
Сербиянка - сербский танец
Кукунешти - сербский мужской танец
Македонский женский танец Дзюрдевка - черногорский воинственный танец
Селянчица - сербский танец
Танцы крымских татар
Черноморочка
Танец казанских татар
Торгутский танец
Цыганский танец
Корейский танец
Чувашский танец
Марийский танец
Танцы Латинской Америки
Аргентина
Маламба
Гаучо - танец аргентинских пастухов
Таверна - одноактная картина
Танец официантов
Разговор гида с туристами
Танго трех пар
Танго четырех пар
Красотка и гангстер
Танго двух пар
Танго трех пар
Танго туристов
Сцена с бутылкой
Общий уход
Матросы и проститутка
Мексика
Мексиканская сюита
Общий выход
Танец двух кавалеров
Танец девушек
Голубь - (La paloma)
Венесуэлла
Хоропа
Танцы США
Сквер-данс Назад к обезьяне - (Пародия на Рокк-н-Ролл)
Цикл "Картинки прошлого"
Подмосковная лирика
Городская фабричная кадриль Трепак - музыка П.И.Чайковского из балета "Щелкунчик"
Сюита из старинных русских танцев
Выход девушек
Хоровод
Коробочка - лирический танец
Травушка - (Восемь девок один я)
Мужской пляс
Общий финал
Два Первомая
Дореволюционная маевка
Вальс курсисток и студентов
Кадриль
Пьяная пляска
Варшавянка
Хасбулат
Победный Первомай
Соревнование
Шуточный
Матросов
Хиу-вальс - эстонский танец
Молдаваночка
Гопак-коло - (По кругу)
С гармошкой
Возвращение
Милиция
Встреча
Физкультурный вальс
Парад республик
По дворам
Слепой музыкант
Уличная певица
Бродячий цирк
Ухажеры - жанровая сценка городского быта
Полька-красотка с фигурами и комплиментами
Скоморошьи игрища
Семейные радости - еврейская сюита
Разговор двух евреев
Предпраздничная суета
Приход гостей
Выход семьи невесты
Выход семьи жениха
Помолвка
Величание жениха и невесты
Танец трех евреев
Второй танец трех евреев
Танец отца жениха и отца невесты
Танец двоих гостей
Танец еврейских девушек
Мужской танец с бутылками
"Хаве нагила" и финал
Цикл "Cоветские Картинки"
Колхозная улица
Тракторные частушки
Председатель колхоза и бухгалтер - (Спор)
Подружки
"Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех..."
Ту-степ - пародия на приверженцев модных городских танцев
Почтальонша
Дети
Старики
Танцы, поставленные Игорем Моисеевым
Русская красноармейская пляска
Призывники
Молдаванин
Лезгин
Украинец
Русский
Красноармейский пляс
Партизаны
Праздник труда — пятнадцать танцевальных фрагментов
Флотская сюита - (День на корабле)
Аврал
Машинное отделение
Танец поваров
Танец моряков
Яблочко
Футбол - хореографическая сценка,
музыка А.Цфасмана
Дорога к танцу
Класс-концерт
Станок
Середина
Проходки
Перепляс
Гопак-коло - украинский танец
Полька
На катке - музыка Иоганна Штрауса
Вальс конькобежцев
Девушка и юноша
Соревнования виртуозов
Парад Галоп и финал
Ночь на лысой горе
в двух картинах:
Ярмарка - музыка народная
Выход музыкантов и общий танец
Жмурки
Танец девушек
Выход парней и общий танец
Черевички
Танец цыгана
Тропотянка - девичий танец
Выход парней
Карусель
Метелица - украинский танец
Танец пьяниц
Пацюк и черт
Ночь на Лысой
гope - музыка М.П.Мусоргского
Прилет ведьм
Выход чертей и ведьм
Выход Чернобога
Оргия
Выход Кащея
Черти и ведьмы
Вакханалия
Истязание Пацюка
Общий расход
Свидание на рассвете
Финальный гопак
Половецкие Пляски - одноактный билет,
музыка А.П. Бородина
Выход Хана
Танец пленниц
Танец мальчиков
Танец лучников
Выезд всадников
Общий танец
Танец пастухов
Воинственный танец
Финал
Танцы из балета "Спартак"
- музыка А.И. Хачатуряна
Вакханалия
Выход гладиаторов
Андобаты - (Бой в слепых шлемах)
Ретиари и мермелон - (Рыбак и рыбка)
Битва фракийцев и самнитов
Эстрадный номер
Полька-лабиринт
При всем разнообразии танцев каждый
номер, показанный ансамблем,
отличается грациозностью, свободой
исполнения, своеобразным
темпераментом, отражающим характер
русского народа.
"Стампа", Италия
Украинский танец «Гопак».
Гопак (от укр. гоп — восклицание,
произносимое во время танца; отсюда же
глаголы гопати — топать, гопкати — прыгать)
— национальный украинский танец.
Музыкальный размер гопака — 2/4.
Историю возникновения гопака связывают с боевыми
тренировками казаков Запорожской Сечи в 16-18
веках. Поэтому первоначально это был
исключительно мужской танец. Гетманы, взяв булаву,
начинали плясать в центре круга, а входившие в круг
казаки подтверждали этим их главенство.
Все танцы программы полны
восхитительной красоты, изящной
грации и мужества... костюмы
ослепительны... Эти русские
танцуют как дьяволы.
"Утрехте Ниеувсблад", Голландия
БАЛЕТ ИГОРЯ МОИСЕЕВА
Игорь Моисеев
непосредственный
задор фольклора, с
его неожиданной и
всегда желанной
импровизацией,
легко и естественно
вдохнул в строгие
формы
сценического танца.
ЛЯВОНИХА
Лявониха
-(от белорусского имени Лявон;
Лявониха - его возлюбленная, жена) –
белорусский народный танец (парно-массовый),
сопровождается мелодией песни шуточного
содержания.
Танец динамичный, жизнерадостный.
Темп живой.
Украинские и белорусские народные танцы
имеют общую тематику (сельскохозяйственные
работы, труд и быт крестьян);
перепляс, часто встречающийся в народных
танцах;
парные, массовые пляски;
Мужской танец отличают необыкновенная
жизнерадостность, юмор, размах, уважительное
отношение к партнерам;
Для женского танца характерны плавность,
задушевность, женственность, благородство.
МОЛДАВСКИЕ ТАНЦЫ
Молдавский танец – один из наиболее древних
видов народного искусства, его можно считать
настоящей «поэмой нации», ведь когда танцуют
молдаване, «говорят сердца».
Каждое движение повествует о таланте и
духовных качествах народа на разных
исторических этапах.
Народ, создавший уникальные танцы, занимался
хлебопашеством, разводил сады, выращивал
виноград, пас стада.
КОСТЮМ ЖЕНЩИН
Женский костюм состоит
из рубашки, безрукавки,
нижней и верхней юбок,
двух фартуков и косынки.
Женский костюм состоит
из рубашки, безрукавки,
нижней и верхней юбок,
двух фартуков и косынки.
КОСТЮМ МУЖЧИН
Мужской костюм состоит из
рубахи, жилетки и шаровар.
Мужской костюм состоит из
рубахи, жилетки и шаровар.
ЖОК
Жок (молд. joc — игра, танец)
— массовый молдавский и
румынский народный танец.
Движение танца динамичное.
В разных районах Молдавии
существуют самостоятельные
варианты музыки и
танцевальных шагов жока.
Жок также обозначает
массовое народное гулянье.
СТИЛИ МОЛДАВСКОГО
ТАНЦА
Для молдавских народных танцев характерно стилевое
разнообразие в зависимости от региона страны;
встречается множество ритмов и темпов;
различных положений рук с плавными, элегантными
движениями в женских танцах и виртуозностью в
мужских;
чётко обозначенная последовательность технических
элементов определяет ярко выраженные национальные
особенности молдавских народных танцев
СТРУКТУРА И ТИП
ДВИЖЕНИЯ
По ритмической структуре и типам движений танцы можно
классифицировать следующим образом
:
• тип «сырба» (размер 2/4, исполняются быстро мужчинами и
женщинами, образующими круг, положение рук – на плечах),
• тип «бэтута–хора» (размер 2/4, исполняются быстро, как правило,
танцуются мужчинами и включают виртуозные движения);
• хоры (исполняются и мужчинами, и женщинами, в обоих случаях
танцующие образуют круг или полукруг и держатся за руки),
• тип «остропэц» (связаны с ритуальными танцами, размер – 7/16
или 3/8, исполняются быстро, как правило, сольно, в руках
танцующие держат какой-либо предмет из приданого),
• тип «хора–маре» (размер 6/8 или 3/8, исполняются медленно и
умеренно, участники образуют круг, держатся за руки, которые
согнуты в локтях и приподняты на уровне плеч).
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
МОЛДАВСКИХ ТАНЦЕВ:
Для молдавских танцев очень характерен быстрый
темп, искрящийся темперамент и значительно меньше в
молдавской хореографии танцев медленных, плавных.
Рисунок танца изобилует продвижениями но кругу, по
диагонали, выстраиванием в полукруг, линиями.
Движения легкие, быстрые.
Широко распространение в Молдавии имеет танец
«Сырба», само название которого показывает его
близость к сербскому народу. «Сырба» отличается
быстрым темпом, синкопированным ритмом, резкими
акцентами
Интересны также танцы «Русиска», т.е. танцевать по-
русски, «Цыгыияска» - танцевать по-цыгански,
«Болгэряска» - танцевать по-болгарски.
ИТОГ УРОКА:
Молдавские народные танцы известны
своим жизнерадостным характером и
темпераментом. Медленная «Хора»,
широкая «Молдовеняска», огневая «Сырба»
отражают труд, быт и характер людей.
Элементы молдавского танца – подскоки,
различные ходы, прыжки, вращения в
сочетании со сложными движениями рук и
трудными ритмами в ногах.
ФЛУЕР
Он делается из ценных
пород древесины. Древний
инструмент пастухов
(чабанов), которые с его
помощью собирали скот в
стадо. Встречается, также,
в балканских странах.